Эмоционально личностная расстройства ребенка

Эмоциональные нарушения у детей

Эмоции ребенка связаны с его внутренним миром и различными социальными ситуациями, переживание которых вызывает у него определенные эмоциональные состояния. В результате нарушения социальных ситуаций (изменение режима дня, образа жизни и т.п.) у ребенка может возникнуть стрессовое состояние, аффективные реакции, страх. Это вызывает негативное самочувствие ребенка, эмоциональное неблагополучие.

Причины

Детские психологи полагают, что основными причинами возникновения эмоциональных нарушений у детей могут стать: перенесенные в детстве заболевания и стрессы; особенности физического и психоэмоционального развития ребенка, в том числе задержки, нарушения или отставания в интеллектуальном развитии; микроклимат в семье, а также особенности воспитания; социально-бытовые условия проживания ребенка, его близкое окружение. Нарушения в эмоциональной сфере у детей могут быть вызваны и другими факторами. К примеру, психологическую травму детскому организму могут нанести фильмы, которые он смотрит или компьютерные игры, в которые играет. Эмоциональные нарушения у детей проявляются чаще всего в переломные периоды развития. Ярким примером такого психически нестабильного поведения может служить так называемый «переходный возраст».

Виды эмоциональных нарушений

Эйфория — неадекватно повышенное, радостное настроение. Ребенка, находящегося в состоянии эйфории, характеризуют как импульсивного, стремящегося к доминированию, нетерпеливого.

Дисфория – расстройство настроения, с преобладанием злобно-тоскливого, угрюмо-недовольного, при общей раздражительности и агрессивности. Ребенка в состоянии дисфории можно описать как угрюмого, злого, резкого, неуступчивого. Дисфория является разновидностью депрессии.

Депрессия, в свою очередь, — аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном и общей пассивностью поведения. Ребенка с пониженным настроением можно охарактеризовать как несчастного, мрачного, пессимистичного.

Тревожный синдром – состояние беспричинной обеспокоенности, сопровождающееся нервным напряжением, непоседливостью. Ребенка, испытывающего тревогу, можно определить как неуверенного, скованного, напряженного. Этот синдром выражается в частой смене настроений, плаксивости, ослаблении аппетита, сосании пальцев, обидчивости и чувствительности. Тревога часто переходит в страхи (фобии).

Страх – это эмоциональное состояние, возникающее в случае осознания надвигающейся опасности – мнимой или реальной. Ребенок, испытывающий страх, выглядит робким, испуганным, замкнутым.

Апатия – безучастное отношение ко всему происходящему, которое сочетается с резким падением инициативы. При апатии утрата эмоциональных реакций сочетается с поражением или отсутствием волевых побуждений. Только с большим трудом можно ненадолго растормозить эмоциональную сферу, способствовать проявлению чувств.

Эмоциональная тупость — характеризуется не только отсутствием эмоций (на адекватные или неадекватные раздражители), но и невозможностью их появления вообще. Введение возбуждающих медикаментозных средств приводит к временному беспредметному двигательному возбуждению, но не к появлению чувств или контактности.

Паратимии или неадекватность эмоций – расстройство настроения, при котором переживание одной эмоции сопровождается внешним проявлением эмоции противоположной валентности. Необходимо отметить, что и паратимии, и эмоциональная тупость характерны для детей, страдающих шизофренией.

Синдром гиперактивности и дефицита внимания(СДВГ) представляет собой сочетание общего двигательного беспокойства, неусидчивости, импульсивности поступков, эмоциональной лабильности, нарушений концентрации внимания. Отсюда следует, что основные признаки данного синдрома – отвлекаемость внимания и двигательная расторможенность. Таким образом, ребенок, страдающий СДВГ, непоседлив, не доводит до конца начатое дело, у него быстро меняется настроение.

Агрессия – разновидность провокационного поведения, направленного на привлечение внимания взрослых или сверстников. Может быть физическая, вербальная (нецензурная брань), косвенная (смещение агрессивной реакции на постороннее лицо или предмет). Может проявляться в виде подозрительности, обиды, негативизма, чувства вины.

Кроме указанных групп эмоциональных расстройств можно выделить и эмоциональные трудности в общении. Они представлены у детей аутичным поведением и трудностями в адекватном определении эмоциональных состояний людей.

