Развитие эстетических способностей детей
консультация по теме
Эстетические свойства личности не являются врожденными, но начинают развиваться с самого раннего возраста в условиях социального окружения и активного педагогического руководства. дошкольный возраст — это период, характеризующийся становлением эстетического развития, совершенствующегося под воздействием воспитания, которое направлено на решение конкретных задач, вытекающих из цели эстетического воспитания и его значения в развитии личности.
Задачи эстетического воспитания детей дошкольного возраста определяются общей целью коммунистического воспитания, возрастными возможностями детей. Исходя из цели эстетического развития, все задачи можно объединить в три группы, направленные:
1) на развитие эстетического сознания, эстетических чувств;
2) на освоение эстетической деятельности;
3) на развитие эстетических, художественных способностей.
К первой группе относятся задачи, обеспечивающие развитие эстетического восприятия и эстетического сознания детей. Сюда включается развитие восприятия и ознакомление с «эталонной системой» качеств и признаков, с постепенным введением их названий в активный словарь детей.
Сообщение детям знаний о прекрасном в искусстве, формирование эстетических представлений, понятий и суждений, определяющих эстетические оценки и вкусы, интересы и потребности и их развитие. В эту группу задач входит развитие эстетических эмоций и чувств детей: эмоциональной отзывчивости на все прекрасное или безобразное, комическое или трагическое и т. д.
Вторая группа задач — приобщение детей к активной эстетической и художественной деятельности: а) формирование первичных умений и навыков исполнительской художественной деятельности; б) формирование умения воспринимать и использовать разные средства выразительности того или иного вида искусства; в) воспитание у детей навыков и умений активно вносить элементы прекрасного в быт, природу, собственный облик, в отношения с окружающими людьми.
К третьей группе задач относится развитие общих и специальных художественно-творческих способностей. Общие способности — это сенсомоторное развитие, способность к эмоциональной отзывчивости, творческое воображение и др. К специальным художественным способностям в области, например, изобразительной деятельности относятся особая деятельность творческого воображения, особая зрительная чувствительность, дающая легкость и полноту восприятия пространственных и цветовых отношений, глазомер, хорошая зрительная память, специальная умелость руки, эмоциональная чувствительность, создающая эмоциональное настроение, и т. д.
Развитие эстетического восприятия, эстетических и художественных способностей, эстетической и художественной деятельности опирается на своевременное развитие сенсорных систем, деятельность различных анализаторов, обеспечивающих необходимую точность и тонкость дифференцировок.
Содержание эстетического воспитания включает в себя формирование знаний, умений и навыков, воспитание эстетических чувств, интересов, потребностей, оценок и вкусов.
Знания о прекрасном у детей формируются в процессе эстетического освоения окружающей действительности, во всем ее многообразии, а также искусства как наиболее концентрированного отображения прекрасного. Многообразие жизни рождает и многообразие видов и жанров искусства. Дети дошкольного возраста знакомятся с графикой, живописью, скульптурой, декоративно-прикладным искусством, каждое из которых имеет свои жанры.
Дети приобретают знания о различных жанрах литературного и музыкального искусства: о сказках, рассказах, повестях и т. д., а также о песнях, танцах, маршах, детских операх и балетах и т. д.
Дети также усваивают и основные эстетические понятия, отражающие наиболее существенные эстетические стороны и особенности окружающего нас мира. Под руководством взрослых дети должны освоить и понять основные критерии прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического, приобрести знания о них, с тем чтобы овладеть рядом навыков и умений, применять их в жизни, следовать им и соответственно выражать свои чувства. Основные методы эстетического воспитания можно объединить в следующие группы:
1. Методы и приемы формирования элементов эстетического сознания: эстетического восприятия, оценок, вкусов, чувств, интересов и т. д. Например, слушание музыкального произведения, рассматривание картины или иллюстрации, беседы и т. д.
