Эмоционально эстетическое развитие дошкольников

Развитие эмоционального интеллекта младших дошкольников через художественно-эстетическую деятельность
статья

Развитие эмоционального интеллекта младших дошкольников через художественно-эстетическую деятельность

Скачать:

Вложение Размер
razvitie_emots.intellekta_deteyi.doc 83 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие эмоционального интеллекта младших дошкольников

через художественно-эстетическую деятельность

В рамках ФГОС для реализации любой образовательной программы дошкольного возраста стали значительными такие понятия, как позитивная социализация, развитие инициативы и творческих способностей ребенка. В области социально- коммуникативного развития появились новые для педагогов, работающих с дошкольниками, понятия социального и эмоционального интеллекта.

Особую важность и актуальность развитие эмоционального интеллекта приобретает в дошкольном возрасте, поскольку именно в этот период идет активное эмоциональное становление детей, совершенствование их самосознания, способности к рефлексии и умению встать на позицию партнера, учитывать его потребности и чувства. Ведущая роль в становлении личности ребенка, формировании его духовного мира принадлежит эмоциональной сфере.

Чувствовать эмоциональное пространство литературного текста, танца, музыкального произведения, поэзии, архитектуры, живописи – значит владеть чувством композиции, цвета, линии, ритма, чувством художественной формы. Все эти способности заложены в детях природой.

Задача заключается в том, чтобы не просто освоить некие знания, а эмоционально пережить их. Помощником может стать искусство, в котором в образной форме представлены все проблемы бытия, пропущенные через художественное видение творца. Таким образом, происходит воздействие на весь комплекс чувств личности, прежде всего развивая эстетические, интеллектуальные и нравственные чувства.

Воспитание чувств является самой сущностью высокой педагогической культуры. (Сухомлинский В. А.).

Что такое эмоциональный интеллект?

Эмоциональный интеллект – это явление, которое объединяет в себе умение различать и понимать эмоции, управлять собственными эмоциональными состояниями и эмоциями своих партнеров по общению. Мы часто забываем о значимости непосредственно переживаемых межличностных отношений.

Модель эмоционального интеллекта предполагает последовательное и параллельное развитие четырех основных функций:

  • самосознание (образ «Я», понимание «психологического устройства» себя);
  • самоконтроль (способность совладать со своими чувствами, желаниями);
  • социальная чуткость (умение устанавливать контакты с разными людьми);
  • управление отношениями (способность к сотрудничеству, умение поддерживать, развивать, укреплять контакты).

Эти основные функции развиваются на различных этапах дошкольного детства в соответствии с возрастными особенностями ребенка.

Зачем нужно развивать эмоциональный интеллект?

  1. Низкий уровень эмоционального интеллекта способен привести к затруднение в осознании и определении собственных эмоций, а это повышает риск возникновения психосоматических заболеваний у детей и взрослых. Таким образом, умение разбираться в собственных чувствах и управлять ими, является личностным фактором, укрепляющим психологическое и соматическое здоровье ребенка.
  2. Эмоциональный интеллект необходим для гармоничного развития личности ребенка, его способности к успешной адаптации во взрослой жизни.
  3. Исследователи установили, что около 80% успеха в социальной и личной сферах жизни определяет именно уровень развития эмоционального интеллекта, и лишь 20% – всем известный IQ – коэффициент интеллекта, измеряющий степень умственных спо- собностей человека. Совершенствование логического мышления и кругозора ребенка еще не является залогом его будущей успешности в жизни. Гораздо важнее, чтобы ребе- нок овладел способностями эмоционального интеллекта, а именно:
  • умением контролировать свои чувства так, чтобы они не «переливались через край»;
  • способностью сознательно влиять на свои эмоции;
  • умением определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть (признавать их);
  • способностью использовать свои эмоции на благо себе и окружающим;
  • умением эффективно общаться с другими людьми, находить с ними общие точки соприкосновения;
  • способностью распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему.

