- Развитие эмоций в дошкольном возрасте
- Эмоциональная насыщенность
- Читайте также
- Эмоциональная близость
- 6.1.1. Эмоциональная экспрессия
- §56. Эмоциональная память
- Эмоциональная зрелость
- Эмоциональная инвентаризация
- Эмоциональная отстраненность
- Эмоциональная страсть
- 11. Эйдетическая и эмоциональная память
- Эмоциональная незрелость
- ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ДИСТАНЦИЯ
- Эмоциональная зажатость
- 1.3. Эмоциональная память
- Эмоциональная связь
- Эмоциональная зона
Развитие эмоций в дошкольном возрасте
Ирина Зиберт
Развитие эмоций в дошкольном возрасте
ТЕМА: «Развитие эмоций в дошкольном возрасте».
1. Понятие «эмоции», своеобразие эмоций.
2. Развитие эмоций у дошкольников.
3. Диагностика эмоциональных состояний у дошкольников.
1. Понятие «эмоции», своеобразие эмоций.
Даже сон есть эмоция.
Интерес к изучению эмоциональных процессов не ослабевает на протяжении всего существования психологии. Фактом, подтверждающим данное положение, является существование 16 направлений в понимании эмоций, начиная с древнегреческого периода до ХIХ века, и то, что к концу ХХ века отмечено 20 теорий эмоций.
Эмоция всегда оценивает, окрашивает отражаемое содержание – ощущаемое, воспринимаемое, воспроизводимое, мыслимое. Именно эту направленность, предметная отнесенность эмоций к определенному элементу познавательного образа, — уникальный феноменологический факт, ставящий эмоцию в ряд специфических явлений в структуре психического. Отдельным подклассам эмоциональных явлений оценка свойственна не в одинаковой степени, что определяет функции эмоций в целом.
Главное функциональное значение эмоций человека заключается в выделении в образе окружающей среды личностно значимых элементов и побуждений субъекта деятельности по отношению к этим объектам. Подкласс эмоциональных явлений – чувства как стабильные эмоциональные отношения личности, которые выделяют в образе предметов окружающей действительности мотивы деятельности.
Эмоция – это особый механизм отражения индивидом объективной реальности. Ощущение и эмоции – два различных уровня оценки субъектом объективной реальности. Ощущение – элементарный уровень, в значительной мере имеющий телесный характер, эмоции – более сложный, соотносимый с понятием психическое. Можно сказать также, что ощущение – это отражение в психике телесного, а эмоции – отражение духовного.
Само ощущение содержит оценку значимости фактора среды, в то время как оценка значимости эмоции имеет индивидуальный субъективный характер, фиксированный не на определенных свойствах среды, а в значительной мере отражает жизненный опыт человека. В зависимости от ситуации один и тот же фактор среды может вызывать положительные или отрицательные эмоции.
Эмоции – это импульсивная реакция, отражающая отношение человека к значимости воспринимаемого им явления, интуитивное определение связи данного явления с удовлетворением или неудовлетворением его потребностей.
Эмоции двувалентны – они или положительные, или отрицательные. Самая старая по происхождению, простейшая и наиболее распространенная форма эмоциональных переживаний – это удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие, связанное с невозможностью это сделать при обострении соответствующей потребности.
Эмоциональные проявления связаны с деятельностью человека. Из множества вариантов поведения человек выбирает тот, к которому у него «лежит душа». Человек действует только тогда, когда его действия имеют смысл. Эмоции и являются врожденно сформированными, спонтанными сигнализаторами этих смыслов. Познавательные процессы формируют психический образ, эмоциональные процессы ориентируют избирательность поведения. Положительные эмоции, постоянно сочетаясь с удовлетворением потребностей, сами становятся настоятельной потребностью. Длительное лишение положительных эмоциональных состояний, может привести к отрицательным психическим деформациям. Замещая потребности, эмоции становятся побуждением к действию.
Эмоции генетически связаны с инстинктами и влечениями. Но в общественно – историческом развитии сформировались специфические человеческие высшие эмоции – чувства. Исторически сформированные устои порождают у человека нравственные чувства – чувство долга, совести, чувство солидарности, сочувствия, а нарушение этих устоев – чувства возмущения, негодования и ненависти. В практической деятельности сформировались практические чувства, с началом теоретической деятельности зарождаются интеллектуальные чувства, а с возникновением образно – изобразительной деятельности – эстетические чувства.
