Психология эмоциональных отношений
Вы будете перенаправлены на Автор24
Регулятивная роль эмоциональных отношений
Эмоциональные отношения – это переживания человеком своего отношения к себе самому и к окружающей действительности, которые регулируются в основном эмоциональной сферой.
В жизни людей эмоциональные отношения играют очень большую роль. В иерархии ценностей стабильные эмоциональные отношения, как показали социологические исследования, занимают верхние места, поэтому можно предположить, что эмоциональные отношения между людьми выступают в качестве регуляторов поведения.
Люди оценивают друг друга более высоко, если они вовлечены в эмоциональные отношения – на вербальном уровне это проявляется в доброжелательном общении. В беседах с другими людьми партнеры положительно характеризуют друг друга, что является особенно важным в ситуации межгруппового конфликта – группа в глазах посторонних людей выглядит сплоченной.
Группа, которая характеризуется высоким уровнем аттракции, интересна тем, что члены этой группы могут между собой спорить и критиковать, не опасаясь отрицательного влияния на взаимоотношения. В результате в такой группе всегда поддерживается творческая атмосфера.
Уровень конформности и имитации зависит от аттракции, и оба эти феномена будут проявляться сильнее, если человек, к которому субъект испытывает симпатию, служит моделью. Благодаря аттракции происходит быстрое овладение членами группы как знаниями и навыками, так и опытом, передающимся от одного к другому. Значительно чаще будут общаться друг с другом те люди, между которыми аттракция будет выше. Высокий уровень аттракции приводит к большей точности межличностного восприятия, а присутствие приятных для человека людей, помогает справляться со стрессом.
Регулятивная роль эмоциональных отношений хорошо проявляется в создании семьи. Ведущей причиной заключения брака, например, является любовь, как показывают данные социально-психологических и социологических исследований.
Готовые работы на аналогичную тему
Понять до конца регулятивную роль эмоциональных отношений, ограничиваясь анализом одной культуры, невозможно, здесь необходимы межкультурные сравнения.
Любовь, в некоторых обществах, не входит в число причин для заключения брака, а в других – эмоциональные отношения между супругами считаются даже крайне нежелательными. В том обществе, где родители подбирают будущего мужа или жену, эмоциональное тяготение друг к другу в создании семьи существенной роли не играет. Уменьшается влияние любви, где есть принуждение к вступлению в брак. Возрастает роль любви, там, где отсутствует экономическое или иное принуждение, любовь способствует установлению эмоциональных контактов с другими.
Однако роль любви к данной функции не сводится, в ряде культур она способствует достижению более высокого статуса, являясь, таким образом, полифункциональной.
Динамика эмоциональных отношений
На первом этапе развития эмоциональные отношения формируются не как диадический феномен, а ещё как индивидуальный, не зависящий от воли и действий субъекта. Однако в следующее мгновение положение меняется и в тех условиях, когда у человека есть возможность выбора партнера, только от его решения будет зависеть продолжение отношений.
Субъект осуществляет выбор — продолжать отношения или их прекратить, но, очевидно, существуют какие-то внешние и внутренние условия, заставляющие его это делать. В решении данного вопроса существует подход, получивший название концепция фильтров, согласно которой отношения в своем развитии проходят через них.
Пара, не прошедшая через какой-либо фильтр, вынужденно сохраняет отношения или их прекращает, положительные чувства либо просто исчезают, либо становятся враждебными.
Безусловно, эта фильтрационная модель учитывает далеко не все моменты общения, да и у каждой пары отношения индивидуальны и развиваются своим способом. На начальном этапе развития отношений, и на последующих стадиях люди уже фактически разные, а это значит, что фильтры для них тоже должны измениться. Однако есть и другая сторона – психологические модели не обязательно должны соответствовать каждому конкретному случаю, поскольку любая теория – есть упрощенная реальность.
Развитие эмоциональных отношений можно сравнить с продвижением по сужающемуся коридору, который перегорожен целой системой фильтров. Чтобы продвигаться дальше, необходимо каждый фильтр преодолеть, только тогда можно достичь устойчивых и глубоких отношений.
Интересно, что на одном этапе одни и те же факторы могут способствовать возникновению симпатии, а на другом этапе оказывать отрицательное воздействие.
Пара, прошедшая ряд фильтров, не гарантирована от распада отношений. Надо сказать, что от активности самой пары, от их целенаправленных действий зависит развитие отношений. Члены пары в развитии общения решают определенные задачи и удовлетворяют какие-то свои потребности.