В современном обществе проблема компетентности в понимании и выражении эмоций стоит достаточно остро, поскольку в нем искусственно насаждается культ рационального отношения к жизни. Ушинский, подчеркивая социальный смысл эмоций, отмечал, что «…общество, заботящееся об образовании ума, совершает большой промах, ибо человек более человек в том, как он чувствует, чем как он думает»

Только в атмосфере непосредственно переживаемых чувств, их открытости, можно сформировать у ребенка опыт активного отношения к окружающему миру, самостоятельность, настойчивость, инициативность, осознание своей ответственности, стремление проявлять свои способности.

«Чтобы интеллект преобразовать в разум, необходимо открыть сначала свое сердце. Разум – это интеллект, настроенный в лад с вашим сердцем», – говорили древние философы

Особенности художественно-эстетической деятельности в сфере развития эмоционального интеллекта.

Художественно-эстетическая деятельность – это деятельность, направленная на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста средствами искусства (литература,архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира).

Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творчески активной личности.

Современная наука не может развиваться без высокой способности ученых к образному мышлению; воспитывается же образное мышление поэзией, искусством.

Потребление плодов искусства развивает в человеке ту самую силу, способность к творчеству, которая в искусстве реализована. Человек, эмоциональная сфера которого развита искусством, начинает реальный мир видеть полнее, ярче, вернее, – начинает его видеть, как бы с высоты определенного уровня человеческой культуры.

Основное значение художественно-эстетической деятельности в рамках данной темы в том, что она вызывает эмоциональную отзывчивость.

Таким образом, происходит развитие эмоциональной отзывчивости:

  • на литературные произведения ( восприятие художественной литературы и фольклора)
  1. Потешки, песенки и сказки – первые литературные произведения, которые слышит малыш. В потешках, песнях, прибаутках отражена сущность детства: видеть мир таким, каким он предстает перед взором малыша, – без лукавства и фальши.
  2. Сказка – органичный природе человека метод передачи жизненно важных знаний, гармонизации личности и развития эмоционального интеллекта.

«Проживание» ребенком сказочной ситуации не только мысленно, но и как бы наяву, через движение, позу, пластику, оказывает положительное влияние на его пси- хоэмоциональное состояние. Для этого необходимо, чтобы ребенок идентифицировал себя с главным героем сказки, разделял его судьбу. Не следует опасаться передавать состояния лени, страха, жадности и других отвергаемых человеческих чувств. Необходимо учить детей разбираться с самыми грустными сторонами человеческой жизни. Через осознание и ситуативное переживание их в создаваемых сказочных ситуациях ребенок дает им верную оценку.

Сказка, как известно, это источник проявления всех чувств ребенка, в том числе и радости. «Никогда не надо гасить детскую радость», – подчеркивала А.М. Виноградова («Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников» под редакцией А.М. Виноградовой., 2017). По ее мнению в атмосфере радости легко зарождаются такие ценные душевные качества, как доброжелательность, отзывчивость, сочувствие, уверенность.

  • на музыкальные произведения (музыкальная деятельность)

Музыка является одним из способов реализации своего эмоционального мира, всех чувств и переживаний. Любая форма общения с музыкой непрерывно совершенствует музыкальные способности ребенка, вне зависимости от активности или пассивности ребенка в процессе слушания, развивая музыкально-сенсорные способности детей.

Музыкальная деятельность несет в себе богатейшие возможности развития эмоциональной отзывчивости. Эмоциональная сфера ребенка – фундамент развития интеллекта пока еще маленького человечка. Музыкотерапия – один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Музыка способствует развитию творчества, фантазии. Мелодия действует особенно эффективно на гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребенка. Му- зыкотерапия – метод психокоррекционного воздействия на человека, основанный на возможностях воздействовать музыкой на эмоциональное, волевое, интеллектуальное и личностное развитие.

