Коммуникативные качества педагога как основа эффективного общения
Екатерина Коломиец
Коммуникативные качества педагога как основа эффективного общения
1 слайд. Коммуникативные качества педагога как основа эффективного общения
2 слайд. Коммуникативная культура педагога является одним из важнейших компонентов профессионально-педагогической культуры. Необходимость ее формирования обусловлена тем, что учитель постоянно включен в процесс общения, предусматривающий разнообразные и многоплановые отношения с теми,кто становится партнером по контакту: с учениками, их родителями, коллегами. Эти отношения возникают и развиваются в процессе совместной деятельности, важнейшим условием осуществления которой является общение. Позволяющий наиболее эффективно организовать процесс обучения и воспитания.
3 слайд. Составляющие коммуникативной культуры: качества, умения, способности
4 слайд. К коммуникативным качествам личности, которые составляют основу педагогического общения,относятся:
Умение слушать и чувствовать людей
5 слайд. Основу коммуникативной культуры педагога составляет общительность. Общительность как свойство личности включает в себя такие составляющие,как:
Коммуникабельность
6 слайд. Коммуникативные умения педагога:
Умения устанавливать эмоциональный контакт, завоевывать инициативу в общении;
Умения управлять своими эмоциями;
Наблюдательность и переключаемость внимания;
Социальная перцепция, т. е. понимание психологического состояния ученика по внешним признакам;
Умение «подавать себя» в общении с учащимися;
Речевые (вербальные) и неречевые (невербальные) умения коммуникации и др. В своей совокупности такие умения составляют технику педагогического общения или характеризуют технологическую сторону коммуникативной культуры педагога.
7 слайд. Существует 4 группы коммуникативного умения:
умения быстро и правильно ориентироваться в условиях внешней ситуации общения;
умения правильно планировать свою речь, т. е. содержание акта общения;
умения находить адекватные средства для передачи этого содержания (верный тон, нужные слова и т. д.);
умения обеспечивать обратную связь.
8 слайд. Коммуникативные способности- это способности к общению с детьми, умение найти правильный подход к учащимся, установить с ними целесообразные, с педагогической точки зрения, взаимоотношения, наличие педагогического такта.
9 слайд.Вывод: Как можно заметить, важность и актуальность этих способностей трудно переоценить. От уровня развития этих способностей зависит успешность работы педагога и учащегося, легкость установления контактов преподавателя с учеником и другими преподавателями, а также функцию эмоционального заряжения, возбуждения интереса, побуждение к совместной деятельности. Сегодня гуманизация и демократизация заявлены как основные принципы реформы системы образования, а само образования образование рассматривается как средство безопасности комфортного существования личности в современном мире, как способ саморазвитие личности. Отсюда – ключевая роль развитых коммуникативных и организаторских способностей в профессионально общение, в профессиональной деятельности педагога.
Источник
Эмоциональное развитие ребенка в коммуникативной деятельности
статья на тему
Эмоции связаны с функционированием организма, с его нервными процессами, и в этом смысле они, эмоции, - это врожденные характеристики.
Но эмоциональная сфера человека, как и все психические процессы, развивается в течение всей жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Эмоциональное развитие ребенка в коммуникативной деятельности | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Эмоциональное развитие ребенка в коммуникативной деятельности
Дьякова Ирина Николаевна
Эмоции связаны с функционированием организма, с его нервными процессами, и в этом смысле они, эмоции, — это врожденные характеристики.
Но эмоциональная сфера человека, как и все психические процессы, развивается в течение всей жизни.
Доказано, что хорошее настроение улучшает запоминание. Благодаря прочной памяти прочно помнятся пережитые ранее события. Если у ребенка развита эмоциональная память, то он сможет быстро вспомнить чувства, когда-то владевшие им. Эмоции связаны и с забыванием. Человек быстро забывает то, что эмоционально нейтрально и не имеет для него больше значения.
Волевые процессы так же тесно связаны с эмоциями. Настроение отражается на всех этапах волевого акта: на осознании мотива, принятия решения и развертывания процесса достижения цели, завершающегося выполнением принятого решения.
У детей могут наблюдаться патологии эмоций – тревога и страх, сковывающие ребенка, или, наоборот, импульсивность, мешающая сосредоточиться; враждебность к окружающим, или смешливость, игривость; или же невротическое чередование положительных и отрицательных эмоций.
Каждому педагогу необходимо строить весь воспитательно – образовательный процесс детей – дошкольников с учетом этих факторов, чтобы максимально нивелировать отклонения, ведь для психического здоровья ребенка необходима сбалансированность эмоций, и формирование эмоций человека являются важнейшим условием развития его как личности.[1].
Мы в своей группе выстраиваем работу так, чтобы в процессе воспитания у ребенка развивались положительные эмоции, эмоции высокой социальной значимости.
