Роль морального выбора человека, механизмов нравственной регуляции его поведения и отношений возрастает в условиях демократизации общества, увеличения свободы личности. Состояние нравственности в обществе зависит от культуры и развития каждого человека, основы которых закладываются в детстве.
Периодом развития, в котором формируется личность, является дошкольное детство. Благодаря освоению первых этических эталонов, соподчинению мотивов, ребенок способен осуществлять моральный выбор. Получая от ближайшего социума позитивные нравственные образцы, ценности, ребенок осваивает нравственный опыт, нравственную культуру общества.
По мнению ученых, проблема нравственного воспитания имеет большую социальную значимость, а нравственное совершенствование общества и конкретной личности может быть отнесено к категории общечеловеческих, общенаучных и вечных [2, 7, 6, 5, 19, 14]. Этот вопрос интересовал как философов, социологов, так и педагогов и психологов.
В современной психолого-педагогической науке и практике дискутируются возможности психологического сопровождения развития личности Разработаны разнообразные модели, технологии и программы сопровождения развития детей. Как отмечает О.Г. Дробницкий[4], в настоящее время не существует четкого теоретического определения морали и нравственности. Несмотря на различия в понимании этих терминов разными авторами, существует единый знаменатель, который служит объединяющим фактором для всех характеристик. В качестве такого выступает характеристика морали и нравственности как необходимости согласования личных и общественных интересов, регулирование взаимоотношений личности и общества, таким образом, чтобы при этом было обеспечено и личное и общее благо.
В широком смысле слова нравственность– совокупность обычаев, нравов, отношений между людьми, которые обусловлены экономическим укладом. Она рассматривается как система, состоящая из нравственных отношений между людьми, нравственного сознания и нравственной деятельности. «Нравственность – внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами» [12].
В узком смысле слова нравственность– это сложное личностное образование, которое включает осознание и реализацию принятых в обществе моральных законов, норм и правил поведения, взаимоотношений между людьми, их моральные переживания, эмпатию, сострадание, соучастие. Она определяет моральный выбор человека в каждой ситуации его жизни. Поэтому нравственные убеждения, принципы и нормы составляют основу формирующейся личности[3].
Одним из распространенных подходов к исследованию эмоционально-нравственной сферы личности является функционально-содержательный подход, согласно которому можно выделить ряд сфер личности: интеллектуальная, эмоционально-волевая, поведенческая, мотивационно-потребностная и другие.
Эмоционально-нравственная сфера личности характеризуется системой понятий, среди которых центральное место занимают такие, как нравственные потребности, нравственные убеждения, привычки и поступки, эмоции и чувства, отношения [10, 8, 11].
Дошкольный возраст является периодом, в котором происходит интенсивное усвоение первичных этических норм поведения и формирования моральных переживаний. Значимое переживание определяет существенные сдвиги в духовном мире ребенка, закрепляет их и приводит к формированию новых черт личности. Целостность личности наиболее четко выступает именно в ее эмоционально-нравственном развитии.
Эмоционально-нравственное развитие личности в дошкольном возрасте обусловлено качественными изменениями в эмоциональной и мотивационной сферах: развитие и понимание положительных и отрицательных эмоций, развитие социальных эмоций, формирование моральных переживаний, развитие эмпатии, формирование высших чувств, выражающих отношение человека к миру и окружающим его людям, умение произвольно управлять своими эмоциями и чувствами; устойчивый характер соподчиненности мотивов и потребностей поведения, развитие Я-концепции, развитие эмпатии и самоконтроля определяют морально-нравственную ориентацию и поведение ребенка на данном возрастном этапе.
Специфика эмоционально – нравственного развития состоит в том, что оно подчиняется действию общественно-исторических законов путем присвоения выработанных обществом форм и способов деятельности и поведения. Эмоционально-нравственное развитие детей осуществляется как процесс, состоящий из формирования и разрешения различных противоречий.
В качестве движущих сил выступают те внутренние противоречия, с которыми ребенок сталкивается в процессе взросления, а также внешние стимулы, побуждающие его изменяться.
Нравственное развитие – присвоение ребенком моральных норм, их обобщение и превращение во внутренние «моральные инстанции», реализуемые поведением. Нравственное развитие не является изолированным процессом. Оно связано с процессом социального, эмоционального и психического развития ребенка, становлением целостной личности [21].