При использовании этой группы методов воспитатель должен помнить, что эстетическое восприятие возможно лишь при относительной независимости человека от материальных нужд, потребностей, что необходим особый настрой на восприятие эстетического, особое ожидание эмоционального воздействия, направленность внимания на эстетические качества объекта, опора на эмоции и чувства с побуждением к сопереживанию. С этой целью применяются различные сочетания словесных и наглядных методов и приемов в зависимости от того, с каким эстетическим явлением знакомят детей. Это могут быть целенаправленные наблюдения за явлениями окружающего с опорой на зрительные, слуховые, осязательные восприятия, с прослушиванием музыкальных произведений, использованием художественного слова.
2. Следующая группа методов — методы, направленные на приобщение детей к эстетической и художественной деятельности, на развитие их умений и навыков художественно воспроизводить окружающее, осваивать элементарные средства художественной выразительности в зависимости от вида искусства: музыки, пения, танца, рисования, лепки, аппликации, художественного слова. Это могут быть сочетания различных наглядных, практических и словесных методов и приемов. Сущность этих методов в том, чтобы научить детей вглядываться, вслушиваться и соответственно активно действовать, осваивая элементарные приемы и способы отображения.
К этой группе методов и приемов можно отнести показ способа действия, образец для обследования, упражнения, тренировку в навыках, показ способа сенсорного обследования с сопровождением разъясняющего слова. Следует помнить, что в процессе усвоения умений и навыков воспитатель всегда должен поощрять творческую инициативу ребенка.
3. Третья группа методов и приемов направлена на развитие эстетических и художественных способностей, творческих умений и навыков, способов самостоятельных действий детей. Эти методы предусматривают необходимость создания поисковых, «проблемных» ситуаций, дифференцированного подхода к каждому ребенку с учетом его индивидуальных способностей.
Проблемно-поисковыми эти методы называются потому, что воспитатель предлагает детям самим найти способ решения намеченного задания или собственного замысла. Конкретные приемы будут несколько различаться в зависимости от того, связываются ли они только с восприятием или воспроизведением, с исполнительством или творчеством. В первом случае методы и приемы побуждают детей к самостоятельному высказыванию по поводу содержания, характера, выразительных средств конкретного произведения искусства, к оценке качества своего исполнения и исполнения сверстников, к различным сравнениям и сопоставлениям. Во втором случае дети выполняют задание в более сложных условиях.
Например, им не показывают способ изображения предмета, а предлагают догадаться, подумать, найти самим этот способ да еще спланировать все этапы действия и рассказать о них («Послушай пьесу, подумай, какого она характера, расскажи, как ты будешь двигаться, и танцуй так, как подсказывает тебе музыка», и т. п.).
Таким образом, ребенок учится думать, искать, пробовать, находить решение. Творческие усилия детей направляются на поиски в художественной деятельности новых средств, вариантов, комбинаций. Методы, которые используются на занятиях, при этом носят характер управления деятельностью детей.
Самостоятельная творческая деятельность детей осуществляется на праздниках, вечерах развлечений, экскурсиях и прогулках, в различных по типу играх (игре-опере, игре-сказке, игре-драматизации и т. д.). В этих случаях методы воздействия чаще всего носят лишь косвенный характер. Воспитатель создает условия для свободного и непринужденного проявления детьми своих художественных интересов и склонностей. Руководство такой самостоятельной деятельностью предполагает индивидуальный подход, и воспитатель имеет возможность наблюдать за детьми, изучать их индивидуальные особенности. Разнообразие задач и содержания эстетического воспитания требует разнообразия как методов, так и форм организации эстетического воспитания в детском саду.
Важнейшим условием полноценного эстетического воспитания является среда, которая окружает ребенка, и прежде всего здание детского сада, участок с его оборудованием и зелеными насаждениями, предметная среда: мебель, игрушки, инструменты и материалы для организации художественной деятельности детей на занятиях и вне их.
Второе условие — насыщенность быта произведениями искусства: картины, эстампы, скульптура, произведения декоративно-прикладного народного искусства, художественная литература, музыкальные произведения и т. д. Ребенок с раннего детства должен быть окружен подлинными произведениями искусства.
Третье условие — активная деятельность самих детей (их разнообразная художественная деятельность и стойкий интерес к ней). Создание эстетической среды еще не определяет успех эстетического воспитания ребенка: можно жить среди прекрасных произведений искусства или прекрасной природы и быть слепым к ним. Только через активную, посильную деятельность ребенок приобщается к пониманию прекрасного, овладевает элементарными художественными навыками и умениями и учится вносить элементы прекрасного в жизнь.
