Эмоционально-образная терапия
Эмоционально-образная терапия – новый метод психодинамического направления психотерапии. Специфическое отличие эмоционально-образной терапии – сочетание аналитического исследования и коррекции в работе с образами эмоциональных состояний. Методика позволяет выразить эмоциональное состояние через зрительный, звуковой или кинестический образ и трансформировать исходное эмоциональное состояние через внутреннюю работу с этим образом. Воздействие осуществляется самим пациентом, является самовоздействием на собственные эмоции или части личности.
Результат такого воздействия виден незамедлительно, на приёме и проявляется снятием внутреннего эмоционального конфликта. Эмоционально-образная терапия нацелена на поиск исходной причины проблем личности и ее коррекцию.
Проблемы личности рассматриваются через их психосоматическое выражение: в основе всех проблем лежат эмоциональные состояния, а эти состояния могут быть поняты через телесное переживание. Преобразование эмоции ведет к психосоматическому эффекту, к изменению личности, к решению проблемы на более глубоком уровне, чем уровень поведения или интеллекта. Поведение и мышление меняются как результат изменения глубинной эмоциональной основы. Преображенная эмоция снова фиксируется в теле, в дальнейшем определяет новое поведение, мышление, психосоматические состояния, уровень энергии и черты характера.
Этапы эмоционально-образной терапии
1. Клиническая беседа.
Этот этап включает знакомство, осмысление проблемы, сбор историографических данных, заключение контакта, формирование гипотезы о структуре проблемы.
2. Прояснение симптома.
В течение второго этапа устанавливается, каким образом чувство или состояние выражено телесным действием.
3. Создание образа.
Психотерапевт предлагает пациенту представить чувство виде образа, находящегося в пространстве или перед ним на стуле.
4. Исследование образа.
Созданный образ изучается с точки зрения чувственных характеристик (размер, форма, цвет, консистенция и т.д.), отношения к образу и образа к себе. На этот этапе образ несет в себе много информации, которую нужно правильно читать. Образы могут быть различными, так как обусловлены они индивидуальными особенностями пациента.
5. Проверка на фиксацию.
На этом этапе прослеживается наличие эмоционально-энергетической связи между образом и состоянием человека. Интерпретация образа дается пациенту после полной проработки, тогда она воспринимается легко, с пониманием.
6. Трансформация образа.
Это мысленное общение с образом, передача чувства через образ. На внешнем уровне происходит работа с образом, а на внутреннем – работа над состоянием пациента. На этом этапе происходят глубокие психоэмоциональные изменения в состоянии всего организма человека.
7. Соматизация образа.
На данном этапе происходит слияние образа с телом, с частью личности, или установление с образом иных позитивных отношений. Наше тело сохраняет эмоциональные состояния, поэтому слияние образа с телом помогает ощутить новое позитивное состояние и привыкнуть к нему.
8. Ситуативная проверка.
Психотерапевт предлагает пациенту представить травмирующую ранее ситуацию и проследить за реакцией человека на неё: не появились ли побочные нежелательные эффекты в виде сомнения или дискомфорта от новых ощущений.
9. Этап закрепления.
Доктор предлагает представить дальнейшую жизнь или дорогу, план действий. На этом этапе пациент переживает удивление, радость от полученных новых ощущений, часто сравнивая работу психотерапевта с чудом.
Для корректного проведения всех этапов терапии, для максимально эффективного воздействия на эмоции и чувства пациента психотерапевт должен обладать высоким уровнем квалификации, чтобы своими действиями не навредить человеку.
Эмоционально-образная терапия в Ярославле
В Центре доказательной медицины ведут приём высококвалифицированные врачи-психотерапевты, имеющие серьёзный опыт клинической практики, руководствуясь ведущим мировым опытом. Уже не один год мы успешно помогаем своим пациентам достичь внутренней гармонии и душевного равновесия.
Источник
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОБРАЗНАЯ ТЕРАПИЯ: «Просто о сложном или Заметки на полях». Тема «Образы – доступ в бессознательное».
