Эмоционально пассивен у ребенка

Эмоциональные нарушения у детей

Эмоции ребенка связаны с его внутренним миром и различными социальными ситуациями, переживание которых вызывает у него определенные эмоциональные состояния. В результате нарушения социальных ситуаций (изменение режима дня, образа жизни и т.п.) у ребенка может возникнуть стрессовое состояние, аффективные реакции, страх. Это вызывает негативное самочувствие ребенка, эмоциональное неблагополучие.

Причины

Детские психологи полагают, что основными причинами возникновения эмоциональных нарушений у детей могут стать: перенесенные в детстве заболевания и стрессы; особенности физического и психоэмоционального развития ребенка, в том числе задержки, нарушения или отставания в интеллектуальном развитии; микроклимат в семье, а также особенности воспитания; социально-бытовые условия проживания ребенка, его близкое окружение. Нарушения в эмоциональной сфере у детей могут быть вызваны и другими факторами. К примеру, психологическую травму детскому организму могут нанести фильмы, которые он смотрит или компьютерные игры, в которые играет. Эмоциональные нарушения у детей проявляются чаще всего в переломные периоды развития. Ярким примером такого психически нестабильного поведения может служить так называемый «переходный возраст».

Виды эмоциональных нарушений

Эйфория — неадекватно повышенное, радостное настроение. Ребенка, находящегося в состоянии эйфории, характеризуют как импульсивного, стремящегося к доминированию, нетерпеливого.

Дисфория – расстройство настроения, с преобладанием злобно-тоскливого, угрюмо-недовольного, при общей раздражительности и агрессивности. Ребенка в состоянии дисфории можно описать как угрюмого, злого, резкого, неуступчивого. Дисфория является разновидностью депрессии.

Депрессия, в свою очередь, — аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном и общей пассивностью поведения. Ребенка с пониженным настроением можно охарактеризовать как несчастного, мрачного, пессимистичного.

Тревожный синдром – состояние беспричинной обеспокоенности, сопровождающееся нервным напряжением, непоседливостью. Ребенка, испытывающего тревогу, можно определить как неуверенного, скованного, напряженного. Этот синдром выражается в частой смене настроений, плаксивости, ослаблении аппетита, сосании пальцев, обидчивости и чувствительности. Тревога часто переходит в страхи (фобии).

Страх – это эмоциональное состояние, возникающее в случае осознания надвигающейся опасности – мнимой или реальной. Ребенок, испытывающий страх, выглядит робким, испуганным, замкнутым.

Апатия – безучастное отношение ко всему происходящему, которое сочетается с резким падением инициативы. При апатии утрата эмоциональных реакций сочетается с поражением или отсутствием волевых побуждений. Только с большим трудом можно ненадолго растормозить эмоциональную сферу, способствовать проявлению чувств.

Эмоциональная тупость — характеризуется не только отсутствием эмоций (на адекватные или неадекватные раздражители), но и невозможностью их появления вообще. Введение возбуждающих медикаментозных средств приводит к временному беспредметному двигательному возбуждению, но не к появлению чувств или контактности.

Паратимии или неадекватность эмоций – расстройство настроения, при котором переживание одной эмоции сопровождается внешним проявлением эмоции противоположной валентности. Необходимо отметить, что и паратимии, и эмоциональная тупость характерны для детей, страдающих шизофренией.

Синдром гиперактивности и дефицита внимания(СДВГ) представляет собой сочетание общего двигательного беспокойства, неусидчивости, импульсивности поступков, эмоциональной лабильности, нарушений концентрации внимания. Отсюда следует, что основные признаки данного синдрома – отвлекаемость внимания и двигательная расторможенность. Таким образом, ребенок, страдающий СДВГ, непоседлив, не доводит до конца начатое дело, у него быстро меняется настроение.

Агрессия – разновидность провокационного поведения, направленного на привлечение внимания взрослых или сверстников. Может быть физическая, вербальная (нецензурная брань), косвенная (смещение агрессивной реакции на постороннее лицо или предмет). Может проявляться в виде подозрительности, обиды, негативизма, чувства вины.

