Лекция № 4. Эстетическая культура личности
Эстетическая культура личности – это сложное интегративное качество, выражающееся в способности и умении эмоционально воспринимать, осознавать и оценивать явления жизни и искусства, а также преобразовывать природу, окружающий мир человека «по законам красоты».
Понятие «эстетическая культура личности» включает в себя две составляющие: эстетическое сознание и эстетическую деятельность.
Эстетическое сознание это одна из форм общественного сознания, которая отражает чувственно-эмоциональное и интеллектуальное отношение личности к действительности и искусству, ее стремление к гармонии и совершенству. Структура эстетического сознания включает в себя потребностно-мотивационный компонент, эстетическое восприятие, эстетические чувства, вкус, интерес, эстетический идеал, эстетические творческие способности.
Эстетическая художественная деятельность –это деятельность, направленная на исполнение или создание каких-либо эстетических ценностей, например, произведений искусства. Конечно, любой вид деятельности содержит в себе в той или иной мере эстетический аспект. Например, формирование эстетического мотива деятельности, постановка цели создания эстетически-выразительного, эмоционально привлекательного продукта; выбор эстетически значимых средств и методов осуществления деятельности, получение эстетически ценного результата.
Таким образом, эстетическая культура личности означает единство эстетических знаний, убеждений, чувств, навыков и норм деятельности и поведения. В духовной структуре личности совокупность этих составляющих выражает меру освоения ею эстетической культуры общества, одновременно определяя также и меру возможной творческой самоотдачи.
Следовательно, составляющими эстетической культуры личности являются:
а) развитость эстетического сознания (знания о прекрасном и безобразном, возвышенном и низменном, трагическом и комическом);
б) развитость эстетического мировоззрения (эстетические идеалы, нормы и принципы, эстетические ориентации и интересы, убеждения и верования);
в) степень совершенства эстетического вкуса;
г) последовательное воплощение в жизнь эстетических ценностей в соответствии с эстетическим идеалом.
На основе вышеперечисленных составляющих эстетической культуры личности, можно рассмотреть критерии и уровни развития некоторых отдельных познавательных процессов личности и эстетической культуры в целом. В качестве такого процесса можно взять эстетическое восприятие, которое определяется как процесс отражения предметов и явлений действительности в искусстве во всем многообразии их свойств, в том числе и эстетических, непосредственно влияющих на органы чувств.
Своеобразие эстетического восприятия выражается в полном содержательном освоении эстетического предмета, способности охватить предмет во всех деталях, в эмоциональной непосредственности, увлеченности, сохраняющейся при анализе воспринимаемого объекта. Эстетическое восприятие всегда вызывает определенные ассоциации и мысли по поводу воспринимаемого явления. Таким образом, в процесс эстетического восприятия вовлекается вся личность человека.
В качестве критериев, на основании которых возможно определение уровня и динамики эстетического восприятия, можно предложить: адекватность воспринимаемому объекту, соотношение интеллектуального и эмоционального, целостность.
Важной составной частью эстетического сознания являются:
эстетический вкус – способность адекватного освоения эстетических качеств действительности, выражающаяся в системе непосредственных эмоциональных оценок. Самые первые градации вкуса: нравится – не нравится, красиво – некрасиво. Понятно, что данная импульсивная реакция, приобретающая значение невысказанной оценки, имеет естественную тенденцию усложняться и в конечном счёте осознаваться личностью. Она оказывает непосредственное воздействие на поступки и переживания человека. Эстетический вкус регулирует его эмоциональные реакции, а также опосредованно воздействует и на интеллектуальную жизнь субъекта.
эстетические чувства– особый вид эмоциональных переживаний, носящих отчетливо выраженный предметный характер и отличающихся сравнительной устойчивостью. Эстетические чувства как своеобразные переживания человека возникают при восприятии специфических объектов – произведений искусства, красивых предметов, явлений природы. Они стимулируют социальную активность человека, оказывают регулирующее влияние на его поведение и воздействуют на формирование общественно-политических, эстетических, этических и других идеалов личности.
Эстетический идеал – нормы, не приписывающие определенное отношение к действительности, а выступающие в виде моделей, определяющих границы эстетического отношения.
