Эмоционально мотивационная готовность это

Мотивационная готовность к обучению в школе

светлана мельникова
Мотивационная готовность к обучению в школе

Одной из основных задач дошкольного воспитания является подготовка детей к обучению в школе. Готовность к школьному обучению является сложным по структуре, многокомпонентным понятием,в котором можно выделить следующее:

а) интеллектуальная готовность (предполагает наличие у ребенка конкретного набора знаний и представлений об окружающем мире, а также наличие у него предпосылок к формированию учебной деятельности).

б) социально-психологическая готовность включает в себя формирование у детей качеств, которым они могли бы общаться с другими детьми и учителем.

в) мотивационная (личностная) готовность (включает в себя готовность ребенка к принятию позиции ученика

Мы остановимся лишь на одной позиции — мотивационной готовности детей к школе, что входит в это понятие и какие методы мы используем для того, чтобы повысить эту готовность у детей.

Мотивационная готовность к обучению в школе развивается постепенно.

Когда спрашиваешь детей- хотят ли они пойти в школу, подавляющее большинство ответят, что хотят. Следовательно, можно сделать вывод, что мотивационная готовность у них есть.

Однако это не совсем так. Прежде всего, желание пойти в школу и желание

учиться существенно отличаются друг от друга. Ребенок может хотеть в школу потому, что все его сверстники туда пойдут, потому, что слышали, что попасть в школу очень важно, потому, что к школе он получит новый красивый ранец, пенал и другие подарки.

Кроме того, все новое привлекает детей, а в школе практически все — и классы, и учительница, и систематические занятия являются новыми. Однако это еще не значит, что дети осознали важность учебы и готовы прилежно трудиться. Именно это стремление стать школьником, выполнять правила поведения школьника и иметь его права и обязанности и составляют «внутреннюю позицию школьника», которая является основой готовности к школе.

Конечно, такая позиция формируется почти у всех детей к 7 годам. Однако, если ребенок часто слышит разговоры о том, что в школе не интересно, что это только трата времени и сил, если он видит, что отношение к нему и к его занятиям не меняется от того, что он идет в школу, то такая позиция может и не сформироваться вообще.

Важно рассказывать детям о том, что именно значит быть школьником, почему он становится более взрослым, поступив в школу и какие обязанности он там будет выполнять. На доступных примерах уже 5 летним детям можно показать важность уроков, оценок, школьного распорядка. Все это способствует формированию у ребенка мотивационной готовности к школе.

Таким образом, первым этапом является интерес к внешней стороне учебы, к

процессу обучения, то есть к походу в школу, к школьным принадлежностям, к правилам поведения в школе. Конечно, такой интерес недолог и он быстро, в течение 2-3 месяцев исчезает. Именно тогда и должен возникнуть интерес к содержанию занятий, к получению новых знаний, то есть собственно познавательная мотивация.

Исследования мотивов учения старших дошкольников показали, что мотивы,

связанные с самой учебной деятельностью, ее процессом и содержанием, не занимают ведущего места. Отношение старших дошкольников к учению связано с содержанием и процессом учения, с овладением прежде всего способом деятельности. Это — познавательные интересы, стремление преодолевать трудности в процессе познания,проявлять интеллектуальную активность. Здесь особенно важно различать интерес к познанию и интерес к какой-либо деятельности, к каким-либо занятиям.

Проблема готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе тесно связана с изменением ведущего вида деятельности, а именно с переходом от сюжетно-ролевой игры к учебной деятельности.

Новая деятельность не возникает сразу во всей своей структурной целостности, а складывается постепенно. При этом одни ее компоненты появляются раньше, другие — позже. В дошкольном детстве учебная деятельность формируется, опираясь на ведущую деятельность данного возраста — игру, последовательно включая в нее элементы учения.

