Эмоционально положительное общение с природой это

Формирование эмоциональной сферы детей посредством познания окружающей среды

Юлия Жукова
Формирование эмоциональной сферы детей посредством познания окружающей среды

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.

Эмоции необходимы для выживания и благополучия человека. Эволюционное значение эмоций состоит в том, что они обеспечили новый тип мотивации, новые поведенческие тенденции, большую вариативность поведения, необходимые для успешного взаимодействия индивида с окружающей средой и для успешной адаптации.

Эмоции воздействуют на все компоненты познания: на ощущения, восприятие, воображение, память, мышление. Характерной закономерностью является то, что в связи с развитием чувств и эмоций детей наблюдается и рост познания действительности, социальных отношений, углубление познавательных процессов

Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой, и педагогически грамотно организованной деятельности. Важно, чтобы в процессе экологического воспитания приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию основ экологической культуры, поведения, позволяющего без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению. Экологическое сознание ребёнка постепенно поднимается на более высокий уровень, если создаётся интерес, установка на восприятие природы, занятия затрагивают чувства ребёнка, вызывают сопереживания.

Важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение, мнение, а также понять и принять позицию другого. Примерно на 4-5 году жизни более отчётливо начинают выявляться элементы экологического сознания ребёнка: интерес к природе, к определённым видам деятельности, эмоциональные реакции, более глубокие оценки поведения в природе.

Эффективность ознакомления детей с природой в большой степени зависит от их эмоционального отношения к воспитателю, который обучает, даёт задания, организует наблюдения и практическое взаимодействие с растениями и животными. Важный момент, «погрузить» детей в любую деятельность и создать благоприятный эмоциональный фон для восприятия «природного» содержания.

Известно, что игровая деятельность оказывает на ребёнка положительное влияние. Всё, что нравится детям, всё, что их впечатлило, преобразуется в практику сюжетной или какоё-либо другой игры. Поэтому, если дошкольники организовали игру на природоведческий сюжет (зоопарк, ферма, цирк и пр., это означает, что полученные представления оказались яркими, запомнились, вызвали эмоциональный отклик, преобразовались в отношение, которое её и спровоцировало.

На формирование личности ребенка положительное, влияние оказывает труд в природе. Ухаживая за растениями и животными, ребенок проявляет заботу о природе. В труде идет активный процесс познания и применения полученных знаний. В процессе труда в природе укрепляется здоровье ребенка, происходит развитие его психики. При этом очень важна роль педагога его умение создать условия, обеспечивающие активность и самостоятельность каждого воспитанника» при знакомстве природой.

Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях Знания о природе у детей дошкольного возраста формируются на уровне представлений, в которых отражены существенные, но внешне выраженные признаки, связи и отношения

Люди с негативными эмоциями не способны думать о хорошем, видеть положительное в окружающих и уважительно относиться к себе. Задача взрослых научить ребёнка мыслить позитивно. Проще говоря, быть оптимистом, принимать жизнь легко и радостно.

Источник

Консультация для родителей «Формирование эмоционально-положительного отношения детей дошкольного возраста к природе»

Надежда Корнеева
Консультация для родителей «Формирование эмоционально-положительного отношения детей дошкольного возраста к природе»

В настоящее время перед всеми работниками дошкольных образовательных учреждений стоит важнейшая задача обеспечения доступного и качественного дошкольного образования для любого ребёнка дошкольного возраста, проживающего в Российской Федерации.

Актуальность консультации обоснована тем, что современное дошкольное учреждение чутко реагирует на все процессы, происходящие в обществе. Усугубление экологических проблем нашей планеты и их осмысление человечеством предопределяют функциональный диапазон и задачи ДОУ, в связи с чем меняется отношение к экологическому воспитанию в дошкольном образовании. Активное участие в воспитательном процессе законных представителей ребёнка значительно облегчат и ускорят достижение образовательных задач, которые ставит перед собой образовательное учреждение. В настоящее время проблему формирования эмоционально-положительного отношения детей дошкольного возраста к природе изучают Бондаренко А. К., Запорожец А. В., Новосёлова С. Л., Комарова И. А., Лисина М. И., Николаева С. Н., Потапова Т. В., Рыжова Н. А., Рюкбейль Н. А., Ясвин В. А.

