Педразвитие
Автор: Жаданова Людмила Григорьевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГОБУ НОЦППМС Филиал №5
Населённый пункт: город Сольцы, Новгородской области
Наименование материала: статья
Тема: «Психологические особенности развития личности детей детей инвалидов»
Раздел: среднее профессиональное
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ
Личностная проблема ребенка-инвалида заключается в его изолированности от общества,
в котором ему предстоит жить и расти.
В раннем детстве дети с отклонениями в развитии сталкиваются с оценкой их внешности
другими людьми. Часто здоровые дети с детской непосредственностью и жестокостью
оценивают внешние дефекты детей-инвалидов в их присутствии. В результате у детей-
инвалидов формируются замкнутость, избегание широкого круга общения, замыкание “в
четырех стенах”, маскированная (скрытая) депрессия. Скрытая депрессия (сниженный
фон настроения, негативная оценка себя, собственных перспектив и других людей, часто
замедленный темп мышления, скованность и пассивность) в сочетании с заниженной
самооценкой и отсутствием благоприятного прогноза на будущее достаточно часто
приводит к появлению мыслей суицидального характера. Часто формируется комплекс
С взрослением дети с ограниченными возможностями начинают осознавать, что уровень
их жизненных возможностей по сравнению с “обычными” детьми снижен. При этом у них
формируется сниженная самооценка, что в свою очередь приводит к чрезмерному
снижению уровня притязаний. Следствием этих процессов становится социальная
пассивность и сужение активного жизненного пространства.
Рано или поздно особые дети начинают осознавать глобальность своей зависимости от
здоровых членов общества. Пенсия, льготы и многое другое — все это они получают за счет
здоровых людей. Осознание глобальности зависимости и привыкание к зависимости
способствует формированию иждивенчества. Типичными тенденциями становятся отказ
от самостоятельности и перенос ответственности за свою судьбу на ближайшее
окружение. Фактически, к дефекту развития “особых” детей присоединяется дефект
Наиболее тяжело переживают инвалидность дети, внезапно потерявшие слух, зрение и
воспринимающие ее как крах всей оставшейся жизни. Дальнейшее характерологическое
развитие личности может происходить с поэтапной сменой неврозов, пограничных
состояний, психозов. Это особенно выражено у детей-инвалидов с неправильным
воспитанием и выявляется при описании ими модели своего будущего.
Исследования модели будущего детей-инвалидов показали, что она изменена по
сравнению с моделью будущего здоровых детей. В 14-15 лет 38% особых детей мечтают
об улучшении здоровья и все 100% — о получении конкретной профессии. Но, в 14-16 лет
представление о будущем сужено — жизнь планируется на 5 лет и только в отношении
работы. Эмоциональная окраска будущего отрицательная. Дети не уверены в своих
шансах. Мечтают быть артистом, врачом, балериной, юристом, но понимают, что в
лучшем случае будут переводчиком, машинисткой, швеей. Модель будущего бедна,
ограничена в содержании и временной характеристике, в эмоциональном плане она
отрицательна. В структуре модели будущего появляются противоречивые моменты. С
одной стороны, желаемое будущее компенсирует ограничение реальных возможностей,
имеет положительную окраску и отражает защитный механизм от возможных неудач. С
другой стороны, низкий уровень удовлетворенности собой порождает внутриличностный
конфликт с последующим формированием различных неврозов, серьезно осложняющих
В семье, где есть дети-инвалиды с ограниченными возможностями жизнедеятельности,
существуют свои особенности, свой психологический климат, который так или иначе
воздействует на ребенка, либо способствует его реабилитации, либо, наоборот, тормозит
Такой фактор, как включенность отца в воспитание ребенка-инвалида, значительно влияет
на его психологическое самочувствие. Вследствие отсутствия включенности отца в
воспитание, а также в силу других причин, дети-инвалиды часто испытывают дискомфорт
в семейных отношениях. Естественно, это всегда негативно. Ребенок-инвалид в таких
семьях испытывает двойную нагрузку: неприятие обществом и подверженность феномену
отчуждения в собственной семье.
