- Эмоционально-образная терапия
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОБРАЗНАЯ ТЕРАПИЯ: «Просто о сложном или Заметки на полях». Тема «Образы – доступ в бессознательное».
- Эмоционально-образная терапия как метод профилактики и коррекции состояний, связанных с синдромом эмоционального выгорания у педагогов
Эмоционально-образная терапия
Презентация раскрывает сущность метода эмоционально-образной терапии, автором которого является Н.Д. Линде, кандидат психологических наук, профессор Московского гуманитарного университета и Института психоанализа, действительный член Российской профессиональной психотерапевтической лиги, активно действующий психолог-практик.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_eot.ppt | 643 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Презентация подготовлена педагогом-психологом Папенко С.И.
Николай Дмитриевич Линде Кандидат психологических наук, профессор Московского гуманитарного университета и Института психоанализа, действительный член Российской профессиональной психотерапевтической лиги, активно действующий психолог-практик. В течение 20 лет в рамках психотерапии развивает оригинальный подход, получивший название «эмоционально-образная терапия». Автор около 60 публикаций, включая учебные пособия и монографии. Среди них: «Основы современной психотерапии» (2002), «Эмоционально-образная терапия. Теория и практика» (2004) и др.
Схема терапевтической работы 1. Клиническая беседа 2. Прояснение симптома 3. Создание образа 4. Исследование образа 5. Проверка на фиксацию 6. Трансформация 7. Интегрирование образа с личностью (соматизация) 8. Ситуационная проверка 9. Экологическая проверка 10. Закрепление
Основные приемы трансформации образов в ЭОТ 1. Созерцание 2 . Мысленное действие 3. Диалог с образом 4. Взаимодействие противоположностей 5. Замена образа 6. Передача чувства 7. Прослеживание судьбы образа 8. Свободное фантазирование
9. Расширение осознания 10. Волшебство 11. “Возвращение подарка” 12. Конверсия негативной энергии 13. “Разжимание лапки” 14. Парадоксальное разрешение 15. Контрпредписание 16.“Выращивание” части личности (или энергитизация) 17. “Перераспределение акций” 18. Организация новых отношений с частью личности
Дополнительные приемы 1. Поиграть с грязью 2. Вдыхать пустоту 3. Разрешить образу проявить свой потенциал 4 .Высвободить энергию чувства 5. Признать важность образа 6 .Созерцать дождь
Преимущества метода. Главное: работа с образами позволяет не только что-то осознать, но и изменить «это». Мы считаем задачу трансформации приоритетной, поэтому интерпретации часто даются после проведения желательных изменений. Чувство, связанное с проблемной ситуацией, наиболее точно отражает фиксированную энергию, которая не может быть реализована по тем или иным причинам. Соматически выраженное чувство наиболее правдиво показывает суть проблемы. Слова могут обмануть, тело — никогда. Переживание проблемы через образы убедительнее для клиента, чем вербальные высказывания. Действия с образами легче приводит к инсайту. Неожиданные изменения образов обладают очевидной доказательностью. Проецирование образа на пустой стул или просто в пространство создает диссоциацию субъекта и выраженного в образе чувства. Это облегчает работу по преобразованию чувства.
Образная символизация чувства придает ему статус чего-то объективно существующего. Клиент ощущает насущную необходимость что-то с этим сделать, преодолеть воздействие этого реально действующего фактора. В противном случае он ощущает, что “это” будет и дальше его преследовать. Это мощный мотивирующий фактор. Образ дает много дополнительной информации о сущности проблемы, которую может творчески использовать психотерапевт. После определенной практики он научается мгновенно понимать истинный смысл образов, и его предложения по работе с ними определяются этим пониманием. Значимые образы наиболее точно соответствуют бессознательным процессам, субъективное воздействие на образы прямым образом отражается на содержании бессознательного. Множество приемов работы с образами позволяют терапевту иметь широкое поле для преобразования исходного состояния. Оригинальные наработки в этой области создают возможности быстрых и эффективных изменений. Ход изменения образов в работе (а также, соответствующих эмоциональных состояний) позволяет точно контролировать результативность работы. Терапевт может вести процесс до качественного изменения состояния, когда проблема действительно и полностью решается. Соматизация позитивных образов позволяет надежно закреплять результаты работы. Таким образом, клиент отождествляется с достигнутым позитивным состоянием.