Проблема формирования эмоционально-положительного отношения к природе у дошкольников в научно-методической литературе

Важной подсистемой экологической культуры является отношение к природе. Отношение всегда имеет эмоциональную окраску, оно субъективно и выражается в поступках, практической деятельности.

Николаева С. Н. пишет, что значимой характеристикой отношения является его осознанность, которая формируется на основе знаний и сопряжена с переживаниями [3].

Анализ психологического исследования Ясвина В. А. показал, что новым типом отношения к природе должно стать субъективно-этическое отношение, которое характеризуется личностной установкой на партнёрское (с позиций этических норм) взаимодействие с живыми существами. Проблема формирования такого отношения может быть с успехом решена в процессе экологического образования, если его методология предусматривает не объективный взгляд на природу (как на окружающую среду, а субъективный – как на ценность, как на одухотворённый личностью «мир природы» [5].

Читайте также:  Красивые пожелания замечательного настроения

Николаева С. Н. отмечает, что формирование эмоционально-положительного отношения к природе – это прежде всего формирование представления о доброте и любви к окружающему миру, желание сберечь и приумножить красоту природы.Исследованиями выявлен ряд общезначимых фактов: отношение к природе поддаётся формированию; личностное отношение к природе у ребёнка появляется на основе интереса к окружающему, на основе знаний; формирование отношения и его проявление всегда связаны с деятельностью – игровой, театрализованной, изобразительной, деятельностью наблюдения, экспериментирования, трудовой; первоосновой возникновения у ребёнка отношения к природе служит непосредственный контакт с самой природой; отношение к объектам и явлениям природы у дошкольника появляется только на основе эмоций – чувственные впечатления рождают личностные переживания, которые и преобразуются в отношение; формирование отношения к природе, появление у ребёнка эмоционального интереса к ней сопряжено с поиском специальных педагогических приёмов, вызывающих у него личностные переживания; отношение к природе может носить различные оттенки – бережное, заботливое, познавательное, эстетическое, ответственное, эмоционально-положительное и др., характер формируемого отношения зависит от педагогической цели и технологии её достижения [4].

Большое значение имеют экологические праздники, досуги, игры (ведущая деятельность дошкольного периода); они вызывают положительные эмоции – ребёнку радостно, и он готов воспринимать и усваивать всё, что они несут в себе. С игрой ребёнок быстро включается в любую деятельность, вникает в её содержание, запоминает разные сведения, правила и легко их выполняет. Исследование Комаровой И. А. убедительно доказывает, что посредством игровых обучающих ситуаций, проведения экологических праздников и досугов даже у средних дошкольников формируется осознанное отношение к растениям- они понимают, что растения живые, хрупкие и с ними надо обращаться осторожно, что растениям требуются определённые условия; легко включаются в уход за ними [2].

Все детские психологи обращают внимание на значение эмоций в развитии детей. Запорожец А. В. подчёркивает, что в нравственном воспитании имеют значение движущие мотивы поведения, поэтому необходимо, чтобы нравственные представления были понятны детям и вызывали положительный эмоциональный отклик на их обязанности. Наиболее яркий отклик в душе и сознании ребёнка вызывают экологические праздники и досуги. Следовательно, чем ответственнее педагог подходит к вопросам организации и проведения экологических праздников и досугов, тем глубже формируется у ребёнка эмоционально-положительное отношение к природе [1].

Усвоение знаний о природе при помощи экологических праздников, досугов, различных игр, вызывающих эмоциональный отклик, не может не оказать влияния на формирование правильного эмоционально-положительного отношения детей дошкольного возраста к природе, к объектам растительного и животного мира. Во время проведения экологических праздников и досугов именно через игру и праздничное настроение легко формируется позитивное отношение ребёнка к окружающим людям, новые положительные эмоции и чувства. С другой стороны, экологические знания, вызвавшие эмоциональную реакцию у детей, скорей войдут в их самостоятельную игровую деятельность, станут её содержанием, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сторону личности дошкольника.

