Механизм формирования нравственных чувств
Татьяна Петрова
Механизм формирования нравственных чувств
Воспитатель Петрова Т. В.
Нравственное воспитание детей дошкольного возраста является одной из сложнейших задач воспитания в условиях современного дошкольного образовательного учреждения. От того, насколько грамотно будет осуществляться воспитателем этот процесс, зависит дальнейшее нравственное развитие детей. Именно сегодня первостепенной задачей педагога, работающего с детьми дошкольного возраста, является формирование у ребенка необходимых нравственных чувств, представлений, поступков, соответствующих нормам поведения
Проблемой нравственноговоспитания занимались: В. А. Аверин, Б. Н. Боденко, А. Валлон, Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Ж. Ж. Пиаже, Н. Н. Поддьяков, В. А. Сухомлинский, А. П. Усов, Д. Б. Эльконин и другие.
Данное понятие они рассматривают как целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного об-щества.
С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т, е. делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающим (взрослый природа и ребенок)
. Прочность, устойчивость нравственного качества зависят от того, как оно формировалось, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия. Рассмотрим механизм нравственного становления личности.
Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им. (ребенок читает книжку)
У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, т. е. важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества. Под знаком вопроса
Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося качества. (ребенок и чувства)
Но знания и чувства порождают потребность в их практической реализации — в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества. (поступки и поведение)
Таким образом, вырисовывается механизм нравственного воспитания: (знания и представления) + (мотивы) + (чувства и отношения) + (навыки и привычки) + + (поступки и поведение) = нравственное качество. Данный механизм имеет объективный характер. Он проявляется всегда, при формировании любого (нравственного или безнравственного) качества личности3.
Главная особенность механизма нравственного воспитания заключается в отсутствии принципа взаимозаменяемости. Это значит, что каждый компонент механизма важен и не может быть ни исключен, ни заменен другим. Пока ребенок не пройдет полный цикл нравственное качество не может быть сформировано
Но При этом действие механизманосит гибкий характер: последовательность компонентов может меняться в зависимости от особенности качества (от его сложности и т. п.) и от возраста объекта воспитания.
Каждый компонент имеет свои особенности формирования, но необходимо помнить, что это единый механизм и потому при формировании одного компонента обязательно предполагается влияние на другие компоненты. Воспитание носит исторический характер,и его содержание меняется в зависимости от ряда обстоятельств и условий: запросов общества, экономических факторов, уровня развития науки, возможностей возраста воспитуемых. Следовательно, на каждом этапе своего развития общество решает разные задачи воспитания подрастающего поколения, т. е. у него разные нравственные идеалы человека.
В первую группу задач нравственного воспитания входят задачи формирования его механизма: представлений, нравственных чувств, нравственных привычек и норм, практики поведения.
Итак, вторая группа задач нравственного воспитания отражает потребности общества в людях, обладающих конкретными, сегодня востребуемыми качествами.
Единству воспитания нравственного сознания и поведения А. С. Макаренко придавал большое значение, считая, что детей следует вооружить теорией морали. Вместе с тем он утверждал, что воспитание привычки правильного поведения гораздо более трудное дело, чем воспитание сознания.
Воспитание нравственного поведения – это формирование нравственных поступков и нравственных привычек. Поступок характеризует отношение человека к окружающей действительности. Чтобы вызвать нравственные поступки, надо создать соответствующие условия, определенным образом организовать жизнь воспитанников
по воспитанию чувства коллективизма, доброжелательных и заботливых отношений друг в день рождения каждого ребенка провожу игру «Поздравлялка», дети образуют круг – в середину встает именинник, остальные дети – поздравляющие встают в круг. Мы поздравляем именинника песней Каравай, затем для именинника дети танцуют и поют. (фото)
В конце мы рисуем коллективную открытку от группы, в которой участвуют все дети (фото)
умение делиться, я прививаю при свободном рисовании. Когда дети учатся пользоваться общими мелками и карандашами. (фото)
Так же для формирования нравственных качеств у младших
дошкольников я выбрала жанр кино-мультипликации, включающую в себя совместную деятельность воспитателя с детьми, основанную на просмотре и анализе мультфильмов. Здесь при формировании нравственного качества в самом механизме были заменены компоненты, На 1 место вместо знаниий вышли чувства и эмоции. Т. е. ребенок сначала Эмоционально преживает ситуацию. Затем происходит получение знаний. (беседа) Так мы смотрели мультфильм по произведению Самуила Маршака Что такое хорошо, что такое плохо., затем мы беседовали на эту тему). Я задавала им вопросы, и давала им высказаться С помощью воспитателя ребята учились справедливо оценивать поступки героев.
