- КОРРЕКТИВНЫЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ
- Полезное
- Смотреть что такое «КОРРЕКТИВНЫЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ» в других словарях:
- Исцеляющие отношения для излечения детской травмы
- Корректирующие эмоциональные переживания являются могущественной движущей силой перемен
- Результаты эмоционального насилия многогранны
- Корректирующий эмоциональный опыт
- Инсценирование травмы и корректирующий эмоциональный опыт
- Искусство учит нас утрате и искупительной силе человеческих отношений
- Факты о корректирующем эмоциональном опыте
- Краткосрочные подходы: когда нужно быстро найти решение
- Ориентированная на решение краткосрочная терапия, краткосрочная стратегическая терапия и коучинг
- Групповая психотерапия
- Какова роль групповой терапии в психотерапевтической практике и в чем особенности?
- Чем групповая психотерапия отличается от индивидуальной?
- Что такое психотерапевтическая группа и какие существуют ее разновидности?
- Существуют ли противопоказания для групповой психотерапии?
- Какие этапы в своем развитии проходят психотерапевтические группы?
КОРРЕКТИВНЫЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ
Психотерапевтическая энциклопедия. — С.-Пб.: Питер . Б. Д. Карвасарский . 2000 .
Полезное
Смотреть что такое «КОРРЕКТИВНЫЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ» в других словарях:
ОБЩИЕ ФАКТОРЫ ПСИХОТЕРАПИИ — Прогресс в психотерапии в настоящее время проявляется не только в разработке новых методов, но и в попытке синтеза концепций и технических приемов, поиске более гибкой интегративной психотерапевтической парадигмы. Одной из существенных… … Психотерапевтическая энциклопедия
МЕХАНИЗМЫ ЛЕЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ ГРУППОВОЙ ПСИХОТЕРАПИИ — Одна из первых попыток изучения и анализа М. л. д. г. п. принадлежит Корзини и Розенберг (Corsini R. J., Rosenberg B., 1955). Выделяют три основных пути исследования М. л. д. г. п.: опрос пациентов, прошедших курс групповой… … Психотерапевтическая энциклопедия
ГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ — Психотерапевтический метод, специфика которого заключается в целенаправленном использовании групповой динамики, т. е. всей совокупности взаимоотношений и взаимодействий, возникающих между участниками группы, включая и группового… … Психотерапевтическая энциклопедия
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ПСИХОТЕРАПИИ — Л. п. в п. имеет в целом гуманистическую направленность. Методологической базой Л. п. в п., так же как и метода вербальной мифологизации личности, является суггестивная лингвистика раздел психолингвистики, разработанный И. Ю. Черепановой… … Психотерапевтическая энциклопедия
ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ЛЕЧЕНИЯ БОЛЬНЫХ НЕВРОЗАМИ ПО КРАТОХВИЛУ — Кратохвил (Kratochvil S., 1964) известный чешский психотерапевт, руководитель созданного им психотерапевтического отделения неврозов в Кромержиже (Чехия). Разработанная им система в качестве главных терапевтических факторов включает: комплексное… … Психотерапевтическая энциклопедия
ФАКТОРЫ ЛЕЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ ПСИХОТЕРАПИИ — Ответить на вопрос о том, какие факторы определяют лечебное действие того или иного метода психотерапии значит приблизиться к управлению процессом психотерапии. Для выделения наиболее значимых Ф. л. д. п. использовались три подхода:… … Психотерапевтическая энциклопедия
ЭГО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЙ ПСИХОТЕРАПИИ ГИЛЛА, СТОУНА, БИБРИНГА и др. — Психоаналитическое исследование механизмов защиты и сопротивления, переносов и производных влечений у пациентов с выраженной характерологической патологией и пограничной личностной организацией показало, что структурные характеристики… … Психотерапевтическая энциклопедия
Лечебные факторы — Ялом (1975) выделил десять лечебных факторов групповой психотерапии. 1. Сплоченность – условие, способствующее успеху. 2. Внушение надежды – терапевтическое состояние. 3. Обобщение – до прихода в группу люди считают свои проблемы уникальными, так … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Источник
Исцеляющие отношения для излечения детской травмы
Корректирующие эмоциональные переживания являются могущественной движущей силой перемен
Детские психологические травмы имеют сильные последствия и, как правило, на всю жизнь оставляет множественные отпечатки на разуме и теле.
