Эмоционально лабильная медсестра по классификации харди

КЛАССИФИКАЦИЯ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР ПО И. ХАРДИ

Автор книги «Врач, сестра, больной», известный венгерский психотерапевт И. Харди (1983), выделил 6 типов медицинских сестер. В основе типологии сестер не только особенности психоэмоционального склада, но и отношение к работе, пациентам. Данная классификация несколько утрирована, но она помогает взглянуть на деятельность сестры «глазами пациентов».

1. Сестра-рутинер — она тщательно, скрупулезно, аккуратно выполняет все свои обязанности, действуя строго по инструкции, проявляет усердие, ловкость и умение для ухода за больными, но работает механически, не сопереживая, не проявляя сочувствия.

2. Сестра, играющая заученную роль (артистический тип) — такая медсестра в процессе свой работы старается играть какую-либо роль (например благодетельницы) или следовать понравившемуся ей идеалу. Постепенно в поведении такой сестры исчезают искренность, непосредственность, открытость и появляются наигранность, искусственность.

3. Тип «нервной» сестры — эмоционально неустойчивая, вспыльчивая, раздражительная, склонная обсуждать личные проблемы, считает, что ее усилия не оценивают должным образом; часто боится заразиться каким-либо инфекционным заболеванием, в результате может проявлять брезгливость и даже отказываться от выполнения каких-либо процедур и манипуляций под благовидным предлогом. С точки зрения профессиональной этики такие сестры не должны работать с пациентами.

4. Сестра с мужеподобной внешностью, сильная личность — больные уже издали, по походке или зычному голосу узнают ее, побыстрее стараясь привести в порядок свои тумбочки и кровати, убрать лишние вещи. Такая сестра любит порядок, четкость и дисциплину. В благо-приятных случаях она может стать прекрасным организатором, хорошим педагогом. При недостатке культуры — может быть резкой и грубой с пациентами, но всегда ответственна и точна в работе.

5. Сестра материнского типа — выполняет свою работу с проявлением максимальной заботы и сочувствия к пациентам, успевает повсюду. Работа для такой сестры — неотъемлемое условие жизни, забота о пациентах — жизненноепризвание. К ним как нельзя лучше подходит такое обращение, как «мать», «сестричка». Частой заботой о других, любовь к людям пронизана и их личная жизнь.

6. Сестра-специалист — сестры, которые благодаря какому-то особому свойству личности проявляют любознательность в определенной сфере профессиональной деятельности и благодаря развитию этого интереса получают специальное назначение. Многие из них посвящают свою жизнь избранному делу, работая в кабинетах физиотерапии, функциональной диагностики, различных лабораториях.

Особенности сестринской этики

1. Сочувствие к пациенту и уважение его достоинства.

Эмпатия (от англ. empathy) — вчувстование, способность чувствовать эмоциональное состояние другого чело-века (умение войти в мир другого и вовремя выйти, иначе самой сестре понадобится помощь). Быть в состоянии эмпатии — значит на какое-то время войти в мир другого, но в любой момент вернуться. Если такая способность теряется, то самой медсестре необходима медицинская помощь. То есть медсестра способна познать суть и глубину переживаний и страданий пациента, но она не идентифицирует себя с его переживаниями.

2. Доброжелательность, выражение лица, приветливость — составляющие профессиональной культуры. Профессиональная культура — культура поведения, общения и внешнего вида.

3. Честность с больными и коллегами, критичность к себе и окружающим.

4. Уважение закона.

5. Уважение прав пациента — медсестра тактично объясняет пациенту его права и обязанности.

6. Постоянное самосовершенствование, стремление к получению новой информации.

7. Свобода выбора (выбирать должен не только пациентпа­циент).

8. Ответственность за свой труд.

9. Сохранение медицинской тайны (разговоры о ди­агнозе, особенностях заболевания — в рамках компе­тенции — должны быть обозначены врачом), предусмот­рено законом.

10. Принцип информированного согласия — любой ме­дицинский работник должен максимально полно инфор­мировать пациента о его состоянии здоровья, методах и перспективах лечения, дать ему оптимальные советы, учи­тывая его возможности в общении и социальном положе­нии. На основании полученных сведений пациент самосто­ятельно принимает решение о дальнейших действиях.

Читайте также:  Эмоциональная температура у взрослого

11. Основной медицинский принцип непричинения вреда (не навреди!) со времен Гиппократа.