В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения и

Консультация для родителей! Готовность ребенка к школе. Консультация для родителей! Готовность ребенка к школе. Уважаемые родители! Как быстро пролетело время, ваши дети скоро пойдут в первый.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 1 Поступление в школу – это начало нового этапа в жизни ребенка. От готовности ребенка к этому моменту во многом будет зависеть формирование.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 2 Существует гипотеза: адаптация зависит от уровня психологической готовности ребенка к школе, комфортности его пребывания в учебном заведении,.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 3 Обсуждая проблему готовности к школе, Д. Б. Эльконин на первое место ставил сформированность необходимых предпосылок учебной деятельности.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 4 Н. В. Запорожец (1977г.) отметил, что готовность к обучению к школе представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской.

Читайте также:  Цветок настроения с бабочками

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 6 Деятельный критерий рассмотрим более подробно. В 6-7 лет моторика уже готова к тому чтобы писать скорописью. Именно в этот момент в созревании.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Заключительная часть О том, что начало обучения в школе – один из серьезных моментов в жизни ребенка, знают все. На этот вопрос мы и попросили ответить родителей.

Консультация «Психологическая готовность ребенка к школе» К концу дошкольного возраста ребенок уже представляет собой в известном смысле личность. Он хорошо осознает свою половую принадлежность,.

Психологическая готовность ребенка к школе (тест) ИНСТРУКЦИЯ: Послушай меня внимательно, я тебе сейчас буду задавать вопросы, а ты должен ответить какой вариант ответа тебе нравится больше.

Источник

Мотивационная готовность ребенка к обучению в школе. Консультация психолога

Светлана Яковлева
Мотивационная готовность ребенка к обучению в школе. Консультация психолога

Мотивационная готовность — одна из главных сторон психологической готовности ребенка к обучению в школе. Мотив – это внутреннее побуждение к активности. В качестве мотивов могут выступать потребности, интересы, убеждения, представления о нормах и правилах поведения и др. В основе любого действия или поступка имеется мотив или совокупность мотивов, которые запускают (побуждают) и направляют активность человека.

Мотивы готовности к обучению в школе – это внутренние и внешние факторы, побуждающие ребенка на усвоение новых знаний. Они являются основой для формирования учебных мотивов. Учебный мотив, как осознанная потребность в получении новых знаний и развитии своих способностей, у дошкольников отсутствует. Отношение дошкольников к учению может быть выражено в следующих группах мотивов:

1. Социальные мотивы означают понимание общественной значимости и необходимости учения, стремление к социальной роли школьника. «Я хочу в школу, потому что все дети должны учиться, это нужно и важно».

2. Учебно-познавательные мотивы отражают интерес к новым знаниям, желание научиться чему-то новому. «Я хочу в школу, потому что там можно многому научиться, узнать новое».

3. Оценочные мотивы содержат стремление ребенка получить высокую оценку взрослого, его одобрение и расположение. «Я хочу в школу, потому что буду получать пятерки».

4. Позиционные мотивы отражают интерес к внешней атрибутике и позиции школьника. «Я хочу в школу, потому что там все большие, а детский сад ходят маленькие». Или «Я хочу в школу, потому что мне купят новый ранец, пенал, школьную одежду».

5. Внешние мотивы, не выражающие желания самого ребенка. «Я пойду в школу, потому что так мама сказала».

6. Игровые мотивы, которые неадекватно переносятся ребенком в новую ведущую деятельность – учебную. «Я хочу в школу, потому что там можно весело играть с друзьями».

Каждый из мотивов присутствует у ребенка 6-7 лет, но степень их выраженности строго индивидуальна. Учебно-познавательные, социальные, оценочные мотивы оказывают положительное влияние на школьную успеваемость ребенка. Преобладание игрового мотива отрицательно влияет на усвоение знаний в школе. Позиционный и внешний мотивы на успеваемость влияют незначительно. Следует отметить, что внешние и игровые мотивы могут влиять на поведение детей в ситуации обучения.

Оценивать мотивы у дошкольника сложно, потому что ему еще трудно дать объективный ответ, хочет ли он учиться, почему хочет или не хочет. Но его мотивы можно легко определить, наблюдая за ребенком в привычной ситуации.В наблюдении поможет следующая таблица:

Тип мотива Поведение ребенка

Социальный Занимается на занятиях, потому что это важно и нужно.