Эмоционально-образная терапия (ЭОТ) развивается в рамках психодинамического подхода, согласно которому направляющие и движущие процессы, происходящие в психике человека, не подчиняются его воле или разуму и не зависят от внешних обстоятельств, а являются плодом работы внутренних сил психики. По словам З. Фрейда «человек не является хозяином у себя дома», т.е. не сознание руководит его поступками: движущей силой поведения оказываются неосознаваемые импульсы, идущие из глубин подсознания».
Фрейд описал топографическую модель личности, где разделил психику на три уровня: сознание, предсознательное, бессознательное.
Сознание наполняют ощущения и впечатления, которые мы осознаем и контролируем «здесь и сейчас». Кроме того, в сознании мы можем воспринимать прошлое и фантазировать на счет будущего.
Предсознательное называют «доступной памятью», где содержатся воспоминания, которые не осознаются в настоящий момент, но могут быть легко возвращены в сознание (спонтанно или в результате небольшого усилия). Эта область — комната с воспоминаниями, куда вы можете зайти в любой момент по своему желанию.
Бессознательное — это самая обширная область человеческой психики, огромное хранилище, где содержатся наши инстинкты, не доступные сознанию, а также, все привычки, навыки, желания, принятые решения, мысли и чувства, вытесненные на глубину и закрытые для осознавания.
По мнению ученых, сознание контролирует не более 5 процентов восприятия и поведения, тогда как бессознательному отведено не менее 95 процентов. И если первое воспринимает прошлое и будущее, то второе ориентировано только на настоящее.
По Фрейду, между сознанием и бессознательным существует «внутренний страж» — цензор, оберегающий нашу психику от травмирующих переживаний и определяющий, что безопасно для нашего сознания и может туда проникнуть, а что является угрозой и должно быть подавлено или вытеснено в бессознательное. В бессознательном нет понятия времени и все воспоминания о событиях, скрытых в его глубинах, воздействуют на нас косвенным образом, в частности, через сновидения, который Фрейд называл «королевской дорогой к бессознательному».
Образы, явленные нам в снах, представляют собой зашифрованные в символической форме послания бессознательного, прорывающиеся через барьер — «внутреннего стража».
Но бессознательное «стучится» к нам не только через сны, но и через чувства, которые мы можем ощущать через тело, но и придавать им мысленный образ. В речи мы часто используем метафоры говоря о своих переживаниях. Например, «камень на сердце», «гири на ногах», «залиться краской», «вспыхнуть», «не переваривать кого-то или что-то». Все это является ценным материалом для ЭОТ-терапевта.
Спонтанные образы, рождающиеся в процессе ЭОТ, позволяют получить доступ к информации, хранящейся в бессознательном. Процесс работы психотерапевта с клиентом похож на сон наяву. Работа ЭОТ-терапевта базируется на расшифровке скрытого смысла, стоящего за каждым образом, в результате чего рождается гипотеза, позволяющая найти решение для запроса клиента.
Многолетний опыт работы в ЭОТ позволил сформировать целый словарь «говорящих» образов, позволяющих заглянуть в глубины подсознания и безопасно для психики извлечь подавленный или вытесненный материал в сознание. Практика показывает, что каждый образ — это символ, за которым стоит свой собственный смысл, является уникальным носителем информации о прошлом человека и ключом к разрешению его внутреннего конфликта.
Например, «дождь» — непролитые слезы, «цветы» — подавленные или вытесненные чувства, «меч» — утраченная или подавленная мужественность, «вода» — утраченная или подавленная женственность и т.п. Материал, из которого «сделаны», по представлению пациента, образы также имеет значение и дает дополнительную информацию о происходящих в психике процессах. Так, «металлические» образы говорят о подавлении, «пластиковые» и «стеклянные» — об изоляции, «прозрачные» — о вытеснении и т.д.
В подавляющем большинстве случаев значения символов, «зашитых» в бессознательном, у разных людей совпадают, что позволяет ЭОТ-терапевту быстро построить гипотезу, выбрать направление движения и подвести клиента к новому решению в процессе терапии. Ориентировка бессознательного исключительно на настоящее время является ключом к разрешению конфликта «здесь и сейчас».
