Эмоционально идеаторный уровень это

Содержание
  1. Эмоционально идеаторный уровень это
  2. Эмоционально идеаторный уровень это
  3. Эмоционально идеаторный уровень это
  4. Центр, специалисты, услуги
  5. Хрестоматийные материалы
  6. Лаборатория картографии
  7. Инструментарий мастеров
  8. Архив полезных ресурсов
  9. Форум Блог Обратная связь
  10. Последние действия на сайте
  11. 6. Периодизации индивидуального развития в психиатрии
  12. Возрастные уровни патологического нервно-психического реагирования на различные вредности (В.В. Ковалёв)
  13. Первый уровень реагирования – соматовегетативный – 0–3 года
  14. Второй уровень реагирования – психомоторный – 4–10 лет
  15. Третий уровень реагирования – аффективный – 7–12 лет
  16. Четвёртый уровень реагирования – аффективный – 12–16 лет
  17. Проявления симптоматики предыдущих уровней на следующем
  18. Систематика развития психики ребёнка (Г.К. Ушаков)
  19. Первый этап развития психики – моторный – 0–1 года
  20. Второй этап развития психики – сенсомоторный – 1–3 лет
  21. Третий этап развития психики – аффективный – 3–12 лет
  22. Четвёртый этап развития психики – идеаторный – 11-12+ лет
  23. Специальная психология: Шпаргалка (3 стр.)
  24. 7. ВОЗРАСТНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ДИЗОНТОГЕНИИ
  25. 8. ПОНЯТИЕ О ПЕРВИЧНОМ И ВТОРИЧНОМ ДЕФЕКТАХ РАЗВИТИЯ
  26. 9. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПСИХИЧЕСКОГО ДИЗОНТОГЕНЕЗА

Эмоционально идеаторный уровень это

Пограничными между симптомами болезни и проявлениями дизонтогенеза являются так называемые «возрастные» симптомы, отражающие патологически искаженные и утрированные проявления нормального возрастного развития. Возникновение этих симптомов тесно связано с онтогенетическим уровнем реагирования на ту или иную вредность. Поэтому данные симптомы нередко более специфичны для возраста, чем самого заболевания, и могут наблюдаться при самой разнообразной патологии: в клинике органических поражений мозга, ранней детской шизофрении, невротических состояний и т. д.

В. В. Ковалев (1979) дифференцирует возрастные уровни нервно-психического реагирования у детей и подростков в ответ на различные вредности следующим образом:

1) сомато-вегетативный (0—3 года);

2) психомоторный (4—10 лет);

3) аффективный (7— 12 лет);

4) эмоционально-идеаторный (12—16 лет).

Для каждого из этих уровней характерны свои преимущественные «возрастные» симптомы.

Для сомато-вегетативного уровня реагирования характерны повышенная общая и вегетативная возбудимость с нарушениями сна, аппетита, желудочно-кишечными расстройствами. Данный уровень реагирования является ведущим на раннем возрастном этапе вследствие его уже достаточной зрелости.

Психомоторный уровень реагирования включает преимущественно гипердинамические расстройства различного генеза: психомоторную возбудимость, тики, заикание. Данный уровень патологического реагирования обусловлен наиболее интенсивной дифференциацией корковых отделов двигательного анализатора (А. А. Волохов, 1965, цит. по В. В. Ковалеву, 1979).

Для аффективного уровня реагирования характерны синдромы и симптомы страхов, повышенной аффективной Возбудимости с явлениями негативизма и агрессии. При этиологическом полиморфизме этих расстройств на данном возрастном этапе все же значительно возрастает уровень психогений.

Эмоционально-идеаторный уровень реагирования является ведущим в преи особенно пубертатном возрасте. В патологии это прежде всего проявляется в так называемых «патологических реакциях пубертатного возраста» (Г. Е. Сухарева, 1959), включающих, с одной стороны, сверхценные увлечения и интересы (например, «синдром философической интоксикации»), с другой — сверхценные ипохондрические идеи, идеи мнимого уродства (дисморфофобия, в том числе нервная анорексия), психогенные реакции — протеста, оппозиции, эмансипации (А. Е. Личко, 1973, 1977, 1979; В. В. Ковалев, 1979) и т. д.

Источник

Эмоционально идеаторный уровень это

В соответствии с представлениями клиницистов Г.Е. Сухаревой и М.С. Певзнер, а также современными исследованиями в области нейропсихологии, проводимыми В.В. Лебединским, Э.Г. Симерницкой, А.В. Семенович и др., выделяют следующие факторы, влияющие на тип возникшей у ребенка дизонтогении:

1) время и длительность воздействия повреждающих агентов (возрастная обусловленность дизонтогении);

3) распространенность болезненного процесса – локальность или системность патогенного воздействия;

4) степень нарушения межфункциональных связей.

7. ВОЗРАСТНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ДИЗОНТОГЕНИИ

В ходе индивидуального развития ребенка постоянно идет борьба между незрелостью структур его организма и возможностями роста или развития. В зависимости от преобладания первого или второго фактора при одинаковых условиях в одних случаях можно ожидать более устойчивые патологические изменения, в других – более легкие, поддающиеся коррекционно-педагогическому воздействию (Л.С. Выготский, Г.Е. Сухарева, Г. Гельниц). Наиболее уязвимыми периодами детства являются периоды «первичной незрелости» организма (в возрасте до трех лет) и перестройки организма в пубертатном возрасте, когда уже гармонически сформировавшиеся системы детского организма вновь утрачивают состояние равновесия, перестраиваясь на «взрослое» функционирование.

В периоды дошкольного и младшего школьного возрастов (3-11 лет) детский организм представляет собой систему, более устойчивую к необратимым отклонениям.

Каждый возраст накладывает свой отпечаток на характер нервно-психического реагирования при патогенном воздействии.

Уровни этого реагирования следующие:

соматовегетативный (от 0 до 3 лет) – на фоне незрелости всех систем организм в этом возрасте на любое патогенное воздействие реагирует комплексом соматовегетативных реакций, таких как общая и вегетативная возбудимость, повышение температуры тела, нарушение сна, аппетита, желудочно-кишечные расстройства;

Читайте также:  Отношения должны доставлять радость

психомоторный (4-7 лет) – интенсивное формирование корковых отделов двигательного анализатора, в частности лобных отделов головного мозга, делает данную систему предрасположенной к гипердинамическим расстройствам различного генеза, таким как психомоторная возбудимость, тики, заикание, страхи;

аффективный (7-12 лет) – на нежелательные и вредные для себя воздействия ребенок реагирует с заметным аффективным компонентом: от выраженной аутизации до аффективной возбудимости с явлениями негативизма, агрессии, невротическими реакциями;

эмоционально-идеаторный (12-16 лет) – ведущий уровень в препубертатном и пубертатном возрастах. Характеризуется патологическим фантазированием, сверхценными увлечениями, сверхценными ипохондрическими идеями, такими как мнимое уродство (дисморфофобия, нервная анорексия), психогенные реакции протеста, оппозиции, эмансипации.

Перечисленные реакции являются обостренной формой нормального возрастного реагирования на те или иные негативные воздействия.

8. ПОНЯТИЕ О ПЕРВИЧНОМ И ВТОРИЧНОМ ДЕФЕКТАХ РАЗВИТИЯ

Понятие о первичном и вторичном дефектах развития было введено Л.С. Выготским. Первичные дефекты возникают в результате органического повреждения или недоразвития какой-либо биологической системы (анализаторов, высших отделов головного мозга и др.) вследствие воздействия патогенных факторов. Вторичые – имеют характер психического недоразвития и нарушения социального поведения, непосредственно не вытекающих из первичного дефекта, но обусловленных им (нарушение речи у глухих, нарушения восприятия и пространственной ориентировки у слепых и др.). Чем менее нарушение связано с биологической основой, тем успешнее оно поддается психолого-педагогической коррекции. Преимущественная симптоматика каждого возрастного уровня реагирования не исключает симптомов предыдущих уровней, но отводит им менее заметное место в картине дизонтогении.

Источник

Эмоционально идеаторный уровень это

Центр, специалисты, услуги

Хрестоматийные материалы

Лаборатория картографии

Инструментарий мастеров

Архив полезных ресурсов

Форум Блог Обратная связь

Последние действия на сайте

4114 дн. с момента
открытия on-line центра

6. Периодизации индивидуального развития в психиатрии

Возрастные уровни патологического нервно-психического
реагирования на различные вредности (В.В. Ковалёв)

Первый уровень реагирования – соматовегетативный – 0–3 года

  • Различные варианты невропатического синдрома
    • возбудимость,
    • склонность к расстройствам
      • пищеварения,
      • питания,
      • сна,
      • навыков опрятности и т.п.

Преимущественно соматовегетативный уровень реагирования у детей раннего возраста находит объяснение в

  • более раннем завершении формирования
    регуляции вегетативных функций в онтогенезе,
    значительно опережающего формирование
    регуляции моторных функции.

