Карапетян Л.В., Глотова Г.А. Структурная модель эмоционально-личностного благополучия // Национальный психологический журнал. – 2018. – №2(30). – С. 46–56
Аннотация
Актуальность (контекст) тематики статьи. Статья посвящена разработке нового подхода к изучению переживания человеком благополучия/неблагополучия. Изменения, происходящие в сфере экономики, политики и геополитики, в социальной сфере в нашей стране и мире в целом, привели к возникновению ряда особенностей жизни современного человека, в значительной мере сказывающихся на переживании им внутреннего благополучия. В связи с этим в психологии возрос интерес к данной проблеме. Однако, если в западной психологии четко дифференцированы два теоретических конструкта «субъективное благополучие» и «психологическое благополучие» и создан соответствующий каждому из конструктов инструментарий, то в отечественной психологической науке наблюдается терминологическое разнообразие при одновременном заимствовании зарубежного психодиагностического инструментария.
Цель. Целью данного исследования является разработка концепции эмоционально-личностного благополучия, опирающейся на интеграцию существующих в зарубежной и отечественной психологии подходов к изучению благополучия в новый теоретический конструкт и структурную модель, а также трансформация модели в исследовательский инструмент и его эмпирическая проверка. В статье эмоционально-личностное благополучие рассматривается как целостное экзистенциальное переживание состояния гармонии между внутренним и внешним миром, возникающее в процессе жизни, деятельности и общения человека.
Описание хода исследования. Проведение пилотного исследования на выборке численностью 117 человек и анализ научной литературы позволили создать теоретический конструкт «эмоционально-личностное благополучие», который включает девять параметров. При этом три из них составляют позитивный эмоциональный компонент благополучия, три – позитивный личностный компонент благополучия, три – компонент неблагополучия. Данные параметры «эмоционально-личностного благополучия» положены в основу исследовательской методики «Самооценка эмоционально-личностного благополучия» (СЭЛБ), которая была проведена на выборке 2229 человек.
Результаты исследования. С помощью кластерного анализа выделены и описаны группы респондентов, различающихся по особенностям самооценки эмоционально-личностного благополучия.
Выводы. Полученные результаты могут быть использованы как в исследовательской работе, так и в практической деятельности психолога для диагностики и оптимизации уровня эмоционально-личностного благополучия.
Принята к публикации: 07.12.2017
DOI: doi: 10.11621/npj.2018.0206
Разделы журнала: Психология здоровья
Ключевые слова: субъективное благополучие; психологическое благополучие; эмоционально-личностное благополучие; структурная модель; методика самооценки эмоционально-личностного благополучия (СЭЛБ)
Доступно в on-line версии с 01.08.2018
Современный человек живет в условиях социальной турбулентности, неопределенности, многозадачности, что предъявляет определенные требования к его индивидуальным и личностным особенностям, профессиональным качествам и зачастую негативно влияет на динамику жизни и ее восприятие. Отдельным мощным блоком факторов, ставящих под угрозу удовлетворенность человека окружающей действительностью и самим собой, выступают чрезвычайные ситуации и происшествия: природные катаклизмы, техногенные катастрофы, социальные, экономические и политические кризисы. Самоощущения отдельных людей, их самооценка, чувство надежности и защищенности, оценка качества жизни, восприятие других людей и мира либо как враждебных, агрессивных, либо как дружественных, позитивных, безусловно, влияют на благополучие социума в целом и, в то же время, являются индикаторами благополучия общества. В связи с этим, задача достижения благополучия (материального, духовного, психологического и др.) является не только зоной ответственности каждого конкретного человека, но и значимой областью государственной политики, важной сферой теории и практики различных наук, предметом междисциплинарных исследований, в том числе психологических.
Изучение благополучия имеет древнюю историю. Со времен Античности в исследовании благополучия выделилось два направления: гедонистическое (Аристипп, Эпикур, Т. Гоббс, Дж. Локк и др.) и эвдемонистическое (Аристотель, Вольтер, Гольбах, Дидро, Монтень, Сенека, Спиноза, Фома Аквинский и др.). В дальнейшем данные направления получают свое развитие в концепциях «субъективного благополучия» и «психологического благополучия».
