Эмоционально образная сфера это

Эмоциональная сфера личности

Вы будете перенаправлены на Автор24

Эмоции, их функции и виды

Эмоциональная сфера – это отражение субъективного отношения к предметам и явлениям, значимым для человека.

Существенная характеристика эмоций – их субъективность. Любая активность человека сопровождается эмоциональным переживанием.

В переводе с латинского языка «эмоция» означает волновать, потрясать, возбуждать. Удовлетворяя свои потребности, человек получает положительные эмоции, а при невозможности их удовлетворить – отрицательные. В течение длительного времени ученые считали эмоции явлением, которое досталось человеку от его далеких животных предков.

Сегодня хорошо известно, что в структуру эмоций входит субъективный и познавательный компоненты, поэтому обусловленность эмоций двойная – потребности человека, с одной стороны, определяющие его отношение к объекту эмоций и, способность отразить и понять свойства этого объекта – с другой стороны.

Эмоции человека отличаются большим разнообразием и каждая из них своеобразна по своим источникам, переживаниям, внешним проявлениям, способам регуляции.

Эмоции можно разделить на положительные и отрицательные.

По критерию мобилизации ресурсов организма человека выделяются стенические и астенические эмоции, действующие противоположным образом. Если стенические эмоции вызывают прилив энергии, подъем и активность, то астенические вызывают противоположные чувства.

Различаются эмоции и по потребностям – низшие эмоции, вызывающие общие ощущения, например, голод, жажду, ощущение холода или тепла и высшие эмоции, связанные с общественными отношениями.

По поводу того, какова роль эмоций в осуществлении процессов жизнедеятельности человека, мнения ученых разделились.

Для эмоций характерны свои признаки:

  • человек реагирует на ситуацию возникновением эмоции, а не на раздражитель;
  • заблаговременная реакция на ситуацию и её оценка;
  • дифференцированная оценка разных ситуаций;
  • механизм адекватной и заблаговременной подготовки к ситуации;
  • механизм закрепления отрицательного и положительного опыта.

Готовые работы на аналогичную тему

Кроме признаков эмоции имеют свои функции – мотивационно-регулирующую, коммуникативную, сигнальную, защитную, которая возникает моментально и позволяет защититься от опасностей.

Глубина внутренней жизни человека выражается в эмоциональных проявлениях, а одинаковые раздражители вызывают у разных людей разные и непохожие реакции.

Взаимодействие между людьми не может обойтись без эмоциональных проявлений, поэтому коммуникативная функция эмоций относится к одной из важнейших. Посредством эмоций человек показывает свое отношение к действительности, к другим людям.

Эмоциональные свойства личности

Проявляющееся у человека эмоциональное реагирование является эмоциональным свойством, определяющим его эмоциональность – это совокупность свойств человека, которые характеризуют содержание, качество и динамику эмоций и чувств.

Содержательные аспекты эмоциональности связаны со стержневыми параметрами личности – мотивационной направленностью, мировоззрением, системой ценностей, базовыми представлениями и др. Динамическими свойствами эмоциональности являются особенности возникновения, протекания, прекращения эмоциональных процессов и их внешнего выражения.

И.П. Павлов считал, что эмоциональность зависит от типа нервной системы. Многие психологи согласны, что эмоциональность необходимо рассматривать как составляющую темперамента, а это значит, что они подтверждают мысль о том, эмоциональность определяется наследственными, врожденными, генетически закрепленными предпосылками.

Структура эмоциональности довольно сложная, а основными её компонентами являются эмоциональная возбудимость, сила эмоций, эмоциональная устойчивость, которую определяют два фактора – время появления эмоционального состояния (чем позднее появляются эмоции, тем эмоциональная устойчивость будет выше) и сила эмоциогенного воздействия (чем она больше, тем выше эмоциональная устойчивость).

Разные люди из основных эмоций чаще всего переживают какую-то одну, поэтому в зависимости от выраженности эмоциональности различают эмоциональные типы людей, которые относятся к разным типам темперамента.

Эмоциональные типы людей выделяются по сочетанию эмоциональности (Э+ и Э-), активности (А+ и А-), по первичности и вторичности (П и В).

На основании этого выделяется восемь типов характеров:

  1. нервный тип Э+, А-, П;
  2. сентиментальный тип Э+, А-, В;
  3. очень деятельный, бурный тип Э+, А+, П;
  4. страстный тип Э+, А+, В;
  5. сангвиник Э-, А-, П;
  6. флегматик Э-,А-, В;
  7. беспечный, аморфный тип Э-, А+, П;
  8. апатичный тип Э-, А+, В.

Для эмоционального типа личности характерна легкость возникновения эмоционального состояния и его интенсивность.

Активность отражает потребность в каком-либо действии, необходимость осуществления задуманного плана. Человек с высокой активностью не может выносить безделья и простоя, в то время как другие долго думают, прежде чем что-то начать, он всегда ищет и находит себе занятие.

