Эмоционально личностной сферы детей старшего дошкольного возраста

Развитие эмоционально-личностной сферы старших дошкольников и ее влияние на психологическое благополучие ребенка

Казакова Оксана Ивановна
Развитие эмоционально-личностной сферы старших дошкольников и ее влияние на психологическое благополучие ребенка

Добрый день уважаемые коллеги!

Хочу поделиться своим мастер – классом для педагогов «Развитие эмоционально – личностной сферы старших дошкольников и ее влияние на психологическое благополучие ребенка», который проходил в рамках августовского совещания педагогических работников,где я принимала участие в работе секции «Развитие системы образования в условиях введения ФГОС ДО и ОО».

ФГОС НАПРАВЛЕН НА РЕШЕНИЕ СЛЕДУЮЩИХ ЗАДАЧ

— Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

— Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

— Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Цель мастер-класса: повышение психолого – педагогической компетентности педагогов в области использования различных методов использования работы с песком в условиях детского сада.

1. Профилактика и преодоление негативных эмоциональных состояний, содействие снижению эмоционального напряжения у детей дошкольного возраста, используя игры с песком.

2. Содействие формированию активной позиции родителей для эмоционального благополучия ребенка.

3. Оказание психолого-педагогической помощи воспитателям в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Актуальность

Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Положительные переживания воодушевляют человека в его творческих поисках и смелых дерзаниях, а отрицательные тормозят процесс развития. На сегодняшний день проблема эмоционально-личностной сферы в развитии дошкольника весьма и весьма актуальна, поэтому мы очень тесно с этой проблемой работаем, используя в нашей работе метод песочной терапии.

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ

1. Помогает в работе с тревожными и мнительными, испытывающими страх перед поставленной задачей;

2. Способствует снятию агрессии, а также повышает уверенность в себе застенчивых и замкнутых детей;

3. Работа с проблемами общения и поведения; конфликты; дети с нарушением границ (что можно, а что нельзя); воровство.

4. С детьми с неуравновешенной нервной системой, высокой тревожностью, переживших стрессовые ситуации. различные формы нарушений поведения

сложности во взаимоотношениях со взрослыми (родителями, воспитателями, учителями) и сверстниками

5. При психосоматических заболеваниях

6. Сложности, связанные с изменениями в семейной (развод, появление младшего ребенка, и т. д.) и в социальной ситуациях (детский сад, школа)

МАСТЕР – КЛАСС

Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу обеспечивает больший воспитательный и образовательный эффект:

— желание ребенка экспериментировать и узнавать что-то новое

— мощное развитие тактильной чувствительности «ручного интеллекта»,

— в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а также речь и моторика,

— развитие сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка,

— «песок» как и «вода» способен заземлять отрицательную энергию. Это его свойство востребовано в первую очередь в работе с «особыми детьми».

Игры с сухим песком

Игры – упражнения

1. «Здравствуй песок».

Цель — снижение психофизического напряжения.

2. «Песочный дождик».

Цель — регуляция мышечного напряжения.

3. «Необыкновенные следы».

Цель — развитие тактильной чувствительности, воображения.

4. «Маленькие волшебники – мы создаем мир»

Цель — развитие и расширение ребенка об окружающем его мире живой и неживой природе, о рукотворном мире.

— Воспитатель показывает способы построения в песочнице разнообразных живых и неживых сообществ — город, деревня, лес, море и т. д., а затем побуждает ребенка строить самому…

Читайте также:  Эмоциональное состояние школьников оценивают по

5. «Узоры на песке»

Цель — закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.

6. «Мы едем в гости»

Цель — развитие пространственных представлений, ориентировка на песочном листе)

Воспитатель знакомит ребенка с пространственными представлениями : «верх – низ», «право – лево», «над – под», «центр – угол».

7. Игра – упр. Песочные прятки.

Цель — развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности.

Цель — закрепление сенсорных эталонов. Геомет. Фигуры, животные…

Игра «Песочные строители

Цель — закрепление знаний о сенсорных эталонах, пространственных представлений, развитие слуховой и зрительной памяти.

Рисуем сюжетную картинку – «Зимний пейзаж».