Таким образом, суть психологической реабилитации детей-инвалидов может состоять в
снятии нервно-психического напряжения; коррекции самооценки; развитии психических
функций — памяти, мышления, воображения, внимания; преодолении пассивности;
формировании самостоятельности и ответственности и активной жизненной позиции;
преодолении отчужденности и формировании коммуникативных навыков.
Методами психологической реабилитации могут быть беседы, индивидуальные
психологические консультации, психологическая помощь, ролевые игры, психологические
тренинги, группы психологической взаимопомощи и взаимной поддержки, как для детей-
инвалидов, так и для членов их семей.
Принципы психологического исцеления:
1. Суть нашего бытия — любовь.
2. Здоровье — это внутренний покой. Исцеление — это избавление от страха.
3. Давать — значит получать.
4. Мы можем оставить прошлое в прошлом и не жить будущим.
5. Существует только это мгновение, и оно предназначено для того, чтобы отдавать.
6. Мы можем научиться любить себя и окружающих скорее путем прощения, чем
7. Вместо того чтобы искать повсюду недостатки, мы можем искать во всем любовь.
8. Мы можем выбрать внутренний покой для себя, несмотря на все происходящее вокруг
9. Мы ученики и учителя одновременно.
10. Мы можем воспринимать жизнь как целое, а не как отдельные эпизоды.
11. Так как любовь вечна, то на смерть не обязательно взирать со страхом.
12. Мы всегда можем воспринимать себя и окружающих, как предлагающих любовь и
взывающих о помощи.
Психическое и физическое здоровье человека сильнейшим образом зависит от его
настроения и душевного состояния. Чувство собственной ценности, ответственности за
свою жизнь и ощущение своей способности достигать целей помогают человеку легче
преодолевать неизбежные жизненные трудности. Группы взаимопомощи — динамичная
среда для воспитания высокой самооценки, чувства самодостаточности и умения
достигать своих целей. В этих группах люди, объединенные общей заботой, могут
обмениваться опытом, информацией, эмоциональной поддержкой и ресурсами. В группе
возникает огромный потенциал взаимопонимания и доверия, помогающий людям
раскрываться, чувствовать, что они не одиноки, и осознавать свою силу. Ведущими групп
взаимной поддержки являются в основном специально подготовленные люди, либо
Ребенок-инвалид вступает в жизнь с изначально пониженным уровнем адаптационных и
интеграционных возможностей. Тип заболевания и отклонения в развитии, особенности
течения заболевания, специфика поражения различных органов и систем, характер и
выраженность дефекта определяют характер и уровень снижения адаптационных и
Для того чтобы ребенок мог приспособиться к жизни и найти в обществе свою нишу, ему
необходимы определенные знания, умения, навыки. Уровень претензий человека в жизни,
степень сложности жизнеопределяющих целей и задач, которые человек ставит перед
собой, зависят от границ его социально-психологического пространства. В пределах
данного пространства человек может прожить всю жизнь, не догадываясь о том, что
уровень его возможностей гораздо шире, чем он предполагает.
Источник
психологические особенности инвалидов детсва
- 1. Введение 3
- 2. Эгоцентризм подростков – инвалидов детства 3
- 3. Инвалиды с детства и приобретенная инвалидность 4
- 4. Проблемы психологической адаптации больных ДЦП 5
- 5. Психологические особенности личности детей-инвалидов 6
- 6. Группы взаимопомощи и взаимной поддержки инвалидов 8
- 7. Заключение 9
Список литературы 10
При обследовании психологических особенностей инвалидов детства представляется важным сравнительное со здоровыми детьми изучение выраженности их эгоцентрической позиции. Данная проблема актуальна ввиду распространенности детской инвалидности и отчужденности аномальных людей от остального мира.
Невостребованность молодых инвалидов на рынке труда и их социальная изоляция препятствуют формированию у них активной жизненной позиции. У многих подростков-инвалидов не складывается устойчивая положительная самооценка. У значительной части не формируется базовое чувство доверия к миру. В связи с этим нередко инвалиды детства воспринимают всех людей как недоброжелательное окружение. Многие подростки и молодые люди, даже не отстающие от здоровых сверстников в интеллектуальном развитии, не живут полнокровной жизнью, у них не формируются достаточная мотивация и навыки общения, результатом чего являются их замкнутость, отгороженность от людей.