Второй уровень реагирования – психомоторный – 4–10 лет

  • Проявления гипердинамического синдрома,
  • системные невротические и
    неврозоподобные двигательные расстройства
    • тики,
    • заикание,
    • мутизм и т.п.

Выделение данного уровня соответствует данным возрастной морфологии и физиологии, свидетельствующим о

  • наиболее интенсивной дифференциации функций
    двигательного анализатора
    в этом возрасте.

Третий уровень реагирования – аффективный – 7–12 лет

  • Сндромы страхов,
  • повышенная аффективная возбудимость,
  • уходы и бродяжничества.

Четвёртый уровень реагирования – аффективный – 12–16 лет

  • Уже проявляется сверхценными образованиями типа
    • патохарактерологических реакций
      • протест,
      • эмансипация и т.п.,
    • дисморфофобии,
    • психической анорексии,
    • «философической интоксикации» и т.п.

Проявления симптоматики предыдущих уровней на следующем

  • Симптоматика, свойственная каждому последующему уровню,
    не исключает проявлений предшествующих уровней реагирования,
    однако отодвигает их на второй план и так или иначе видоизменяет.

Систематика развития психики ребёнка (Г.К. Ушаков)

Первый этап развития психики – моторный – 0–1 года

  • Хотя совершенствование моторики и ее дифференциация
    происходят на протяжении всей жизни индивида
    .
  • Реакции ребенка в первые месяцы жизни являются
    по сути рудиментами последующих психических реакций.

На внешние раздражители ребенок отвечает

  • диффузными двигательными реакциями
    • крик,
    • плач,
    • двигательное беспокойство.

    Даже так называемая реакция страха новорожденного
    представляет собой 2 типа движений:
    с преобладанием реакции

    • флексоров (мышц-сгибателей) либо
    • экстензоров (мышц-разгибателей).

    Уловить разницу между «реакцией страха» и
    рефлексом Моро (рефлекс обхватывания)
    у новорожденного часто не удается.

    Второй этап развития психики – сенсомоторный – 1–3 лет

    • 6 мес. – 6-7 лет – значение формирующихся
      моторных реакций продолжает оставаться ведущим, однако
      они утрачивают свой чисто двигательный характер и
      становятся более сложными «сенсомоторными актами»
      (позднее, совершенствуясь, они станут психомоторными, т.е.
      будут носить осознанный характер).

  • Сенсомоторные реакции отличаются
    • овладением целенаправленности движений,
      что в будущем приводит к волевым действиям.
    • Развиваются
      • органы чувств,
      • внимание,
      • формируется мышление,
      • представления о настоящем и прошлом,
      • первичное сознание «Я»
        (элемент самосознания, 3-3,5 года).
    • Наиболее отчетливый признак окончательного завершения
      сенсомоторного периода развития –
      • формирование у ребенка
        представления «схемы тела» (к 6-7 годам).
  • Третий этап развития психики – аффективный – 3–12 лет

    • Высшие (эпикритические) аффекты,
      в отличие от простых (органических), никогда не возникают
      • без образа,
      • представления,
        а позднее и
      • без понятия,
        т.е. вовлечения в переживание
        • идеаторной (рассудочной, когнитивной) сферы.
  • Аффективный этап начинает оформление
    в виде эпикритической эмоциональности с 3-х лет:
    • осваиваются эмоциональные реакции
      • протеста,
      • негативизма,
      • демонстративного поведения,
      • излишней аффектации или молчаливости.

    К 6-7детская непосредственность меняет свои качества.
    Она все чаще получает выражение в

      аффективной окраске
      тех или иных форм деятельности ребенка.
  • В 10-11
    • лабильность аффекта,
    • добродушие и
    • детская увлеченность
      становятся менее выраженными.
    • Аффективность приобретает
      постоянно-индивидуальный характер,
      и можно четко выявить 2 типа поведенческих реакций.
      • У одних детей преобладают черты
        экстравертированности, и они более общительны.
      • У других преобладает
        интровертированность, и они более молчаливы.
  • Четвёртый этап развития психики – идеаторный – 11-12+ лет

    • Начинается еще в глубине сенсомоторного этапа,
      однако истинное его начало должно в возрастом 11-12 лет.
    • У ребенка обычно появляется возможность
      • строить сложные умозаключения и
      • упрочняется феномен «удвоенности реальности»
        он означает сформировавшийся у ребенка
        навык оперировать объектами
        • внешней реальности, с одной стороны, и
        • реальностью субъективной
          (мыслимой, представляемой) – с другой.
          Обе эти реальности взаимопроникают друг в друга.
  • В подростковом возрасте – 12-16 лет
    • доступна способность рассуждать,
      последовательно обсуждая факты
      и вскрывая закономерности.
    • Подросток утверждает себя,
      противопоставляя себя другим
      .
      Это часто приобретает характер
      своего мнения, концепции.
    • Он осознает себя как личность, и
      это порождает небывалые возможности для рефлексии.
    • Сознание индивидуальное начинает приобретать
      характер сознания коллективного, общественного.
    • В эмоциональной сфере формируются
      • эстетические,
      • этические и
      • интеллектуальные чувства.
  • Источник

    Специальная психология: Шпаргалка (3 стр.)