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.

«Чудесные самоцветы». Конспект занятия по развитию эмоционально-волевой сферы старших дошкольников Конспект занятия по развитию эмоционально-волевой сферы старших дошкольников Марина Вдовкина «Чудесные самоцветы». Конспект занятия по развитию.

История возникновения игрушки и роль игры в развитии эмоционально-волевой сферы дошкольников История возникновения игрушки и роль игры в развитии эмоционально – волевой сферы дошкольников История возникновения игрушек уходит своими.

Конспект занятия «Палитра вкусов и эмоций» по развитию эмоционально-волевой сферы дошкольников Конспект занятий «Палитра вкусов и эмоций» по развитию эмоционально-волевой сферы дошкольников Актуальность: Занятия направлены на развитие.

Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы у дошкольников методом глинотерапии Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы у дошкольников методом глинотерапии Дошкольный возраст, по определению А. Н. Леонтьева.

Опыт работы «Развитие эмоционально-волевой сферы у старших дошкольников на занятиях по физической культуре» Проблема эмоцилнально-волевой сферы у дошкольников все чаще привлекает внимание исследователей в области педагогики и психологии. Дети дошкольного.

Оценка эмоционально-волевой сферы старших дошкольников Справка об уровни психологической готовности детей к школьному обучению По итогам фронтального контроля в подготовительной группе 1 «Радуга»,.

Программа развивающих занятий на преодоление сложностей в эмоционально-личностной и познавательной сферах у детей 3–6 лет Занятие 1 Игра «Знакомство» Цель: развитие эмоциональной сферы, установление доброжелательных отношений. Дети передают друг другу мяч и.

Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возраста Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возраста. Выполнила:Логинова Анна.

Влияние библиотек на развитие личности старших дошкольников Как-то раз у Альберта Эйнштейна спросили, как можно сделать наших детей умнее. Его ответ был простым и мудрым. Он сказал: «Если вы хотите,.

Влияние пальчиковых игр и упражнений на сенсорное и речевое развитие старших дошкольников Влияние пальчиковых игр и упражнений на сенсорное и речевое развитие старших дошкольников Пальчиковые игры — это инсценировка каких-либо.

Источник

Особенности эмоционально-личностной сферы детей 6-7 лет
статья (старшая группа) на тему

Старший дошкольный возраст не случайно выбран в качестве центральной темы нашей статьи. Данный возраст – начальный период осознания ребенком самого себя, мотивов и потребностей в мире человеческих отношений.

Скачать:

Вложение Размер
statya_lavruhina_yuv.docx 21.67 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности эмоционально-личностной сферы детей 6-7 лет

Старший дошкольный возраст не случайно выбран в качестве центральной темы нашей статьи. Данный возраст – начальный период осознания ребенком самого себя, мотивов и потребностей в мире человеческих отношений.

В этот период происходит становление эмоционально-личностной сферы. Как утверждают отечественные психологи, эмоции – это особая форма отношения к предметам и явлениям действительности. В связи с этим они выделяют три аспекта эмоциональных процессов:

1. Аспект переживания.

2. Аспект отношения.

3. Аспект отражения.

Согласно первой точке зрения, специфичность эмоций заключается в переживании событий и отношений. По мнению С.Л. Рубинштейна, «чувства выражают в форме переживания отношения субъекта к окружению, к тому, что он познаёт и делает». То есть, чувства выражают состояние субъекта и его отношение к объекту. «Психические процессы, взятые в конкретной целостности, – это процессы не только познавательные, но и эмоционально-волевые. Они выражают не только знания о явлениях, но и отношения к ним; в них отражаются не только сами явления, но и их значение, для окружающего их субъекта, для его жизни и деятельности».

Другой точка зрения на определение эмоций исходит из того, что эмоции (чувства) являются формой активного отношения человека к окружающему миру. П.М. Якобсон считает, что «человек не пассивно, не автоматически отражает окружающую его действительность. Активно воздействуя на внешнюю среду и познавая ее, человек в то же время субъективно переживает своё отношение к предметам и явлениям реального мира».