Из выше изложенного следует, что систематическое проведение экологических праздников и досугов, и активное участие в их проведении родителей и законных представителей – одно из важнейших условий формирования эмоционально-положительного отношения детей дошкольного возраста к природе.

Экологический праздник – профессионально подготовленное комплексное мероприятие, приуроченное к какому-либо экологическому событию или посвящённое экологической проблеме, включающее в себя различные игры, развлечения, викторины, соревнования, танцевальные, вокальные номера и достигающие определённых эколого-педагогических задач.

Досуг – менее масштабное, чаще проводимое спланированное комплексное мероприятие, включающее в себя игры и развлечения и достигающее определённых педагогических задач.

Проблема формирования эмоционально-положительного отношения детей дошкольного возраста к природе действительно существует. Формирование положительного отношения дошкольников к природе – это важное направление экологического воспитания, оно отражает результат всей эколого-педагогической работы с детьми, является конечным её продуктом и показателем. Решение проблемы формирования эмоционально-положительного отношения детей дошкольного возраста к природе будет оптимальным при систематическом творческом подходе, последовательной углубленной творческой работе с детьми, при условии систематического проведения экологических праздников и досугов, при организации работы с педагогическим коллективом, направленной на углубленный творческий подход к проведению экологических праздников и досугов.

Именно систематический углубленный творческий подход к проведению экологического праздника позволяет успешно формировать эмоционально-положительное отношение детей дошкольного возраста к природе.

ФГОС как совокупность обязательных требований к дошкольному образованию Задание 1. Выберите (выделите цветом или жирным шрифтом) правильные ответы: 1. ФГОС дошкольного образования — это: а) совокупность обязательных.

Инновационные механизмы обеспечения и развития доступного качественного дошкольного образования в муниципальных образовательн 27-28 ноября 2012г в Ростове-на-Дону, состоялась МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «Инновационные механизмы обеспечения и развития.

Источник

Консультация для педагогов «Общение с природой как составляющая развития коммуникативных навыков детей»

Паршина Светлана Николаевна
Консультация для педагогов «Общение с природой как составляющая развития коммуникативных навыков детей»

«Общение с природой

как составляющая развития коммуникативных навыков детей»

В последнее время внимание нас, педагогов, все больше привлекают проблемы общения.

Общение — одна из основных психологических категорий. Человек становиться личностью в результате взаимодействия с другими людьми. Нам известно, что через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психологических функций. Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей. Благодаря общению ребенок не только познает другого человека, но и самого себя, природу.

Читайте также:  Что чувствует женщина когда беременна по месяцам

В настоящее время остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Необходимо вводить малыша в мир природы так, чтобы каждый день он открывал в нём что то новое, рос настоящим исследователем. Тогда каждый его шаг будет путешествием к источникам чудес природы.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всёвпервые: солнце и дождь, страх и радость. Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы. И поэтому ему помогаем мы, педагоги.

Для развития мышления и речи ребенка необходим богатый чувственный опыт, получаемый им от восприятия различных предметов, мира природы, общественной жизни, игры. Именно непосредственное наблюдение окружающей природы составит те первоначальные логические упражнения мысли, от которых зависит логичность, т. е. истина самого слова. Чтобы совершенствовать мысль и слово ребенка, необходимо обогащать его душу полными, верными, яркими образами природы. Своей необычностью, новизной, разнообразием природа эмоционально воздействует на ребенка, вызывает его удивление, желание больше узнать.

Особую важность эта проблема приобретает в настоящее время, когда нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу.

Действительно, всё чаще мы, взрослые сталкиваемся с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Ни для кого не секрет, что сейчас лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультфильмов или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей. В работе с воспитанниками нашего детского сада мы тоже увидели проблемы взаимоотношений между дошкольниками. А также наблюдали конфликтные ситуации, которые периодически возникали. Дети не умели договариваться, часто ссорились, не слышали и не слушали друг друга, были агрессивны. Возникающие конфликтные ситуации не только препятствовали нормальному общению детей, но и мешали воспитательно-образовательному процессу в целом.

