- Валеология
- Эмоции и их влияние на восприятие в процессе непосредственно образовательной деятельности
- Восприятие эмоций — Emotion perception
- СОДЕРЖАНИЕ
- Режимы восприятия
- Визуальный
- Восприятие лица
- Слуховой
- Обонятельный
- Соматический
- Теория Джеймса-Ланге
- Теория эмоций Кэннона-Барда
- Двухфакторная теория
- Нейронные базы
- Веретенообразная область лица
- Ось HPA
- Миндалевидное тело
- Расстройство восприятия эмоций
- Методы исследования
Валеология
Каждый из нас чаще всего демонстрирует конкретную, обусловленную природой, удобную и привычную для себя форму эмоциональной восприимчивости. В ответ на эмоции партнеров возможны: а) эмоциональная отзывчивость; б) эмоциональная ригидность; в) эмоциональная сопротивляемость.
Присущая индивиду форма эмоциональной восприимчивости вообще и эмоций окружающих в частности вызывает у партнеров ответные реакции — состояние комфорта, неопределенности или дискомфорта.
Эмоциональная отзывчивость на эмоции как устойчивая характеристика индивида заключается в том, что он подвержен эмоционально-энергетическому воздействию со стороны окружающих и при этом его ответные эмоции созвучны эмоциональным состояниям партнера или эмоциональной атмосфере, возникшей в группе.
Эмоционально отзывчивый человек легко и быстро «настраивается» на любую эмоциональную волну окружающих.
Случается, что эмоционально отзывчивые люди поглощены какими-либо проблемами или находятся в дискомфортном настроении, тогда с ними трудно устанавливать эмоциональный контакт. Бывает и так, что эмоционально отзывчивый человек оказывается во власти негативных эмоций партнеров, обладающих более сильной энергией. Тогда он сам страдает от своей реактивности. Вспомните, как очень возбудимые люди легко и быстро отвечают грубостью на грубость, резкостью на резкость. Успокоившись, нередко сожалеют о случившемся.
Таким образом, эмоциональная отзывчивость имеет свои плюсы и минусы. Тем не менее свободный эмоционально-энергетический обмен с окружающими обычно приносит облегчение как самому человеку, так и его партнерам. Это происходит даже в том случае, если выход получают отрицательные энергии.
Эмоциональная отзывчивость вызывает энергетический резонанс между партнерами. Сложение их энергий, заключенных в эмоциях, стимулирует дополнительный психологический эффект взаимодействия — синергизм.
Психическое здоровье человека
Синергизм проявляется в том, что личность манерой взаимодействия с партнерами способствует объединению энергетических потенциалов и увеличению эффективности совместной деятельности. Унисон эмоционально-энергетических сил вызывает существенный психотерапевтический и врачебный эффект. Именно этот феномен эксплуатируют новоявленные врачеватели масс, проводящие сеансы в больших аудиториях. Если врач или сестра воспринимает либо отзывается на эмоционально-энергетические состояния больного, то в этом случае также происходит благотворное сложение энергий.
Эмоциональная ригидность (неподатливость, жесткость) проявляется в том, что личность обычно слабо реагирует на эмоциональную атмосферу общения. В ответ на эмоциональные состояния окружающих проявляются невыразительные, приглушенные, неопределенные эмоции.
У эмоционально-ригидных резонанс с эмоциями окружающих возникает редко (например, только в общении с близкими или с теми, кто особенно понравился, вызвал доверие, чувство безопасности). Психологически комфортно могут чувствовать себя два или несколько партнеров, склонных к эмоциональной сдержанности: их энергетические поля созвучны и потому не возмущают друг друга.
Эмоциональная сопротивляемость характеризуется выключением личности из эмоциональной атмосферы общения. Личность затрудняется строить отношения на эмоциональной основе. Нередко наблюдается эмоционально-энергетический диссонанс, когда состояния партнера или группы вызывают у личности противоположные реакции. Например, если партнер испытывает подъем сил, радуется, то личность, склонная к эмоциональной сопротивляемости, в этот момент начинает раздражаться, капризничать или впадать в депрессию. У некоторых отмечается нечто вроде навязчивой потребности бросать эмоциональный вызов окружающим. Если партнеру хорошо, то во что бы то ни стало надо что-то сказать или сделать, чтобы у него испортилось настроение; если окружающие грустят по какому-то вполне объективному поводу, то эмоционально сопротивляющаяся личность заявляет: «А мне смешно, нашли чему огорчаться».
