КЛАССИФИКАЦИЯ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР ПО И. ХАРДИ
Автор книги «Врач, сестра, больной», известный венгерский психотерапевт И. Харди (1983), выделил 6 типов медицинских сестер. В основе типологии сестер не только особенности психоэмоционального склада, но и отношение к работе, пациентам. Данная классификация несколько утрирована, но она помогает взглянуть на деятельность сестры «глазами пациентов».
1. Сестра-рутинер — она тщательно, скрупулезно, аккуратно выполняет все свои обязанности, действуя строго по инструкции, проявляет усердие, ловкость и умение для ухода за больными, но работает механически, не сопереживая, не проявляя сочувствия.
2. Сестра, играющая заученную роль (артистический тип) — такая медсестра в процессе свой работы старается играть какую-либо роль (например благодетельницы) или следовать понравившемуся ей идеалу. Постепенно в поведении такой сестры исчезают искренность, непосредственность, открытость и появляются наигранность, искусственность.
3. Тип «нервной» сестры — эмоционально неустойчивая, вспыльчивая, раздражительная, склонная обсуждать личные проблемы, считает, что ее усилия не оценивают должным образом; часто боится заразиться каким-либо инфекционным заболеванием, в результате может проявлять брезгливость и даже отказываться от выполнения каких-либо процедур и манипуляций под благовидным предлогом. С точки зрения профессиональной этики такие сестры не должны работать с пациентами.
4. Сестра с мужеподобной внешностью, сильная личность — больные уже издали, по походке или зычному голосу узнают ее, побыстрее стараясь привести в порядок свои тумбочки и кровати, убрать лишние вещи. Такая сестра любит порядок, четкость и дисциплину. В благо-приятных случаях она может стать прекрасным организатором, хорошим педагогом. При недостатке культуры — может быть резкой и грубой с пациентами, но всегда ответственна и точна в работе.
5. Сестра материнского типа — выполняет свою работу с проявлением максимальной заботы и сочувствия к пациентам, успевает повсюду. Работа для такой сестры — неотъемлемое условие жизни, забота о пациентах — жизненноепризвание. К ним как нельзя лучше подходит такое обращение, как «мать», «сестричка». Частой заботой о других, любовь к людям пронизана и их личная жизнь.
6. Сестра-специалист — сестры, которые благодаря какому-то особому свойству личности проявляют любознательность в определенной сфере профессиональной деятельности и благодаря развитию этого интереса получают специальное назначение. Многие из них посвящают свою жизнь избранному делу, работая в кабинетах физиотерапии, функциональной диагностики, различных лабораториях.
Особенности сестринской этики
1. Сочувствие к пациенту и уважение его достоинства.
Эмпатия (от англ. empathy) — вчувстование, способность чувствовать эмоциональное состояние другого чело-века (умение войти в мир другого и вовремя выйти, иначе самой сестре понадобится помощь). Быть в состоянии эмпатии — значит на какое-то время войти в мир другого, но в любой момент вернуться. Если такая способность теряется, то самой медсестре необходима медицинская помощь. То есть медсестра способна познать суть и глубину переживаний и страданий пациента, но она не идентифицирует себя с его переживаниями.
2. Доброжелательность, выражение лица, приветливость — составляющие профессиональной культуры. Профессиональная культура — культура поведения, общения и внешнего вида.
3. Честность с больными и коллегами, критичность к себе и окружающим.
4. Уважение закона.
5. Уважение прав пациента — медсестра тактично объясняет пациенту его права и обязанности.
6. Постоянное самосовершенствование, стремление к получению новой информации.
7. Свобода выбора (выбирать должен не только пациентпациент).
8. Ответственность за свой труд.
9. Сохранение медицинской тайны (разговоры о диагнозе, особенностях заболевания — в рамках компетенции — должны быть обозначены врачом), предусмотрено законом.
10. Принцип информированного согласия — любой медицинский работник должен максимально полно информировать пациента о его состоянии здоровья, методах и перспективах лечения, дать ему оптимальные советы, учитывая его возможности в общении и социальном положении. На основании полученных сведений пациент самостоятельно принимает решение о дальнейших действиях.
11. Основной медицинский принцип непричинения вреда (не навреди!) со времен Гиппократа.
12. Свершение благодеяний. Благодеяние — моральный долг медиков, основа деонтологии. История сестринского дела богата примерами высокого понимания своего долга: это и Ф. Найтингейл, и Е. Бакунина, вышедшие из богатых аристократических семей и посвятившие всю свою жизнь служению людям, и баронесса Ю. Вревская, и Великая княгиня Елизавета Федоровна — заплатившие жизнью за свои благодеяния.
