Эмоционально эстетическое освоение мира

Эстетическое освоение действительности

Восприятие схватывает «данное». Но его ещё нужно осмыслить,пережить чувственно. В ходе этого процесса мы уже преобразуем реальность, сообразно своему характеру, интересам,требованиям личным и общественным. Это адаптация души или сознания к миру и мира к душе. Есть ряд типов приобщения души человека к иному, обозначаемые по ведущему элементу целой системе отношений наших к явлениям и миру в целом. Влияние среды и общества взаимодействует при этом с нашей индивидуальностью и её установками,принципами,вкусами. Существует восприятие чисто познавательное, из которого рождаются наука и философия, восприятие рациональной обыденности, восприятие на основе определённых ценностей и учений, например,религиозное, наконец,восприятие эстетическое, порождающее искусство и литературу, весь свод гуманитарного знания. Яркий пример эстетического отношения к миру — поэзия. Надо отметить, что все или почти все типы систем восприятия-отношения находятся в синтезе и связи. Но в каждом конкретном случае имеется «ведущее»,главное в данной ситуации звено. Например, чувство, скорее относится к чисто психологическому отношению, а психология распространяется и на нашу жизнь, быт.Это физическое удовольствие,неудовольствие и данные органов чувств. Эмоция уже на ступень выше, но она может присутствовать в чувстве или отсутствовать Научное восприятие может включать в себя чувство, эмоцию, но ведущее звено здесь — мышление, идеи, познавание. В эстетическом отношении чувство подчинено эмоции, мышление, идеи очень важны, но не является ведущим звеном, преобладает личное отношение к реальности и её преображение,согласно потребностям «Я». Впрочем,здесь возможны разные ситуации, когда в отдельном отношении преобладает то мысль, то чувство. Но общая и главная цель здесь не жить в мире, не познавать его научно, а субъективно его преобразовать в согласии именно с эстетическими запросами. Здесь уже можно обнаружить настоящее двуединство фантазии и логики. Явление не теряет своей внешне реалистической формы — «ветер» в стихах остаётся ветром, не теряя свои специфические свойства. Вместе с тем реальность не копируется уныло, а преобразуется, оживотворяется, одухотворяется,заполняется кроме идей и чувств, тропами, фигурами речи, символами, эпитетами. Смесь всего этого создаёт образ. В эстетическом отношении ведущая роль принадлежит индивидуальным, личным склонностям и установкам этого. Главная цель здесь — сам мир сделать живым,разумным,одухотворённым, пусть даже с помощью фантазии. Сам мир начинает представлять душу, с её противоречиями,борьбой зла-добра, с её пристрастиями, желаниями,системой ценностей. Одухотворение мира, отношение к нему как к живому существу, как к «Ты», происходит если творческий человек отчуждается от него, видит в нём «врага», выявляет в нём разные недостатки.Сам мир тогда становится символом тёмных сторон души. Дождь»плачет», дерево «тоскует» в одиночестве, гроза «грозится», природа противостоит человеку как злобный дух, Рок, Тьма. Так создаются элегии. Но и светлая и тёмная поэзия имеют свои законы — должно обрабатывать данное именно эстетически, средствами искусства, привносить в объективность свою личную фантазию,мудрость,чувство,желания и цель. Как известно, эстетическое освоение действительности началось с магического отношения к ней. То есть сперва люди действительно верили, что «небо улыбается», или «хмурит брови», берёзка радуется или грустит, а соловей поёт о любви. Верили что русалка, леший,домовой,попавшие в стихи, реальные существа, пусть и приукрашенные фантазией. Мир населяли добрыми и злыми духами и душами, анимизм, фетишизм, магия были главными для древнего человека. И само Слово рассматривалось как магическая сила.Вначале искусство было своеобразным магическим обрядом, а чувства и идеи души переносились часто на мир и его явления. Но с развитием души этот гилозоизм (оживление и одухотворение не-живого) стали осознавать как нечто условное, как приём творчества и особенность искусства слова. Мы понимаем уже, что метафоры — фантазия, поэтизация реальности, её очеловечивание. Но мы не только не можем обойтись без этого, но и через субъективное лучше понимаем и выражаем объективное. Наш мир не копия реальности, но и не иллюзия. Ещё Ленин писал о связи логики с фантазией, что мы познаём мир всегда неполно и домысливаем многое. И разве символы не являются знаками сокровенного в реальности, некой сущности? Разве эпитеты не выявляют объективную красоту мира и не помогают через душевно-субъективное отношении приблизить его к нам? Разве образы и фантазии стихов не позволяют нам лучше понять собственную душу, уяснить принципы нравственности, наполнить внешнюю форму смыслами, выявить в мире реальную и вечную борьбу Созидания и разрушения?