- Консультация для пеадгогов «Психологическое здоровье и эмоциональное благополучие ребенка: основные направления формирования в ДОУ и семье» консультация на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Эмоциональное благополучие как фактор интеллектуального развития, психического и физического здоровья дошкольника.
Консультация для пеадгогов «Психологическое здоровье и эмоциональное благополучие ребенка: основные направления формирования в ДОУ и семье»
консультация на тему
Одна из задач педвгогов-сделать комфотным, эмоционально благоприятным пребывание детей в детском саду. Из каких аспектов состоит эмоциональное благополучие детей, от чего оно зависит, какова роль взрослых в в этом процессе можно узнать в данной консультации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Групповая консультация для педагогов «»Психологическое здоровье и эмоциональное благополучие ребенка» | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологическое здоровье и эмоциональное благополучие ребенка: основные направления формирования в ДОУ и семье
Среди глобальных проблем человечества 21 века осталась проблема здоровья. Но здоровье не как общего понятия, а рассмотрение его различных аспектов. Многочисленные подходы к решению этой проблемы чаще всего основываются на изучении внешних факторов. Менее изучены факторы, которые влияют на психологическое здоровье детей, становление исходно благополучной психики, и важнейшие условия, определяющие это благополучие.
Психологическое здоровье – это состояние человека, которое характеризуется высоким уровнем личностного развития, пониманием себя и других, наличием представлений о цели и смысле жизни, способностью к управлению собой (личностной саморегуляции), умением правильно относиться к другим людям и к себе, сознанием ответственности за свою судьбу и свое развитие. (И.В. Дубровина)
Рассматривая психологическое здоровье, нужно обратить внимание, что его основу составляет нормальное развитие индивидуальной жизни. Безусловно, на сохранение и укрепление психологического здоровья на высшем уровне влияют факторы риска, которые можно условно разделить на две группы. Это объективные или факторы среды и субъективные, обусловленные индивидуально-личностными особенностями. Уделим внимание факторам среды, которые наиболее значимы для психологического здоровья детей.
Важным фактором является общение ребенка с матерью . Нарушения взаимодействия ребенка с матерью может привести к формированию тревожной привязанности и недоверие к окружающему миру (М. Эйнсворт, Э. Эриксон).
Также важны и взаимоотношения ребенка с отцом, которые являются условием для становления автономности ребенка. Отец в этом возрасте должен быть физически и эмоционально доступен ребенку (Г. Фигдор), но в России отец редко имеет возможность быть рядом с ребенком. Таким образом, и отношения с отцом чаще всего сказываются неблагоприятно на формирование автономности и самостоятельности ребенка.
Ранний возраст является особо значимым для формирования «Я» ребенка. Таким образом, итогом развития в раннем возрасте должно стать формирование автономности, самостоятельности. Несформировавшаяся самостоятельность ребенка в раннем возрасте может явиться источником проблемы выражения гнева и проблемы неуверенности.
Дошкольный возраст очень важен для формирования психологического здоровья ребенка. Самым существенным фактором риска в семейной системе является взаимодействие по типу – «ребенок – кумир семьи» и «отверженный». Следствием таких типов может явиться нарушение в развитии такого важнейшего новообразования дошкольника как способность ребенка воспринимать и учитывать в своем поведении состояние, желания и интересы других людей. Такой ребенок видит мир только с позиции собственных интересов и желаний, не умеет общаться со сверстниками, понимать себя и взрослого.
Следующая группа факторов связана с детскими учреждениями . Следует отметить встречу в детском саду ребенка с первым чужим значимым взрослым — воспитателем, который во многом определяет его последующее взаимодействие со значимыми взрослыми. С воспитателем ребенок получает первый опыт полиадического общения. Как показали исследования, воспитательница не замечает обычного около 50% направленных к ней обращений детей. И это может привести к росту самостоятельности ребенка, снижению его эгоцентризма, а может к неудовлетворению потребности в безопасности, развития тревожности, психосоматизации ребенка.
Кроме того, в детском саду у ребенка может появиться серьезный внутренний конфликт, в случае конфликтных отношений со сверстниками. Внутенный конфликт вызывается противоречиями между требованиями других людей и возможностями ребёнка, он нарушает эмоциональный комфорт, тормозит формирование личности.
