Эмоционально когнитивный процесс неосознаваемого уподобления отождествления

Эмоционально когнитивный процесс неосознаваемого уподобления отождествления

76. Термин «внушаемость ребенка» определяется в психологии как:
восприимчивость к внушению, связанная с установкой субъекта на восприятие внушающего воздействия

77. Термин «имматуризм», введенный А. ван Кревеленом, обозначает сверхранние проявления:
инфантилизма

78. Термин, используемый в психологии для обозначения процесса и феномена облегчения, оптимизации деятельности одного человека при активном поддерживающем присутствии другого — это:
фасилитация

79. Тревогу, выражающуюся как относительно устойчивое личностное образование, называют:
тревожностью

80. Упрямство довольно часто отмечается у детей как специфическая форма построения собственного замысла, сводящегося к простому противодействию замыслам, каждой инициативе, исходящим от взрослого в период
кризиса трех лет

81. Чувство, основанное на симпатии, преданности; чувство близости к кому-либо, обозначается психологическим термином
привязанность

82. Эмоционально переживаемое противоречие, столкновение противоположно направленных целей, интересов у ребенка — это:
внутренний конфликт

83. Эмоционально-когнитивный процесс неосознаваемого уподобления, отождествления субъектом себя с другим субъектом, группой, образцом — это:
идентификация

84. Эмоциональное состояние острого внутреннего беспокойства, связываемого в сознании индивида с прогнозированием опасности — это:
тревога

85. Эмоция переживания угрозы биологическому или социальному существованию человека, направленная на источник действительной или воображаемой опасности — это:
страх

Источник

ИДЕНТИФИКАЦИЯ

ИДЕНТИФИКАЦИЯ ( Identification ; Identifizierang ) — пси­хологический процесс, в котором личность частично или полно­стью диссимилируется от самой себя (см. ассимиляция). Бессозна­тельная проекция личностью себя на нечто иное, чем она сама: другую личность, дело или местоположение. Другими словами, это бессознательное отождествление субъектом себя с другим субъек­том, группой, процессом или идеалом. Является важной частью нормального развития.

«Отождествление с отцом, например, означает на практике ус­воение образа мыслей и действий отца, как будто сын был равен отцу и не был бы индивидуальностью, отличной от отца. Иденти­фикация отличается от имитации тем, что идентификация есть бессознательная имитация, тогда как имитация — сознательное подражание. Имитация — необходимое вспомогательное средство для развивающейся, еще юной личности. Она способствует разви­тию до тех пор, пока не служит для простого удобства и не задер­живает развития подходящего индивидуального метода. Подобно этому и идентификация может содействовать развитию, пока инди­видуальный путь еще не проложен. Но как только открывается лучшая индивидуальная возможность, так идентификация обнару­живает свой патологический характер тем, что оказывается в даль­нейшем настолько же задерживающей развитие, насколько до это­го она бессознательно содействовала подъему и росту. Тогда она вызывает диссоциацию личности, ибо субъект под ее влиянием расщепляется на две частичные личности, чуждые одна другой. Идентификация не всегда относится к лицам, но иногда и к пред­метам (например, отождествление с каким-нибудь духовным дви­жением или с деловым предприятием) и к психологическим функциям. Последний случай даже является особенно важным. В таком случае идентификация ведет к образованию вторичного характера и притом так, что индивид до такой степени отождествляется со своей лучше всего развитой функцией, что в значительной степени или даже совсем отчуждается от первоначального уклона своего характера, вследствие чего его настоящая индивидуальность впа­дает в сферу бессознательного. Этот исход является почти регуляр­ным у всех людей с дифференцированной функцией. Он составля­ет даже необходимый этап на пути индивидуации вообще. Отожде­ствление с родителями или ближайшими членами семьи есть отча­сти нормальное явление, поскольку оно совпадает с априорным се­мейным торжеством. В таком случае рекомендуется говорить не об идентификации, а о тождестве, как это и соответствует положе­нию дела. Именно идентификация с членами семьи отличается от тождества тем, что она не есть априори данный факт, а слагается лишь вторичным образом в нижеследующем процессе: индивид, образующийся из первоначального семейного тождества, наталки­вается на пути своего приспособления и развития на препятствие, требующее для своего преодоления особых усилий; вследствие этого возникает скопление и застой либидо, которое понемногу на­чинает искать регрессивного исхода. Регрессия воскрешает преж­ние состояния и, среди прочего, семейное тождество. Это, регрес­сивно воскрешенное, собственно говоря, почти уже преодоленное тождество есть идентификация с членами семьи. Любая идентифи­кация с лицами складывается на этом пути. Идентификация всегда преследует такую цель: усвоить образ мысли или действия другого лица для того, чтобы достигнуть этим какой-нибудь выгоды или устранить какое-нибудь препятствие или разрешить какую-нибудь задачу» (К.Г.Юнг).

Идентификация с комплексом (переживаемая как одержи­мость) — постоянный источник невроза, который может быть так­же вызван идентификацией с какой-то идеей или верованием.