Обычно эстетику называют наукой о красоте. Конечно, она ищет гармонии, показывает прекрасное и положительное как в жизни, так и в грёзах, свет для неё важнее тьмы. Вместе с тем эстетика включает в себя и выявление безобразного в душе и мире человека и в природе. Показ трагического, пессимистические стихи, показ «тёмного», как протест против него и выявление цеености «светлого»- разве всё это не входит в эстетику? Есть поэты света и поэты тьмы, но талантами и даже гениями могут быть и те и эти. Более того, в искусстве, в частности в поэзии, «тьма» лишь маска света, показ её,если это не садизм графомана, сразу и протест, тоска по противоположному, по свету. В чистом эстетизме хорошего мало. Ведь здесь одна цель — чистое удовольствие эго, удовольствие более от зла, чем от добра. Нерон сжигал людей привязанных к столбу и наслаждался зрелищем. Элемент эстетизма присутствует даже в деятельности преступников. Один нацист после пыток людей, любил играть на скрипке задушевные мелодии. Но в поэзии и в искусстве никогда не бывает чистого эстетизма, чувства без всякого смысла и идеи, наслаждения ради наслаждения. Эстетическое отношение здесь ведущее, но не главное, здесь реализована целая система отношений. Таким образом, понятие «искусство ради искусства» ложно, если понимать его как что-то абсолютное. Оно лишь говорит о типе поэзии, где форма преобладает над содержанием, чувство над идеей, где просто игра со словом и романтика выражений приветствуется, чувство гармонии преобладает над чувством дисгармонии и темы выбираются в основном изысканные, далёкие от бурь социума. Но «преобладает» не значит «устраняет» всё остальное. Просто субъективное, душа, Я ближе таким поэтам, чем социальная жизнь и политика.Разве у Фета мало идей?А иногда чувства образуют не абстрактную идею, а некий сокровенный смысл. То же самое у Северянина. Он брал часть действительности, внешнюю красоту явленийи преображал её в жизнь души, в игру словами. А у Тютчева чувств столь же много, как и идей, он уже не чуждался социума. Но говорить, что Фет и Северянин хуже Тютчива было бы крайне опрометчиво. Каждый из поэтом создаёт в своей поэзии свой вариант души,мира и связи их. Ценность талантов не исчезает от их разнообразия и разномыслия. Согласно Горькому, главная тема искусства человек. Это так. Но уточним — не просто человек, а человек в особых ситуациях, как душа и отношение этой души к миру, а мира к душе. Выявление в человеке человеческого и античеловеческого — важная задача искусства.
Итак,эстетика касается позитивных чувств в жизни но главное — она центр искусства слова, отражение запросов,желаний и целей не просто человека, но человека творческого. Эстетика наполняет человеческим духом все явления мира, делает мёртвое живым, неразумное разумным, в бессмысленное вносит смысл, «высокое» делает частью души творца. И мир и душа смесь добра и зла, эстетика же своими средствами принимает сторону «добра», Созидание здесь преобладает над Разрушением, без гуманизма и поиска гармонии эстетика мертва.И ценность приобретает как раз не полное достижение гармонии начал и элементов целого (это утопия), но сам процесс поиска, противодействие высокой души всему чуждому.
Надо сказать, что идеализация мира имеет разные формы от негативных до позитивных. Так излишнее преобладание грёзы и фантазии перед мыслью, идеей, культ какого-нибудь идеала, полное отвержение реальности и желание жить одной грёзой — это делает творца односторонним, отчуждает его от реальности и жизни и делает фальшивым все его грёзы в произведении. Любые культы вредны. Власть в целом одного элемента над другими извращает все связи элементов, само целое стремится превратить в часть. В работах Вл.Соловьёва подробно разбирается эта проблема. Искусство должно стремиться к золотой середине — быть не с миром, но и не против мира, не растворяться в нём и не отдаляться от него слишком далеко. Фантазия имеет свою прелесть и пользу, но крайность может превратить её в красивую ложь или даже в безумие. Реализм должен присутствовать в произведении — и не должен быть полным. Просто копирование реальности и быта, использование мелких тем и превышение меры «личного, очень личного» в поэзии это графоманство. Фантазия не должна убивать реальность, а реальность фантазию. Внешнее — материя. Искусство должно взять её как «данное» и одухотворить, преобразить, связать с некими смыслами, чувствами и идеями человека-творца. Искусство и эстетика выявляют многозначность реальности,души и жизни. Эпитеты создают не только красоту описания, но и помогают нам вжиться в чуждый нам мир. Все тропы поэзии «работают» в одном направлении: превращают множество в единство чувства и мысли.
Важно иметь в виду: поэзия не только сближает человека с миром, но и отчуждает от него. Это отчуждение не должно быть абсолютным, но оно есть или может быть. Так рождается жанр элегии и пессимистичной, чёрной поэзии. Но и здесь человек относится к миру, как к живому существу, злой душе, «врагу». И здесь имеется тоска по красоте,которой не находят, по светлому и должному.
Разумеется, сообразно своему характеру и чувствам есть поэты показывающие светлую стону жизни преимущественно, есть поэты тёмной стороны. Но в принципе это можно совмещать. Чем разнообразнее поэзия одного поэта,тем лучше. Тем более часто просто настроение наше здесь и сейчас выбирает какую сторону реальности отобразить в новом произведении.

