Эмоционально личностное благополучие это

Карапетян Л.В., Глотова Г.А. Структурная модель эмоционально-личностного благополучия // Национальный психологический журнал. – 2018. – №2(30). – С. 46–56

Аннотация

Актуальность (контекст) тематики статьи. Статья посвящена разработке нового подхода к изучению переживания человеком благополучия/неблагополучия. Изменения, происходящие в сфере экономики, политики и геополитики, в социальной сфере в нашей стране и мире в целом, привели к возникновению ряда особенностей жизни современного человека, в значительной мере сказывающихся на переживании им внутреннего благополучия. В связи с этим в психологии возрос интерес к данной проблеме. Однако, если в западной психологии четко дифференцированы два теоретических конструкта «субъективное благополучие» и «психологическое благополучие» и создан соответствующий каждому из конструктов инструментарий, то в отечественной психологической науке наблюдается терминологическое разнообразие при одновременном заимствовании зарубежного психодиагностического инструментария.

Цель. Целью данного исследования является разработка концепции эмоционально-личностного благополучия, опирающейся на интеграцию существующих в зарубежной и отечественной психологии подходов к изучению благополучия в новый теоретический конструкт и структурную модель, а также трансформация модели в исследовательский инструмент и его эмпирическая проверка. В статье эмоционально-личностное благополучие рассматривается как целостное экзистенциальное переживание состояния гармонии между внутренним и внешним миром, возникающее в процессе жизни, деятельности и общения человека.

Описание хода исследования. Проведение пилотного исследования на выборке численностью 117 человек и анализ научной литературы позволили создать теоретический конструкт «эмоционально-личностное благополучие», который включает девять параметров. При этом три из них составляют позитивный эмоциональный компонент благополучия, три – позитивный личностный компонент благополучия, три – компонент неблагополучия. Данные параметры «эмоционально-личностного благополучия» положены в основу исследовательской методики «Самооценка эмоционально-личностного благополучия» (СЭЛБ), которая была проведена на выборке 2229 человек.

Результаты исследования. С помощью кластерного анализа выделены и описаны группы респондентов, различающихся по особенностям самооценки эмоционально-личностного благополучия.

Выводы. Полученные результаты могут быть использованы как в исследовательской работе, так и в практической деятельности психолога для диагностики и оптимизации уровня эмоционально-личностного благополучия.

Принята к публикации: 07.12.2017

DOI: doi: 10.11621/npj.2018.0206

Разделы журнала: Психология здоровья

Ключевые слова: субъективное благополучие; психологическое благополучие; эмоционально-личностное благополучие; структурная модель; методика самооценки эмоционально-личностного благополучия (СЭЛБ)

Доступно в on-line версии с 01.08.2018

Современный человек живет в усло­виях социальной турбулентности, неопределенности, многозадачно­сти, что предъявляет определенные тре­бования к его индивидуальным и личност­ным особенностям, профессиональным качествам и зачастую негативно влияет на динамику жизни и ее восприятие. Отдель­ным мощным блоком факторов, ставящих под угрозу удовлетворенность человека окружающей действительностью и самим собой, выступают чрезвычайные ситуа­ции и происшествия: природные ката­клизмы, техногенные катастрофы, соци­альные, экономические и политические кризисы. Самоощущения отдельных лю­дей, их самооценка, чувство надежности и защищенности, оценка качества жиз­ни, восприятие других людей и мира либо как враждебных, агрессивных, либо как дружественных, позитивных, безусловно, влияют на благополучие социума в целом и, в то же время, являются индикаторами благополучия общества. В связи с этим, задача достижения благополучия (мате­риального, духовного, психологического и др.) является не только зоной ответст­венности каждого конкретного челове­ка, но и значимой областью государст­венной политики, важной сферой теории и практики различных наук, предметом междисциплинарных исследований, в том числе психологических.