    По имеющимся данным, впервые термин «дизонтогения» употребил А.И. Швальбе в 1927 г. для обозначения отклонений в формировании структур организма в период внутриутробного развития. Соответственно в отечественной дефектологии (а ныне – специальной педагогике и специальной психологии) долгое время был принят термин «аномалия развития». В период возникновения дефектологии использовался термин «дефективные дети». В настоящее время в связи с переходом педагогики от субъективно-объективной к субъективно-субъектной, ориентирующейся прежде всего на индивидуальные тенденции развития ребенка, в мировой науке наблюдаются активные поиски более гуманной терминологии по отношению к детям, имеющим недостатки в развитии. Это широко распространившиеся, но довольно неопределенные термины: «дети группы риска», «дети с особыми нуждами», «дети со специфическими образовательными потребностями», «плохо адаптирующиеся дети», «дети, имеющие особые права». В отечественных официальных документах сейчас начинает использоваться термин «дети с ограниченными возможностями здоровья». Кроме того, в отечественных и международных документах, направленных прежде всего на создание равных возможностей для развития и образования детей с различными отклонениями, применяется термин «инвалиды».

    В соответствии с представлениями клиницистов Г.Е. Сухаревой и М.С. Певзнер, а также современными исследованиями в области нейропсихологии, проводимыми В.В. Лебединским, Э.Г. Симерницкой, А.В. Семенович и др., выделяют следующие факторы, влияющие на тип возникшей у ребенка дизонтогении:

    1) время и длительность воздействия повреждающих агентов (возрастная обусловленность дизонтогении);

    3) распространенность болезненного процесса – локальность или системность патогенного воздействия;

    4) степень нарушения межфункциональных связей.

    7. ВОЗРАСТНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ДИЗОНТОГЕНИИ

    В ходе индивидуального развития ребенка постоянно идет борьба между незрелостью структур его организма и возможностями роста или развития. В зависимости от преобладания первого или второго фактора при одинаковых условиях в одних случаях можно ожидать более устойчивые патологические изменения, в других – более легкие, поддающиеся коррекционно-педагогическому воздействию (Л.С. Выготский, Г.Е. Сухарева, Г. Гельниц). Наиболее уязвимыми периодами детства являются периоды «первичной незрелости» организма (в возрасте до трех лет) и перестройки организма в пубертатном возрасте, когда уже гармонически сформировавшиеся системы детского организма вновь утрачивают состояние равновесия, перестраиваясь на «взрослое» функционирование.

    В периоды дошкольного и младшего школьного возрастов (3-11 лет) детский организм представляет собой систему, более устойчивую к необратимым отклонениям.

    Каждый возраст накладывает свой отпечаток на характер нервно-психического реагирования при патогенном воздействии.

    Уровни этого реагирования следующие:

    соматовегетативный (от 0 до 3 лет) – на фоне незрелости всех систем организм в этом возрасте на любое патогенное воздействие реагирует комплексом соматовегетативных реакций, таких как общая и вегетативная возбудимость, повышение температуры тела, нарушение сна, аппетита, желудочно-кишечные расстройства;

    психомоторный (4-7 лет) – интенсивное формирование корковых отделов двигательного анализатора, в частности лобных отделов головного мозга, делает данную систему предрасположенной к гипердинамическим расстройствам различного генеза, таким как психомоторная возбудимость, тики, заикание, страхи;

    аффективный (7-12 лет) – на нежелательные и вредные для себя воздействия ребенок реагирует с заметным аффективным компонентом: от выраженной аутизации до аффективной возбудимости с явлениями негативизма, агрессии, невротическими реакциями;

    эмоционально-идеаторный (12-16 лет) – ведущий уровень в препубертатном и пубертатном возрастах. Характеризуется патологическим фантазированием, сверхценными увлечениями, сверхценными ипохондрическими идеями, такими как мнимое уродство (дисморфофобия, нервная анорексия), психогенные реакции протеста, оппозиции, эмансипации.