Читайте также:  Работа психолога с депрессией подростка

Таким образом,эстетическое освоение реальности включает в себя:
1. Оживотворение и одухотворение природы или «данного». Символическое отношение к реальности, использование эпитетов и образов.
2. Сближение или отчуждение мира от души.
3. Выявление прекрасного и безобразного в природе, душе, обществе.
4.Этический подход к душе и миру как должное. Гуманизм как основание остального.
5. Приведение эстетических чувств и идей в конкретную форму произведения, двуединство техники и духа, законов эстетики и личного начала, формы и содержания.
6. Творческий подход к реальности, показ её в динамике, а не в статике.
7. Реалистичность как форма и фантазии. Минимум логики образов и эпитетов. Свобода находит необходимое.
8. Выявление противоречий и многозначности реальности и порыв к гармонии.
9. Из разного создаётся цельное. Ведущий элемент конкретного действия. Синтез в творчестве бессознательного и сознательного начал.

Всё это можно отнести и к поэзии как таковой.

Эстетическую область можно условно разделить на область души (рассудка, поэзия жизни) и область духа (разума, развитие сознание и мышления). Душа связана с чувствами и эмоциями с эмпирикой жизни. Дух стремится выявить противоречия, антиномии, парадоксы реальности и души. Поэзия, в которой преобладает дух называется философской поэзией, при преобладании чувства, эмоций, индивидуальных особенностей мы имеем поэзию души. Прозу труднее разделить на такие области, но возможно. Душа более догматична, дух диалектичен. Он обобщает конкретику в символы и идеи. Он пытается рассмотреть одно явление с разных точек зрения.

Источник

Эстетическое освоение окружающего мира

Оксана Махота
Эстетическое освоение окружающего мира

Развитие детей раннего возраста следует рассматривать как подготовительный этап к эстетическому освоению окружающего мира. Начинается он с развития различительной чувствительности всего сенсорного аппарата и эмоционального отклика на восприятие наиболее ярких свойств и качеств предметов и явлений.Ребенок радостно реагирует еще только на отдельные наиболее яркие качества: на ритмические движения, музыкальные звуки, чистые яркие цветовые тона, на лицо матери, ее улыбку, ласковую речь. Весь первый год жизни активно совершенствуются сенсорно-эмоциональная восприимчивость детей.Постепенно на втором году жизни у детей происходит совершенствование восприятия: ребенок воспринимает не только свойства действительности, но и отдельные средства эстетической выразительности в некоторых произведениях искусства.У него возникают адекватные реакции на контрастные выразительные средства в произведениях искусства: веселую и грустную мелодию, быстрый и медленный темп, громкое и тихое звучание музыки и т. д