Выделяют четыре исходные эмоции: радость (удовольствие, страх, гнев и удивление. Большинство же эмоций имеет смешанный характер, так как они обуславливаются иерархически организованной системой потребностей. Наряду с этим одна и та же потребность в различных ситуациях может вызвать различные эмоции.
Эмоции выполняют функцию не только текущего, но и опережающего подкрепления. Чувство радости или тревоги возникает уже при планировании будущего поведения. Эмоции, как и ощущения, — это базовые явления психики.
Эмоции – это механизм экстренного определения тех направлений поведения в данной ситуации, которые ведут к успеху, и блокирования бесперспективных направлений, механизм стереотипного поведения в соответствующих ситуациях. Эмоционально воспринимать объект – значит, находить возможность взаимодействовать с ним.
2. Развитие эмоций у дошкольников.
Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Этот новый относительно стабильный эмоциональный фон определяет динамика представлений ребенка. Динамика образных представлений – более свободная и мягкая по сравнению с аффективно окрашенными процессами восприятия в раннем детстве.
Раньше течение эмоциональной жизни ребенка обуславливали особенности той конкретной ситуации,в которую он был включен: обладает он привлекательным предметом или не может его получить, успешно он действует с игрушками или у него ничего не получается, помогает ему взрослый или нет и т. д.
Теперь появление представлений дает возможность ребенку отвлечься от непосредственной ситуации, у него возникают переживания, с ней не связанные, и сиюминутные затруднения воспринимаются не так остро, теряют свою прежнюю значимость, уходят на второй план.
Итак, эмоциональные процессы становятся более уравновешенными. Но из этого совсем не следует снижение насыщенности, интенсивности эмоциональной жизни ребенка.
День дошкольника настолько наполнен эмоциями, что к вечеру он может, утомившись, дойти до полного изнеможения.
В дошкольном возрасте желания, побуждения ребенка соединяются с его представлениями, и благодаря этому побуждения перестраиваются. Происходит переход от желаний (мотивов, направленных на предметы воспринимаемой ситуации, к желаниям, связанным с представляемыми предметами, находящимися в «идеальном плане».
Действия ребенка уже не связанны прямо с привлекательным предметом, а строятся на основе представлений о предмете, о желательном результате, о возможности его достичь в ближайшем будущем. Эмоции, связанные с представлением, позволяют предвосхищать результаты действий ребенка, удовлетворение его желаний.
Механизм эмоционального предвосхищения подробно описан
А. В. Запорожцем. Им показано, как меняется функциональное место аффекта в общей структуре поведения. Сравним поведение ребенка раннего возраста и дошкольника.
До трех лет переживаются исключительно последствия собственных действий, их оценка взрослым человеком – то есть то, похвалили ребенка за сделанное или наказали. Не возникает переживаний по поводу того, заслуживает поступок одобрения или порицания, к чему он приведет, ни в самом процессе действия, ни, тем более, предварительно.
Аффект оказывается последним звеном в этой цепи разворачивающихся событий.
Еще до того как дошкольник начнет действовать, у него появляется эмоциональный образ, отражающий и будущий результат, и его оценку со стороны взрослых. Эмоционально предвосхищая последствия своего поведения, ребенок уже заранее знает, хорошо или дурно он собирается поступить. Если он предвидит результат, не отвечающий принятым нормам воспитания, возможное неодобрение или наказание, у него возникает тревожность – эмоциональное состояние, способное затормозить нежелательные для окружающих действия.
Предвосхищение полезного результата действий и вызванной им высокой оценки со стороны близких взрослых связано с положительными эмоциями, дополнительно стимулирующими поведение. Взрослые могут помочь ребенку создать нужный эмоциональный образ. Например, в детском саду воспитатель вместо того, чтобы потребовать немедленно привести в порядок помещение после бурной игры, может рассказать детям, какую радость вызовет их уборка у младшей группы, пришедшей после них в сияющую чистотой игровую комнату.
Пожелания, ориентированные на эмоциональное воображение детей, а не на их сознательность, оказываются значительно более эффективными.
Таким образом, в дошкольном возрасте происходит смещение аффекта с конца к началу деятельности. Аффект (эмоциональный образ) становится первым звеном в структуре поведения. Механизм эмоционального предвосхищения последствий деятельности лежит в основе эмоциональной регуляции действий ребенка.