Изучив много информации, опыт других педагогов, мы сделали выводы о необходимости помочь детям наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития детей.

Для всех не секрет, что именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются основы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка,сами обладают экологической культурой: понимают и показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Дети рано начинают замечать и интересоваться окружающими объектами неживой и особенно живой природы. Маленький ребенок смотрит в мир широко открытыми глазами. И порой замечает то, что не видим мы, взрослые. Они видят всё: трудолюбивую пчёлку на цветочке в саду, крохотного паучка в густой траве. Природа привлекает внимание детей сезонными изменениями, яркостью красок, запахами, звуками. Знакомясь с ней, дети открывают для себя новый мир.

Одним из важнейших условий реализации данной темы является организация развивающей предметно- пространственной среды. В нашей группе мы постарались создать среду таким образом, чтобы она способствовала познавательному и речевому развитию ребенка, формировала его как личность, а также способствовала формированию элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения. Поэтому процесс обучения стараемся строить таким образом, чтобы основные экологические знания дети получали наглядным методом. С этой целью в группе имеется уголок экспериментирования, где дети ставят простейшие опыты и ведут наблюдения. Так же в группе есть уголок природы. Он служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития детей. В уголке природы находятся энциклопедии, иллюстрации животных и растений, различные коллекции камней, шишек хвойных деревьев и многое другое.

В уголке природы есть разнообразные комнатные растения, экологические игры, развивающие мыслительные способности, связную речь, память, внимание детей.

В экологической зоне повешен календарь природы, дети самостоятельно определяют времена года.

В беседах о природе использовали в основном вопросы, выясняющие знания детей об определенных предметах и явлениях природы, и вопросы, требующие обобщения фактического материала, установления связей и зависимостей в природе

Чтобы вызвать интерес у детей и повысить их активность во время беседы, мы стараемся начать беседу рассказом из собственных наблюдений. А в процессе ее используем загадки, речевые логические задачи. Решение таких задач не вызывает у ребят затруднений. Опираясь на знания, полученные путем наблюдений и элементарных опытов, они легко устанавливают связь между явлениями, отвечая на вопрос «Почему?». Особенно полезны такие задачи тем, что они побуждают детей пользоваться развернутой формой речи, приучают их к составлению различных видов сложных предложений. Также часть беседы можно посвятить пословицам и поговорка о данном времени года, предмете или явлении природы.

Мы с ребятами проводили беседы на такие темы,как: «Что нас окружает?», «Удивительный лес», «Дикие животные», «Птицы родного края», «Лесной доктор», «Как звери зимуют в лесу?», «Жизнь птиц зимой», «Водоемы родного края», «Как нужно вести на природе,, «Зачем нужно беречь природу, «Зеленая аптека» и др.

В нашем детском саду ознакомление детей с окружающей природой, экологическое воспитание осуществляется в повседневной жизни, на ООД, прогулках, экскурсиях в природу, играх, при чтении художественной литературы.

Читайте также:  Набор лабораторный 5 чувств

В своей работе мы активно используем эти формы работы. В нашем посёлке Маслова Пристань, что находится в Шебекинском районе Белгородской области, есть замечательный Сосновый бор, куда мы ходим с ребятами на экскурсии и прогулки. Очень часто организовываем походы вместе с родителями, что вызывает массу положительных эмоций у детей и родителей. Есть замечательное море, Белгородское водохранилище, как у нас его называют. Мы очень часто приходим сюда и любуемся его красотой в разное время года. Летом и весной, можно наблюдать за волнами и речными обитателями. Зимой- серебристым снегом на берегу и блеском льда.

Вместе с детьми мы наблюдаем за окружающей нас природой: за облаками, деревьями, насекомыми, какими-либо природными явлениями. Обсуждаем и сравниваем, какая погода была вчера и сегодня; как ведут себя насекомые, зависимо от природных условий (дождь или солнце, собираем листочки и веточки, которые в дальнейшем пригодятся нам для продуктивной деятельности. Затем, уже в группе, наши наблюдения перерастают в различные виды деятельности (творчество, опыты, игру, чтение художественной литературы).