Читайте также:  Что ко мне чувствует таня

Лечение

Эмоциональные нарушения у детей лечатся также, как и у взрослых: сочетание индивидуальной, семейной психотерапии и фармакотерапии дают наилучший эффект.

Ведущим методом коррекции эмоциональных нарушений в детском возрасте является имитация детьми различных эмоциональных состояний. Значимость данного метода обусловлена рядом особенностей:

1) активные мимические и пантомимические проявления помогают предотвращать перерастание некоторых эмоций в патологию;

2) благодаря работе мышц лица и тела обеспечивается активная разрядка эмоций;

3) у детей при произвольном воспроизведении выразительных движений происходит оживление соответствующих эмоций и могут возникать яркие воспоминания о неотреагированных ранее переживаниях, что позволяет, в ряде случаев, найти первопричину нервного напряжения ребенка и нивелировать его реальные страхи.

Имитация детьми эмоциональных состояний способствует расширению их системы знаний об эмоциях, дает возможность наглядно убедиться в том, что различные настроения, переживания выражаются в конкретных позах, жестах, мимике, движениях. Эти знания позволяют дошкольникам грамотнее ориентироваться в собственных эмоциональных состояниях и эмоциях окружающих

Источник

Расстройства личности у детей

Отклонения, которые отрицательно сказываются на приспосабливаемости детей к окружающей их среде, сегодня принято называть расстройствами личности. Такие нарушения психики у детей выявляются довольно редко, так как на протяжении всего периода взросления психика постоянно претерпевает изменения. Иногда у детей возникают состояния, имеющие признаки расстройства личности.

По достижению ребенком подросткового возраста можно говорить об окончании формирования личности. Если признаки расстройства личности сохраняются в этом периоде, то уже можно говорить о состоянии, которое нуждается в коррекции.

Причины дисгармонии

Расстройство личности у детей может иметь различные формы. Исходя из причин заболевания, выделяют три основных его типа:

  • наследственное расстройство обусловлено наличием генной предрасположенности и передается из поколения в поколение:
  • приобретенное расстройство прогрессирует при неправильном подходе к воспитанию ребенка, а также при длительном влиянии негативного окружения и примеров;
  • органические психопатии развиваются в результате травмы или инфекционного заболевания некоторых отделов головного мозга или всей ЦНС.

Предпосылки для развития дисгармонии могут появиться во время беременности. Чтобы этого не произошло женщина должна следить за своим здоровьем и не допускать отклонений, которые могут негативно отразиться на состоянии малыша.

Большое значение на процесс формирования личности ребенка оказывает психологический климат в семье. Если ребенок получил травму головы или заболел инфекционным заболеванием, необходимо предпринимать активные действия для скорейшего его выздоровления. В противном случае велик риск развития осложнений, в том числе и расстройства личности.

Симптомы и диагностика

Диагностировать расстройства личности у детей довольно сложно. Специалистам необходимо около 6 месяцев наблюдать маленького пациента, чтобы иметь возможность поставить точный диагноз.

Проявляется расстройство личности по-разному, в зависимости от вида заболевания:

1. Расстройство параноидального типа сопровождается появлением у ребенка появлением одной идей, которая оказывается для него сверхценной. Это может быть идея заболевания, преследования или ревности и т.д. В таком состоянии дети становятся сверх подозрительными, они очень остро реагируют на отказы в удовлетворении желаний.

2. Расстройство может иметь шизоидную окраску. Типичным поведением ребенка, имеющее подобный дисбаланс личности, является отказ от общения. В таком состоянии доверительные отношения с кем-либо установить очень сложно, ребенок сдержан в эмоциях и не способен к сопереживанию. Но при этом, пациент очень любит фантазировать.

3. Безвольная психопатия или диссоциальный тип расстройства личности проявляется в полном несоблюдении общепринятых моральных норм. Ребенок не имеет собственных принципов, а также не в состоянии поддерживать семейные и дружеские связи.

4. Эмоциональная неустойчивость также может наблюдаться у детей с дисбалансом личности. Наиболее часто данный вид психопатии встречается у подростков. Агрессия и жестокость являются обычными симптомами такого состояния, проявляются они вспышками. Время от времени, от подростка можно услышать угрозы покончить жизнь самоубийством.