  • в процессе художественно-игровой деятельности

(это интеграция изобразительной и игровой деятельности + элементы собственно игровой деятельности). Изобразительная деятельность включает в себя продуктивные виды деятельности: рисование, лепку, аппликацию, конструирование.

Изобразительная деятельность, пожалуй, единственная область творчества, где в процессе обучения полная свобода не только допустима, но и необходима. К тому же изобразительное искусство является источником особой радости, способствует воспита- нию у ребенка чувства гордости и удовлетворения результатами труда.

Взрослому важен результат деятельности, а для ребенка первостепенное значение имеет процесс. Если ребенок способен выражать свои эмоции через цвет и линию, он может рисовать радость, любовь, страх. Выплескивая их на листе бумаги в виде клякс, пятен, ребенок как бы освобождается от них.

Занятие изобразительной деятельностью благотворно влияют на общее развитие: пробуждают эмоциональную отзывчивость, воспитывают чувство прекрасного, развивают мышление, внимание, память, воображение. Одного желания творить недостаточно, необходимо предоставить ребенку разнообразные материалы и тактично вводить в созидательный творческий процесс, который проходит те же стадии, что и творчество художника. От зарождения замысла, возникающего на основе ярких впечатлений, до создания образа во всем богатстве цвета, формы, пропорции и т. д. Изобразительное искусство вносит свой вклад и в эстетическое развитие ребенка, и в его целостное восприятие мира, и в развитие эмоциональной сферы.

Основной способ развития эмоционального интеллекта заключается в стимулировании фантазии, воображения. А игра является мощным и по сути главным средством развития эмоционального мира ребенка.

Игра – творческая деятельность в которой во многом определяется умение выражать свои чувства, представления о мире различными способами. А для этого надо научиться видеть в каждом предмете разные его стороны, уметь строить образ; не только свободно фантазировать, но и направлять свою фантазию, творческие возможности на решение разных задач.

Результатом художественно-игровой деятельности являются:

  • игровое изображение – продуктивная деятельность с использованием игровых приемов;
  • изобразительная игра – это сфера применения детского творческого продукта (те- атрализованные игры, задания, направленные на сочинение собственных сказок и исто- рий)

Развивая эмоциональный интеллект у детей младшего дошкольного возраста, будет полезно использовать:

  • сказки, потешки, загадки;
  • игры (игровые упражнения, пальчиковые игры, пальчиковые гимнастики, подвижные игры, гимнастики для глаз, упражнения на расслабление, самомассажи);
  • беседы (обсуждение, решение ситуативных задач);
  • театрализацию (обыгрывание сценок – разрешение проблемных ситуаций);
  • музицирование;
  • художественное творчество (рисование, аппликация, лепка, конструирование). Благодаря использованию этих видов художественно-эстетической деятельности дети приобретают опыт межличностных отношений, и у них развиваются общие эмоциональные переживания.

Развитие эмоционального интеллекта позволит в дальнейшем накопить опыт художественно-ценностного взаимодействия с миром, что, несомненно, станет фундаментом для успешной социализации ребенка.

  1. Выготский Л.С. «Проблема возраста»/Собр. соч. в 6 т. М., 2004. Т. 4.
  2. Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям». – Киев, 2009. – с. 83.
  3. Андреева И.Н. «Азбука эмоционального интеллекта».- СПб.:БХВ – Петербург, 2018.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста — одно из важнейших направлений деятельности музыкального руководителя в современном детском саду. Ведь эмоции — это своеобразный калейдоскоп вп.

Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения пальцев и кистей рук. Мелкая моторика рук тесно взаимодействует с такими высшими свойствами сознания как внимание, мышление, пространс.

Проект ценен тем, что направлен на развитие мелкой моторики у младших дошкольников через сотрудничество педагогов и родителей.

Внедрение традиций православной культуры в воспитательный процесс младших дошкольников через художественно – эстетическое развитие.

Цель: Развитие у детей старшего дошкольного возраста эмоционального интеллекта.Задачи: 1.Способствовать развитию эмоционального интеллекта дошкольников используя методы ТРИЗ. 2. Познакомить родит.