В контексте образования проблема формирования исходно благополучного психологического здоровья приобретает особый смысл. Нужно помочь ребенку в соответствии с его возрастом овладеть средствами самопонимания, самопринятия и саморазвития во взаимодействии с окружающими его людьми и в условиях окружающего мира.
Поэтому деятельность взрослых, как родителей, так и работников ДОУ должна включать в себя создание определенных условий, которые обеспечивают духовное развитие каждого ребенка, его душевный комфорт, что лежит в основе психологического здоровья. В связи с этим можно выделить основные задачи воспитания:
- реализация в работе с детьми возможностей развития каждого возраста,
- развитие индивидуальных особенностей детей,
- создание благоприятного для развития ребенка психологического климата,
- оказание психологической поддержки и помощи, как детям, так и окружающим их взрослым.
Решением этих задач являются условия полноценного психического и личностного развития каждого ребенка. Их нарушение мешает своевременной реализации возможностей детей, что ведет к ухудшению психологического здоровья.
Положительный фон настроения одно из таких условий, он также важен для формирования психологического здоровья детей. В последнее время наряду с понятием «положительного фона настроения» используются такие, как эмоциональное благополучие, душевное равновесие. Под положительным фоном настроения эти два понятия излагаются, как способности в различных ситуациях приходить к состоянию внутреннего покоя. Эмоциональное благополучие в работах Г. Г. Филипповой рассматривается как показатель оптимального общего развития. Вопросы эмоционального благополучия ребенка стали предметом исследования продолжателей дела Запорожца А. В. в последние годы. Эмоциональное благополучие является одной из важнейших линий развития ребенка – играет важную роль в формировании «базового» пласта сознания ребенка.
Вопрос эмоционального благополучия ребенка в ДОУ – очень сложная и ответственная задача, поскольку отдельные психологи, да и некоторые родители дошкольников считают, что детский сад и эмоциональное благополучие несовместимы.
Тем не менее, большинство детей дошкольного возраста основную часть своей жизни проводят в детском саду. Детский сад является необходимой и важной ступенькой, ведущей ребенка в сложный, меняющийся и противоречивый социальный мир. Насколько конструктивным будет вхождение в социум, в большей степени зависит от эмоционального самочувствия ребенка в детском саду. Этот вопрос изучали П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, Н. В. Витт, А. Д. Кошелева, рассматривая эмоции как процессы, осуществляющие первичную регуляцию поведения и деятельности ребенка, его ориентацию в окружающем мире.
Г. Г. Филиппова выделяет следующие компоненты эмоционального благополучия ребенка в ДОУ:
эмоция удовольствия – неудовольствия как содержание преимущественного фона настроения,
переживание комфорта как отсутствие внешней угрозы и физического дискомфорта,
переживание успеха – неуспеха в достижении цели,
переживание комфорта в присутствии других людей и ситуациях взаимодействия с ними,
переживание оценки другими результатов активности ребенка.
Важно помнить, что эмоциональное благополучие зависит от различных условий, которые взаимосвязаны и взаимозависимы.
Состояние здоровья тесно связано с эмоциональным комфортом ребенка. Существует некая тождественность здоровья и эмоционального состояния. Так или иначе, заболевание – это некое нарушение баланса, равновесия систем организма, среди которых в первую очередь затрагивается эмоциональная сфера человека. Эмоции в данном случае можно рассматривать как первые позывные, как внешние проявления более сложных внутренних нарушений организма.
Анализ данной проблемы позволил определить некоторые направления работы по формированию психологического здоровья у детей в ДОУ:
- Адаптация ребенка к детскому саду также является условием эмоционального благополучия. Адаптация – процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия, адаптивная способность не является врожденной, а формируется постепенно. Адаптационный период протекает по-разному в зависимости от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, характера семейных отношений и воспитания, условий пребывания в яслях и детском саду.
- Эмоциональное самочувствие ребенка и общее отношение к детскому саду во многом зависят от его отношений со сверстниками. Ребенок чувствует себя гораздо увереннее и спокойнее в обстановке дружеского расположения, когда он может рассчитывать на поддержку и помощь сверстников, на их участие в возможных ситуациях эмоционального комфорта или дискомфорта. Доброжелательные отношения между сверстниками создают положительный эмоциональный климат в группе.