Отличия от близких терапевтических школ От гештальттерапии От кататимно-имагинативной терапии Лейнера
Совершенно оригинальные приемы ЭОТ: 1) Вдыхание в себя образа пустоты . 2) Соматизация образа. 3) Энергитизация образа. 4) Парадоксальное разрешение 5) Разрешение образу проявить весь свой потенциал . 6) Созерцание. 7) Передача чувства.
ЭОТ на практике. ЭОТ в исцелении психосоматических заболеваний. 1. Исцеление головных, сердечных и других болей 1.1 Метод созерцания 1.2 Метод прослушивания боли 1.3 Метод обоняния боли 1.4 Метод мысленного действия 1.5 Метод выражения чувства 1.6 Метод диалога 1.7 Программа самоисцеления 2 Работа с ПМС 3 Работа с аллергией в ЭОТ 4 Другие психосоматические проблемы 4.1. Хронический ринит 4.2 Бронхиальная астма 4.3 Язва желудка
ЭОТ в лечении фобий 1 Модель травмы 2 Модель В.Франкла 3. Модель родительских предписаний 4 Модель «несчастного внутреннего ребенка» или скрытого суицида 5 Модель «обратного желания» 6 Истерические фобии ЭОТ в работе с чувством потери и эмоциональной зависимостью. ЭОТ в разрешении конфликтов ЭОТ в работе с гневом 1 Метод отреагирования 2 Метод воображаемого двойника 3 Метод энергитизации 4 Метод конверсии агрессивной энергии 5 Метод высвобождения гнева через воображаемый звук или поток энергии ЭОТ в работе с депрессивными состояниями Работа с последствиями тяжелой травмы Работа с последствиями родовой травмы
Упражнения для групповых и индивидуальных занятий, используемые в ЭОТ Цикл упражнений на релаксацию 1 Расслабление по системе йоги 2 Упражнение «Уютное место» Упражнения многоцелевые 1 Упражнение 1. «Рисунок тела» 2 Упражнение 2. «Путешествие по дну моря»
Упражнения для работы с телесным выражением эмоциональных проблем Упражнение 1. «Звучание тела» Упражнение 2. «Эмоции тела» Упражнение 3. «Дыхание тела» Упражнение 4. «Поток воды в теле» Упражнение 5. «Свет тела» Упражнение 6. «Тело — цветок» Упражнение 7. «Внутреннее пространство» Упражнение 8. «Промывание энергиями» Упражнение 9. «Энергия роста» Упражнение 10. «Маятник тела»
Цикл упражнений для работы с эмоциональными проблемами Упражнение 1 «Возвращение чувств» Упражнение 2 «Возвращение сердца» Упражнение 3. «Знакомство с гневом» Упражнение 4. «У страха глаза велики» Упражнение 4. «Круг радости» Упражнение 5. «Круг счастья» Упражнение 6. «Круг живой жизни» Упражнение 7. «Круг энергии» Упражнение 8. «Путешествие в мрачную страну» Упражнение 9. «Обвинения» Упражнение 10. «Чувство вины» Упражнение 12. «Апатия, чувство пустоты» Упражнение 13. «Чувство неуверенности»
Цикл упражнений на экзистенциальные темы Упражнение 1. «Поиск смысла жизни» Упражнение 2 «Прекращение вечной борьбы» Упражнение 3 «Быть здесь и теперь» Упражнение 4. «Отпустить страдания» Упражнение 5. «Свободное плавание» Упражнение 6. «Отказ от уникальности» Упражнение 7 «Компания друзей» Упражнение 8. «Обретение семьи» Упражнение 9 «Дерево» Упражнение 10 «Чувство долга» Упражнение 11. «Излучение доброты»
Источник
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОБРАЗНАЯ ТЕРАПИЯ: «Просто о сложном или Заметки на полях». Тема «Образы – доступ в бессознательное».
Эмоционально-образная терапия (ЭОТ) развивается в рамках психодинамического подхода, согласно которому направляющие и движущие процессы, происходящие в психике человека, не подчиняются его воле или разуму и не зависят от внешних обстоятельств, а являются плодом работы внутренних сил психики. По словам З. Фрейда «человек не является хозяином у себя дома», т.е. не сознание руководит его поступками: движущей силой поведения оказываются неосознаваемые импульсы, идущие из глубин подсознания».
Фрейд описал топографическую модель личности, где разделил психику на три уровня: сознание, предсознательное, бессознательное.
Сознание наполняют ощущения и впечатления, которые мы осознаем и контролируем «здесь и сейчас». Кроме того, в сознании мы можем воспринимать прошлое и фантазировать на счет будущего.