Читайте также:  Депрессия инка комикс полностью

«Эго сохраняет свою целостность только в том случае, если оно не идентифицируется с одной из противоположностей и если оно понимает, каким образом удерживать равновесие между ними. Это возможно лишь тогда, когда оно одновременно осознает обе противоположности. Однако необходимое просветление, инсайт — дело чрезвычайно трудное не только для социальных и политичес­ких лидеров, но и для религиозных наставников и учителей. Все они хотят решения в пользу одной вещи, и поэтому полная иденти­фикация с неизбежностью оказывется односторонней «истиной». Даже если речь идет о какой-то великой Истине, идентификация с ней все равно означала бы катастрофу, поскольку она задерживала бы все дальнейшее духовное развитие» (К.Г.Юнг).

Односторонность обычно возникает благодаря идентификации с отдельной сознательной установкой. В результате происходит утрата контакта с компенсирующими силами бессознательного.

«В любом таком случае бессознательное обычно отвечает сильными эмоциями, раздражительностью, потерей контроля, вы­сокомерием, чувством неполноценности, капризностью, депресси­ями, приступами гнева и т. д., связанными с утратой самокритики и неправильными суждениями, ошибками и чувственными обмана­ми, сопровождающими эту утрату» (К.Г.Юнг).

ИДЕНТИФИКАЦИЯ — это понятие было введено З. Фрейдом, но широкое распространилось за рамками психоанализа, в частности — в психологии социальной. Идентификация рассматривается как важнейший механизм социализации, проявляющийся в принятии индивидом роли социальной при вхождении в группу, в осознании им групповой принадлежности, формировании установок социальных и пр. Современное понимание идентификации охватывает несколько пересекающихся областей психической реальности. 1. Преимущественное понимание — как процесс и результат самоотождествления с другим человеком, группой, образом или символом (=> интроекция) на основании установившейся эмоциональной связи, а также включение их в свой внутренний мир и принятие как собственных норм, ценностей и образцов. Уподобление, отождествление с кем-либо, чем-либо. Открытое подражание как следование образцу особенно ярко выступает в дошкольном детстве. 2. Опознание чего-либо или кого-либо. В этом значении термин используется в психологии общей и в психологии инженерной и юридической, где понимается как процесс сопоставления, сличения одного объекта с другим на основании некоего признака или свойства, в результате чего устанавливается их сходство или различие. Благодаря идентификации происходит распознание образов, образование обобщений и их классификация, анализ знаковых систем и пр. Когда объект идентификации — человек, она выступает как процесс опознания того качества, на основании коего можно:

Читайте также:  Как правильно спросить у девушки как у нее настроение

1) отнести личность к некоему классу или типу — например, идентификация преступника;

2) признать личность целостной и идентичной самой себе. 3. Представление, видение субъектом другого человека как продолжения себя самого (-> проекция); наделение его своими чертами, чувствами, желаниями, — например, родители, ожидающие от ребенка осуществления собственных честолюбивых замыслов.

4. Понимание и интерпретация другого человека путем отождествления себя с ним. Здесь идентификация есть эмоционально-когнитивный процесс неосознаваемого отождествления субъектом себя с другим — субъектом, группой, образцом; механизм постановки себя на место другого, что проявляется в виде погружения, перенесения индивидом себя в поле, пространство, обстоятельства другого индивида и приводит к усвоению его смыслов личностных. Это позволяет моделировать смысловое поле партнера по общению, обеспечивает взаимопонимание и вызывает содействующее поведение. Как механизм взаимопонимания — это способ понимания другого через осознанное или бессознательное уподобление его характеристикам самого субъекта. В психоанализе идентификация понимается как бессознательное отождествление, уподобление себя другой личности, вследствие чего появляется подражание в поведении и пр. Это понятие было введено З. Фрейдом, сначала — для интерпретации явлений патологической депрессии, позднее для анализа сновидений и некоих процессов, посредством коих маленький ребенок усваивает образцы поведения других значимых, формирует «сверх-Я», принимает женскую или мужскую роль и пр. Идентификация — противоположность нарциссизму и играет огромную роль в поведении и психической жизни. Ее психологический смысл — в расширении круга переживаний, в обогащении внутреннего опыта. Она известна как самое раннее появление эмоциональной привязанности к другому человеку. Идентификация — это форма защиты психологической, характерная тем, что при ее действии происходит бессознательное уподобление индивида тому объекту, который ему угрожает: защита от объекта, вызывающего страх, путем уподобления ему. Благодаря ей также достигается символическое обладание желаемым, но недосягаемым объектом (комплекс Эдипа). При расширительном толковании — неосознаваемое следование образцам и идеалам, позволяющее преодолеть собственную слабость и чувство неполноценности. Идентификация может происходить с любым объектом — человеком, животным, предметом, идеей и пр. Механизм идентификации обеспечивает взаимную связь индивидов в социальной группе, создает аффективную общность как особое вживание, в чувствование, обретая в некоих случаях свойство «психической инфекции», столь характерной для толпы. Фрейд выделил несколько типов идентификации. В младенчестве возникает идентификация первичная — примитивная форма эмоциональной привязанности ребенка к матери. Впоследствии .эта «тотальная захваченность объектом» уступает место идентификации вторичной, играющей роль механизма защитного (-> защищенность психологическая), благодаря коему ребенок справляется с беспокойством, вызванным угрожающим авторитетом, путем включения некоих аспектов его поведения в собственные действия. Эта форма идентификации — предистория комплекса Эдипа, когда маленький мальчик во всем хочет занять место отца и, боясь его наказания, копирует некие особенности его поведения. Эта парциальная идентификация амбивалентна и может проявляться в отношении как любимого лица, так и лиц ненавистных или вызывающих зависть. Особое значение этот тип идентификации обретает при усвоении ребенком запретов родителей, при формировании у него устойчивости к искушениям, при развитии совести. Идентификация помогает ребенку справиться с комплексом Эдипа. Это происходит к пяти-шести годам: ребенок как бы решает проблему, идентифицируясь с родителем своего пола. Т.е., не будучи в состоянии изменить ситуацию, вызвавшую зарождение комплекса Эдипа, и реализовать нелюбовь к отцу, мальчик старается принять его позицию и стать похожим на него. Применительно взрослого субъекта идентификация связывается с симптомом невротическим, при коем у субъекта — из-за желания оказаться в положении объекта — возникают болезненные явления, характерные для последнего. Для неортодоксального психоанализа (А. Фрейд, Д. Рапопорт) понятие идентификации стало центральным механизмом формирования способности Я-субъекта к саморазвитию. При этом между субъектом и отражаемым объектом происходит установление определенной эмоциональной связи, содержанием коей является переживание своей тождественности с объектом.

