Эмоционально образное восприятие мира это

Образное восприятие окружающего мира.

Модельный характер познающего мышления.

Образное восприятие окружающего мира.

Известно, что обработка мозгом информации, поступающей из внутренней и внешней среды имеет три уровня:
Первичное отражение. Оно протекает на уровне подкорковых образований и даже периферических ганглиев, обычно не осознается и по объему значительно превосходит все остальные потоки информации.
Сознательное представление иерархически обработанной информации. В каждый данный момент времени организм имеет представление, где он находится, какое положение занимает тело, в каком состоянии находится внутренняя среда организма, какие виды деятельности проводятся в настоящее время и т. п. Этот уровень является вторичным отражением, в котором задействованы различные участки мозга, содержит конкретную информацию в каждый данный момент, исходящую от внешней или внутренней среды.
«Внутреннее мышление». Представляет настолько далеко отстоящую информацию от момента ее порождения, что фактически никакой временной, а иногда и других типов связей с первично породившими ее объектами уже не удается отметить. Это третичное отражение, с которым мозг оперирует внутри себя самого, в отсутствие внешних раздражителей.
«Дискурсивное мышление, как правило, не дает новых идей: его функция накапливать и передавать прошлый опыт в рутинных формах. Все же новое в сфере мысли связано с образами ассоциативно-метафорического мышления, рождаемого в таинственных и неподконтрольных нам психических процессах.» (Р. Л. Хейлброннер).
Мозг является высшим уникальным коллектором информации, в который стекается вся информация из внешней и внутренней среды организма. Мозг способен работать в автономном режиме, при минимальном участии внешних раздражителей. Все процессы в нем являются отражениями, в конечном счете, различных внешних и внутренних влияний на организм, моделями таких влияний, на основании которых производится анализ и делаются определенные заключения о внешней среде и собственном состоянии организма и мозга. Человеческое сознание способно воспринять весьма ограниченный объем информации, а реально наблюдаемые явления столь сложны и содержат такое множество процессов между взаимодействующими объектами, что их исчерпывающее описание оказывается невозможным. На практике исследуемая система сознательно упрощается путем ее замены моделью, учитывающей только самые важные элементы и процессы. По мере развития модели усложняются, постепенно приближаясь к реальности.
В общем случае под моделями понимают такие материальные системы, которые замещают объект познания (оригинал) и служат источником информации о нем. К классу моделей относят так называемые идеальные модели — образы объектов (модели-представления) и знаковые модели. Сходство модели и оригинала характеризуется с помощью ряда понятий (аналогия, изоморфизм, гомоморфизм и т. п.). Сама модель не есть аналогия, она представляет собой лишь один из членов отношения аналогии. Аналогия модели и оригинала по ряду признаков — основа экстраполяции (переноса) знаний с модели на оригинал. Модели — такие аналоги, сходство которых с оригиналом существенно, а различия не существенны в данной конкретной познавательной задаче.
Механика, а за ней физика и все естествознание стали опираться на идеальные образы, которые легли в основу моделей. Основными понятиями стали пространство, время, масса, сила. Вслед за Галилеем ученые стали считать доказательной проверку моделей на опыте. Он считал, что если «книга Природы написана на языке математики», то должны приниматься только математические доказательства. Значимость Галилея для науки заключается не только в его открытиях, но и в используемом им методе и образе мышления. Он не только ввел эксперимент в исследования природы, но сумел интерпретировать явления на языке математики.
По Платону, идеи — духовные сущности, представляющие собой не знание о вещах, а некоторые реально существующие в природе прообразы, — идеальные «образцы» вещей. «Идеи эти, — утверждал Платон, — пребывают в природе как бы в виде образцов, прочие же вещи сходствуют с ними и являются их подобиями, и самая причастность их идеям заключается не в чем ином так, как только в уподоблении последним.» Аристотель положил начало пониманию идей как форм мысли. Противоположные позиции в вопросе об идеях занимают эмпиризм и рационализм. Эмпиризм, абсолютизируя опыт и игнорируя специфику мышления, считает идеей результат любого акта познания, отождествляет идею с представлением (Д. Локк). Рационализм, напротив, отрывая мышление от опыта, бессилен объяснить объективность идей и вынужден постулировать их врожденность (Р.Декарт).
Объекты материального мира в доступных нашему восприятию областях представлены человеку в виде своих моделей. Сущность объектов познается нами через их модели, причем сами модели нельзя рассматривать как нечто постоянное, статичное. Используя методы логической обработки дополнительной информации об объектах, полученные нами с помощью технических средств, расширяющих область восприятия информации, мы в состоянии изменить наше представление в сторону сближения характеристик моделей с характеристиками реальных объектов.
Понятие информации связано с некоторыми моделями реального мира, которые отражают сущность реальных вещей в той степени, в которой это необходимо. Под информацией нужно понимать не сами модели и процессы, а их представительные характеристики, отображенные в виде чертежей, формул, символов и т. д. Сама по себе информация может быть отнесена к области абстрактных категорий, однако она всегда появляется в материальной форме.