Объединение личностей, склонных эмоционально сопротивляться групповой атмосфере, оказывает разрушительное воздействие на совместную деятельность.
Эмоционально сопротивляющиеся личности обычно обращают на себя внимание тем, что выпадают из эмоционального контекста общения.
Эмотивная валеология и психоэнергетика человека
присутствующих в аудитории, то эмоционально сопротивляющиеся индивиды едва растянут губы в улыбке. Им не по себе в веселой компании и они неохотно соглашаются принять участие в пикнике. Они не способны разделять чужие радости и успехи. В общем, от них всегда веет холодом. Как правило, от таких людей стараются держаться подальше, их недолюбливают. С такими неприятно говорить даже о погоде. Особенно избегают тех, кто не способен чем-либо компенсировать свой коммуникативный недостаток. Например, человек не обладает достаточным умом, профессиональными качествами, добрым сердцем или другими достоинствами.
Эмоционально отзывчивый партнер, конечно, наиболее предпочтителен. Он способен откликаться на состояние окружающих посредством установления и поддержания идентичных психоэнергетических состояний. Во взаимодействии с ним у партнеров больше шансов быть замеченными и оцененными, выше вероятность получить сочувствие и поддержку. Оказавшись в созвучном биопсихическом поле, партнер становится доверчивым, податливым на убеждение и внушение.
Источник
Эмоции и их влияние на восприятие в процессе непосредственно образовательной деятельности
Ольга Елисеева
Эмоции и их влияние на восприятие в процессе непосредственно образовательной деятельности
Мы с вами знаем, что все психические процессы делятся на
• Эмоциональные
Но деление это очень условно, так как психика целостна и все психические процессы, явления в ней взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чувства и эмоции сопровождают нас на протяжении всей жизни от рождения до смерти. На протяжении всей жизни также происходит их развитие и изменение.
Эмоции – это своеобразная форма отражения человеком действительности, это личностное отношение человека к окружающему и к самому себе.
Эмоции – это состояние, ответная реакция организма на какой-то раздражитель. Бесконечное множество многообразие раздражителей, действующих на нервную систему человека, не оставляет его равнодушным. Так воспоминания, образы, мысли, возникающие в сознании, также возбуждают в нем различные эмоции. Читая эту статью, в данную минуту каждый из вас испытывает какие-то эмоции. Кто-то радость, кто-то интерес, оттого, что узнает что-то новое его. У кого-то прочитанный материал вызывает равнодушие и т. д. Можно сказать о том, что один и тот же раздражитель (будь то звонок в дверь, сообщенная новость по TV или радио) может вызвать различные эмоции у разных людей. Даже если на какой-то раздражитель люди проявляют одну или схожие эмоции, но сила их проявления разная. Например, дети смотрят спектакль, слушают чтение книги, эмоция радости нарисована на детских лицах. При этом один ребенок хохочет, хлопает в ладоши, другой улыбается, третий слегка выражает эмоцию, губы едва растягиваются в улыбке. Различие в проявлении эмоций зависит от
• Типа нервной системы
• Всего социального опыта человека
• воспитания
Различие в проявлении эмоций у детей мы также можем наблюдать в течение всего дня во время различных видов деятельности. Эмоции характеризуются ситуативностью, скоротечностью, неустойчивостью – это их основные отличия от чувств. В дошкольном возрасте эмоции господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, придавая им свою неповторимую окраску и выразительность. Надо отметить, что внешнее проявление эмоций у детей по сравнению с взрослым человеком, носит более бурный, непосредственный и непроизвольный характер. Эмоции ребенка быстро и ярко вспыхивают и столь же быстро гаснут. В этом проявляются психологические особенности ребенка (он только учится управлять своими эмоциями). Другая причина – физиологическая. Нервные окончания до конца не миелинизированы. И возбуждение быстро передается на другие нервные окончания. Если ребенок не один, то его эмоция быстро подхватывается сверстниками. Особенно это «стадное» чувство проявляется в возрасте 2-4 лет. Эмоции, которые испытывают дети, легко прочитываются на лице, в позе, в жесте, во всем поведении ребенка. Ну а мы взрослые должны помочь детям понять и различать свои чувства и чувства и эмоциональные состояния других людей.