Учебно-позна-вательный Занимается лишь тогда, когда ему интересно.

Оценочный Занимается, потому что хвалит взрослый.

Позиционный Занимается тогда, когда на занятии много атрибутики и пособий.

Внешний Занимается, когда настаивает взрослый.

Игровой Хорошо занимается, когда занятие построено в виде игры

Есть и дополнительные признаки. Большое количество вопросов, широкий круг интересов свидетельствуют о наличии познавательного мотива. Ответственность, стремление подражать взрослым, выполнять серьезные, недетские поручения говорят о наличии социального мотива. Послушание, беспрекословное выполнение указаний взрослого, отсутствие стремления доказать свою точку зрения свидетельствуют о наличии внешнего мотива.

Формирование мотивов учения и отношения к школе – одна из важных задач детского сада и семьи. Для этого следует вести работу с ребенкомпо трем направлениям: 1. формировать правильные представления о школе и учении; 2. формировать положительное эмоциональное отношение к учению, школе; 3. формировать элементарный опыт учебной деятельности.

Для этого используются разные формы и методы, например, экскурсии в школу, беседы о школе, чтение рассказов, заучивание стихов о школьной жизни, школьных предметах, рассматривание картинок, фотографий, рисование школы, игра в школу, встречи с выпускниками, просмотры и обсуждения фильмов и др. Материал необходимо подбирать так, чтобы показать детям разные стороны школьной жизни: радость идущих в школу детей, важность знаний, уроки, школьная дружба, взаимопомощь, правила поведения. Важно показать образ хорошего и плохого ученика, дать представление о правильном и неправильном поведении. Полезно использовать юмор – такие тексты, картинки лучше запоминаются детям. В сюжеты игр про школу полезно вводить образ Незнайки, который не умеет учиться, не знает правил поведения, но его можно научить.

Читайте также:  Кто спасся от депрессии

Решающую роль в формировании учебных мотивов играет семья, так как именно в ней закладываются потребности и интересы человека с раннего детства.Поэтому родителям нужно:

• Формировать интерес к новым знаниям через поиск информации в книгах, энциклопедиях, справочниках и т. п.

• Показывать общественную значимость учения на собственных примерах, в ближайшем окружении.

• Научить ребенка подчинять свое «хочу» слову «надо».

• Научить трудиться, доводить начатое дело до конца.

• Научить сравнивать результат с образцом.

• Научить исправлять свои ошибки (ошибка – это не страшно, ее можно исправить, но в следующий раз стараться не допускать ошибок).

• Воспитывать стремление к успеху (если много раз сделаешь, то научишься).

• Формировать адекватную самооценку (похвалят за хорошую работу, если есть ошибки – не жди похвалы, похвалу нужно заслужить).

Основа мотивационной готовности формируется в семье, в повседневной ее жизни, в отношении взрослых к своей социальной роли родителей, тружеников, членов общества, граждан своей страны.

Готовимся к школе: чему учить? Общей для всех детей «подготовки к школе» не существует. На предварительном этапе должны учитываться особенности развития именно вашего ребенка.

Работа с родителями. Психологическая готовность детей к обучению в школе. Поступление в школу- очень важный момент в жизни ребёнка и его родителей. Успехи его учебной деятельности в школе, адаптация к новым условиям.

Источник

Мотивационная готовность к школе

Ольга Крашенинникова
Мотивационная готовность к школе

Готовность к школе – сложное интегральное понятие, определяемое «как готовность к усвоению определённой части культуры, входящей в содержание образования в виде учебной деятельности, что предполагает достаточный уровень развития ребёнка». Данное понятие составляют три взаимосвязанные части – физическая, психологическая и педагогическая (или специальная) готовность. Одним из основных компонентов психологической готовности к школе является мотивационная готовность.