Изучение благополучия имеет древ­нюю историю. Со времен Античности в исследовании благополучия выдели­лось два направления: гедонистическое (Аристипп, Эпикур, Т. Гоббс, Дж. Локк и др.) и эвдемонистическое (Аристо­тель, Вольтер, Гольбах, Дидро, Монтень, Сенека, Спиноза, Фома Аквинский и др.). В дальнейшем данные направления полу­чают свое развитие в концепциях «субъ­ективного благополучия» и «психологи­ческого благополучия».

Исследование субъективного благо­получия, восходящее к гедонистической традиции, подразумевает его зависи­мость, прежде всего, от эмоционально­го состояния человека (Bradburn, 1969; Diener, 1984). N. Bradburn разработал мо­дель психологического благополучия, отражающую баланс позитивного и не­гативного аффектов, и описал феномен, который впоследствии, благодаря рабо­там Е. Diener, получил название «субъ­ективное благополучие». Изучение пси­хологического благополучия с позиций эвдемонистического подхода предпола­гает в качестве основного фактора бла­гополучия человека реализацию его соб­ственного потенциала в обществе (Ryff, 1989; Deci, Ryan, 1985). Таким образом, психологическое благополучие базиру­ется на тех аспектах, которые характери­зуют человека как личность.

Подчеркнем, что в зарубежной лите­ратуре понятия субъективного и психо­логического благополучия к настоящему времени четко разведены, а содержатель­ная специфика данных феноменов экс­плицирована в соответствующем инстру­ментарии (Diener, 1984; Ryff, 1989). Эти два подхода являются общепризнанными и используются в большинстве зарубеж­ных работ, при этом исследователи при­держиваются либо одного подхода, либо другого, либо их сочетают (Gallagher, Lopez, Preacher, 2009).

Читайте также:  Как люди скрывают свои эмоции

В отличие от зарубежной психологии, в отечественной психологической лите­ратуре отмечается терминологическое разнообразие, разная интерпретация одноименных терминов (М.В. Соколова, Л.В. Куликов, Г.Л. Пучкова, Н.К. Бахарева, Р.М. Шамионов, Е.Е. Бочарова, Т.И. Алек­сандрова, А.Е. Созонтов, О.Ю. Данило­ва, О.Г. Калина, А.А. Лебедева, Г.А. Глотова, А.А. Пахалкова, О.И. Одарущенко).

Понятия субъективного и психоло­гического благополучия часто рассма­триваются безотносительно тем двум линиям, которые сложились на западе (Л.В. Куликов, М.С. Дмитриева, М.Ю. Доли­на, О.В. Иванов, М.А. Розанова, Т.Г. Тимо­шенко, А.В. Воронина, Т.Д. Шевеленкова, П.П. Фесенко, М.В. Бучацкая, Т.О. Гордее­ва, Е.Б. Весна, О.С. Ширяева, Ю.В. Жива­ева, И.Б. Вологжанина, Р.М. Шамионов, Ю.Б. Дубовик, Л.В. Жуковская, З.Х. Леп­шокова, Т.Р. Абсатарова, Л.П. Александро­ва, О.А. Идобаева, С.А. Минюрова, И.В. За­усенко, Р.В. Овчарова). В настоящее время некоторые исследователи предлагают различать гедоническое и эвдемониче­ское благополучие, разрабатывают свой инструментарий для диагностики струк­туры субъективного благополучия, но не исследуют баланс либо преобладание од­ного из изучаемых видов благополучия над другим (Е.В. Бенко, Е.Л. Солдатова и др.). Есть также мнение, что субъектив­ное благополучие является неотъемле­мой частью психологического благопо­лучия личности, при этом субъективное благополучие понимается как краткос­рочное состояние, а психологическое – как более длительное, имеющее долгос­рочные последствия (О.Ю. Зотова).

