Эмоционально незрелая личность это

Эмоциональная незрелость взрослого человека: причины, признаки и как исправить

Физиология определяет эмоцию как изменение поведенческих реакций с целью увеличить или минимизировать активное возбуждение участков мозга, специализирующихся на закреплении положительных или отрицательных переживаний. Число их по содержанию исчисляется десятками. Все виды эмоций связаны с физиологическими реакциями организма на раздражители. Однако внешне их проявления вторичны по отношению к мозговой деятельности. То есть дрожь от страха появляется как результат испуга, а не наоборот, что доказано экспериментами по сознательному управлению эмоциями.

Особенности переживаний

Отличительная черта эмоций — это способность к возникновению их в виде идей о воображаемых событиях. Можно испортить настроение, только представив грядущую или воображаемую неприятность.

Другая особенность — коммуникативная, делает возможным обмен переживаниями между людьми, их группами и даже с животными. Эмоциональный опыт может накапливаться и передаваться в процессе наблюдения за произведениями искусства, прослушивания музыкальных произведений и сопереживания атлетам на спортивных соревнованиях.

Эмоции валентны, то есть со знаком плюс — положительные, со знаком минус — отрицательные. Полярность эта несимметричная, и обозначений для неприятных эмоций значительно больше, чем для хороших. Из четырех основных (радость, грусть/печаль, страх/ужас и гнев) — три с негативом.

Продолжительность их тоже неравномерна не в пользу положительных: по наблюдениям, продолжительность печали — рекордсмен.

Эмоции различаются по силе и, соответственно, по физиологической реакции организма. В зависимости от интенсивности их подразделяют на стенические (сильные — мобилизующие усилия на активные противодействия или созидающие поступки) и астенические (бессильные) — парализующие деятельность, деструктивные. Сила эмоций зависит не только от деятельности мозга. Функциональные дефекты вегетативной и центральной нервной системы могут влиять на этот показатель. Например, при повреждении шейных сегментов позвоночника зафиксировано тотальное понижение эмоционального фона.

Формула Смирнова

Взаимосвязь интенсивности переживаний и их полярности отражены в постулате о том, что эмоция – это разность между необходимым и полученным объемом обрабатываемой мозгом информации. Эта формула носит имя Смирнова и гласит, что эмоции становятся отрицательными при дефиците поступающей информации и положительными при ее избытке.

Убедительной иллюстрацией служит пример потребности удовлетворения голода. Человек, проголодавшись, разыскивает запасенный заранее провиант. При нахождении нетронутой порции переживания нейтральны, потоки информации равны. Если пища не обнаружена — эмоции отрицательны, их интенсивность пропорциональна доли утраченного, если внезапно еды стало больше — оценка происходящего меняется на положительную.

Вывод пригоден для управления эмоциями и формулируется следующим образом: положительные ощущения психики возникают при получении приятной информации и усиливаются при увеличении ее объема, отрицательные формируются при ее дефиците.

Причины

Источниками инфантильного поведения являются психологические травмы ранних периодов жизни и особенности отношений с родителями. В период взросления ребенок обращает внимание на удовлетворение потребностей, которые формируют опорные личностные права на жизнь, независимость, свободу выражать свое мнение, любовь и личную точку зрения. Если базовое чувство безопасности не обретено, то во взрослом состоянии психика будет проявлять эмоциональную незрелость, причины которой не были выявлены своевременно.

Инфантилизм, имеющий органическое происхождение

Эмоциональная незрелость у подростка может быть вызвана травмирующими факторами на ранних стадиях развития организма, вплоть до внутриутробного. Эти состояния психики изучаются и корректируются врачами и относятся к патологиям, которые характеризуются нарушениями поведенческих реакций без признаков понижения умственных способностей. Эмоциональное взросление замедляется по темпу или останавливается в развитии на подростковом уровне.

Различают 4 вида аномалий:

  1. Заторможенное развитие в условиях отсутствия родительского воспитания или применения аномальной педагогики.
  2. Органические дефекты головного мозга, внешне проявляющиеся в видимых замедлениях мыслительных процессов, поверхностностью переживаний и заметной эмоционально-волевой незрелостью.
  3. Проявление патологий характера в виде эгоизма, лживости, конфликтности, любовь к эксцессам и провокационным поступкам.
  4. При нормальном уровне интеллекта отсутствует терпение при выполнении обучающих занятий, интересны только игры и развлечения, при необходимости адаптации возникают расстройства невротического типа.