Мотивационный компонент психологической готовности к школе включает:

1. уровень развития познавательных и социальных мотивов учения, мотивы непосредственно связанные с потребностями ребенка в общении с другими людьми;

2. развитие произвольного поведения, проявляющего в умении ставить цель, планировать деятельность, осуществлять контроль;

3. внутреннюю позицию школьника

Выделяют две группы мотивов учения:

1) широкие социальные мотивы учения, или мотивы, связанные «с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желаниями ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений»;

2) мотивы, связанные непосредственно с учебной деятельностью, или «познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями» (Л. И. Божович,).

Для формирования мотивационной готовности у дошкольника должно быть развито:

Социально-психологическая готовность (или готовность в сфере общения) включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они смогли бы наладить отношения в новом классном коллективе с учителем. Ребенок приходит в класс, в котором дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать гибкими способами установления взаимоотношений с другими детьми.

Таким образом, готовность детей к школе в сфере общения включает:

• Развитие потребности в общении с другими детьми и взрослыми.

• Умение подчиняться традициям и правилам группы, не ущемляя своих интересов.

• Развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.

Важно, чтобы у ребенка были сформированы такие качества:

уважение к товарищам

готовность проявить сочувствие

Наличие этих черт способствует созданию эмоционально-положительного тона в общении.

Мотивационная готовность включает в себя такое психологическое качество, как самооценка. Ребенок концу дошкольного возраста должен иметь адекватную самооценку, понимать свои удачи и промахи.

Самооценка дошкольника формируется:

под воздействием похвалы взрослого, их оценок достижений ребенка;

под влиянием чувства самостоятельности и успехов, которые ребенок переживает в разных видах деятельности.

Формирование мотивов, побуждающих к учению, — одна из линий подготовки детей к обучению в школе. Имеется в виду воспитание действительной и глубокой мотивации, которая должна стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний. Это отношение к обучению как к необходимому и важному делу, и интерес к учебным занятиям.

Учебно-познавательные мотивы формируются в ходе осуществления самой учебной деятельности и специально организованных мероприятий.

Не закончившееся формирование внутренней позиции школьника является одной из причин школьной дезадаптации на этапе младшего школьного возраста.

Мотивационная готовность к школьному обучению складывается из:

положительных представлений о школе;

желания учиться в школе, чтобы узнать много нового;

формированной позиции школьника.

Мотивационно готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни: портфель, учебники, тетради, а возможность получать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов. Будущему школьнику необходимо произвольно управлять своим поведение, познавательной деятельностью, что становится возможным при сформированной иерархической системе мотивов. Таким образом ребенок должен обладать развитой учебной мотивацией. Мотивационная готовность также предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы ребенка.

К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой и возможно развитие и протекание учебной деятельности.

Читайте также:  Не отошла от стресса

Для формирования мотивационной готовности к обучению в школе необходимо соблюдать принцип комплексного подхода. Это значит совместная деятельность педагогов и родителей.

В сентябре 2017 года в подготовительных группа была проведена первичная диагностика уровня психологической готовности к обучению в школе. Было обследовано 46 детей подготовительных групп.

7 % (3 ребенка) показали высокие результаты подготовленности к школе,

67 % (31 ребенок) имеют средние показатели.

Низкие показатели готовности детей к школе у 12 детей – 26%.

Для формирования мотивационной готовности к школе необходимо:

Поддерживать интерес ребенка ко всему новому, отвечать на его вопросы, давать новые сведения о знакомых предметах.

Организовывать экскурсии в школы, знакомить с основными атрибутами школьной жизни.

Практиковать приходы детей-школьников в детские сады.

Использовать загадки на школьную тему.

Подбирать развивающие игры типа «Собери себе портфель в школу», «Разложи по порядку», «Что лишнее?».

Проектирование предметно-развивающей среды в группе – «Уголок будущего первоклассника», который может включать в себя дидактические и развивающие игры и упражнения, иллюстрационный материал о школе, детские рисунки, дневник успехов на каждого ребенка, в котором с помощью условных обозначений отмечать успехи и достижения детей

Сюжетно-ролевая игра «Школа»

Выставка детских рисунков «Моя школа»

Для родителей провести консультацию, оформить папки-передвижки.