Изменяется в этот период и структура самих эмоциональных процессов.В раннем детстве в их состав были включены вегетативные и моторные реакции: переживая обиду, ребенок плакал, бросался на диван, закрывал лицо руками, или хаотично двигался, выкрикивая бессвязные слова, его дыхание было неровным, пульс частым; в гневе он краснел, кричал, сжимал кулаки, мог сломать подвернувшуюся под руку вещь, ударить и так далее.
Эти реакции сохраняются у дошкольников, хотя внешнее выражение эмоций становится у части детей более сдержанными. В структуру эмоциональных процессов, помимо вегетативных и моторных компонентов, входят теперь и сложные формы восприятия, образного мышления, воображения.
Ребенок начинает радоваться или печалиться не только по поводу того, что он делает в данный момент, но и по поводу того, что ему еще предстоит сделать. Переживание становится сложнее и глубже.
Изменяется содержание аффектов – расширяется круг эмоций, присущих ребенку. Особенно важно появление у дошкольников таких эмоций, как сочувствие другому, сопереживание, — без них невозможны совместная деятельность и сложные формы общения детей.
Как уже подчеркивалось, развитие эмоциональной сферы связано с формированием плана представлений. Образные представления ребенка приобретают эмоциональный характер, и вся его деятельность является эмоционально насыщенной.
Все, во что включается дошкольник – игра, рисование, лепка, конструирование, подготовка к школе, помощь маме в домашних делах и так далее, — должно иметь яркую эмоциональную окраску, иначе деятельность не состоится или быстро разрушится. Ребенок, в силу своего возраста, просто не способен делать то, что ему неинтересно.
3. Диагностика эмоциональных состояний у дошкольников.
Исследование проводилось в МДОУ «Детский сад 221» комбинированного вида г. Новокузнецка. Участвовали два ребенка подготовительной к школе группы (6 лет).Исследование проводилось по следующим методикам:
1. Изучение эмоционального отношения к моральным нормам.
2. Изучение эмоциональных реакций у детей на смешные изображения.
3. Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке.
4. Изучение умения выражать адекватные эмоции.
Протоколы исследований представлены в таблице:
Источник
Эмоциональная насыщенность
Эмоциональная насыщенность
В процессе нашей работы выяснилось, что эмоциональная насыщенность при загадывании желания, в принципе, не нужна. Оказывается, можно работать без неё. Халява мира отдельно, а эмоции отдельно. Они между собой связаны лишь очень опосредованно. Если бы они были связаны непосредственно, то независимо от того, закрылся гештальт при визуализации или не закрылся, желание исполнялось бы.
Эмоциональный пик насыщенности, о чём писали, начиная с Торы и заканчивая Антоном Шандором Ла Вейем и «волшебством» уже нашего времени, обеспечивает вхождение в своего рода специфический «колдовской» транс. Эмоции в данном случае являются не необходимым компонентом, а катализатором для достижения трансового состояния, в котором получается легко, удачно и качественно на мысленном экране произвести всю необходимую визуализацию. Для чего это нужно?
У обычного человека есть страхи: «не получится», «не смогу», «проблемы», «налоговая» и всё остальное. Если он делает заказ «суховато-технично», то ему в голову начинает лезть всякий бред по поводу того, что у него не получится, и исполнения заказа не происходит. А когда человек находится на пике эмоций, в хорошем настроении, то все эти страхи смазываются хорошим настроением. Потому что хорошее настроение — это на самом деле транс, в котором всякий бред в голову не лезет. На фоне этого состояния уже можно загадать желание. Если у человека просто-напросто нет никаких страхов, то у него нет надобности в «хорошем настроении». Те же самые бизнесмены ставят перед собой цели суховато-технично. Вообще без эмоций! Ни о каких страхах или волнении там речи не идёт. Как сказал Ричард Гир в фильме «Красотка» одному своему подчинённому: «Я плачу тебе деньги, чтобы ты волновался за меня». А у обычного человека есть и волнение, и страхи, и всё остальное. Поэтому ему приходится «вкачивать» эмоции.
