- Эмоциональные расстройства: причины возникновения, симптомы и лечение
- Что это такое?
- Причины и провоцирующие факторы
- Характеристика
- Что относят к эмоциональным нарушениям
- Симптомы
- Диагностика
- Лечение
- Эмоционально-личностные проблемы, трудности поведения и характера консультация на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Эмоциональные расстройства: причины возникновения, симптомы и лечение
Есть люди, чье поведение злит или удивляет окружающих. Зачастую причиной такого явления считается не отсутствие хороших манер, а эмоциональные проблемы. Расстройства у взрослых людей требуют корректной диагностики и лечения. Чем раньше будет оказана помощь человеку, тем быстрее удастся избавиться от эмоциональных расстройств.
Что это такое?
Эмоциональные проблемы – это комплекс симптомов, к которым относят повышенную возбудимость, резкие смены настроения, отсутствие самоконтроля, раздражительность и беспричинную агрессию по отношению к окружающим. К эмоциональным проблемам также относят девиантное поведение, проявляющееся стремлением к аморальному образу жизни (проституция, воровство, злоупотребление алкоголем, наркотиками и прочее). Если человек не получает своевременную профессиональную помощь, личностные расстройства приводят к плачевным последствиям, объясняемым потерей самообладания.
Причины и провоцирующие факторы
Главной причиной эмоциональных проблем считается органическое поражение структур головного мозга.
А также:
- наследственность – если кто-то из близких кровных родственников человека страдал от поведенческих расстройств, риск возникновения аналогичных проблем повышается на 50%;
- инфекционное поражение головного мозга в анамнезе (энцефалит, менингит);
- перенесенные травмы головы;
- вредные привычки;
- эндокринные заболевания, к примеру, сахарный диабет;
- сложное детство, причиной которого стали психотравмирующие ситуации, спровоцированные родственниками;
- затяжной стресс;
- пережитое насилие.
Если есть влияние нескольких факторов одновременно, это значительно повышает вероятность развития эмоциональных проблем.
Характеристика
У эмоциональных проблем есть несколько ключевых характеристик. Каждый человек, имеющий подобные нарушения психики, испытывает негативные эмоции, проявляющиеся апатией, депрессией, беспричинной нервной возбудимостью и даже суицидальными мыслями. Враждебное отношение к окружающим людям – еще одна основная характеристика эмоциональных проблем. Человек неадекватно оценивает риски, и это объясняется его импульсивностью и неспособностью объективно оценивать окружающий мир. При затяжном расстройстве возникают суицидальные мысли и аутоагрессия – нанесение увечий самому себе.
К признакам относят:
- развитие во взрослом возрасте;
- человек не может контролировать свое поведение ни наедине с собой, ни в обществе;
- неадекватное поведение приводит к серьезным проблемам в отношениях с родственниками, коллегами, начальством и другими людьми из окружения.
Что относят к эмоциональным нарушениям
Эмоциональные проблемы с точки зрения психиатрии – это неадекватное восприятие человеком окружающих и ситуаций, происходящих в его жизни. Больной не может контролировать интенсивность выражения эмоций, из-за чего поведение оценивается окружающими как неадекватное и странное.
Нарушения эмоционального фона условно делят на 2 группы:
- Расстройства эмоций.
- Проблемы с адекватностью возникающих эмоций.
К расстройствам эмоционального восприятия относят:
- аффект – неконтролируемые эмоции, мешающие трезво оценивать окружающую обстановку;
- гипертимия – беспричинная радость, сопровождающаяся слишком выраженной мимикой;
- эйфория – возникает на фоне употребления алкоголя, наркотических веществ и проявляется нервной возбужденностью;
- гипотомия – проявляется упадком сил, депрессией, негативной оценкой окружающей обстановки;
- апатия – отсутствие интереса к чему-либо, игнорирование проблем;
- гнев – нервное возбуждение, перерастающее в неконтролируемую агрессию;
- отсутствие эмоций – эмоциональная холодность и отчужденность, провоцирующая сильным стрессом;
- фобии – навязчивый страх перед чем-либо;
- навязчивая идея – стремление любой ценой совершить какой-либо поступок;
- амбивалентность – одновременное переживание противоположных состояний (апатия+навязчивая идея, гипертимия+гипотомия).
- Нарушения адекватности эмоций проявляются следующими расстройствами:
- дисфория – сильный гнев, возникающий в ответ на незначительный раздражитель;
- амимия – отсутствие мимики («каменное» лицо);
- парамимия – мимика, несоответствующая переживаемым чувствами;
- гипермимия – быстро меняющаяся мимика.