.2. Игра. Известно, что в дошкольном возрасте наиболее близкой и понятной для ребёнка деятельностью является игра. В работе с детьми воспитатель использует коллективные игры-занятия (картинки) игры-сказки, сюжетно-ролевые игры.
4. Так же очень важны Улыбка воспитателя, кивание или покачивание головой, контакт взглядом, мимикой, совместные с ребенком действия при выполнении неприятного задания, совместная деятельность (конструирование, лепка, раскрашивание и т. п., выслушивание, смех над шутками ребенка — все это оказывает влияние на формирование нравственных качеств личности ребенка.Основные способы педагогического воздействия на детей:
1.Приучение: детям дается определенный образец поведения, например за столом, во время игры, в разговоре со старшими или ровесниками. Следует не только показать, но и проконтролировать точность выполнения того или иного правила.
З.Воспитывающие ситуации: создают условия, в которых ребенок оказывается перед выбором, например, пользоваться вилкой и ножом или одной вилкой.
4.Поощрение: проводится различными способами, активизирует дошкольников к обучению, к выбору правильного поведенческого шага.
5.Наказание: применяется крайне редко; наказание, приводящее к боли и физическому страданию, не используют; осуждение воспитателем и другими детьми негативного поступка направлено на
возникновение желания поступать хорошо.
6.Пример для подражания: является своеобразным наглядным образом и необходим ребенку. Им могут быть воспитатель, родитель, знакомый взрослый или ребенок, литературный (сказочный) герой.
7.Разнообразие словесных методов: помогает более осознанному изучению поведенческих правил, но, применяя их, следует избегать скучной морализации и нотации. Рассказ реальной или сказочной истории создает эмоциональное восприятие поведенческих правил.
8.Разъяснение: необходимо не только показать рассказ, но и разъяснять, как и почему следует поступить в той или иной ситуации.
Однако нравственные нормы, даже те, которые ребенок хорошо знает, не сразу начинают руководить его поведением. Первоначально они выполняются только по требованию взрослого или в его присутствии, легко нарушаются ребенком. Причем ребенок не замечает этого нарушения и, отрицательно оценивая подобное поведение в целом, к себе отрицательную оценку не относит. Усвоив норму, ребёнок, прежде всего, начинает контролировать сверстника. Ему легче увидеть и оценить наличие нравственных качеств и выполнение норм сверстником,
чем самим собой. Стремление утвердиться в знании нравственной нормы приводит к появлению особых высказываний в адрес взрослого – «жалоб-заявлений», которые содержат сообщения о нарушении правил кем-то из детей. Ребенок, обращаясь к взрослому, хочет утвердиться в том, правильно ли он понимает норму или правило. Постепенно, оценивая сверстника, сравнивая себя с ним, прислушиваясь к оценке своих поступков взрослыми, ребенок подходит к реальной самооценке [20, с. 96].
Конечно, в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно, так как процесс становления личности и ее нравственной сферы продолжается и видоизменяется всю жизнь
«Если доброта, как солнце светит, радуются взрослые и дети». Элементы формирования нравственных качеств у дошкольников Очень часто на занятиях мы используем такие приемы как «Срочно нужна ваша помощь…», «Зайка попал в беду…», «Помогите что-то сделать…»,.
Формирование нравственных чувств у детей младшего дошкольного возраста посредством ознакомления со сказкой Формирование нравственных чувств у детей младшего дошкольного возраста через ознакомление со сказкой Уважаемые коллеги! Сегодня я представлю.
Мини-музей как средство формирования гражданских и патриотических чувств у дошкольников Уважаемые коллеги! Тема моего приоритетного направления в работе «Мини-музей как средство формирования гражданских и патриотических чувств.
Опыт работы «Русские народные сказки как средство формирования нравственных качеств детей дошкольного возраста» Актуальность: В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению.
Механизм формирования начальных представлений о видах спорта у детей старшего дошкольного возраста Механизм формирования начальных представлений о видах спорта у детей старшего дошкольного возрастаКомпоненты моделей Модели организации.