Читайте также:  Эмоции для стикеров телеграм

Фундаментальной основой структуры познания в наиболее развитых отраслях науки является анализ предмета исследования, выделение абстрактных элементарных объектов и последующий логический синтез из них единого целого в виде теоретической модели. На основе этой модели, представляющей собой один из возможных вариантов объяснения какого-либо фрагмента реальности, неизбежно расхождение идеального с реальным.
Человеческий мозг способен создавать абстрактные образы — многомерные динамические модели внешних объектов и событий, и модели «самого себя». Воспринимая внешний мир, человек в состоянии установить как сходства объектов природы, так и различия — с целью перехода к более общим моделям, объединяющим рассматриваемые модели, и в пределе к модели Мира. Модельный характер познающего мышления нашел отражение в теоретическом познании окружающего мира. В частности, теоретической кибернетикой разработан метод изучения объектов и процессов — машинное моделирование. Возможность исследования объекта по математической модели ставит теоретическую кибернетику, наряду с математикой, в разряд синтетически обобщающей науки. Обладая собственным специфическим предметом исследования — системой управления — кибернетика ставит математический эксперимент в качестве нового метода исследования, охватывающего большую часть возможных применений. Метод моделирования направлен на изучение более сложных систем, чем классические математические методы. Он становится необходимым средством как в познании, так и в преобразовании действительности, находя применение в естественных, технических и гуманитарных науках.
В настоящее время можно говорить о преобразовательной функции моделирования, выполняя которую оно вносит прямой вклад в оптимизацию сложных систем. Преобразовательная функция моделирования способствует уточнению целей и средств реконструкции реальности. Свойственная моделированию трансляционная функция способствует синтезу знаний — актуальной задаче на современном этапе изучения мира.

Источник

Развитие эмоционально-образного восприятия окружающей действительности средствами цветоведения

Елена Романова
Развитие эмоционально-образного восприятия окружающей действительности средствами цветоведения

Читайте также:  Как избавится от чувства безответной любви

Кардинальные изменения, происходящие в настоящее время в системе дошкольного образования, выдвигают ряд новых требований, среди которых главным является развитие способностей, в том числе творческих.

В этом плане особую актуальность предоставляет проблема развития творческих способностей в период дошкольного детства, которое является, как пишет психолог Л. Ф. Обухова, периодом усиленного развития ребенка, и что этот период приходится на становление образного, образно-логического мышления что, в конечном счете, невозможно без развития изобразительных навыков.

Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Одним из наиболее доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное.

«Изобразительная практика обогащает восприятие цвета, превращает его в мощное художественное средство познание мира. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь ребёнку открыть для себя законы цвета, получить радость от этого открытия и осознать свои возможности в воплощении своего видения» (Т. С. Комарова).

Ребенок, осваивая окружающий мир, культуру общества, в том числе и цветовую культуру, имеет возможность научиться видеть мир во всем многообразии цвета и систематизировать то, что видит, и то с чем он действует. Непосредственное соприкосновение с краской, сравнение цвета краски с окружающими предметами и природой, смешение красок для получения нового цвета – все это процессы, в которых много приятных ощущений.