Значение эмоций состоит и в том, что они воздействуют на все компоненты познания, в том числе и на восприятие. Например, человек, у которого радостное настроение, воспринимает предложенный материал легче. Если настроение снижено, то и воспринимаемый материал совсем не кажется радужным. С другой стороны и сам процесс восприятия влияет на эмоции. Яркость, новизна, содержательность предлагаемого материала, доступность, учет возрастных особенностей детей, их личностных особенностей, в свою очередь влияют на проявление эмоций. Известно, что в психологии выделяют следующие виды восприятия:
• Зрительное восприятие (рассматривание картинки)
• Слуховое восприятие (слушаем рассказ)
• Осязательное восприятие (соприкосновение с предметами)
Более высокий уровень восприятия – это развитие образного восприятия, когда на основе полученных знаний, опыта у ребенка в сознании возникает тот или иной образ.
Когда мы обсуждали предложенную тему, готовились к этому мероприятию, у нас было много вопросов,сомнений: как же на занятиях логопеда или дефектолога развивать образное восприятие, когда основные задачи
• Формирование связной речи
Пришли к следующему выводу, что, обладая профессиональными качествами (знание программ, психологических и личностных особенностей детей, творческий подход) и коммуникативными умениями, педагог, решая свои основные задачи, работает попутно и над развитием эмоций и над развитием образного восприятия. Приемы, которыми пользуется педагог,мы обозначили следующие:
• Имитационные игры (мимические, пантомимические)
• Звуки природы или др. звуки
• Вербализация – речевое сообщение о воспринимаемом образе (наиболее сложный прием).
Важно, чтобы предлагаемый материал был эмоционально окрашен, доступен, понятен, интересен, обладал новизной, тогда и образное восприятие будет целостным.
Фотоотчёт о проведении литературного досуга «В гостях у дедушки Корнея» Литературно-речевые досуги широко используются во всех возрастных группах детского сада. Они позволяют оценить речевое развитие детей, понять,.
Настольные игры Приходя в детский сад утром наши малыши любят поиграть в настольные игры в которых они сплачиваются между собой учатся играть дружно придерживаться.
Источник
Восприятие эмоций — Emotion perception
Восприятие эмоций относится к способностям и способностям распознавать и идентифицировать эмоции у других в дополнение к вовлеченным биологическим и физиологическим процессам. Эмоции обычно рассматриваются как состоящие из трех компонентов: субъективный опыт, физические изменения и когнитивная оценка; Восприятие эмоций — это способность принимать точные решения о субъективном опыте другого человека, интерпретируя его физические изменения с помощью сенсорных систем, ответственных за преобразование этих наблюдаемых изменений в ментальные представления. Считается, что способность воспринимать эмоции является как врожденной, так и подверженной влиянию окружающей среды, а также является важным компонентом социальных взаимодействий. То, как эмоция переживается и интерпретируется, зависит от того, как она воспринимается. Точно так же то, как воспринимаются эмоции, зависит от прошлого опыта и интерпретаций. Эмоции можно точно уловить у людей. Эмоции можно воспринимать визуально, на слух, через запах, а также через телесные ощущения, и считается, что этот процесс отличается от восприятия неэмоционального материала.
СОДЕРЖАНИЕ
Режимы восприятия
Эмоции можно воспринимать через зрительные, слуховые, обонятельные и физиологические сенсорные процессы. Невербальные действия могут предоставить социальным партнерам информацию о субъективных и эмоциональных состояниях. Считается, что эта невербальная информация имеет особое значение, и предполагается, что сенсорные системы и определенные области мозга специализируются на декодировании эмоциональной информации для быстрой и эффективной обработки.
Визуальный
Зрительная система является основным способом восприятия для того , как люди получают эмоциональную информацию. Люди используют эмоциональные сигналы, отображаемые социальными партнерами, для принятия решений относительно своего аффективного состояния . Эмоциональные сигналы могут быть в форме выражений лица , которые на самом деле представляют собой комбинацию многих отдельных групп мышц на лице или позы тела (по отдельности или по отношению к другим), или обнаружены путем интерпретации ситуации или среды, в которых, как известно, определенные эмоциональные свойства (например, похороны , свадьба , зона боевых действий , страшный переулок и т. д.). Хотя визуальная система является средством сбора эмоциональной информации, именно когнитивная интерпретация и оценка этой информации придают ей эмоциональную ценность, собирают соответствующие когнитивные ресурсы и затем инициируют физиологический ответ. Этот процесс ни в коем случае не является исключительным для визуального восприятия и на самом деле может значительно перекрываться с другими способами восприятия, предполагая, что эмоциональная сенсорная система включает несколько процессов восприятия, все из которых обрабатываются через аналогичные каналы.