Кроме указанных групп эмоциональных расстройств можно выделить и эмоциональные трудности в общении. Они представлены у детей аутичным поведением и трудностями в адекватном определении эмоциональных состояний людей.

Лечение

Эмоциональные нарушения у детей лечатся также, как и у взрослых: сочетание индивидуальной, семейной психотерапии и фармакотерапии дают наилучший эффект.

Ведущим методом коррекции эмоциональных нарушений в детском возрасте является имитация детьми различных эмоциональных состояний. Значимость данного метода обусловлена рядом особенностей:

1) активные мимические и пантомимические проявления помогают предотвращать перерастание некоторых эмоций в патологию;

2) благодаря работе мышц лица и тела обеспечивается активная разрядка эмоций;

3) у детей при произвольном воспроизведении выразительных движений происходит оживление соответствующих эмоций и могут возникать яркие воспоминания о неотреагированных ранее переживаниях, что позволяет, в ряде случаев, найти первопричину нервного напряжения ребенка и нивелировать его реальные страхи.

Имитация детьми эмоциональных состояний способствует расширению их системы знаний об эмоциях, дает возможность наглядно убедиться в том, что различные настроения, переживания выражаются в конкретных позах, жестах, мимике, движениях. Эти знания позволяют дошкольникам грамотнее ориентироваться в собственных эмоциональных состояниях и эмоциях окружающих

Читайте также:  Опрос для детей эмоции

Источник

Психологические особенности пассивных детей, коррекционная работа с ними

Вы будете перенаправлены на Автор24

Психологическая коррекция — это целенаправленное воздействие на соответствующие психологические структуры. В случае с пассивными детьми она необходима для восстановления полноценного развития и функционирования ребенка.

Особенности и причины детской пассивности

Пассивность (замедленная реакция, инертность) представляет собой состояние, прямо противоположное активности (инициативности). Пассивный ребенок идет по жизни по кругу, постоянно чего-то ждет от других. Если ребенок пассивен, то он, привыкая находиться в чьих-то руках и ожидая, что кто-то все решит за него, не способен стать хозяином своей судьбы.

Пассивный ребенок не способен извлекать пользу из процесса получения опыта на собственных ошибках. Он никогда ни к чему не прикладывает усилий, никогда не терпит неудач и соответственно не растет личностно. Чаще всего это очень милые и приятные дети, но, при общении с ними, невозможно понять, что они собой представляют.

Пассивному ребенку трудно дается знакомство, дружба, он не способен определить свои интересы и пристрастия. Такие дети очень легко могут подпасть под влияние и контроль более напористых сверстников. Они только существуют, а не живут полной жизнью.

Пассивность, как и гиперактивность детей, от которой страдают все родители и воспитатели, в большинстве ситуаций вызвана мозговой дисфункцией. Родители пассивных детей не должны впадать в панику, поскольку речь идет о микроповреждениях мозга, способных возникнуть у ребенка при негативном течении беременности или при сложном процессе родов.

Для каждого третьего ребенка характерны те или иные нарушения в работе мозга. Родители, заметившие чрезмерную вялость и постоянную пассивность у своего ребенка, должны принять это за верный показатель того, что с ним не все в порядке.

Готовые работы на аналогичную тему

Пассивность не отражает интеллектуальную задержку развития. Пассивные дети могут вполне нормально и даже хорошо учиться, но их способностям интеллекта не просто проявиться в полной мере по причине наличия пассивности. Пассивный малыш с первых лет жизни заторможен, для него присуща некая апатия и вялость. На первый взгляд никто в этом мире не может вывести ребенка из состояния медлительного созерцания и сонливости.

Среди причин пассивности необходимо выделить:

  • Подсознательный страх (тревогу), который парализует инициативность и заставляет занимать оборонительную позицию;
  • Противоречивую агрессию;
  • Лень, страх перед будущим;
  • Влияние родителей, которые все делают за ребенка;
  • Особые права;
  • Клиническое отклонение от нормального состояния (симптом нервного расстройства) и др.