Эстетическое суждение – эстетическая оценка действительности, мнение об эстетическом предмете или явлении. Главным мерилом оценки для него выступает эстетический идеал. Суждение оперирует эстетическими категориями, которые отражают наиболее общие и существенные стороны эстетических явлений действительности, эстетической деятельности и эстетического сознания.
Таким образом, эстетические качества личности составляют сложное понятие — эстетическая культура. По своему содержанию эстетическая культура личности во многом совпадает с эстетической культурой общества, отличаясь при этом субъективностью осмысления и выражения, доминированием тех или иных эстетических ценностей, направленностью.
Заключение
Курс «Этика и эстетика» играет важную роль в формировании духовной культуры личности, моральных качеств, эстетического вкуса.Мораль имеет общечеловеческое значение и конкретно-историческое содержание. Особенно остро проблема места и роли моральных ценностей встала в XX-XXI веках, в период постсоветской трансформации. Проблема войны в ядерный век, глобальный экологический кризис, проблемы взаимодействия культур и образования стали планетарными проблемами. Решение их без опоры на моральную составляющая человеческого существования невозможно, поскольку интеллект «без морали» способен уничтожить не только окружающий мир, но и себя. Моральное возрождение и духовное совершенствование человека – цель развития украинского общества и человечества в целом.Эстетика играет большую роль в формировании духовной культуры студентов, развития творческого потенциала, способности воспринимать мир по законам красоты.
Самостоятельная работа — важная, неотъемлемая составляющая современного образовательного процесса, значимость которой в последнее время постоянно возрастает. Использование разработанных методических рекомендаций позволит повысить эффективность самостоятельной работы студентов, в том числе их готовность к самостоятельному получению знаний по данному курсу.
Список рекомендуемой литературы
а) основная литература
Жаравина Л.В. «У времени на дне»: эстетика и поэтика прозы Варлама Шаламова: Монография. — М. : Флинта, 2010 г. — 232 с.
Современная этика: учебник для вузов/ В. А. Канке. — 4-е изд., стер.. — М.: Омега-Л, 2011. — 394 с.
Основы этики: учебник для среднего профессионального образования : рекомендовано Мин. образования/ А. В. Разин. — М.: Форум; М.: Инфра-М, 2014. — 304 с.
Эстетика: Учебное пособие для вузов: рекомендовано Мин. образования/ Е. Г.Яковлев. — М.: КноРус, 2011. — 448 с.
б) дополнительная литература
Этика и Эстетика [Электронный ресурс]: электронное учебное пособие: рекомендовано методсоветом ВУЗа/ Н. И. Безлепкин, О. А. Янутш; С.-Петерб. акад. упр. и экон. — Электрон. текстовые дан.. — СПб.: Изд-во СПбАУЭ, 2010. — 1 CD-ROM:
Эстетика и этика в изменяющемся мире. — СПб., Астерион, 2009.
Основы этики и эстетики: учебное пособие /П.А.Егоров, В.Н.Руднев. – М.: Кно-Рус, 2010.
Гусейнов А.А., ДубкоЕ.Л.Этика:Учебник /Под общ.ред.А.А.Гусейнова, Е.Л.Дубко ; М-во образования РФ. -М.:Гардарики ,2004.
Ионов А.И.Этика и культура государственного управления: Уч. пос. / А.И. Ионова. — Флинта: М-во образования РФ. -М.: ,2005.
КибановА.Я.Этика деловых отношений :учебник ; М-во образования РФ. -М.: ИНФРА-М ,2003.
Мишаткина Т.В. Этика. – Мн.: Изд-во Новое знание, 2008.
Эстетика: рекомендовано Мин. образования: учебник для вузов/ А. Л. Золкин. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. — 447 с.
Этика: рекомендовано методсоветом по направлению: учебник для вузов/ А. В. Разин ; Моск. гос. ун-т. — 3-е изд., перераб.. — М.: Академический Проект, 2006. — 624 с.
Эстетика: рекомендовано Мин.образования: учебное пособие для вузов/ В. И. Авдеев [и др.] ; ред. А. А. Радугин. — М.: Библионика, 2006. — 240 с.
Этика: рекомендовано методсоветом по направлению: учебник для вузов/ А. А. Гусейнов [и др.] ; ред. А. А. Гусейнов, ред. Е. Л. Дубко. — М.: Гардарики, 2007. — 496 с.