Другой стороной эмоциональности является первичность – быстрота исчезновения эмоции. Такой человек не будет долго оставаться под впечатлением пережитого, и непрестанно будет разряжать свои эмоции. Таких людей специалисты назвали «первичными», но, скорее всего это будут эмоционально-лабильные люди.

Полной противоположностью «первичным» являются «вторичные», чаще всего имеющие ровное настроение. Однако если их чашу терпения переполнить, то они будут сильно обижаться, гневаться и длительное время оставаться под впечатлением пережитого.

Эмоциональная сфера личности

Оставаться равнодушным к окружающему миру довольно сложно и, человек, взаимодействуя с ним, может радоваться, печалиться, испытывать возмущение и гнев, хорошее или плохое настроение, а это есть различные эмоциональные процессы.

От того, какое значение для человека имеют разные предметы, как полно они удовлетворяют его потребности, будет зависеть характер его переживаний. Определенные чувства и, надо сказать, не всегда приятные, вызывает даже собственное его поведение.

Случается так, что человека начинает мучить совесть за какие-то поступки. У человека не возникнет никакая эмоциональная реакция, если он абсолютно безразлично к чему-то относится. К.Д. Ушинский считал, что только чувствования человека ясно и верно выражают его отношение к миру.

Если в мыслях можно себя обмануть, то чувствования говорят о том, что такое человек есть на самом деле. С появлением эмоции происходит изменение, как внешнего вида человека, так и деятельности его внутренних органов, обменных процессов, состояния нервной системы.

При плохом настроении, человеку кажется всё серым и невыразительным, а с приходом радостного настроения, мир окрашивается во все цвета радуги.

Отсутствие у человека эмоциональности говорит о наличии тяжелого заболевания – это вид шизофрении, получившей название «эмоционально тупой индивид».

Отношение к поступкам и поведению других проявляется в эмоциях и чувствах человека, когда что-то нравится, возникает положительная эмоция. При безразличии ко всему, становится скучно, человек раздражается, а это уже эмоция.

Экспериментальным путем было установлено – человеку для благополучного существования необходимо действие на мозг трех видов раздражителей – 35% раздражителей, вызывающих положительные эмоции, 5% раздражителей, вызывающих отрицательные эмоции и 60% – эмоционально-нейтральных раздражителей.

Понятно, что на жизненный тонус человека положительные эмоции оказывают благотворное влияние, но и отрицательные эмоции тоже необходимы, но их доза должна быть небольшой.

Компоненты эмоциональной сферы человека взаимосвязаны и образуют сложную систему, к ним относятся: эмоции, чувства, эмоциональные состояния.

Очень часто понятия «эмоции» и «чувства», несмотря на отличия, употребляются как синонимы.

Эмоции – это непосредственное переживание в данный момент, а чувства – это постоянные, устоявшиеся эмоциональные отношения человека.

Чувства не всегда предметны, и они свойственны только человеку, потому что они социально обусловлены, например, чувство долга, чувство гордости, чувство собственного достоинства и др. Эмоции характерны и для животных. Эмоциональные проявления человека регулируются социальными нормами.

Источник

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2012

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОБРАЗНОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ АУДИОВИЗУАЛЬНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ

Введение

Актуальность научной работы. Эмоционально-образное развитие младшего школьника является важнейшим компонентом эстетического формирования личности. Эмоции определяют успешность реализации полученного опыта образования в жизни. В музыкальном воспитании учащихся значение эмоций, чувств, настроений возрастает, так как содержание музыки составляют эмоции, настроение, вызванные реалиями мира. Поэтому и в познании этого искусства наличие развитой эмоциональной сферы является определяющим.

Важным периодом в развитии эмоциональной сферы является начальная школа, в частности младший подростковый возраст (к данному периоду относятся учащиеся четвёртых классов начальной школы). Именно в это время происходит интенсивное развитие ощущений, эмоций, чувств.

В настоящее время на эмоционально-образное развитие детей данного возраста огромное влияние оказывает аудиовизуальная музыкальная информация, варьирующаяся в системе электронных средств коммуникации (телевизионных, компьютерных, интернетных и др.). В связи с этим в музыкально-педагогическом процессе учителя всё чаще используют аудиовизуальные средства с целью актуализации позитивных факторов аудиовизуальной информации и нейтрализации её деструктивного воздействия.

Однако на практике отсутствует определенная система заданий, методов, методик, позволяющих реализовать в полной мере возможности развития эмоционально-образной сферы средствами аудиовизуальной музыкальной информации. Это и определило актуальность нашего научного исследования.

Цель научного исследования — определить теоретико-методические основы эмоционально-образного развития младших подростков средствами аудиовизуальной музыкальной информации.

Объект исследования — процесс музыкального образования учащихся начальной школы.