Для решения этих задач использую различные формы и методы работы:

— чтение рассказов о школе,

— разучивание стихов школьной тематики,

— рассматривание картинок, отражающих школьную жизнь, и беседы по ним,

— сюжетно-ролевая игра «Школа»,

— прогулка к зданию школы,

— экскурсии в школу,

— экскурсия в класс,

— экскурсия в школьную библиотеку,

— досуг совместно с первоклассниками. Показ первоклассниками театрализованного представления.

Таким образом, основная задача взрослых – показать ребенку, что очень много неизвестного и интересного он может узнать в школе.

Использование в работе волшебной, прекрасной, завораживающей сказки об успешных героях.

Работа у доски дает ребенку уверенность, смелость и позитивную мотивацию на учебную деятельность, приносящую удовлетворение и повышающую самооценку

Участие в конкурсах чтецов, в концертах, в спектаклях и других мероприятиях.

Если вы хотите помочь ребенку учиться в школе радостно, начните со следующего:

расскажите, что значит быть школьником, и какие обязанности появятся в школе;

воспитывайте интерес к содержанию занятия, к получению новых знаний;

на доступных примерах покажите важность уроков, оценок, школьного распорядка;

воспитывайте произвольность, управляемость поведения;

никогда не говорите о том, что в школе неинтересно, что это напрасная трата времени и сил.

А самое главное, не запугивайте ребенка школой. Намного разумнее сразу формировать верные представления о школе, положительное отношение к ней, учителю, книге, к самому себе.

Таким образом, можно сказать, что детский сад выполняет всестороннюю подготовку детей к школе в процессе систематического, целенаправленного педагогического воздействия. В семье дополняют знания детей, полученные в детском саду, в процессе повседневного общения расширяется кругозор детей, формируются психологические качества будущего школьника.

О том, что в детском саду ведется систематическая, целенаправленная педагогическая работа по формированию у детей мотивационной готовности к обучению в школе свидетельствуют результаты диагностик.

Диагностика уровня психологической готовности детей к обучению в школе в течении учебного года в нашем дошкольном учреждении проводится 2 раза. В сентябре – первичная, в мае – итоговая.

СЕНТЯБРЬ 2016 n-41

Прикреплённые файлы:

gotovnost-k-shkole-kopiya_9v132.pptx | 2227,88 Кб

Психологическая готовность ребенка к школе ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ Уровень готовности малыша к школе складывается из нескольких одинаково важных компонентов: физическая.

«Речевая готовность ребенка к школе» Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности.

Что такое готовность к школе? Цели • Познакомить родителей с видами психологической готовности детей к школе. • Способствовать определению позиций, по которым дети.

Готовность детей к школе в условиях ФГОС «Готовность детей к школе в условиях ФГОС» Кутумова Л. И. — воспитатель дошкольной группы МОУ Калиновская СШ. ФГОС начального общего образования.

Готовность к школе. Консультация для родителей Готовность к школе. Весна — время особых хлопот в семьях будущих первоклассников. Обеспокоенные родители бегают от одной элитной гимназии.

Психологическая готовность к обучению ребенка в школе Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для.

Психологическая готовность к обучению в школе Психологическая готовность к обучению в школе. Дети по-разному привыкают к школе. Одни адаптируются уже в первый месяц. У других – может.

Психологическая готовность к школе Современная действительность предъявляет высокие требования к будущему первокласснику. Обучение в школе кардинально меняет всю его жизнь:.

Родительское собрание в подготовительной к школе группе «Психологическая готовность детей к школе» Здравствуйте, уважаемые родители. Сегодня я бы хотела поговорить с вами о психологической готовности ребёнка к школе, ведь, к сожалению,.

Семинар для воспитателей «Мотивационная готовность к обучению в школе» Семинар – практикум для воспитателей «Мотивационная готовность» Слайд 1 Данная тема возникла у нас в связи с тем, что при тестировании детей.

Источник

Оцените статью