Изначально эмоционально-личностная сфера ребенка развивается и видоизменяется в ходе практической деятельности, в процессе реального взаимодействия с людьми и предметным миром. В проводившихся исследованиях Е.И. Захаровой выявлена зависимость эмоций от содержания и структуры детской деятельности, от особенностей взаимодействия с окружающими людьми, от того, как ребенок усваивает нравственные нормы и правила поведения.

Ребенок в старшем дошкольном возрасте начинает осознавать и обобщать свои переживания, формируется внутренняя социальная позиция, более устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение к успеху и неудаче в деятельности. При этом, взрослый, организуя деятельность старшего дошкольника, помогает ребенку овладеть средствами осознавания себя и самооценивания.

Под термином «самосознание» в психологии обычно имеют в виду существующую в сознании человека систему представлений, образов и оценок, относящихся к нему самому. В самосознании выделяют две взаимосвязанные составляющие: содержательную – знания и представления о себе (Кто я?), и оценочную, или самооценку (Какой я?).

Самооценка ребенка достаточно устойчивая, возможно ее завышение, реже занижение. Дети более объективно оценивают результат деятельности, чем поведения. Ведущей потребностью детей данного возраста является общение (преобладает личностное).

Самооценка является центральным звеном произвольной саморегуляции, определяет направление и уровень активности человека, его отношение к миру, к людям, к самому себе. Представляет собой сложный по психологической природе феномен. Она включена во множество связей и отношений со всеми психическими образованиями личности и выступает в качестве важной детерминанты всех форм и видов ее деятельности и общения. Истоки умения оценивать себя закладываются в раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека.

Другой компонент эмоционально-личностной сферы дошкольников 6-7 лет, изученный нами – социальный интеллект.

Работа интеллекта становится гарантией личной свободы человека и самодостаточности его индивидуальной судьбы. По мнению М.А. Холодной, чем в большей мере человек использует свой интеллект для анализа и оценки происходящего, тем в меньшей мере он податлив по отношению к любым попыткам манипулирования им извне.

Особый интерес в этой связи представляет феномен социального интеллекта, как совокупности когнитивных функций индивида, обеспечивающих способность к самопознанию и самоуправлению для успешного решения задач по взаимодействию с окружающей действительностью. Понятие социального интеллекта является новым для современной психологии. Определенный интерес представляет вопрос о соотношении интеллекта как уровня умственного развития и социального интеллекта человека.

Благодаря исследованиям Дж. Гилфорда, выделившего его среди компонентов общего интеллекта, термин «социальный интеллект», предложенный Э. Торндайком еще в 1920 году, обрел подлинную реальность для психологической науки.

К области взаимодействия интеллекта с окружающим миром относят социальный интеллект Р. Стернберг, С. Блок и М. Кремен. По мнению Стернберга, социальный интеллект есть умственное самоуправление своим поведением, служащее для обеспечения взаимоотношений индивида и окружающей среды.

Как уже говорилось ранее именно в период с 6 до 7 лет процесс формирования у ребенка представлений о социуме и его конкретной роли в нем идет очень активно. Проще говоря, социальный интеллект — способность человека правильно понимать свое поведение и поведение других людей в обществе. Эта способность выступает одной из ключевых, способствующей нормальному существованию человека в социуме.

Важнейшим изменением в мотивационной сфере выступает возникновение общественных мотивов, уже не обусловленных достижением узколичных целей. Поэтому интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства, в преддошкольном возрасте отсутствовавшие или наблюдавшиеся в зачаточном состоянии. К изменениям в эмоциональной сфере приводит установление иерархии мотивов. Выделение основного мотива, которому подчинена целая система других, стимулирует устойчивые и глубокие переживания.

Одно из таких мотивов – чувство долга. Оно проявляется в 6-7 лет. Ребенок опознает необходимость и обязательность правил общественного поведения и подчиняет им свои поступки. Возрастает способность к самооценке. Нарушение правил, недостойные поступки вызывают неловкость, вину, смущение, беспокойство.

Отсюда еще одна характерная черта детей 6-7 лет тревожность. Как устойчивая характеристика диагностируется уже в трехлетнем возрасте. Тревожность оказывает негативное воздействие на личностное развитие; наличие тревожности указывает на его неблагополучие человека.