Читайте также:  Эмоциональное занятие для детей первой младшей группы

5. Отличительной чертой истерической психопатии является демонстративность. Поведение больного, все его поступки и эмоции направлены на привлечение внимание к себе.

6. Расстройство психастенического характера диагностируется у ребенка, если он постоянно находится в тревожном состоянии, связанным с переживаниями о каждой мелочи или детали. Пациент стремится выполнить любое задание наилучшим образом, в итоге это становится навязчивой идей, приводящей к появлению дисбаланса личности.

7. Чрезмерные опасения и тревога, приводящие к самоограничениям в деятельности или общении, характерны для сенситивного расстройства личности у детей.

Также у детей может развиться расстройство личности, которое специалисты называют зависимым. В таком состоянии ребенок боится своей беспомощности. Такие дети не умеют самостоятельно принимать решения.

Проявления некоторых видов расстройства личности очень часто принимают за педагогическую запущенность. Отличить патологические изменения психики от элементарной невоспитанности может только опытный психоаналитик или психиатр. При появлении первых симптомов родителям следует обратиться за квалифицированной помощью. Если не провести должного лечения и коррекции, у ребенка в будущем возникнут трудности с адаптацией в социуме.

Лечение

Наиболее подходящую схему лечения врач выбирает исходя из причин, вызвавших патологические изменения в психике ребенка. Если речь идет о наследственной форме заболевания или органических нарушениях в работе ЦНС, то упор делается на медикаментозное лечение и поддерживающую терапию. Специалисты, работающие в Психоэндокринологическом Центре, для диагностики используют самые современные разработки и методики, направленные на выявление причины заболевания. Наблюдение за маленьким пациентом ведется на протяжении длительного времени, после чего принимается решение о выборе схемы лечения.

Приобретенные формы расстройств личности у детей поддаются коррекции в большинстве случаев. Медикаментозное лечение редко приносит значительные результаты, большую роль в излечении играет психотерапия. Если же необходимость в приеме препаратов все же возникает, то врач Психоэндокринологического Центра назначает всего одно средство, которое принимается курсом.

Независимо от того, какие причины лежат в основе расстройства личности у детей, необходимо приступать к лечению после обнаружения первых признаков заболевания. Своевременное обращение к специалистам и строгое следование рекомендациям обеспечит положительный успех от лечения.

Источник

Органическое расстройство личности

Органическое расстройство личности — это стойкое нарушение работы мозга, в результате его болезни, повреждения или дисфункции, вызывающее значительное изменение поведения больного, снижение мыслительных функций, психическое истощение. Расстройства проявляются в детском возрасте и могут давать знать о себе в течение всей жизни. Течение заболевания зависит от возраста, наиболее опасными являются критические периоды, например, период полового созревания, климакс. Причём в благоприятных условиях может наступить стойкая компенсация личности с сохранением трудоспособности, а в случае появления негативных воздействий (инфекционные заболевания, органические нарушения, эмоциональные стрессы), возможно наступление декомпенсации, при которой психопатические проявления становятся ярко выраженными.

В целом, заболевание носит хронический характер, во многих случаях болезнь прогрессирует, приводя к полной социальной дезадаптации, но при соответствующем лечении возможно и улучшение состояния больного. Очень часто больные избегают лечения, не признают факта заболевания. Симптомы и диагностика

Для диагностики заболевания используются следующие методы исследования: ЭЭГ, МРТ, психологические методы (MMPI, тест Роршаха, тематический апперцептивный тест). Выявляется органическое нарушение структур мозга различной этиологии (болезнь, травма или дисфункция мозга), отсутствие нарушений сознания и памяти и проявление типичных изменений характера поведения и речи.