Восприятие лица
Большое количество исследований, посвященных восприятию эмоций, сосредоточено на том, как люди воспринимают эмоции в выражениях лиц других людей. Независимо от того, классифицируется ли эмоция, содержащаяся на чьем-то лице, категорически или по параметрам валентности и возбуждения , лицо дает надежные сигналы для субъективного эмоционального состояния. Какими бы эффективными ни были люди в определении и распознавании эмоций на чужом лице, точность значительно снижается для большинства эмоций, за исключением счастья, когда черты лица перевернуты (т. восприятие лица включает в себя идентификацию пространственных особенностей, которые напоминают прототипное лицо, так что два глаза расположены над носом, который находится над ртом; любое другое формирование черт лица не сразу образует лицо и требует дополнительных пространственных манипуляций, чтобы идентифицировать такие черты как напоминающие лицо.
Дискретные и размерные виды
Исследования по классификации воспринимаемых эмоций были сосредоточены на дебатах между двумя принципиально разными точками зрения. Одна сторона дискуссии утверждает, что эмоции — это отдельные и дискретные сущности, тогда как другая сторона предполагает, что эмоции можно классифицировать как ценности по измерениям валентности (положительный против отрицательного) и возбуждения (спокойный / успокаивающий против возбуждения / волнения). Психолог Пол Экман поддержал концепцию дискретных эмоций в своей новаторской работе, в которой сравнивалось восприятие и выражение эмоций в грамотных и дописьменных культурах. Экман пришел к выводу, что способность производить и воспринимать эмоции является универсальной и врожденной, и что эмоции категорически проявляются как базовые эмоции ( гнев , отвращение , страх , счастье , печаль , презрение , удивление и, возможно, презрение ). Альтернативное пространственное видение получило поддержку со стороны психолога Джеймса Рассела, который больше всего известен своим вкладом в преодоление эмоций. Рассел описал эмоции как конструкции, которые лежат в измерениях валентности и возбуждения, и именно комбинация этих ценностей определяет эмоции. Психолог Роберт Плутчик попытался примирить эти взгляды и предложил считать определенные эмоции «первичными эмоциями», которые сгруппированы положительно или отрицательно, а затем могут быть объединены для образования более сложных эмоций, иногда считающихся «вторичными эмоциями», таких как раскаяние , вина и т. Д. покорность и ожидание . Плутчик создал «колесо эмоций», чтобы обрисовать свою теорию.
Культура
Культура играет важную роль в восприятии эмоций, особенно в восприятии лица. Хотя черты лица передают важную информацию, верхняя (глаза / брови) и нижняя (рот / нос) области лица обладают различными качествами, которые могут предоставлять как последовательную, так и противоречивую информацию. Поскольку ценности, этикет и качество социальных взаимодействий различаются в зависимости от культуры, считается, что восприятие лица соответственно модерируется. В западных культурах, где явные эмоции являются повсеместным явлением, эмоциональная информация в основном получается при просмотре черт рта, который является наиболее выразительной частью лица. Однако в восточных культурах, где открытое эмоциональное выражение менее распространено и, следовательно, рот играет меньшую роль в эмоциональном выражении, эмоциональная информация чаще получается при просмотре верхней части лица, в первую очередь глаз. Эти культурные различия предполагают наличие сильного экологического и научного компонента в выражении эмоций и их восприятии.
Контекст
Хотя выражения лица передают ключевую эмоциональную информацию, контекст также играет важную роль как в предоставлении дополнительной эмоциональной информации, так и в модулировании того, какая эмоция на самом деле воспринимается в выражении лица. Контексты бывают трех категорий: контекст, основанный на стимулах, в котором лицо физически представлено другим сенсорным входом, имеющим информационную ценность; контекст, основанный на восприятии, в котором процессы в мозгу или теле воспринимающего могут формировать восприятие эмоций; и культурные контексты, которые влияют либо на кодирование, либо на понимание действий лица.
