Эмоциональные оценки и их телесные проявления
Выявить сами эмоциональные состояния было бы достаточно просто, но мнение человека о любом объекте или ситуации гораздо сложнее, чем просто «нравится — не нравится». Да и в деловом общении менеджеру надо знать не только как — благожелательно или раздраженно — слушает его клиент, доволен ли он ходом переговоров, но и что он собирается делать дальше: искать дополнительную информацию, заключать сделку или отказываться от нее. Указания на это тоже можно получить, наблюдая за телесными проявлениями состояний человека.
Еще в 50-х гг. XX в. психологи, изучавшие, как человек относится к самым разным объектам (другим людям, товарам, рекламе и т.д.), установили, что это отношение не сводится только к собственно эмоциональной оценке типа «плохой — хороший». Оно обязательно включает оценки по признакам «силы — слабости» и «активности — пассивности». С силой ассоциируются большой размер, вес, энергия, грубость, большая работоспособность, мужественность и т.п., со слабостью — маленький размер, легкость, тонкость, женственность и т. п. Объект воспринимается как активный, если человек связывает с ним ощущения движения, изменения, поиска, напора, действия, свободного выбора и т. п. Пассивность приписывается объекту, который связан с ощущением неподвижности, стабильности, постоянства, устойчивости, вынужденных действий, ожидания, лени и т.п.
Таким образом, оценка человеком любой информации, любой ситуации является трехмерной, т.е. состоит из трех составляющих: собственно эмоциональной оценки и оценок по признакам силы и активности. Соответственно и состояние человека, выраженное в телесных признаках, оценивается подобным образом.
Говоря об «оценке ситуации», мы имеем в виду не некую безличную «объективную» ситуацию, а ее субъективный образ, на котором, собственно, и основывается поведение человека. Каждому из личного опыта известно, что одного и того же человека, предмет или событие разные люди воспринимают и оценивают по-разному.Именно субъективный образ ситуации и включает в себя описанную выше «трехмерную» оценку. Психологи уже давно доказали, что безоценочных суждений, абсолютно безэмоциональных и объективных решений не бывает, хотя люди и могут заблуждаться по этому поводу. Тот, кто настаивает на своей объективности, часто старается скрыть весьма сильные переживания. Эмоциональные оценки составляют важнейшую часть субъективного образа любого предмета или ситуации и входят в состав любого процесса принятия решения, хотя сила эмоций может быть разной.
Перейдем к описанию состояний человека, связанных с субъективной оценкой ситуации и телесных сигналов, которые позволяют эти состояния опознать: когда человек их не скрывает, и когда старается их замаскировать.
Многочисленные исследования психологов из разных стран мира показали, что положительная оценка любой информации, ситуации или человека сопровождается телесными выражениями удовольствия. В позах и движениях можно наблюдать следующие признаки подготовки приближения к объекту, к «захвату» его, стремления получше рассмотреть и ощупать:
- все тело направлено и как бы приближено к партнеру; возможно легкое раскачивание на стуле;
- ладони открыты по отношению к партнеру или человек энергично потирает их друг о друга;
- стопы направлены к собеседнику; если человек сидит, положив ногу на ногу, лежащая сверху нога направлена в сторону партнера;
- в речи слышны доброжелательные интонации;
- выражение глаз и всего лица спокойно или с легкой улыбкой; открытый, прямой внимательный взгляд устремлен прямо на собеседника;
- глаза могут кратковременно открываться особенно широко или, наоборот, прикрываться, обычно вместе с кивком головой, тогда у глаз появляются легкие морщины;
- радостная улыбка, при которой уголки губ приподняты и отведены назад, челюсти расслаблены, рот может быть приоткрыт.
Отрицательная оценка сопровождается телесными проявлениями неудовольствия, микродвижениями, символизирующими удаление от объекта, отгораживание от него:
- голова, плечи, колени, стопы вместе или по отдельности направлены от партнера;
- руки сцеплены, или скрещены на груди, или занимают такое положение, что в любом случае ладони не видны собеседнику; иногда руками производятся медленные движения наружу-вниз (символический заслон или «отгребание от себя»);
- ступни повернуты от собеседника или носками друг к другу (легкая «косолапость»); ноги скрещены или положены друг на друга, при этом нога направлена от партнера (позы заторможенного, сдерживаемого бегства);
- опущенные ресницы; «занавешивание» глаз или прищуривание, возможно усиленное и неравномерное моргание;
- загораживание каким-либо предметом (портфелем, книгой, газетой и т.п.) как щитом;
- покачивание головой сбоку на бок; на лбу появление вертикальных складок (хмурит лоб);
- рот слегка приоткрыт или, наоборот, плотно закрыт;
- легкие прикосновения пальцами или потирание носа, глаз или ушей.