Стремление оптимизировать отношения проявляется в ориентации субъекта на стереотипы «хороших отношений», дело здесь заключается в стремлении к прогнозу развития отношений и обеспечение их стабильности.
Это прослеживается как на стабильных, так и на развивающихся отношениях. Например, на успешность длительных отношений не влияют физические данные партнеров, в то время как существующие представления говорят о критерии внешней привлекательности.
Что касается фильтров, то на первом фильтре объект предстает своеобразным стимулом со своей внешностью, склонностями, которые оцениваются в зависимости от их социальной ценности. Аттракция не возникнет при неблагоприятном сочетании этих переменных и общения не будет. Второй фильтр требует какого-то определенного сходства партнеров и является важным условием поддержания отношений.
Проходя первые два фильтра, субъекты решают задачу психологической безопасности, создание комфортной ситуации, которая гарантировала бы определенный уровень принятия партнера по общению.
При прохождении следующих фильтров актуальными становятся другие задачи, связанные с достижением более важных целей для субъекта.
На следующем фильтре требуется совместная деятельность пары. Третий фильтр для каждой пары носит индивидуальный характер, поэтому прогноз его прохождения довольно ограничен.
Таким образом, в своем развитии эмоциональные отношения проходят через систему фильтров, учитывающих внутренний мир другого человека. Связи, общие для всех по мере развития отношений индивидуализируются и становятся для каждой пары уникальными.
Характеристика эмоциональных отношений
Отношения между партнерами могут быть:
- положительными,
- отрицательными,
- безразличными.
Положительное всегда притягивает, привлекает, в то время как отрицательное вызывает неудовольствие и отвращение. В более простых оценках это выражается «люблю – не люблю», «нравится – не нравится» и др. При безразличии обычно говорят «мне всё равно».
Интенсивность эмоциональных отношений тоже может быть различной, например, положительное отношение к знакомому человеку – дружба – любовь.
Рисунок 1. Таблица чувств. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
С развитием субъективных отношений довольно резко меняется их интенсивность, порой достаточно маленького толчка, чтобы интенсивность положительного отношения резко уменьшилась, говорят «от любви до ненависти всего один шаг». Страсть обычно относят к чувствам, но это не вид, а степень выраженности, поскольку можно страстно любить и так же страстно ненавидеть.
И. Кант сравнивал страсть с глубоководным течением, несущимся по определенному руслу. Страсть имеет активную действенную сторону и, как считает П. Куттер, охватывает человека с головы до ног, ориентируясь на объект. Страстная любовь влечет и страстная ненависть – отталкивает. Страсть волнует и возбуждает, она настойчива и упорна, концентрируется на своей цели независимо от того, о чем идет речь.
Страстный человек испытывает постоянное напряжение, потому что страсть характеризуется устойчивостью и способностью подавлять другие интересы человека. Страстные натуры обладают кипучей энергией, они исключительно действенны, преданы объекту своей страсти, наделены большими и глубокими чувствами.
Фома Аквинский считал, что страсти сами по себе ни хороши и ни дурны и всё зависит от контроля рассудка, а вот средневековые отцы церкви считали их смертным грехом в глазах Бога. Любое чувственное наслаждение они клеймили словом «похоть».
В новейшее время, Ф. Ницше, например, говорил, что жизни без наслаждений нет и моральные церковные заповеди направлены против счастья человека.
Источник
Характеристики эмоциональных отношений
(свойства чувств)
Чувства как эмоциональные отношения характеризуются с различных сторон (рис. 11.1).
Знак отношений.Считается, что отношение может быть положительным, отрицательным, безразличным. Положительно человек относится к тому, что его привлекает, отрицательно — к тому, что его отталкивает, вызывает отвращение, неудовольствие. В наиболее простой форме это выражается в оценках «нравится — не нравится», «люблю — не люблю», «доволен — не доволен», «интересно — не интересно».
Безразличное, или нейтральное, отношение выражается в заявлении: «все равно». Однако такое заявление может относиться и к нескольким объектам, к которым у человека равноположительное отношение. Поэтому истинное безразличное отношение может быть только к незначимым для человека объектам (т. е. не вызывающим у него интереса, не представляющим для него важность). Возникает, однако, вопрос -может ли бесстрастное отношение человека к кому- или чему-либо считаться чувством? Не правильнее ли сказать, что по отношению к этому человеку я не испытываю никаких чувств?