12. Свершение благодеяний. Благодеяние — моральный долг медиков, основа деонтологии. История сестринского дела богата примерами высокого понимания своего долга: это и Ф. Найтингейл, и Е. Бакунина, вышедшие из богатых аристократических семей и посвятившие всю свою жизнь служению людям, и баронесса Ю. Вревская, и Великая княгиня Елизавета Федоровна — заплатившие жизнью за свои благодеяния.

Типы пациентов с неадекватным отношением к болезни

Тревожный (вечно волнующийся) пациент — отличается повышенной тревожностью по любому поводу, в общении — робкий, неуверенный в себе человек. Медсестре желательно быть предельно точной, внимательной к своим словам и выражениям, избегать медицинского сленга, проводить психокоррекцию, обратившись к психологу.

Подозрительный пациент — угрюмый, настороженный и подозрительный по отношению к медицинскому персоналу и лечению в целом. Перед началом лечения необходимо преодолеть психологический барьер недоверия пациента.

Демонстративный пациент — нуждается в постоянном внимании, требует к себе особого отношения, пытается произвести впечатление, преувеличивает сложность своего заболевания, выставляет напоказблизким и окружающим свои страдания, переживания, испытывая постоянную потребность в признании. Медсестре желательно поддерживать «героизм» такого пациента.

Депрессивный пациент — подавлен, удручен болезнью, не верит в выздоровление, в возможное улучшение, в эффект лечения. Пессимистический взгляд на все вокруг. В работе с такими пациентами обязательно участие психолога.

Ипохондрический пациент — чрезвычайно внимателен к своему здоровью, сосредоточен на субъективных болезненных и иных неприятных ощущениях, необоснованно предполагает у себя наличие самых разных заболеваний, интересуется результатами всех исследований, читает специальную медицинскую литературу. Медперсоналу с такими больными нужно вести себя крайне осторожно.

Права пациента

В 1993 году в нашей стране права пациентов определены в «Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан».

Статья 30 «Основ. » дает общий перечень прав пациентов: на выбор врача, на консультации других специалистов и консилиум; на лечение боли, связанной с заболеванием или медицинским вмешательством, на конфиденциальность, на информацию, на информированное добровольное согласие, на отказ от медицинского вмешательства.

Статья 31 «Основ. » конкретизирует право пациента на информацию о своем здоровье, обо всех аспектах предлагаемых или проведенных медицинских вмешательств.

Статья 32 «Основ. » дает юридическое толкование важнейшего понятия биомедицинской этики и современного медицинского права — «информированного согласия».

Статья 33 «Основ. »: каждый пациент имеет право отказа от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения.

Статьи 49 и 61 — вопрос о врачебной тайне.

Закон предписывает (статья 49) врачам вносить сведения о диагнозе в листок о нетрудоспособности только с согласия самого пациента, а при его несогласии указывать общую причину нетрудоспособности — заболевание, травму.

Согласно статьи 61 «Основ. » разглашение врачебной тайны возможно:

а) если пациент в силу своего состояния не может дать согласия;

б) при угрозе распространения инфекционных заболеваний;

в) по запросу правоохранительных органов;

г) в случае несовершеннолетия (моложе 15 лет);

д) если есть основание полагать, что вред здоровью принесен в результате противоправных действий.

Источник

Типы медсестер

И. Харди в книге «Врач, сестра, больной» описывает 6 типов медсестер по характеристике их деятельности.

1. Сестра-рутинер. Наиболее характерная черта – механическое выполнение своих обязанностей. Полученные задания она выполняет с необыкновенной тщательностью, скрупулезностью, проявляя ловкость и умение, но работает автоматически, безразлично, не сопереживая, не сочувствуя пациенту. Такая медсестра способна разбудить спящего больного только ради того, чтобы дать ему снотворное, назначенное врачом.

2. Сестра, «играющая заученную роль». Такая медсестра в процессе работы разыгрывает какую-нибудь роль, стремясь к осуществлению определенного идеала. Она играет роль альтруиста, благодетеля, но поведение ее искусственное, показное.

3. Тип «нервной» сестры. Это эмоционально лабильные личности, склонные к невротическим реакциям. В результате они часто раздражительные, вспыльчивые, могут быть грубыми. Такую медсестру можно видеть хмурой, как бы обиженной. Среди ни в чем не повинных пациентов. Она очень ипохондрична, боится заразиться или заболеть «тяжелой болезнью». Нередко отказывается выполнять различные задания якобы потому, что не может поднимать тяжести, болят ноги и т.д. Такие медсестры создают помехи в работе и нередко вредно влияют на пациентов.