В эзотерике считается, что загадывать желание надо на эмоциональном пике. Дескать, «вкачивать энергию». Якобы если человек весь такой неистовый, то, по идее, у него желание должно реализоваться быстрее, чем, например, у того, который заказал суховато-технично. Или вот так: «Ночью в полнолуние в пятницу 13-го возьмите 13 капель менструальной крови рыжеволосой девственницы. Зарежьте чёрного петуха и свинью. Смешайте растолчённую печень петуха с жабой, которой 300 лет». И так далее. Даже если встречается обряд более или менее приемлемый для нашей жизни, человек всё равно трансуется в данный момент. Определённая музыка, песнопения, ритуалы и т.д.
Даже в колдовство особо вдаваться не надо. Вспомните ту же христианскую церковь. Со всех сторон иконостасы, всё блестит, сияет, медленно ходит поп и играет заунывная мелодия. Это всё создаёт транс. Приходит человек: «Отче, и осветится имя твоё, и придёт царствие твоё». Человек пришёл «покаяться». «Покаяние» уже создаёт достаточно мощный эмоциональный пинч. Человек Входит в этот транс с головой. Если человек истово молится, то там и слёзы, и сопли. Человек «очистился» и сбросил весь свой негативный багаж. Он пришёл, пережил всё это, после чего его неизбежно выталкивает в эмоционально положительное состояние. Его начинает «штырить». И вот как раз на пике этого «штырения» он уже «просит у бога» о чём-то, отправляет запрос. В момент этой положительной динамики у него мало того что по всем канонам происходит загадывание желания, так ещё и «по вере вашей дано вам будет». Поэтому все отрицательные проявления а-ля «а действительно ли бог даст мне то, о чём я попросил?» и «а достоин ли я этого?» забиваются на корню вот этой железобетонной максимой: «господь всемогущ и милостив!».
То же христианство, если отбросить всю ту мишуру, которую неизбежно возводят вокруг, на самом деле очень функционально. Все эти обряды несут в себе максимум функциональности. Прямо по классической схеме! Протохристианство на самом деле мало чем отличается от тех же шаманских плясок с бубном. Просто дальше оно стало канонизироваться, появились какие-то запреты, «грехи» и всё остальное. Но в первичной основе это всё одинаково. С точки зрения отрубания всевозможных контрпрограмм и страхов христианство очень эффективно. Покаялся, очистился от грехов — всё, достоин благодати. Это смешно, но это действительно работает. Но только если веришь искренне, и истово! Ане так, что держишь свечку, а при, этом думаешь: «а действительно ли есть бог или нет?» или «что за маразматики тут собрались!» — в этом случае не сработает, потому что будут сомнения.
Можно избавляться от сомнений суховато-технично, т.е. просто перепрограммировать свой негативный опыт (см. главу «Перезагрузка»), а можно «господь всемогущ и милостив». Но обычному городскому человеку искренне поверить в бога трудно. Как показала практика общения с людьми, которые истово верят и действительно добиваются чего-то, — необходима какая-то большая трагедия в жизни. Должна произойти большая задница в жизни человека, чтобы он стал истово верить. Человек должен если не опуститься на дно эмоциональной и психической ямы, то, по крайней мере, приблизиться к ней. И когда назад пути уже нет, человек приходит и говорит: «Господи, помилуй мя, грешного, я такой, какой есть!», и тогда уже начинается положительная динамика. Вот тогда работают и молитвы, и покаяние, и всё остальное. А просто так поверить действительно трудно. Люди ходят в церковь, молятся, а хрен да ни фига. И это одновременно с тем, как другие совсем не высокоморальные личности, а точнее аморальные уроды, которые имеют какую-то внутреннюю, скорее всего, не церковную веру, достигают многого. Отсюда возникает: «Я весь такой непорочный, читаю молитвы каждый день, в церковь хожу, свечки ставлю, причащаюсь, но ничего не получаю». Дескать: «Господи, я к тебе обращаюсь, а ты такой козёл, гандон и пидарас, ни хрена мне не даёшь!». То же самое христианство — достаточно мощный инструмент, но, опять-таки, только для тех, кто в него истово верит. Действительно можно добиться многого! Мы видели много бизнесменов, которые искренне верят и молятся: «аз есьм раб твой нищий и милости ждущий, какой будет курс в понедельник на бирже, подай же нам днистый, наш доллар насущный!», и им действительно даётся без особых бизнес-схем. А потом другие бизнесмены, которые в бога не верят, пытаются производить технический анализ трендов, отследить положительную динамику, фигуры курса акций, и ничего особо не имеют.
