Эмоционально личностное общение со взрослыми

Роль общения со взрослыми в развитии ребенка

светлана тубасова
Роль общения со взрослыми в развитии ребенка

Развитие ребенка, в рамках теории культурно-исторического развития, понимается Л. С. Выготским как процесс присвоения детьми общественно-исторического опыта, накопленного предшествующими поколениями. Извлечение этого опыта возможно при общении со старшими. При этом общение играет решающую роль не только в обогащении содержания детского сознания, но и обуславливает его структуру.

Если обобщить влияние общения на общее психическое развитие ребенка, то можно сказать,что:

1) оно ускоряет ход развития детей (появление и последующее развитие как операционально-технических, так и перцептивных навыков);

2) оно позволяет преодолеть неблагоприятную ситуацию (так например, прослушивание детьми в интернатах магнитофонной речи, в случае включения в живое общение с окружающим, способствует нормализации речи при отставании ее развития);

3) оно же позволяет исправить дефекты, возникшие у детей при неправильном воспитании.

Это влияние, по мнению А. А. Бодалева, прослеживается во многих сферах психического развития: начиная от области любознательности детей и заканчивая развитием личности и осуществляется благодаря тому,что:

— для детей младшего возраста взрослый является богатейшим источником разнообразных воздействий (сенсомоторных, слуховых, тактильных и др.);

— при обогащении опыта ребенка взрослый сначала знакомит его с чем-то, а затем нередко ставят задачу перед ним овладеть каким-то новым навыком;

взрослый осуществляет подкрепление усилий ребенка, их поддержку и коррекцию;

ребенок в контактах со взрослыми наблюдает его деятельность и черпает в ней образцы для подражания.

Л. Н. Галигузова, Е. О. Смирнова выделяют несколько типов средств общения, с помощью которых дети взаимодействуют со взрослыми:

— экспрессивно-мимические: возникают в онтогенезе первыми (в течении первых двух месяцев жизни) и служат одновременно как проявлением эмоциональных состояний ребенка, так и активными жестами, которые адресованы окружающим; они также выражают содержание общения, которое не может быть передано с необходимой точностью через другие средства — внимание, интерес и т. п.

— предметно-действенные: возникают позднее (до 3-х лет) и имеют также знаковую функцию, без которой не возможно взаимопонимание между людьми; отличаются от экспрессивно-мимических большей произвольностью;

— речевые операции: позволяют выйти за пределы частной ситуации и наладить более широкое взаимодействие.

Поскольку общение ребенка со взрослыми на разных этапах его развития имеет свою специфику и служит разным целям, рассмотрим его последовательно.

Сразу после рождения у ребенка отсутствует общение со взрослыми: он не отвечает на их обращения и сам ни к кому не адресуется. Но уже после 2-го месяца жизни он вступают во взаимодействие которое можно считать общением: он начинает развивают особую активность, объектом которой является взрослый.Эта активности проявляется в форме:

— внимания и интереса ребенка ко взрослому;

— эмоциональных проявлений у ребенка ко взрослому;

— инициативных действий, направленных на привлечение внимания взрослого;

— чувствительности ребенка к отношению оценке взрослого.

Общение со взрослыми у младенцев играет как бы пусковую роль в развитии реагирования на важные раздражители. М. И. Лисина отмечает, что младенец начинает реагировать на голос взрослого раньше, чем на другие первосигнальные раздражители. Без такого контакта со взрослыми наблюдается замедление других реакций на слуховые и зрительные раздражители. Затем, по мере развития способности к сосредоточению (слуховому, зрительному и др.) у ребенка появляется комплекс оживления, сочетающий в себе зачатки эмоционального отношения ребенка с окружающими, речи о хватательной реакции. Мать (или другой близкий взрослый) не только удовлетворяет ребенка в кислороде, раздражителях и сосании (т. е. обеспечивает выживание ребенка и удовлетворение его первичных потребностей, но и влияет на развитие активной ответной деятельности. Говоря об ответной деятельности, следует упомянуть о схемах развития потребности в общении. Она (потребность) не является генетически обусловленной, а формируется на основе других потребностей (органических)по принципу:

Читайте также:  Настроение поднимается само собой

— внимание взрослого;

— устранение дискомфорта этим взрослым.