Устойчивая личностная тревожность возникает у детей с такими чертами, как ранимость, повышенная впечатлительность, мнительность. Этот вид тревожности выступает как реакция на угрозу чего-то несуществующего, не имеющего ни названия, ни чёткого образа, но грозящего человеку потерей себя. Тревожный ребёнок становиться социально дезадаптированным и поэтому он уходит в свой внутренний мир. Он становиться хамелеоном по принципу: «Я – как все». Так же тревожность может порождаться либо реальным неблагополучием ребенка в наиболее значимых сферах деятельности и общения, либо существовать вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием определённых личностных конфликтов, неадекватного развития самооценки и т.п.

Учитывая особенности периода 6-7 лет, можно сказать, что возрастные проявления тревожности и мнительности сами проходят у детей, если родители жизнерадостны, спокойны, уверены в себе, а также если они учитывают индивидуальные и половые особенности своего ребенка. Но это требует педагогической компетенции от родителей, которая включает в себя умение общаться со своим ребенком, необходимость уделять ему достаточно времени и сил.

Говоря о периоде 6-7 лет для детей, можно подытожить, что в это время организуется собственный опыт взаимодействия со средой и людьми, складывается способность к самостоятельному эмоциональному контролю. В этот период возникают и фиксируются страхи не оправдать ожидания, быть отвергнутыми другими. Именно в это время мы судим о развитости у ребенка индивидуальных механизмов эмоционального контроля, самооценке, тревожности, социальном интеллекте, как основных компонентах эмоционально-личностной сферы, позволяющих детям успешно функционировать в обществе.

1. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 1. / С.Л. Рубинштейн. – М.: Педагогика, 1989.

2. Якобсон, П.М. Изучение чувств у детей и подростков / П.М. Якобсон. – М.: Московское издательство,1961.

3. Захарова, Е.И. Исследование особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия // Психолог в детском саду . – 1998 – №1.

4. Корниенко, Н.А. Эмоционально-нравственные основы развития личности/ Н.А. Корниенко. – Новосибирск: НГПУ, 1995.

5. Филиппова, Г.Г. Эмоциональное благополучие ребенка. К проблеме определения понятия. Центр Семьи и Детства РАО Научный Центр Психического Здоровья РАМН. 2004

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование эмоционально – личностных качеств личности детей дошкольного возраста через развлечения

в материале описаны роль и значение развлечений в эмоционально- личностном развитии детей дошкольного возраста, а также их формы и виды.

особенности эмоционально-личностной сферы у детей старшего дошкольного возраста

Используя данные, полученные в ходе предыдущего исследования, мы сможем выявить некую связь между типами семейного воспитания и эмоционально-личностной сферой детей дошкольного возраста.

мастер-класс «Литотерапия как средство коррекции эмоционально-личностных нарушений у детей старшего дошкольного возраста»

Дано краткое описание использования камней педагогом-психологом в коррекционно-развивающей деятельности.

Особенности эмоционально-личностной сферы детей 6-7 лет

Старший дошкольный возраст не случайно выбран в качестве центральной темы нашей статьи. Данный возраст – начальный период осознания ребенком самого себя, мотивов и потребностей в мире человеческ.

Психофизиологические методы профилактики и коррекции эмоционально-личностных нарушений у детей с общим нарушением речи.

Одной из самых серьезных социальных проблем, с которой сталкивается ДОУ, является нарушение эмоционально-личностной сферы детей и недостаточное развитие коммуникативных навыков. Это обусловлено чрезме.

Психофизиологические методы профилактики и коррекции эмоционально-личностных нарушений у детей дошкольного возраста

материал на тему.

Занятие «Мальчики и девочки» по эмоционально-личностному развитию для детей подготовительной к школе группе

Занятие «Мальчики и девочки» по эмоционально-личностному развитию для детей подготовительной к школе группе.Цель: развивать навыки общения мальчиков и девочек; дать детям представление о м.

Источник

Читайте также:  Депрессия перед днем рождения что это значит
Оцените статью