Развивать восприятие цвета можно с помощью наблюдений красоты цветовых отношений в природе, окружая себя произведениями живописи, народного и декоративно – прикладного искусства, предметов быта спроектированными дизайнерами.

На основе формирования чувства цвета и использовании его в изобразительной деятельности дошкольники знакомятся с цветовыми эталонами их свойствами и особенностями цвета.

В данной работе педагог предлагает несколько занятий по цветоведению с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.

Цель разработки занятий – познакомить с основными аспектами изучения дошкольниками цветоведения, и закрепить полученные знания, используя их в изобразительной деятельности дошкольников.

Читайте также:  Депрессия уже больше месяца

Задачи работы по развитию цветовосприятия:

• знакомство детей с цветовыми эталонами;

• ознакомление детей со свойствами и особенностями цвета;

• знакомство детей со средствами художественной выразительности

(контрастом, насыщенностью и т. д.);

• знакомство с классификацией цветов и оттенков;

воспитание эстетического, эмоционально окрашенного восприятия цвета;

развитие и гармонизация личности ребенка;

• формирование умения видеть прекрасное в окружающем мире;

Для реализации поставленных задач нужна хорошо спланированная деятельность педагога, воспитателя и родителей, создание методического и развивающего материала (консультации для родителей, дидактические игры) для практического развития творческого потенциала ребенка.

На занятиях, педагог применяет знакомые детям сказки, описательные рассказы, дидактические игры по цветоведению, и даже нетрадиционные техники рисования. Все данные приемы оживляют, разнообразят занятия и помогают усвоить и закрепить материал по цветоведению.

Большую часть методического материала можно найти в личном блоге,перейдя по данной ссылке: http://www.maam.ru/users/ ElenaRoman2014.

На основе изучения цветоведения дети учатся выражать свое отношение к создаваемому образу через цвет,а именно:

• Дети знакомятся с цветовыми эталонами;

• Используют свойства и особенности цвета;

• Познают средства художественной выразительности (контрастом, насыщенностью и т. д.);

• Учатся классифицировать цвета и их оттенки;

• Приобретают эстетическое, эмоционально окрашенное восприятие цвета;

• Происходит гармоничное развитие личности ребенка;

• Формируется умение видеть прекрасное в окружающем природном мире;

Таким образом, при системном и последовательном изучении цветовых гармоний, основываясь на педагогических принципах обучения от простого к сложному, возможно добиться отличных результатов, прививая детям художественный вкус и цветовую культуру.

Развитие художественных способностей у детей раннего возраста. Развитие зрительного восприятия формы Ранний возраст – период, когда зарождаются продуктивные виды деятельности ребенка, в частности — рисование. Их возникновение также тесно.

Картотека игр на развитие восприятия для детей дошкольного возраста Восприятие — это целостное отражение внешнего материального предмета. Оно является основой мышления и практической деятельности как взрослого.

Обобщенный педагогический опыт работы «Формирование восприятия окружающей действительности в процессе сенсорного воспитания» «Формирование полноценного восприятия окружающей действительности в процессе сенсорного воспитания детей третьего года жизни» Уважаемые.

Развитие мелкой моторики рук через сенсорное восприятие окружающей действительности детей раннего возраста Отчет по саморазвитию. «Развитие мелкой моторики рук через сенсорное восприятие окружающей действительности, детей раннего дошкольного возраста».

Развитие фонематического восприятия у детей 6–7 лет Развитие фонематического восприятия у детей 6-7 лет Слух является непременным условием формирования речи. Ребёнок начинает говорить благодаря.

Развитие мелкой моторики средствами игрового материала «Послушные ладошки» Развитие мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению, и в целом уровень развития тонкой моторики.

Развитие тактильного восприятия у детей с ДЦП Консультация для педагогов К тактильной чувствительности (осязанию) относят ощущения прикосновения, давления, боли, тепла, холода и др.).

Источник

Оцените статью