Типы пациентов с неадекватным отношением к болезни
Тревожный (вечно волнующийся) пациент — отличается повышенной тревожностью по любому поводу, в общении — робкий, неуверенный в себе человек. Медсестре желательно быть предельно точной, внимательной к своим словам и выражениям, избегать медицинского сленга, проводить психокоррекцию, обратившись к психологу.
Подозрительный пациент — угрюмый, настороженный и подозрительный по отношению к медицинскому персоналу и лечению в целом. Перед началом лечения необходимо преодолеть психологический барьер недоверия пациента.
Демонстративный пациент — нуждается в постоянном внимании, требует к себе особого отношения, пытается произвести впечатление, преувеличивает сложность своего заболевания, выставляет напоказблизким и окружающим свои страдания, переживания, испытывая постоянную потребность в признании. Медсестре желательно поддерживать «героизм» такого пациента.
Депрессивный пациент — подавлен, удручен болезнью, не верит в выздоровление, в возможное улучшение, в эффект лечения. Пессимистический взгляд на все вокруг. В работе с такими пациентами обязательно участие психолога.
Ипохондрический пациент — чрезвычайно внимателен к своему здоровью, сосредоточен на субъективных болезненных и иных неприятных ощущениях, необоснованно предполагает у себя наличие самых разных заболеваний, интересуется результатами всех исследований, читает специальную медицинскую литературу. Медперсоналу с такими больными нужно вести себя крайне осторожно.
Права пациента
В 1993 году в нашей стране права пациентов определены в «Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан».
Статья 30 «Основ. » дает общий перечень прав пациентов: на выбор врача, на консультации других специалистов и консилиум; на лечение боли, связанной с заболеванием или медицинским вмешательством, на конфиденциальность, на информацию, на информированное добровольное согласие, на отказ от медицинского вмешательства.
Статья 31 «Основ. » конкретизирует право пациента на информацию о своем здоровье, обо всех аспектах предлагаемых или проведенных медицинских вмешательств.
Статья 32 «Основ. » дает юридическое толкование важнейшего понятия биомедицинской этики и современного медицинского права — «информированного согласия».
Статья 33 «Основ. »: каждый пациент имеет право отказа от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения.
Статьи 49 и 61 — вопрос о врачебной тайне.
Закон предписывает (статья 49) врачам вносить сведения о диагнозе в листок о нетрудоспособности только с согласия самого пациента, а при его несогласии указывать общую причину нетрудоспособности — заболевание, травму.
Согласно статьи 61 «Основ. » разглашение врачебной тайны возможно:
а) если пациент в силу своего состояния не может дать согласия;
б) при угрозе распространения инфекционных заболеваний;
в) по запросу правоохранительных органов;
г) в случае несовершеннолетия (моложе 15 лет);
д) если есть основание полагать, что вред здоровью принесен в результате противоправных действий.
Источник
Профессиональные роли медицинской сестры по И. Харди
В рамках контакта между сестрой и пациентом – кроме личности больного и эмоциональных нитей, связывающих его с сестрой, — следует уделить особое внимание и личности сестры. Каждой сестре необходимо тщательно изучать особенности своей личности, чтобы знать, каков стиль её работы и как воздействует она на больных.
Обратимся к характеристике отдельных типов.
1. Сестра-рутинёр. Наиболее характерной особенностью сестёр этого типа является механическое выполнение своих обязанностей.
2. Тип сестры, «играющей заученную роль». Такие сёстры работают, сознательно играя определённую роль, стремясь подражать кому-то, приближаться к осуществлению определённого идеала. Её поведение становится искусственным, показным. Всё это может помешать формированию должного контакта между ею и больным.
3. Тип «нервной» сестры. Эмоционально лабильная личность сестры, склонность к невротическим реакциям может послужить серьёзной помехой в работе с больным. Результатом такой напряжённости могут быть грубость, раздражительность, вспыльчивость, вредно влияющая на больных.
4. Тип сестры с мужеподобной, сильной личностью. Эту сестру отличает настойчивость, решительность, возмущение по поводу малейшего беспорядка. В благоприятных случаях сестры с такой решительной личностью могут стать прекрасными организаторами, хорошими педагогами, о которых воспитанники станут говорить: «Строга, но справедлива. ». При недостатке же культуры, образованности, при более низком уровне развития личности сестры этого типа негибки, прямолинейны, часто грубы и даже агрессивны с больными.
5. Сестры материнского типа выполняют свою работу с проявлением максимальной заботливости и сочувствия к больным. Работа для них – естественное условие существования. Забота о больных – жизненное призвание.
