- Эмоциональность личности
- Эмоциональность личности
- По каким же признакам можно определить душевный порыв личности?
- Управление эмоциями
- Эмоциональный интеллект что это?
- Эмоциональное выгорание
- Что провоцирует эмоциональное выгорание
- Факторы, связанные с профессиональной деятельностью:
- Факторы, связанные с образом жизни личности:
- Аффект как психологическое состояние
- Эмоциональные особенности личности
- Читайте также
- 51. Интеллектуальные особенности личности
- 62. Эмоциональные особенности и свойства личности
- Особенности личности тирана
- 8. Социально-психологические особенности личности
- Глава 3. Психопатический профиль: эмоциональные и межличностные особенности
- Эмоциональные и межличностные особенности
- Возрастные особенности личности
- Эмоциональные особенности
- Эмоциональные особенности
- 2.2. Склонности и особенности личности
- 3.2. Особенности личности и эффективность работы[7]
- Особенности параноидного расстройства личности
- Особенности шизоидного расстройства личности
- Особенности пограничного расстройства личности
- Темпераментные особенности личности
Эмоциональность личности
Эмоциональность личности
У каждого человека система эмоциональной сферы являются индивидуальной. Индивидуально-психологическое проявление эмоций у каждой личности обозначается понятием «эмоциональность личности» – это способность отображать содержание переживаний, настроение и характер. Иначе, эмоциональность можно рассматривать как ответную реакцию на окружающий мир с помощью проявления чувств и их влияние на поведение человека. Эмоции помогают лучше понимать друг друга, люди могут настраиваться на совместную деятельность и общение, а также наблюдать за состоянием собеседника. Люди, относящиеся к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать друг у друга такие эмоциональные состояния, как восторг, раздражение, грусть, разочарование, гордость, восхищение и т.д.
По каким же признакам можно определить душевный порыв личности?
В психологии выделяют несколько уровней проявления эмоций:
- субъективный план проявления эмоций (отражение эмоций происходит во внутренних переживаниях, тесно связанных с личным опытом индивида и основанных на нем);
- проявление эмоций в поведении (эмоции чаще всего наблюдаются в мимике, жестах, движениях людей и т.д.);
- проявление эмоций в речи (прослеживаются с помощью силы голоса его высоты и тембра);
- вегетативный уровень проявления эмоций (наблюдается изменение пульса, учащение сердцебиения, дыхания, изменение диаметра зрачка, электрического сопротивления кожи).
Если Вас интересует собственный уровень проявления эмоциональности и в каких сферах она преобладает, то мы предлагаем Вам пройти тест «Уровень эмоциональности».
Управление эмоциями
В процессе взаимодействия многим людям преодолевать барьеры взаимопонимания, непросто. Чтобы избежать проблем непонимания с окружающими, необходимо знать основные психологические правила общения, и в первую очередь, научиться управлять своими собственными эмоциями, которые чаще всего становятся источником межличностных конфликтов. Особенностью наших чувств является то, что мы можем сознательно управлять ими. Это делает их мощным инструментом для успешного достижения любой цели. Для этого в первую очередь, нужно как можно раньше осознать свои эмоции, развить свою врожденную способность управлять ими, накопить чувственный опыт и начать сознательно использовать его в своей деятельности. Для того, чтобы узнать насколько Вы сознательно используете свои эмоции, предлагаем Вам тест Бондаренко В.В. «Умеете ли Вы управлять эмоциями?»
Эмоциональный интеллект что это?
Эмоциональный интеллект – это способность личности распознавать эмоции, понимать намерения и желания других людей, а так же способность управлять собственными эмоциями в процессе решения практических задач. Основной функцией данного феномена является распознавание своих и чужих эмоций. Бывали ли у Вас ситуации, когда в процессе взаимодействия с другим человеком Вы осознавали, что он не понимает Ваших чувств и переживаний? Или наоборот, причиной конфликта стало непонимание Вами чувств другого человека? В обоих случаях возникновение непонимания, определенную роль мог сыграть уровень эмоционального интеллекта. Чтобы узнать об особенностях собственного эмоционального интеллекта, на сайте представлен тест Люсина Д.В и тест Н. Холла, с помощью которых Вы узнаете об особенностях своей личности.
Эмоциональное выгорание
Для начала ознакомимся с определением эмоциональное выгорание – это определенная реакция организма индивида на длительное воздействие стрессов, проявляющаяся в умственном, физическом и психоэмоциональном истощении. Чтобы понять, как бороться с этим выгоранием и улучшить качество своей жизни, стоит разобраться в том, какие факторы провоцируют данное состояние.
Что провоцирует эмоциональное выгорание
В психологической науке выделяют ряд основных факторов данного понятия:
Факторы, связанные с профессиональной деятельностью:
- отсутствие контроля над выполняемой работой;
- низкая заработная плата;
- повышенная ответственность;
- монотонная и неинтересная работа;
- высокое давление со стороны руководства;
- и т.д.