Методическая разработка по развитию мелкой моторики рук младших дошкольников через различные виды деятельности.

laquo;Формирование и развитие эмоционального интеллекта у дошкольников в процессе творческой игровой деятельности&raquo.

Источник

Расширение эмоционально-эстетического опыта дошкольников в процессе комплексных занятий

Дарья Самарина
Расширение эмоционально-эстетического опыта дошкольников в процессе комплексных занятий

Актуальность исследования. На современном этапе развития общества с новой силой ощущается потребность в обретении гуманного отношения человека к другим людям, миру и к себе самому. Новая педагогическая парадигма предполагает построение личностно — ориентированной модели воспитания, когда педагогический процесс основывается на сопереживании, взаимопонимании и эмоциональной отзывчивости субъектов общения. В. А. Сухомлинский утверждал, что отзывчивость на состояние других людей составляет едва ли не самое драгоценное достояние человека.

В дошкольной педагогике эмоционально-эстетический опыт дошкольника непосредственно связан с понятием «эмоциональная отзывчивость»определяется по-разному: как умение соотносить литературные факты с жизненным опытом, как способность сопереживать героям, откликаться на события, явления, произведения разных жанров (Т. И. Бабаева, З. А. Михайлова, Л. М. Гурович, как эмоционально-душевный отклик на произведения искусства (В. И. Ашиков и С. Г. Ашикова, как способность эмоционального сопереживания музыке (H.A. Ветлугина). Анализ литературы показал, что большинство исследователей понимают эмоциональную отзывчивость только как эмоциональный отклик ребенка на произведение, что собственно является только первоначальным этапом восприятия художественного произведения (В. К. Белобородова, Г. Г. Григорьева, Л. П. Стрелкова). Ряд авторов (JI.A. Венгер, О. М. Дьяченко, Е. Л. Агаева, О. П. Радынова) эмоциональную отзывчивость рассматривают как условие для проживания и понимания дошкольниками произведений искусства, как основу развития художественных способностей дошкольника.

Понятие «эмоциональная отзывчивость» как результат эмоционально-эстетического опыта в психологии и педагогике

В настоящее время новое значение приобретает духовная устремленность, понимание духовных, возвышенных стимулов жизни, умение разделить возвышенные чувства, связанные с искусством и творческими достижениями художественной культуры, национальной и всеобщей истории, творческих достижений человека.

Познание ребенком мира не должно сводиться к получению информации о нем, а, прежде всего, начинаться с развития духовных качеств ребенка. Развивая логическое мышление и память ребёнка, мы недостаточно внимания уделяем развитию его души, забывая, что в дошкольном возрасте преобладает чувственное познание мира.Именно в этом возрасте необходимо учить душу трудиться: сопереживать другому человеку, его чувствам, мыслям и настроениям. Восприимчивость и отзывчивость составляют едва ли не самое драгоценное достояние человека [32].

Искусство сопереживания, как способность понимать и ощущать движения души другого человека, эмоциональную чуткость в различных жизненных ситуациях, по мнению В. А. Сухомлинского, является основанием организации методики эмоционального воспитания личности. Умение чувствовать переживания другого человека и соответственно этому действовать В. А. Сухомлинский назвал «азбукой эмоциональной культуры» [53].

Отзывчивость как сопереживание перекликается в этом значении с эмпатией. Понятие «эмпатия»имеет многозначную интерпретацию: как «вчувствование» (теория Т. Липпса, как эмоциональная реакция на переживания другого человека (С. М. Бернер, как способность к рефлексии (Р. Даймонд, как сложное личностное образование, актуализирующее альтруистические мотивы поведения (Т. П. Гаврилова). Современными психологами эмпатия рассматривается, как способность приобщаться к переживаниям другого человека, как способность понимать мир переживаний другого человека или как способность переживая их со знаком того эмоционального состояния, на которое реагирует субъект, а также как эмоциональное «заражение», как процесс понимания, как проекция своего «Я» в «Я» другого.