Проявление детской пассивности

Для пассивности характерно несколько проявлений:

  • Медлительность,
  • Игнорирование,
  • Отсутствие инициативы и риска,
  • Излишняя мечтательность,
  • Изоляция и др.

Пассивный ребенок очень медленно реагирует на все, он откликается на просьбу в самый последний момент. При этом у пассивного индивида уходит много времени на то, что он делать не желает. При этом любимое дело он сделает довольно быстро.

Часто, особенно в подростковом возрасте, пассивность проявляется в игнорировании. Ребенок может не выполнять распоряжения других людей, делая вид, что не слышит, ли явно не обращая внимания на человека. Он продолжает заниматься свои делом или думать о чем-то своем.

Пассивность проявляется в безынициативности и нежелании рисковать. Ребенок исключает из своей жизни все новое, включая знакомства с новыми приятелями, посещение новой спортивной секции или новых кружков детского творчества. Для него предпочтительнее остаться в знакомой обстановке и заняться более привычным делом.

Чаще всего дети с наличием пассивности пребывают в грезах и мечтах. Такие малыши больше погружены в себя, чем в реальный мир. В своем внутреннем мире они чувствуют себя лучше и счастливее. Ребенок погружается туда при столкновении с небольшими проблемами и при ощущении даже небольшого дискомфорта.

Пассивный ребенок может даже избегать общения с домашними, предпочитая остаться в своей комнате. Он ни в чем не противоречит, не спорит с родителями, не вступает в открытую борьбу, при этом он самоустраняется от происходящего, пытаясь пережить возникшую проблему в одиночестве.

Психологическая коррекция пассивности у детей

Коррекция пассивности должна включать исследование эмоциональных нарушений. Она представляет собой хорошо организованную систему психологических воздействий, направленную на смягчение эмоционального дискомфорта. С помощью инструментов коррекции повышается активность и самостоятельность ребенка, устраняются вторичные личностные реакции, которые обусловлены эмоциональными нарушениями (агрессивность, повышенная возбудимость, тревога, мнительность и др.).

После того, как проведена коррекция пассивности, необходимо обратить внимание на коррекцию самооценки, уровень самосознания, формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции.

Отечественные и зарубежные психологи используют разнообразные методы, способные помочь скорректировать эмоциональные нарушения у пассивных детей. Данные методы условно классифицируются на две основные группы: групповые и индивидуальные. Тем не менее, для пассивных детей лучше начинать работать в индивидуальном порядке, позже переходя к работе в группе. Это обусловлено трудностями в коммуникациях таких детей.

Читайте также:  Восклицательное предложение с чувствами

Мировая психология предусматривает 2 подхода к психологической коррекции пассивности в частности и психического развития ребенка в общем: психодинамический и поведенческий подход.

Основная задача коррекции в рамках психодинамического подхода представлена созданием условий, которые снимают внешние социальные преграды на пути разворачивания интрапсихической конфликтной ситуации. Для успешного разрешения необходим психоанализ, семейная психологическая работа, игры и арттерапия.

Коррекция в рамках поведенческого подхода способна помочь ребенку в усвоении новых реакций, которые концентрируются на формировании адаптивных форм поведения, или угасании, торможении имеющихся у него дезадаптивных форм поведения.

После проведения коррекции пассивности необходимо поддерживать эффект и закрепить усвоенные реакции. Это достигается через участие в различных поведенческих тренингах, психорегулирующих тренировках.

Источник

Пассивность у детей.
консультация

Пассивность у детей и что с этим делать.

Скачать:

Вложение Размер
20._passivnost_u_detey.docx 19.71 КБ

Предварительный просмотр:

Пассивность у детей: причины и особенности поведения

Ваш малыш редко проявляет активность? Он предпочитает тихо сидеть в уголочке, собирать пазлы, не бегает и не играет с другими детьми? Речь идет о пассивном ребенке. Попробуем разобраться в причинах этой пассивности.