Факторы, связанные с образом жизни личности:
- трудоголики;
- люди, не имеющие рядом близких людей и друзей;
- недосыпающие;
- возлагающие на свои плечи большие обязанности и не получающие помощи со стороны.
Для выявления личностного выгорания был разработан тест «Уровень эмоционального выгорания» Бойко В.В. Данный тест поможет определить симптомы профессионального выгорания, ведь это очень важно определить его первые признаки для дальнейшего эффективного общения с людьми. Эту методику Вы можете найти у нас на сайте и сразу же получить результаты.
Аффект как психологическое состояние
Бывают ситуации, когда индивид становится чрезмерно агрессивным, раздражительным, кричит при этом не контролирует себя. В данной ситуации человек выражает высокий уровень эмоций, такое поведение проявляется у людей в состоянии аффекта. Итак, аффект – это сильные эмоциональные переживания, которые возникают при невозможности найти выход из трудной ситуации, сопровождающиеся двигательной активностью. С помощью теста Куликовой В.Н. «Склонны ли Вы к аффектам?» Вы можете узнать о собственной предрасположенности к аффективному состоянию.
Источник
Эмоциональные особенности личности
Эмоциональные особенности личности
В эмоциональной сфере между людьми обнаруживаются особенно яркие индивидуальные различия. Все особенности личности, ее характера и интеллекта, ее интересов и отношений к другим людям проявляются и отсвечивают в радуге эмоций и чувств.
Основные различияв эмоциональной сфере личности связаны с различием в содержаниичеловеческих чувств, в том, на что, на какие объекты они направляются и какое отношение к ним человека они выражают. В чувствах человека в форме непосредственного переживания выражаются все установки человека, включая и мировоззренческие, идеологические, все его отношение к миру и прежде всего к другим людям. Если говорить о различном уровне чувств в смысле их ценности, о чувствах высших и низших, то исходить при этом надо из идеологической ценности того содержания, которое то или иное чувство выражает. Гнев может быть благороден и любовь презренна в зависимости от того, на кого или на что они направляются.
Далее, типичные различия эмоциональных особенностей личности могут выражаться: 1) в сильной или слабой эмоциональной возбудимости;2) в большей или меньшей эмоциональной устойчивости. Эти различия в эмоциональной возбудимости и устойчивости существенно характеризуют темперамент человека. Есть люди, которые легко воспламеняются и быстро гаснут, как и люди, у которых не сразу можно разжечь чувство, но, воспламенившись, они не скоро охладеют. Далее можно различать: 3) силу, или интенсивность, чувства и 4) его глубину. Чувство, сильное в смысле интенсивности или стремительности, с которой оно захватывает человека, может быть неглубоким. Этим увлечение отличается от любви. Любовь отлична от увлечения в первую очередь не интенсивностью чувства, а его глубиной, т. е. не тем, как стремительно оно прорывается в действие, а тем, как глубоко оно проникает в личность. Глубина проникновения чувства определяется тем, настолько существенно для данной личности данное чувство и та сфера, с которой оно связано. Существенную роль играет, далее, и широта распространения чувства. Она определяется тем, как широки и многообразны те сферы личности, с которыми оно сплелось. От этого в значительной мере зависит прочность чувства.
Характерологически очень существенными и глубокими являются различия между собственно эмоциональными, сентиментальными и страстными натурами.
Собственно эмоциональные натуры переживают свои чувства, отдаваясь их вибрациям; сентиментальные натуры, скорее, созерцают свои чувства, любуясь их переливами; натуры страстные живут своим чувством, воплощая его напряжение в действии. У первых господствует аффективность; они впечатлительны, возбудимы, но скорее порывисты, чем действенны; для них само чувство с его захватывающим волнением важнее его объекта. Вторые — созерцательны и чувствительны, но пассивны; любовь для них по преимуществу любование. Третьи — действенны; ни переживание своего чувства, ни созерцательное любование его объектом их не удовлетворяет. Для них чувство — это не упоительное волнение и не блаженное созерцание, а страстное стремление.
Существует известное противоречие между эмоциональностью в специфическом смысле слова и интеллектуальностью, так же, как между сентиментальностью и действенностью. Но страстная натура может быть и действенной, и интеллектуальной. Совершенно неправильно устанавливать какую-то внешнюю противоположность между страстью и разумом. В идеале «щедрого человека» — человека большой страсти — Р.Декарт сочетал в целостном единстве страсть, питающую разум, и разум, освещающий страсть. В этом он был, конечно, более прав, чем традиционная христианская мораль, для которой страсть всегда представляется лишь темной, чуждой, даже враждебной, слепо действующей силой. Так же сочетает мысль и страсть поэт, когда он говорит о своем герое: «Он знал одной лишь думы власть, одну, но пламенную страсть». Такая цельность недоступна ни эмоциональной, ни сентиментальной натуре.