Другая схема — это стремление к новым впечатлениям. В совокупности они способствуют выделению взрослого в окружающем ребенка мире. Решающее же значение в развитии этой потребности приобретает позиция взрослого в отношении к ребенку — опережение достигнутого ребенком уровня и истолкование его поведения как деятельности разумного субъекта.

А. П. Воронова, О. В. Защиринская отмечают, что в случае лишения ребенка возможности общения с близким взрослым в этом периоде происходит следующее. Основным «симптомом» здесь будет резкое замедление всех сторон развития ребенка.Это проявляется в:

— отсутствии сформированной речи;

— отставании в умственном развитии;

— трудностях в установления прочных взаимоотношений со взрослыми;

— недостатке инициативности, замедлении развития эмоциональной деятельности, а также упрощении эмоциональной сферы;

— двигательной вялости и компенсационных движения.

— сниженном общем коэффициенте развития.

Три вида деприваций — сенсорная, двигательная и социальная — присутствуют в разном соотношении при лишении общения с близким взрослым в этом возрасте. Таким взрослым чаще всего является мать, лишение общения с которой вызывает отдельный тип депривации названный — материнской. Влияние ранних эмоциональных связей матери и ребенка на дальнейшее развитие последнего было доказано во многих экспериментах. Так, дети из детских учреждений интернатского типа, в 7 раз чаще испытывают страх при помещении их в новую, непривычную обстановку (здесь и далее данные в сравнении с детьми из обычных семей). Это можно объяснить тем, что для успешного освоения нового пространства, новых игр ребенку нужна мать, которая позволяет ему испытывать не страх и тревогу при столкновении с новых (неизвестным, а интерес и любопытство. Это же объясняет и отсутствие базового доверия к миру у этих детей. Для его возникновения необходимы два условия,которых лишены дети из интернатов: теплота материнской заботы и ее постоянство.

Одно из последствий материнской депривации — это формирование названного Дж. Боулби «безэмоционального характера»: интеллектуальное отставание, неумение вступать в значимые отношения с окружающими, вялость эмоциональных реакций, агрессивность, неуверенность в себе.

В результате анализа литературы, найдены подтверждения доминирующей роли общения со взрослыми в развитии ребенка.

Культура общения дошкольников. Формирование навыков речевого общения со сверстниками и взрослыми Используются следующие методы: беседа с воспитателями и детьми (на занятиях, во время прогулки и в повседневной жизни). Основные навыки.

«Роль сказки в речевом развитии детей» «Роль сказки в речевом развитии детей» С самого раннего возраста сказка входит в жизнь ребенка, сопровождает на протяжении всего дошкольного.

Роль театрализованной деятельности в развитии дошкольников Я хочу представить Вашему вниманию опыт работы по теме «Роль театрализованной деятельности в развитии дошкольников». Слайд 1 Слайд 2 Вы.

Невербальная коммуникация: понятие, средства и роль в процессе общения ВведениеЖесты, мимика, интонации — важнейшая часть общения. Порой с помощью этих средств (их называют невербальными) можно сказать гораздо.

Особенности общения дошкольников с родителями и взрослыми Введение Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии и становлении разумного, культурного поведения.

Роль дидактической игры в развитии ребёнка Роль дидактической игры в развитие ребёнка. Воспитатель детского сада №18 г. Саратова Шустова Ирина Васильевна. «Маленькие дети…играют,.

Роль игры в развитии математических способностей ребенка «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка.

Роль семьи в развитии личности Цель и мотив воспитания ребенка — это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям жизнь этого ребенка. Несомненно, педагогические.

Читайте также:  Актуальность проблемы профилактики эмоционального выгорания педагогов

Тема: «Роль театра в развитии творческих способностей ребенка» У детей данного возраста слабо развит интерес к театрализованной деятельности и к творчеству в целом. Если в развитии творческих способностей.

