Эмоционально лабильная сестра по классификации харди тест с ответами

КЛАССИФИКАЦИЯ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР ПО И. ХАРДИ

Автор книги «Врач, сестра, больной», известный венгерский психотерапевт И. Харди (1983), выделил 6 типов медицинских сестер. В основе типологии сестер не только особенности психоэмоционального склада, но и отношение к работе, пациентам. Данная классификация несколько утрирована, но она помогает взглянуть на деятельность сестры «глазами пациентов».

1. Сестра-рутинер — она тщательно, скрупулезно, аккуратно выполняет все свои обязанности, действуя строго по инструкции, проявляет усердие, ловкость и умение для ухода за больными, но работает механически, не сопереживая, не проявляя сочувствия.

2. Сестра, играющая заученную роль (артистический тип) — такая медсестра в процессе свой работы старается играть какую-либо роль (например благодетельницы) или следовать понравившемуся ей идеалу. Постепенно в поведении такой сестры исчезают искренность, непосредственность, открытость и появляются наигранность, искусственность.

3. Тип «нервной» сестры — эмоционально неустойчивая, вспыльчивая, раздражительная, склонная обсуждать личные проблемы, считает, что ее усилия не оценивают должным образом; часто боится заразиться каким-либо инфекционным заболеванием, в результате может проявлять брезгливость и даже отказываться от выполнения каких-либо процедур и манипуляций под благовидным предлогом. С точки зрения профессиональной этики такие сестры не должны работать с пациентами.

4. Сестра с мужеподобной внешностью, сильная личность — больные уже издали, по походке или зычному голосу узнают ее, побыстрее стараясь привести в порядок свои тумбочки и кровати, убрать лишние вещи. Такая сестра любит порядок, четкость и дисциплину. В благо-приятных случаях она может стать прекрасным организатором, хорошим педагогом. При недостатке культуры — может быть резкой и грубой с пациентами, но всегда ответственна и точна в работе.

5. Сестра материнского типа — выполняет свою работу с проявлением максимальной заботы и сочувствия к пациентам, успевает повсюду. Работа для такой сестры — неотъемлемое условие жизни, забота о пациентах — жизненноепризвание. К ним как нельзя лучше подходит такое обращение, как «мать», «сестричка». Частой заботой о других, любовь к людям пронизана и их личная жизнь.

6. Сестра-специалист — сестры, которые благодаря какому-то особому свойству личности проявляют любознательность в определенной сфере профессиональной деятельности и благодаря развитию этого интереса получают специальное назначение. Многие из них посвящают свою жизнь избранному делу, работая в кабинетах физиотерапии, функциональной диагностики, различных лабораториях.

Особенности сестринской этики

1. Сочувствие к пациенту и уважение его достоинства.

Эмпатия (от англ. empathy) — вчувстование, способность чувствовать эмоциональное состояние другого чело-века (умение войти в мир другого и вовремя выйти, иначе самой сестре понадобится помощь). Быть в состоянии эмпатии — значит на какое-то время войти в мир другого, но в любой момент вернуться. Если такая способность теряется, то самой медсестре необходима медицинская помощь. То есть медсестра способна познать суть и глубину переживаний и страданий пациента, но она не идентифицирует себя с его переживаниями.

2. Доброжелательность, выражение лица, приветливость — составляющие профессиональной культуры. Профессиональная культура — культура поведения, общения и внешнего вида.

3. Честность с больными и коллегами, критичность к себе и окружающим.

4. Уважение закона.

5. Уважение прав пациента — медсестра тактично объясняет пациенту его права и обязанности.

6. Постоянное самосовершенствование, стремление к получению новой информации.

7. Свобода выбора (выбирать должен не только пациентпа­циент).

8. Ответственность за свой труд.

9. Сохранение медицинской тайны (разговоры о ди­агнозе, особенностях заболевания — в рамках компе­тенции — должны быть обозначены врачом), предусмот­рено законом.

10. Принцип информированного согласия — любой ме­дицинский работник должен максимально полно инфор­мировать пациента о его состоянии здоровья, методах и перспективах лечения, дать ему оптимальные советы, учи­тывая его возможности в общении и социальном положе­нии. На основании полученных сведений пациент самосто­ятельно принимает решение о дальнейших действиях.

11. Основной медицинский принцип непричинения вреда (не навреди!) со времен Гиппократа.

12. Свершение благодеяний. Благодеяние — моральный долг медиков, основа деонтологии. История сестринского дела богата примерами высокого понимания своего долга: это и Ф. Найтингейл, и Е. Бакунина, вышедшие из богатых аристократических семей и посвятившие всю свою жизнь служению людям, и баронесса Ю. Вревская, и Великая княгиня Елизавета Федоровна — заплатившие жизнью за свои благодеяния.