Две другие оценки (силы и активности) отражаются в энергетическом состоянии человека, в телесных признаках подготовки к движению или покою.
Если человек оценивает кого-либо или что-либо как сильный объект, это означает, что он воспринимает ситуацию и партнеров по общению всерьез, как заслуживающих внимания. Его тело находится в состоянии оптимального напряжения, как бы готовится к значительному усилию. Телесные проявления в этом случае таковы:
- тело и конечности напряжены приблизительно одинаково;
- голова и тело наклонены вперед или, наоборот, откинуты назад;
- посадка на стуле прямая, без опоры на спинку; обе ноги упираются в пол, тело сжато, «съежено» и наклонено вперед (готовность вскочить);
- руки слегка разведены и направлены вперед или вверх;
- ноздри расширены, дыхание активное, усиленное.
Если же информация, ситуация или партнер по общению оцениваются как слабые, то это значит, что человек считает этот объект не заслуживающим серьезного внимания. Такое состояние обычно не характерно для делового общения, но, если оно возникло, его можно обнаружить по следующим телесным признакам общего расслабления:
- тело, конечности, вся поза расслабленные;
- дыхание замедленное;
- голос тихий, речь вялая;
- «пустой» взгляд, направленный в пространство, хотя глаза могут быть широко открыты.
Если объект или ситуация оцениваются как активные, то у человека возникает желание не только обсуждать вопрос, но и принимать конкретные решения и действовать. При этом в организме возникает общее возбуждение, тело подготавливается к быстрым действиям с динамичным объектом. О такой оценке свидетельствуют широкие, «открытые» позы, напоминающие приостановленное, сдерживаемое движение. Можно отметить некоторые характерные признаки:
- верхняя часть тела слегка подается вперед; возможно раскачивание на стуле;
- руки на бедрах — первый признак готовности действовать, его часто можно наблюдать у спортсменов, ожидающих своей очереди выступать;
- в положении сидя ладони положены на бедра или широко расставленные руки упираются в стол; в положении стоя кисти рук располагаются на уровне талии («руки в боки», особенно характерно для женщин) или большие пальцы заложены за пояс (характерно для мужчин);
- во время высказывания ладони открыты навстречу партнеру и движутся вперед и вверх-вниз или ладонь поднята вверх на уровень лица, пальцы соединены или собраны в щепоть, рука совершает частые движения от себя и к себе (символическое удержание и демонстрация, скорее всего, человек излагает очень важную для него мысль);
- речь с усиленными (но не грубыми) интонациями;
- глаза широко открыты, брови могут быть приподняты.
Если объект оценивается как пассивный, это означает — в ближайшее время человек не намерен принимать конкретное решение и тем более действовать, поэтому не хочет даже высказываться. Но это не значит, что он теряет интерес к деловому общению. Скорее наоборот, он заинтересован в получении дополнительной информации, хочет лучше понять партнеров и разобраться в деталях. Это состояние отражается в статичной, спокойной позе. Тело занимает максимально удобную позу, особенно если перед этим оно было напряжено; жестикуляция замедляется; речь становится медленнее и тише. Укажем некоторые более частные признаки:
- поза расслабленная, вялая или демонстративно прямая и напряженная, но «закрытая» — локти могут быть прижаты к телу; ладони засунуты в карманы или скрещены перед грудью; возможно захватывание себя за край одежды, за пуговицу или за другую руку;
- шея не напряжена, голова слегка отклонена назад или вбок, возможен легкий кивок головой в момент понимания чужой мысли;
- плечи приподняты, голова втянута в плечи;
- закрывание рта рукой; возможно касание рта или носа указательным пальцем или напряжение рта, прикусывание губ или языка (два последних признака указывают на нежелание говорить);
- внимательный, твердый взгляд на собеседника, глаза могут быть широко раскрыты или слегка прищурены (это зависит от состояния зрения);
- в положении сидя за столом одна рука поставлена на локоть и подбородок опирается на ладонь или указательный палец вытянут вдоль щеки, остальные расположены на уровне рта или ниже (символическое прислушивание);
- дыхание малозаметно; иногда возможны кратковременные задержки дыхания и затем несколько глубоких вдохов и выдохов;
- рот закрыт или безвольно приоткрыт;
- наморщенный нос, «страдальческие» складки на лбу, слегка приоткрытый рот (свидетельствуют об удивлении).
Источник
ДА БУДЕТ СВЕТ. Психологическое восприятие освещения.
На днях посмотрела лекцию о психологическом восприятии освещения. Выступала Ольга Валле — дизайнер, психолог, руководитель московской дизайн-студии.
Очень интересно узнавать по каким законам работают вещи, которыми как практик пользуешься давно, даже не задумываясь о механизме процессов.
Все дизайнеры знают, что при построении сценариев освещения в интерьере очень важно правильно использовать теплоту света.