Слуховой
Слуховая система может предоставить важную эмоциональную информацию об окружающей среде. Голоса , крики, бормотание и музыка могут передавать эмоциональную информацию. Эмоциональные интерпретации звуков обычно довольно последовательны. Традиционно восприятие эмоций в голосе определялось с помощью исследований, в ходе которых с помощью просодических параметров, таких как высота звука и продолжительность , анализировался способ, которым говорящий выражает эмоцию, известный как кодирование . В качестве альтернативы слушатель, который пытается идентифицировать конкретную эмоцию в соответствии с намерениями говорящего, может расшифровать эмоцию. Более сложные методы включают в себя манипулирование или синтез важных просодических параметров в речевом сигнале (например, высота звука, продолжительность, громкость, качество голоса) как в естественной, так и в смоделированной эмоциональной речи. Высота звука и продолжительность обычно больше способствуют распознаванию эмоций, чем громкость. Давно известно, что музыка обладает эмоциональными качествами и является популярной стратегией регулирования эмоций. Когда профессионалов в области музыки попросили оценить эмоции, присутствующие в классической музыке, они могли определить все шесть основных эмоций, среди которых счастье и печаль представлены наиболее часто и в порядке убывания важности: гнев, страх, удивление и отвращение. Эмоции счастья, печали, страха и умиротворения можно ощутить за короткий промежуток времени, всего 9–16 секунд, включая только инструментальные музыкальные фрагменты.
Обонятельный
Ароматы и запахи также влияют на настроение, например, с помощью ароматерапии, и люди могут извлекать эмоциональную информацию из запахов так же, как они могут из мимики и эмоциональной музыки. Запахи могут иметь возможность оказывать свое воздействие посредством обучения и осознанного восприятия, так что реакции, обычно связанные с конкретными запахами, усваиваются через ассоциацию с соответствующими им эмоциональными переживаниями. Глубокие исследования документально подтвердили, что эмоции, вызываемые запахами, как приятными, так и неприятными, влияют на те же физиологические корреляты эмоций, которые наблюдаются с другими сенсорными механизмами.
Соматический
Теории эмоций сосредоточены на восприятии, субъективном опыте и оценке. Преобладающие теории эмоций и восприятия эмоций включают, какой тип эмоции воспринимается, как эмоция воспринимается соматически и на какой стадии события эмоция воспринимается и преобразуется в субъективное, физическое переживание.
Теория Джеймса-Ланге
Следуя влиянию Рене Декарта и его идей о разделении тела и разума, в 1884 году Уильям Джеймс предложил теорию, согласно которой человеческое тело не действует в ответ на наше эмоциональное состояние, как подсказывает здравый смысл, а, скорее, мы интерпретировать наши эмоции на основе нашего уже настоящего телесного состояния. По словам Иакова, «нам грустно из-за того, что мы плачем, злимся из-за того, что мы ударяем, мы боимся из-за того, что дрожим, и не плачем, не ударяем и не дрожим из-за сожаления, гнева или страха, в зависимости от обстоятельств». Джеймс считал, что это особые и отличные физические паттерны, которые отображают определенные переживаемые эмоции. В то время психолог Карл Ланге пришел к такому же выводу о переживании эмоций. Таким образом, идея о том, что испытываемые эмоции являются результатом восприятия определенных паттернов телесных реакций, называется теорией эмоций Джеймса-Ланге. В поддержку теории эмоций Джеймса-Ланге Сильван Томкинс в 1963 году предложил гипотезу лицевой обратной связи; он предположил, что выражение лица действительно вызывает переживание эмоций, а не наоборот. Эта теория была проверена в 1974 году Джеймсом Лэрдом в эксперименте, в котором Лэрд просил участников держать карандаш либо между зубами (искусственно вызывая улыбку), либо между верхней губой и носом (искусственно вызывая хмурое выражение), а затем оценивал карикатуры. Лэрд обнаружил, что участники, державшие карандаш между зубами, оценили эти карикатуры как более смешные. Кроме того, Пол Экман записал обширные физиологические данные, в то время как участники позировали его основные эмоциональные выражения лица и обнаружил, что частота сердечных сокращений повышается из-за печали, страха и гнева, но не меняется вообще в случае счастья, удивления или отвращения, а температура кожи повышается, когда участники вызванный гнев, но не другие эмоции. Хотя современные психологи все еще согласны с теорией эмоций Джеймса-Ланге, человеческие субъективные эмоции сложны, и физические реакции или предшествующие факторы не полностью объясняют субъективные эмоциональные переживания.
Теория эмоций Кэннона-Барда
Уолтер Брэдфорд Кэннон и его докторант Филип Бард согласились, что физиологические реакции играют решающую роль в эмоциях, но не верили, что одни только физиологические реакции могут объяснить субъективные эмоциональные переживания. Они утверждали, что физиологические реакции были слишком медленными по сравнению с относительно быстрым и интенсивным субъективным осознанием эмоций и что часто эти эмоции похожи и незаметны для людей в такой короткий промежуток времени. Кэннон предположил, что разум и тело действуют независимо при переживании эмоций, так что разные области мозга (кора или подкорка) независимо обрабатывают информацию от вызывающего эмоции стимула и одновременно вызывают как эмоциональную, так и физическую реакцию. Лучше всего это проиллюстрировать, представив встречу с медведем гризли; вы одновременно испытаете страх, начнете потеть, почувствуете учащенное сердцебиение и попытаетесь бежать. Все это произойдет одновременно.