Социально-эмоциональное развитие – развитие умения справляться со своими эмоциями, чувствами, эффективное общение, отношения с самими собой, близкими людьми, друзьями, семьей, обществом. Эмоциональное развитие следует рассматривать и как умение управлять своими эмоциями, и как умение высвобождать их.
Смысл эмоционально-нравственного воспитания состоит в том, чтобы сделать выполнение морально-нравственных норм потребностью ребенка.
Моральная оценка, которая определяет отношение ребенка к другим людям, формируется на основе первых этических инстанций. Возникает произвольность поведения, новое отношение к себе, своим эмоциям, чувствам, возможностям. Возможность управлять собой, своим поведением, поступками выделяется как особая задача, с которой ребенок начинает справляться.
Анализ этических понятий, составляющих основу нравственного развития в дошкольном возрасте, дал возможность выделить 10 базисных: хорошо-плохо, можно-нельзя, вежливость-грубость, правда-ложь, добро-зло, сострадание-равнодушие, терпимость-нетерпимость, отзывчивость–черствость, щедрость-жадность, милосердие-жестокость [16].
Овладение нравственными понятиями не может исчерпываться познавательной деятельностью. Важно изучение той составляющей нравственного сознания, которую С.Л. Рубинштейн назвал переживанием. Недостаточно знать, что такое лживость, жестокость или отзывчивость, необходимо, чтобы соответствующие качества вызывали и определенное эмоциональное переживание человека [17]. По мнению А.Н. Когана, добро и зло существуют только в процессе взаимоотношений людей, отношений человека к другим людям.
Усвоение ребенком моральных знаний не должно опережать его нравственный опыт. Если знаний не опираются на опыт, то они приобретают формальный характер.
Цели, задачи и содержание эмоционально — нравственного развития дошкольников обозначены в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, проектах примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования (реализуется через образовательные области «Социализация», «Коммуникация»).
Выделяют следующие психолого-педагогические условия эмоционально-нравственного развития личности дошкольника.
Первая группа условий связана с эмоционально-нравственным потенциалом окружающей социальной среды, воспитательного микросоциума. Нравственный потенциал среды имеет следующие проявления:
— нравственная культура педагогов и родителей детей;
— система отношений, в которую ребенок вступает в обществе;
— наличие в ней моделей нравственных отношений;
— разработанность и представленность детям нравственных норм, правил, требований.
Вторая группа условий связана с активностью ребенка в освоении нравственного опыта:
— активное освоение нравственных знаний;
— активная имитация нравственных эталонов в поведении;
— активное подражание нравственным образцам в отношениях;
— активная идентификация с носителями нравственных ценностей в ближайшем окружении;
— моральный выбор ребенка на основе принятия нравственных норм, ценностей, правил и требований;
— моральные переживания ребенка в процессе решения моральных дилемм.
Третья группа условий «Психолого-педагогическое сопровождение развития эмоционально-нравственной сферы личности дошкольника» включает следующее:
— выявление психолого-педагогических механизмов становления и развития эмоционально-нравственной сферы личности дошкольника;
— разработка модели развития эмоционально-нравственной сферы;
— подготовка педагогов дошкольных образовательных учреждений к работе по развитию эмоционально-нравственной сферы;
— повышение нравственной культуры педагогов и родителей дошкольников.
Дошкольное детство рассматривается в психолого-педагогических исследованиях как самостоятельный и важный этап развития и жизни человека, как период первоначального складывания личности, развития личностных механизмов поведения.
Эмоционально-нравственная сфера личности – интегрированное взаимодействие когнитивного, эмоционального, поведенческого компонентов в личностной сфере, обеспечивающее единство нравственного сознания и поведения.
Результатом эмоционально-нравственного развития становится нравственная воспитанность – система устойчивых нравственно-ценностных мотивов, проявляющихся в отношениях ребенка с окружающими.
1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе / М.Р. Битянова. – М.:Совершенство, 1997. – 298 с.
2. Братусь Б.С. Психологические аспекты нравственного развития личности / Б.С. Братусь. – М.: Знание, 1977. – 64 с.
3. Даль В.И. Толковый словарь живого ведикорусского языка / В.И. Даль / под.ред. И.А. Бодуэна де Куртене: в 4-х т. Т.3. – М., 1955.
4. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности / О.Г. Дробницкий.. – М.: Наука, 1977. – 333 с.
5. Журавлев А.Л. некоторые тенденции развития психологических исследований в ИПРАН / А.Л. Журавлев // Материалы итоговой научной конференции Института психологии РАН (1-2 февраля 2006 г.). – М.: изд-во Института психологии РАН, 2006. – с. 202 – 204.
6. Зинченко В.П. Человек развивающийся / В.П. Зинченко, Е.Б. Моргунов // Очерки российской психологии. – М., 1994. – 304 с.
7. Знаков В.В. Духовность человека в зеркале психологического знание и религиозной веры / В.В.Знаков // Вопр.психологии. – 1998. — №3. – с.104-114.
8. Ильин Е.П. Сущность и структура мотива / Е.П. Ильин // Психол.журн. – 1995. – Т.16, №2. – с 27-41.
9. Марцинковская Т.Д. Психологические причины трудностей общения ребенка со сверстниками / Т.Д. Марцинковская // Проблемы формирования ценностных ориентаций и активности личности в онтогенезе. М.: Изд-во МГПИ, 1987. – с. 54-60.
10. Мельникова Н.В. Методология исследования психологических категорий нравственно-этического аспекта личности дошкольника: монография / Н.В. Мельникова – Шадринск: — Изд-во ПО Исеть, 2005. – 283 с.
11. Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка 6-7 лет / Н. Ньюкомб. – СПб.: Питер,2002. – 640 с.
12. Обухова Л.Ф. Пути научного изучения психики ребенка в ХХ веке: дисс.в виде науч.докл. на соиск.учен.степенидокт.психол.наук. – М., 1996. – 37 с.
13. Овчарова Р.В. Психология родительства / Р.В. Овчарова. – М.: Академия, 2005. – 241 с.
14. Овчарова Р.В. Ранняя профилатика и коррекция социально-педагогически запущенных детей : дис. докт. психол. наук / Р.В. Овчарова. – М.: 1995. – 361 с.
15. Овчарова Р.В. Технология практического психолога образования. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 448 с.
16. Овчарова Р.В., Мельникова Н.В. Развитие нравственной сферы личности дошкольника: Монография. – СПб: Изд-во «НПФ «Амалтея», 2008. – 336 с.
17. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Изд-во Питер,1999. – 720 с.
18. Фельдштейн Д.И. Психология взросления / Д.И. Фельдштейн. – М., 1994. – 192 с.
19. Шадриков В.Д. Деятельность и способности / В.Д. Шадриков. – М.: Логос, 1994. – 316 с.
20. Шадриков В.Д. О реальной добродетельной педагогике / В.Д. Шадриков // Сов. Педагогика. – 1991. — №7. С. 43-48.
21. Эмоциональное развитие дошкольник: пособие для воспитат.дет.сада / под ред. А.Д. Кошелевой. – М.:Просвещение, 1985. – 180 с.
Источник
Вопросы нравственного воспитания детей с наибольшей остротой встают в наши дни, поэтому в содержании консультации для родителей я отношу выработку навыков владения у детей своим эмоциональным состоянием, преобразование простейших чувств в более сложные, возвышенные, поощрение здоровых, сильных чувств; воспитание эмоционально- нравственных чувств как необходимое условие для развития индивида, имеющего не только личное, но и общественное значение.
Эмоционально- нравственное чувство- барометр самосовершенствования человека. Источником эмоционально- нравственного развития является подражание. Поскольку подражание присуще дошкольному возрасту, воспитатель должна окружить ребенка положительными примерами поведения и поэтому постоянное общение служит для детей лучшим воспитательным средством для развивающей личности.