Таким образом, учитывая терминоло­гические сложности, имеющие место при изучении благополучия, а именно, тот факт, что в настоящее время на Западе тер­мин «субъективное благополучие» связан с одним конструктом и инструментарием (Diener, 1984), а термин «психологическое благополучие» связан с другим конструк­том и инструментарием (Ryff, Keyes, 2002), мы полагаем, что использование данных терминов без применения соответствую­щих инструментов было бы недостаточ­но корректным. В связи с тем, что за ранее используемыми понятиями (субъектив­ное, психологическое благополучие) за­креплено вполне определенное содержа­ние, в качестве понятия, объединяющего два основных направления изучения благополучия (гедонистическое и эвдемони­стическое), мы предлагаем использовать термин «эмоционально-личностное бла­гополучие» (Карапетян, Глотова, 2017).

Описание исследования

Исследование проводилось в г. Екате­ринбурге на выборке 2229 респонден­тов (821 мужчина, 1408 женщин; девять профессиональных групп; от «без обра­зования» до «высшего», Мо=«среднее образование»; от «20 лет и меньше» до «60 лет и старше», Мо=21-25 лет) и включало в себя несколько этапов: пилотный этап, основной этап и лонгитюдное исследо­вание, при этом пилотный и основной этап, описываемые в данной статье, про­водились в 2008 году и предшествовали обширному циклу исследований, кото­рые завершились в 2016 году.

Под эмоционально-личностным бла­гополучием мы понимаем целостное эк­зистенциальное переживание состояния гармонии между внутренним и внешним миром, возникающее в процессе жизни, деятельности и общения человека. Ре­зультатом снижения уровня такой гармонии является переживание состояния эмоционально-личностного неблагопо­лучия (Glotova, Karapetyan, 2017).

Для выявления конкретных индикато­ров благополучия нами были сформули­рованы два открытых вопроса: 1. С каки­ми эмоциями, мыслями или действиями связывается для вас состояние внутреннего благополучия? Можете дать от одно­го до пяти ответов. 2. С какими эмоция­ми, мыслями или действиями связывается для вас состояние внутреннего неблаго­получия? Можете дать от одного до пяти ответов.

Сбор и анализ ответов на данные во­просы составил предварительный этап исследования, для проведения которого нами была сформирована выборка (117 чел., 71 женщина и 46 мужчин, предста­вители разных профессиональных групп в возрасте от 20 до 60 лет).

В табл. 1, 2 представлены ответы, ха­рактеризующие «внутреннее благополу­чие» и «внутреннее неблагополучие».

Табл. 1. Ответы, характеризующие «внутреннее благополучие»

Сумма ответов превышает 100% (n=117), так как можно было написать несколько ответов.

Табл. 2. Ответы, характеризующие «внутреннее неблагополучие»

Сумма ответов превышает 100%, так как можно было написать несколько ответов.

Если же за 100% принять не общее чи­сло респондентов (n=117), а общее число ответов, полученных на первый вопрос и характеризующих благополучие (n=342), то проценты ответов по каждой из шести категорий будут следующими: оптимизм (21,93%), надежность (17,54%), счастье (15,79%), компетентность (15,50%), успешность (успех) (15,50%), везение (13,74%).

Если, как и в предыдущем случае, за 100% принять не общее число респон­дентов (n=117), а общее число ответов, полученных на второй вопрос и харак­теризующих неблагополучие (n=169), то проценты ответов по каждой из трех категорий будут такими: несчастливость (40,83%), пессимизм (35,50%), завистли­вость (зависть) (23,67%).

Как можно видеть из приведенных данных, количество высказываний ре­спондентов о благополучии в два раза превышает количество высказываний о неблагополучии, причем высказывания о благополучии отличаются большим разнообразием, что позволило выделить шесть позитивных категорий ответов, связанных с благополучием, тогда как для неблагополучия удалось выделить три негативных категории ответов.