Эмоциональная незрелость детей и подростков подобного сценария онтогенеза корректируется строго под наблюдением психологов соответствующей квалификации, так как прогнозы положительные, но требует усилий родителей и врачей.

Физиологические механизмы

Мозг контролирует поведенческие моторные реакции организма, эмоциональную составляющую обеспечивает деятельность его участка под названием миндалевидное тело.

Выработка гормонов и медиаторов запрограммирована на уровне генов, волевое вмешательство крайне ограничено. Если запущены механизмы миндалевидного тела, то наступившая базовая реакция мозга доминирует в любой ситуации, даже при отсутствии угроз или поощрений, и режим успокоения наступает не скоро. Зная эти нюансы, можно воздействовать на указанные виды эмоций и выработать навыки управления их интенсивностью. Следовательно, методы воздействия должны подбираться заранее, с учетом существующих возможностей, тем более что большинство эмоциональных процессов необходимы для жизнедеятельности организма.

Читайте также:  Особенности развития эмоционально волевой сферы при нарушении слуха

Черты эмоциональной незрелости

Для высокоорганизованного общества характерно продление периода взросления граждан. Последний российский закон официально считает молодежью людей до 35 лет. Нередко биологический возраст не соответствует уровню проявляемой ответственности, и тогда встает проблема: как исправить эмоциональную незрелость взрослого человека и синхронизировать ее?

Для полноправного члена общества есть признаки поведения в социуме, отсутствие которых сигнализирует о том, что в теле взрослого живет дурно воспитанный ребенок. Эмоциональная незрелость проявляется, если:

  • Человек считает, что происходящие с ним неудачи зависят от злой воли обстоятельств или происков недоброжелателей. Личная ответственность за совершенные поступки полностью отрицается, собственные недоработки игнорируются.
  • Он испытывает бесконечную жалость к себе и холоден к чувствам других. Человек не способен к сопереживанию, не может поставить себя на место других и не чувствует обязательств перед остальными членами общества.

  • Переживания других для него малозначимы. Человек спокойно манипулируют окружающими для решения собственных задач без оглядки на эмоциональную реакцию ближних. К чувствам других он относится предельно равнодушно.
  • Еще один признак эмоциональной незрелости — любовь к крайностям. В работе он трудоголик, в любви — ревнивец, в религии — нетерпимый фанатик и мученик.
  • Человек с большим трудом идет на компромисс, искренне не понимая, что может быть неправ или существует другая точка зрения. Соглашаясь, он чувствует, что оказывает великое благодеяние или проявляет недопустимую слабость, поэтому делает это в исключительных случаях. Чаще он не принимает поражения и старается победить любым способом.
  • Свои желания и цели для него приоритетны. Для их выполнения он готов приложить непропорциональные результатам усилия, без пощады для себя, а тем более для вовлеченных лиц. Если ему уступают, то усилия наращиваются уже с целью демонстрации собственной значимости и превосходства во всем.
  • Человек обладает повышенной амбициозностью и стремится всегда и во всем быть первым. Реакцией на внезапное поражение может стать выходящая за пределы нормы истерика, сходная с валянием на полу двухлетнего ребенка. Лозунгом поведения становится «что хочу, то мое любой ценой».
  • Человек обладает повышенной неуверенностью в себе и компенсирует это агрессией. Одноразовый выигрыш требует постоянного подтверждения, и подобное поведение становится нормой, в ущерб окружающим.
  • Человек не может планировать долговременную деятельность для достижения поставленной цели. Он может быть мечтательными и деятельными короткое время, но длительные волевые усилия для него нехарактерны.
  • Для него обычной реакцией на жизненные сложности является стремление уйти от ответственности в виртуальный мир. Для них выходом часто служит алкоголизм, наркотики, азартные игры, уход в сектантские движения и прочие средства самооправдания.

Перечисленные признаки сложно встретить у одного человека в полном наборе, чаще они представлены комбинацией одной-двух и выражены не явно. Педагогические приемы коррекции поведения для взрослого человека малоэффективны, они работают в период становления личности, поэтому в этом возрасте работоспособны только самоанализ и самовоспитание.