Читайте также:  Настроение весны что такое колорит технология 1 класс презентация школа россии

Предмет исследования — развитие эмоционально-образной сферы младших подростков средствами аудиовизуальной музыкальной информации.

С учетом выдвинутой цели и в соответствии с объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:

— рассмотреть проблему эмоций, эмоционально-образного развития личности в научной литературе;

— охарактеризовать особенности художественных эмоций, специфику эмоционально-образного познания музыкального искусства;

— выявить психолого-педагогические особенности развития эмоционально-образной сферы личности учащегося начальной школы (младший подростковый возраст);

— рассмотреть особенности аудиовизуальной музыкальной информации как средства эмоционально-образного развития младших подростков;

— разработать методики развития эмоционально-образной сферы личности младшего подростка средствами аудиовизуальной музыкальной информации и проверить ее экспериментальным путем.

Методологической основой исследования явились: психологические труды по проблеме развития эмоциональной сферы личности (В.К. Вилюнас, Л.С. Выготский и др.); основные положения психолого-педагогической науки о возрастных особенностях эмоциональной сферы личности подростков (А.Н. Леонтьев, А.Н. Малюков и др.); работы музыкантов-теоретиков, психологов и педагогов об эмоциональном содержании музыки и его познании (А.Л. Готсдинер, В.И. Петрушин и др.); музыкально-педагогические работы по проблеме значения эмоций в музыкальном образовании младших школьников (О.А. Апраксина, В.Г. Ражников и др.); исследования медиапедагогов и психологов по проблеме влияния аудиовизуальных средств коммуникации на развитие и становление растущей личности (Ю.Н. Усов, А.В. Фёдоров и др.); идеи и положения теории информации (А.Н. Колмагоров, А.Я. Хинчин, Р.Л. Добрушин и др.).

Научная новизна исследования: заключается в постановке и теоретическом обосновании проблемы эмоционально-образного развития младшего подростка средствами аудиовизуальной музыкальной информации; в уточнении категории «аудиовизуальная музыкальная информация»; в разработке авторских методик диагностики уровня развития эмоционально-образной сферы младшего подростка с использованием аудиовизуального музыкального материала.

Практическая значимость исследования состоит:

— в разработке комплекса методик, заданий и упражнений музыкально-педагогического образования, способствующего развитию эмоционально-образной сферы младших подростков средствами аудиовизуальной информации;

— в подготовке к использованию в массовом опыте методических рекомендаций по организацию учебных занятий и воспитательных мероприятий в области музыкального образования учащихся начальной школы, формирующих способности к эмоционально-образному восприятию и оценке аудиовизуальной информации с этико-эстетических позиций;

— в подготовке аудиовизуального музыкального материала, который может быть использован в педагогической практике.

Данные материалы были внедрены в практику преподавания предмета «Музыкальное искусство» и организации внеклассного музыкального образования учащихся начальной школы в общеобразовательных учреждениях Республики Мордовия и Нижегородской области и показали свою эффективность. Результаты носят эвристический характер и могут быть использованы при организации учебной и внеучебной художественно-информационной среды в учреждениях общего и дополнительного музыкального образования.

База исследования: экспериментальное исследование проводилось в МОУ гимназии № 20, № 12 г. Саранска Республики Мордовия.

1.1 Аудиовизуальная музыкальная информация как фактор эмоционально-образного развития младшего подростка

Проблема эмоционально-образного развития личности крайне важна в современном обществе. В настоящее время в семье и школе все внимание взрослых уделяется интеллектуальной сфере детей, подростков, молодёжи и поощряется ее развитие. Эмоциональный компонент в жизни подрастающего поколения часто либо остается совсем без внимания взрослых, либо же носит только негативную окраску. В современном мире культивируется образ «железного» человека, контролирующего свои эмоции, не позволяющего дать себе слабину, что связано с высокой степенью конкуренции в сфере трудоустройства. Однако от развитости эмоций, чувств, способности мыслить образами зависит полноценная жизнь растущей личности, нравственные качества, отношение к окружающим людям и миру в целом.

Проблема эмоционально-образного развития подрастающего поколения, в частности подростков, интересует многих отечественных и зарубежных психологов. Этой области знаний посвящены работы В. К. Вилюнас, Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Лука, А. С. Никифорова, Б. М. Теплова, Д. Б. Эльконина и других.

В работах В. Н. Холоповой, Е. П. Гусевой и других предложены классификации музыкальных эмоций. Общетеоретические основы и принципы художественно-музыкального развития школьников, в частности их эмоциональной сферы, художественного переживания, образного мышления нашли свое отражение в работах Б. В. Асафьева, Ю. Б. Алиева, Д. Б. Кабалевского, А. Н. Малюкова, А. А. Мелик-Пашаева и других.

В исследованиях Ю. Н. Усова, А. В. Федорова раскрывается значение аудиовизуальных технологий в эмоционально-образном восприятии личностью окружающего мира.