Потому что от температуры света зависит настроение пространства.
Вы не знали? Значит, вы — не настоящий дизайнер))
Не буду говорить сейчас о Кельвинах, их значении и величине.
Расскажу проще — весь свет условно можно поделить на теплый, холодный и нейтральный.
В теплом световом спектре преобладают красные и желтые оттенки. В пространстве, освещенном теплым светом человек чувствует себя уютнее и расслабленнее.
В холодном свете — преобладают синие и фиолетовые оттенки. В пространстве, которое освещается холодным светом, человек пребывает в состоянии бодрости и активности.
И сразу становится понятно, какой свет можно повесить над столом в гостиной, где семья собирается за ужином, а какой в рабочем кабинете, чтобы сотрудники взбодрились и энергично принялись за работу?
И я все это знала и использовала, как мне кажется — всегда. Ведь все просто — холодный свет для работы, теплый — для отдыха.
Зачем я все это рассказываю?
А вот недавно только я узнала сам механизм воздействия температуры света на наш организм. Он оказался простым и понятным.
Откуда берется психологическое восприятие света? Правильно, от природных биоритмов. Мы все живем по законам природы, заложенным в нас на генетическом уровне. И наш организм реагирует на искусственный свет так же как на настоящий, природный.
Самый теплый цвет — это свет свечи и костра. То есть свет открытого огня. Который зажигали, когда наступала темнота. Потом — свет закатов и рассветов. В кино и фотографии даже есть такой термин «золотой час». «Золотой час» — это промежуток времени в первый час после восхода солнца и в последний час перед его заходом. В этот час солнечный свет имеет удивительно мягкий и уютный золотисто-красный оттенок. Это освещение создает абсолютно волшебную атмосферу.
Далее по теплоте освещения идут позднее утро и ранний вечер. То есть человеческий организм за многие века запомнил: теплый свет — значит начало или конец светового дня, напрягаться не нужно, нужно расслабиться.
Чем выше поднимается солнце — тем холоднее становится температура света. 10-11 часов утра — освещение становится нейтрального цвета. Как раз — разгар дня, организм находится в состоянии бодрости и активности. Днем преобладает синий спектр — свет проходит через толщу воздушных слоев. Еще холоднее — тень при дневном свет, допустим на северной стороне леса или гор. Самый холодный свет — в зимний день.
Отсюда и разные эмоциональные состояния. Думаю на этом основаны и некоторые фильтры Инстаграм: они делают привлекательной любую фотографию, с помощью теплого света.
Интерьер строится по тем же законам, по которым строится природа. И настроение зависит от температуры света.
Теплый спектр — уютный, холодный — менее дружелюбный.
И применение того или иного света — зависит от задач, стоящих перед дизайнером.
Теплый свет используют для успокоения, расслабления. В жилых помещениях, в прохладном климате. Он подходит для отдыха, для застолий, для создания ощущения тепла. Замечали, как в кафе за столиком меняется атмосфера и настроение, когда официант приносит зажженную свечу?
Можно использовать теплый свет и стратегически — на важных переговорах ввести теплое освещение, для того чтобы успокоить и расслабить переговорщиков.
А еще, в комнате с теплым светом температура кажется на пару градусов выше. Это срабатывает психологическая составляющая.
Ольга Валле приводит английские интерьеры, как пример использования теплого света и теплой цветовой палитры для создания теплой атмосферы в холодном и дождливом английском климате.
Холодный спектр — применяется в рабочих и общественных помещениях, для концентрации и создания рабочей атмосферы. Для активности и сосредоточенности, он держит нас в тонусе. Его используют для создания ощущения прохлады, особенно в теплом климате.
Средиземноморские интерьеры построены на этом принципе — создать ощущение прохлады с помощью холодного света и холодной палитры цветов.
А еще есть один секрет. Цветовая температура влияет на цвет в интерьере. В теплом свете нет синего и фиолетового. От этого искажается передача зеленого и синего тонов в интерьере. Голубой цвет уходит в зеленый, синий цвет тускнеет, темносиний — чернеет, а фиолетовый уходит в красноватый.
В холодном спектре присутствуют синий и фиолетовый оттенки. От этого красные тона в интерьере уходят в малиновый и фиолетовый, оранжевый становится коричневым, а желтый — зеленоватым. И очень важно, чтобы цветовая гамма и освещение гармонировали между собой.
Потому что несоответствие теплого освещения и холодной цветовой гаммы, или наоборот, холодного света и теплых цветов — могут создать дисгармонию в интерьере. Мозг, на генетическом уровне, знает — что холодные цвета должны быть в холодном свете, а теплые- в теплом, и дает сигнал — с пространством что-то не так! И человек на бессознательном уровне чувствует дискомфорт.
Источник