Педагогический тренинг «Механизм проектирования» Педагогический тренинг «Механизм проектирования» 1. Что такое педагогическое проектирование? — дань моде; — догма профессиональной деятельности.
Постановка сказок по авторским сценариям для формирования нравственных представлений у детей дошкольного возраста В последнее время мы все чаще слышим о детской жестокости и агрессивности. Мы видим это в новостях, читаем в газетах. В просторах Интернета.
Проект «Сказки Г. Х. Андерсена как средство формирования социально-нравственных представлений у старших дошкольников» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 10 «ДЮЙМОВОЧКА» СТ. БРЮХОВЕЦКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Ситуативные сказки как средство формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 8 «Родничок» Доклад из опыта работы по теме: «Ситуативные сказка,.
Консультация «Развитие эстетических чувств и нравственных представлений младших школьников во внеурочной деятельности» Актуальность темы. Ведущей задачей современной системы образования является формирование гармоничной, духовно богатой и национально сознательной.
Источник
Эмоционально-ценностный компонент в дошкольном образовании
Эмоционально-ценностный компонент в дошкольном образовании
А ктуальным вопросом на современном этапе развития дошкольного образования становится реализация эмоционально — ценностного компонента.
Приобщение подрастающего поколения к социально значимым ценностям является одной из актуальных задач, поставленных современным обществом перед образованием.
Дошкольный возраст — важнейший период становления личности и ее смыслообразующих ценностных компонентов. От ценностной основы, заложенной в дошкольном возрасте, зависит, как будет происходить дальнейшее формирование и развитие личности ребенка (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, В.Д. Ермоленко, A.B. Занков, B.C. Мухина, А.Н. Леонтьев, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др.).
Эмоционально-ценностный компонент состоит из трех элементов: ценностно — смыслового, эмоционально-личностного и субъектно-волевого. Каждый элемент сам по себе является важным регулятором поведения человека, но их связывают настолько тесные, взаимосвязи, что в последнее время в психологии стали говорить об эмоционально-волевой регуляции деятельности (К. Изард, В.К. Вилюнас, В.А. Иванников и др.). Все элементы эмоционально – ценностного компонента активно изучают как зарубежные, так и отечественные психологи и педагоги, обращая внимание на важность реализации данного компонента в образовательном процессе.
эмоциональный компонент включает в себя две стороны: собственно эмоциональное развитие, включающее в себя эмоциональное реагирование, и опосредствовано эмоциональное развитие
Именно с развития эмоционального реагирования начинаются социализация, интеллектуализация эмоций, становления эмоционально чувственного опыта дошкольника, разворачивается динамика сложного процесса в целом.
Эмоциональный компонент как неотъемлемая часть дошкольного образования выполняет ряд важнейших функций — интеграционную, индивидуализирующую, коммуникативную, социализирующую, развивающую.
Эмоционально – ценностный компонент реализует следующие функции аксиологическую, эмоциогенную, мотивационно – стимулирующую и мотивационно – сдерживающую, оценочную, познавательную, развивающую, коммуникативную и продуктивную.
От качества получаемого общения ребенком во многом зависит его полноценное развитие, эмоциональное самочувствие. Если педагог отзывчив, понимает душевное состояние воспитанников, причину их переживаний, тогда в группе царит положительный эмоциональный настрой.
Механизм реализации эмоционально-ценностного компонента в дошкольном образовании
Реализовать эмоционально-ценностный компонент на практике можно с помощью методов эмоционально-сенсорного воздействия, эмоционально-образного стимулирования, побуждения к сопереживанию.
1.Метод эмоционально-сенсорного воздействия – дает возможность актуализировать кратковременные эмоциональные реакции детей, побуждать реагировать эмоционально, воздействуя на сенсорику. Интегративное взаимодействие позволяет строить совместную деятельность , в ходе которой педагог создает необходимый эмоциональный настрой для общения, предлагает наблюдать за предметом, объектом, действовать практически: погладить, потрогать, сымитировать его качества, определить окраску, очертание силуэта, учитывает особенности детского мировосприятия.
2.Метод эмоционально-образного стимулирования побуждает детей реагировать эмоционально, образно отождествляя себя с природным объектом, сказочным персонажем и т.д. Очень важно, чтобы дети не просто копировали действия, движения, внешние черты, характерные особенности явлений окружающей жизни, но и входили в образ. Суть в том, что словесное описание, закрепляя эмоциональный опыт, обогащает чувства, развивает осмысленно-образную моторику; двигательное воображение «одушевляет» действия, делает их как бы достоянием внутреннего мира ребенка, смысловой, по-настоящему «управляемой» категорией.