Происходит то, о чем давно предупреждают и философы, и психологи, изучающие отношение государства и общества к инвалидам детства: намечается раскол, социальное расслоение общества и маргинализация аномальных людей; очевидной становится недостаточность терпимости и заботы общества об инвалидах; у людей с ограниченными возможностями появляются чувства заброшенности и отчужденности от остального общества. Как отмечают культурологи, социальная дезадаптация приводит к «болезненно переживаемым отклонениям от нормы, утрате привычных контактов со своей средой обитания, нарушению способности играть свойственные человеку жизненные роли». В этих условиях возможны формирование у подростков-инвалидов «диффузной» идентичности и длительная задержка на эгоцентрической позиции.
Эгоцентризм подростков – инвалидов детства
Следует ли полагать, что феномены личностного эгоцентризма, свойственные подростковому возрасту, обостряются у инвалидов детства. Как соотносятся у них эгоцентрическая позиция и социоцентрические интересы (интерес к политике и т.п.)?
С целью получения ответа на эти вопросы была использована методика «Подростковый эгоцентризм — социоцентризм», разработанная Р.Энрайтом, адаптированная и впервые примененная на русскоязычной выборке Т.В.Рябовой.
Выявленное различие в средних баллах между группами подростков-инвалидов и учащихся XI классов по всем исследуемым параметрам, кроме «Личного мифа», и значительные статистические отклонения во всех показателях у подростков-инвалидов говорят в пользу того, что с помощью примененной методики «Подростковый эгоцентризм — социоцентризм» была выявлена группа лиц, отличающаяся по параметрам эгоцентризма и социоцентризма от здоровых сверстников.
Инвалиды с детства и приобретенная инвалидность
Да, вопрос о различиях и сходстве инвалидов детства и людей с приобретенным заболеванием очень интересен. Были проведены исследования по сопоставлению психологических особенностей инвалидов детства и людей с приобретенным заболеванием. Ниже публикую предварительные результаты моего исследования.
В исследовании приняли участие 30 человек. Инвалиды- опорники, возраст от 20 до 50 лет, образование среднее, незаконченное высшее ( студенты ВУЗов), высшее. Испытуемые были разделены на две группы по 15 человек, по времени наступления заболевания:
Первая группа — люди больные с рождения или с раннего детства.
Вторая — люди, заболевшие или получившие травму во взрослом возрасте.
В исследовании были использованы следующие методики:
1. Рисуночный тест на тип личности.
2. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири.
3. Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса.
4. Методика определения типов акцентуаций характера К. Леонгарда.
5. Методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко.
На основании полученных предварительных результатов можно предполагать следующее:
Уровень авторитарности в первой группе близок к средним значениям, хотя у отдельных испытуемых он несколько повышен так же как и уровень эгоистичности и подозрительности, одновременно наблюдаются повышенный уровень зависимости и подчиняемости, что можно объяснить физической зависимостью от других людей в обыденной жизни. Уровень дружелюбия и альтруистичности у большинства испытуемых первой группы находится на высоком уровне. В конфликтных ситуациях чаще всего выбирают стратегию сотрудничества или компромисса, очень редко избегание. В акцентуациях характера преобладают эмотивность, тревожность и педантичность, некоторым испытуемым свойственен аффективно — лабильный тип личности с частой сменой настроения и резким реагированием на события жизни. Уровень эмпатии у испытуемых первой группы выше среднего: развиты рациональный и эмоциональный каналы эмпатии, интуитивный канал развит гораздо меньше. Большую роль играют установки, способствующие или препятствующие эмпатии: из – за проблем с передвижением, часто общение происходит только по телефону; при личных встречах, особенно со здоровыми людьми, многие считают, что их физическое положение будет воспринято не адекватно, идентификация так же в основном происходит с людьми своего физического положения.