Но для чёткой постановки диагноза необходимо длительное, не менее полугода, наблюдение за пациентом. В этот период у больного должно проявиться не менее трёх признаков органического нарушения личности. Признаки таковы:

  • Неспособность осуществлять деятельность, особенно длительную, требующую концентрации внимания и волевых усилий. В особенности если получение результата деятельности отсрочено или что-то не получается;
  • Выраженная эмоциональная нестабильность, неспособность к самоконтролю, большие колебания в проявлении эмоций, эйфория или полная апатия, неконтролируемые проявления агрессии, сильная раздражительность;
  • Расторможенность низменных влечений. Игнорирование социальных норм, воровство. Неадекватное сексуальное поведение.
  • Пренебрежение личной гигиеной, иногда обжорство.
  • Появление параноидальных концепций, неестественной подозрительности. Зацикленность на одной отвлечённой идее, например, религиозной.
  • Категоричные оценки чужого поведения; Очевидное изменение речи (гиперграфия, вязкость);
  • Перемены в половых предпочтениях, иногда гиперсексуальность.
Читайте также:  Как снимать стресс перед экзаменом

Хотя на начальных этапах болезни изменений памяти обычно не наблюдается, при прогрессировании заболевания могут появляться расстройства памяти, и это позволяет уже говорить о деменции.

Из-за большого количества повреждающих факторов, начиная от родовых травм и заканчивая радиацией, органические расстройства очень распространены.

Основными причинами появления расстройств считаются:

Черепно-мозговые травмы головы и травмы повторного характера, особенно повреждение височной или лобной доли;

  • Инфекционные поражения мозга;
  • Болезни мозга (множественный склероз, опухоль);
  • Сосудистые заболевания (субарахноидальные гематомы);
  • Детские церебральные параличи;
  • Энцефалиты с последующими соматическими расстройствами (постэнцефалический паркинсонизм);
  • Хронические отравления марганцем;
  • Употребление психоактивных веществ (алкоголь, стимуляторы, стероиды, галлюциногены);
  • Височная эпилепсия.

У больных более десяти лет страдающих эпилепсией, развивается органическое нарушение личности, предполагается, что есть связь между частотой припадков и степенью нарушения.

Невзирая на то, что органические расстройства личности изучаются с конца позапрошлого века, особенности формирования и развития симптомов и по сей день остаются невыясненными. Нет убедительных данных о влиянии биологических и социальных факторов на этот процесс. В качестве основного патогенетического звена рассматриваются поражения мозга экзогенного происхождения, приводящие к нарушению правильного соотношения процессов возбуждения и торможения в мозге. В последние годы наиболее верным считается интегративный подход к выявлению патогенеза психических расстройств. Этот подход предусматривает влияние следующих факторов: генетических, органических, социально-психологических. Однако существенного анализа по данному вопросу не осуществлялось. Изучению органических расстройств, причиной которых оказывается черепно-мозговая травма, всегда уделялось большое внимание, в то время как до сих пор малоизученными остаются нарушения, являющиеся следствием перенесённых нейроинфекций, сосудистых заболеваний, интоксикаций.

Лечение

Чтобы лечение расстройства было эффективным, оно обязательно должно быть комплексным. Необходимо сочетание психотерапевтического и медикаментозного воздействий, которые при умелом применении усиливают воздействие друг друга.

Лекарственная терапия предполагает использование нескольких типов препаратов:

  • противотревожные
  • антидепрессанты
  • ноотропы
  • гормоны, литий, антиконвульсанты.

Однако нередко препараты воздействуют лишь на симптомы заболевания и после отмены препарата болезнь снова прогрессирует.

Основной целью применения психотерапевтических методов является облегчение психологического состояния больного, помощь в преодолении депрессии, сексуальных проблем, навязчивых страхов, в усвоении новых моделей поведения. Помощь оказывается при наличии как психических, так и физических проблем, в виде беседы или ряда упражнений. Психотерапевтическое воздействие предполагает использование групповой, индивидуальной, семейной терапии, которая позволит больному выстраивать правильные взаимоотношения с членами семьи, а также обеспечит ему эмоциональную поддержку родственников. Кроме того, психотерапия позволит членам семьи усвоить правила поведения и общения с больным. Основное воздействие, если это возможно, должно быть направлено на органическую причину заболевания. И конечно, нужно стремиться к минимизации вредных воздействий (алкоголь). Чаще всего только больные с тяжёлым течением заболевания попадают в поле зрения психиатра, но помещение пациента в психиатрическую больницу требуется не всегда, только в случае, если он опасен для окружающих или для себя самого. Профилактика органических нарушений начинается с адекватного родовспоможения и реабилитации в постнатальном периоде. Огромное значение имеет правильное воспитание в школе и семье.

Источник

Оцените статью