Вложение | Размер |
---|---|
v_doshkolnom_vozraste_vazhnoe_znachenie_imeyut_emotsionalno.docx | 15.43 КБ |
u_odnih_detey_otklik_mgnovennyy.docx | 16.58 КБ |
В дошкольном возрасте важное значение имеют эмоционально- нравственные чувства и навыки общения для развития детских взаимоотношений. Первоначальное представление о взаимоотношениях людей ребенок получает наблюдая за взаимоотношениями окружающих его взрослых. Их поведение, а также их отношение к нему самому, к его поступкам становятся для ребенка как бы программой поведения. Добрые, ласковые интонации в речи взрослых, обращенной к ребенку, вызывают у него спокойное, уравновешенное настроение; нахмуренное лицо, сердитый голос, настораживают, вызывают у ребенка беспокойство. Важно, чтобы ребенок испытывал больше положительных эмоций. Взрослые легко определяют эмоциональное состояние ребенка, по его интонации, двигательным реакциям, репликам. Например, вечером заметив, что Дима часто подбегает к окну, всматривается в сгущающиеся сумерки, понимая его тревогу: мама сегодня задерживается на работе, а дети почти уже все разошлись по домам, затеваю веселую игру в мяч и вовлекаю в нее всех оставшихся детей. Быстро исчезает детская тревога, время проходит незаметно.
Эмоционально- нравственные качества проявляются и в отношении ребенка к самому себе: чувство собственного достоинства, превосходства или, наоборот, чувство неполноценности, уверенность или отчаяние и в отношении ко взрослым это симпатия, сочувствие, безразличие, чувство дружбы, любви, товарищества. Для формирования чувств ребенка, его нормального развития большое значение имеет воспитание у него эмоционально- положительного отношения к окружающим. Положительное ,эмоциональное состояние это основа доброжелательного отношения к людям, готовности к общению.
Задача воспитания у детей эмоционально- нравственных чувств решается успешно, если гуманнее сами взрослые, добрее и справедливее они относятся к детям. Одним из важнейших условий развития эмоционально- нравственных чувств ребенка является создание взрослыми жизнерадостной обстановки вокруг него. Прежде всего обращаю внимание детей на те стороны действительности, которые укрепили бы в них веру в торжество добра и справедливости. Иногда вина ребенка столь незначительна, может быть случайна, а угрозы взрослых столь серьезны, что ребенок перестает ориентироваться в своих поступках, неправильно оценивает что хорошо, а что плохо. Дети с большим удовольствием рассказывают о том, что их радует: «Был праздник, посвященный Дню семьи, где дети старшей группы читали стихи о семье, вспоминали поговорки и пословицы, особый интерес вызвали рассказы воспитателей В.И. Голубевой и И.В. Рябовой о своих семьях в трех поколениях и каждый рассказ сопровождался мультимедийным показом фотографий, что может быть наглядней и доступней пониманию ребенка.
Большую радость детям доставляют животные, а маленькие детеныши вызывают у ребят чувство восхищения. Они наблюдают за их ростом, играют с ними, проявляют о них заботу. С детьми я ходила на прогулки- это доставляет им эстетическую радость. У них возникает чувство прекрасного. Дети замечают красоту цветущих деревьев, например, яблонь и вишен, а также цветущих кустарников и весенних цветов. От развития эстетических чувств во многом зависит нравственное воспитание ребенка. Меня беспокоит проявление детьми самомнения, тщеславия, эгоизма- черт характера, в основе которых лежит равнодушие к другому человеку. Например, был один случай , вечером, прочитав детям стихотворение «Жадина» повлияло на такую девочку, хотя и не произносилось ее имя. На следующий день она принесла конфет и угостила детей.
Воспитывая у детей навыки общения, например, вежливость, приветливо здороваться и прощаться со взрослыми, с детьми, вежливо обращаться с просьбой к окружающим, благодарить за услугу, неперебевать говорящего, терпеливо выслушивать взрослого, сверстника, говорить спокойно.