Двухфакторная теория
Стэнли Шахтер и его докторант Джером Сингер сформулировали свою теорию эмоций, основываясь на доказательствах того, что без фактического стимула, вызывающего эмоции, люди не могут приписывать определенные эмоции своему телесному состоянию. Они считали, что в восприятии эмоций должен быть когнитивный компонент, помимо физических изменений и субъективных ощущений. Шахтер и Сингер предположили, что, когда кто-то сталкивается с таким стимулом, вызывающим эмоции, он немедленно распознает свои телесные симптомы (потливость и учащенное сердцебиение в случае медведя гризли) как эмоциональный страх. Их теория была разработана в результате исследования, в котором участникам вводили либо стимулятор (адреналин), который вызывает учащенное сердцебиение, потливость ладоней и тряску, либо плацебо. Затем участникам либо рассказывали, каковы эффекты препарата, либо ничего не говорили, а затем помещали в комнату с человеком, которого они не знали, который, согласно плану исследования, либо играл с хула-хупом, либо делал бумажные самолетики. (состояние эйфории) или задавайте участнику интимные, личные вопросы (состояние гнева). Они обнаружили, что участники, которые знали, как действует препарат, приписывали свое физическое состояние эффектам препарата; однако те, кто не знал о лекарстве, которое они получили, объясняли свое физическое состояние ситуацией с другим человеком в комнате. Эти результаты привели к выводу, что физиологические реакции способствовали эмоциональному переживанию, способствуя сфокусированной когнитивной оценке данного физиологически возбуждающего события, и что эта оценка определяла субъективное эмоциональное переживание. Таким образом, эмоции были результатом двухэтапного процесса: во-первых, физиологического возбуждения в ответ на вызывающий стимул, а во-вторых, когнитивной обработки контекста, в котором возник стимул.
Нейронные базы
Восприятие эмоций — это прежде всего когнитивный процесс, управляемый определенными системами мозга, которые, как считается, специализируются на выявлении эмоциональной информации и последующем выделении соответствующих когнитивных ресурсов для подготовки тела к ответной реакции. Взаимосвязь между различными регионами все еще неясна, но несколько ключевых регионов были задействованы в определенных аспектах восприятия и обработки эмоций, включая области, которые, как предполагается, участвуют в обработке лиц и эмоциональной информации.
Веретенообразная область лица
Веретенообразная область лица, часть веретенообразной извилины, является областью, которая, по мнению некоторых, специализируется на идентификации и обработке человеческих лиц, хотя другие подозревают, что она отвечает за различение хорошо известных объектов, таких как автомобили и животные. Исследования нейровизуализации обнаружили активацию в этой области в ответ на то, что участники просматривали изображения прототипов лиц, но не скремблированные или перевернутые лица, предполагая, что эта область специализирована для обработки человеческих лиц, но не другого материала. Эта область была областью растущих дебатов, и хотя некоторые психологи могут подходить к области веретенообразной формы лица упрощенно, поскольку она специализируется на обработке человеческих лиц, более вероятно, что эта область участвует в визуальной обработке многих объектов, в частности знакомые и распространенные в окружающей среде. Нарушения способности распознавать тонкие различия в лицах могут значительно затруднить восприятие и обработку эмоций и иметь серьезные последствия, включая социальные взаимодействия и соответствующие биологические реакции на эмоциональную информацию.
Ось HPA
Гипоталамо — гипофизарно — надпочечниковой (HPA) оси играет роль в восприятии эмоций через посредничество физиологической реакции на стресс . Это происходит за счет высвобождения гипоталамического кортикотропин-рилизинг-фактора , также известного как кортикотропин-рилизинг-гормон (CRH), из нервных окончаний в срединном возвышении, возникающем в паравентрикулярном ядре , который стимулирует высвобождение адренокортикотропина из передней доли гипофиза, что, в свою очередь, вызывает высвобождение из кортизола из коры надпочечников. Считается, что этот прогрессивный процесс, завершающийся высвобождением глюкокортикоидов в раздражители окружающей среды, инициируется миндалевидным телом, которое оценивает эмоциональную значимость наблюдаемых явлений. Высвобождаемые глюкокортикоиды обеспечивают отрицательную обратную связь в системе, а также в гиппокампе , который, в свою очередь, регулирует отключение этой биологической реакции на стресс. Именно благодаря этой реакции информация кодируется как эмоциональная и телесная реакция, что делает ось HPA важным компонентом в восприятии эмоций.