Проявление эмоций

Есть несколько путей улучшения качества жизни в эмоциональной сфере, и они изложены ниже.

Но прежде следует понять, что проявление чувств и их сущность могут различаться. Различают вербальный способ их обозначения, невербальный и ситуативные действия или поступки. Применение их обусловлено врожденными особенностями характера, культурными традициями и гендерными различиями.

Например, мужчина выражает симпатию противоположному полу поступками, подарками, но может казаться черствым и сухим молчуном, для женщин важно именно словесное подтверждение чувств. Невербальное проявление эмоций сложно в реализации, оно более надежно и искренне, но требует расшифровки и понимания. Отмахнувшись от незначительного презентика, можно серьезно задеть чувства дарителя, для которого подарок может представлять огромную ценность.

Вербально проявлять эмоции проще и понятнее, но велика вероятность фальсификации. Частое устное заверение преданности девальвируется, существует пример, изложенный в восточной пословице: «Ты сказал — я поверил, ты повторил — я усомнился, ты еще раз произнес — я перестал верить».

Проявление чувств через поступки, как правило, относится к неконтролируемым, или к неосознанно провокативным. Оно носит картинный, демонстрационный характер. Если это искреннее выражение недовольства, то, как правило, оно непродуктивно, потому что адресат послания за внешним эффектом не в силах понять внутреннего содержания этого эмоционального взрыва.

В цивилизованном обществе принято использовать возможности вербального способа выражения чувств. Рекомендации предлагают начать с анализа собственных эмоций и причин, их вызывающих. Далее следует отметить реакцию окружающих на их проявления и научиться выражать чувства так, чтобы не обидеть других и не нанести ущерб собственной психике сдерживанием естественных реакций организма. Конфликты происходят из-за недопонимания собеседников, и продуктивнее всего решать их словами.

Читайте также:  Как дать чувство значимости

При выражении чувства действиями снимается собственное напряжение, но увеличивается тревожность партнера по диалогу. Невербальные способы применимы только в общении с близкими и дорогими людьми, с которыми налажена устойчивая эмоциональная связь. Для самоанализа применяются опробованные методы контроля за внутренним состоянием психики.

Метод поощрения победителя

Признаком эмоционально незрелого человека является заниженная самооценка. Для ее повышения необходимо постоянно напоминать в автоматическом режиме о достигнутых успехах в жизни. Таким образом, текущие негативные переживания начинают восприниматься объективно, и эмоциональный фон выравнивается. Опыт подсказывает: то, что сейчас воспринимается как катастрофа, завтра будет выглядеть мелкой неприятностью.

Отложенное переживание

Несколько неожиданные результаты психологических экспериментов показывают, что прямая команда мозгу заняться беспокойством позднее работает. Пример из «Унесенных ветром»: «Я об этом подумаю завтра» — прекрасно иллюстрирует, что интенсивность эмоций даже через час значительно понижается.

Как выражать свои эмоции правильно

Причины недовольства следует правильно формулировать, обращаясь к себе как к независимому арбитру, который подтверждает справедливость реакции психики на происходящее. Последовательность обращения к себе должна иметь закрепленную структуру: «я испытываю. (название эмоции: горечь, недоумение, отвращение и прочее)» ⇒ «повод — . (не премировали по итогам месяца)» ⇒ «аргументы несправедливости происходящего (я принес прибыль)». Происходит перенос акцента с бессилия на необходимость действия по улучшению ситуации, и острота переживаний снижается.

Метод ужасного сценария событий

Размышления о более тяжелых вариантах нейтрализует накал эмоций и позволяет держать их под контролем. Притча-случай: колесо автомобиля, в котором едут монах и пассажир, получает пробоину. Монах начинает его менять на запаску и горячо благодарит бога. На недоумение попутчика, в чем радость, следует ответ: «А вдруг эта задержка в пути отвратила нас от автокатастрофы».

Посмотреть на свое отражение

Восточная практика по укреплению внутренних сил через рассматривание собственного отображения в зеркале — вид медитации, отвлекающий от непродуктивных эмоций и усиливающий положительные.

Перечисленные способы контроля за переживаниями следует осваивать поочередно и практиковать комплексно.