Воспитание эмоционально- нравственных чувств у детей тесно связано с формированием у них этических представлений. При отсутствии у детей таких представлений, незнание «что такое хорошо и что такое плохо», мешает ему контактировать с окружающими его людьми, может явиться причиной слез, капризов. Нельзя слишком формально подходить к усвоению детьми этических норм. Одних требований недостаточно, чтобы пробудить подлинные чувства. Я не требую от детей определенных понятий, т.к. дети могут усвоить содержание только на конкретных примерах из жизни или из художественных произведений. Обобщенное понятие дети часто сами поясняют конкретным примером, так им легче входить в круг отношений между людьми. Например, дети путают понятия «быть добрым», «честным», «справедливым», хотя и связывают их с общим понятием «быть хорошим»; на вопрос «Что значит быть справедливым?» отвечают: «Быть добрым, вежливым, ласковым»; на вопрос «Что значит быть добрым?», отвечают: «Быть хорошим». Но другие дети , как Дима С., Вика Г., Карина Б., Маша Ш., Саша К., они знают, что быть добрым, значит нужно делиться с товарищами игрушками, конфетами, любить животных, птиц. А быть справедливым- это быть честным, не перекладывать свою вину на другого, не обвинять товарищей в том, в чем они не виноваты. Выявляя знания и формируя представления детей я задаю не только прямые вопросы им, но и провожу беседы в которых дети быстро принимают решение или что-то стараются сделать, чтобы выйти из затруднения. Например, я предлагаю детям такую ситуацию: «Представьте себе, что вы из детского сада идете домой одни и видите, как мальчик толкает маленькую девочку в лужу. Туфли ее намокли, бант на голове еле держится, а по лицу текут слезы. Чтобы вы сделали? После того, как каждый мысленно представил ситуацию и свое участие в ней, обратила внимание не только на ответы детей, но и на то насколько эмоционально они реагируют на воображаемую ситуацию. По их ответам я определила, что они думают о случившемся, по выражению лица, по интонации- о возникшем при этом чувствах.
У одних детей отклик мгновенный: они возмущаются поступком мальчика и полны решимости исправить зло и словами к действиям. У других детей не столь быстрая реакция, на их лицах раздумье. Их ответы таковы; Дима С. сказал: «Я бы отвел девочку домой», Вика Г. «Я бы позвала ее маму». А Аслан С. прежде чем ответить, спросил: « А мальчик был большой?» Он пояснил свою пассивность чувством страха за себя «Я бы ничего не сделал, потому что мальчик мог бы меня столкнуть в лужу». Все дети оценили поступок мальчика как плохой, но несмотря на это, не все смогли противостоять этому плохому. Дети могут откровенно пояснить мотивы своего невмешательства. Отношения между людьми многогранны, сложны и ребенок, чтобы правильно понять о оценить каждый конкретный поступок, должен обладать большим запасом этических знаний. Для развития этических представлений детей использую произведения художественной литературы, в которых не только описывалось бы конкретная ситуация, а как в сказках, были бы противопоставлены друг другу добро и зло. Однажды прочитав детям сказку «Кукушка» стараюсь выяснить , как бы вы поступили на месте этих детей, строю свою беседу, чтобы дети задумались над поступком героев и почувствовали зависимость между совершенным им поступком и пришедшим к ним раскаянием. В этом случае происходит не только формирование представлений детей о хорошем и плохом, но и о развитии их эмоционально- нравственных чувств.
При формировании у детей этических представлений постоянно ставлю перед детьми новые задачи, сосредотачиваю их внимание на жизненном опыте. Например, предлагаю ребенку рассказать о каком-нибудь случае несправедливости, свидетелем которого он был сам и уточняю у него, что он сделал для того, чтобы исправить эту несправедливость. Обращаю внимание ребенка и на тот случай, когда он сам обошелся с кем-либо не очень хорошо, то есть несправедливо. Постоянно учу детей правильно оценивать свои поступки, сравнивая свое поведение с поведением других это и есть одна из главных задач на пути формирования у них этических представлений.
Наблюдая за взаимоотношениями детей, глубже понимаю каждого ребенка, смогу определить, как развивается его представления и чувство, что оказывает на него влияние. Чтобы понять взаимосвязь между представлениями детей и их чувствами, обращаю внимание не только на то, как понимают дети тот или иной поступок, но и на их эмоциональный отклик на этот поступок. Одним из условий пробуждения и воспитания чувств является развитие эмоционально- нравственного сознания детей. Ведь дети старшего дошкольного возраста способны распознавать хорошие и плохие поступки, но и должны понимать почему нужно поступать хорошо. Задавая детям вопросы: «Почему нужно быть честным? Почему возникла ссора между Кариной и Викой? Кто в этом виноват? Конечно же дети с затруднениями отвечают на мои вопросы, хотя такие вопросы способствуют развитию нравственного сознания детей, постоянно приучаю детей отличать ложь от искренности. Например, если дети пытаются обосновать причину выбора своего сверстника в друзья его душевными качествами: «Саша К. добрый, со всеми играет и никогда не дерется»,- говорит Алеша: «Я буду с ним играть». Но иногда дети видят в сверстнике только внешнее и симпатизируют тем, кто этого не заслуживает. «Карина красивая, потому я с ней играю;- говорит Маша, не замечая, что иногда девочка бывает равнодушной по отношению к друзьям. Дети данного возраста не всегда осознают почему нельзя поступать плохо. В своих беседах с детьми подыскиваю такие образные выражения, обращаю их внимание на такие случаи из жизни, которые могли бы подействовать на чувства детей, чтоб пробудить их совесть, стыд, вызвать радость и восхищение. Приучая раздумывать над поступками у детей развивается нравственное сознание.