Читайте также:  Бузова чувства которого нет

ИДЕНТИФИКАЦИЯ ГРУППОВАЯ — отождествление индивидом себя с обобщенным образом члена некоей группы социальной или общности социальной, за счет чего происходит принятие ее целей и ценностей, часто некритическое.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ КОЛЛЕКТИВНАЯ (идентификация коллективистская) — возникающая в деятельности совместной форма гуманных отношений, при коей переживания одного из группы даны другим как мотивы поведения, организующие их собственную деятельность, направленную одновременно на осуществление групповой цели и на устранение фрустрирующих воздействий (-> фрустрация). Означает единство мотивации, формирование взаимоотношений на основе нравственных принципов. Особенно полно выражается в сочувствии и соучастии, когда каждый член группы эмоционально и деятельно откликается на удачи и неудачи каждого. Действие идентификации коллективной в группе выражается:

1) в признании за другим, как и за собой, равных прав и обязанностей;

2) в оказании содействия и поддержки;

3) в требовательном отношении к себе, равно как и к товарищам. Психологическая основа идентификации коллективной — складываемая в деятельности совместной готовность субъекта чувствовать, переживать и действовать в отношении другого так, как если бы им был он сам. Феномен идентификации коллективной преобладает в коллективе как в группе высокого уровня развития иле сводим к индивидуальным предпочтениям членов группы. Проявления идентификации коллективной, опосредованные ценностями деятельности совместной и гуманными смысловыми установками, становятся устойчивой характеристикой каждого члена коллектива, перестают зависеть от личных симпатий и внешних факторов. Идентификация коллективная в онтогенезе возникает на рубеже возраста дошкольного и школьного младшего в ходе сотрудничества детей, требующего эмоционально насыщенного общения. В детской группе она выступает в форме как действенного сострадания неудачам, так и активного сопереживания успехам. Содержательная деятельность совместная и нравственно-эмоциональное общение детей — основа формирования проявлений идентификации коллективной в детской группе.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ ЛИЧНОСТНАЯ — механизм, действие коего основано на сильной эмоциональной связи индивида с другими людьми, прежде всего с родителями, приводящий к уподоблению — чаще всего неосознанному — этим «другим значимым». Ориентация на другого человека как на образец значительно повышает показатели научения социального. За счет идентификации у маленького ребенка происходит: формирование стереотипов поведенческих, образующих черты личностные; определение ориентации ценностных и идентичности полоролевой (-> идентификация полоролевая).

ИДЕНТИФИКАЦИЯ НАРЦИССИЧЕСКАЯ — процесс самопроецирования на Я утраченного сексуального объекта, когда отведенное либидо ориентировано на Я, но при этом человек обходится со своим Я как с оставленным объектом и направляет на Я амбивалентные импульсы, включающие, в числе прочих, агрессивные компоненты.

ng>ИДЕНТИФИКАЦИЯ ПОЛОРОЛЕВАЯ — процесс и результат обретения ребенком психологических и поведенческих особенностей человека определенного пола; отождествление им себя с человеком определенного пола и обретение черт психологических и особенностей поведения человека того же или противоположного пола, включая типичное поведение ролевое.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ГРУППОВАЯ ДЕЙСТВЕННАЯ -> идентификация коллективная.

Источник

Оцените статью