Симптомы
Эмоциональные проблемы разнообразны. Но есть типичные для них симптомы, которые создают клиническую картину, необходимую для постановки пациенту диагноза. Так, поведением человека управляют только эмоции, на фоне чего теряется способность объективно оценивать жизненные ситуации. Все действия предпринимаются под влиянием сиюминутных желаний. Переменчивое настроение делает невозможным построение планов и выполнение обещаний, данных окружающим. Минимального раздражителя достаточно для того, чтобы спровоцировать у пациента бесконтрольную агрессию, нервное возбуждение и другие поведенческие расстройства. Человека часто посещают суицидальные и депрессивные мысли, что свидетельствует о затяжных эмоциональных проблемах.
На фоне симптоматики эмоциональных расстройств портится качество жизни. Это проявляется конфликтами с окружающими, невозможностью добросовестное выполнять служебные обязанности.
Диагностика
Диагностикой эмоциональных проблем занимается психиатр. Для постановки диагноза берется во внимание перечень типичных проявлений патологии:
- Неадекватность эмоций.
- Отсутствие самоконтроля.
- Поведенческие расстройства влияют на все сферы жизни.
- Возникли проблемы с социальной адаптацией.
- У пациента ранее были диагностированы органические поражения головного мозга.
- Человек пережил психологическую травму.
Если расстройства соответствуют минимум трем пунктам приведенного выше списка, психиатр диагностирует эмоциональные расстройства и разрабатывает индивидуальную схему терапии.
Лечение
Лечение эмоциональных расстройств включает:
- Прием медикаментов – назначается только врачом при органических поражениях мозга и выраженных психоэмоциональных отклонениях. Выбор медикаментов зависит от специфики расстройств. При апатии, депрессии и суицидальных наклонностях прописываются антидепрессанты. Прием транквилизаторов целесообразный при панических атаках, приступах неконтролируемой агрессии, навязчивых идеях. При повышенной возбудимости назначаются нейролептики.
- Психотерапия – базовый метод лечения. Программа коррекции психоэмоциональных проблем разрабатывается индивидуально с учетом причин поведенческих отклонений, состояния и анамнеза пациента.
Возможна госпитализация больного в стационар. К причинам такого решения относят заявление родственников пациента о необходимости его госпитализации в психиатрическую клинику. Подобная мера предусмотрена, если поведение больного угрожает здоровью и жизни окружающих.
Источник
Эмоционально-личностные проблемы, трудности поведения и характера
консультация на тему
Эмоционально-личностные проблемы, трудности поведения и характера
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
emotsionalno-lichnostnye_problemy.docx | 18.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Упрямство, капризы, непослушание, дух противоречия
1. Как только ребенок начинает капризничать, обнимите его, уверьте в своей любви и постарайтесь отвлечь от каприза.
2. Если не удалось это сделать, оставьте его в покое, не обращайте на него внимания, не принимайте в этой сцене участия. Сохраняйте спокойствие и равнодушие, что бы ребенок ни делал.
3. Если ребенку когда-то удалось добиться своего с помощью каприза, он будет прибегать к этому способу все чаще и чаще.
4. Когда ребенок успокоится, ласково поговорите с ним. Скажите ему, как вас огорчило его поведение, выразите уверенность, что в дальнейшем он будет вести себя лучше.
5. Дети не умеют управлять ни своим возмущением, ни чувством вины. Поэтому нельзя проявлять после истерики ребенка недовольство, ругать и упрекать его, грозить наказанием, а лучше сказать ему, что он уже достаточно наказал самого себя, и показать, что, несмотря ни на что, вы его любите.
6. Ребенок гораздо охотнее примет указания, советы и будет следовать им, если будет совершенно уверен в том, что его любят безусловной любовью, если поверит в доброе отношение к себе.
7. Постарайтесь поменьше читать мораль, устанавливать запреты, указывать, наказывать, давить и побольше проявляйте тепла, доброжелательности, спокойствия, терпения, ласки, снисходительности, даже ценой некоторых компромиссов.