Четвертое условие — индивидуальный подход (учет возрастных и индивидуальных особенностей и создание соответствующих условий для эстетического развития каждого ребенка). Осуществляя эстетическое воспитание, необходимо учитывать особенности возраста детей, особенности протекания всех психических процессов, участвующих и в эстетическом восприятии, и в художественной деятельности, возможности развития на каждом возрастном этапе исполнительской и творческой деятельности и т. д. Следует учитывать и индивидуальные различия в способностях детей, многообразно проявляющиеся в познавательной и эстетической деятельности, и содействовать наиболее полному их развитию.
В процессе занятий создаются наилучшие условия для развития интересов, склонностей и способностей всех детей. Педагог, систематически осуществляя дифференцированный подход к каждому ребенку, способствует наиболее полному развитию общих эстетических и специально художественных дарований ребенка. Итак, эстетическое воспитание, пронизывая все стороны гармонического развития личности, способствует осуществлению задачи подготовки будущего строителя коммунистического общества.
Источник
СПОСОБНОСТЬ ЭСТЕТИЧЕСКАЯ
Эстетика: Словарь. — М.: Политиздат . Под общ. ред. А. А. Беляева . 1989 .
Смотреть что такое «СПОСОБНОСТЬ ЭСТЕТИЧЕСКАЯ» в других словарях:
ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА — способность и умение прочувствовать свою связанность с миром, содержательно пережить и человечески ценностно выразить полноту и многообразие этих отношений. При этом специфику эстетич. отношения составляют прежде всего два момента,… … Энциклопедия культурологии
Эстетическая гимнастика — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия
Эстетическая мысль в России — берет свое начало с кон. X в., со времени «крещения Руси», как самосознание эстетического мироотношения Древней Руси. Последнее имело своими истоками языческую культуру вост. славян, сплавленную с византийско христианской эстетической и… … Русская Философия. Энциклопедия
ЭСТЕТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ — в России берет свое начало с кон. X в., со времени крещения Руси , как самосознание эстетического мироотношения Древней Руси. Последнее имело своими истоками языческую культуру вост. славян, сплавленную с византийско христианской эстетической и… … Русская философия: словарь
Способность графическая — термин заимствован из психолингвистики, означающий потенциальную возможность графики как можно лучше передавать фонетическую структуру языка. Способность графическая является фактором жизнеспособности письма. Так, арабское письмо плохо выражало… … Грамматологический словарь
Общение и искусство: художественная, эстетическая компетентность — Способность читателя, зрителя, слушателя вычерпывать из художественной ткани произведения разл. по глубине и наполненности содержательно смысловые слои. Эта характеристика отражает общий уровень эстетического развития личности, ее опыт О. с… … Психология общения. Энциклопедический словарь
ИНТУИЦИЯ ЭСТЕТИЧЕСКАЯ — (позднелат. intuitio созерцание) непосредственное усмотрение скрытого ценностного смысла в явлениях действительности и произв. иск ва, осознание его в акте эстетического восприятия и эстетической оценки, в деятельности творческой фантазии.… … Эстетика: Словарь
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЭСТЕТИЧЕСКАЯ — специфический вид практически духовной (создание произв. искусства, фольклор, дизайн и др.) и духовной (эстетическое созерцание, эстетическое восприятие, эстетическое суждение и пр.) деятельности. Всем разновидностям Д. э. присуще эстетическое… … Эстетика: Словарь
ВОСПРИЯТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ — (художественное) вид эстетической деятельности, выражающийся в целенаправленном и. целостном В. произв. иск ва как эстетической ценности, к рое сопровождается эстетическим переживанием. Нек рые исследователи обозначают этот процесс как «худож.… … Эстетика: Словарь
СОЗЕРЦАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ — непосредственно целостное видение явлений действительности под углом зрения эстетической установки субъекта (Установка эстетическая). Эта непосредственность проявляется в том, что субъект сам находит предмет своего С., открывает для себя его… … Эстетика: Словарь
Источник
Эстетические способности
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 19:19, реферат
Краткое описание
Термин «способности» имеет много толкований и до настоящего времени нет его однозначного определения. В англоязычной литературе по психологии широко используется термин саразку, обозначают предельные возможности, определяемые и ограничиваемые конституцией чело» его потенциальные возможности, которые могут быть реализованы при благоприятных обстоятельствах. То, как действует человек в данный момент, зависит от его с собственности, умения, возможности для реальной активности.