Эти и ряд других типологических различий, которые можно было бы привести, характеризуя эмоциональность человека, конечно, не исчерпывают всего возможного многообразия различных оттенков индивидуального чувства. Потенциально бесконечное многообразие человеческих чувств не исключает, однако, того, что они часто бывают у людей удивительно трафаретны. Лишь в меру того, как личность является подлинной индивидуальностью, чувство ее оказывается поистине неповторимым.
Развитие эмоций неразрывно связано с развитием личности в целом. Эмоции и чувства, которые появляются у человека на определенной стадии его развития, не обязательно являются, хотя и усложненным опытом, но все же продолжением его эмоций на предшествовавшей стадии. Эмоции не развиваются сами по себе. Они не имеют собственной истории; изменяются установки личности, ее отношение к миру, складывающееся в деятельности и отражающееся в сознании, и вместе с ними преобразуются эмоции. Эмоции не развиваются из эмоций в замкнутом ряду. Чувства, специфические для одного периода, не находятся в непрерывной связи с чувствами предшествующего периода. Новые чувства появляются вместо старых, уже отживших. Когда определенная эпоха в жизни человека отходит в прошлое и на смену ей приходит новая, то вместе с тем одна система эмоций сменяется другой. В развитии эмоциональной жизни имеется, конечно, известная преемственность. Но переход от чувства одного периода к чувствам последующего опосредован всем развитием личности.
В свою очередь одно какое-нибудь чувство, ставшее особенно значительным переживанием для данной личности, может определить как бы новый период в ее жизни и наложить на весь ее облик новый отпечаток. В.Г.Короленко в своих автобиографических записках рассказывает, как впечатление, произведенное на него первым уроком нового учителя, стало поворотным моментом в его развитии, а А.М.Горький в «Детстве» пишет: «Дни нездоровья (после обиды, нанесенной ему побоями деда. — С.Р.) были для меня большими днями жизни. В течение их я, должно быть, сильно вырос и почувствовал что-то особенное. С тех пор у меня явилось беспокойное внимание к людям, и, точно мне содрали кожу с сердца, оно стало невыносимо чутким ко всякой обиде и боли, своей и чужой». 207
Воспитание через эмоциональное воздействие — очень тонкий процесс. Менее всего в развитии эмоциональной стороны личности допустимо механистическое упрощенчество. Теоретические ошибки механистических теорий могут привести на практике к пагубным последствиям.
Для представителей тех теорий, для которых эмоция — или бесполезный пережиток, или дезорганизатор нашего поведения, единственным педагогическим выводом должно быть признание целесообразности подавления и преодоления эмоций. Но в действительности эмоции выступают далеко не как дезорганизующие шоки; они могут быть мощным стимулом к деятельности, мобилизующим нашу энергию.
Основная задача поэтому заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направить. Это большая по своему жизненному значению проблема.
При ее разрешении нужно учесть следующее: можно себе поставить сознательную цель что-нибудь понаблюдать, запомнить, продумать и т. д., но нельзя себе поставить прямой целью испытать определенное чувство. Всякая попытка его вызвать в себе может породить лишь игру в чувство, актерскую позу, вывих, фальшь — что угодно, но только не чувство. Большой мастер практической — сценической психологии К.С.Станиславский отлично это понимал и ярко показал. Сказанное им относится не только к чувствам актера на сцене. То же верно и для чувств человека в жизни. Подлинные чувства — переживания — плод жизни. Они не делаются, они возникают, зарождаются, живут и умирают, но возникают они, так сказать, по ходу действия, в зависимости от изменяющихся в процессе деятельности человека его отношений к окружающему. Поэтому нельзя произвольно, по заказу вызывать у себя чувство: чувство в своей непосредственности не подвластно действующей воле, оно — своевольное дитя природы. Но чувства можно косвенно, опосредованно направлять и регулировать через деятельность, в которой они и проявляются, и формируются.
Формирование и переделка эмоций совершается по преимуществу в результате включения человека в новую практику, изменяющую его основные установки, общую направленность личности. Существенное значение имеет при этом не сама деятельность, а новое осознание стоящих перед человеком задач и целей. Существенное значение в воспитании эмоций имеет также совершающееся в процессе умственного, нравственного и эстетического воспитания повышение общего уровня развития и его широты.