Читайте также
Эмоциональная близость
Эмоциональная близость Мир правильной супружеской любви — это мир тонких, возвышенных эмоций. Эмоций всепоглощающей радости и блаженства. Нет-нет, не путайте это с наслаждением от соития двух тел, от оргазма. Мы говорим о другом, про чувства нежности, томления и
6.1.1. Эмоциональная экспрессия
6.1.1. Эмоциональная экспрессия Повторение в рядахУчастники встают в две шеренги; пары напротив друг друга.A: «Я хочу это».B: «Ты не можешь это получить».A: «Я это на самом деле хочу, будьте добры».B: «Ты не можешь это получить». A (просительно): «Я хочу это…» B (мягко): «Мне очень
§56. Эмоциональная память
§56. Эмоциональная память Эмоциональная память выражается в запоминании и воспроизведении чувств.Вспоминая прошлые события нашей жизни, мы не только воспроизводим зрительные образы людей и обстановки, слова, произносившиеся нашими собеседниками, мысли, вызванные в нас
Эмоциональная зрелость
Эмоциональная зрелость Лидеры спокойны, хладнокровны и сдержаны перед лицом проблем, трудностей и неприятностей.Эмоциональная зрелость требует от лидера, во-первых, жить в мире с самим собой и, во-вторых, сохранять спокойствие перед лицом неприятностей и трудностей.
Эмоциональная инвентаризация
Эмоциональная инвентаризация Основная мысль, которую мне хотелось бы довести до читателя в следующем примере, заключается в том, что с эмоциональной точки зрения нам полезно время от времени проводить «инвентаризацию» своей жизни. Необходимо оценивать как свое
Эмоциональная отстраненность
Эмоциональная отстраненность Будучи богом солнца, Аполлон взирает на землю с некоторой дистанции — он «выше всего этого». Один из способов, каким Аполлон сохраняет дистанцию от окружающих, — уклонение от проблемных ситуаций. Когда возникает острый эмоциональный
Эмоциональная страсть
Эмоциональная страсть Интимные отношения не могут строиться долгое время исключительно на физической страсти. Должна существовать прочная связь и между сердцами партнеров. Эта связь не исчерпывается только сексуальным влечением. Это и эмоциональная страсть между вами
11. Эйдетическая и эмоциональная память
11. Эйдетическая и эмоциональная память Как особый вид зрительной памяти выделяют память эйдетическую. «Эйдос» в переводе с греческого означает «вид, образ». Развитой эйдетической памятью наделены немногие люди, называемые эйдетиками. Они обладают уникальной
Эмоциональная незрелость
Эмоциональная незрелость Когда индивид начинает пить (употреблять наркотики), он останавливается в своем взрослении и духовном росте. Я давно уже работаю с зависимыми больными. И постоянно наблюдаю одно и то же. Внешне человек может выглядеть как 40-летний мужчина, но
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ДИСТАНЦИЯ
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ДИСТАНЦИЯ Так же, как мужчина, Анима которого приняла облик Артемиды, боится приблизиться к девушке, так и сама женщина, подобная Артемиде, стремится сохранить дистанцию, физическую и (или) эмоциональную даже с любимым и дорогим человеком. Легче быть
Эмоциональная зажатость
Эмоциональная зажатость Подобно предыдущему кластеру, люди в этом кластере подавляют свои эмоции, что приводит их к эмоциональной зажатости и отсутствию чувств.УБЕЖДЕНИЯ КЛАСТЕРА– Я не могу потерять контроль!– Моя злость может стать искаженной и слишком сильной – и я
1.3. Эмоциональная память
1.3. Эмоциональная память Эмоциональной называется память на чувства и переживания. Мы можем запомнить и воспроизвести практически любые наши эмоции и переживания. А благодаря эмоциям возрастает прочность запоминания. Подумайте: если тот или иной человек вам понравился
Эмоциональная связь
Эмоциональная связь Когда мы достигаем целей, мы радуемся, и именно поэтому надежду можно назвать эмоциональным процессом. Эта эмоция очень важна, так как подкрепляет мышление, направленное на достижение новых целей. Когда мы терпим неудачу, мы переживаем, плохо себя
Эмоциональная зона
Эмоциональная зона Очень важным участком мозга, вовлеченным в принятие решений, является островковая кора. Она принимает самое активное участие в эмоциональных переживаниях, которые трансформируются в осознанные чувства, снабжая вас ценной информацией, помогающей
Источник