Негативисгпическая демонстративностъ поведения
Подобное поведение обусловлено нарушением отношений со взрослыми. Для таких детей характерна демонстративность в сочетании с переживанием дефицита общения, внимания, высоких оценок. Рекомендуется четкое распределение, регуляция родительского и воспитательского внимания к ребенку по формуле: «уделять ему внимание не тогда, когда он «плохой», а когда он хороший». Главное — замечать ребенка именно в те минуты, когда он незаметен, когда не выкидывает никаких «фокусов», чтобы привлечь к себе внимание. А в случае «фокусов» —свести все замечания к минимуму, и в первую очередь свести к минимуму эмоциональность реакций на его поведение, так как именно эмоциональности ребенок и добивается от взрослых своими выходками. Основная рекомендация: открытое, доверительное общение в те минуты, когда ребенок спокоен, уравновешен, делает то, что надо (или, по крайней мере, то, что можно).
Лучший способ избежать чрезмерной агрессивности в ребенке — проявлять к нему любовь. Нет ребенка, который, чувствуя себя любимым, был бы агрессивным.
Агрессивная реакция — это реакция борьбы. Она складывается из неудовлетворенности, протеста, возникает при попытке ребенка изменить положение вещей. Досаду, раздражение, сожаление, нетерпение, отчаяние взрослые выражают куда более драматично и убедительно, нежели любовь, поэтому, если ребенок видит во взрослых людей, которые более или менее регулярно подавляют его, он непременно становится злым и агрессивным.
Свою агрессию ребенок может проявлять не обязательно к объекту недовольства, а к людям, животным, совершенно неповинным и безобидным. Если ребенок был чересчур избалован или заласкан в первые 3-4 года жизни, то его психическое развитие замедляется, и тогда всякое изменение отношения к нему вызывает агрессивные действия.
Одно лишь ласковое слово может снять озлобление ребенка. Нужно, чтобы он чувствовал себя принятым и любимым, нужно понять причины протеста и сопротивления и исключить их. Необходимо снять тревожность, чему способствует теплая эмоциональная атмосфера дома и в группе, так как за агрессией стоит ощущение небезопасности, угрозы внешнего мира.
Очень важно давать выход агрессии. Для этого существуют несложные приемы: позволить ребенку яростно рвать бумагу, резать пластилин, совершать безобидные разрушительные действия, которые в приступе агрессии ребенок может делать долго и с наслаждением. После этого полезны успокаивающие занятия типа игры с песком, водой и (или) релаксация.
Если возмущение ребенка постоянно подавляется, то оно накапливается и проявляется часто лишь в зрелом возрасте, когда невозможно докопаться до причин, потому что агрессивность уже выливается в другие формы.
Повышенная двигательная возбудимость (гиперактивность)
Если ребенок чрезмерно подвижен, если у него часто меняется настроение, если он страдает энурезом, грызет ногти, сосет палец, плохо спит — все это признаки нервного напряжения. Причины: О неблагоприятная обстановка в семье, чрезмерная требовательность, строгость, принципиальность родителей или других взрослых, их грубость или непоследовательность поведения;
О грубые родовспомогательные процедуры, родовая травма, раннее повреждение головного мозга;
П реакция детей на запреты бегать, лазить, прыгать, переходящая в тревожное состояние, раздражительность, безобразное поведение. Окрики, одергивания, недовольство и раздражение взрослых в такие минуты, попытки утихомирить ребенка дают прямо противоположный эффект, так как это как раз те меры, которые вызывают у ребенка желание двигаться еще больше. Лучший способ — срочно найти какое-нибудь занятие, связанное с движением, игру, требующую больших физических усилий, так как чрезмерной подвижностью ребенок пытается разрядить нервное напряжение.
В общении с такими детьми сочетайте твердость и последовательность с теплотой и доброжелательностью.
Робость, тревожность, отгороженность, барьеры в общении
Найдите любую область реальных успехов, подчеркнуто выделяйте в качестве чрезвычайно значимой и ценимой такую деятельность, в которой ребенок успешен, может самореализоваться, самоутверждаться, переживать успех и связанные с ним положительные эмоции, обрести утраченную веру в себя.
Введите максимально щадящий оценочный режим в сферах неуспеха. Не раздражайтесь на медлительность (такие дети в силу тревожности, робости заторможены, что проявляется в замедленности моторики, психических реакций).
Не делайте за ребенка то, что он в силах сделать сам. Привлекайте его к играм, развивающим движения, сноровку, ловкость, быстроту реакции. Особое внимание уделяйте воспитанию у ребенка самостоятельности и инициативы, так как его активность невысока и он склонен делать то, что ему предложат. С этой целью используйте коллективные игры, почаще предлагая ребенку выполнение ролей, требующих принятия каких-либо решений, активного речевого общения с другими детьми (например, роль капитана корабля, врача и т. п.). Приобщайте ребенка к частым выступлениям перед детской и взрослой аудиторией (чтение стихов, роли в спектакле, танцевальные игры).