Травматические переживания не всегда физические – эмоциональная травма также может быть отравляющей. Родитель или опекун может отвергать ребенка или едва признавать его существование. Постоянный недостаток внимания или отсутствие интереса к достижениям ребенка оказывает негативные воздействия. Постоянное унижение разрушает ребенка, а беспрерывные угрозы вселяют страх.
Результаты эмоционального насилия многогранны
Биологически серьезный ранний стресс ведет к изменениям в гормонах гипоталамуса мозга, а именно кортикотропина-рилизинга-фактора (КРФ), главного регулятора реакции на стресс. Результатом является постоянно повышенная гормональная реакция на стресс.
Психологически ребенок часто отстает в интеллектуальном, эмоциональном и социальном развитии. Повзрослев, такие люди не способны доверять другим. Поскольку они боятся отношений, они могут казаться отрешенными, словно не нуждающимися в других.
Корректирующий эмоциональный опыт
Корректирующий эмоциональный опыт изначально был описан как ключевой фактор долгосрочной психотерапии, но таким опытом также могут стать отношения с другим важным человеком, реагирующим иначе, чем родитель, нанесший травму.
Спустя время травмированные люди развивают – после многочисленных попыток – достаточную веру в постоянство и принятие, уважительное отношение со стороны другого важного человека к их психологическим потребностям. Таким образом, они чувствуют себя в безопасности для раскрытия своих глубочайших чувств. Теперь при возникновении эмоциональных ситуаций, схожих с ситуациями из детства, они могут обрабатывать их по-новому, в более здоровой манере. Этот опыт помогает исправить ущерб, нанесенный травмами прошлого. Это может помочь отстающей личности стать свободной, расти и развиваться.
Инсценирование травмы и корректирующий эмоциональный опыт
Недавний минисериал «Молодой папа»: на примере его героя мы можем видеть результаты травмирующего опыта, а также возможность корректирующего эмоционального опыта.
Травма. Ленни Белардо, маленький ребенок младшего школьного возраста, отправлен его родителями-хиппи в католический приют, где и оставлен. Нам неоднократно показывают его воспоминания о том, как от него отказались, а также новые воображаемые ситуации, в которых его бросают.
Возвращение травмы во взрослой жизни. Повзрослев, Ленни отстает в эмоциональном развитии. Он избегает эмоционально близких отношений с другими и говорит, что выбрал путь священника, чтобы защитить себя от боли человеческих отношений.
Мы знакомимся с ним, мужчиной среднего возраста, недавно – и неожиданно – избранного Папой. Будучи Святым Отцом всех католиков, он повторяет родительское отношение и жестокость, которые испытал. Он становится отвергающим отцом, никогда не позволяя католикам видеть его лица. Он настаивает, что они должны строить отношения с Богом, а не с людьми наиболее важными в их жизни. Он поручает своим кардиналам не обращаться к людям, а отрешиться от них, объясняя, что это сделает их более верующими католиками.
Становится более убедительным, когда он говорит группе детей, что дождь начался, потому что они, должно быть, сделали что-то плохое, что разозлило и расстроило Бога. Это дублирует мысли Ленни: возможно, он думает, что он или его плохое поведение виноваты в том, что родители бросили его.
Корректирующий эмоциональный опыт. Есть один человек – кардинал, которого Ленни знает еще с дней семинарии и которого считает своим наставником. Как Папа, Ленни просит его совета в решениях, которые он должен принять. Кардинал из зависти, так как он сам не был избран папой, отвечает Ленни гневом и отказом, повторяя первую изначальную травму Ленни. Когда кардинал переосмысливает свою реакцию и просит прощения, Ленни отвечает холодностью и непринятием.
Через некоторое время кардинал заболевает неизлечимой болезнью. Ленни с осторожностью снова обращается к нему. Теперь кардинал обращается с ним уважительно и готов помочь. Они рассуждают об интеллектуальной основе церковной догмы, однако происходят еще кое-какие вещи. Связь между ними возобновляется на еще более глубоком уровне – теперь это отношения эмоционально равных людей.