Возрастные отклонения в развитии речи ребенка. Как определить отклонения в речевом развитии ребенка? Активная речь ребенка проходит несколько этапов развития. Самым первым проявлением речи ребенка является крик. 2-3 месяца. На смену крику.

Источник

Эмоциональное общение и его особенности: от чего зависит исход коммуникации

Практикующий психолог. Занимаюсь вопросами преодоления насилия в семье, оди.

Практикующий психолог, гештальт-терапевт. Закончила Тольяттинский Государ.

Эмоциональное общение возникает в самом раннем возрасте. Еще не умея гулить, ребенок реагирует на присутствие мамы, радуется ее приходу. В дальнейшем, с появлением речи, навыки такого общения не пропадают, наоборот, получают более осознанное развитие, дополняют умение разговаривать. Во взрослом возрасте эмоциональное общение является важным элементом взаимодействия, который поддерживает связи между людьми, обеспечивает установление дружеских, семейных, рабочих отношений.

Что же такое эмоциональное общение

Эмоции – одно из первых проявлений отношения человека к окружающему миру, в них заключается то, как он оценивает происходящее, переживает его. Ты можешь сказать на словах, что тебе нравится новая песня любимого исполнителя. Но если слова не будут иметь эмоциональной окраски или будут произнесены без улыбки, то в их правдоподобность никто не поверит.

Другой пример – комплименты. Обычно в них вкладываются эмоции, восхищение. Но если произносить их с недоброжелательным выражением лица, небрежно, то комплименты превращаются в насмешку или выражение презрения.

Особенность эмоционального общения в том, что кроме слов в нем присутствуют разные способы выражения отношения к происходящему. Среди них:

  • Мимика. Открытая улыбка говорит о доверии, счастье, радости. Натянутая улыбка – свидетельство неискренности. Хмурые брови – признак недовольства.
  • Жесты. Открытый, счастливый человек много жестикулирует; движения – активные, ничем нестесненные. При возникновении проблем или недоверия жесты становятся более зажатыми, скупыми.
  • Поза. Всем известно, что скрещенные руки и ноги – признак недоверия, стремления защититься от влияния или вторжения другого человека. Наоборот, если сидящий человек наклонен вперед, он проявляет заинтересованность.

Три правила общения

  • Интонации. Слова можно сказать, как будто выплюнуть от злости. Они могут ласкать, нежить, лелеять.

Успех эмоционального общения зависит не только от того, как ясно ты можешь выразить свои эмоции. Важно, насколько человек, с которым ты взаимодействуешь, может их расшифровать, понять и принять. На это влияют культурные, личностные особенности, уровень эмоционального интеллекта.

В одних странах принято открыто выражать свое отношение к происходящему. Если в Италии ты будешь пытаться говорить сухо, неэмоционально, окружающие могут посчитать тебя неискренней. В Японии, наоборот, в почете сдержанность. В Болгарии, если ты задашь молодому человеку, влюбленному в тебя, любит ли он тебя, он будет махать головой из стороны в сторону. Только для него это будет обозначать «да», в то время как ты решишь, что он говорит «нет».

Как видишь, основная особенность эмоционального общения – субъективность. В отличие от слов, которые в рамках одного языка всегда несут конкретный смысл и в нем трудно ошибиться, в интерпретации эмоций есть высокий риск неправильной интерпретации.

Почему эмоции так важны

И, тем не менее, эмоциональное общение необходимо.

Представь, что ты разговариваешь с человеком, все эмоции которого скрыты под маской безразличия. Его лицо не выражает никаких чувств. Чтобы ты не сказала, оно остается прежним, не меняется. Вероятно, очень скоро ты задумаешься. Слышит ли тебя человек? Понимает ли, что ты ему говоришь? Не планирует ли он какое-нибудь зло против тебя? Или, общаясь с ним, тебе просто станет скучно.

Эмоциональное общение играет важную роль во взаимодействии между людьми:

Читайте также:  Что такое неудержимый темперамент

  • Оно позволяет выразить свое отношение к происходящему.
  • Работает там и тогда, когда слова не могут выразить всю полноту чувств, или человек не имеет достаточного словарного запаса. Яркий пример – проживание в иноязычной среде.