Воспитание у детей гуманных чувств находится в тесной зависимости не только от уровня этических представлений детей, но и от их способности эмоционально реагировать на различные события. Воспитание гуманных чувств рассматриваю с общим эмоциональным развитием ребенка. Художественная литература способствует возникновению у детей эмоционального отношения к окружающим людям, природе, героям, к описываемым событиям. Художественную литературу использую как на занятиях, так и вне занятий. Чаще всего использую художественную литературу, как средство развития человечности, гуманных качеств личности: добра и справедливости. Для всестороннего развития чувств включаю детей в различную деятельность, связанную с художественной литературой. Например, дети создают свои рисунки по мотивам сказок и рассказов «Сказки в картинках».
Трудовое воспитание детей начинается с воспитания у них эмоционально- положительного отношения к труду, а это является важнейшим показателем одного из основных качеств коммуникативного развития личности. Руководя трудовой деятельностью ребенка наблюдаю за его поведением при выполнении заданий. В труде дети развиваются и умственно, и физически, труд способствует развитию их эмоционально- нравственных чувств. Дети старшего возраста отличаются большой непосредственностью, их отношение к правилам, к трудовой деятельности обнаруживается довольно легко: в речи, движениях, мимике. Наблюдение за трудом ребенка позволяет замечать их радостные выражение лиц, удовольствие или наоборот равнодушие, нежелание выполнять порученное им дело. Воспитываю у детей желание принимать участие в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, добивалась конечных результатов, постоянно усложняя их содержание и форму.
В жизни ребенка большое место занимает непосредственно-образовательная деятельность. Занимаясь дети приобретают различные знания и умения, у них развивается способность анализировать, наблюдать, запоминать и т.д. Чтобы вызвать у детей интерес к образовательной деятельности показываю детям значение тех умений, которым им предстоит научится «Речевой этикет», «Как я устроен» и т.д. Привлечение внимания детей к деятельности способствует игровой прием. Игровой прием использую в форме дидактической игры . Обращаю внимание на тех детей, которые пассивно себя ведут. Это чаще всего нерешительные, робкие дети. Нередко предупреждаю возможно ошибочный ответ ребенка, чтобы не допустить его разочарования. Говоря о достижениях во время образовательной деятельности, показываю лучшие работы, хвалю лучшие ответы, что оказывает большое воспитательное влияние на всех детей. В процессе общения с детьми проявляю у них положительное отношение к деятельности, привлекаю их точно следовать указаниям и добиваюсь успешного результата. Эмоционально- положительная обстановка во время образовательной деятельности способствовала формированию у детей интереса к поиску, развивала их творчество и инициативу. У детей создавала более широкие возможности для эмоционально- нравственного воспитания детей в игре. В процессе ролевых игр создавала условия для дальнейшего упрочения нравственных представлений, например, «Как бы ты поступил», проигрывание этюдов с неопределенным концом, «Провокации»- на решение бытовых проблем: из группы исчезли все стулья и столы, плохо воспитателю и т.д. Стимулируя развитие организованности и ответственности каждого ребенка. В строительных играх создаю условия для развития правильных взаимоотношений детей. Характер взаимоотношений между детьми ярко проявляется и в дидактических играх. Развивала у детей организаторские способности помочь товарищу, закрепляю умению следовать моральным нормам в подвижных играх, создавая при этом общее радостное настроение у детей, вызывая чувство удовольствия, что положительно сказывалось на развитие дружеских взаимоотношений.
Уважаемые родители в итоге я хочу подчеркнуть, что в современном мире нам помогут выжить любовь, доброта, терпение и воспитать эти качества у детей необходимо именно в дошкольные годы.
Источник