Таким образом, развитие эмоциональной отзывчивости ведёт к пониманию содержания произведения и переживания чувств, выраженных автором в произведении.

Г. Г. Григорьева рассматривает эмоциональную отзывчивость как компонент сенсорно-эстетической реакции, отмечает, что эта реакция включает способность увидеть за внешней формой внутреннее содержание, эмоционально откликнуться на него, что является первоначальным толчком, основой создания выразительного образа [17, с. 69]. Автор отмечает, что именно в таком плане должно формироваться восприятие, начиная с младшего возраста. В противном случае изобразительная деятельность обедняется, теряется ее эмоциональная насыщенность, эстетический, а в итоге и творческий характер [17, с. 69].

Исследуя проблемы эстетического воспитания, Е. А. Флерина вновь вводит термин «живое слово»в двух аспектах: как живое слово педагога и как рассказывание — речь ребенка. Она уделяет особое внимание образности речи воспитателя и эмоциональностиее донесения до ребенка: «живое слово должно быть действенным и убедительным как по содержанию, так и по форме и тактике подачи». [60, с. 271]. Такой способ действия педагога побуждает детей действовать (говорить, исполнять) выразительно и эмоционально.

Разрабатывая теоретические основы понятия «художественно-речевая деятельность», В. Г. Костомаров и A.A. Леонтьев отмечают, что необходимо искать теоретический фундамент для характеристики культуры речевой деятельности, преодолеть непонимание богатство выразительных возможностей языка.

Исследуя процесс восприятия детьми литературного произведения, Л. И. Беленькая отмечает значимость возникновения у них эмоциональной заинтересованности необходимой для эстетического переживания прочитанного. Автор считает, что «если у детей вызвать четкое эмоциональное отношение к главным и второстепенным персонажам сказки «Дюймовочка», тогда дети подойдут к пониманию существенных черт идейного содержания сказки» [3, с. 124]. Л. И. Беленькая обращает внимание на то, что «важно помочь детям пережить чувство радости, удовольствия от всех тех элементов художественной ткани сказок, которые могут эмоционально захватить читателя» [3, с. 131]. Промысливание конкретной художественной детали, эмоционально захватившей ребенка, помогает проникновению в образ, пониманию переживаний героя.

Эмоционально-эстетический опыт как условие развития эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников

В Концепции дошкольного воспитания (В. В. Давыдова, В. А. Петровского и др.) подчеркивается, что личностно-ориентированная модель способствует становлению ребенка как личности, обеспечивает чувство психологической защищенности, развитие индивидуальности, предупреждает возникновение возможных тупиков личностного развития, т. е. способствует гуманизации целей и принципов работы с детьми [43, с. 14].

Дошкольный возраст — период, когда начинается процесс социализации ребенка,устанавливается его связь с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, происходит приобщение ребенка к культуре, к общечеловеческим ценностям [43, с. 1З].

Отмечая приоритет эмоционально-образного познания детьми окружающего мира, авторы большинства программ по дошкольному воспитанию, выделяют значимость эмоционального восприятия для детского возраста, в том числе и художественному.

В параграфе анализируются современные программы по дошкольному обучению и воспитанию с позиции развития в них эмоциональной отзывчивости на занятиях по развитию речи, изобразительного искусства и музыкальных занятиях. Рассмотрены комплексные программы: программа под ред. М. А. Васильевой, «Детство» В. И. Логиновой, Т. И. Бабаевой, H.A. Ноткиной, «Истоки» Т. И. Алиевой, Т. В. Антоновой, «Одаренный ребенок» Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко и др., «Семицветик» В. И. Ашиков, С. Г.Ашикова и специализированные программы: «Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой, «Музыкальное воспитание дошкольников» Г. П. Новиковой.