Исследование субъективного благополучия, восходящее к гедонистической традиции, подразумевает его зависимость, прежде всего, от эмоционального состояния человека (Bradburn, 1969; Diener, 1984). N. Bradburn разработал модель психологического благополучия, отражающую баланс позитивного и негативного аффектов, и описал феномен, который впоследствии, благодаря работам Е. Diener, получил название «субъективное благополучие». Изучение психологического благополучия с позиций эвдемонистического подхода предполагает в качестве основного фактора благополучия человека реализацию его собственного потенциала в обществе (Ryff, 1989; Deci, Ryan, 1985). Таким образом, психологическое благополучие базируется на тех аспектах, которые характеризуют человека как личность.
Подчеркнем, что в зарубежной литературе понятия субъективного и психологического благополучия к настоящему времени четко разведены, а содержательная специфика данных феноменов эксплицирована в соответствующем инструментарии (Diener, 1984; Ryff, 1989). Эти два подхода являются общепризнанными и используются в большинстве зарубежных работ, при этом исследователи придерживаются либо одного подхода, либо другого, либо их сочетают (Gallagher, Lopez, Preacher, 2009).
В отличие от зарубежной психологии, в отечественной психологической литературе отмечается терминологическое разнообразие, разная интерпретация одноименных терминов (М.В. Соколова, Л.В. Куликов, Г.Л. Пучкова, Н.К. Бахарева, Р.М. Шамионов, Е.Е. Бочарова, Т.И. Александрова, А.Е. Созонтов, О.Ю. Данилова, О.Г. Калина, А.А. Лебедева, Г.А. Глотова, А.А. Пахалкова, О.И. Одарущенко).
Понятия субъективного и психологического благополучия часто рассматриваются безотносительно тем двум линиям, которые сложились на западе (Л.В. Куликов, М.С. Дмитриева, М.Ю. Долина, О.В. Иванов, М.А. Розанова, Т.Г. Тимошенко, А.В. Воронина, Т.Д. Шевеленкова, П.П. Фесенко, М.В. Бучацкая, Т.О. Гордеева, Е.Б. Весна, О.С. Ширяева, Ю.В. Живаева, И.Б. Вологжанина, Р.М. Шамионов, Ю.Б. Дубовик, Л.В. Жуковская, З.Х. Лепшокова, Т.Р. Абсатарова, Л.П. Александрова, О.А. Идобаева, С.А. Минюрова, И.В. Заусенко, Р.В. Овчарова). В настоящее время некоторые исследователи предлагают различать гедоническое и эвдемоническое благополучие, разрабатывают свой инструментарий для диагностики структуры субъективного благополучия, но не исследуют баланс либо преобладание одного из изучаемых видов благополучия над другим (Е.В. Бенко, Е.Л. Солдатова и др.). Есть также мнение, что субъективное благополучие является неотъемлемой частью психологического благополучия личности, при этом субъективное благополучие понимается как краткосрочное состояние, а психологическое – как более длительное, имеющее долгосрочные последствия (О.Ю. Зотова).
Таким образом, учитывая терминологические сложности, имеющие место при изучении благополучия, а именно, тот факт, что в настоящее время на Западе термин «субъективное благополучие» связан с одним конструктом и инструментарием (Diener, 1984), а термин «психологическое благополучие» связан с другим конструктом и инструментарием (Ryff, Keyes, 2002), мы полагаем, что использование данных терминов без применения соответствующих инструментов было бы недостаточно корректным. В связи с тем, что за ранее используемыми понятиями (субъективное, психологическое благополучие) закреплено вполне определенное содержание, в качестве понятия, объединяющего два основных направления изучения благополучия (гедонистическое и эвдемонистическое), мы предлагаем использовать термин «эмоционально-личностное благополучие» (Карапетян, Глотова, 2017).
Описание исследования
Исследование проводилось в г. Екатеринбурге на выборке 2229 респондентов (821 мужчина, 1408 женщин; девять профессиональных групп; от «без образования» до «высшего», Мо=«среднее образование»; от «20 лет и меньше» до «60 лет и старше», Мо=21-25 лет) и включало в себя несколько этапов: пилотный этап, основной этап и лонгитюдное исследование, при этом пилотный и основной этап, описываемые в данной статье, проводились в 2008 году и предшествовали обширному циклу исследований, которые завершились в 2016 году.
Под эмоционально-личностным благополучием мы понимаем целостное экзистенциальное переживание состояния гармонии между внутренним и внешним миром, возникающее в процессе жизни, деятельности и общения человека. Результатом снижения уровня такой гармонии является переживание состояния эмоционально-личностного неблагополучия (Glotova, Karapetyan, 2017).