3.Метод побуждения к сопереживанию – побуждает детей сочувствовать не только тем, кого они видят, но и тем, кого представляют в воображении. Эти особенности проявления сочувствия, сострадания, эмпатии обеспечивают содержательную основу данного метода. Только сопереживая, ребенок постигает явления социальной жизни, величие труда, красоту природы, произведений искусства. Педагог должен поддерживать субъективную позицию ребенка, развивать его образное мировоззрение.
Заслуживает внимания эмоционально-смысловое общение — это три неразрывно связанные составные, включающие эмоциональный настрой, смысловую и продуктивно-творческую части.
Эмоциональный настрой на общение предполагает создание в группе эмоциогенной ситуации, позволяет раскрепоститься, пробуждает эмоции, адекватные предстоящей беседе, занятию. Достигнуть эмоционального настроя на общение можно посредством музыки, живописи, поэтического слова, танца, создания воображаемой, проблемно-игровой ситуации, сюрпризных моментов, перевоплощения в сказочных персонажей, драматизаций, игры. Эмоциональный настрой задает тон последующему общению. Основное действующее лицо эмоциогенной ситуации — педагог, его участие, то, как он оформляет внешние условия, обеспечивает беспристрастную оценку действий ребенка. Педагог подбирает такие средства, которые позволят ему не только заинтересовать детей, но и всколыхнуть эмоции.
Моделирование эмоциогенной ситуации включает в себя:
-создание ситуации «новизны», «экзотичности», неожиданности,
сюрпризности.. (новые атрибуты, игрушки, декорации, интерьер, освещение- расцвечивает палитру эмоциональности);
-побуждение повторно пережить определенные эмоции, дублируя ранее применявшиеся внешние условия, атрибуты;
-создание условий, которые должны побуждать к смене эмоционального состояния ( например радость — легкой грустью);
-обращение к личному опыту, акцентирование внимания на определенных фрагментах из собственной жизни, пробудивших «аффективный след». Общение по поводу ранее пережитых чувств непроизвольно воссоздает знакомые условия, адекватные данной ситуации .
-«заражение» детей определенным эмоциональным состоянием. Улавливая искреннее отношение, настроение педагога, дети, подражая, проникаются теми же чувствами.
Смысловая часть подводит детей к основной идее — к теме «общение». Предметами совместного обсуждения могут выступать различные области миропознания (природа, социальная жизнь, искусство) и, материал, составляющий содержание эмоционального компонента (художественные, ценностно-ориентированные образы).
Методы работы самые различные: наглядные, словесные, игровые, моделирование, проблемные ситуации, эмоционально — сенсорное воздействие, побуждение к сопереживанию и т.п..
Продуктивно-творческая часть помогает выразить отношение ребенка к обсуждаемой теме, проявить заинтересованность, оценить себя как личность. Но для того, чтобы система эталонов ценностей стала и внутренним достоянием личности и содержанием побудительных мотивов поведения, действий, необходимо разносторонне поддерживать активность к самореализации в разные видах деятельности.
Основная форма выражения личностно-значимого смысла, своего отношения к миру — эмоционально-художественные и ценностно-ориентированные образы. Именно через образы ребенок реализует свое Я, выражает субъективно-личностное отношение. Средства образного выражения — речевые (поэтическое слово, рассказ), изобразительные (рисунок, поделка, аппликация), музыкальные, двигательные (ритмические жесты, драматизация, танец).
«Живое» человеческое общение рождает духовную близость и доверие, дает свободу и право на выражение переживаний; это одно из условий эмоционального благополучия ребенка в группе.
От качества получаемого общения ребенком во многом зависит его полноценное развитие, эмоциональное самочувствие. В неблагоприятной среде воспитания у ребенка возникают устойчивые негативные эмоциональные состояния. Развиваются негативные эмоциональные реакции и отношение к жизни и людям. Эти эмоциональные состояния, закрепившись, начинают регулировать психическую деятельность и поведение ребенка негативным образом, а в более позднем возрасте приводит к формированию негативной жизненной позиции.
Выделяют два основных способа эмоционального влияния на детей — прямое и опосредованное.
Прямое воздействует непосредственно, побуждает к переживанию, влияет на состояние («Сейчас самый главный сюрприз!»)