Вложенные файлы: 1 файл
esteticheskie_sposobnosti.docx
НОУ СПО Сибирская Региональная Школа Бизнеса (колледж)
Дисциплина «этика и эстетика»
Выполнил: Якушина Л.
Проверил: Федорова Г.И.
Термин «способности» имеет много толкований и до настоящего времени нет его однозначного определения. В англоязычной литературе по психологии широко используется термин саразку, обозначают предельные возможности, определяемые и ограничиваемые конституцией чело» его потенциальные возможности, которые могут быть реализованы при благоприятных обстоятельствах. То, как действует человек в данный момент, зависит от его с собственности, умения, возможности для реальной активности.
Наиболее полную и последовательную систему основных понятий теории способностей дал Б. М. Теплов. Он дал следующие определения таких категорий, как задатки, способности и одаренность.
Задатки — анатомо-физиологические особенности человека, которые лежат в основе развития способностей.
Способности — индивидуально- психологические особенности, проявляющиеся успешности выполнения какой-либо деятельности, в легкости и быстроте ее уев ния или успешности приобретения знаний, но не сводимые к знаниям, умения навыкам.
Одаренность — индивидуально и качественно своеобразное сочетание способностей, от которых зависит возможность успеха в деятельности.
Попытка подойти к определению понятий «способности» и « одаренность» с позций разработанной П. К. Анохиным теории функциональных систем была предпрнята В. Д. Шадриковым. Психическая деятельность представляется ему как активность отдельных функциональных систем, реализующих определенные психически функции. Эти функции характеризуются свойствами (способностями), благодаря которым человек ощущает, мыслит, действует, запоминает и т. д. По Шадрикову, способности — это свойство функциональных систем, реализующих отдельные психически функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся! успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности. Данное определение указывает на то, что способности целесообразно соотносить с соответствующими психическими функциями, которые реализуются в психических процессах. Следовательно, способности можно отождествлять со свойствами познавательных и психомоторных процессов.
Другое дело — одаренность, которая представляет собой индивидуально-своеобразное сочетание способностей, — она должна соотноситься с конкретной деятельностью. Одаренность определяется Шадриковым как системное качество совместно работающих функциональных систем, реализующих различные психические функции, : которые включены в функциональную систему деятельности и имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии выполнения деятельности.
Соотношение общих и специальных способностей строится на представлении о том, что общие способности являются фундаментом освоения любой деятельности, а специальные способности определяют успешность освоения определенной деятельности. Понятие «профессиональные способности» характеризует индивидуально- психологические возможности субъекта труда успешно осваивать и выполнять трудовую деятельность на всем протяжении профессионального пути с учетом развития личности и изменения требований деятельности. Профессиональные способности — это совокупность общих и специальных свойств отдельных психических функций и их системных отношений, которые имеют индивидуальное своеобразие (меру выраженности) в обеспечении успешного освоения и реализации деятельности.
Успешность освоения и реализации трудовой деятельности определяется не только особенностями познавательных и психомоторных процессов, характеризующих способности, но и такими психологическими характеристиками субъекта труда, как особенности мотивации, черты характера, эмоционально-волевые качества и особенности темперамента. Вся совокупность психологических качеств личности, а также целый ряд физических, антропометрических, физиологических характеристик человека, которые влияют на успешность освоения и выполнения конкретной деятельности (или совокупности деятельностей) получила название «профессионально-важные качества субъекта труда». Конкретный перечень этих качеств для каждой деятельности специфичен и определяется по результатам психологического анализа деятельности и составления ее профессиограммы и психограммы.
