Эмоционально личностная сфера старшеклассников

Психологическая характеристика эмоционального развития старшеклассников

Проблема эмоционального развития старшеклассников на сегодняшний день является сложной и сравнительно малоизученной. Современные психологические исследования посвящены, в основном, изучению эмоционального развития личности детей раннего и дошкольного возраста. Несмотря на то, что старший школьный возраст традиционно считается одним из самых эмоциогенных и эмоциональные изменения рассматриваются в качестве главных новообразований этого периода, не существует единой, общепризнанной концепции эмоционального развития старшеклассников.

При анализе литературы можно выделить два основных: подхода к изучению эмоционального развития старшеклассников. Первый подход можно охарактеризовать как описательный, он свойствен наиболее ранним теориям, которые к сегодняшнему дню стали классическими. Для этого подхода характерно не столько объяснение, сколько описание эмоциональной жизни старшеклассника. При этом происхождение эмоциональных явлений не представляет отдельной проблемы и интерпретируется в русле общих закономерностей психического развития в этом возрасте. Для таких концепций эмоционального развития свойственны нестрогое использование терминологии, обозначающей эмоции, и в целом несформированность соответствующего категориального аппарата. Описание эмоции и их изменений носит больше житейский характер.

Второй подход предполагает выделение или поиск детерминант аффективных изменений в старшем школьном возрасте. В теориях, которые его представляют, разрабатывается специфическая терминология для выделения и объяснения аффективных феноменов старших подростков и юношей.

Необходимо отметить, что речь идет не о теориях собственно эмоционального развития, а об определенных общих теориях развитая в старшем школьном возрасте, в которых содержатся те или иные концепции эмоций и их развития.

Примером первого подхода к изучению эмоционального развития может служить исследование С. Холла. Концепция Холла представляет собой распространение эволюционного подхода на психику и ее развитие. Принимая идею о наследуемости психики как одну из ключевых, Холл постулирует, что различные стадии онтогенетического развития соответствуют различным стадиям в эволюции человека. В соответствии с этим возраст детей от 14 до 16 лет Холл определяет как переходный период от «дикости к цивилизации». Значит, переходный характер развития свойствен и чувствам, и переживаниям. Отсюда вытекают противоречивость, контрастность и неустойчивость эмоциональной сферы подростков, которые Холл описывает как «юношеские колебания в инстинктах и чувствах, смену инертности и возбуждения, удовольствия и страдания, эгоизма и альтруизма, общественности и уединения, чувствительности и тупости, слова и дела, консерватизма и стремления к новому, чувства и интеллекта».

Старшеклассник, в отличие от ребенка младшего возраста, может развивать себя сам и стать частью культуры, может воспринимать свое место в культуре; он более гибкий и чувствительный, более восприимчив к различным институтам общества, обладает способностью «высоких чувств».

Гезелл рассматривает юношеский возраст как высоко эмоциональный период.

Описание характера и содержания развития эмоций осуществляется в терминах «градиентов роста» , под которыми обозначаются:

  1. характеристика эмоций в целом;
  2. гнев;
  3. тревога и страхи;
  4. юмор;
  5. аффективность;
  6. самоутверждение;
  7. экспрессивность чувств.

Градиенты развития, под которыми, по существу, понимаются определенные формы эмоционального поведения и переживаний,- это эмпирически выделенные категории, определяющие статус эмоционального развития ребенка того или иного возраста. Конкретные эмоциональные изменения в рамках выделенных градиентов связаны с повышением контроля над эмоциями и развитием форм их реагирования, с изменением содержания и источников эмоций, их частотой, формированием чувства юмора и умения конструктивно его использовать в повседневной жизни. Гезелл показывает колебания «аффективности» старшеклассников в терминах счастья, печали, плаксивости. Старшеклассники являются полностью аналитичными в отношении собственных эмоций, проявляют значительный интерес в отношении того, могут ли они контролировать свои эмоции.

Биологическую интерпретацию аффективных сдвигов у старшеклассников содержат и психоаналитические концепции. Необходимо отметить, что психоаналитическое изучение подростка началось в 1905 году с работы 3. Фрейда «Три очерка о сексуальности». Личностные изменения рассматриваются им как результат борьбы «эго» против «ид» и связаны с феноменом любви. Концепция Фрейда позволяет представить эмоциональные изменения как определенный аффективный синдром, возникновение которого обусловлено завершением полового созревания. Поэтому главной движущей силой аффективных сдвигов в этот период выступает биологический фактор — биологически заданная динамика сексуального влечения.