Когда кардинал находится на смертном одре, он просит Ленни о чем-то необходимом ему для духовного комфорта, о чем-то дорогом, том, что Ленни должен держать в секрете. Когда Ленни преподносит ему этот подарок, кардинал спокойно умирает.
Этот корректирующий эмоциональный опыт заставляет Ленни рыдать, чувствовать любовь и боль утраты жизненно важных человеческих отношений. Он смог испытать отдачу от реальных отношений между людьми, которых ранее не мог достичь.
Искусство учит нас утрате и искупительной силе человеческих отношений
Искусство может научить нас познавать себя и других людей. Если мы все делаем правильно, оно приносит нам эмоциональную связь и погружает нас в ситуации, в которых мы встречаем людей, отличающихся от нас и живущих совершенно другой жизнью. Помимо развлечения, именно это и является причиной, по которой мы что-либо смотрим или читаем.
Например, как психиатр-романист, я тщательно подбирала слова в романе «Конец чудес», чтобы помочь читателю представить себе и внимательно пронаблюдать за чувствами и мыслями психологически уязвимой женщины, когда она реагирует на горе и утрату. Драматические эпизоды показывают силу отношений в обретении понимания и исцеления. Использование слов и техник, которые помогают приблизить читателей к происходящему и привлекают их воображение, позволяет им получить более глубокий, более насыщенный опыт от историй и персонажей.
В телевизионной среде визуальное изображение фантазий и воспоминаний Ленни, пронизывающих его повседневную жизнь, показывает, как чьи-то травмы и внутренний мир теряют значение в будничной рутине. Прекрасный и психологически полный сценарий, творческий подход режиссера, сильная кинематография и блестящая игра Джуда Лоу собраны воедино, чтобы окунуть нас в глубинный опыт потери и корректирующие возможности в человеческих отношениях.
Факты о корректирующем эмоциональном опыте
Корректирующий эмоциональный опыт – это не единичное магическое явление. Одного такого момента никогда недостаточно. Это отношения, в рамках которых возможно наступление нескольких таких моментов, что позволяет развиться доверию.
И хотя одним из таких корректирующих эмоциональных опытов является долгосрочная психотерапия, последовательные эмпатические отношения со значимым человеком могут стать мощной движущей силой перемен в чьей-либо жизни.
Это никогда не будет легко для другого значимого человека, который снова и снова неизбежно будет испытывать на себе тяжесть злости и недоверия от человека, перенесшего травму.
Такие отношения и переживания могут помочь преодолеть последствия психологической травмы – возможно, не в полной мере, однако этого будет достаточно для того, чтобы жить, принимая любовь и радуясь ей.
Моника Н. Старкман, врач, доцент, почетный профессор психиатрии Мичиганского университета. Ее роман «Конец чудес» в увлекательной форме раскрывает сложность и силу человеческого разума
Источник
Краткосрочные подходы:
когда нужно быстро найти решение
Ориентированная на решение краткосрочная терапия, краткосрочная стратегическая терапия и коучинг
Бывают случаи, когда проходить долгую глубинную психотерапию нет ни времени, ни необходимости. Тогда на помощь приходят краткосрочные подходы: как правило, их длительность не превышает 20 сессий.
Особенности краткосрочных подходов:
По мнению Шейзера и Берг, решение проблемы надо искать в «исключениях» — тех ситуациях, когда проблема никак не проявлялась в жизни человека. Например, если клиент жалуется на робость и замкнутость, необходимо вспомнить ситуации, в которых ему легко было идти на контакт. Эти ситуации — ключ к желаемому будущему. На терапии клиент анализирует, чем исключения отличаются от его обычного опыта, и ищет в них ресурс для изменений.
Терапевт помогает клиенту отыскать те стратегии, которые для него уже работают, развивать эти стратегии и оценивать свой успех. В ОКРТ большую роль играет терапевтический альянс — доверительные, открытые взаимоотношения терапевта и клиента, построенные на сотрудничестве и общей цели. Клиент — эксперт по своей жизни. Он знает, каких результатов хочет добиться. Терапевт направляет его и помогает найти инструменты достижения этих результатов. Он не оценивает и не критикует клиента — только поощряет его успех.
Цель ОРКТ — как можно быстрее найти эффективное решение для конкретной проблемы и, в конечном счете, повысить качество жизни.