Фото автора PICHA Stock: Pexels

  • С его помощью можно сделать коммуникацию с другими людьми более яркой. Вспомни прошлое – наверняка воспоминания о встречах, наполненных радостью или, наоборот, отчаянием, ты помнишь намного лучше, чем скучные свидания.
  • С человеком, который испытывает эмоции, интереснее общаться. Видно, что он находится рядом с тобой и причастен к разговору.
  • Эмоциональное общение мотивирует. Положительные эмоции заставляют двигаться вперед. Отрицательные ведут к необходимости остановиться, задуматься о происходящем, сделать выводы.
  • Эмоциональность – основа тесного взаимодействия, глубоких контактов и чувств.

Проблемы, связанные с эмоциональным общением

Выше уже было сказано, что проблема эмоционального общения в его субъективности. Не всегда то, что пытаешься донести средствами невербальной коммуникации, понимает твой оппонент.

Другая проблема – риск попасться на удочку манипулятора. Обычно люди доверяют тем, кто склонен эмоционально общаться, насыщать свою речь жестами, мимикой. Не правда ли, кажется, что если человек открыт, он не может обмануть. Однако есть люди, которые искусно научились имитировать эмоции и этим пользуются.

Фото автора Alex Green: Pexels

Часто происходит и так – зная о твоих переживаниях, окружающие могут воспользоваться ими, предать и обмануть тебя. Вспомни, сколько фильмов, литературных произведений построено на основе того, как девушка говорит о своих чувствах, раскрывает переживания. Тот же, кому она открылась, рассказывает о них всему миру.

Следующая проблема – участники общения могут быть слишком эмоциональными. Настолько, что после взаимодействия внутри у них остается пустота. Они отдали партнеру все свои чувства, переживания и больше ничего не чувствуют. Теперь, чтобы вернуться к нормальному состоянию, им придется долго восстанавливаться.

Общение эффективно, если все участники говорят на одном языке. Но если один человек эмоционален, ждет, что его переживания будут поняты, хочет видеть, что чувствует его партнер, а в ответ получает безразличие или закрытость, полноценное взаимодействие невозможно.

Как преодолеть проблемы эмоционального общения

Коммуникация, в которой ты раскрываешь свои эмоции, становишься жертвой манипуляторов, может сильно ранить. Однако и обратные ситуации, когда ты путаешься в своих чувствах, не можешь отличить их от переживаний партнера, доставляет дискомфорт.

Фото автора Ketut Subiyanto: Pexels

Для достижения эффективности общения рекомендуется научиться:

  • Разбираться в эмоциях. Причем объектом должны стать как твои переживания, так и эмоциональный отклик тех, с кем ты общаешься. Важный результат этого умения – способность отделять свои эмоции от чужих.
  • Облегчать эмоциональное давление. Представь, что в магазине навязчивый продавец пытается продать тебе миксер – он тебе не нужен, поскольку дома есть уже два. Тебе нужно противостоять его агрессивному напору и одновременно попытаться найти в себе ресурсы, чтобы перевести общение на более адекватный уровень. Можно грубо сказать, что тебе ничего не нужно. А можно отказаться мягко и вежливо.
  • Предвидеть эмоциональные реакции других людей. Это сложное умение, поскольку эмоции постоянно меняются, они, как уже говорилось, субъективны. И если ты будешь ориентироваться только на свои переживания, то, вероятно, попадешь в сложную ситуацию.
  • Управлять эмоциями и проявлять хладнокровие. Владея этим навыком, ты сможешь удержаться от агрессии, возмущения, других негативных переживаний, если кто-то или что-то тебя выведет из себя.

Без эмоционального общения невозможно представить свою жизнь. Смех, слезы, улыбки, отчаяние – все эти эмоции сопровождают тебя на работе, дома, в общественном транспорте. Они снимают барьеры, ведут к более продуктивному взаимодействию. В то же время могут взывать мощный внутренний дискомфорт и превратить тебя в жертву манипулятора.

Источник

Оцените статью