Источник

Эмоциональная незрелость

Эмоциональная незрелость – это неспособность совершать действия, опираясь на рациональность. Незрелая личность совершает поступки без предварительной оценки их целесообразности и без оценивания их последствий. Такой человек винит в происходящем, в собственных неудачах обстоятельства, окружение, судьбу, но никогда не считает себя ответственным за своё бытие. Также он не умеет проявлять собственные чувства. Незрелый человек словно «застыл» в развитии. Вследствие заниженной самооценки он постоянно самоутверждается, демонстрируя персональную значимость через внешние проявления. Чувство личной ущербности он «заглушает» различными веществами, влияющими на изменение сознания (наркотики, алкогольные напитки).

Согласно учению А. Маслоу зрелыми личностями считаются индивиды, адекватно воспринимающие действительность, умеющие контролировать свои эмоциональные проявления, здраво реагирующие на критику, принимающие независимые решения и прилагающие усилия, дабы изменить свое бытие к лучшему.

Они нацелены на реализацию желаемого, не склонны к беспричинной ревности, не требуют жалости к собственной персоне, несут ответственность за совершённые действия, способны прощать ошибки другим лицам.

Ниже перечислены ключевые причины и признаки эмоциональной незрелости личности:

– страх продемонстрировать собственную слабость, который постоянно вынуждает самоутверждаться;

– болезненность к критике;

– устойчивое тяготение себя сравнивать с окружением;

– в критических условиях, незрелые индивиды «скрываются в домике», стремятся убежать от несправедливого мира, ввергаясь в пучину азартных игр, используя алкоголь или другие вещества, воздействующие на сознание, посещают секты;

– по эмоциональным проявлениям напоминают больших детей, застрявших на этапе детскости;

– страх прямо выражать личные чувства;

– отсутствие чувства меры, у таких людей всё зашкаливает, если любовь, то до гробовой доски, если религия, то до исступления, если спортивные упражнения, то до полного изнеможения;

– неспособность отвечать за совершённые поступки, стремятся избежать этого и водрузить ответственность на кого-нибудь иного;

– отсутствие навыка адекватного планирования, их планы, в большинстве своём, либо не долгосрочны, сиюминутны, либо напоминают нереальные фантазии;

– неумение извлекать опыт из собственных промахов и устойчивые попытки отыскать виноватых;

– неорганизованность и леность (неумение наладить быт, перекладывание домашних обязанностей на близких);

– стремление существовать за чужие деньги, ожидание «доброго чародея», способного улучшить существование и решить проблемы;

– эгоцентризм, выраженный в убеждении, что родня, товарищи, коллеги обязаны ублаготворять желания;

– инфантильность и беззаботность, выражающиеся в пристрастии к безудержному шопингу, бесконечному посещению салонов красоты, необузданному стремлению к веселью (развлекательные центра, дискотеки, компьютерные игры);

Читайте также:  Если при стрессе пропал аппетит

– отсутствие стремления развиваться (существование сегодняшним днём без анализа прошлого опыта);

– склонность к немотивированной злости на окружение вследствие того, что оно ожиданиям незрелой личности не отвечает;

– равнодушие к боли, страданиям окружающих лиц, зацикленность на личных эмоциональных переживаниях;

– завистливость и нелюбовь к более успешным, счастливым индивидам;

– неспособность говорить открыто о личных потребностях, высказывать собственную позицию в корректной формулировке, не притесняя себя и уважая собеседников;

– избегание серьёзных связей с противоположным гендером, нежелание и неспособность следовать взрослой миссии: выстраивать карьеру, создавать семью, обзаводиться детьми, строить дом, развивать иные проекты;

– нежелание достигать компромиссов, основанное на непринятие возможности собственной неправоты.

Эмоциональная незрелость взрослого выражается в высокой амбициозности и стремлении неизменно быть первым. При неожиданном поражении такие личности демонстрируют неадекватные реакции в виде зашкаливающей истерики, напоминающей скандал, который закатывают двухлетние малыши в случае неудовлетворения их желания.

Проявления у ребенка

Часто вся забота взрослых о собственном потомстве сводится, главным образом, к переживаниям о должном физическом формировании, надлежащем здоровье и умственном развитии, уделяя при этом недостаточно внимания созреванию эмоциональной составляющей.

Именно поэтому некоторая эмоционально волевая незрелость ребёнка нередко остаётся незамеченной либо считается преходящей, присущей данному возрастному этапу, следовательно, неопасной.