Опосредованное, ограничивается эмоциональным проявлением взрослого, например взглядом , улыбкой (радость встречи, поддержка).
Дети тонко чувствуют и доброжелательное отношение и порицание. Если педагог отзывчив, понимает душевное состояние воспитанников, причину их переживаний, тогда в группе царит положительный эмоциональный настрой, уверенность, между детьми устанавливаются взаимоотношения на уровне «соучастия сердец».
При проведении работы по реализации эмоционально-ценностному развитию детей, ориентированному на взаимодействии воспитателя с детьми, можно выделить некоторые принципы:
-быть открытым для детей;
-разрешать детям учить себя, исправлять ошибки;
-объединять свои усилия с усилиями детей;
-не руководить жизнью ребенка, а лишь опосредованно влиять на его выбор;
-развивать в ребенке сознательное отношение к своему внутреннему миру;
-создавать атмосферу ощущения собственной индивидуальности;
-оказывать содействие развитию эмоционального сопереживания, создавать атмосферу ощущения собственной индивидуальности;
-содействовать развитию эмоционального сопереживания другим людям;
-содействовать развитию эмпатии, способности чувствовать настроение;
-поощрять передачу эмоционального состояние разными выразительными средствами;
-создавать ситуации, когда дети помогают друг другу;
-использовать все возможности для объяснения ребенку социальных действий;
-поощрять дошкольников к совместной работе;
-демонстрировать разные виды социального поведения самим педагогом, сотрудничать с воспитанниками;
-научить ребенка включаться в разнообразные ситуации, где он имеет возможность сам быть активным субъектом событий, видеть и понимать проблему, задумываться над тем, как ее решают другие.
-не забывать, что одной из центральных задач является обеспечение условий для реализации индивидуального подхода к каждому воспитаннику;
— умения увидеть позитивный потенциал каждого ребенка, уровень его
заинтересованности и активности в конкретной ситуации, помочь каждому
найти себе желаемое место и роль в той или другой деятельности;
-больше внимания уделять занятиям и упражнениям, основа которых, — живое восприятие, наблюдение, созерцание, то есть виденье предметов и явлений. Ребенок воспринимает живой образ, потом представляет, воспроизводит его в воображении. Это и является двумя ступеньками регулируемой деятельности.
Для того, чтобы дошкольники смогли в полной мере включиться в эмоциональные переживания в образовательной деятельности педагогу необходимо создать вокруг них определенный эмоциональный климат, особенностями которого являются: положительные эмоции, связанные с пребыванием в детском саду; положительные эмоции, обусловленные ровными, хорошими партнерскими взаимоотношениями ребенка со взрослыми и сверстниками, отсутствием конфликтов с ними, активное участием в жизни группы и детского сада; эмоции, связанные с осознанием каждым ребенком своих больших возможностей в достижении успехов в образовательной деятельности, в преодолении трудностей, в решении сложных для него задач, эмоции от положительных результатов своего труда
положительные эмоции от столкновения с новыми знаниями: от эмоций любопытства и позднее любознательности, возникающих при столкновении с занимательным материалом, до устойчивого эмоционально-познавательного отношения к интересующей области знаний;
Все названные эмоции в совокупности образуют атмосферу эмоционального комфорта в процессе образовательной деятельности. Наличие такой атмосферы необходимо для успешного осуществления образовательного процесса. В особой мере педагогу надо заботиться о создании или восстановлении положительного эмоционального климата в том случае, если у ребенка сложилась стрессовая ситуация длительного неуспеха в какой-либо деятельности, закрепившееся негативное отношение к детскому саду, конфликт с товарищами, тревожность и т. д.
Библиографический список литературы
1.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Питер. 2008.- 400с.
2.Ежкова, Н.С. Развитие эмоций в совместной с педагогом деятельности // Дошкольное воспитание. — 2003. № 1. — С. 20-27.
3.Ежкова, Н.С. Теория и практика эмоционально-развивающего образования детей дошкольного возраста. / Н.С. Ежкова. -Тула, 2008. — 264 с.
4. Ежкова, Н.С. Эмоциональный компонент образования: процесс реализации // Дошкольное воспитание.- 2006. -№ 6. — С.69-72.
5. Маслова Т.А. Эмоционально — ценностный компонент подготовки будущих педагогов //Педагогика.-2008.-№8.- С.50-57.
Источник