Интенсивность эмоциональных отношений.Различия в интенсивности чувств видны хотя бы на примере следующего ряда: положительное отношение к знакомому — дружба — любовь. В ходе развития субъективных отношений их интенсивность меняется, причем часто довольно резко. Иногда достаточно небольшого толчка, чтобы положительное отношение не только уменьшилось по интенсивности, но даже изменилось по модальности, т. е. стало отрицательным (недаром говорят, что от любви до ненависти — один шаг).
К чувствам принято относить страсть, но это не вид чувства, а степень его выраженности. Можно страстно любить, но можно страстно и ненавидеть. И. Кант (1964) довольно точно и красочно показал отличие страсти от аффекта, когда писал, что аффект — это неожиданность, он возникает внезапно, стремительно достигает того уровня, при котором исключено обдумывание, является безрассудством. Страсти необходимо время для того, чтобы глубоко пустить корни, она более обдуманна, но может быть стремительной в достижении своей цели. Аффект он сравнил с действи-емует как потока воды, сокрушающегоий дамбу, а страсть — с это глубоководнымое течением, которое несется по определенному руслу.
Многие авторы подчеркивают активную, действенную сторону страсти. П. Куттер, например, пишет: «Страсть охватывает человека с головы до ног и. ориентирована строго на объект: страстная любовь влечет нас к ближнему, страстная ненависть отталкивает от него. Страсть полна энергии. Она волнует и возбуждает. Страсть настойчива и упорна, сконцентрирована на своей цели вне зависимости от того, идет ли речь об азартных играх, рыбалке, общественных мероприятиях, дельтапланеризме» (1998, с. 23). Далее он пишет, что в отличие от влечений страсти не обязательно ведут к непосредственной разрядке. Поэтому страстный человек постоянно находится в напряжении. «Пружина его влечений всегда на взводе», — пишет П. Куттер. Происходит это потому, что страсть характеризуется устойчивостью и доминантностью эмоциональной установки человека, т. е. способностью подавлять все другие интересы и социальные потребности человека. Г. X. Шингаров (1971) пишет в связи с этим, что «страсть — это возможность какого-то волевого акта или идеи постоянно, в течение
11,3. Характеристики эмоциональных отношений (свойства чувств) 293
Рис. 11.1. Характеристики эмоциональных отношений (свойства чувств)
длительного времени вызывать сильную эмоциональную реакцию» (с. 150-151). Как доминанта она становится вектором поведения.
Страстные натуры живут богатой и напряженной эмоциональной жизнью. Они исключительно действенны, обладают кипучей энергией, которую тратят без остатка. Они преданы объекту своей страсти (любимому делу, человеку). Чувства их большие и глубокие.
Отношение к страстям с давних пор было «полем битвы» философов и теологов. Еще предшественники Сократа заявляли: «Остерегайтесь будить страсти». Аристотель, описывая в «Никомаховой этике» такие страсти («душевные порывы»), как алчность, ярость, радость, ненависть, зависть, клеймил их за «безудержность», считая это свойство «изъяном».
Стоики тоже отвергали страсти, считая их «интеллектуальным изъяном», «безрассудными душевными порывами». Однако, согласно Фоме Аквинскому, страсти ни хороши и ни дурны. Все зависит от того, насколько они подчинены контролю рассудка. С этой точкой зрения резко контрастируют суждения средневековых отцов церкви. По их мнению, страсти — это смертный грех в глазах Бога. Словом «похоть» они клеймили любое чувственное наслаждение, а не только сексуальное.
В новейшее время Ф. Ницше заявил: «Без наслаждения нет жизни». Он полагал, что моральные заповеди церкви, объявившие страсти дьявольским наслаждением, направлены против счастья человека. Не давая мощным влечения выйти наружу, человек причиняет себе вред. Такой подход к страстям нашел отражение в стихотворении грузинского поэта XIX века Григола Орбелиани:
Поверьте мне: кто недоступен страсти, Вся жизнь его — пустой, бесплодный сон И ни блаженства, ни любви, ни счастья В печальном мире не познает он 1 .
С точки зрения П. Куттера, страсти способствуют метаморфозам человеческого бытия, дают возможность ощутить вкус жизни, наполняют существование смыслом. Он отмечает, что «Мысль о том, что страсти не только способствуют личному счастью, но стоят на службе экономического, политического и научного прогресса, впервые прозвучала в сатирическом памфлете мыслителя и поборника свободы Бернара де Мандевиля. В его басне о пчелах в аллегорической форме рассказана история двух народов. Один народ, предающийся страстям, процветает, а другой, живущий добро-
Грузинские романтики. — М: Советский писатель, 1978. — С. 132.
Источник