Читайте также:  Типы интонации эмоциональной речи

4. Тип личности с мужеподобной, сильной психикой. Такие медсестры отличаются настойчивостью, решительностью, нетерпимостью к малейшим беспорядкам. Нередко они недостаточно гибки, грубы и даже агрессивны с пациентами. В благополучных случаях такие медсестры могут быть хорошими организаторами.

5. Сестра материнского типа. Такая медсестра выполняет свою работу с проявлением максимальной заботы о пациентах, сочувствия. Работа для нее – неотъемлимое условие жизни. Она все может и всюду успевает. Часто заботой о других, любовью к людям проникнута и ее личная жизнь.

6. Тип специалиста. Это медсестры, которые благодаря какому-то особому свойству личности, особому интересу получают специальное назначение. Они посвящают свою жизнь выполнению сложных задач, например, в специальных лабораториях; фактически преданы своей узкой специальности.

СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О БОЛЕЗНИ И ПРОБЛЕМЫ МЕДСЕСТРИНСКОЙ ЭТИКИ И ДЕОНТОЛОГИИ

Известно, что особенно напряженными и тревожными для пациента являются первые часы и дни пребывания в стационаре.

Зная особенности реакции пациента на больничную обстановку, можно облегчить процесс адаптации и смягчить переживания и тревогу пациента.

От первого контакта больного с дежурной медсестрой часто зависит его настроение, отношение к лечебному учреждению. Если медсестра отнеслась к больному участливо и заботливо, проводила его в палату, показала пациенту его постель, позаботилась о создании комфортных условий, о своевременном приеме пищи, пациент легче адаптируется к госпитализации.

Тяжелее переносят госпитализацию те пациенты, которым уже пришлось побывать в стационаре и для которых пребывание там, было сопряжено с неприятными эмоциями, переживаниями, тягостными ощущениями в связи с диагностическими и лечебными процедурами.

Работа медсестры связана не только с большой физической перегрузкой, но и с большим эмоциональным напряжением. Последнее возникает при общении с пациентами, которых отличает повышенная раздражительность, болезненная требовательность, обидчивость и т.п. Очень важно быстро установить контакт с пациентом. Медсестра должна соблюдать принципы лечебно-охранительного режима. Находясь постоянно среди пациентов, медицинская сестра должна проявлять к пациенту доброжелательное, теплое отношение, оказывая психотерапевтическое воздействие. Забота, внимание являются основой контакта между медсестрой и пациентом. Огромное значение при этом имеет словесная форма, эмоциональная окраска и тон речи.

При установлении контакта с пациентом необходимо понять переживания больного и сочувственно принять их. Большое значение имеет готовность медсестры к состраданию. Сочувственный отклик на жалобы пациента, стремление по возможности облегчить болезненные переживания порой оказывают не меньшее лечебное действие, чем медикаментозное лечение. Иногда важно просто выслушать пациента, но не формально, а с элементами эмоционального участия, соответственно реагируя на услышанное. Умение слушать является одним из важных свойств хорошего медработника.

Большое значение в общении с пациентом является вселение веры в выздоровление, уверенности, что его правильно лечат и своевременно окажут необходимую помощь. Неудовлетворение просьб пациента, опоздание на вызов больного, небрежное выполнение назначенных врачом процедур, административно-холодный тон медсестры вызывают у пациента тревогу за свое состояние, желание пожаловаться на медработника. В случае если выполнить просьбу пациента невозможно, надо найти правильную и вежливую форму отказа, мотивировать свои действия. Вступать в спор с пациентом недопустимо. Чтобы предупредить конфликт с пациентом, необходимо убедить его в том, что он не прав, а его требования противоречат его же интересам, мешают восстановлению его здоровья.

Деонтологическое поведение медсестры с детьми дошкольного возраста

Для детей дошкольного возраста характерно:

1) отсутствие осознания болезни в целом;

2) неумение сформулировать жалобы;

3) сильные эмоциональные реакции на отдельные симптомы;

4) восприятие лечебных и диагностических процедур как устрашающих;

5) усиление дефектов характера, воспитания ребенка в ситуации болезни;

6) наличие различных страхов (страх темноты, одиночества, белых халатов и т.д.), невротических расстройств (недержание мочи, кала и пр.);

Читайте также:  Конфликты как источники стресса

7) чувство совершенного проступка, вины (больница – как наказание за плохое поведение);

8) плохо переносят отсутствие родителей.