Стратегическая терапия возникла в 1950-х годах. Ее практиковал Милтон Эриксон — психотерапевт, известный своим «Эриксоновским гипнозом». Главное отличие стратегической терапии от других известных подходов — ведущая роль терапевта. Он должен заранее продумать ход работы, распланировать действия и корректировать план, если необходимо. Сам Эриксон использовал в работе внушение, манипуляции и непосредственно гипноз. Практика гипноза во многом повлияла на то, как он проводил психотерапию. Эриксон считал, что не стоит ждать, пока клиент сам осознает корни своей проблемы и придет к решению. Он старался «взорвать проблему изнутри», радикально изменив убеждения клиента.
Первая модель краткосрочной стратегической терапии была разработана в институте Пало Альто в 70-х годах. Над ней работали Пол Вацлавик и его ученик Джорджио Нардонэ. Они заметили, что многие клиенты обращаются к терапевту с проблемами, который зашли в «заколдованный круг». Что бы человек не предпринимал, он не может выйти из круга. Более того, попытки изменить ситуацию только усугубляют ее, потому что человек снова и снова получает негативный опыт. Выяснилось, что искать корни проблемы и работать с ними не всегда эффективно — и занимает слишком много времени. Ориентация на решение, четкая стратегия и анализ показали большие результаты для работы с семейными проблемами, расстройствами пищевого поведения и другими психологическими проблемами.
Джорджио Нардонэ создал собственный Центр Стратегической Терапии в Ареццо. Он создал протоколы работы с клиентами, благодаря чему КСТ стало легче исследовать и оценивать.
Источник
Групповая психотерапия
Что такое групповая психотерапия, ее виды и особенности. Плюсы и минусы групповой терапии в сравнении с индивидуальной формой занятий. Принципы формирования и функционирования психотерапевтической группы. Этапы динамики группового взаимодействия. Роль психотерапевта в этом процессе. Эти и другие вопросы, раскрывающие суть групповой терапии, мы задали Главному врачу медицинского центра «Гармония здоровья», ведущему психиатру, психиатру-наркологу и психотерапевту (в чем разница?) Владиславу Сиповичу.
Какова роль групповой терапии в психотерапевтической практике и в чем особенности?
Прежде всего, необходимо дать определение и расшифровать понятие групповой психотерапии, которая представляет собой самостоятельный метод и форму психотерапевтического воздействия с использованием динамики межличностных отношений между участниками психотерапевтической группы, в том числе и психотерапевтом. Таким образом осуществляется лечебное и психологическое воздействие на большое количество людей. Этот метод широко использовали такие столпы медицинской науки, как Бехтерев, Роджерс, Морена, Адлер и др. Особенностью групповой терапии является то, что все проблемы и наклонности пациента буквально «вскрываются» и выставляются на обозрение перед всеми членами группы, что позволяет взглянуть пациенту на себя как бы со стороны и облегчает проработку психотерапевтом проблемы, с которой человек обратился за помощью. Тем более, что ряд вопросов, особенно касающихся общественной коммуникации и социальной адаптации, намного легче разрешить при общении с различными людьми в составе группы.
Групповая психотерапия ставит перед собой такие цели:
• Выявление и решение психологических проблем у каждого пациента.
• Изменение стереотипов поведения в сторону улучшения и расширения коммуникативных возможностей, социальной адаптации и эффективности общения с другими людьми.
• Раскрытие и реализация личностного потенциала участников группы, увеличение работоспособности и содействие карьерному росту.
• Устранение негативной симптоматики, формирование позитивной жизненной позиции и улучшение общего психологического фона.
Достигаются эти цели решением трех основных задач в таких сферах:
• Интеллектуальной – осознание связи особенностей личности (генетических, биохимических, психических) с проблемной ситуацией, а также осознание необходимости формирования нового плана текущих межличностных отношений со значимыми для пациента людьми.
• Эмоциональной – повышение самооценки, позитивного отношения к себе, развитие способности эмоционально раскрываться, принятие собственных эмоций, новое осознание прошлого эмоционального опыта.
• Поведенческой – формирование и развитие навыков более свободного и «раскрепощенного» межличностного общения.