Профессиональные способности находятся в постоянном развитии, которое заключается в совершенствовании отдельных профессионально значимых психических качеств (познавательных и психомоторных процессов и функций), а также в установлении между ними специфических взаимосвязей и взаимозависимостей (системных качеств), соответствующих требованиям изменяющейся деятельности.
Изучение развития способностей проводится, во-первых, на уровне оценки результатов реализации отдельных психических свойств в показателях деятельности и, во-вторых, на аналитическом уровне, когда развитие способностей представляется через описание определяющих их психических процессов — учитывается динамика психических свойств (способностей) и психических функций, оцениваются их предельные значения, оптимальные условия и эффективность проявления.
Одной из основных закономерностей развития способностей является отмеченная еще Б. Г. Ананьевым неравномерность изменений и гетерохронность (разновременность) фаз развития психических функций.
ЭСТЕТИЧЕСКУЮ ПОТРЕБНОСТЬ ХАРАКТЕРИЗУЮТ УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ И СВЯЗЬ С ТВОРЧЕСТВОМ. ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ ЛЮДЕЙ ПРОЯВЛЯЮТСЯ В САМЫХ РАЗНЫХ СФЕРАХ ОЫТИЯ И НЕ МОГУТ БЫТЬ УДОВЛЕТВОРЕНЫ КАКИМ-ЛИБО ОДНИМ ВИДОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЗНАНИЯ ПОРОЖДАЕТ ЧРЕЗВЫЧАЙНО ШИРОКИЙ СПЕКТР ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА — ОТ ПРЕДМЕТОВ БЫТА ДО ПРЕДМЕТОВ ИСКУССТВА. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ УТИЛИТАРНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКИМ ХАРАКТЕРОМ. ОНО СПОСОБНО ПРИНОСИТЬ ВСЕ НОВЫЕ И НОВЫЕ РАДОСТИ ЧЕЛОВЕКУ, ОБОГАЩАЯ ЕГО ДУХОВНЫЙ МИР. МАТЕРИАЛЬНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ ИСЧЕРПЫВАЕТСЯ ВМЕСТЕ С НЕПОСРЕДСТВЕННЫМ ДОСТИЖЕНИЕМ СВОЕЙ ЦЕЛИ. У ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ПОТРЕБНОСТИ САМОЦЕННЫЙ, ТВОРЧЕСКИЙ, НЕПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ХАРАКТЕР. РАЗВИТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЧУВСТВА ДО ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ПОТРЕБНОСТИ СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ И УГЛУБЛЕНИИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА.
• КОГДА ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЧУВСТВА, ПОТРЕБНОСТИ, ИНТЕРЕСЫ ВОСПИТЫВАЮТСЯ, КУЛЬТИВИРУЮТСЯ В ЧЕЛОВЕКЕ, ОНИ СТАНОВЯТСЯ БОЛЕЕ ОПРЕДЕЛЕННЫМИ, УСТОЙЧИВЫМИ И ПОЛУЧАЮТ ВЫРАЖЕНИЕ В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВКУСЕ — В СПОСОБНОСТИ НЕПОСРЕДСТВЕННО, ПО ПЕРВОМУ ВПЕЧАТЛЕНИЮ, БЕЗ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА ОТМЕЧАТЬ ЭСТЕТИЧЕСКУЮ ЦЕННОСТЬ ЧЕГО-ЛИБО. ВКУС ОСНОВАН НА ТАКИХ ВАЖНЫХ ФОРМАХ ЭСТЕТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ, КАК