Читайте также:  Как вызвать эмоциональную привязанность у мужчины

Полученные на этапе пилотажного исследования данные позволили выд­винуть предположение о девятифактор­ной структуре эмоционально-личност­ного благополучия. Отметим, что термин «фактор» используется нами в данном контексте не в статистическом смысле, то есть не как результат математической обработки данных методом факторно­го анализа, а в более широком значении, аналогично тому, как термин «фактор» представлен в шестифакторной модели К. Рифф.

Выделив эмпирическим путем данные девять категорий, мы рассмотрели сте­пень изученности соответствующих им феноменов в психологических исследо­ваниях, а также в философских концеп­циях и, отчасти, в трудах филологов.

Группа позитивных феноменов

По мнению, как зарубежных (Waterman, 1993; Chambers, 2003; Waterman, Schwartz, Conti, 2008; Bergsma, Ardelt 2011; Diener, Oishi, Lucas, 2012; Yuki, Sato, Takemura, Oishi, 2013; Diener, 2000; Diener, Biswas-Diener, 2008; Kushlev, Dunn, Lucas, 2015; Oishi, Gilbert, 2016), так и оте­чественных (В.А. Петровский, Д.А. Леон­тьев, Е.И. Рассказова, Л.З. Левит, И.А. Джи­дарьян) исследователей, счастье – одно из позитивных эмоциональных пережи­ваний, связанных с внутренним, эмоциональным миром человека. Это дает нам основания рассматривать его в качестве фактора эмоционального компонента конструкта «эмоционально-личностное благополучие». В большинстве проана­лизированных нами исследований фено­мена везения (Ray, 1980; Darke, Freedman, 1997; Pritchard, Smith, 2004; Sagon, DeCaroli, 2014) указывается на его связь с позитивными переживаниями, а также на отсутствие корреляций с духовными достижениями, интеллектом и мораль­ными качествами личности. Это позволя­ет нам, наряду с феноменом «счастье», от­нести и этот феномен к числу факторов эмоционального компонента конструк­та «эмоционально-личностное благопо­лучие».

Эмпирическое изучение оптимизма в психологии началось, благодаря работам М. Селигмана, и дальнейшее развитие по­лучило в рамках зарубежных (Greenberg, 2004; Jenson, 2004; Чиксентмихайи, 2011) и отечественных (К. Муздыбаев, М.С. За­мышляева, Е.А. Перова, С.Н. Ениколопов, С.Т. Посохова, Т.О. Гордеева, Е.Н. Осин, К.А. Новикова, И.А. Джидарьян, Д.А. Циринг, К.Ю. Эвнина) исследований. В данных ра­ботах отражается связь оптимизма с пози­тивными эмоциями, что свидетельствует о возможности его включения в число фак­торов эмоционального компонента кон­структа «эмоционально-личностное бла­гополучие».

Особенно широко проблема успеха и успешности исследуется за рубежом (Atkinson, 1964; Ray, 1980; Д. Макклел­ланд). В России в 90-х годах прошлого столетия рыночные реформы заложи­ли предпосылки ориентации на инди­видуальный успех, что стало предметом исследования в философско-этических и социологических работах российских ученых (М.В. Богданова, И.М. Клямкин, А.Ю. Согомонов, Г.С. Батыгин, С.Г. Климо­ва, А.Е. Чирикова). Большинство авторов указывают на роль личностных качеств в достижении успеха, что является под­тверждением правомерности отнесения успеха к факторам личностного компо­нента конструкта «эмоционально-лич­ностное благополучие».

Исследователи компетентности (Deci, Ryan, 1985, Б.Б. Коссов, В.В. Знаков, Н.В.Кузьмина, Н.И. Конюхов, А.К. Маркова, В.А. Адольф, Е.В. Бондаревская, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Т.Н. Щербакова, М.В. Соко­лова) подчеркивают, что для формиро­вания компетентности в разных сферах жизни человека, связанных с внешним миром, ему необходимы определенные личностные качества, т.е. компетентность может быть рассмотрена в качестве фак­тора личностного компонента конструк­та «эмоционально-личностное благопо­лучие».