Особенности групповой психотерапии заключаются в том, что она позволяет разрешить те проблемы, для которых индивидуальный формат недостаточно эффективен. Это касается прежде всего затруднений в межличностном общении на различных социальных уровнях – в семье, на работе, учебе, творчестве и т.д. При взаимодействии в группе достигаются такие важные моменты, как:
• Увеличение интенсивности межличностных отношений и соответственно динамики положительных изменений.
• Практическая отработка новых навыков взаимодействия с окружающими людьми, каждый из которых имеет разную самооценку, степень уверенности в себе, претензии на лидерство или, наоборот, склонность к подчинению. Общение с конкретными и абсолютно разными личностями позволяет изменить присущие человеку стереотипы поведения и расширить возможности его социальной адаптации.
• Выявление и признание пациентом ошибочности его мышления. В группе легче выявить такие качества личности пациента, о которых он и не подозревал. Взгляд со стороны позволяет наглядно убедиться в ошибочности собственных представлений о себе, истинных причинах непонимания со стороны окружающих и избавиться от надуманных проблем, сфокусировав внимание на истинных причинах затрудненной коммуникации.
• Проверка реальностью. В группе легко смоделировать проблемную ситуацию, которую в реальной жизни иногда можно ждать неделями или даже месяцами. Поведение человека в травматических для его психики обстоятельствах позволяет выявить его реальный образ, а не придуманный или нафантазированный им самим.
Конечно, этот путь исцеления и избавления от проблем довольно труден и не всегда сопровождается позитивными эмоциями. Но чем труднее достигается результат, чем больше нервной энергии вкладывает в него человек, тем ценнее, стабильнее и продуктивнее новый приобретенный опыт.
Чем групповая психотерапия отличается от индивидуальной?
Различия имеют принципиальный характер и сводятся к следующим аспектам:
• В индивидуальном формате основным методом воздействия является диалог психотерапевта и пациента, в групповой терапии основным инструментом является психотерапевтическая группа. Выбор лечебного направления зависит от особенностей психики человека, глубины и продолжительности психического расстройства. Это может быть психоанализ, гештальт-терапия, когнитивно-поведенческая терапия и др.
• При индивидуальных сеансах пациент уверен в сохранении тайны его «исповеди», что помогает ему больше раскрыться, т.к. не каждый решится выносить свои проблемы на всеобщее обозрение. Кроме того, время и внимание специалиста принадлежит только одному конкретному человеку, а не «распыляется» по его мнению между участниками группы. Для эгоцентричных личностей это довольно значимый аргумент. Такие пациенты требуют только индивидуального подхода, другие же хотят узнать мнение о своей проблеме других людей, особенно со схожими жизненными ситуациями, третьи успешно поддаются лечению с использованием обеих методик.
• Преимуществом групповой психотерапии является то, что с ее помощью намного легче решаются вопросы коммуникации в обществе. Во время занятий в группе расширяется круг общения, причем с самыми разными людьми, отрабатываются и проверяются новые навыки коммуникативного поведения, происходят изменения мышления в сторону повышения самооценки, уверенности в себе и свободы выражения эмоций.
Не следует пренебрегать и меркантильными интересами, т.к. занятия в группе стоят значительно дешевле индивидуальных сеансов, а по эффективности практически им не уступают. Выбор формата психотерапии остается за пациентом, но при этом в его же интересах прислушиваться к рекомендациям своего психотерапевта.
Что такое психотерапевтическая группа и какие существуют ее разновидности?
Психотерапевтическая группа – это искусственно созданное объединение нескольких лиц, целью которого является психотерапевтическая поддержка и удовлетворение индивидуальных потребностей каждого участника. К основным признакам терапевтической группы относятся такие:
• Осознание членов группы своей принадлежности к ней.
• Установление межличностных отношений в группе.
• Групповое давление, заставляющее каждого члена группы действовать соответственно ее негласным нормам и иерархии статусов.
• Изменения взглядов, мышления и поведения в результате динамических процессов, происходящих в группе.
Далее я вкратце расскажу о разновидностях психотерапевтических групп на основании различных критериев (состава, целей, продолжительности функционирования, возраста и др.).