В отечественной психологии (С. Л. Рубинштейн, П. М. Якобсон, В. Н. Мясищев, В. К. Вилюнас и другие) «эмоции» рассматриваются как особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного и неприятного, отношение человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями. Психологи также утверждают, что эмоции неотделимы от личности. «То, что радует человека, что его интересует, повергает в уныние, волнует, . более всего характеризует его сущность, его характер, индивидуальность» [14, с. 108].

Многие отечественные психологи, такие как Л. С. Выготский, А. Н. Ле-онтьев, С. Л. Рубинштейн, выводили ряд принципиально важных положений относительно зависимости эмоций от характера деятельности субъекта, о регулирующей их роли в этой деятельности и об их развитии в процессе усвоения человеком общественного опыта. В этой связи указывалось на связь эмоций с мотивом деятельности. С другой стороны, как отмечают в своих исследованиях А. В. Запорожец и Я. З. Неверович, эмоции играют важную роль в реализации этих мотивов. Они считают, что «. эмоции представляют собой не самый процесс активизации, а особую форму отражения субъектом действительности, при посредстве которого производится психическое управление активизацией, или, вернее, было бы сказать, осуществляется психическая регуляция общей направленности и динамики поведения» [17, с. 436].

Рассматривая исследования отечественных психологов, посвящённых категории «чувства», следует отметить, что большинство авторов — С. Л. Рубинштейн, П. М. Якобсон, А. В. Петровский, А. Г. Ковалёв — считают чувства высшими, сложными, социальными эмоциями. Мы согласны с данной точкой зрения и считаем вслед за учёными, что высшие социальные эмоции или чувства представляют собой продукт общественного воздействия. Они возникают лишь при наличии определённого уровня интеллекта и отражают отношение предметов и явлений к высшим потребностям и мотивам деятельности человека, как личности [18; 20].

В настоящее время в психологии в сфере эмоций начинаются глобальные исследования, так как это задатки чувств. Речь идет о том, как человек эмоционально реагирует на предложенные жизнью обстоятельства.

Важным периодом в развитии эмоциональной сферы является подростковый возраст. Если в младшем школьном возрасте появляются новые эмоциональные взаимоотношения, эмоции ребёнка проявляются непосредственно в его внешней жизни, то у подростка увеличивается удельный вес «эмоционального» в его внутренней психологической сфере, скрытой от окружающих его людей. Именно в данный период происходит интенсивное развитие ощущений, эмоций, чувств.

Ученые (А. Н. Малюков и другие) также указывают на ряд особенностей эмоционального развития детей этого возраста в аспекте их взаимодействия с искусством и художественной культурой: при восприятии художественных явлений у подростков наблюдаются преимущественно полярные оценки (принятия либо отождествления); наблюдается отсутствие искренности, правдивости; подростки способны постичь максимально широкую гамму человеческих эмоций, чувств, переживаний, впечатлений (как положительных, так и отрицательных); для подростков характерна частая, быстрая смена настроений, поэтому возрастает роль эмоциональной установки при восприятии детьми произведений искусства; наблюдается внутренняя предрасположенность подростков к достижению катарсиса и способности к созерцанию; в подростковом возрасте наблюдается утрата значения сочувствия, то есть эмпатии в иерархии духовных ценностей; подросток выражает свои ощущения, эмоции, чувства через коммуникативные средства (чаще всего через общение) [15, с. 24].

Зарубежные психологи (Р. Ларсон, М. Ричардс) указывают на то, что эмоциональная сфера подростков характеризуется большой яркостью, силой, устойчивостью. Их исследования показали, что дети этого возраста чаще испытывают сильные положительные или сильные отрицательные эмоции и реже находятся в нейтральном состоянии. Эмоции имеют тенденцию к «самоподкреплению» (неосознанное желание сохранить ту или иную переживаемую эмоцию, как позитивную, так и негативную), что свидетельствует о ригидности эмоций подростка, их инертности. В этот период повышена потребность в эмоциональном насыщении, в жажде ощущений (отсюда — любовь к громкой музыке, рискованные формы поведения). Выражение эмоций бурное и непосредственное, подростки часто не могут сдерживать радость, гнев. Особенность эмоционального реагирования — сравнительно легкое возникновение эмоциональной напряженности. В этот период наблюдаются достаточно частые и продолжительные аффективные реакции. Особенностью аффекта является полная поглощенность им, своеобразное сужение сознания, когда эмоции полностью блокируют интеллектуальный план и происходит их разрядка в виде выброса. У подростков в кризисный период часто встречается «аффект неадекватности» — эмоциональная реакция большой силы по незначительному поводу, что связано с противоречием между низкой самооценкой подростка и высоким уровнем притязаний [13, с. 56].