Во второй группе уровень авторитарности, агрессивности и эгоцентризма более высок, чем в первой, так как, за редким исключением, испытуемые ищут причину своей болезни или травмы в окружающей действительности, а не в себе; редко признают свои ошибки, повлекшие за собой печальные последствия. Уровни зависимости и подчиняемости тоже выше чем в первой группе, так как они гораздо острее переживают свою физическую зависимость от окружающих. Дружелюбие и альтруистичность находятся на более низком уровне, чем в первой группе. В конфликтных ситуациях чаще всего выбирают стратегию противоборства и избегания, причем в случае избегания можно предположить обвинения в возникновении конфликтной ситуации всех, кроме себя. В акцентуациях характера преобладают возбудимость и дистимичность, им свойственен аффективно — экзальтированный темперамент с резкой сменой настроения, часто связанной с появлением в печати сообщений о новых способах лечения. Настроение может меняться от «завтра я буду здоров» до «я ничтожество, я ноль». Уровень эмпатии у испытуемых второй группы в большинстве случаев ниже среднего, отношение к окружающим и их восприятие строится через призму своей болезни, идентификация чаще всего проводится со здоровыми людьми, но носит негативный оттенок, выискивание в себе недостатков, озлобленность на окружающих по принципу: «почему я, а не он».
Подводя предварительный итог можно сказать, что испытуемые первой группы в своем большинстве оказываются более способными к интеграции в общество, более контактными и с большим, хотя и сдержанным оптимизмом ,смотрят в будущее. Это можно объяснить тем, что «правила игры» их жизни были определены с рождения или в самом раннем детстве, они более реалистично оценивают свое положение, одиночество представляет для них большую проблему, но они активно ищут выход из него.
У испытуемых второй группы жизнь резко разделилась на «до» и «после» болезни и они оказались на перепутье, совершенно не готовыми к новому образу жизни. Старые человеческие связи часто рвутся, установление новых представляет большую трудность, одиночество они воспринимают как трагедию, не видя из него выхода и очень часто начинают искать «выход» в алкоголе, наркотиках и суициде.
Проблемы психологической адаптации больных ДЦП
Особенность детского церебрального паралича (ДЦП) состоит в том, что больные живут с ним всю жизнь. В большинстве случаев физическое состояния больных улучшается, но сохраняются ограничения деятельности: снижение возможности передвижения, нарушения речи и др. Больные ДЦП являются инвалидами с детства. Почти все исследования этой категории инвалидов ограничивались изучением формирования психических процессов детей, что было связано с необходимостью получения этими детьми обязательного начального и среднего образования. В этих рамках получила свое развитие отечественная дефектология. Изучение больных более старшего возраста не проводилось.
В настоящее время статус инвалида в России изменился. Период 90-х годов государство проводит антидискриминационную политику по отношению к людям с отклонениями в развитии. Закладываются основы формирования новой культурной нормы — уважения к различиям между людьми. Происходит переход от жесткого противопоставления общества и инвалида к интеграции инвалида в обществе.
Потребность интеграции инвалидов в обществе поставила перед специалистами новые задачи. Актуальность изучения проблемы потребностей инвалидов связана с адаптацией их в социуме. В связи с этим возникает необходимость проведения психологических исследований особенностей развития личности у инвалидов, в частности больных с ДЦП. Предварительно проведенные нами исследования показали, что в основе особенностей личности испытуемых лежит тревожность. Дальнейшая работа в этом направлении позволила выявить одну из причин тревожности, которая заключается в наличии у некоторых больных действия механизма расщепления Я. Самосознание пациентов бывает расколотым на два Я: внутреннего, неразвитого; и внешнего защитно-грандиозного.
Двойственность Я оказывает влияние на другие аспекты психического функционирования. Так, к примеру, она затрудняет достижение высокого уровня в профессиональной деятельности.
Мотивация профессиональной активности лежит не в сфере дела, а в стремлении к быстрому успеху. Интересно, что больные с подобной структурой самосознания учились в массовой школе. Возможно недостаток приобретения в детстве опыта преодоления бытовых трудностей, постоянная гиперопека со стороны родителей способствовали формирования данного защитного механизма. Психологическая помощь подобным больным в настоящее время не развита. Цель работы с ним состоит в развитии внутреннего Я: переход от дихотомичного восприятия мира к многополюсному, от черно-белого к цветному.