6. Тип сестёр-специалистов. Сюда следует отнести тех сестер, которые благодаря каким-либо особым особенностям, свойствам личности получают специальное назначение. Такие сестры работают в лабораториях, рентгенкабинетах, кабинетах функциональной диагностики.
Профессия медсестры – тяжёлая профессия. Часто можно услышать от медсестры «я очень устала». Действительно : работа трудна не только физически, но и несёт с собой тяжёлые эмоциональные и психические нагрузки.
Вследствие этого у медсестры может возникнуть профессиональная деформация личности, основными проявлениями которой могут быть холодность и равнодушие; грубость и раздражительность; подавленность от бессилия, так как не всегда можно предотвратить тяжёлые последствия болезни или смерть больного.
Необходимо соблюдать этические нормы как фактор саморегуляции медсестры: сохранение душевного равновесия больного; активизация его ориентации на здоровье; профилактика собственной деформации.
ТЕМА: Морально-этические принципы
Источник
Эмоционально лабильная сестра по классификации харди это кто
Сестринское дело: история и современность. запись закреплена
ТИПЫ МЕДСЕСТЕР, ПО И. ХАРДИ
В рамках контакта между сестрой и больным — кроме личности больного и эмоциональных нитей, связывающих его с сестрой, — следует уделить особое внимание и личности сестры. В повседневной практике можно встретить много отличных сестер, обладающих прекрасными данными и профессиональными навыками. Однако несмотря на это, каждой сестре необходимо и тщательно познать особенности своей личности, чтобы знать, каков стиль ее работы и как воздействует она на больных.
Обратимся к характеристике отдельных типов.
1. Сестра-рутинер. Наиболее характерной особенностью сестер этого типа является механическое выполнение своих обязанностей.
2. Тип сестры, «играющей заученную роль». Такие сестры работают, сознательно играя определенную роль, стремясь к осуществлению определенного идеала. Ее поведение становится искусственным, показным. Все это может помешать формированию должного контакта между ею и больным.
3. Тип «нервной» сестры. Эмоционально лабильная личность сестры, склонная к невротическим реакциям, может послужить серьезной помехой в работе с больными. Результатом такой напряженности могут быть грубость, раздражительность, вспыльчивость, вредно влияющая на больных.
4. Тин сестры с мужеподобной, сильной личностью. Эту сестру отличает настойчивость, решительность, возмущение по поводу малейшего беспорядка. В благоприятных случаях сестры с такой решительной личностью могут стать прекрасными организаторами, хорошими педагогами, о которых их воспитанники станут говорить: «Строга, но справедлива». При недостатке же культуры, образованности, при более низком уровне развития личности сестры этого типа слишком негибки, прямолинейны, часто грубы и даже агрессивны с больными.
5. Сестры материнского типа выполняют свою работу с проявлением максимальной заботливости и сочувствия к больным. Работа для них — естественное условие существования. Забота о больных — жизненное призвание.
6. Тип сестер-специалистов. Сюда следует отнести тех сестер, которые, благодаря каким-либо особым способностям, свойствам личности, получают специальное назначение. Такие сестры работают в лабораториях, рентгенкабинетах, кабинетах функциональной диагностики.
Источник
Классификация типов медсестер по Харди.
Тема 1.2. Общение и обучение в сестринском деле
Общение в сестринском деле
1. Типы медсестер по Харди: «рутинер», «актриса», «нервный тип», «сильная личность», «материнский тип», «специалист».
2. Общение как средство социальной помощи и социальной поддержки. Функции общения.
3. Уровни общения: внутриличностное, межличностное, общественное.
4. Типы общения: вербальный и невербальный.
5. Элементы эффективного общения.
6. Критерии эффективного общения.
7. Стили общения.
8. Факторы, способствующие и препятствующие эффективному общению
9. Поддержание связи с пациентом, неспособным к вербальному общению
10.Самоконтроль медицинской сестры
Единственная настоящая роскошь – это роскошь общения. А. Сент-Экзюпери
Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку стратегий взаимодействия, восприятие и понимание людьми друг друга.
Общение медсестры с пациентом — процесс установления и развития контактов с целью достижения оптимального уровня жизнедеятельности пациентов.
Часто общение медсестры с пациентом происходит, когда пациент расстроен, подавлен, агрессивен, испытывает физические или психологические трудности. Очевидно, что медсестрам требуются специальные знания и умения, чтобы общение оказало максимальную помощь и поддержку пациентам.
Классификация типов медсестер по Харди.