Читайте также:  Что является основанием классификации следующих видов памяти когнитивная эмоциональная личностная

Ученые (В. К. Вилюнас, А. Н. Малюков, А. А. Мелик-Пашаев и другие) указывают, что об эмоционально-образном развитии подростка в контексте музыкальной и художественной деятельности можно судить по наличию:

интереса и эмоционально-ценностного отношения к искусству;

эстетического переживания и способности выражать свои эмоции при характеристике художественного образа произведения искусства;

— комплекса художественно-эстетических и психологических знаний о музыке как эмоциональном искусстве; об основных компонентах эмоциональной сферы человека (эмоциях, чувствах, настроениях); о музыкальных и художественных образах и других;

— способности самостоятельно оценить авторскую концепцию художественного произведения [9].

Таким образом, дети подросткового возраста нуждаются в эмоциональном развитии, стремятся постигать новые эмоциональные состояния, но при воздействии неблагоприятных факторов данный процесс может быть нарушен.

Одним из эффективных средств развития эмоциональной сферы подростка является музыкальное искусство. Музыка — язык человеческих чувств. Она их выражает с большой силой, ярко и образно. По мнению философов: «Музыкальное содержание по существу своему есть эмоциональное переживание; неэмоциональным путем нельзя постигнуть содержание музыки» [8, с. 47].

Музыка, в отличие от пространственных искусств (живопись, скульптура и т. п.), которые обладают средствами объективного изображения действительности, представляет собой искусство выражения чувств, эмоций, настроений, мыслей и идей. В связи с этим содержанием музыки, прежде всего, является эмоциональная сторона психических переживаний человека.

Музыкальные образы создаются при помощи комплекса средств музыкальной выразительности и являются эмоциональным отражением образов реального мира. Особенность музыки, ее эмоциональная сила заключается в способности показать богатый мир чувств человека, возникших под воздействием окружающей среды. «Музыка через раскрытие человеческих переживаний отражает породившую их жизнь» [4, с. 47].

Чувства, воплощенные в музыке, не тождественны жизненным. Они всегда опосредованы художественным идеалом, системой ценностных представлений. Художественные эмоции представляют собой не слепок сиюминутных переживаний, а «плод нередко весьма долгого обдумывания жизненного опыта» [11, с. 57].

В отличие от других искусств, музыку выделяет особая сила непосредственного эмоционального воздействия, связанная с ее способностью не просто описать ситуацию чувства, но как бы «изнутри» воспроизвести его. При слушании музыки на основе ассоциативных связей активизируются интуитивные представления об эмоциях, что и обеспечивает постижение эмоционального характера музыки.

При восприятии музыкального произведения возникают эмоции, которые принято называть «музыкальными». Существует большое количество классификаций музыкальных эмоций. Отражаемые эмоции — это полный спектр человеческих переживаний, как положительных, так и отрицательных: триумф, торжество, ложный пафос, злоба, состояние прострации и т. д. [12, с. 85]. Природные эмоции в музыке — те, что заключаются в самом музыкальном материале [12, с. 86].

Музыкальные эмоции возникают в процессе восприятия музыкального произведения, на их основе происходит структурирование музыкального образа, возникает художественная концепция произведения. Поэтому развитие эмоциональной сферы растущей личности тесно связано с развитием способности мыслить художественными образами (одной из форм истолкования и освоения мира с позиции определённого эстетического идеала). Образное мышление — один из основных видов мышления. Функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет вызвать в результате своей деятельности, преобразующий ситуацию, с конкретизацией общих положений. С помощью образного мышления более полно воссоздается все многообразие различных фактических характеристик предмета. В образе может быть зафиксировано одновременное видение предмета с позиции нескольких точек зрения [17, с. 277].

С точки зрения психологии, «образ» — субъективный феномен, возникающий в результате предметно-практической, сенсорно-перцептивной, мыслительной деятельности, представляющий собой целостное интегральное отражение действительности, в котором одновременно представлены основные категории (пространство, движение, цвет, форма, фактура и т. д.). В информационном отношении образ представляет собой необычно емкую форму репрезентации окружающей действительности. Художественный образ — всеобщая категория художественного творчества, форма истолкования и освоения мира с позиции определённого эстетического идеала путём создания эстетически воздействующих объектов. Также любое явление, творчески воссозданное в художественном произведении [5, с. 304].

Восприятие любого искусства происходит в процессе осознания художественного образа произведения. Через образы, с помощью творческих структур личности — воображения и фантазии, художник передаёт своё отношение к жизни и влияет на становление духовного идеала личности, её жизненные ориентиры.

Поэтому исследователи, занимающиеся проблемами искусства и эстетического воспитания (А. Ю. Гончарук, В. И. Петрушин и другие) акцентируют внимание на том, что школьники должны уметь мыслить образно, учиться «расшифровывать» художественный образ произведения искусства. Эмоционально-образное видение предметов и явлений окружающей действительности опосредует развитие у учащихся важной способности — одновременно видеть любой предмет с несколькими точками зрения, устанавливать непривычные, «невероятные» сочетания предметов и их свойств [10, с. 236].