- Очень важным и необходимым условием является хорошее отношение к ребенку взрослых, работающих в ДОУ. Ребенок с радостью идет в тот детский сад, где его ждут, где проявляют к нему искренний интерес, помогают преодолевать неудачу, радуются успехам.
- Обстановка в семье, характер семейных отношений влияют на эмоциональное благополучие и на развитие ребенка. Возникновение эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста связано с психическими травмами (А. Д. Захаров, В. П. Козлов). В детском возрасте психотравмирующие ситуации вытекают из семейных отношений и тесно связаны с тем, как взаимодействуют между собой дети и родители.
Занимаясь с умственным, психическим и физическим развитием ребенка, беспокоясь о его здоровье и гигиене его тела, мы подчас забываем о его духовном развитии. Врач-психотерапевт Э. Кублер-Росс выдвинула идею о том, что здоровье состоит из четырех аспектов: физического, эмоционального, интеллектуального и духовного; и лишь соединение всех этих аспектов и может дать здоровую и полноценную личность. Главная задача сохранения и укрепления здоровья состоит в том, чтобы попытаться сбалансировать эти квадранты вокруг себя.Не эта ли задача взрослых?
Источник
Эмоциональное благополучие как фактор интеллектуального развития, психического и физического здоровья дошкольника.
Наталья Маковкина
Эмоциональное благополучие как фактор интеллектуального развития, психического и физического здоровья дошкольника.
Детство — уникальный период становления и развития личности. В этот период закладываются основные жизненные принципы и фундаментальные качества личности, которые обеспечивают эмоциональный комфорт, личностное благополучие, психологическую устойчивость.
Каждый ребенок в период детства должен чувствовать себя в безопасности. Психологическая безопасность — это состояние психологической защищенности, эмоционально-личностного благополучия в конкретных социально-психологических условиях, а также способность человека отражать неблагоприятные внешние и внутренние воздействия. Это отсутствие ситуаций ущемления прав ребенка и психологического ущерба личности.
Ведущей сферой в психическом развитии ребенка дошкольного возраста, является — эмоциональная. Эмоциональная стабильность — залог психического здоровья детей. Это основа для осознания ребенком себя. Главным условием физического и душевного здоровья ребенка является эмоциональное благополучие.
В дошкольный период формируются основы личности. Ребенок начинает осознавать свое «Я», свою активность и деятельность. Ребенок учится управлять своим поведением и деятельностью, предвидеть ее результат. Также начинает объективно себя оценивать. В этот период усложняется эмоциональная жизнь дошкольника, обогащается эмоциональная сфера ребенка, формируются высшие чувства.
Интенсивно идет познавательное развитие дошкольника. Он овладевает родным языком, учится не только понимать речь, но осваивает фонетику и грамматику родного языка. Развиваются виды и свойства внимания, памяти, воображения. Происходит становление наглядных форм мышления и мыслительных операций анализа, синтеза, обобщения, классификации. Также совершенствуется восприятие цвета, формы, величины, пространства и времени. Речь превращается в орудие мышления и средство познания.
Психологическое здоровье проявляется в позитивных психологических характеристиках, установках и качествах. У дошкольника оно обнаруживается в развитой активности, любознательности, стремлении к самостоятельности, открытости и доверчивости взрослым.
Эмоциональное развитие дошкольника является одним из важнейших условий его воспитания. Психологи акцентируют внимание на том, что раннее неблагополучие аффективных отношений c близкими взрослыми и сверстниками создает опасность нарушения последующего формирования личности.
Считается, что именно в дошкольный период детства благодаря познавательной активности ребенка происходит зарождение и выстраивание его первичного образа мира. Образ мира формируется в процессе развития познавательной сферы.
Познавательная сфера состоит из трех компонентов: познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение, мышление); информация (опыт и достижения, накопленные человечеством); отношение к миру (эмоциональная реакция на отдельные объекты, предметы, явления и события нашего мира). Все компоненты познавательной сферы тесно связаны между собой.
В процессе деятельности и познания окружающего мира, самого себя, в процессе общения со взрослыми и сверстниками ребенок испытывает разнообразные эмоции и чувства. Чувства человека — это отношение его к миру, к тому, что он испытывает и делает в форме непосредственного переживания. Эмоции и чувства — формы отражения действительности, проявляющиеся в отношении ребенка к окружающему миру, удовлетворения или неудовлетворения потребностей.