Читайте также:  Боль требует чтобы ее чувствовали

В младшем дошкольном возрасте происходят дальнейшие изменения в эстетическом развитии ребенка. Повышается восприимчивость к художественным произведениям, к некоторым элементам их художественной формы, например к ритму, рифме, цвету. У детей становятся более разнообразными реакции и на содержание произведения в целом, активно развивается подражание в простейших видах художественной и игровой деятельности, формируются новые интересы и потребности. Все это свидетельствует о наличии эстетического характера художественной деятельности малышей.

В среднем дошкольном возрасте происходит существенное развитие детского восприятия, его точности и дифференциальности. Вместе с тем эстетическое восприятие продолжает характеризоваться фрагментарностью; оно тесно связано с личным опытом ребенка, его интересами. У детей отчетливо проявляется стремление к творчеству, самостоятельному решению поставленной задачи в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности. Они становятся способными сознательно добиваться выразительности образа в танце, в пении, в драматизации.

К концу старшего дошкольного возраста постепенно у детей формируется эмоциональная отзывчивость на выразительные различные средства в их сочетании, на простейшие художественные образы. Они начинают не только видеть, но и осознавать первоначальные эстетические качества в произведениях искусства. У детей формируется интерес к прекрасному в окружающей жизни.

Эстетическая жизнь ребенка замечательна своим универсализмом — и этим наиболее отлична она от эстетической жизни взрослых: все прекрасное, в какой бы ни было оно форме, привлекает и увлекает его. Ребенок любит и музыку, и сказку, и рисование, и лепку, и танцы, и сценические представления. Ему совершенно чужда черта,столь часто встречающиеся у взрослых: он не знает нашего сосредоточения на одном — двух видах искусства — он любит все виды искусства.

Среди взрослых не мало людей, которые поклоняются прекрасному, когда оно предстает лишь в определенной форме — одни любят поэзию и равнодушны к музыке, к живописи, другие любят живопись, скульптуру, но не любят поэзии и т. д. Дети же любят все прекрасное — и эта универсальность эстетических интересов ребенка находит полное свое выражение в универсальности эстетической активности у детей: они любят, и рисовать, и петь, и лепить, и слушать сказки, играть на всех инструментах и танцевать. Ничто прекрасное не оставляет его равнодушным. Другая характерная черта детской эстетическойжизни заключается в творческом ее характере: он никогда не может ограничиться эстетическим восприятием, он неизменно стремится к творчеству, пользуясь всеми доступными ему средствами.

Эстетическое воспитание имеет свои специальные задачи, которые делятся на две группы. Первая группа направлена на формирование эстетического отношения к окружающему миру.Предусматривается следующее: развивать умения видеть красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного.Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, конструированию; пению, музыкально-ритмическим движениям; развитие словесного творчества.

Читайте также:  Что ты чувствуешь ко мне для инстаграм

Каждой группе задач эстетического воспитания соответствуют свои методы. Первая группа задач направлена на приобщение детей к искусству, на развитие у дошкольников эстетического вкуса, понимание прекрасного. Ведущими методами для решения этих задач являются показ, наблюдение, объяснение, анализ, пример взрослого. Показ, как метод воспитания, используется при первичном знакомстве с предметом эстетической действительности. Воспитателю важно определить объект показа и создать условия для того, чтобы внимание детей было сосредоточено на том, что им показывают.

При использовании этих методов очень важно, чтобы воспитатель умел показывать детям свои чувства, свое отношение, владел способами выражения чувств. Вторая группа задач связана с формированием навыков художественной деятельности. Для решения этих задач, в качестве ведущих,требуются практические методы: показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций. Важно находить такие методы и приемы, которые бы поддерживали у детей желание участвовать в художественной деятельности разных видов. Названные группы задач дадут положительный результат лишь при условии их тесной взаимосвязи в процессе реализации.