Эмоционально-образная терапия одна из наиболее эффективных и быстродействующих методик психотерапии. В Клинике Роса занятия психотерапией проводятся в индивидуальном, семейном и групповом формате.
Источник
Эмоционально-образная терапия в работе с «Паническими атаками»
Сухина И.С.
действительный член ППЛ, психолог-консультант Семейного клуба «Жар-Птица» г.Щелково Московской области
1. Паника – это тревога, характеризующаяся внезапным началом и высокой интенсивностью. Слово «паника» берёт своё происхождение от имени древнегреческого бога Пана. Согласно мифам, неожиданно появившийся ПАН вызывал такой ужас, что человек опрометью бросался бежать, не разбирая дороги.
Чувство паники или страха может быть, как сильно выражено в момент приступа, особенно в дебюте заболевания, так и полностью отсутствовать, заменяясь ощущением тоски, безысходности, чувством жалости к себе. В таких случаях на первый план выступают различные вегетативные проявления: повышение артериального давления, сердцебиения, боли в сердце или головная боль, удушье и другие.
2. Вегетативные приступы (вегето-сосудистые кризы, панические атаки), обычно начинаются в возрасте 20-40 лет — это характерное для взрослых течение вегетативной дисфункции чаще встречается у женщин.
Вегетативная нервная система состоит из двух отделов:
симпатический обеспечивает нашему организму напряжение, необходимое для борьбы или бегства (таковы варианты поведения в ситуации стресса);
парасимпатический, наоборот, заведует нашим отдыхом, покоем и пищеварением.
Если в работе вегетативной системы преобладает активность симпатического отдела вегетативной нервной системы, то возникает, так называемый, симпатоадреналовый приступ (криз). Обычно он начинается с головной боли или боли в области сердца, сердцебиения, покраснения или бледности лица. Поднимается артериальное давление, учащается пульс, повышается температура тела, появляется озноб, иногда возникает беспричинный страх.
Если в работе вегетативной нервной системы преобладает активность парасимпатического отдела, то развивается, так называемый, вагоинсулярный приступ (криз), характеризующийся общей слабостью, потемнением в глазах. Появляются потливость, тошнота, жидкий и учащенный стул, частое мочеиспускание, головокружение, снижается артериальное давление и температура тела, замедляется пульс.
3. Паническая атака — симпатоадреналовый криз на фоне невроза с нарушением функции вегетативной нервной системы. В этом случае криз запускается головным мозгом (высшими центрами вегетативной нервной системы), который дает надпочечникам ошибочную команду к выделению избыточного количества адреналина.
Панические атаки на фоне невроза — самая распространенная форма симпатоадреналовых кризов.
Психологическая подоплека панических атак — недопережитые и вытесненные в бессознательное психологические травмы и переживания.
4. Паническое расстройство — периодическое появление повторных внезапных панических атак.
Люди, страдающие паническим расстройством, с тревогой ожидают повторения атак, беспокоятся по поводу ее возможных последствий (смерть, автомобильная авария, неспособность выполнять свои обязанности).
Они часто связывают свои атаки с определенными ситуациями (нахождение в метро, удаление далеко от дома) и могут наполнять будущие панические атаки ожиданием попадания в такую ситуацию.
5. Происхождение панического расстройства
Что такое паническое расстройство?
Паническое расстройство является настоящим заболеванием, имеющим как психическую, так и соматическую основу. Хотя стрессовые ситуации или психологические конфликты и могут усугубить симптоматику панического расстройства, его причиной всё же являются биологические нарушения в центральной нервной системе.
В основе панического расстройства лежат нарушения обмена нейромедиаторов (серотонина, норадреналина, ГАМК). Нередко первая паническая атака появляется в состоянии тяжелого похмелья, когда расшатана вегетативная нервная система.