    Перечисленные реакции являются обостренной формой нормального возрастного реагирования на те или иные негативные воздействия.

    8. ПОНЯТИЕ О ПЕРВИЧНОМ И ВТОРИЧНОМ ДЕФЕКТАХ РАЗВИТИЯ

    Понятие о первичном и вторичном дефектах развития было введено Л.С. Выготским. Первичные дефекты возникают в результате органического повреждения или недоразвития какой-либо биологической системы (анализаторов, высших отделов головного мозга и др.) вследствие воздействия патогенных факторов. Вторичые – имеют характер психического недоразвития и нарушения социального поведения, непосредственно не вытекающих из первичного дефекта, но обусловленных им (нарушение речи у глухих, нарушения восприятия и пространственной ориентировки у слепых и др.). Чем менее нарушение связано с биологической основой, тем успешнее оно поддается психолого-педагогической коррекции. Преимущественная симптоматика каждого возрастного уровня реагирования не исключает симптомов предыдущих уровней, но отводит им менее заметное место в картине дизонтогении.

    В процессе развития изменяется иерархия между первичными и вторичными, биологическими и социально обусловленными нарушениями. Если на начальных этапах основным препятствием к обучению и воспитанию является органический дефект, т.е. направление вторичного недоразвития «снизу вверх», то в случае несвоевременно начатой коррекционно-педагогической работы или ее отсутствия вторично возникшие явления психического недоразвития, а также неадекватные личностные установки, вызванные неудачами в различных видах деятельности, нередко начинают занимать ведущее место в формировании негативного отношения к себе, социальному окружению и основным видам деятельности. Распространяясь на все более широкий круг психологических проблем, вторичное недоразвитие начинает оказывать негативное влияние на элементарные психические функции, т.е. направление патогенного влияния начинает идти «сверху вниз».

    На личностном уровне компенсация выступает в качестве одного из защитных механизмов, заключающихся в интенсивном поиске приемлемой замены реальной или мнимой несостоятельности. Наиболее зрелым защитным механизмом является сублимация (лат. sublime – «наверх», «вверх»). В результате «запуска» данного механизма происходит переключение энергии с неудовлетворенных желаний (особенно сексуальных и агрессивных) на социально одобряемую активность, приносящую удовлетворение.

    9. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПСИХИЧЕСКОГО ДИЗОНТОГЕНЕЗА

    Одной из первых научных технологий отклоняющегося развития можно считать классификацию, предложенную Л.С. Выготским.

    В основе наиболее широко использующейся в настоящее время классификации видов психического дизонтогенеза, предложенной В.В. Лебединским, лежат представления отечественных и зарубежных ученых об основных направлениях несводимых друг к другу нарушениях психического развития человека:

    ретардация (задержанное развитие) – запаздывание или приостановка всех сторон психического развития или преимущественно отдельных его компонентов;

    дисфункция созревания связана с морфофункци-ональной возрастной незрелостью центральной нервной системы и взаимодействием незрелых структур и функций головного мозга с неблагоприятными факторами внешней среды;

    поврежденное развитие – изолированное повреждение какой-либо анализаторной системы или структуры головного мозга;

    асинхрония (искаженное развитие) – диспропорциональное психическое развитие при выраженном опережении темпа и сроков развития одних функций, запаздывании или выраженном отставании других.

    Классификация видов психического дизонтогенеза В.В. Лебединского.

    Первая группа дизонтогений включает в себя отклонения по типу ретардации (задерживающегося развития) и дисфункцию созревания: общее стойкое недоразвитие (умственная отсталость различной степени тяжести), задержанное развитие (задержка психического развития).

    Ко второй группе принадлежат отклонения по типу повреждения: поврежденное развитие (органическая деменция), дефицитарное развитие (тяжелые нарушения анализаторных систем: зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, речи, развитие в условиях хронических соматических заболеваний).

    К третьей группе дизонтогений относятся отклонения по типу асинхронии с преобладанием эмоционально-волевых нарушений: искаженное развитие (ранний детский аутизм), дисгармоническое развитие (психопатии).

    В последние годы появляется все больше детей со сложными недостатками в развитии, у которых имеется сочетание двух и более направлений отклоняющегося развития (слепоглухие дети, дети с недостатками отдельных анализаторных систем и т.п.), что дает основание выделять специфическую группу дизонтогений под названием «дети со сложными недостатками развития». Фактически сейчас можно говорить лишь о преобладании ведущей линии в дизонтогенезе ребенка.

    Источник

    Читайте также:  Почему после разговора с мамой чувствую себя плохо
    Оцените статью