Таким образом, музыкальное искусство является эффективным средством развития эмоционально-образных представлений личности, в частности подростка, об окружающем мире.

Однако, как показывают современные социологические исследования музыкальных предпочтений учащихся общеобразовательных учреждений, в том числе и Республики Мордовия: «большое влияние на характер музыкальных предпочтений школьной молодёжи оказывает их самостоятельное (33 %) и стихийное (47 %) приобщение к музыкальной культуре» [2, с. 8; 5;6]. Ученые также отмечают, что взаимосвязь растущей личности с искусством в современном мире все чаще осуществляется через аудиовизуальные информационно-коммуникативные каналы (Интернет, синтетические виды искусства — кино, телевидение) [7].

В современной теории информации А. Н. Колмогоров, А. Я. Хинчин, Р. Л. Добрушин, В. А. Котельников и другие, а также теории медиаобразования (Ю. Н. Усов, А. В. Фёдоров и другие) определяется терминологический аппарат, связанный с особенностями функционирования современных коммуникаций [23].

Так, сфера «аудиовизуального» в современной культуре характеризуется как «искусственно созданные объекты, в которых осмысленно объединены звук и изображение, предназначенные для тиражирования, трансляции, распространения»; термин «аудиовизуальная культура» — область предметной культуры цивилизации и личностной культуры человека, связанная с восприятием, порождением, переработкой и передачей звуковой и визуальной информации» [9, с. 33]. В соответствии со ст. 1263 ГК РФ «аудиовизуальным произведением» признается «произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений и предназначенное для зрительного и слухового восприятия с помощью соответствующих технических устройств». [24, с. 34].

В кратком словаре терминов по медиаобразованию (2008) профессора А. В. Федорова даётся понятие «информация (information, message)» — сообщение, передаваемое тем или иным способом (устным/звуковым, письменным, визуальным, аудиовизуальным) с помощью условных кодов и технических средств [72, с. 33]. Из данного определения следует, что «аудиовизуальная информация» — это сообщение, передаваемое аудиовизуальными средствами.

На современном этапе внутри видеокультуры функционирует значительная часть музыкальной информации. Данная информация представляет собой совокупность письменной и звуко-речевой информации, воплощенной в музыкальных произведениях, в музыкальной, музыковедческой и др. литературе, характеризующей их содержание, стили, жанры, интонацию (М. Г. Арановский, Б. В. Асафьев и др.).

Большинство ученых (Л. М. Баженова, Е. А. Бондаренко, Ю. Н. Усов и другие) определяют художественную и в том числе музыкальную информацию, поступающую к личности через аудиовизуальные каналы массовой коммуникации (кино, телевидение, видео) как аудиовизуальную (или экранную) информацию [23; 24].

Исходя из сказанного, аудиовизуальная музыкальная информация характеризуется нами как часть музыкальной информации о музыке и ее функционировании в сфере синтетических видов искусств, Сети интернет в контексте взаимодействия с ней личности через аудиовизуальные каналы коммуникации [7; с. 235].

Данная информация имеет как позитивные, так и деструктивные факторы влияния на личность подростка.

В современном музыкально-образовательном процессе школы стало необходимым решение вопроса о способах, методах, технологиях актуализации позитивных факторов влияния аудиовизуальной художественной информации на растущую личность и нейтрализации негативного влияния данного типа информации.

Опираясь на исследования музыканта-педагога Ю.В. Величко мы считаем, что аудиовизуальная музыкальная информация может быть использована в качестве эффективного средства эмоционально-образного развития подростков [5; 6; 7]. Это убеждение связано с тем, что в теории медиаобразования (Ю. Н. Усов, А. В. Фёдоров) аудиовизуальные средства массовой коммуникации рассматриваются как многоканальная коммуникативная художественно-образная система. Поэтому аудиовизуальная музыкальная информация может быть определена как художественное произведение, произведение аудиовизуальных видов искусства (телевидение, кино, видео-арта), основанных на синтетическом или полихудожественном типе восприятия.

По мнению ученых (Л. М. Баженова, Е. А. Бондаренко, Ю. Н. Усов), музыкальный образ наиболее сопоставим с аудиовизуальным образом. Их драматургия развитие происходит по одним и тем же законам.

Процесс восприятия музыки и развитие художественной мысли в музыкальном произведении трудноуловим, поскольку музыка воздействует на слушателя нематериальными формами, звучащей мелодией, в первую очередь, вызывая определенные ощущения, ассоциации, эмоции; и уже затем, после возникновения в сознании эмоционально-образного обобщения, человек сможет прийти к сознательному осмыслению глубины и красоты услышанного.

Звукопластический образ, динамично развернутый в особых условиях экранного пространства и времени, где каждый из последующих кадров в сопоставлении порождает новое значение и его восприятие, также как и музыкальное искусство, основывается на ассоциативности, образности мышления, где задействованы эмоционально-образные, творческие структуры личности интуиция, воображение и другое.