Автор книги «Врач, сестра, больной», известный венгерский психотерапевт И. Харди (1983 г.) выделил 6 типов медицинских сестер. В основе типологии сестер не только особенности психоэмоционального склада, но и отношение к работе, пациентам. Данная классификация несколько утрирована, но она помогает взглянуть на деятельность сестры «глазами пациентов».
v Тщательно, скрупулезно , аккуратно выполняет свои обязанности.
v Действует строго по инструкции.
v проявляет усердие, умение по уходу за больными, но работает механически, не сопереживая, не проявляя сочувствия.
Сестра, играющая заученную роль (артистический тип).
v В процессе работы старается играть какую либо роль или следовать какому то идеалу.
v Постепенно в поведении такой сестры исчезают искренность, открытость и появляются наигранность, искусственность.
Тип «нервной» сестры
v Эмоционально неустойчива, вспыльчивая, раздражительная, склонная обсуждать личные проблемы, считает, что ее усилия не оцениваются должным образом
v Может быть брезглива и отказываться от выполнения процедур под благовидным предлогом.
v С точки зрения профэтики такие сестры не должны работать с пациентом.
Тип сестры – гренадер (сильная личность).
v Любит порядок, четкость и дисциплину. Больные ее боятся
v Может стать прекрасным организатором.
v При недостатке культуры – может быть грубой с пациентами, но всегда ответственна и точна в работе.
Сестра материнского типа
v Выполняет свою работу с проявлением максимальной заботы и сочувствия к пациенту, успевает повсюду.
v Работа для неё- неотъемлемое условие жизни, забота о пациентах-призвание.
v Постоянной заботой о других пронизана и её личная жизнь.
v Проявляют любознательность в определённой сфере профессиональной деятельности.
v Работают в кабинетах функциональной диагностики, в лабораториях и т.п.
Общение в сестринском деле – это обмен информацией и (или) эмоциями между медицинской сестрой и пациентом, основанный на взаимоотношении между ними.
«Многие обязанности медсестры связаны с необходимостью общаться: с больными, его родственниками, другими медиками. Умение общаться может во многих случаях даже заменить другие умения. Для пациента общение с вами – часть лечения»
А. Флинт, директор Свято-Дмитриевского училища сестер милосердия
Суть сестринского дела состоит в уходе за человеком и в том, каким образом медицинская сестра осуществляет этот уход. В основе этой работы должна лежать не интуиция, а продуманный и сформированный подход, рассчитанный на удовлетворение потребностей и решение проблем.
Общение в сестринском деле — это процесс, порождаемый потребностями совместной деятельности пациента и медицинской сестры, искусство воздействия на личность пациента с целью адаптации (приспособления) к изменениям в жизни в связи с изменениями состояния здоровья.
Функции общения.
1. Контактная — установление состояния взаимной готовности к общению.
2. Информационная — обмен информацией, сообщениями.
3. Побудительная — стимуляция активности партнера.
4. Координационная — взаимное ориентирование и согласование совместной деятельности.
5. Понимания – адекватное понимание смысла сказанного, действий, состояния своего партнера.
6. Эмотивная — обмен эмоциями между партнерами.
7. Установление отношений – осознание места своего партнера в системе межличностных, деловых и производственных отношениях.
8. Оказание влияния — изменение поведения, состояния, знаний, представлений партнера.
Компоненты общения:
1. Коммуникативный — обмен информацией между сестрой и пациентом.
2. Перцептивный (перцепция — представление, понимание) — процесс восприятия и понимания собеседников при общении.
3. Интерактивный (интеракция) — взаимодействие партнеров для организации совместной деятельности и разработки общей линии поведения.
Виды общения:
Деловое — общение партнеров по вопросам совместной деятельности. Ролевое — коммуникация людей определена социальной ролью собеседников. Социальная роль — принятый образец поведения человека в определенной ситуации в конкретном месте.
Личностно-ориентированное — общение между партнерами с учетом знаний индивидуальных особенностей личности.
Уровни общения
1. Внутриличностное (внутренний диалог) — мысленное общение человека с самим собой: анализ ситуации, разработка идей, планирование действий. 2.Межличностное — обмен информацией с коллегами, друзьями, родственниками.
3.Общественное — взаимодействие одного человека с группой людей, коллективом, большой аудиторией.
Необходимо помнить, что правильное общение усиливает взаимонимание между людьми.
Типы общения:
1. Вербальные – язык, речь.
2. Невербальные — визуальные, акустические, тактильные, ольфакторные.