Читайте также:  Манипуляция чувством вины это

Типы пациентов с неадекватным отношением к болезни

Тревожный (вечно волнующийся) пациент — отличается повышенной тревожностью по любому поводу, в общении — робкий, неуверенный в себе человек. Медсестре желательно быть предельно точной, внимательной к своим словам и выражениям, избегать медицинского сленга, проводить психокоррекцию, обратившись к психологу.

Подозрительный пациент — угрюмый, настороженный и подозрительный по отношению к медицинскому персоналу и лечению в целом. Перед началом лечения необходимо преодолеть психологический барьер недоверия пациента.

Демонстративный пациент — нуждается в постоянном внимании, требует к себе особого отношения, пытается произвести впечатление, преувеличивает сложность своего заболевания, выставляет напоказблизким и окружающим свои страдания, переживания, испытывая постоянную потребность в признании. Медсестре желательно поддерживать «героизм» такого пациента.

Депрессивный пациент — подавлен, удручен болезнью, не верит в выздоровление, в возможное улучшение, в эффект лечения. Пессимистический взгляд на все вокруг. В работе с такими пациентами обязательно участие психолога.

Ипохондрический пациент — чрезвычайно внимателен к своему здоровью, сосредоточен на субъективных болезненных и иных неприятных ощущениях, необоснованно предполагает у себя наличие самых разных заболеваний, интересуется результатами всех исследований, читает специальную медицинскую литературу. Медперсоналу с такими больными нужно вести себя крайне осторожно.

Права пациента

В 1993 году в нашей стране права пациентов определены в «Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан».

Статья 30 «Основ. » дает общий перечень прав пациентов: на выбор врача, на консультации других специалистов и консилиум; на лечение боли, связанной с заболеванием или медицинским вмешательством, на конфиденциальность, на информацию, на информированное добровольное согласие, на отказ от медицинского вмешательства.

Статья 31 «Основ. » конкретизирует право пациента на информацию о своем здоровье, обо всех аспектах предлагаемых или проведенных медицинских вмешательств.

Статья 32 «Основ. » дает юридическое толкование важнейшего понятия биомедицинской этики и современного медицинского права — «информированного согласия».

Статья 33 «Основ. »: каждый пациент имеет право отказа от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения.

Статьи 49 и 61 — вопрос о врачебной тайне.

Закон предписывает (статья 49) врачам вносить сведения о диагнозе в листок о нетрудоспособности только с согласия самого пациента, а при его несогласии указывать общую причину нетрудоспособности — заболевание, травму.

Согласно статьи 61 «Основ. » разглашение врачебной тайны возможно:

а) если пациент в силу своего состояния не может дать согласия;

б) при угрозе распространения инфекционных заболеваний;

в) по запросу правоохранительных органов;

г) в случае несовершеннолетия (моложе 15 лет);

д) если есть основание полагать, что вред здоровью принесен в результате противоправных действий.

Источник

Классификация типов медсестер по Харди.

Тема 1.2. Общение и обучение в сестринском деле

Общение в сестринском деле

1. Типы медсестер по Харди: «рутинер», «актриса», «нервный тип», «сильная личность», «материнский тип», «специалист».

2. Общение как средство социальной помощи и социальной поддержки. Функции общения.

3. Уровни общения: внутриличностное, межличностное, общественное.

4. Типы общения: вербальный и невербальный.

5. Элементы эффективного общения.

6. Критерии эффективного общения.

7. Стили общения.

8. Факторы, способствующие и препятствующие эффективному общению

9. Поддержание связи с пациентом, неспособным к вербальному общению

10.Самоконтроль медицинской сестры

Единственная настоящая роскошь – это роскошь общения. А. Сент-Экзюпери

Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку стратегий взаимодействия, восприятие и понимание людьми друг друга.

Общение медсестры с пациентом — процесс установления и развития контактов с целью достижения оптимального уровня жизнедеятельности пациентов.

Часто общение медсестры с пациентом происходит, когда пациент расстроен, подавлен, агрессивен, испытывает физические или психологические трудности. Очевидно, что медсестрам требуются специальные знания и умения, чтобы общение оказало максимальную помощь и поддержку пациентам.

Классификация типов медсестер по Харди.