Читайте также:  Ребенок не контролирует свои эмоции что делать

Синтетический аудиовизуальный музыкальный образ, так же как и музыкальное произведение воздействует, прежде всего, на эмоциональную сферу личности. Наличие зрительного, литературного, музыкального ряда в комплексе усиливает воздействие художественного аудиовизуального произведения на личность слушателя и зрителя. Эмоциональность — свойство информации вызывать различные эмоции у людей. Чем сильнее вызываемые эмоции, тем больше вероятности обращения внимания и запоминания информации [25, с. 238].

Так как аудиовизуальная музыкальная информация рассматривается как произведение искусства, то в музыкально-педагогическом процессе при использовании аудиовизуальных средств необходимо опираться на образно-пространственный, невербальный тип мышления растущей личности, который невозможно развивать, не затрагивая эмоции, чувства, переживания подростка. При взаимодействии личности с аудиовизуальной художественной информацией в действие должен приходить полихудожественный тип восприятия. При этом будет развиваться эмоционально-образное видение подростком окружающего мира, а так же невербальный тип мышления: образность, ассоциативность, интуитивное познание художественной идеи, авторской концепции [22, с. 5].

В методическом плане, как отмечают медиапедагоги, использование аудиовизуальных произведений в художественно-педагогическом процессе, содержание образования должно строиться «по принципу знакомства с особенностями структуры художественного образа».[22, с.5] То есть по принципу изучения особенностей структуры аудиовизуального художественного образа, который синтезирует в себе свойства многих видов искусства (музыки, литературы, изобразительного искусства, скульптуры, хореографии и других).

В настоящее время вопрос об использовании аудиовизуальной художественной информации в общеобразовательных учреждениях не стоит так остро, как было ещё пять лет назад, учителя пришли к выводу, что современная медиасреда, медиапространство является социальной данностью, к этому необходимо приспосабливаться. Как указывают учёные музыканты, социологи именно за аудиовизуальными технологиями будущее, именно они определяют и будут определять музыкальные предпочтения современной молодёжи, и следовательно, уровень развития эмоций, чувств, как положительных, так и отрицательных. В свою очередь, Н. А. Ветлугина и другие указывают о необходимости «. максимально расширять контакт подростка с художественными произведениями», (в том числе и с аудиовизуальными) «поскольку искусство не только обогащает восприятие, но и «побуждает к переживанию. » «вместе с тем они способствуют зарождению художественных образов и творчества» ребенка [2, с. 76].

Таким образом, аудиовизуальная музыкальная информация, по нашему мнению, может быть эффективным средством развития эмоционально-образной сферы личности подростка.

1.2 Диагностическое исследование уровня сформированности эмоционально-образного развития подростков

На основании изучения теории проблемы эмоционально-образного развития подростков средствами аудиовизуальной музыкальной информации нами проведено экспериментальное исследование.

Цель эксперимента: выявление начального уровня сформированности эмоционально-образного развития подростков.

1. Определение критериев и показателей сформированности эмоционально-образного развития подростков.

2. Разработка методики диагностики уровней сформированности эмоционально-образного развития подростков;

3. Качественный и количественный анализ полученных результатов экспериментального исследования диагностического характера.

4. Разработка методических рекомендаций по развитию эмоционально-образной сферы школьников-подростков.

Об эмоционально-образном развитии личности подростка в контексте музыкальной деятельности можно судить по наличию следующих компонентов:

— когнитивного (К1): знание о музыке как эмоциональном искусстве; знание об основных компонентах эмоциональной сферы человека (эмоциях, чувствах, настроениях); знание о музыкальных и художественных образах; знание о музыкально-выразительных средствах и художественных средствах пространственных и временных видов искусства;

— эмоционально-деятельностного (К2): способность определять настроение и характер музыки; наличие эстетического переживания и способности выражать свои эмоции при характеристике художественного образа произведения искусства в речи и невербальными средствами (символами цвета, в литературных сочинениях и др.), степень самостоятельности в момент участия в эмоционально-образной деятельности (умение самостоятельно оценить авторскую концепцию художественного произведения);

— мотивационно-ценностного (К3): наличие интереса к искусству, эмоционально-ценностного отношения к искусству.

Данные критерии мы выделили на основе научных работ (Ю. Б. Алиева, Д. Б. Кабалевского и др.).

В констатирующем эксперименте присутствуют психологические методики, помогающие выявить общее психологическое развитие эмоциональной сферы личности подростка (К4): способность понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях; наличие эмпатии и способности распознавать эмоции других людей; волевые умения управлять своими эмоциями и чувствами. Данные методики, по нашему мнению, помогают более эффективно и качественно выявить начальный уровень эмоционального развития личности в процессе эксперимента.