Предсознательное называют «доступной памятью», где содержатся воспоминания, которые не осознаются в настоящий момент, но могут быть легко возвращены в сознание (спонтанно или в результате небольшого усилия). Эта область — комната с воспоминаниями, куда вы можете зайти в любой момент по своему желанию.
Бессознательное — это самая обширная область человеческой психики, огромное хранилище, где содержатся наши инстинкты, не доступные сознанию, а также, все привычки, навыки, желания, принятые решения, мысли и чувства, вытесненные на глубину и закрытые для осознавания.
По мнению ученых, сознание контролирует не более 5 процентов восприятия и поведения, тогда как бессознательному отведено не менее 95 процентов. И если первое воспринимает прошлое и будущее, то второе ориентировано только на настоящее.
По Фрейду, между сознанием и бессознательным существует «внутренний страж» — цензор, оберегающий нашу психику от травмирующих переживаний и определяющий, что безопасно для нашего сознания и может туда проникнуть, а что является угрозой и должно быть подавлено или вытеснено в бессознательное. В бессознательном нет понятия времени и все воспоминания о событиях, скрытых в его глубинах, воздействуют на нас косвенным образом, в частности, через сновидения, который Фрейд называл «королевской дорогой к бессознательному».
Образы, явленные нам в снах, представляют собой зашифрованные в символической форме послания бессознательного, прорывающиеся через барьер — «внутреннего стража».
Но бессознательное «стучится» к нам не только через сны, но и через чувства, которые мы можем ощущать через тело, но и придавать им мысленный образ. В речи мы часто используем метафоры говоря о своих переживаниях. Например, «камень на сердце», «гири на ногах», «залиться краской», «вспыхнуть», «не переваривать кого-то или что-то». Все это является ценным материалом для ЭОТ-терапевта.
Спонтанные образы, рождающиеся в процессе ЭОТ, позволяют получить доступ к информации, хранящейся в бессознательном. Процесс работы психотерапевта с клиентом похож на сон наяву. Работа ЭОТ-терапевта базируется на расшифровке скрытого смысла, стоящего за каждым образом, в результате чего рождается гипотеза, позволяющая найти решение для запроса клиента.
Многолетний опыт работы в ЭОТ позволил сформировать целый словарь «говорящих» образов, позволяющих заглянуть в глубины подсознания и безопасно для психики извлечь подавленный или вытесненный материал в сознание. Практика показывает, что каждый образ — это символ, за которым стоит свой собственный смысл, является уникальным носителем информации о прошлом человека и ключом к разрешению его внутреннего конфликта.
Например, «дождь» — непролитые слезы, «цветы» — подавленные или вытесненные чувства, «меч» — утраченная или подавленная мужественность, «вода» — утраченная или подавленная женственность и т.п. Материал, из которого «сделаны», по представлению пациента, образы также имеет значение и дает дополнительную информацию о происходящих в психике процессах. Так, «металлические» образы говорят о подавлении, «пластиковые» и «стеклянные» — об изоляции, «прозрачные» — о вытеснении и т.д.
В подавляющем большинстве случаев значения символов, «зашитых» в бессознательном, у разных людей совпадают, что позволяет ЭОТ-терапевту быстро построить гипотезу, выбрать направление движения и подвести клиента к новому решению в процессе терапии. Ориентировка бессознательного исключительно на настоящее время является ключом к разрешению конфликта «здесь и сейчас».
Эмоционально-образная терапия одна из наиболее эффективных и быстродействующих методик психотерапии. В Клинике Роса занятия психотерапией проводятся в индивидуальном, семейном и групповом формате.
Источник
Эмоционально-образная терапия как метод профилактики и коррекции состояний, связанных с синдромом эмоционального выгорания у педагогов
как метод профилактики и коррекции состояний,
связанных с синдромом эмоционального выгорания у педагогов
Метод эмоционально-образной терапии (ЭОТ) — относительно молодой метод психотерапии. Автор метода — Николай Дмитриевич Линде, профессор кафедры психологии развития личности и акмеологии МосГУ, кандидат психологических наук, действительный член ППЛ (Профессиональной Психотерапевтической Лиги), руководитель секции эмоционально-образной терапии в ППЛ, активно практикующий психотерапевт.
ЭОТ – это метод психотерапии, работающий с чувствами и образами. И в большинстве случаев — это краткосрочная терапия, что является одним из главных достоинств метода. Мы живем в быстро меняющемся мире, нам на многое не хватает времени, поэтому быстрая и результативная помощь для нас становится очень уместной. Все, что с нами происходит, находит свое отражение в чувствах. Какие — то чувства мы выражаем, другие — прячем глубоко внутри себя, а некоторые чувства пролетают так быстро, что мы их даже не успеваем осознать. Но все они имеют на нас огромное влияние и оставляют след в бессознательном, что отражается на нашем самочувствии, восприятии себя и окружающего мира. Сознательная трансформация образов приводит к изменениям эмоционального состояния и к исчезновению негативных психосоматических симптомов.