ОЦЕНКИ, СУЖДЕНИЯ, ИДЕАЛЫ. И ХОТЯ МЫ НЕ ОЩУЩАЕМ ИХ ПРИСУТСТВИЯ ВО ВКУСЕ В РАЗВЕРНУТОМ ВИДЕ (ВСЕ ОЦЕНКИ И СУЖДЕНИЯ ЗДЕСЬ ДОСТАТОЧНО ЛАКОНИЧНЫ: «МНЕ НРАВИТСЯ, МНЕ НЕ НРАВИТСЯ»), ТЕМ НЕ МЕНЕЕ ВО ВКУСЕ СФОКУСИРОВАНЫ ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ОЦЕНКИ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ НА РЕАЛИИ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ И ИСКУССТВА. СУЖДЕНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА ВОЗНИКАЮТ В РЕЗУЛЬТАТЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ И ЧУВСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ, КОТОРАЯ ПЕРЕРАБАТЫВАЕТСЯ РАЦИОНАЛЬНО, НА БАЗЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОПЫТА, ЗНАНИЙ ЧЕЛОВЕКА, ЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ АВТОРИТЕТАХ СРАВНИТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ. ПОЛЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА НЕ ПРИНАДЛЕЖИТ НИ ЧИСТОМУ ЧУВСТВУ, НИ ЧИСТОЙ МЫСЛИ. ЭТА СПОСОБНОСТЬ ЭСТЕТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ОБРАЗУЕТ ОРГАНИЧЕСКОЕ ЕДИНСТВО ЧУВСТВЕННО-МЫСЛИМОГО В ЧЕЛОВЕКЕ. И ХОТЯ В ИСТОРИИ ЭСТЕТИКИ ИЗВЕСТНЫ ПРИВЕРЖЕНЦЫ ТЕОРИЙ РАЦИОНАЛЬНОЙ ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЧУВСТВА (БАТТЕ, ШЕФТСБЕРИ), А ТАКЖЕ ТЕОРИЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЕГО ОСНОВЫ (РУССО, ХАТЧЕСОН, БЕРК, МОНТЕСКЬЕ), СЕГОДНЯ ИССЛЕДОВАТЕЛИ ПОДЧЕРКИВАЮТ ГАРМОНИЧЕСКОЕ ЕДИНСТВО СУЖДЕНИЯ И ПЕРЕЖИВАНИЯ РАЦИОНАЛЬНОГО, И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВО ВКУСЕ.
В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВКУСЕ ПОРАЖАЕТ БОЛЬШАЯ СВОБОДА ПРЕДПОЧТЕНИЙ. ЛИЧНЫЕ ПРИСТРАСТИЯ ЧЕЛОВЕКА, ЕГО ЭМОЦИИ УНИКАЛЬНЫ. ГОЛОС СОБСТВЕННОГО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЧУВСТВА ДИКТУЕТ ВНУТРЕННЮЮ ОЦЕНКУ: КРАСИВО — НЕКРАСИВО, НРАВИТСЯ — НЕ НРАВИТСЯ. ЕСЛИ КТО-ТО БУДЕТ ОСПАРИВАТЬ ВКУС ДРУГОГО, ТОТ, ЕСТЕСТВЕННО, БУДЕТ ЗАЩИЩАТЬ СВОЙ ВКУС, ПОСКОЛЬКУ В НЕМ ПЕРЕДАН ОПЫТ СОБСТВЕННОГО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЧУВСТВА. КТО ЖЕ И КАКИМ ОБРАЗОМ МОЖЕТ ДОКАЗАТЬ НЕПРАВИЛЬНОСТЬ МОЕГО ЧУВСТВА? ЕСЛИ ПРАВИЛЬНОСТЬ МОРАЛЬНЫХ ЧУВСТВ ОСНОВАНА НА МОРАЛЬНЫХ НОРМАХ, А ИХ НЕСОБЛЮДЕНИЕ СПОСОБНО ВЫЗВАТЬ ЛИБО МУКИ СОВЕСТИ, ЛИБО ОБЩЕСТВЕННОЕ ПОРИЦАНИЕ, ТО В АНАЛИЗЕ КРАСОТЫ ТАКИХ ИМПЕРАТИВОВ НЕТ. ЗДЕСЬ НЕВОЗМОЖНО ЧТО-ЛИБО ДОКАЗАТЬ С ПОМОЩЬЮ РАЦИОНАЛЬНЫХ СРЕДСТВ. КТО МОЖЕТ ОПРОВЕРГНУТЬ АРГУМЕНТЫ СУБЪЕКТИВНОГО ПЕРЕЖИВАНИЯ И ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЧУВСТВА? ЕГО МОЖНО ОТВЕРГНУТЬ, ОТБРОСИТЬ, НО ОПРОВЕРГНУТЬ НЕ УДАСТСЯ. ВОТ ПОЧЕМУ ВСЕ СПОРЫ О КРАСОТЕ ОСТАЮТСЯ БЕЗРЕЗУЛЬТАТНЫМИ ДО ТЕХ ПОР, ПОКА ОДНОЙ ИЗ СПОРЯЩИХ СТОРОН НЕ УДАЕТСЯ ПЕРЕВЕСТИ ДРУГУЮ НА СВОИ ПОЗИЦИИ ВОСПРИЯТИЯ, ПЕРЕЖИВАНИЯ,-ВКУСА.