Для выявления конкретных индикаторов благополучия нами были сформулированы два открытых вопроса: 1. С какими эмоциями, мыслями или действиями связывается для вас состояние внутреннего благополучия? Можете дать от одного до пяти ответов. 2. С какими эмоциями, мыслями или действиями связывается для вас состояние внутреннего неблагополучия? Можете дать от одного до пяти ответов.
Сбор и анализ ответов на данные вопросы составил предварительный этап исследования, для проведения которого нами была сформирована выборка (117 чел., 71 женщина и 46 мужчин, представители разных профессиональных групп в возрасте от 20 до 60 лет).
В табл. 1, 2 представлены ответы, характеризующие «внутреннее благополучие» и «внутреннее неблагополучие».
Табл. 1. Ответы, характеризующие «внутреннее благополучие»
Сумма ответов превышает 100% (n=117), так как можно было написать несколько ответов.
Табл. 2. Ответы, характеризующие «внутреннее неблагополучие»
Сумма ответов превышает 100%, так как можно было написать несколько ответов.
Если же за 100% принять не общее число респондентов (n=117), а общее число ответов, полученных на первый вопрос и характеризующих благополучие (n=342), то проценты ответов по каждой из шести категорий будут следующими: оптимизм (21,93%), надежность (17,54%), счастье (15,79%), компетентность (15,50%), успешность (успех) (15,50%), везение (13,74%).
Если, как и в предыдущем случае, за 100% принять не общее число респондентов (n=117), а общее число ответов, полученных на второй вопрос и характеризующих неблагополучие (n=169), то проценты ответов по каждой из трех категорий будут такими: несчастливость (40,83%), пессимизм (35,50%), завистливость (зависть) (23,67%).
Как можно видеть из приведенных данных, количество высказываний респондентов о благополучии в два раза превышает количество высказываний о неблагополучии, причем высказывания о благополучии отличаются большим разнообразием, что позволило выделить шесть позитивных категорий ответов, связанных с благополучием, тогда как для неблагополучия удалось выделить три негативных категории ответов.
Полученные на этапе пилотажного исследования данные позволили выдвинуть предположение о девятифакторной структуре эмоционально-личностного благополучия. Отметим, что термин «фактор» используется нами в данном контексте не в статистическом смысле, то есть не как результат математической обработки данных методом факторного анализа, а в более широком значении, аналогично тому, как термин «фактор» представлен в шестифакторной модели К. Рифф.
Выделив эмпирическим путем данные девять категорий, мы рассмотрели степень изученности соответствующих им феноменов в психологических исследованиях, а также в философских концепциях и, отчасти, в трудах филологов.
Группа позитивных феноменов
По мнению, как зарубежных (Waterman, 1993; Chambers, 2003; Waterman, Schwartz, Conti, 2008; Bergsma, Ardelt 2011; Diener, Oishi, Lucas, 2012; Yuki, Sato, Takemura, Oishi, 2013; Diener, 2000; Diener, Biswas-Diener, 2008; Kushlev, Dunn, Lucas, 2015; Oishi, Gilbert, 2016), так и отечественных (В.А. Петровский, Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова, Л.З. Левит, И.А. Джидарьян) исследователей, счастье – одно из позитивных эмоциональных переживаний, связанных с внутренним, эмоциональным миром человека. Это дает нам основания рассматривать его в качестве фактора эмоционального компонента конструкта «эмоционально-личностное благополучие». В большинстве проанализированных нами исследований феномена везения (Ray, 1980; Darke, Freedman, 1997; Pritchard, Smith, 2004; Sagon, DeCaroli, 2014) указывается на его связь с позитивными переживаниями, а также на отсутствие корреляций с духовными достижениями, интеллектом и моральными качествами личности. Это позволяет нам, наряду с феноменом «счастье», отнести и этот феномен к числу факторов эмоционального компонента конструкта «эмоционально-личностное благополучие».