По количественному составу психотерапевтическая группа бывает:
• Малая с численностью до 5-6 человек. В такой малочисленной группе терапия максимально приближается к индивидуальной, пациент получает больше внимания, что усиливает терапевтический эффект занятий. Но зато снижается эффект разнообразия взаимодействий, что затрудняет решение коммуникативных проблем.
• Большая с количеством участников до 30 человек. В таком большом объединении неминуемо происходит формирование небольших группок со своими интересами, иерархией и своеобразными формами общения. Это существенно затрудняет работу модератора и приводит к снижению терапевтического эффекта, даже в случае работы двух специалистов – самого психотерапевта и его ассистента (ко-терапевта).
• Оптимальная, которая состоит из 8-12 участников. Такой количественный состав обеспечивает качественную обратную связь между участниками и возникновение между ними эмоционально-психологической близости.
По качественному составу психотерапевтические группы дифференцируют на такие:
• Однородные (гомогенные) без существенных различий между членами группы. Это обеспечивает быстрое формирование сплоченной группы поддержки, достижение эффекта принятия и понимания, а также скорейшее получение позитивного терапевтического результата. Минусами однородных групп является то, что они не позволяют освоить все многообразие контактов с личностями иного склада, общение в группе бывает недостаточно глубоким. Обычно однородные объединения с похожими запросами создаются для быстрого разрешения конкретных проблемных ситуаций.
• Неоднородные (гетерогенные), в которых участники группы имеют разную проблематику, взгляды и интересы. Неоднородный состав позволяет осознать, что конкретную ситуацию можно оценивать с разных точек зрения. Обратная связь с непохожими людьми позволяет пациенту более адекватно оценивать собственную роль и предназначение в обществе, корректировать свое восприятие мира, мышление и поведение. Работа психотерапевта в гетерогенной группе требует от него больших усилий и временных затрат, в самой группе увеличен уровень конфликтности, но зато именно такой формат наиболее эффективен для коррекции расстройств поведения.
Критерием неоднородности или однородности служат такие признаки, как:
• Демографические особенности (половая принадлежность, возраст, уровень образования).
• Личностные характеристики (интересы и взгляды).
• Клинический диагноз и общность симптоматики.
Кроме того, по характеру функционирования и сменности состава группы дифференцируют на такие:
• Закрытого типа с постоянным составом и оговоренным заранее количеством сессий. Пополнение группы новыми членами не предусмотрено, а выбывание участников возможно лишь по их желанию.
• Открытые психотерапевтические группы также количественно не изменяются, но состав может обновляться. На место одних членов группы приходят другие, иногда даже меняется модератор, а сроки работы такой группы не ограничены.
И еще один нюанс. Возможно, вы сталкивались в различных информационных источниках и на страницах отдельных сайтов с таким понятием, как психокоррекционная группа. Естественно, что у читателей возникает вопрос, это тоже самое, что и психотерапевтическая группа, или нечто особенное, преследующее иные цели. Хочу сказать, что психокоррекция является частью психотерапии и имеет прикладное значение только в РФ и странах постсоветского пространства. Считается, что нею могут заниматься только специалисты, имеющие медобразование и специализацию по психотерапии. На Западе психокоррекцией занимаются психологи и только в исправительных заведениях.
Современные отечественные тенденции осуществления активной практики психологами и психотерапевтами без медицинского образования привели к более четкому разграничению психотерапии и психокоррекции. Начнем с названия, если психотерапия означает лечение души, то коррекция – исправление. Психотерапия предполагает структурную трансформацию личности на основе глубокого анализа психических проблем и проникновение в бессознательную сферу психической деятельности человека. Терапевтический эффект достигается воздействием на психику и через психику пациента. Психокоррекция не направлена на изменение личности, а лишь помогает устранить непродуктивные формы поведения и взаимодействия в обществе, мешающие успешному саморазвитию личности и ее социальной адаптации. Практически психокоррекция адаптирует психику человека к быстро меняющимся условиям современной реальности, делает ее более гибкой и стрессоустойчивой. Соответственно и психокоррекционные группы имеют свои особенности и различные направления.
Среди них выделяют такие группы:
• решения конкретных проблем;
• организационного развития для менеджмента компаний;
• обучения навыкам и умениям межличностных отношений и подготовки руководителей;
• саморазвития и самосовершенствования;
• терапевтические группы.