Пассивность, инертность или замедленная реакция — состояния прямо противоположные активности и инициативности. Пассивные дети идут по жизни по кругу, постоянно от кого-то чего-то ждут. Когда ребенок пассивен, он не учится быть хозяином своей судьбы. Он привыкает находиться в чьих-то руках, привыкает, чтобы кто-то все решал за него.

Пассивные дети не способны извлекать пользу из процесса под названием «учиться на собственных ошибках». Они никогда ни к чему не прикладывают усилий, никогда не терпят неудач и соответственно не растут. Зачастую это очень милые и приятные дети, но, общаясь с ними, вы никак не можете понять, что они собой представляют. Им трудно завести друзей и определить свои интересы и пристрастия, они очень легко подпадают под влияние и контроль более напористых приятелей. Они лишь существуют, а не живут полной жизнью.

Гиперактивность у деток, от которой так сильно страдают все родители и воспитатели, равно как пассивность, часто вызваны мозговой дисфункцией. Не стоит паниковать. Это не так опасно, как вы думаете. Речь идет о микроповреждениях мозга, которые могли возникнуть у малыша при неправильной беременности или при сложном процессе родов. На планете почти каждый третий живет с такими нарушениями. Но если вы все же заметили чрезмерную вялость и постоянную пассивность ребенка – это уже верный показатель того, что с ним не все в порядке. Это не говорит об интеллектуальной задержке в развитии. Пассивный ребенок может нормально учиться, но его способностям интеллекта будет тяжело проявиться в полной мере именно из-за его пассивности. Пассивный малыш как бы всегда заторможен, он апатичен и вял. На первый взгляд ничего в этом мире не способно вывести его из состояния медлительного созерцания и сонливости.

Виды детской пассивности:

• Медлительность. Ребенок откликается на вашу просьбу в самый последний момент. У него уходит колоссальное количество времени на то, что ему делать не хочется, и всего несколько минут на то, что хочется.

• Игнорирование. Ребенок не выполняет ваши распоряжения, делая вид, что не слышит вас, либо явно не обращая на вас внимания. Он продолжает заниматься своей игрушкой, читать книгу или думать о чем-то своем.

• Безынициативность и нежелание рисковать. Ребенок избегает всего нового: знакомства с новыми друзьями, посещения новой спортивной секции или нового кружка детского творчества. Он предпочитает оставаться в знакомой обстановке и заниматься привычными делами.

• Пребывание в мире грез . Ребенок скорее погружен в себя, чем в реальный мир. В своем внутреннем мире ребенок чувствует себя лучше и счастливее. Он погружается туда при столкновении с малейшей проблемой и при ощущении самого незначительного дискомфорта.

• Пассивное неповиновение. Ребенок не откликается на ваши просьбы, безучастно или угрюмо уставившись на вас и продолжая ничего не делать. Совершенно очевидно, что он на вас сердит и пренебрегает вашими указаниями, но хранит молчание.

• Изоляция. Ребенок избегает общения с домашними, предпочитая оставаться в своей комнате. Ни в чем вам, не противореча, не споря с вами и не вступая в открытую борьбу, он самоустраняется от происходящего вокруг и пытается пережить возникшую проблему в одиночку.