Таким образом, особенности эстетического развития детей дошкольного возраста действительно занимают важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ними стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом.

Художественно-эстетическая деятельность — это духовно-практическая деятельность, эмоционально-рациональная деятельность человека, содержанием которой является формообразование, а целью — гармонизация себя, мира и своих отношений с миром. Художественно-эстетическая деятельность — это деятельность, направленная на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста средствами искусства. Эстетическое развитие — целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, понимать, оценивать прекрасное в жизни и искусстве; воспитание у ребенка стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира, приобщение к художественной деятельности, а также развитие творческих способностей.

Эстетическое развитие способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает познавательную активность, развивает творческие способности ребенка.Оно осуществляется в различных видах творческой деятельности: изобразительной, музыкальной, конструктивной, литературной, трудовой и др. В процессе эстетического воспитания происходит эстетическое развитие ребенка.

Эстетическое развитие — это процесс становления и совершенствования эстетического сознания, отношения к эстетической деятельности личности. В процессе эстетического воспитания развиваются эстетические чувства — субъективное переживание оценочного отношения к эстетическим объектам и предметам. В процессе художественно-эстетической деятельности у ребенка развивается и эстетический вкус — способность судить о прекрасном или безобразном по чувствам удовольствия или неудовольствия, испытываемого от предмета или явления. Вкус проявляется в эстетических оценках человека и зависит от общей культуры личности, развитости его ума, чувств.

Эстетическая оценка — это ценностное отношение человека к определенным явлениям и образам, сопоставление его с эстетически нормативными идеалами. Это умение судить об эстетических достоинствах и недостатках предметов и явлений на основе сопоставления его с нормами, идеалами, выработанными человечеством. Эстетический идеал — это социально обусловленные представления о совершенстве, красоте, природе и искусстве.

Цели художественно-эстетического развития: развитие готовности личности к восприятию, освоению, оценке эстетических объектов в искусстве и действительности; совершенствование эстетического сознания; включение в гармоничное саморазвитие; формирование творческих способностей в области художественной, духовной, физической культуры.

Исходя из его целей выделяются задачи эстетическогоразвития дошкольников:

-развитие эстетического восприятия, эстетических эмоций, чувств, отношений и интересов.

-формирование эстетической деятельности через приобщение к разным видам искусства;

-развитие эстетических и художественно-творческих способностей.

Конспект НОД по познанию окружающего мира «Мы живем в городе Самара» НОД Познание окружающего мира и социализация в средней группе «Яблонька» Тема: «Мы живем в городе Самара» Воспитатель: Колесникова Е. В.

Конспект урока окружающего мира во 2 классе «Как животные воспринимают мир» Методическая разработка урока окружающего мира 2 класс Тема: «Как животные воспринимают мир» Составила: Забоева Ирина Геннадьевна.

Конспект урока окружающего мира в 3 классе «Вода — необыкновенное вещество…» Чеснокова Лариса Рахимовна Учитель начальных классов МБОУ «СОШ №2 п. Первомайский Оренбургского района» Оренбургской области Первая квалификационная.

Консультация для родителей «Способ познания окружающего мира» Консультация для родителей: «Способ познания окружающего мира»Игра для дошкольников является способом познания окружающего мира. Под влиянием.

Моделирование одежды как метод познания окружающего мира Одним из наиболее перспективных методов воспитания является моделирование, поскольку мышление старшего дошкольника отличается предметной.

Конспект урока окружающего мира в 4 классе «Иван III» Тема: Иван Третий Цель: сформировать представления учащихся о Москве времен Ивана III, сравнить со временем правления Ивана Калиты и Дмитрия.

Урок окружающего мира в 4 классе «Природные зоны России» Тема: Природные зоны России Цель: познакомить с природными зонами, т. е. закономерным чередованием природных зон на территории планеты и.

Урок окружающего мира в 3 классе «Воздух» ЦЕЛИ: 1) Расширить знания детей о воздухе. 2) Познакомить детей со свойствами воздуха,. 3) Развивать умения работать в паре. 4) Формировать.

Источник

Оцените статью