Термин «надежность» в психологи­ческой литературе изначально характе­ризовал функционально-деятельност­но-личностные показатели индивида (В.Д. Небылицын), а затем он стал широ­ко использоваться и в психологии тру­да (Б.Ф. Ломов, К.М. Гуревич, М.А. Котик, Ю.Г. Фокин, Э.Ф. Зеер, В.М. Крук, Г.С. Ни­кифоров, А.А. Ендржеевский, В.Г. Мель­ников). В современной психологии надежность рассматривается не только в трудовом, профессиональном аспекте, но и в личностной плоскости, при этом она сопоставляется с такими личност­ными качествами, как «нравственность», «ответственность», «устойчивость мо­ральных качеств и убеждений». Данный ракурс трактовки понятия «надежность» дает основания рассматривать этот фе­номен в качестве фактора личностного компонента конструкта «эмоционально- личностное благополучие».

Группа негативных феноменов

Активные исследования пессимизма как самостоятельного психологическо­го феномена начались сравнительно не­давно (Held, 2004; Palgi, 2011; Friedman, Robbins, 2012; Armbruster, Pieper, Klotsche, Hoyer, 2015; М. Зелигман, К. Муздыбаев, З.А. Арскиева, Е.Ф. Зайцева, И.А. Джида­рьян). В целом, в работах, посвященных пессимизму, прослеживается негатив­ное эмоциональное окрашивание дан­ного феномена, в частности, крайних его проявлений. Психологические исследования несчастливости в основном ре­ализуются в контексте изучения счастья (Н.К. Шамсутдинова, В. Татаркевич и др.). Р.М. Шамионов полагал, что «несчастье нужно понимать именно как отсутствие счастья, субъективного благополучия, но не наличие страдания, хотя, известно, что отсутствие благополучия может уси­ливать негативные переживания» (Шами­онов, 2008, С. 27). В работах исследова­телей данного феномена отмечается, что периоды, когда человек ощущает себя не­счастливым, сопровождаются негативными эмоциями (грусть, тревога, страх, печаль, беспокойство), являющимися ба­рьером на пути достижения гармонии. В работах современных зарубежных психологов подчеркивается социаль­ный характер зависти (Р. Плутчик, П. Кут­тер; Seidler, 2000; Ven van de, Zeelenberg, Pieters, 2011; Steinbeis, Singer, 2013; Veiga, Baldridge, Markóczy, 2014). Наиболее пол­но раскрываются и анализируются по­зиции зарубежных и отечественных авторов, касающиеся проблемы зави­сти, в работах О.Р. Бондаренко, У. Лукан, Р.М. Шамионова, Т.В. Бесковой, Н.В. Гор­шениной, А.И. Донцова. Проведенные ими исследования свидетельствуют о том, что зависть – это личностное ка­чество, связанное с проявлением неприязни, враждебности, досады, огорчения, что может препятствовать достижению человеком внутреннего благополучия.

Читайте также:  Депрессия что делать если у тебя депрессия тест

На основе результатов пилотного ис­следования и анализа литературы нами была построена девятифакторная модель эмоционально-личностного благополу­чия (рис. 1). Она включает:

Три позитивных фактора благополу­чия, ориентированных на внутренний мир человека и образующих позитив­ный эмоциональный компонент бла­гополучия (отношение человека к сво­ей жизни, установки по отношению к своему прошлому и будущему, чув­ство защищенности/незащищенности и др.). К этой группе факторов отно­сятся «счастье», «везение», «оптимизм», которые при самооценке человеком своего «внутреннего» благополучия проявляются в виде представлений о себе как о человеке «счастливом», «везучем» и «оптимисте».