Миндалевидное тело
Миндалина по- видимому, играет особую роль во внимании к эмоциональным стимулам. Миндалевидное тело — это небольшая миндалевидная область в передней части височной доли. Несколько исследований приматов, не относящихся к человеку, и пациентов с поражениями миндалины, в дополнение к исследованиям, использующим методы функциональной нейровизуализации, продемонстрировали важность миндалевидного тела при идентификации лица и взгляда. Другие исследования подчеркнули важность миндалевидного тела для идентификации эмоциональных выражений, проявляемых другими, в частности эмоций, связанных с угрозой, таких как страх, а также печали и счастья. Кроме того, миндалевидное тело участвует в реакции на не-лицевые проявления эмоций, включая неприятные слуховые, обонятельные и вкусовые раздражители, а также в памяти эмоциональной информации. Миндалевидное тело получает информацию как от таламуса, так и от коры головного мозга; информация от таламуса является приблизительной по деталям, и миндалевидное тело получает это очень быстро, в то время как информация от коры головного мозга гораздо более детализирована, но получается медленнее. Кроме того, роль миндалины в модуляции внимания к стимулам, специфичным для эмоций, может происходить через проекции из центрального ядра миндалины на холинергические нейроны, которые снижают пороги активации корковых нейронов и усиливают обработку корковой информации.
Расстройство восприятия эмоций
Существует большая индивидуальная разница в восприятии эмоций, и определенные группы людей демонстрируют аномальные процессы. Некоторые расстройства частично классифицируются по неадаптивному и ненормальному восприятию эмоций, в то время как другие, такие как расстройства настроения , демонстрируют эмоциональную обработку, соответствующую настроению. Приводит ли ненормальная обработка информации к обострению определенных расстройств или является результатом этих расстройств, пока неясно, однако трудности или дефицит в восприятии эмоций распространены среди различных расстройств.
Исследования по изучению восприятия лица и эмоций у аутичных людей неубедительны. Предыдущие исследования выявили нетипичные, разрозненные стратегии обработки лица у аутичных людей и лучшую память на нижние по сравнению с верхними частями лица и повышенную способность распознавать частично скрытые лица. Люди с аутизмом, как правило, демонстрируют дефицит социальной мотивации и опыта, что может ухудшить общее восприятие лиц, а это, в свою очередь, может привести к аномальной корковой специализации лиц и снижению эффективности обработки. Однако эти результаты не были адекватно воспроизведены, и метаанализ не выявил различий в обработке лиц между типично развивающимися и аутичными людьми, хотя у аутичных людей достоверно хуже память лица и зрительное восприятие, что могло опосредовать восприятие лица и, возможно, эмоций. Лица, страдающие шизофренией, также испытывают трудности со всеми типами восприятия выражения эмоций на лице, включая контекстную информацию при принятии аффективных решений, и даже с восприятием лица в целом. Нейропатологические и структурные нейровизуализационные исследования этих пациентов продемонстрировали нарушение целостности нейронных клеток и уменьшение объема миндалевидного тела, островка, таламуса и гиппокампа, а исследования с использованием функциональных методов нейровизуализации продемонстрировали неспособность активировать лимбические области в ответ на эмоциональные стимулы. которые могут способствовать нарушению психосоциального функционирования.
У пациентов с большим депрессивным расстройством исследования продемонстрировали либо общие, либо специфические нарушения в идентификации эмоциональных выражений лица, либо предвзятость в отношении определения выражений как грустных. Нейропатологические и структурные нейровизуализационные исследования у пациентов с большим депрессивным расстройством показали аномалии в субгенуальной передней поясной извилине и уменьшение объема в гиппокампе, вентральных полосатых областях и миндалевидном теле.