Психологические особенности личности детей-инвалидов
Суть личностной проблемы ребенка-инвалида заключается в его изолированности от общества, в котором ему предстоит жить и расти. С раннего детства дети с отклонениями в развитии сталкиваются с оценкой их внешности другими людьми. Часто здоровые дети с детской непосредственностью и жестокостью оценивают внешние дефекты детей-инвалидов в их присутствии. В результате у детей-инвалидов формируются замкнутость, избегание широкого круга общения, замыкание “в четырех стенах”, маскированная (скрытая) депрессия. Скрытая депрессия (сниженный фон настроения, негативная оценка себя, собственных перспектив и других людей, часто замедленный темп мышления, скованность и пассивность) в сочетании с заниженной самооценкой и отсутствием благоприятного прогноза на будущее достаточно часто приводит к появлению мыслей суицидального характера. Часто формируется комплекс неполноценности.
По мере взросления дети с ограниченными возможностями начинают осознавать, что уровень их жизненных возможностей по сравнению с “обычными” детьми снижен. При этом у них формируется сниженная самооценка, что в свою очередь приводит к чрезмерному снижению уровня притязаний. Следствием этих процессов становится социальная пассивность и сужение активного жизненного пространства.
Рано или поздно особые дети начинают осознавать глобальность своей зависимости от здоровых членов общества. Пенсия, льготы и многое другое — все это они получают за счет здоровых людей. Осознание глобальности зависимости и привыкание к зависимости способствует формированию иждивенчества. Типичными тенденциями становятся отказ от самостоятельности и перенос ответственности за свою судьбу на ближайшее окружение. Фактически, к дефекту развития “особых” детей присоединяется дефект воспитания. Наиболее тяжело переживают инвалидность лица, внезапно потерявшие слух, зрение и воспринимающие ее как крах всей оставшейся жизни. Дальнейшее характерологическое развитие личности может происходить с поэтапной сменой неврозов, пограничных состояний, психозов. Это особенно выражено у детей-инвалидов с неправильным воспитанием и выявляется при описании ими модели своего будущего.
Исследования модели будущего детей-инвалидов показали, что она изменена по сравнению с моделью будущего здоровых детей. В 14-15 лет 36% особых детей мечтают об улучшении здоровья и все 100% — о получении конкретной профессии. Но, в 15-16 лет представление о будущем сужено — жизнь планируется на 5 лет и только в отношении работы. Эмоциональная окраска будущего отрицательная. Дети не уверены в своих шансах. Мечтают быть артистом, врачом, балериной, юристом, но понимают, что в лучшем случае будут переводчиком, машинисткой, швеей. Модель будущего бедна, ограничена в содержании и временной характеристике, в эмоциональном плане она отрицательна. В структуре модели будущего появляются противоречивые моменты. С одной стороны, желаемое будущее компенсирует ограничение реальных возможностей, имеет положительную окраску и отражает защитный механизм от возможных неудач. С другой стороны, низкий уровень удовлетворенности собой порождает внутриличностный конфликт с последующим формированием различных неврозов, серьезно осложняющих межличностные взаимоотношения.
В каждой семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями жизнедеятельности, существуют свои особенности, свой психологический климат, который так или иначе воздействует на ребенка , либо способствует его реабилитации, либо ,наоборот, тормозит ее.
Такой фактор, как включенность отца в воспитание ребенка-инвалида, значительно влияет на его психологическое самочувствие. Вследствие отсутствия включенности отца в воспитание, а также в силу других причин, дети-инвалиды часто испытывают дискомфорт в семейных отношениях. Естественно, это всегда негативно. Ребенок-инвалид в таких семьях испытывает двойную нагрузку: неприятие обществом и подверженность феномену отчуждения в собственной семье.
Таким образом, суть психологической реабилитации детей-инвалидов может состоять в снятии нервно-психического напряжения; коррекции самооценки; развитии психических функций — памяти, мышления, воображения, внимания; преодолении пассивности; формировании самостоятельности и ответственности и активной жизненной позиции; преодолении отчужденности и формировании коммуникативных навыков.
Методами психологической реабилитации могут быть беседы, индивидуальные психологические консультации, психологическая помощь, ролевые игры, психологические тренинги, группы психологической взаимопомощи и взаимной поддержки, как для детей-инвалидов, так и для членов их семей.