Наше поколение трудно назвать читающим. Поэтому, большое внимание в своей работе уделяем чтению художественной литературы о живой и неживой природе; рассматриванию сюжетных картинок и составлению рассказов по ним. Вместе с родителями дети разрабатывают и оформляют пректы по данной теме. Живого общения с книгой, не заменит никакой компьютер или планшет, поэтому мы всегда разрешаем детям брать книги, рассматривать иллюстрации. Ведь если это запрещать делать, заботясь об их целостности, тогда интерес к книгам угаснет, а соответственно и к чтению. Детей заинтересовывают яркие картинки, и они начинают задавать вопросы, все вместе мы ищем ответы на эти вопросы, плавно переходя к прочтению какого-либо произведения.

Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытывал на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.

В процессе общения с природой у детей, развивается и крепнет такое бесценное свойство человеческой личности, как наблюдательность, любознательность. Что в свою очередь помогает ответить на массу вопросов, которые можно найти с помощью наблюдений, логического мышления.

Это способствует расширению словарного запаса у ребенка, практическому овладению навыками словообразования, развитию коммуникативных способностей детей.

Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира растений и животных, мы, взрослые, способствуем развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие. Эти черты, которые будут заложены в раннем возрасте, прочно войдут в характер человека, станут его основой. Тогда можно быть спокойным за природу и молодое поколение.

В результате проделанной работы:

— у детей появилось желание общаться с природой и отражать впечатления через различные виды деятельности;

развиваются речевые навыки детей;

— сформированы начала экологической культуры детей;

— дети учатся экспериментировать, анализировать, делать выводы.

В заключении, можно сделать вывод, что природа является одним из основных средств эстетического воспитания детей. Общение с природой, миром растений и животных способствует активному развитию у детей доброты, терпения, трудолюбия, милосердия, формированию коммуникативных навыков. Наблюдая за детьми, мы ещё раз убедились, что радость общения с природой делает их жизнь эмоционально богаче.

Перспективы: продолжить работу по этой теме, обновить развивающую предметно – пространственную среду в группе по данной теме, спланировать совместную работу родителями, детьми по данному направлению.

Дидактические игры для развития речевого дыхания как составляющая часть здоровьесберегающих технологий Дыхательная гимнастика как один из элементов здоровьесберегающих технологий имеет большое значение для развития еще несовершенной дыхательной.

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Фотоотчет «Общение с природой — средство воспитания и развития детей» Доброе время суток, дорогие друзья! Нам посчастливилось отдыхать в чудесном уголке нашей области-санатории «Снежка». Красота, уникальность.

Конспект занятия по формированию коммуникативных навыков у детей старшей группы «Золотая осень» 1. Ритуал приветствия «Здравствуй!»Воспитатель поочередно садится на корточки перед каждым ребенком, глядя ему в глаза, соединяет поднятые.

Консультация для педагогов «Формирование навыков общения у детей раннего возраста» «Общение детей раннего возраста в игре» Слайд 1 Жизнь каждого нормального человека буквально пронизана контактами с другими людьми. Потребность.

Консультация для педагогов «Формирование певческих навыков у детей дошкольного возраста на основе песенного фольклора» Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня и не может быть решена без глубокого.

Консультация для педагогов «Экспериментирование с живой и неживой природой» Сегодня и родители дошкольников, и педагоги ДОО озабочены вопросом подготовки малышей к школе. Наличие определённого круга представлений.

Позитиво-фото-шарико-акция «Свобода быть разными» как форма профилактики нарушения развития коммуникативных навыков Проблема общения (коммуникации) в настоящее время занимает одно из ведущих мест в исследованиях многих ученых. Согласно взглядам отечественных.

Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков. Назарова Т. А. С первых дней жизни ребёнка общение является одним из.

Источник

Оцените статью