Для развития крупных движений добивайтесь повышения двигательной активности ребенка. При этом не нужно привлекать его к участию в соревновательных спортивных занятиях: неудачи могут отпугнуть его о г физкультуры. Полезны физическая зарядка, шуточные, подвижные игры.
За тревожностью может стоять недостаток эмоциональной поддержи 1! со стороны окружающих. Поэтому в первую очередь необходимо создать дома и в группе атмосферу непосредственно-эмоционального общения. взаимопонимания, доверительности, которая снимет у ребенка чувство тревоги перед взрослыми и детьми и позволит ему свободно проявлять свое собственное «Я». Очень много зависит от родителей: если ребенок будет уверен в их любви и поддержке, если дом будет для него безопасным островом, а родители, независимо от его успехов, будут продолжат:, верить в него — он почувствует себя спокойнее и с другими людьми.
Эгоизм обычно связывают с избалованностью детей. Но это далеко не единственная причина. Эгоистичными растут не только избалованные дети, но и дети, лишенные любви, заботы. Жестокость или равнодушие к ребенку приводят к тому, что у него вырабатывается враждебное, недоверчивое, оборонительное отношение к людям и окружающему миру: он замыкается в себе, растет тревожным, агрессивным, трудным в общении. Ребенок будет неверно рас’ценивать обладание вещами и станет эгоистом в том случае, когда его уверенности в себе будет угрожать потеря родительской любви. Он может иметь бесконечное множество игрушек и быть при этом недоверчивым эгоистом. Его неумение поделиться чем-то с другими может быть истолковано как знак недоверия, потому что вырос он только внешне, окружая себя игрушками как суррогатом теплых чувств, которых у,него не было или было мало.
В перевоспитании эгоистичных детей нужно руководствоваться «историей болезни». Одно дело — избалованные дети, дети-потребители. Нужно учить их считаться с другими людьми и их нуждами, воспитывать в них доброту и отзывчивость. Не ставьте ребенка в исключительные условия, учите его делиться всем, что у него есть, делите все поровну между всеми членами семьи. Совсем другое дело — ребенок травмированный, тревожный, ожесточенный, лишенный ласки и любви. Такому ребенку нужно открыть мир добрых отношений, любви и уважения, ему необходимо пережить успех, получить одобрение.
Когда в детскую коллекцию каких-либо вещей, игрушек взрослые добавят свое время и самих себя, то окажутся в этой коллекции самой большой ценностью, значение же остальных вещей померкнет, и ребенок постепенно станет все более великодушным и все менее эгоистичным.
Внимание и любовь необходимы всем детям так же, как свет и тепло солнца для всего, что живет и развивается. Но любовь не должна быть слепа, она требует разумности, мудрости, которая проявляется в сочетании уважения, доброты и требовательности, ласки и строгости.
Ребенок говорит неправду
Дети лгут, чтобы:
О произвести впечатление и упрочить собственное хорошее представление о себе, добиться похвалы или проявления любви; П1 скрыть свою вину, избежать наказания; П выразить свою враждебность.
Дети ненавидят вопросы-ловушки, которые заставляют их выбирать между ложью и горькой правдой. Если вы знаете ответ, не задавайте вопросов. Не провоцируйте новую ложь. Иногда сам характер вопроса заставляет ребенка лгать, а это наносит лишний удар по его самолюбию. Лучше сказать, что вам все известно, и объяснить ребенку, что надо было сделать вместо того, что сделал он.
Из всех способов пресечь ложь самый бесполезный — пытаться запугать детей. Бурная негативная реакция на ложь ребенка лишь усилит его потребность лгать. Он почувствует себя еще более неуверенно и будет еще больше стараться найти возможность заслужить похвалу, избежать
наказаний, упреков. В то же время враждебность лишь усилится из-
за того, что с ним обошлись грубо.
Кроме того, взрослые то и дело путают представления ребенка, прибегая к так называемой «невинной лжи». Ребенок понимает, что в каких-то случаях взрослые говорят неправду, и легко находит себе оправдание, когда сам лжет.
Чем лучше ребенок будет чувствовать себя в обществе родителей, воспитателей, чем чаще его поощряют за хорошие поступки, тем более хорошее представление у него сложится о себе самом и тем реже у него будет возникать потребность говорить неправду.
Источник