При общении с детьми медсестра должна уметь:

— создать теплое эмоциональное общение;

— отвлечь ребенка от болезни при помощи различных игр и др.;

— профессионально общаться с родителями.

Деонтологическое поведение с подростками

Для подростков характерна бравада – пренебрежительное отношение, в данном случае к болезни, и игнорирование советов взрослых, медперсонала, поэтому с ними нужно обращаться как со взрослыми, доступно объясняя необходимость лечения, соблюдения правил внутреннего распорядка отделения; особенно они ценят уважительное отношение к ним. За бравадой они часто прячут свой страх перед болезнью, поэтому медсестре необходимо убедить подростка в выздоровлении, если он будет придерживаться определенных требований.

Важно организовать свободное время подростков, находящихся на стационарном лечении (привлекать их к посильной помощи медперсоналу в организации игр с более младшими пациентами, в работе медперсонала). Но ненавязчиво необходимо контролировать их действия, так как подростки склонны к перегибам в своих поступках.

Особенности характера людей пожилого и старческого возраста:

1) психологическая доминанта – «уходящая жизнь», приближение смерти;

2) чувство одиночества

3) нарастающая беспомощность, снижение возможности к самообслуживанию;

4) снижение слуха, зрения, памяти, сужение интересов;

5) обидчивость, ранимость;

6) отсутствие мотивации к лечению и выздоровлению.

Медсестра должна поддерживать у пациента ощущение собственной значимости, ориентировать на двигательную активность, формировать мотивацию на выздоровление, подчеркивать уважительное отношение к пациентам пожилого и старческого возраста.

Отношение больного к болезни может быть адекватным и неадекватным.

Адекватное отношение — это признание факта болезни, объективная оценка своего состояния с учетом медицинского заключения. Возникает при сотрудничестве пациента с врачом и медперсоналом.

Варианты неадекватного отношения пациента к заболеванию и состоянию здоровья:

отрицательное – игнорирование факта болезни, влияния факторов риска, состояния предболезни

пренебрежительное – недооценка тяжести болезни, факторов риска, состояния предболезни

ипохондрическое – уход в болезнь

утилитарное – получение известной выгоды от болезни материальной и моральной

аггравация – преувеличение симптомов болезни

синдром Мюнхаузена – наличие симптомов при отсутствии болезни.

Эгогения – отрицательное влияние на состояние больного, которое создает он сам (самовнушение, уход в болезнь).

Эгротогения – неблагоприятное влияние одних больных на других в процессе их общения.

Ятрогения – болезненное состояние, вызванное дефектами деятельности и общения медперсонала с пациентами.

Ятрогения – это болезненное состояние или болезнь, развившиеся вследствие неправильного поведения медработника.

Причины ятрогений:

1) отсутствие взаимопонимания и взаимного доверия между медработником и пациентом;

2) эмоциональное состояние медработника во время общения с пациентом;

3) эмоциональное состояние пациента во время общения с медработником, особенности характера пациента (тревожно-мнительный характер, чрезмерное физическое и умственное переутомление, длительные переживания, волнения, недосыпание, недоедание, состояние страха или испуга, связанные с кончиной близкого человека от того или иного заболевания);

4) Выданные на руки пациенту документы, содержащие сведения о диагнозе или результатах лабораторно-инструментальных исследований;

5) Нарушение правил медицинской этики;

6) Нарушение врачебной тайны;

7) Недостаточный опыт медработника.

Ятропсихогения – отрицательное влияние на психику больного.

Ятрофармакогения – болезненное состояние, вызванное действием на организм лекарственных средств.

Профилактика ятрогений:

1. Необходимо помнить, что добрые слова лечат.

2. Медработник должен следить за своей речью при общении с больным.

3. При беседе с пациентом не допускать приблизительных формулировок («надеюсь, вы поправитесь», «может быть это вам поможет»), не употреблять непонятных для него медицинских терминов; необходимо поддерживать веру в выздоровление, авторитет врачей и медперсонала.

4. Сочувствовать пациенту и проявлять уважение к нему.

5. Не обсуждать состояние конкретного пациента в присутствии других больных.

6. Старайтесь, чтобы ваши идеи пациент воспринял как свои.

7. Избегать конфликтов с пациентами, с родственниками больного.

Источник

Оцените статью