Специфика нашего исследования предполагает изучение эмоционально-образного развития подростков средствами аудиовизуальной музыкальной информации. Мы считаем, что у подростков под влиянием экрана можно активно развивать аудиовизуальное музыкальное восприятие, которое представляет собой синтетический тип осознания искусства — при визуальном восприятии глаз отражает конкретную форму, абстрагированный образ предмета, а при слушании музыки ухо создаёт, так называемый «портрет» звука. В таком случае музыкальный и художественный образы воспринимаются эмоциональнее, глубже, полнее, ярче, потому как звучание музыки дополняется картинами, движениями, развитием, а изображение картин и образов дополняется звуками.

В связи со сказанным в диагностические методики мы включили задания, предполагающие анализ аудиовизуального художественного произведения.

Учёные Ю. Н. Усов, А. В. Фёдоров и другие указывают, что адекватное восприятие любого аудиовизуального образа возможно только при наличии способности к восприятию художественных образов традиционных видов искусства. На основании этого вывода мы включили в диагностику эмоционально-образного развития подростков методики, включающие анализ взаимосвязи различных видов искусства (акцентируя внимание на выявление эмоционального компонента восприятия).

Методика 1

Цель: выявить общие психологические особенности эмоциональной сферы подростков (К4).

Задание: Ребята, перед вами лежит анкетный лист. Вам предложены высказывания, которые отражают различные стороны Вашей жизни. Пожалуйста, напишите цифру справа от каждого утверждения, исходя из оценки ваших ответов:

Полностью не согласен — (- 3 балла);

В основном не согласен — (-2 балла);

Отчасти не согласен — (-1 балл);

Отчасти согласен — (+ 1 балл);

В основном согласен — (+2 балла);

Полностью согласен — (+ 3 балла).

1. Для меня как отрицательные, так и положительные эмоции служат источником знания, как поступать в жизни.

2. Отрицательные эмоции помогают мне понять, что я должен изменить в моей жизни.

3. Я спокоен, когда испытываю давление со стороны.

4. Я способен наблюдать изменение своих чувств.

5. Когда необходимо, я могу быть спокойным и сосредоточенным, чтобы действовать в соответствии с запросами жизни.

6. Когда необходимо, я могу вызвать у себя широкий спектр положительных эмоций, такие как веселье, радость, внутренний подъем и юмор.

7. Я слежу за тем, как я себя чувствую.

8. После того как что-то расстроило меня, я могу легко совладать со своими чувствами.

9. Я способен выслушивать проблемы других людей.

10. Я не зацикливаюсь на отрицательных эмоциях.

11. Я чувствителен к эмоциональным потребностям других.

12. Я могу действовать успокаивающе на других людей.

13. Я могу заставить себя снова и снова встать перед лицом препятствия.

14. Я стараюсь подходить творчески к жизненным проблемам.

15. Я адекватно реагирую на настроения, побуждения и желания других людей.

16. Я могу легко входить в состояние спокойствия, готовности и сосредоточенности.

17. Когда позволяет время, я обращаюсь к своим негативным чувствам и разбираюсь, в чем проблема.

18. Я способен быстро успокоиться после неожиданного огорчения.

19. Знание моих истинных чувств важно для поддержания «хорошей формы».

20. Я хорошо понимаю эмоции других людей, даже если они не выражены открыто.

21. Я хорошо могу распознавать эмоции по выражению лица.

22. Я могу легко отбросить негативные чувства, когда необходимо действовать.

23. Я хорошо улавливаю знаки в общении, которые указывают на то, в чем другие нуждаются.

24. Люди считают меня хорошим знатоком переживаний других людей.

25. Люди, осознающие свои истинные чувства, лучше управляют своей жизнью.

26. Я способен улучшить настроение других людей.

27. Со мной можно посоветоваться по вопросам отношений между людьми.

28. Я хорошо настраиваюсь на эмоции других людей.

29. Я помогаю другим использовать их побуждения для достижения личных целей.

30. Я могу легко отключиться от переживания неприятностей

Критерии оценки, на основании которых мы вели обработку анкетных данных:

Шкала «Эмоциональная осведомленность» — пункты 1, 2, 4, 17, 19, 25.

Шкала «Управление своими эмоциями» — пункты 3, 7, 8, 10, 18, 30.

Шкала «Самомотивация» — пункты 5, 6, 13, 14, 16, 22.

Шкала «Эмпатия» — пункты 9, 11, 20, 21, 23, 28.

Шкала «Распознавание эмоций других людей» — пункты 12, 15, 24, 26, 27, 29.

Подсчет результатов. По каждой шкале высчитывается сумма баллов с учетом знака ответа (+ или -). Чем больше плюсовая сумма баллов, тем больше выражено данное эмоциональное проявление.

Все учащиеся ответили на поставленные вопросы. Результаты анкетирования мы представили в таблице 1.

Источник

Оцените статью