Точно так же тревога обычно связана с тем, что люди способны воспринимать угрозу, когда на самом деле ее нет, и быстрее ориентироваться на угрожающие сигналы, чем на другие сигналы. Тревога связана с усилением ориентации на угрозу, поддержанием внимания к угрозе на поздней стадии или, возможно, с избеганием бдительности, или с усилением ориентации на ранней стадии и избеганием на более поздней стадии. Как форма тревоги, посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) также было связано с ненормальным вниманием к угрожающей информации, в частности, к угрожающим стимулам, относящимся к личностно значимой травме , что делает такую предвзятость в этом контексте уместной, но не из возможных. контекст, неадаптивный. Такая обработка эмоций может также изменить способность человека точно оценивать эмоции других людей. Отмечалось, что у матерей с посттравматическим стрессовым расстройством, связанным с насилием, снижена медиальная префронтальная кортикальная активация в ответ на то, что они видят своих и незнакомых малышей в беспомощном или тревожном психическом состоянии, что также связано с тяжестью симптомов посттравматического стрессового расстройства у матери, стрессом для родителей и трудностями. в выявлении эмоций, что, в свою очередь, влияет на деликатный уход. Более того, жестокое обращение с детьми и жестокое обращение с детьми также были связаны с предвзятостью обработки эмоций, в первую очередь в отношении эмоции гнева, связанной с конкретным опытом. Исследования показали, что дети, подвергшиеся насилию, проявляют предвзятость внимания к сердитым лицам, так что они склонны интерпретировать даже двусмысленные лица как сердитые по сравнению с другими эмоциями и с трудом отстраняются от таких выражений, в то время как другие исследования показали, что дети, подвергшиеся насилию, демонстрируют внимательное избегание сердитых лиц. Считается, что он способен реагировать на гневные эмоции, поскольку это может быть предвестником опасности и вреда, и быстрое выявление даже легких сигналов гнева может облегчить ребенку способность избежать ситуации, однако такие предубеждения считаются неадаптивными при гневе. чрезмерно идентифицируется в неподходящих контекстах, и это может привести к развитию психопатологии.
Методы исследования
Исследователи используют несколько методов, предназначенных для изучения предубеждений в отношении эмоциональных стимулов, чтобы определить значимость конкретных эмоциональных стимулов, популяционные различия в восприятии эмоций, а также отклонения внимания в сторону или от эмоциональных стимулов. Задачи обычно используемые включают модифицированную задачу Stroop , в задачу зонда точки , визуальные задачи поиска и пространственные задачи Каинга . Задача Струпа или модифицированная задача Струпа отображает разные типы слов (например, угрожающие и нейтральные) разными цветами. Затем участника просят определить цвет слова, игнорируя фактическое семантическое содержание. Увеличение времени отклика для обозначения цвета слов с угрозами по сравнению с нейтральными словами предполагает смещение внимания в сторону такой угрозы. Однако задача Струпа имеет некоторые трудности интерпретации в дополнение к отсутствию учета измерения пространственного распределения внимания. Чтобы устранить некоторые ограничения задачи Струпа, задача точечного зондирования отображает два слова или изображения на экране компьютера (одно вверху или слева, а другое внизу или справа, соответственно) и после краткой презентации стимулов, часто менее 1000 мс, зонд появляется в местоположении одного из двух стимулов, и участников просят нажать кнопку, указывающую местоположение зонда. Различное время реакции между целевым (например, угрозой) и нейтральным стимулом приводит к смещению внимания к целевой информации с более коротким временем отклика, когда зонд находится на месте целевого стимула, указывая на смещение внимания к этому типу информации. В другой задаче, которая исследует пространственное распределение внимания, задача визуального поиска просит участников обнаружить целевой стимул, встроенный в матрицу отвлекающих факторов (например, сердитое лицо среди нескольких нейтральных или других эмоциональных лиц или наоборот). Более быстрое время обнаружения для поиска эмоциональных стимулов среди нейтральных стимулов или более быстрое время обнаружения для поиска нейтральных стимулов среди эмоциональных отвлекающих факторов указывает на смещение внимания к таким стимулам. Задача пространственной привязки просит участников сосредоточиться на точке, расположенной между двумя прямоугольниками, в которой предоставляется сигнал, либо в виде одного из светящихся прямоугольников, либо в виде некоторых эмоциональных стимулов, появляющихся в одном из прямоугольников, и этот сигнал либо направляет внимание. к фактическому расположению целевых стимулов или от него. Затем участники нажимают кнопку, указывающую местоположение целевых стимулов, с более быстрым временем отклика, указывающим на смещение внимания к таким стимулам. В задаче морфинга участники постепенно прокручивают фотографию лица от нейтрального выражения к эмоции или от одной эмоции к другой и должны указать, в каком кадре появляется каждая эмоция на лице. Недавно представленный метод заключается в отображении динамических лиц (видеоклипы) и измерении времени вербальной реакции (в микрофон); он более точен, чем предыдущие решения: вербальные реакции на шесть основных эмоций различаются по частоте попаданий и времени реакции.
Источник