Эмпирическое изучение оптимизма в психологии началось, благодаря работам М. Селигмана, и дальнейшее развитие получило в рамках зарубежных (Greenberg, 2004; Jenson, 2004; Чиксентмихайи, 2011) и отечественных (К. Муздыбаев, М.С. Замышляева, Е.А. Перова, С.Н. Ениколопов, С.Т. Посохова, Т.О. Гордеева, Е.Н. Осин, К.А. Новикова, И.А. Джидарьян, Д.А. Циринг, К.Ю. Эвнина) исследований. В данных работах отражается связь оптимизма с позитивными эмоциями, что свидетельствует о возможности его включения в число факторов эмоционального компонента конструкта «эмоционально-личностное благополучие».
Особенно широко проблема успеха и успешности исследуется за рубежом (Atkinson, 1964; Ray, 1980; Д. Макклелланд). В России в 90-х годах прошлого столетия рыночные реформы заложили предпосылки ориентации на индивидуальный успех, что стало предметом исследования в философско-этических и социологических работах российских ученых (М.В. Богданова, И.М. Клямкин, А.Ю. Согомонов, Г.С. Батыгин, С.Г. Климова, А.Е. Чирикова). Большинство авторов указывают на роль личностных качеств в достижении успеха, что является подтверждением правомерности отнесения успеха к факторам личностного компонента конструкта «эмоционально-личностное благополучие».
Исследователи компетентности (Deci, Ryan, 1985, Б.Б. Коссов, В.В. Знаков, Н.В.Кузьмина, Н.И. Конюхов, А.К. Маркова, В.А. Адольф, Е.В. Бондаревская, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Т.Н. Щербакова, М.В. Соколова) подчеркивают, что для формирования компетентности в разных сферах жизни человека, связанных с внешним миром, ему необходимы определенные личностные качества, т.е. компетентность может быть рассмотрена в качестве фактора личностного компонента конструкта «эмоционально-личностное благополучие».
Термин «надежность» в психологической литературе изначально характеризовал функционально-деятельностно-личностные показатели индивида (В.Д. Небылицын), а затем он стал широко использоваться и в психологии труда (Б.Ф. Ломов, К.М. Гуревич, М.А. Котик, Ю.Г. Фокин, Э.Ф. Зеер, В.М. Крук, Г.С. Никифоров, А.А. Ендржеевский, В.Г. Мельников). В современной психологии надежность рассматривается не только в трудовом, профессиональном аспекте, но и в личностной плоскости, при этом она сопоставляется с такими личностными качествами, как «нравственность», «ответственность», «устойчивость моральных качеств и убеждений». Данный ракурс трактовки понятия «надежность» дает основания рассматривать этот феномен в качестве фактора личностного компонента конструкта «эмоционально- личностное благополучие».
Группа негативных феноменов
Активные исследования пессимизма как самостоятельного психологического феномена начались сравнительно недавно (Held, 2004; Palgi, 2011; Friedman, Robbins, 2012; Armbruster, Pieper, Klotsche, Hoyer, 2015; М. Зелигман, К. Муздыбаев, З.А. Арскиева, Е.Ф. Зайцева, И.А. Джидарьян). В целом, в работах, посвященных пессимизму, прослеживается негативное эмоциональное окрашивание данного феномена, в частности, крайних его проявлений. Психологические исследования несчастливости в основном реализуются в контексте изучения счастья (Н.К. Шамсутдинова, В. Татаркевич и др.). Р.М. Шамионов полагал, что «несчастье нужно понимать именно как отсутствие счастья, субъективного благополучия, но не наличие страдания, хотя, известно, что отсутствие благополучия может усиливать негативные переживания» (Шамионов, 2008, С. 27). В работах исследователей данного феномена отмечается, что периоды, когда человек ощущает себя несчастливым, сопровождаются негативными эмоциями (грусть, тревога, страх, печаль, беспокойство), являющимися барьером на пути достижения гармонии. В работах современных зарубежных психологов подчеркивается социальный характер зависти (Р. Плутчик, П. Куттер; Seidler, 2000; Ven van de, Zeelenberg, Pieters, 2011; Steinbeis, Singer, 2013; Veiga, Baldridge, Markóczy, 2014). Наиболее полно раскрываются и анализируются позиции зарубежных и отечественных авторов, касающиеся проблемы зависти, в работах О.Р. Бондаренко, У. Лукан, Р.М. Шамионова, Т.В. Бесковой, Н.В. Горшениной, А.И. Донцова. Проведенные ими исследования свидетельствуют о том, что зависть – это личностное качество, связанное с проявлением неприязни, враждебности, досады, огорчения, что может препятствовать достижению человеком внутреннего благополучия.