Факторами, способствующими возникновению панических атак, являются:
• органическое поражение головного мозга (последствия патологии беременности, асфиксии в родах, черепно-мозговых травм, сотрясений мозга)
• злоупотребление алкоголем
• наследственная предрасположенность
• стрессы, эмоциональное переутомление
Возникновению и закреплению панических атак способствуют такие черты характера:
• тревожность, мнительность, пессимизм;
• повышенная чувствительность к телесным сигналам;
• такие люди с трудом говорят о своих чувствах и заявляют о собственных потребностя (алекситимия- термин, в общем случае описывающий затруднения человека в определении, понимании и выражении собственных эмоций);
• они считают важными лишь физические недуги и недооценивают значимость психологических моментов.
pic-08.png
pic-08.png (141.76 КБ) Просмотров: 4243
7. Стрессовые ситуации, которые могут повлечь за собой закрепление панических атак, делятся на несколько групп:
1) «Хочу, но не могу». Реализации желаний препятствуют или сознательные запреты, которые человек ставит сам себе, или объективные обстоятельства. Но в любом случае — есть препятствие. Если человек не может его преодолеть, может случиться «уход в болезнь».
2) «Новичок». Эти ситуации связаны с тем, что человек попадает в новые для себя обстоятельства жизни.
3) «Отголоски прошлого». Если человек в прошлом (даже несколько лет назад) пережил какую-то травмирующую ситуацию, например, военные действия, криминал, тяжелую болезнь, которую смогли вылечить, то эти ситуации исподволь могут влиять на его жизнь.
8. Паническая атака всегда влечет за собой какую-то «прибыль» (внимание и забота близких, удержание рядом с собой супруга и детей, возможность не работать или как-то иначе уменьшить социальную нагрузку и др.), от которой человеку сложно отказаться. И эта «прибыль» неизменно выше, чем «затраты» (страхи и приступы). Избавиться от панических атак вполне возможно, но нужно быть готовым встретиться лицом к лицу с проблемами, которые к ним привели. Правда, есть один «тонкий» момент. Организм, познавший невротический путь бегства от проблемы, может применить этот способ и в новой стрессовой ситуации.
9. Картина личности
Что касается психодинамических условий, то в первую очередь следует выделить фиксацию и симбиотические отношения с матерью, прежде всего у молодых мужчин. Среди больных с кардиофобией много единственных в семье детей, часто растущих без отца. Здесь также много младших сыновей, которые очень привязаны к матери.
Фрейд впервые констатировал, что это не столько отвержение само по себе, сколько общая изнеженность, которая делает позже человека не способным отказаться от любви или хотя бы временно довольствоваться меньшим. Чрезмерная ранняя привязанность предрасполагает к неврозу.
Что касается личности, то, как и при других психосоматических заболеваниях, имеется два противоположных типа личности (поведения): тип А, который демонстрирует непосредственно симбиотическую зависимость, и тип Б, который не терпит этих унизительных ситуаций и ведет себя подчеркнуто независимо, проявляя демонстративные псевдонезависимые реакции в своих осознанных и неосознанных поступках (Richter, Beckmann, 1973).
Особенности клиентов с «панической атакой» (картина личности)
(из опыта психотерапевтической работы Сухиной И.С.)
1. Единственные или младшие дети в семье с гиперопекающей и контролирующей матерью.
2. Отец отсутствовал, или семья была на грани развода в период раннего детства.
3. Отсутствие грудного вскармливания.
4. Ребенок 1-го года жизни много времени находился один.
5. Ребенок родился ослабленным и много болел в детстве.
6. В школьные годы общение с ребенком сводилось к указаниям и заботе о здоровье. Мнением ребенка и его переживаниями никто не интересовался.
7. Во взрослой жизни наблюдались трудности оценки ситуации и принятия решений.
8. Готовность исполнять чужие желания и указания, безотказность, стремление угодить другим.
9. Трудности дифференциации своих эмоций (они описываются в терминах «хорошо-плохо») или вместо описания эмоций – описание телесных ощущений.
10. Трудности общения в детстве и во взрослой жизни (в общении пассивность, иногда навязчивость).
11. Страх возможной потери близких людей, подавление гнева и сексуальной неудовлетворенности. Стараются не показывать другим своего недовольства из страха отвержения.
12. Болезнь, как способ выхода из сложной, в основном, не осознаваемой ситуации и способ не остаться в одиночестве.