Дошкольный возраст – благодатный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Ребенок-дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей. У него ярко прослеживается неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления, воображения. По данным психологов, опыт эмоционального отношения к миру, обретаемый в дошкольном возрасте, весьма прочен и принимает характер установки. Отсутствие должного внимания к этому вопросу в современных программных документах для дошкольных образовательных учреждений ведет к тому, что педагоги часто выпускают его из поля зрения в своей профессиональной деятельности или решают фрагментарно. Я хочу представить систему работы по развитию эмоциональности через коммуникативную деятельность на примере моей группы.
Рассматривая эмоциональность в качестве одной из центральных и фундаментальных характеристик индивидуальности, педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для формирования личности в процессе воспитания. Организация познавательной, коммуникативной деятельности в моей группе способствует развитию в ребенке эмоциональности.[2] Процесс развития осуществляется под девизом «Чувствовать – познавать – творить!»
Важнейшим для ребенка фактором, влияющим на его эмоциональное состояние, является окружающая среда, в которой протекает деятельность детей — это и социально-бытовые условия, и люди, которые рядом.
Поэтому я соотнесла цель и задачи своих педагогических действий с установкой на эмоциональное развитие своих воспитанников, составила перспективный план и отразила его реализацию в календарном планировании, обеспечивая тем самым систематическое эмоционально насыщенное общение ребенка с взрослым и другими детьми.
Обязательно нужно заботиться об эстетике помещений. Цветовое решение в моей группе спокойно для восприятия, но не однообразно, яркие сказочные образы на стенах вызывают радостное настроение у детей. Музыкальный фон в группе создается и привычными детскими песенками, и классическими произведениями, и народной музыкой.
Заботясь о том, чтобы каждый ребенок чувствовал себя комфортно в атмосфере детского сада, я продумываю организацию жизни ребенка: удобно ли пользоваться шкафчиком для раздевания, не слишком ли тугой кран в умывальной, разнообразны ли игрушки и т.д.
Чаще всего эмоциональная активизация переживаний ребенка происходит в игровой деятельности. Поэтому я целенаправленно включаю в работу с детьми психогимнастку, игры и игровые занятия, оптимизирующие эмоционально-чувственную сферу ребенка. Это игры ориентированные на:
- накопление эмоций;
- эмоциональное общение ребенка со сверстниками и взрослыми;
- преодоление негативных эмоций;
- снятие эмоционального напряжения, релаксацию;
- развитие эмпатии у детей.
Развитие эмоциональности через коммуникацию начинается с утреннего приема. Деятельность воспитателя состоит из ежедневного ритуала – оценки детьми своего настроения. Для этого в приемной размещена специальная игра-перевертыш «Солнышко и дождик». Ребенок, выбрав из имеющегося набора схематических изображений эмоциональных состояний то, что соответствует его сегодняшнему настроению, размещает его на индивидуальном окошке – «капельке». Затем происходит коллективное обсуждение выбранных настроений. Дети поясняют свой выбор и его причину, объясняют, что могло бы изменить плохое настроение на хорошее, а хорошее сделать еще лучше. Так в дружеской беседе строятся планы на весь день. Я считаю, что такой способ утреннего приема дает возможность детям, с одной стороны, поделиться своими переживаниями в коллективе, а с другой – поучаствовать в решении проблем своих сверстников, что развивает в ребенке эмпатию, верного спутника в развитии эмоциональности.
Развитию эмоциональности способствуют специальные упражнения, которые мы любим делать по утрам.
Упражнение 1. Лицевая гимнастика.
Если не разработать мимические мышцы, в будущем ребенок не сможет быть эмоционально выразительным! Исключить этот недостаток поможет выразительное чтение маленьких стихотворений «с характером». Очень любят мои маленькие воспитанники стихотворения, где необходимо показать смену настроения мимикой, голосом, например:
«Киска, киска, как дела?
Ты зачем от нас ушла?
Не хочу я с вами жить,
Негде хвостик положить,
Не смотрите, шагаете,
На хвост мой наступаете!»
В начале стихотворения дети изображают искренне удивление, а затем ворчливое недовольство кошечки.
Упражнение 2. «Разведчики»
Эти упражнения помогают развитию умения распознавать чувства товарища. Выбирается руководитель отряда. Он показывает движение. Дети его запоминают и повторяют, подстраиваясь под движение тела, выражение лица ведущего.
Упражнение 3. Повышение темпа выполняемых упражнений.
Упражнение называется «Водители». После него у детей пропадает вялость, а, следовательно, плохое настроение. Сначала мы накачиваем шины, затем заводим моторчик. Для того, чтобы наша машина поехала быстрее, мы это проделываем каждый раз увеличивая темп движений и силу издаваемого звука. Все быстрее и громче! И вот все развеселились.