ПОНЯТНО, ЧТО ВО ВКУСЕ ОГРОМНАЯ РОЛЬ ПРИНАДЛЕЖИТ ЛИЧНОСТИ ЕГО НОСИТЕЛЯ, ЕГО ПРИСТРАСТИЯМ. ТОЛСТОМУ НЕ НРАВИЛСЯ ШЕКСПИР, ГРИГУ -БЕТХОВЕН, БОРОДИНУ — ЛИСТ. ОДНАКО ИХ ОТНОШЕНИЯ СТРОИЛИСЬ В РАМКАХ ХОРОШЕГО ВКУСА. И О ТАКИХ ВКУСАХ МОЖНО НЕ СПОРИТЬ. СПОР ИМЕЕТ ОСНОВАНИЕ В ТОМ СЛУЧАЕ, ЕСЛИ СТАЛКИВАЮТСЯ ВКУСЫ ПЛОХИЕ И ХОРОШИЕ, ПРИМИТИВНЫЕ И РАЗВИТЫЕ, ГРУБО-ВУЛЬГАРНЫЕ И ВОЗВЫШЕННО-ИЗЯЩНЫЕ. ПРИЧЕМ ДЕЛО НЕ В ТОМ, ЧТОБЫ ПОРИЦАТЬ ИЛИ ОСУЖДАТЬ ЧЕЛОВЕКА. ПЕРСПЕКТИВНЫМ СТАНОВИТСЯ ПУТЬ ВОСПИТАНИЯ, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВНУТРЕННЕГО МИРА ЧЕЛОВЕКА, ПОДЪЕМ ЕГО ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ. ОТСЮДА БОРЬБА С ДУРНЫМИ ВКУСАМИ, А ТО И ПОЛНОЙ БЕЗВКУСИЦЕЙ СТАНОВИТСЯ ВАЖНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И КУЛЬТУРНОЙ ЗАДАЧЕЙ.
Эстетическое сознание – это феномен духовной культуры.
Античность ввела эстетические понятия красоты, меры, гармонии, совершенства в состав основных категорий бытия. Специальная рефлексия над эстетическим началась в эпоху Возрождения, когда на первое место был выдвинут человек. Авторитет эстетической терминологии резко возрос, и она вернулась в состав философского знания. Факт обособления эстетики как самостоятельной формы духовной деятельности привел и к обособлению Красоты, которая раньше внутренне пронизывала, а тем самым и синтетически объединяла Истину и Добро, а теперь вступила в качестве равноправного персонажа в борьбу за лидирующее положение. Эпоха Просвещения и практически вся официальная идеология начала Х1Х века были пронизаны рационализмом, т.е. были склонны доверить решение основных вопросов бытия естественно-научному разуму; с этой точки зрения искусство считалось не средством познания мира, а только формой человеческого самоутверждения. С конца Х1Х в. европейские философы настойчиво заговорили о кризисе рационализма, о необходимости вернуть в культуру принцип триединства разума, воли и чувства, т.е. Истины, Добра и Красоты, утверждая, что в процессе деятельности и познания мира и самого себя человек не должен ограничиваться разумом или волей, что без эстетического восприятия мира и самого себя он теряет главное – свою органическую связь с миром, свою внутреннюю цельность.
Неотъемлемым аспектом эстетического сознания являются эстетические чувства. Эстетическое чувство – это просветленное чувство наслаждения красотой мира. Развитое эстетическое чувство делает личность человека индивидуально неповторимой, дифференцирует его внутренний мир и вместе с тем гармонически сочетает в нем духовные качества. Человек с развитым эстетическим чувством – это человек творческого порыва, творческого отношения к жизни.
Источник