Если стремление подавлять или искоренять эмоции в корне неверно, то умение регулировать их проявление необходимо. Желательно, чтобы деятельность, направленная на разрешение стоящих перед нами задач, была эмоциональна, мобилизовала нашу энергию, но эмоции не должны превращаться в основной регулятор нашей деятельности. Признание их основным регулятором в конечном счете оказывается более или менее утонченной формой старой гедонической теории, согласно которой высший закон, определяющий человеческое поведение, сводится к тому, что человек всегда стремится к наслаждению или удовольствию, к приятному и избегает неприятного. Это утверждение не соответствует не только элитарной морали, но и фактам действительности. Эмоциональные факторы могут быть одним из мотивов поведения, но вопрос о регулировании человеческой деятельности в целом не решается одними эмоциями.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
51. Интеллектуальные особенности личности
51. Интеллектуальные особенности личности Интеллектуальные особенности личности проявляются достаточно отчетливо уже в том, как действует человек в проблемной ситуации. В зависимости от имеющегося опыта оказываются различными возможности людей увидеть задачу и
62. Эмоциональные особенности и свойства личности
62. Эмоциональные особенности и свойства личности Среди всего многообразия индивидуальных эмоциональных проявлений следует различать: эмоциональные особенности и эмоциональные свойства личности.К эмоциональным особенностям относятся эмоциональная возбудимость,
Особенности личности тирана
Особенности личности тирана Бытует ошибочное мнение, что тиран – это всего лишь человек с ярко выраженным комплексом неполноценности, который издевается над окружающими, чтобы компенсировать свою неуверенность в себе и поднять самооценку. Однако исследования
8. Социально-психологические особенности личности
8. Социально-психологические особенности личности Личность человека формируется в результате воздействия среды (общества) на конкретное мыслящее живое существо. Бихевиористы сводили развитие личности к закреплению положительных ответов индивида по схеме «стимул –
Глава 3. Психопатический профиль: эмоциональные и межличностные особенности
Глава 3. Психопатический профиль: эмоциональные и межличностные особенности Переживаю ли я за других? Трудный вопрос. Да, наверное, все-таки переживаю… но я не позволяю чувствам мешать мне… То есть я такой же нежный и заботливый, как и любой другой человек, но давай
Эмоциональные и межличностные особенности
Эмоциональные и межличностные особенности • болтливость и поверхностность;• эгоцентричность и претенциозность;• отсутствие чувства вины и сожаления;• отсутствие эмпатии;• коварство и склонность к манипулированию окружающими;• поверхностность
Возрастные особенности личности
Возрастные особенности личности Перебирая в памяти былое, Я вспомню песни первые свои: «Звезда горит над розовой Невою, Заставские бормочут соловьи…» А юные девчонки и мальчишки — Они о том же: сумерки, Нева… И та же нега в этих песнях дышит. И молодость по-прежнему
Эмоциональные особенности
Эмоциональные особенности Эмоциональные проблемы и общее психологическое состояние человека отражаются, прежде всего, в формальных показателях рисунка. К ним относятся особенности, относительно независимые от содержания изображения. Это сила нажима на карандаш,
Эмоциональные особенности
Эмоциональные особенности ДЕПРЕССИЯ, СНИЖЕНИЕ НАСТРОЕНИЯВ рисунке несуществующего животного, как и в других рисуночных тестах (в частности, в рисунке человека), депрессивные тенденции часто проявляются в уменьшении размеров изображения, иногда — в его размещении в
2.2. Склонности и особенности личности
2.2. Склонности и особенности личности Откуда же у человека появляется склонность к тому или иному виду деятельности, профессии? Полученные в многочисленных исследованиях данные показывают: на склонность к тому или иному виду деятельности оказывают сильное влияние
3.2. Особенности личности и эффективность работы[7]
3.2. Особенности личности и эффективность работы[7] В исследованиях Н. П. Фетискина была установлена связь устойчивости к монотонии со свойствами темперамента: более стойкими оказались лица с высокой ригидностью (что можно объяснить сильно выраженной у них инертностью
Особенности параноидного расстройства личности
Особенности параноидного расстройства личности Рассматривая диагностические критерии, представленные в табл. 6.1, можно заметить, что люди с ПРЛ характеризуются постоянной нереалистичной тенденцией интерпретировать намерения и действия других как унижающие или
Особенности шизоидного расстройства личности
Особенности шизоидного расстройства личности Неудивительно, что люди с шизоидным расстройством личности считают себя скорее наблюдателями, чем участниками жизни. Они рассматривают себя как самодостаточных одиночек. Окружающие часто рассматривают их как унылых,
Особенности пограничного расстройства личности
Особенности пограничного расстройства личности В DSM-III-R (АРА, 1987, р. 346–347) ПРЛ определено как устойчивый паттерн восприятия, отношения и мышления (объектом которых могут выступать окружающая среда и сам человек), в котором имеются проблемы в различных областях, включая
Темпераментные особенности личности
Темпераментные особенности личности Всякий темперамент врожден и постоянен. Он проявляется в способах реагирования на внешние и внутренние стимулы. Изменить свойства темперамента по своему желанию или чьей-либо прихоти невозможно. С возрастом человек научается лишь
Источник