Анализ структуры построения данной программы и методики позволяет отметить, что, развитие эмоциональной отзывчивости наиболее подробно рассматривается в разделе «слушание музыки». В остальных блоках программы развитие эмоциональной отзывчивости осуществляется косвенно и предполагает только воспитание эмоционального отклика.

Развитие эмоциональной отзывчивости в программе «Радуга» осуществляется в разделе программы «Обучение родному и иностранному языкам» и на занятиях музыкального и пластического развития.

В процессе занятиймузыкального и пластического развития ставятся задачи: развитие музыкально-сенсорных способностей ребёнка: слуховых, интонационно-речевых, декламационных и певческих, развитие эмоциональной отзывчивости, формирование выразительных певческих и пластических способностей [47, с. 40]. Формирование эстетического переживания, интереса к музыке,развитие музыкально-сенсорных способностей ребенка: слуховых, интонационно- речевых, декламационных и певческих, элементарно-инструментальных и двигательных, безусловно, связано с развитием эмоциональной отзывчивости.

В программе «Одаренный ребенок» (Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Е. Л. Агаева и др.) развитие эмоциональной отзывчивости на произведение детской литературы выделено в качестве основной линии работы при ознакомлении детей с художественной литературой. Для понимания и проживания произведений литературы авторы подчеркивают важность выразительного чтения произведений детьми, их разыгрывание в играх- драматизациях с применением интонационной и мимической выразительности [42].

Занятия по изобразительному искусству «очищены» от технической стороны и насыщены заданиями на эмоциональное восприятие и выражение. В изобразительной деятельности акцентируется внимание на выразительности цвета, его символике для создания художественного образа средствами живописи, передаче в изображении эмоционального состояния.

Педагогическое проектирование расширения эмоционально-эстетического опыта дошкольников в процессе комплексных занятий

Предпосылками развития эмоциональной отзывчивости на художественные произведения в процессе комплексных занятий у старших дошкольниковявляются следующие положения:

— — понимание эмоционально-смысловой интонации произведения, как человеческого высказывания, отношения, как выражение внутренней личностной наполненности ее творца. В интонации кроется человеческое в искусстве, интонация «плавится из реальности» (Б. В. Асафьев).

— переживание чувств, возникших в результате эмоционального отклика на художественное произведение, определяет способ понимания его эмоционального содержания (Б. М. Теплов).

— восприятие многообразия видов искусства дает возможность эстетически осваивать мир во всей его сложности и богатстве (Ю. Б. Бореев);

— обращение в детском творчестве к разным видам художественной деятельности позволяет на практике реализовать полихудожественность старшего дошкольного возраста (Б. П. Юсов);

— триада «переживание — выражение — понимание», психологическая концепция В. Дильтея.

Развитие эмоциональной отзывчивости можно определить как способ постижения эмоционального содержания, основываясь на анализ литературы мы выявили, что эмоциональная отзывчивость рассматривается, как необходимый компонент восприятия любого вида искусства. Поэтому если рассматривать ее как переживание чувств, возникших в результате эмоционального отклика на произведение обусловливающее понимание эмоционального содержания произведения, то развитие эмоциональной отзывчивости можно определить как способ постижения эмоционального содержания разных видов искусств.

Комплексные занятияпод одним тематическим содержанием объединяют разные виды художественной деятельности: изобразительной, музыкальной, художественно-речевой [31, с. 209]. Однако интегрирование разных видов искусств строится не только на основе единого тематического содержания, но и с учетом характера тех чувств, которые призваны вызвать занятия такого рода. Психологическим основанием в данном случае может быть положение Л. С. Выготского о взаимосвязи воображения и чувств. [10, с. 209].

Обращение на занятиях к разным видам искусства (литературы, музыки, изобразительного искусства) направлено на решение задачи художественного воспитания дошкольников — раскрытие общих основ возникновения разных видов искусств, и нахождение единого способа восприятия произведений искусства.