Эмоционально-образная терапия сочетает в себе простоту и доступность, эффективность и экологичность как для клиента, так и для практикующего специалиста. Этим методом можно работать практически с каждым. Уровень знаний и возраст не имеют большого значения, ведь каждый способен мыслить образами, что-то представлять, вспоминать. Мысленно воздействуя на образ, человек способен менять связанное с образом эмоциональное состояние, «разговаривать» с частицей своей души.
Есть люди, которым сложно рассказывать о своих чувствах, и есть темы, о которых непросто говорить вслух. Психологическая работа с помощью образов для таких людей – большое облегчение. ЭОТ позволяет затрагивать очень глубокие, интимные переживания и решать проблему, не интерпретируя в этом случае смысл образа.
Для клиента работа приемами ЭОТ удобна еще и тем, что нет необходимости долго рассказывать специалисту обо всех подробностях жизненного пути. Психолог работает непосредственно с болезненными эмоциями человека, с его чувствами, выраженными в образе.
Корень любой жизненной проблемы заключается в том, что мы неадекватно эмоционально реагируем на возникающие ситуации. И даже сознавая, что наши эмоции неадекватны, ничего не можем с этим поделать и продолжаем наступать на одни и те же грабли, уходя от решения проблемы все дальше и дальше. Выход очевиден – нужно изменить отношение к проблеме, но как это сделать? Часто эмоциональные реакции лежат настолько глубоко в подсознании в виде зажимов и напряжений в различных участках тела, где закрепились в далеком детстве, что ни осознавание, ни попытка скрыть чувства совершенно не работают. И здесь на помощь приходит эмоционально-образная терапия.
Клиенту предлагается представить эмоции и ощущения, которые проблема вызывает, в виде образа. И дальше, зная определенные правила работы с образами и полагаясь на опыт, психолог помогает изменить образ на позитивный. В результате такого сеанса полностью изменяется глубокое эмоциональное отношение клиента к проблеме. И в дальнейшем это позволяет эффективно решать эту проблему в реальной жизни.
Ниже предложен один из вариантов работы с образами в профилактике и коррекции состояний, связанных с эмоциональным выгоранием у педагогов.
Медитация по работе с усталостью
Сейчас я предлагаю вам закрыть глаза и прислушаться… ваша усталость, где вы её ощущаете? Где она находится в вашем теле?
А если представить её в виде какого-то образа, то, как выглядит ваша усталость? Как вы её ощущаете?
А какого он(она) веса?
А сколько ему(ей) лет, по ощущениям?
Прислушайтесь сейчас к своим ощущениям. У каждого человека всего 100% жизненной энергии. По вашим ощущениям, сколько сейчас процентов вашей жизненной энергии он(она)оттягивает?
Просканируйте сейчас собственное тело от самой макушки до самых пяточек. Где этих жизненных сил не хватает? Откуда он(она) украл(а) их?
Сейчас сделаем вот что. С …(представленный образ усталости) вообще ничего не делаем, а только жизненные силы, которые он(она) на себя оттянул(а), возвращаем в ….(место где жизненных сил не хватает), как вы это себе представите, в виде потока энергии или ручейка. Пусть силы возвращаются на свое законное место. Опишите сейчас, как идет ваша энергия. Какого она цвета?
Энергия вернулась уже?
А сейчас обратите внимание на ….(образ усталости). Что с ним стало?
Посмотрите на то место, где он(а) был(а), что там сейчас на этом месте?
Чем эту ямку хотелось бы заполнить?
И как бы это выглядело в форме образа?
И когда оно там, что вы чувствуете, что вы ощущаете?
По ощущениям, это что за черта характера к вам вернулась?
А сейчас спросите у этого … (образа вернувшейся черты характера), готово ли оно и дальше быть с вами?
А есть ли у него какие-то взаимные требования к вам?
Вы готовы это выполнять?
Пообещайте ему, что вы это будете делать, мысленно или вслух..
Есть какая-то реакция от него?
А сейчас посмотрите, как там ваше тело…. (место, где была усталость)?
Можем на этом закончить?
Тогда сделайте глубокий вдох-выдох и на этом мы заканчиваем. Откройте глаза.
Источник