Попытка преодоления биологизаторского взгляда на психическое развитие имеет место в концепции Э. Эриксона. Психическое развитие в этой концепции предстает как социоэмоциональное. Основной его закон — «эпигенетический принцип», согласно которому на каждом возрастном этапе развития возникают новообразования, их, естественно, не было на предшествующих этапах этого процесса. Рассматриваемому периоду соответствует пятая фаза в периодизации Э. Эриксона — фаза юности (13—18 лет). Для этой фазы характерен кризис идентичности. Преодоление этого кризиса завершается появлением чувства неповторимости, индивидуальности, непохожести на других.

Социальная ситуация подросткового и юношеского возрастов была проанализирована в работе К. Левина. Согласно его концепции, специфика положения старшеклассника в том, что он находится в состоянии передвижения из группы детей в группу взрослых, при этом не принадлежит ни одному из сообществ. Это приводит к тому, что его эмоциональная сфера характеризуется напряженностью, неустойчивостью, повышенной чувствительностью, робостью и неуверенностью, сменой контрастов поведения и настроения, эпизодической агрессивностью.

Читайте также:  Восприятие зависит от настроения

П.М. Якобсон в своих работах, посвященных развитию эмоциональной сферы детей, уделяет значительное внимание изучению эмоционального развития старшеклассников. В частности, он отмечает, что общий рост личности старшеклассника, расширение круга его интересов, новый опыт общения со сверстниками ведет к «интенсивному росту социально ценных побуждений и переживаний, связанных с кругом явлений нравственного порядка.

Общая направленность юношей и девушек на будущее создает благоприятные условия для большей открытости переживаниям, эмоциональной восприимчивости, более точного регулирования чувств. Развиваются эстетические, альтруистические, патриотические и другие высшие чувства. По мнению Якобсона, для эмоционального развития в этот период старшего школьного возраста закладываются основы эмоциональной жизни человека [1].

Связь между эмоциональным развитием старшеклассников и общением изучает В. Н. Куницина. В своих работах она отмечает, что отсутствие навыка эмоциональной коммуникации приводит к преобладанию отрицательных эмоций над положительными в процессе учебной и внешкольной деятельности. Ребенок при создании эмоциональных эталонов в общении кладет в основу не общие, универсальные для всех людей, эталоны, а специфические, индивидуальные для конкретного подразумеваемого человека.

Рассматривая особенности эмоциональной сферы старшеклассников, А. Е. Ольшанникова отмечает, что «эмоциональное благополучие старшеклассника все больше начинает зависеть от следующих факторов: займет ли ребенок достойное место в коллективе, будет ли чувствовать себя равным, иметь авторитет среди сверстников» [2]. Для старшеклассников характерно появление идеалов и эмоций, связанных с ними, обогащение качественной палитры переживаний, расширение круга объектов, вызывающих эмоциональный отклик, умение регулировать и контролировать свои эмоции.

Становление самосознания старшеклассников также обуславливает возникновение новых переживаний, специфичных именно для этого жизненного периода, — чувства одиночества, индивидуальности, специфического переживания своего времени, своего будущего, в целом, переживания своего «Я». Увеличение вербального словаря эмоций и эмоциональных переживаний отмечает А. Г. Закаблук.

По мнению Е. П. Ильина, эмоциональная сфера старшеклассника характеризуется разнообразием и устойчивостью чувств и эмоций, развитой способностью к эмпатии, высокой степенью развития эстетических чувств, эмоциональной окраской чувства дружбы и любви.

Таким образом, эмоциональные изменения выявляются практически во всех сферах эмоциональной жизни старшеклассников и имеют сложный характер. Следует отметить, что все исследования, затрагивающие вопросы развития эмоций старшеклассников, носят феноменологический характер, выделяют и анализируют эмоциональные сдвиги в терминах переживаний, их предметной отнесенности.

Эмоциональную сферу, старшеклассников характеризует следующее:

  • сложность, разнообразие, дифференцированность эмоций и чувств, обогащение переживаний;
  • высокий уровень осознания своих чувств и чувств других людей;
  • осознание своего эмоционального потенциала, его безграничности;
  • развитие эмоционального сопереживания;
  • расширение круга объектов и субъектов, вызывающих эмоциональную реакцию;
  • развитие высших чувств: нравственных, эстетических, альтруистических и др.;
  • эмоциональная устойчивость, способность контролировать и регулировать свои эмоции.
  1. Якобсон К М. Воспитание чувств.— М., 1968.— С. 18.
  2. Олъшанникова А. Е. Эмоции и воспитание.— М., 1983.-С.31
  3. Выготский Л. С. Собрание сочинений.— М., 1976.— Т.2.
  4. Изард К. Психология эмоций.— М., 2000.
  5. Ильин И. К. Эмоции и чувства.— СПб., 2002.