Изучение и анализ работ различных авторов относительно проблемы развития эмоциональнойотзывчивости у детей позволяет сделать следующие выводы:

1. В художественном воспитании детей большинство авторов указывают на то, что эмоциональная отзывчивость является необходимой и существеннейшей характеристикой восприятия художественных произведений.

2. Специфической особенностью познания действительности в искусстве является эмоциональный характер этого познания, который понимается как процесс переживания чувств, возникших в результате эмоционального отклика ребенка на художественное произведение, обусловливающего понимание его эмоционального содержания.

3. Возможность эффективного развития эмоциональной отзывчивости на художественные произведения разных видов искусств обусловлена общей закономерностью их восприятия. А именно то, что язык разных видов искусств (музыки, пантомимы, ритмо-пластики, художественного слова) постигается ребенком прежде всего через эмоцию, переживание, чувственный образ.

4. Во всех рассмотренных программах по художественному воспитанию детей старшего дошкольного возраста развитие эмоциональной отзывчивости понимается авторами как развитие способности детей эмоционально откликаться на художественное произведение, определять его настроение и различать его оттенки. Однако все это может рассматриваться только в качестве отдельных компонентов развития эмоциональной отзывчивости. И хотя почти во всех программах авторы говорят о необходимости развития эмоциональной отзывчивости при восприятии детьми художественных произведений и понимании их содержания, однако пути, способы, методы развития эмоциональной отзывчивости авторы не рассматривают.

5. Развитие эмоциональной отзывчивости на художественные произведения у старших дошкольников в процессе комплексных занятийимеет поэтапный характер:

эмоционально-ориентационный (на данном этапе ребенок через систему вопросов определяет настроение, характер произведения);

эмоционально-творческий (на данном этапе ребенок посредством слова, рисунка, пения, инструментальной импровизации и выразительного движения создает творческий продукт, в котором воплощается переживание, возникшее у него при восприятии художественного произведения);

-эмоционально-смысловой (на данном этапе ребенок через сопоставление собственной житейской эмоции с эмоцией художественного произведения приходит к пониманию его эмоционального содержания).

Мини-музей как центр художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста (из опыта работы) Автор: Лузина Е. Ф, воспитатель, МБ ДОУ «ЦРР – Детский сад № 224» Кемеровской области, города Новокузнецка. В настоящее время в образовательном.

Фотоотчет «Сказка как средство нравственно-эстетического воспитания дошкольников» Фотоотчет: «СКАЗКА КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО — ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ». Основная цель моей педагогической деятельности –.

Из опыта работы «Роль организации предметно-развивающей среды в воспитательно-образовательном процессе ДОУ» Задача каждого творчески работающего педагога создать максимально комфортную и безопасную предметно – развивающую среду. Переступая порог.

Консультация для молодых педагогов ДОУ «Значение игровых занятий с блоками Дьенеша в педагогическом процессе детского сада» Важнейшая задача любого детского сада-подготовка ребёнка к школе. В ДОУ используются всевозможные развивающие игры,но не все позволяют.

Оформление группы. Предметно-развивающая среда как фактор эстетического развития дошкольников Предметно-развивающая среда как фактор эстетического развития дошкольниковВ этом году мы набрали новую группу малышей и поведем их до школьного.

Перспективный план по развитию эмоционально-нравственного опыта и навыков общения детей через позитивное влияние игры Перспективный план Задачи обучения. 1. Формировать эмоционально – нравственное отношение к окружающим людям и сверстникам. 2. Познакомить.

Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Рассматривая методы работы с детьми,.

Использование игровых технологий в процессе художественно — эстетического развития дошкольников В связи с введением «Федеральных государственных образовательных стандартов Дошкольного Образования активизировался поиск современных технологий.

Выступление на педсовете из опыта работы «Повышение эффективности занятий по развитию связной речи» Слайд 1 Выступление на педсовете из опыта работы «Основные методы, приемы и средства повышения эффективности специально организованной деятельности.

Источник

Читайте также:  Он называет меня радость моя чтобы это значило
Оцените статью