Три позитивных фактора, ориенти­рованных на внешний мир и образу­ющих позитивный личностный ком­понент благополучия (отношения с людьми: друзьями, близкими и даль­ними, отношение к деятельности и ее качеству). В данную группу факто­ров входят «успех», «компетентность», «надежность». Они при оценивании своего «внутреннего» благополучия от­ражаются в виде представлений о себе как об «успешном», «компетентном» и «надежном» человеке.

Три негативных фактора, связанные как с внутренним, так и с внешним ми­ром человека (негативное отношение к различным аспектам своей жизни, взаимодействию с миром), понижаю­щие общий уровень внутреннего бла­гополучия. К этой группе факторов от­носятся «пессимизм», «несчастливость» (факторы эмоционального неблагопо­лучия, ориентированные на внутрен­ний мир) и «завистливость (зависть)» (фактор личностного неблагополучия, ориентированный на внешний мир). В структуре самооценки «внутреннего» благополучия эти факторы соотносят­ся с представлениями о себе как о «пес­симисте», «несчастливом» и «завистли­вом» человеке.


Рис. 1. Модель изучения эмоционально-личностного благополучия

Предполагается, что структура пред­ставлений человека о себе, как о счаст­ливом, везучем, оптимисте (позитивный эмоциональный компонент «А»); успеш­ном, компетентном, надежном (пози­тивный личностный компонент «В»); пессимисте, несчастливом, завистливом (негативный компонент «С») рассматри­вается в качестве основы для характе­ристики особенностей его эмоциональ­но-личностного благополучия. Общий индекс эмоционально-личностного бла­гополучия (А+В-С) визуализирован в рис. 1 в виде центрального круга.

На основе описанной выше модели нами была разработана исследователь­ская методика, направленная на изучение эмоционально-личностного благополу­чия (Карапетян, Глотова, 2017). Посколь­ку изучение эмоционально-личностного благополучия предполагалось с опорой на самооценку респондентов, то данная методика была названа нами «Самооцен­ка эмоционально-личностного благопо­лучия» (СЭЛБ).

При разработке методики были уч­тены результаты исследований К. Рифф (Ryff, 1989; Ryff & Keyes, 2002), проде­монстрировавшие, что для того, чтобы изучить конкретный психологический феномен, нет необходимости использо­вать громоздкие опросники, содержащие большое число пунктов. Как показано в исследовании Ryff & Keyes (2002), кор­реляции расширенной версии опросни­ка К. Рифф из 120 пунктов и сокращен­ной версии из 18 пунктов таковы, что вполне позволяют использовать сокра­щенную версию, получая результаты, весьма близкие к тем, которые были получены с помощью расширенной версии. Методика СЭЛБ содержит 9 моно-шкал, по которым испытуемые оценивали свое благополучие прямо и непосредственно, используя баллы от 1 (свойство выраже­но минимально) до 7 (свойство выраже­но максимально).

В целом, можно сказать, что разра­ботанная методика «Самооценка эмо­ционально-личностного благополучия» (СЭЛБ), предназначенная для выделения типов эмоционально-личностного благополучия и изучения особенностей, ха­рактерных для каждого типа, является достаточно компактной, позволяющей проводить опросы большого числа ре­спондентов.

Выборку второго этапа исследования составили 2229 человек (821 мужчина, 1408 женщин) из 9 групп – 8 профессио­нальных групп (врачи, военнослужащие, менеджеры, педагоги, рабочие промыш­ленных предприятий, инженерно-техни­ческие работники, психологи, студенты) и одной группы сравнения (осужденные) (Карапетян, 2017). Респонденты имели разный уровень образования от «без об­разования» до «высшего», Мо=«среднее образование» (Карапетян, 2017) и были отнесены к 10 возрастным подгруппам от «20 лет и меньше» до «60 лет и старше», Мо=21-25 лет (Карапетян, 2014).

Результаты статистического анализа приведены в табл. 3.

Табл. 3. Описательная статистика по моно-шкалам методики СЭЛБ (n=2229)

Источник

Оцените статью