Источник

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2014

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ.

Воспитание нравственности и эстетических чувств, в том числе эмоциональной сферы, которая так «ранима» на данном возрастном этапе, формирует у подростков отношение к окружающей среде, а так же гармоничное развитие личности.

В поисках путей решения проблемы исследования эмоциональной сферы, особое внимание психологов и педагогов было уделено изучению особенностей эмоционального восприятия и реагирования детей в кругу неформального общения со сверстниками и более или менее значимыми взрослыми, а так же в сфере обучения.

Успехами изучения эмоционального развития в ХХI веке стало: расширение круга объектов и сторон рассмотрения, а так же усовершенствование методов исследования. Появились различного рода эксперименты, статистические, математические методы обработки полученных данных.

Эмоциональное неблагополучие — основная задача, которая стоит под вниманием психологов при работе с подростками.

Одно из наиболее частых проявлений эмоционального неблагополучия в подростковом возрасте это депрессия, личностная тревожность и неумение дозировать свои эмоции, т.е. управлять ими, вступая в коммуникацию, что сказывается на их межличностном общении.

Протекание депрессии у подростков почти не разнится с симптомами у взрослых, подобного рода эмоциональные проявления создают риск суицида, именно по этой причине нуждаются в коррекции. Чаще всего подростки справляются с подобного рода проблемами при помощи алкоголя или наркотиков, что так же пагубно влияет на их дальнейший жизненный путь, иными словами приводит их к алкогольной или наркозависимости.

Возникновение депрессивных состояний обуславливает генетический фактор, но чаще всего причиной возникновения является разрыв эмоциональных отношений между людьми. Именно переживания разрыва могут привести к депрессии.

Так же возникновение депрессивных состояний формирует ощущение невозможности реализовать себя в дальнейшей жизни, неспособность переключаться, приспособляться к окружающей среде и меняющимся ситуациям.

Читайте также:  Двоякие чувства или двоякое чувство

Стоит упомянуть о немаловажном эмоциональном неблагополучии таком как страх и тревога. Страх и неуверенность в себе может возникать при вступлении в межличностные отношениях с другими людьми.

На возникновение у подростков страхов могут влиять взаимодействия в семье. Так же следует отметить, что неблагополучные отношения в семье отражаются на эмоциональном состоянии ребёнка,

Существует множество различных форм эмоциональных нарушений, такие как ипохондрия, истерические состояния, невроз, но мы затронули лишь основные.

Теперь стоит рассмотреть методы по коррекции этих состояний

Релаксацию стоит использовать для устранения страха, так же можно рекомендовать для устранения эмоциональной напряженности, повышенной тревожности и прочих эмоциональных нарушений. Для использования техники мышечной релаксации, стоит освоить и в дальнейшем применять несколько стандартных упражнений. Рекомендую тренинг (релаксации) по Джекобсону.

Аутотренинг помогает поддержать контакт с истинными эмоциями и ощущениями и высвобождать их свободно и эффективно с помощью определенных упражнений.

Процесс рисования и изображения сам по себе связан для ребенка с радостью, именно в этом причина выбора Гертруды Шоттенлоэр методов арт-терапии при психокоррекции у детей с психотравмами, тревогами и неразрешимыми внутренними конфликтами. Им необходимо привить уверенность, сформировать позитивное отношение к жизни, а процесс рисования помогает сделать это менее болезненным. Изображение вынуждает концентрироваться на своих переживаниях, осознавать и переосмыслять события, что формирует в ребенке определенную независимость.

Арт-терапия способствует обеспечению подростка социально приемлемым способом вымещения таких эмоциональных состояний как: враждебности, страха, гнева, агрессии и т.п. Так же арт-терапия способствует развитию чувства внутреннего контроля, воображения, нормализации самооценки. Но арт-терапия сама по себе не решит проблемы подростка, она лишь помогает «задействовать» внутренние ресурсы подростка.

Искусство оказывает колоссальное психокоррекционное воздействие, воздействуя на эмоциональную сферу подростка, выполняет следующие функции: развитие коммуникации, регулятивную, так же катарсистическую функцию.