Автор книги «Врач, сестра, больной», известный венгерский психотерапевт И. Харди (1983 г.) выделил 6 типов медицинских сестер. В основе типологии сестер не только особенности психоэмоционального склада, но и отношение к работе, пациентам. Данная классификация несколько утрирована, но она помогает взглянуть на деятельность сестры «глазами пациентов».

Читайте также:  Нет настроения писать статьи

v Тщательно, скрупулезно , аккуратно выполняет свои обязанности.

v Действует строго по инструкции.

v проявляет усердие, умение по уходу за больными, но работает механически, не сопереживая, не проявляя сочувствия.

Сестра, играющая заученную роль (артистический тип).

v В процессе работы старается играть какую либо роль или следовать какому то идеалу.

v Постепенно в поведении такой сестры исчезают искренность, открытость и появляются наигранность, искусственность.

Тип «нервной» сестры

v Эмоционально неустойчива, вспыльчивая, раздражительная, склонная обсуждать личные проблемы, считает, что ее усилия не оцениваются должным образом

v Может быть брезглива и отказываться от выполнения процедур под благовидным предлогом.

v С точки зрения профэтики такие сестры не должны работать с пациентом.

Тип сестры – гренадер (сильная личность).

v Любит порядок, четкость и дисциплину. Больные ее боятся

v Может стать прекрасным организатором.

v При недостатке культуры – может быть грубой с пациентами, но всегда ответственна и точна в работе.

Сестра материнского типа

v Выполняет свою работу с проявлением максимальной заботы и сочувствия к пациенту, успевает повсюду.

v Работа для неё- неотъемлемое условие жизни, забота о пациентах-призвание.

v Постоянной заботой о других пронизана и её личная жизнь.

v Проявляют любознательность в определённой сфере профессиональной деятельности.

v Работают в кабинетах функциональной диагностики, в лабораториях и т.п.

Общение в сестринском деле – это обмен информацией и (или) эмоциями между медицинской сестрой и пациентом, основанный на взаимоотношении между ними.

«Многие обязанности медсестры связаны с необходимостью общаться: с больными, его родственниками, другими медиками. Умение общаться может во многих случаях даже заменить другие умения. Для пациента общение с вами – часть лечения»

А. Флинт, директор Свято-Дмитриевского училища сестер милосердия

Суть сестринского дела состоит в уходе за человеком и в том, каким образом медицинская сестра осуществляет этот уход. В основе этой работы должна лежать не интуиция, а продуманный и сформированный подход, рассчитанный на удовлетворение потребностей и решение проблем.

Общение в сестринском деле — это процесс, порождаемый потребностями совместной деятельности пациента и медицинской сестры, искусство воздействия на личность пациента с целью адаптации (приспособления) к изменениям в жизни в связи с изменениями состояния здоровья.

Функции общения.

1. Контактная — установление состояния взаимной готовности к общению.

2. Информационная — обмен информацией, сообщениями.

3. Побудительная — стимуляция активности партнера.

4. Координационная — взаимное ориентирование и согласование совместной деятельности.

5. Понимания – адекватное понимание смысла сказанного, действий, состояния своего партнера.

6. Эмотивная — обмен эмоциями между партнерами.

7. Установление отношений – осознание места своего партнера в системе межличностных, деловых и производственных отношениях.

8. Оказание влияния — изменение поведения, состояния, знаний, представлений партнера.

Компоненты общения:

1. Коммуникативный — обмен информацией между сестрой и пациентом.

2. Перцептивный (перцепция — представление, понимание) — процесс восприятия и понимания собеседников при общении.

3. Интерактивный (интеракция) — взаимодействие партнеров для организации совместной деятельности и разработки общей линии поведения.

Виды общения:

Деловое — общение партнеров по вопросам совместной деятельности. Ролевое — коммуникация людей определена социальной ролью собеседников. Социальная роль — принятый образец поведения человека в определенной ситуации в конкретном месте.

Личностно-ориентированное — общение между партнерами с учетом знаний индивидуальных особенностей личности.

Уровни общения

1. Внутриличностное (внутренний диалог) — мысленное общение человека с самим собой: анализ ситуации, разработка идей, планирование действий. 2.Межличностное — обмен информацией с коллегами, друзьями, родственниками.

3.Общественное — взаимодействие одного человека с группой людей, коллективом, большой аудиторией.

Необходимо помнить, что правильное общение усиливает взаимонимание между людьми.

Типы общения:

1. Вербальные – язык, речь.

2. Невербальные — визуальные, акустические, тактильные, ольфакторные.