Беседа с пациентом – целая наука и настоящее искусство. Овладеть им в совершенстве невозможно без высокой культуры профессиональной речи. Необходимо не только иметь глубокие знания по специальности, но и хорошо владеть литературным языком, уметь грамотно излагать свои мысли. Диалог с пациентом следует вести так, что бы все сказанное воспринималось легко и однозначно, чтобы разъяснения и ответы на вопросы были правильно сформулированы и убедительны. Избегайте языковых стандартов, всевозможного словесного мусора, профессионального жаргона, развязности.
Общение с пациентом — важнейший элемент процесса лечения и ухода. Здесь важны искренность, сочувствие, сопереживание, совместная радость в процессе излечения. Личная задушевная беседа может дать больше в сборе анамнеза, чем подробные анкеты и даже анализы. Многое расскажут о личности больного, о его чувствах и впечатлениях не только содержание речи, но и такие формальные элементы, как интонация, тембр голоса, стиль разговора, мимика.
Вербальное и невербальное общения являются взаимодополняющими. Например, происходит общение в виде беседы (вербальное). Оно может сопровождаться улыбкой, жестами и т.д. (невербальное). Причем невербальные сигналы имеют большее значение в достижении эффективности общения. Прикосновение рукой к плечу, похлопывание по спине, улыбка позволяют сестре передать пациенту эмоциональную поддержку и ободрение.
Вербальное общение будет эффективным, если:
— говорить медленно, с хорошим произношением;
— не злоупотреблять специальными терминами;
— выбирать скорость и темп речи при общении с конкретным пациентом;
— правильно выбрать время общения;
— не начинать беседу после плохого известия,
— следить за интонацией голоса;
— выбирать нужную громкость;
— убедиться в том, что нас слышали, задавая открытые вопросы;
— юмор — с осторожностью.
Невербальные средства общения
1. Визуальные: ■ движения и жесты —движения (кинезика) — перемещение в пространстве всего тела, —жесты — движение различных частей тела — в основном головы, плеч, рук (различают жесты приветствия, прощания, выражающие одобрение, растерянность);
■ позы — отражают состояние человека и его отношение к происходящему, почти у каждого человека есть своя излюбленная поза.
Позы могут быть открытыми (как знак доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта) и закрытыми (воспринимаются как знак недоверия, несогласия, критики, например, «наполеоновская»); выражения лица, выражения глаз — мимика — определенный имидж человека, в мимическом выражении — эмоциональное состояние (гнев, радость, страх, страдание, удивление, отвращение). Различают мимику верхней и нижней части лица. Верхняя часть контролируется нами больше, чем нижняя, поэтому смотрите больше на рот, крылья носа, подбородок. Уголки рта — показатели жизненного тонуса личности, недаром существует выражение: «Если опущены уголки вашего рта, то плачет ваш мозг и ваши внутренние органы»;
■ направление взгляда, визуальный контакт — экстраверты смотрят на собеседника пристальнее и дольше, чем интроверты;
■ кожные реакции: покраснение, побледнение; ■ вспомогательные средства общения: —особенности телосложения (признаки возраста, пола); —средства преобразования природного телосложения (одежда, прическа, косметика, очки, татуировка);
■ проксемика: расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство.
Имеет большое значение расстояние между собеседниками. При общении с людьми у каждого человека существует личное пространство. Это – то пространство, в котором мы чувствуем себя комфортно, пока кто-нибудь не вторгнется в него. Мы сразу начинаем ощущать дискомфорт и стремимся восстановить нужное расстояние, например, делая шаг назад.
Зоны комфорта
менее 15 см | 15-45 см | 0,46-1,2 м | 1,2-3,6 м | более 3,6 м |
сверхинтимная | интимная | личная | социальная | общественная |
Сестры и доктора могут настолько привыкнуть к общению с мужчинами и женщинами в различных ситуациях, когда последние раздеты, что их восприятие ранимости людей и возможности их замешательства в таких ситуациях притупляется.
Нельзя вторгаться в интимную зону пациента без его согласия!
Общение с пациентом на расстоянии 1-1,2 м позволяет соблюдать дистанцию «психологического комфорта», а также продиктовано нормами культуры.
2. Акустические: ■ связанные с речью: интонация, паузы, тембр голоса, скорость речи; ■ не связанные с речью: одышка, удушье, кашель, плач, стон, вздох’, восклицания.
3. Тактильные (связанные с прикосновением): физическое воздействие (сопровождение слепого за руку, пальпация пульса, живота, перкуссия легких, сердца).
4. Ольфакторные (связанные с запахом): ■ естественные (приятные, неприятные); ■ искусственные (духи, косметика).
Письменное невербальное общение будет эффективно, если:
Источник