  • Страх. Дети могут не отзываться или вяло реагировать на происходящее вокруг из-за подсознательного страха или тревоги, парализующих их инициативность. Переполняющий душу страх заставляет детей занимать защитную или оборонительную позицию, когда они оказываются в непростых житейских ситуациях.
  • Неспособность правильно ставить цели. Не старайтесь уберечь или оградить ребенка от окружающего мира. Дома ребенок должен овладевать умением решать поставленные перед ним задачи. Говорите ребенку, что всегда ему поможете. В меру сложные домашние дела помогут укрепить уверенность ребенка в собственных силах. И он сумеет начать ставить перед собой цели, которые ему будет интересно достичь.
  • Неугаданные желания. Ребенку может казаться, что он не обязан говорить вам о своих потребностях, так как вы якобы должны знать об этом заранее. Он расстраивается, если вы не задаете ему правильные вопросы, забываете о том, что он хочет, не понимаете, почему он такой несчастный. Это характерная черта маленьких и не очень маленьких детей, которым трудно в собственном восприятии отделить себя от родителей.
  • Противоречивая агрессия. Некоторые дети по своей природе вовсе не пассивны. В каких-то вопросах они проявляют чрезмерную активность, переходящую в агрессивность, а в каких-то – крайнее равнодушие. Все необходимые компоненты активности и уверенности в себе в этих детях присутствуют. Но в определенных условиях детям трудно ими воспользоваться. Они нуждаются в том, чтобы вы помогли им проявить инициативу в наиболее конфликтных жизненных ситуациях.
  • Лень. Иногда дети пассивны, так как ничегонеделание является образом их жизни. У них нет страха перед будущим. Они знают: кто-то всегда позаботится об их проблемах. Последствия их не пугают. В большинстве случаев причиной лени ребенка являются делающие все за него родители. В какой-то степени его лень оплачиваете вы. Сами того не сознавая, вы требуете от него слишком мало в соотношении с уровнем его зрелости и возможностей. Обеспечивая своему чаду комфортную жизнь, вы тем самым не способствуете его подготовке к жизни в реальном мире.
  • Особые права. Убежденность ребенка в том, что он наделен особыми правами и заслуживает особого обращения. Такие дети считают, что все обязаны угождать им лишь на основании самого факта их существования. Они не ждут от окружающих ничего, кроме удовлетворения своих потребностей и желаний. Они никогда не испытывают благодарности, принимая все как должное.
  • Клинические отклонения от нормы. Иногда пассивность ребенка является симптомом нервного расстройства. Например, некоторые виды депрессии могут стать причиной того, что ребенок ищет убежища в пассивности, пытаясь таким образом справиться со своей душевной болью.

В детском саду пассивный ребенок никогда не присоединяется к веселым играм ровесников. Ему нравится сидеть одному, забиться в уголок и оттуда тихонько наблюдать за шумным миром.

Для пассивного малыша отвечать на занятиях – мука. Ребенок предпочитает, чтобы его не спрашивали лишний раз. Воспитатели же наоборот идут в бой и пытаются «разбудить» пассивного малыша. Ведь им такое поведение просто не понятно.

Однако попадаются случаи, что пассивные дети ведут себя именно так из-за особенностей своего характера, переданных по наследству. Если вы сами или папа ребёнка молчаливы и бездеятельны, вполне возможно, что ребёнок тоже пошёл по вашим стопам. В таком случае, впрочем, равно как и в случае с биологическими предпосылками, самое главное для вас – это проявить максимум терпения и убеждения для того, чтобы помочь вашему ребёнку с достоинством вести себя в этом сложном мире.

Для начала: сила в качестве убеждения не пройдёт. Хоть порой и хочется шлёпнуть сонного «майского жука», но нужно себя сдержать. Поймите, что для пассивного ребёнка подобное поведение – единственно верное и подходящее, поэтому он не понимает, за что заслужил наказание.

Самое главное «секретное» оружие против пассивности, какого бы рода она не была, это проявление заботы и направление ребёнка на ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ внешним миром. Интерес – это главное, чем вы должны руководствоваться, пытаясь повлиять на пассивного ребёнка. Попробуйте строить диалог так: вот сделаешь уроки, пойдём в зоопарк. Или так: поможешь мне по дому, поиграем вместе на компьютере.

Это не шантаж, это просто стимуляция ребёнка на выполнение неинтересной по его мнению деятельности. Гораздо сложней объяснить такой прием сверстникам, которые считают твоего пассивного малыша «тормозом». Попробуй настроить свое чадо на равнодушное восприятие по отношению ко всему негативно происходящему. Пусть твое дите учится фильтровать свое общение, пусть сам определяет то, что для него нужно и полезно, а что приносит огорчения. Попробуй также доказать ему, что поиграть с товарищами – это весело и интересно!

Источник

Читайте также:  Не чувствуя никакой боли как пишется
Оцените статью