Особенности психотерапевтической работы с клиентами с «Панической атакой»
1. Такие клиенты считают свою болезнь только физическим недугом. Они никогда не пытались разобраться в ее психологической составляющей, и она явилась для них полным откровением.
2. Им очень трудно говорить о своих чувствах и говорить о себе вообще.
3. Такие клиенты пассивны в терапии, и у них нет внутренней работы между сессиями.
4. В процессе работы соматические проявления «панической атаки» часто проходят через обострение, а затем уменьшаются до исчезновения, при этом начинают ярче проявляться негативные эмоции (страх, тревога, беспокойство, раздражение), которые затем тоже уменьшаются. Симпатические проявления могут сменяться парасимпатическими.
5. Почти все образы отражают страх и подавленный гнев.
6. В процессе терапии часто выясняется, что клиент был на грани смерти во внутриутробном периоде и/или в раннем детстве.
7. Во время «панической атаки» человек психически и телесно повторно проживает состояние близкое к смерти, когда-то им уже пережитое в раннем детстве или/и внутриутробном периоде.
8. Над чем в основном пришлось работать:
— принятие и оказание поддержки Внутреннему ребенку, начиная с внутриутробного периода;
— выражение подавленного гнева;
— прояснение неосознаваемой конфликтной ситуации в настоящем времени;
— поиск и осознание собственных желаний, эмоций;
— обучение анализу жизненных ситуаций и оценке результатов своих поступков.
Описание одной из сессий, проведенных Сухиной Ириной с клиенткой М. 35 лет, страдающей паническим расстройством
Паническая атака последний раз началась у М., после того как она в течение 2 часов не могла дозвониться до мужа. У нее появилась «паника, резкая слабость, сердце выскакивало, резко затошнило и сдавило грудь».
В ходе ранее проведенной работы удалось выяснить, что родители ее мамы были против брака ее родителей, что первые 6 месяцев жизни она подолгу оставалась одна, грудного вскармливания практически не было, а после полугода родители расстались, и отца она не видела до 19 лет. Панические атаки начались 1,5 года назад на фоне длительной стрессовой ситуации в семье, и после того как у соседей сгорела баня.
Исходя из перечисленных симптомов и истории жизни, я предположила, что у М. во время приступа какая-то часть личности (Внутренний ребенок, которому страшно) стремиться убежать – «покинуть тело».
Объясню, почему у меня появилась такая гипотеза. Активизация симпатической части вегетативной нервной системы, которая происходит у человека во время Панической атаки, обеспечивает возможность бегства или нападения. Если мы рассмотрим указанные симптомы (паника, резкая слабость, сердце выскакивало, резко затошнило и сдавило грудь) – это конечно бегство, а с помощью тошноты и рвоты тело стремится от чего-то избавиться.
Желание убежать возникает в сложных для клиентки ситуациях, угрожающих её безопасности (недоступность мужа или сына, гроза (гром и молния), поездка на работу и любой выезд из дома, забор крови на анализ и т. д.). Возникает вопрос, почему у М. такие обычные для большинства взрослых людей ситуации вызывают страх и желание убежать. Я думаю, что ситуацию здесь оценивает не взрослая часть личности, а беззащитный Внутренний ребёнок, для которого данные ситуации действительно являются угрожающими. Причем, как показала проведенная ранее терапия, это часть личности является у клиентки доминирующей.
Я спросила М.: «Какая часть ее личности хочет убежать, выскочить из тела?»
Она ответила, что это громадная оранжевая тыква с большим хвостиком, которая находилась в груди, она уже созрела, и ей стало мало места, потому что в груди всё сжимается. (Тыква напоминает матку, созревшую для родов, похоже, что Внутренний ребенок оказался еще не родившимся.)
На вопрос, что сжимает и давит на грудь, клиентка ответила, что это красный кирпич. Так как образ камня обычно символизирует подавленные «окаменевшие» чувства, обиду, я предложила ей разрешить кирпичу высвободить энергию чувства с помощью воображаемого звука. М. «услышала» звук бьющегося стекла и «увидела» осколки стекла, вылетавшие из кирпича. Я спросила, чем было стекло до того как оно разбилось.