Родители забывают, что эмоции уже в младенчестве начинают играть немаловажную роль в бытие малышей. Они словно «лакмусовая бумажка» демонстрируют отношение крох к родителям и окружающему пространству.

Эмоционально волевая незрелость характеризуется такими проявлениями: чрезмерной агрессией, плаксивостью, пассивностью, фиксацией на определённой эмоциональной реакции.

На дошкольном этапе к приведённым выше проявлениям нередко добавляется неспособность следовать общеустановленным поведенческим нормам и недостаточное формирование самостоятельности. Школьному этапу помимо указанных тревожных симптомов сопутствует появление неуверенности, отклонения в социальном взаимодействии, понижение самооценки, недостаточность целеустремленности.

При этом родителям важно учитывать, что появление единичного признака не говорит о наличии эмоциональной незрелости, поскольку может являться лишь ситуативным реагированием ребёнка на некоторые изменившиеся условия. Судить о расстройстве необходимо по комплексу проявлений.

Ниже приведены основные внешние признаки эмоциональной незрелости:

– эмоциональная напряжённость, которая может проявляться, помимо общеизвестных симптомов, снижением игровой активности;

– скорое психическое утомление в сравнении с ровесниками;

– высокая тревожность, помимо известных проявлений, обнаруживающаяся в избегании контактов, понижении стремления к взаимодействию;

– враждебность, которая может демонстрироваться открытым неповиновением, физической либо словесной агрессивностью, а также самоагрессией;

– нежелание и неспособность справляться с трудностями;

– чрезмерная импульсивность, выражающаяся в низком самоконтроле и минимальной осознанности совершаемых поступков;

– демонстрация открытого недоверия окружению, проявляемая враждебностью, которой нередко сопутствует плаксивость, также может обнаруживаться в непомерной критичности к действиям и высказываниям ровесников и взрослых.

Как ее исправить у взрослого и ребенка

Причинами эмоциональной незрелости в пубертатном периоде нередко выступают травмирующие события, которые произошли на ранних этапах созревания организма, включая и внутриутробный.

Эмоционально личностная незрелость бывает в четырёх вариациях:

– заторможенное формирование в условиях применения неадекватной педагогики либо отсутствия нормального родительского воспитания;

– органические поражения мозга, проявляющиеся внешне в выраженном замедлении мыслительной деятельности, незрелостью эмоциональной составляющей и поверхностностью переживаний;

– проявление аномалий характера, обнаруживающиеся в лживости, конфликтности, эгоизме, невоздержанности, любви к провокационным поступкам;

– на фоне нормальной интеллектуальной деятельности отсутствует выдержка при выполнении домашнего задания, интерес вызывают исключительно развлечения.

При органическом и соматогенном инфантилизме усилия должны быть устремлены на ликвидацию основного недуга, при психогенной природе показана психотерапевтическая коррекция.

Комплексный подход в преодолении эмоциональной незрелости должен включать: фармакотерапию, психотерапевтические техники и консультирование родителей.

Выраженные эмоциональные отклонения и поведенческие нарушения купируются при помощи назначения антипсихотиков, психотропных средств, антидепрессантов. Сложности с обучением, снижение когнитивных процессов корректируются нейрометаболическими стимуляторами.

Среди психотерапевтических подходов в лечении эмоциональной незрелости особой популярностью пользуется когнитивно-бихевиоральное направление. Здесь осуществляется комплексная работа терапевта с установками, эмоциональными реакциями и поведенческими паттернами. Подросток обучается новым приспособительным способам и средствам социального функционирования.

Работа с родителями заключается в их ознакомлении с особенностями психического формирования, социального развития тинэйджеров, влиянии воспитательной стратегии на эти процессы. Помимо того, психолог либо психотерапевт, проводящий консультирование, обязательно подчёркивает наличие взаимосвязи между избыточным родительским контролем, гиперопекой и формированием эмоционального инфантилизма.

Система взаимодействия с инфантильным подростком не должна ни в коем разе выстраиваться на насильственном насаждении ему определённых табу и правил. Напротив, оптимальным путём взаимодействия с ним будет ненавязчивое объяснение необходимости правил с учётом пристрастий подростка и его интересов. Также необходимо установить для тинэйджера ряд каждодневных обязанностей. А вот отрицательного внимания, проявляемого в крике, угрозах, высмеивании, следует избегать.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Источник

Оцените статью