Кроме того, психокоррекционные группы дифференцируют на:
• Авторитарного типа, т.е. сконцентрированные на руководителе (группы тренинга умений, так называемые Т-группы).
• Сосредоточенные преимущественно на членах группы с формированием дружественного психологического климата и психологической поддержки (группы встреч).
Психокоррекционные группы с полным правом могут вести психологи, имеющие базовое и высшее психологическое образование, а также участвующие в программах переподготовки.
Существуют ли противопоказания для групповой психотерапии?
Групповая психотерапия имеет свои показания и противопоказания, которые выявляются психотерапевтом на этапе первичного собеседования. Что касается показаний, то они охватывают широкий спектр психических расстройств – от неврозов и психосоматических расстройств до шизофрении. Некоторым людям групповая терапия категорически не рекомендуется. Это может быть связано как с индивидуальными психическими особенностями, так и с жизненными обстоятельствами. Включение в группу таких пациентов грозит в дальнейшем негативной динамикой, отсутствием прогресса и ухудшением эмоционального фона у всех участников групповых сессий.
От показаний зависит выбор типа психотерапевтической группы и метода психотерапии. Например, для решения обычных житейских проблем подойдет разговорная терапия, для лечения фобий – КПТ, для коррекции поведения и характера – гештальт-терапия, для терапии зависимостей – эриксоновский гипноз.
Противопоказаниями для проведения групповой терапии являются такие состояния:
• Низкий уровень интеллекта и снижение когнитивных функций.
• Психозы, особенно сопровождающиеся бредом преследования и отношений, склонностью к физическому насилию и галлюцинациям.
• Неизлечимые болезни и инфекции.
• Психические расстройства в фазе декомпенсации.
Относительными противопоказаниями является наличие у пациентов физических недостатков.
Кроме того, не рекомендуется включать в состав одной группы лиц, связанных служебными, семейными и другими видами отношений в обыденной жизни.
Поводом для исключения из группы могут стать такие обстоятельства:
• Нарушение пациентом правил и несоблюдение расписания сессий. Кстати, оптимальный режим работы – 3-4 занятия в неделю длительностью 60-90 минут.
• Психическая несовместимость с другими участниками группы и повышенная конфликтность.
• Исчезновение у пациента мотивации к продолжению лечения.
Какие этапы в своем развитии проходят психотерапевтические группы?
В своем развитии психотерапевтическая группа проходит такие фазы:
• Формирование группы на фоне повышенного нервного напряжения у ее членов, которые находятся в состоянии нерешенных проблем, недостаточной информированности об особенностях групповой терапии, завышенных ожиданий и переноса ответственности за результаты терапии на психотерапевта.
• Протестная фаза с проявлениями агрессивности и повышенной конфликтности в борьбе за лидерство, иерархию в группе. Конфронтация с руководителем продолжается, но переходит на более продуктивный уровень. Этот этап завершается открытым выражением личных чувств по отношению к психотерапевту.
• Появление и развитие сплоченности в коллективе, начало сотрудничества и осознание своей принадлежности к группе. Как результат – человек признается группой, что благотворно влияет на его самооценку и принятие самого себя, как личности.
• Рабочие взаимоотношения, когда психотерапевт на фоне благоприятного психологического фона трансформирует негативные установки и межличностные отношения в позитивные навыки и умение общения, а также обучает использовать полученный новый опыт в повседневной жизни при решении практических заданий.
• Фаза распада группы после решения поставленных психотерапевтических задач и достижения намеченных результатов.
В заключение хочу сказать, что групповая психотерапия иногда может быть значительно эффективнее индивидуальной, особенно если проблемы пациентов касаются ошибок коммуникации и неэффективных навыков межличностных отношений. Группа – это искусственно созданное общество в миниатюре, имитация условий реальной жизни со своими отношениями, эмоциями, конфликтными ситуациями и приоритетами. Опыт, приобретенный в психотерапевтической группе, становится фактором успешности в достижении пациентом намеченных реальных целей, соответствующих его истинным потребностям. Экспериментируя в группе с различными социальными ролями и стилями поведения, человек обучается новым более продуктивным умениям межличностных взаимодействий, а гибкость групповой психотерапии позволяет использовать ее у широкого контингента пациентов с психологическими проблемами.
Источник