Оказалось, что стекло раньше было бутылочкой из-под детского питания, которая находилась внутри кирпича. То есть в кирпич было замуровано чувство недовольства ребенка, связанное с неудовлетворительным кормлением и заботой в младенчестве.
Я предложила клиентке удовлетворить оральные потребности этого Внутреннего ребёнка, представив себя грудным младенцем и накормив его досыта из бутылочки.
После этого давление на грудь прекратилось, кирпича не стало, М. свободно вдохнула, и сказала, что тыква теперь на месте, ей не тесно, и она уже не хочет выскочить из тела. Я спросила, что нужно этому Внутреннему ребёнку, чтобы он больше не пытался в страхе покинуть тело. Она ответила, ребёнок будет спокоен, если все близкие (муж и сын) будут всегда доступны.
Понятно, что нужно работать дальше. Можно сделать вывод, что в младенчестве М. часто было одиноко, страшно и голодно, что и сформировало испуганного и боящегося остаться в одиночестве Внутреннего ребенка. Возможно, угроза для жизни была и у еще не родившегося ребенка. А панические атаки помогают ей привлечь внимание и заботу близких людей.
Когда М. пришла на следующую сессию, она сообщила, что стала реже звонить мужу и уже спокойно переносит, когда он не доступен. Телесные проявления панических атак заметно уменьшились, а эмоции (в том числе страх и гнев) стали ярче и понятнее.
Размышления, возникшие позже
Созревшая тыква с семенами, которой стало тесно, сильно напоминает матку с переношенным плодом. Ему уже пора рождаться, питания не хватает, но он не выходит, так как боится не выжить вне матки-матери, а тут худо-бедно жить можно. Эта тема появлялась в последующих сессиях, но здесь ребёнок рождаться не стал.
Часто в рисунках, образах у клиентки появлялся маленький зверёк, который пытался от страха спрятаться в норку, но весь там не помещался. То есть первоначальная гипотеза, о том, что Внутренний ребёнок хочет убежать от опасностей, верна, но убежать он хочет обратно в материнскую утробу (норку).
Может быть, корни панических атак уходят в страх перед необходимым рождением (страх перед предстоящей жизнью), а потом и перед всем непредсказуемым?
Тогда задача состоит в том, чтобы помочь ребенку, наконец, отделиться от материнского тела (родиться) и начать отдельную от матери жизнь, принимая и осваивая без «паники» окружающий мир. Дальнейшая работа и была этому посвящена.
Результат: Нормализовалось артериальное давление и сердцебиение, прошла тошнота. Приступы тревоги стали контролируемы и, несмотря на эмоции, сохраняется способность действовать. Отношения с мужем стали более открытыми в выражении чувств и желаний, исчезло раздражение и дискомфорт, возникавшие ранее при его появлении. Перестала бояться летать на самолете.
Уважаемая Ирина Сергеевна!
Прежде всего, хотелось бы видеть статистические доказательные обоснования эффективности каждой из представленных методик эмоционально-образной психотерапии Линде, а не общие утверждения о том, что такая терапия это хорошо.
А также из вашего текста остается не ясным, паническая атака — это часть панического расстройства или все же «невроза с нарушением функции вегетативной нервной системы». Или вы считаете, что это тождественные расстройства?
Основным пусковым механизмом панической атаки является когнитивное искажение в форме катастрофизации (прогноз по наихудшему сценарию), как вы работаете с ним?
Аватара пользователя
У меня не такой большой опыт работы с паническими атаками, чтобы набрать статистику, я описала один из случаев с положительной динамикой. Клиентка до этого лечилась у невролога без заметных изменений.
Паническое расстройство — периодическое появление повторных внезапных панических атак.
У данных клиентов любая жизненная проблема (для других вполне решаемая) является катастрофой, из которой нет выхода. По-моему, это страх маленького беспомощного слабого ребенка перед непонятным и угрожающим миром, когда нет близкого взрослого, который все решит. Здесь идет работа с образом этого Внутреннего ребенка, и научение человека ориентироваться в ситуации (сбор фактов, анализ, выводы).
Источник