Эмпирическое исследование эмоционального развития старшеклассников

Методы исследования:

А. Басс; А. Дарки – тест агрессивности

В. Бойко – диагностика «помех» в установлении эмоциональных контактов

Ш. Тейор – личностная шкала проявления тревоги

База исследования:

Школа № 23, 12 старшеклассников, возраст (16-18 лет)

Школа № 30, 11 старшеклассников, возраст (16-18 лет)

В исследовании принимало участие 23 человека – учащиеся в возрасте 16-18 лет. 12 человек из шк № 23 и 11 человек из шк № 30.

Целью исследования являлось определение уровня эмоционального развития, а также определение степени тревожности, агрессивности и других эмоциональных неблагополучий.

В ходе исследования нами были использованы следующие методики:

-А. Басс; А. Дарки – тест агрессивности

— Личностная шкала проявлений тревоги Тейлора

— Методика диагностики «помех» в установлении эмоциональных контактов Бойко

В ходе предварительного наблюдения нами были замечены следующие проявления:

В первой группе старшеклассников наблюдалась благоприятная атмосфера.

Так же и во второй группе была благоприятная атмосфера.

Предварительная беседа со старшеклассниками показала, что как правило, подростки и той и другой группы не любят говорить о своих эмоциональных переживаниях. Подростки достаточно хорошо используют широкий спектр названий различных эмоций и чувств, присущих человеку.

Следующим этапом исследования явилась диагностика эмоционального состояния подростков.

А. Басс; А. Дарки – тест агрессивности был применен для оценки уровня агрессивных проявлений у подростков той и другой группы.

Здесь в основном нас интересовали такие шкалы как «негативизм», обида», «раздражение», «подозрительность», «чувство вины», т. е те аспекты, которые могут сыграть свою роль в возникновении агрессии и которые могут явиться деструктивными тенденциями эмоционального развития личности подростка.

В ходе исследования были получены следующие результаты:

13

16

12

По полученным данным можно заметить, что у 13 испытуемых высокий уровень вербальной агрессии, которая свидетельствует о конфликтности- выражении негативных чувств как через крик, визг, так и через содержание словесных ответов таких как проклятия, угрозы. Таким образом мешает устанавливать контакты среди сверстников.

Так же преобладает шкала чувство вины у 16 испытуемых, которая выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести. Это может свидетельствовать о неуверенности в себе.

Индекс враждебности выражен у 12 испытуемых. А. Басс (Buss, 1961)понимает враждебность как узкое по направленности состояние, всегда имеющее определенный объект. Т.е. у большинства испытуемых превалирует установка на негативное отношение к окружающим, что сказывается на их коммуникабельных способностях.

Личностная шкала проявлений тревоги Тейлора была применена для измерения проявлений тревожности. Личностная тревожность проявляется беспокойством без достаточных оснований (бывает при гормональном сбое, что свойственно подростковому возрасту, так и способе привлечь к себе внимание применяя «роль жертвы»)

Средний с тенд. к выс

Средний с тенд. к низк

11

По полученным данным можно сказать, что у испытуемых повышенная личностная тревожность, которая характеризуется как склонность к беспокойству без достаточных оснований. Тревожность влияет на продуктивность деятельности, здоровье, а высокий уровень тревожности сказывается на качестве социального функционирования личности, что и свидетельствует о неуверенности в себе, а так же конфликтности.

Читайте также:  Резкая перемена настроения у детей

Методика диагностики «помех» в установлении эмоциональных контактов Бойко. Методика В.В. Бойко была примененадляизучение особенностей установления эмоциональных контактов.

Неумение управлять эмоциями, дозировать их

Неадекватное проявление эмоций

17

Негибкость, неразвитость, невыразительность эмоций

Доминирование негативных эмоций

Нежелание сближаться с людьми на эмоциональной основе

В нашем исследовании видно, что та или иная степень проблемности повседневного проявления эмоций у старшеклассников есть. В поведении старшеклассников явно выражено неадекватное проявление эмоций, так же неумение управлять эмоциями, дозировать их и, что самое главное, так это нежелание сближаться с людьми на эмоциональной основе.

Заключение

Итак, подводя итоги, необходимо отметить, что подростковый возраст протекает с усилением эмоций и чувств, но не возможно не подметить, что в противовес усилению проявления этих эмоций, в подростковом возрасте формируются способности к их саморегуляции. Подросток, интенсивно, многообразно, порой, не умея дозировать, проявляет весь «букет» своих эмоций, в конечном счете, начинает обучаться способности к торможению проявлений при помощи волевых усилий.