На основе результатов пилотного исследования и анализа литературы нами была построена девятифакторная модель эмоционально-личностного благополучия (рис. 1). Она включает:
Три позитивных фактора благополучия, ориентированных на внутренний мир человека и образующих позитивный эмоциональный компонент благополучия (отношение человека к своей жизни, установки по отношению к своему прошлому и будущему, чувство защищенности/незащищенности и др.). К этой группе факторов относятся «счастье», «везение», «оптимизм», которые при самооценке человеком своего «внутреннего» благополучия проявляются в виде представлений о себе как о человеке «счастливом», «везучем» и «оптимисте».
Три позитивных фактора, ориентированных на внешний мир и образующих позитивный личностный компонент благополучия (отношения с людьми: друзьями, близкими и дальними, отношение к деятельности и ее качеству). В данную группу факторов входят «успех», «компетентность», «надежность». Они при оценивании своего «внутреннего» благополучия отражаются в виде представлений о себе как об «успешном», «компетентном» и «надежном» человеке.
Три негативных фактора, связанные как с внутренним, так и с внешним миром человека (негативное отношение к различным аспектам своей жизни, взаимодействию с миром), понижающие общий уровень внутреннего благополучия. К этой группе факторов относятся «пессимизм», «несчастливость» (факторы эмоционального неблагополучия, ориентированные на внутренний мир) и «завистливость (зависть)» (фактор личностного неблагополучия, ориентированный на внешний мир). В структуре самооценки «внутреннего» благополучия эти факторы соотносятся с представлениями о себе как о «пессимисте», «несчастливом» и «завистливом» человеке.
Рис. 1. Модель изучения эмоционально-личностного благополучия
Предполагается, что структура представлений человека о себе, как о счастливом, везучем, оптимисте (позитивный эмоциональный компонент «А»); успешном, компетентном, надежном (позитивный личностный компонент «В»); пессимисте, несчастливом, завистливом (негативный компонент «С») рассматривается в качестве основы для характеристики особенностей его эмоционально-личностного благополучия. Общий индекс эмоционально-личностного благополучия (А+В-С) визуализирован в рис. 1 в виде центрального круга.
На основе описанной выше модели нами была разработана исследовательская методика, направленная на изучение эмоционально-личностного благополучия (Карапетян, Глотова, 2017). Поскольку изучение эмоционально-личностного благополучия предполагалось с опорой на самооценку респондентов, то данная методика была названа нами «Самооценка эмоционально-личностного благополучия» (СЭЛБ).
При разработке методики были учтены результаты исследований К. Рифф (Ryff, 1989; Ryff & Keyes, 2002), продемонстрировавшие, что для того, чтобы изучить конкретный психологический феномен, нет необходимости использовать громоздкие опросники, содержащие большое число пунктов. Как показано в исследовании Ryff & Keyes (2002), корреляции расширенной версии опросника К. Рифф из 120 пунктов и сокращенной версии из 18 пунктов таковы, что вполне позволяют использовать сокращенную версию, получая результаты, весьма близкие к тем, которые были получены с помощью расширенной версии. Методика СЭЛБ содержит 9 моно-шкал, по которым испытуемые оценивали свое благополучие прямо и непосредственно, используя баллы от 1 (свойство выражено минимально) до 7 (свойство выражено максимально).
В целом, можно сказать, что разработанная методика «Самооценка эмоционально-личностного благополучия» (СЭЛБ), предназначенная для выделения типов эмоционально-личностного благополучия и изучения особенностей, характерных для каждого типа, является достаточно компактной, позволяющей проводить опросы большого числа респондентов.
Выборку второго этапа исследования составили 2229 человек (821 мужчина, 1408 женщин) из 9 групп – 8 профессиональных групп (врачи, военнослужащие, менеджеры, педагоги, рабочие промышленных предприятий, инженерно-технические работники, психологи, студенты) и одной группы сравнения (осужденные) (Карапетян, 2017). Респонденты имели разный уровень образования от «без образования» до «высшего», Мо=«среднее образование» (Карапетян, 2017) и были отнесены к 10 возрастным подгруппам от «20 лет и меньше» до «60 лет и старше», Мо=21-25 лет (Карапетян, 2014).
Результаты статистического анализа приведены в табл. 3.
Табл. 3. Описательная статистика по моно-шкалам методики СЭЛБ (n=2229)
Источник