Организация познавательной деятельности состоит из следующих действий:
- воспитательно-образовательный процесс строится как соигра воспитателя и ребенка, где главное – коллективный процесс творчества;
- логика изложения познавательного материала тщательно продумывается, определяются узловые моменты;
- определяется эмоциональный фон развивающего момента – яркое начало, интересные задания, проблемные вопросы, неожиданные приемы, наличие атрибутов, радостное окончание задуманного сюжета.
Во время занятий я поощряю свободу мысли ребенка. Это привносит тепло общения со взрослыми и друг с другом – то есть именно то, что необходимо детям для полноценного развития. Достичь этой цели можно в том случае, если сделать занятие интересным, разбудить творческую активность моих воспитанников. Занятия в нетрадиционной форме, комплексные, интегрированные несут дух свободы самовыражения, естественности.
Интригующее начало, эмоциональная завязка, захватывающая детей своей необычностью, вызванный эмоциональный отклик – формирует положительное отношение к занятию, способствует интенсивному протеканию познавательных процессов.
Между занятиями и на занятиях я практикую эмоциональные динамические паузы.
Ребята вы устали? Давайте сделаем разминку. Я знаю интересную игру о друзьях. Встали в круг повернулись к соседу, чтобы получилась пара.
«Я дрозд, ты дрозд.
У меня нос, у тебя нос.
У меня щечки аленькие
У тебя щечки аленькие.
Мы с тобой два друга.
Любим мы друг друга».
Очень любят мои дети занятия выразительным движением. Через импровизацию движений под музыку, передающую определенное настроение, дети танцуют свободные и поставленные танцы с музыкальным сопровождением.
Когда дети знакомились с эмоциями через воплощение характеров людей и пластику животных, я использовала мимические и пантомимические этюды, в том числе психогимнастические упражнения, с последующим обсуждением выразительных средств.[3] Благодаря работе мышц лица и тела обеспечивается активная разрядка эмоций.
Я так же использую проигрывание разнообразных ситуаций для обучения владению собственными эмоциями. В этом направлении широкие возможности предоставляет ролевая игра. Сюжетами для таких игр выбираются трудные ситуации, предполагающие яркое проявление эмоций, чувств. Например: «На дне рождения друга», «На приёме у врача», «Дочки-матери» и др.
Очень интересен прием «Пантомимика в рисунках», технология, предложенная в программе «Детский сад – дом радости». Это рисование стоп кадра, когда на бумаге с помощью условных фигурок изображаются различные позы. Условные фигурки используются в качестве знаков, сигнализирующих эмоциональное состояние человека. Дети, получив карточку с изображением фигурки в той или иной позе, должны были дорисовать ее. Такие тренировки с использованием условных фигурок помогают ребенку понять эмоционально-психологическое состояние и свое, и того, кто рядом.
Вечером проводится работа с родителями. Для совместной деятельности родителей подготовлены карточки с заданиями для работы дома:
- чтение литературных произведений. Родителям дается рекомендация: от умения выразительно, эмоционально прочитать малышу сказку зависит очень многое. Здесь нужны богатая интонация, меняющийся тембр голоса, определённый ритм чтения. Взрослые должны почувствовать и не упустить тот момент, когда у ребёнка не только появляются навыки понимания текста, но и возникает способность получать удовольствие от книги, ждать продолжения чтения;
- обсуждение прожитого дня по заранее записанным вопросам, помогающими родителям правильно построить беседу;
- рисование определенной эмоциональной ситуации дома.
В результате такой работы у нас в группе появилась замечательная «Книга настроений». В этой книге мы вместе с родителями подобрали и разместили фотографии из жизни наших детей в ДОУ и дома, дополнили их рисунками. Дети расставляют схематические изображения эмоций на фотографии и рисунки, этим определяя свое отношение к изображенной ситуации.
Так весело и непринужденно проходит день, в течение которого эмоции ребенка поднялись еще на одну ступеньку в своем развитии.
Таким образом, эмоциональное развитие дошкольников – целенаправленный педагогический процесс, тесно связанный с личностным развитием детей, с процессом их социализации, коммуникации и творческой самореализации, введением в мир культуры межличностных отношений, усвоением культурных ценностей.
Ссылки на источники:
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте М. «Просвещение», 1968. – 638с.
- Гаврилушкина О.П. Работа по развитию коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада // «Ребенок в детском саду», 2003, №2. – с. 23 – 39.
- Чистякова М.И. Психогимнастика. – М., «Просвещение», 1990. – 79с.
Emotional development of a child in communicative activity
kindergarten tutor of the municipal state preschool educational institution “Development centre – kindergarten № 15 “Solnyshko”” district urban Mikhaylovka, Volgograd region
Child’s emotional well-being provides a high level of self-esteem, formed self-control, orientation for success in achieving goals and emotional comfort in the society. It means that our children’s future depends on the emotional charge they receive now. The author offers the system of work based on emotional development of a preschool-aged child in communicative activity.
Emotional child’s development, communicative activity, cooperative activity, setting moments.
Источник