Не теряя из поля зрения те факты, которые обуславливают повышенный эмоциональный фон подростка, а именно: повышенную эмоциональность, неумение дозировать свои эмоции, лёгкую возбудимость, частую смену настроения, агрессивность, повышенную тревожность, различные необоснованные страхи и субъективную тревогу, причиной тому является именно смена цикла гормональных и физических процессов.

Так же следует подытожить момент эмоциональных нарушений, с которыми сталкиваются подростки. Невозможно отрицать того факта, что они нарушают социальные контакты подростков, у них формируются страхи, тревога, которые сказываются на их коммуникации, повышенный уровень агрессивности так же вносить существенное влияние, но не мало важным является факт яркого проявления неблагополучного эмоционального состояния — это состояние депрессии у подростка.

Следует привести лаконичный перечень по работе с эмоциональными состояниями:

Чаще всего для избавления страхов, гнева, ненависти старшеклассники приходят к подавлению эмоциональных состояний, но вскоре это может привести к нарушению здоровья. Для того чтоб избежать заболевания есть методы уменьшения эмоциональной напряженности, например, релаксация. Аутотренинг помогает высвободить негативные эмоции свободно с помощью упражнений. Арт-терапия помогает добиться этого результата через рисование. Через рисование можно проявить свои эмоции, в связи с этим подростки выражают свою агрессию, чему свидетельствуют результаты проведённого исследования, а именно: высокий уровень шкал агрессии, так же присутствует личностная тревожность и нежелание сближаться на эмоциональном уровне.

У подростков, характерно развита критичность, преднамеренность и до некоторой степени самостоятельность. Подростки способны учитывать предыдущий эмоциональный опыт, на основании которого у них формируются устойчивые эмоциональные отношения. Так же на данном этапе развития усваиваются определённые черты характера и определённые формы вступления коммуникацию. Основной чертой данного возрастного периода является — формирование относительно высокого уровня самосознания и рефлексии. Стоит отметить, что именно в этом возрасте сформировавшиеся умения управлять своими эмоциональными проявлениями накладывают отпечаток на дальнейшее протекание эмоциональных процессов.

Ещё раз возвращаясь к вопросу эмоционального неблагополучия, например такого как депрессия, следует отметить, что причиной тому является воспитательный процесс и влияние ближайшего окружения подростка и так же следует отметить, что эти эмоциональные состояния можно корригировать при помощи методов коррекции перечисленных выше.

В ходе проведённого исследования мы получили следующие данные:

По методике Басса-Дарки тест агрессивности:

У 13 испытуемых высокий уровень вербальной агрессии, у 16 испытуемых высокий уровень чувства вины, у 10 высокий уровень физической агрессии, у 9 высокий уровень раздражения, у 8 высокий уровень негативизма. Так же индекс враждебности выражен у 12 испытуемых, а индекс агрессивности у 8 испытуемых.

По методике Тейлора на выявление уровня личностной тревожности:

Высокий уровень тревожности у 7 испытуемых, средний с тенденцией к высокому у 11 и средний с тенденцией к низкому у 5.

По методике Бойко установление «помех» в контактах:

Преобладает количество старшеклассников со шкалой неадекватное проявление эмоций 17 испытуемых, неумение управлять эмоциями 9, нежелание сближаться на эмоциональной основе 8, негибкость, неразвитость, невыразительность эмоций 7 и доминирование негативных эмоций 3.

В результате можно заметить, что 2/3 испытуемых неадекватно проявляют свои эмоции, в связи с этим выражают свою агрессию, чему свидетельствуют высокий уровень шкал, так же присутствует личностная тревожность и нежелание сближаться на эмоциональном уровне.

Литература:

Лафренье П. Эмоциональное развитие детей и подростков.- СПб., 2004

Ольшаненко А.Э. Эмоции и воспитание. М., 1983.

Особенности обучения и психического развития школьников 13-17лет./п.р. И.В.Дубровиной, Б.С.Круглова. М.Педагогика 1988. 192с.

Практикум по психологии состояний: Учебное пособие / Под ред. проф. О.А. Прохорова. – СПб: Речь, 2004

Рисунок и образ в терапии / Г. Шоттенлоэр. – СПб., 2001.

Источник

Оцените статью