Беседа с пациентом – целая наука и настоящее искусство. Овладеть им в совершенстве невозможно без высокой культуры профессиональной речи. Необходимо не только иметь глубокие знания по специальности, но и хорошо владеть литературным языком, уметь грамотно излагать свои мысли. Диалог с пациентом следует вести так, что бы все сказанное воспринималось легко и однозначно, чтобы разъяснения и ответы на вопросы были правильно сформулированы и убедительны. Избегайте языковых стандартов, всевозможного словесного мусора, профессионального жаргона, развязности.

Читайте также:  Не чувствую дыхания через нос

Общение с пациентом — важнейший элемент процесса лечения и ухода. Здесь важны искренность, сочувствие, сопереживание, совместная радость в процессе излечения. Личная задушевная беседа может дать больше в сборе анамнеза, чем подробные анкеты и даже анализы. Многое расскажут о личности больного, о его чувствах и впечатлениях не только содержание речи, но и такие формальные элементы, как интонация, тембр голоса, стиль разговора, мимика.

Вербальное и невербальное общения являются взаимодополняющими. Например, происходит общение в виде беседы (вербальное). Оно может сопровождаться улыбкой, жестами и т.д. (невербальное). Причем невербальные сигналы имеют большее значение в достижении эффективности общения. Прикосновение рукой к плечу, похлопывание по спине, улыбка позволяют сестре передать пациенту эмоциональную поддержку и ободрение.

Вербальное общение будет эффективным, если:

— говорить медленно, с хорошим произношением;

— не злоупотреблять специальными терминами;

— выбирать скорость и темп речи при общении с конкретным пациентом;

— правильно выбрать время общения;

— не начинать беседу после плохого известия,

— следить за интонацией голоса;

— выбирать нужную громкость;

— убедиться в том, что нас слышали, задавая открытые вопросы;

— юмор — с осторожностью.

Невербальные средства общения

1. Визуальные: ■ движения и жесты —движения (кинезика) — перемещение в пространстве всего тела, —жесты — движение различных частей тела — в основном головы, плеч, рук (различают жесты приветствия, прощания, выражающие одобрение, растерянность);

■ позы — отражают состояние человека и его отношение к происходящему, почти у каждого человека есть своя излюбленная поза.

Позы могут быть открытыми (как знак доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта) и закрытыми (воспринимаются как знак недоверия, несогласия, критики, например, «наполеоновская»); выражения лица, выражения глаз — мимика — определенный имидж человека, в мимическом выражении — эмоциональное состояние (гнев, радость, страх, страдание, удивление, отвращение). Различают мимику верхней и нижней части лица. Верхняя часть контролируется нами больше, чем нижняя, поэтому смотрите больше на рот, крылья носа, подбородок. Уголки рта — показатели жизненного тонуса личности, недаром существует выражение: «Если опущены уголки вашего рта, то плачет ваш мозг и ваши внутренние органы»;

■ направление взгляда, визуальный контакт — экстраверты смотрят на собеседника пристальнее и дольше, чем интроверты;

■ кожные реакции: покраснение, побледнение; ■ вспомогательные средства общения: —особенности телосложения (признаки возраста, пола); —средства преобразования природного телосложения (одежда, прическа, косметика, очки, татуировка);

■ проксемика: расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство.

Имеет большое значение расстояние между собеседниками. При общении с людьми у каждого человека существует личное пространство. Это – то пространство, в котором мы чувствуем себя комфортно, пока кто-нибудь не вторгнется в него. Мы сразу начинаем ощущать дискомфорт и стремимся восстановить нужное расстояние, например, делая шаг назад.

Зоны комфорта

менее 15 см 15-45 см 0,46-1,2 м 1,2-3,6 м более 3,6 м
сверхинтимная интимная личная социальная общественная

Сестры и доктора могут настолько привыкнуть к общению с мужчинами и женщинами в различных ситуациях, когда последние раздеты, что их восприятие ранимости людей и возможности их замешательства в таких ситуациях притупляется.

Нельзя вторгаться в интимную зону пациента без его согласия!

Общение с пациентом на расстоянии 1-1,2 м позволяет соблюдать дистанцию «психологического комфорта», а также продиктовано нормами культуры.

2. Акустические: ■ связанные с речью: интонация, паузы, тембр голоса, скорость речи; ■ не связанные с речью: одышка, удушье, кашель, плач, стон, вздох’, восклицания.

3. Тактильные (связанные с прикосновением): физическое воздействие (сопровождение слепого за руку, пальпация пульса, живота, перкуссия легких, сердца).

4. Ольфакторные (связанные с запахом): ■ естественные (приятные, неприятные); ■ искусственные (духи, косметика).

Письменное невербальное общение будет эффективно, если:

Источник

Оцените статью