Группы взаимопомощи и взаимной поддержки инвалидов
Группа взаимопомощи — это коллектив людей, объединенных общей жизненной проблемой или ситуацией. В группы взаимопомощи могут объединяться либо непосредственно люди, затронутые серьезной проблемой, либо их близкие — родные и друзья. Инвалидность сама по себе не является психологической проблемой. Проблемой является процесс социальной и психологической адаптации человека. Под социальной адаптацией мы понимаем способность мирно сосуществовать с людьми, умение ставить цели, достигать их, решать текущие бытовые задачи. Под психологической — способность восстанавливать внутреннее равновесие и состояние любви к себе и людям после нервных потрясений и разного рода фрустраций. Задачи групп взаимной поддержки инвалидов:
- принятие объективно существующих ограничений, приобретение умения полноценно жить с учетом этих ограничений;
- определение своих личностных границ;
- обучение принятию себя и, как следствие, развитию уверенности в себе.
На каждом занятии группы психологической поддержки ведется работа с принципами психологического исцеления, лежащими в основе одноименной методики, разработанной Джампольски. Использование этих принципов дает возможность членам группы переориентировать свою мыслительную деятельность на душевное здоровье. Принципы психологического исцеления:
- Суть нашего бытия — любовь.
- Здоровье — это внутренний покой. Исцеление — это избавление от страха.
- Давать — значит получать.
- Мы можем оставить прошлое в прошлом и не жить будущим.
- Существует только это мгновение, и оно предназначено для того, чтобы отдавать.
- Мы можем научиться любить себя и окружающих скорее путем прощения, чем осуждения.
- Вместо того чтобы искать повсюду недостатки, мы можем искать во всем любовь.
- Мы можем выбрать внутренний покой для себя, несмотря на все происходящее вокруг нас.
- Мы ученики и учителя одновременно.
- Мы можем воспринимать жизнь как целое, а не как отдельные эпизоды.
- Так как любовь вечна, то на смерть не обязательно взирать со страхом.
- Мы всегда можем воспринимать себя и окружающих, как предлагающих любовь и взывающих о помощи.
Психическое и физическое здоровье человека сильнейшим образом зависит от его настроения и душевного состояния. Чувство собственной ценности, ответственности за свою жизнь и ощущение своей способности достигать целей помогают человеку легче преодолевать неизбежные жизненные трудности. Группы взаимопомощи — динамичная среда для воспитания высокой самооценки, чувства самодостаточности и умения достигать своих целей. В этих группах люди, объединенные общей заботой, могут обмениваться опытом, информацией, эмоциональной поддержкой и ресурсами. В группе возникает огромный потенциал взаимопонимания и доверия, помогающий людям раскрываться, чувствовать, что они не одиноки, и осознавать свою силу. Ведущими групп взаимной поддержки являются в основном специально подготовленные люди, либо психологи.
Ребенок-инвалид вступает в жизнь с изначально пониженным уровнем адаптационных и интеграционных возможностей. Тип заболевания и отклонения в развитии, особенности течения заболевания, специфика поражения различных органов и систем, характер и выраженность дефекта определяют характер и уровень снижения адаптационных и интеграционных возможностей.
Для того чтобы ребенок мог приспособиться к жизни и найти в обществе свою нишу, ему необходимы определенные знания, умения, навыки. Уровень претензий человека в жизни, степень сложности жизнеопределяющих целей и задач, которые человек ставит перед собой, зависят от границ его социально-психологического пространства. В пределах данного пространства человек может прожить всю жизнь, не догадываясь о том, что уровень его возможностей гораздо шире, чем он предполагает.
- 1. Винничук Н.Н. и др. Организация медицинского обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях М., 2003. — 200 с.
- 2. Организация и методика разработки индивидуальной программы реабилитации. Составители: проф.М.В. Коробов, доценты Ж.Г.Денева, Т.Н. Шеломанова. Санкт-Петербург 2004
- 3. Свистунова Е. Г. Медико-социальная реабилитация инвалидов: профессиональные аспекты/ Мед.-соц. экспертиза и реабилитация. 2003. N 2. — С. 6-12
- 4. Семенов В.Ю. Экономика здравоохранения. МЦФЭР, 2004 год. 649 с.
Источник