Важно понимать то, что работа педагогов по познавательному развитию детей дошкольного возраста должна быть направлена на все три компонента познавательной сферы. Необходимо учитывать, что процесс познания ребенка отличается от процесса познания взрослого. Для взрослых людей информация первична, а отношение вторично, а у детей наоборот, отношение первично, а информация вторична.
Таким образом, при всей важности познавательного развития ребенка его гармоничное становление невозможно без эмоционального отношения к окружающему миру. Эмоции влияют на течение всех познавательных процессов, они могут избирательно развивать одни познавательные процессы и тормозить другие. Ребенок, реагирует на предметы, ситуации, людей в зависимости от их значимости, чем важнее, интереснее и привлекательнее, тот или иной предмет или явление, тем лучше он воспринимается. Чем больше ребенку интересна та или иная деятельность, тем больше он изучает эту деятельность. Именно поэтому можно утверждать о возможной взаимосвязи эмоционального, социального и нравственного развития дошкольников.
Л. С. Выготский рассматривает переживания ребенка, его отношение к среде, как важное звено социальной ситуации развития, фиксирующее в себе разнообразное влияние внешних и внутренних условий. Автор указывал на взаимосвязь «аффекта и интеллекта», т. е. связь между развитием познавательной деятельности ребенка и развитием его эмоциональной сферы.
Нарушение эмоциональной сферы вызывает у ребенка затруднения в решении интеллектуальных заданий, что, в свою очередь, оказывает отрицательное влияние на развитие личности.
Невнимательное отношение взрослого к ребенку значительно снижает его социальную активность. Ребенок может замкнуться в себе, становится скованным, неуверенным, готовым расплакаться либо выплеснуть свою агрессию на сверстников. Во взаимоотношениях с ребенком взрослый должен тонко подбирать эмоциональные формы воздействия. Постепенно должна сформироваться своеобразная техника общения, где основой являются положительные эмоции, а отчуждение используется как форма порицания ребенка за серьезный поступок.
Забота о здоровье детей в образовательном пространстве — это национальный приоритет, это забота о безопасности каждого растущего человека сегодня и безопасности нации завтра. Этап дошкольного возраста — это основа обеспечения целостного развития личности ребенка: интеллектуального, эмоционально-нравственного, волевого, социально-личностного.
Разнообразие методов и приёмов, способствующих охране физического и психического здоровья детей Что же такое здоровье? Казалось бы, самый простой ответ гласит: здоровье- это отсутствие болезней. Но такого понимания не достаточно. По.
Индивидуальная беседа для родителей по вопросам психического и физического развития дошкольника Индивидуальная беседа для родителей по вопросам психического и физического развития дошкольника. Тема: «Здоровье ребёнка в наших руках».
Интеграция физического воспитания и интеллектуального развития дошкольников через организацию мини-музея Мини-музей «Мы за спорт!» Ни для кого не секрет, что спортивные соревнования прививают чувство патриотизма, воспитывают гордость за спортивные.
Театрализованная деятельность как главный фактор развития музыкальных способностей у детей с задержкой психического развития «Театрализованная деятельность- как главный фактор развития музыкальных способностей у детей с задержкой психического развития» Аннотация.
Предметно-пространственная среда, как фактор развития и социализации дошкольника Предметно — пространственная среда как фактор развития и социализации дошкольника. Работа со стендовой панелью «Квестовая тропа» В составе.
Семинар-практикум для педагогов «Эмоциональное благополучие педагога, как условие положительного состояния детей» ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ПЕДАГОГА КАК УСЛОВИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ. КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ СНЯТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО.
Семья как основной фактор формирования психического здоровья ребенка Одной из главных функций семьи является воспитание детей. Семья призвана обеспечить правильную организацию жизни ребёнка. Именно эта роль.
Консультация «Общение — важный фактор общего психического развития ребенка» Общение — важный фактор общего психического развития ребенка. “ Речевая культура человека – это зеркало его духовной культуры”. В. А. Сухомлинский.
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья посредством художественно эстетического развития «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их.
Здоровьесберегающая среда как условие физического и психического здоровья детей Здоровье сберегающая среда как условие физического и психического здоровья детей Здоровьесберегающая среда – это гибкая, развивающая, не.
Источник