Этика: учебное пособие/ Л.Е.Балашов. – М.: Изд-во Дашков и К, 2008. – 283 с.
Губин В.Д., Некрасова Е.Н. Основы этики: учебник. — М.: Форум: ИНФРА-М, 2007.
в) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
Информационно-образовательный портал СПБУУЭ. — http://e.spbame.ru/
Электронная библиотека СПБУУЭ. — http://library.ime.ru
Электронные информационные ресурсы:
сайт Института философии РАН: http://www.philosophy.ru;
сайт философского факультета МГУ: http://www.philos.msu.ru;
портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/;
Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/;
Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://schoolcollection;
— электронная библиотека по философии:http://filosof.historic.ru;
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.
Источник
ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Культурология. XX век. Энциклопедия . 1998 .
Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. . В.В.Бычков . 2003 .
Большой толковый словарь по культурологии. . Кононенко Б.И. . 2003 .
Полезное
Смотреть что такое «ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» в других словарях:
ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА — определенный уровень развития вкуса, сочетающего в себе диапазон чувств, объем знаний и осмысленных или стихийных действий по удовлетворению своего интереса, своей потребности. Базовыми ориентирами являются красота и безобразие, величие и… … Профессиональное образование. Словарь
Культура Финляндии — вобрала в себя как наследие тех языческих времён, когда почитались «духи природы» и «силы земли», так и возникшие позже христианские обычаи и праздники … Википедия
культура — 1. Совокупность материальных и духовных ценностей, созданных обществом и характеризующих определенный уровень его развития. Здесь различается культура материальная и духовная. В более узком смысле термин относится именно к культуре духовной.… … Большая психологическая энциклопедия
КУЛЬТУРА ЭСТЕТИЧЕСКАЯ— — специализированная часть культуры об ва; характеризует состояние об ва с т. зр. его способности обеспечивать развитие иск ва и эстетических отношений. К. э. системное образование, имеющее сложный состав. Системооб разующим элементом К. э.… … Эстетика: Словарь
Культура коммунистической формации — Слово «культура» от латинского cultura возделывание, обработка, земледелие, уход, улучшение. В этом понятии отражается тесная связь культуры с человеческим трудом, с активной, преобразующей деятельностью людей. Культура это, с одной стороны,… … Научный коммунизм: Словарь
КУЛЬТУРА — – организация жизни людей, представленная в продуктах материальной и духовной деятельности, в системе социальных институтов, нравственных норм и ценностей, предопределяющих отношения человека к окружающему миру, другим индивидам и самому себе.… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
КУЛЬТУРА РЕЧИ — КУЛЬТУРА РЕЧИ, уровень речевого развития, степень владения нормами языка или диалекта вместе с умением «обоснованно отступать» (Л. В. Щерба) от этих норм. Наука о К. р. (в ее нормативном лингвистическом статусе) опирается на учение о нормах… … Литературный энциклопедический словарь
культура — (от лат. cultura образование, воспитание, возделывание) система духовных форм обеспечения жизнедеятельности людей. К. специфический признак человека, присущий ему с начала его существования. Она охватывает все стороны жизни человека биологической … Этнопсихологический словарь
КУЛЬТУРА ХУДОЖЕСТВЕННАЯ — совокупность худож. ценностей, а также исторически определенная система их воспроизводства и функционирования в об ве. В качестве синонима К. х. иногда употребляется понятие «искусство». Характер и уровень развития К. х. определяется в конечном… … Эстетика: Словарь
Ангажированность эстетическая — (aesthetic engagement) Термин, интерпретируемый Арнольдом Берлеантом (современным американским эстетиком. Ред.), как альтернатива понятию эстетической незаинтересованности, центральному в традиционной эстетике. Чтобы оценить роль ангажированности … Энциклопедия культурологии
Источник
Эмоционально эстетическая культура это
Эстетическая культура является важной и неотъемлемой составной частью культуры любого общества. Под ней принято понимать совокупность эстетических ценностей, существующих в обществе, а также способы и средства их создания и овладения ими. Одним из важнейших элементов эстетической культуры принято считать искусство в его многообразных видах и процессах его создания и восприятия.
Актуальность темы связано с тем, что в современном мире эстетическая культура рассматривается как специализированная часть общей культуры и характеризует общество с точки зрения способности обеспечивать развитие искусства и формировать эстетическое отношение к нему и к другим эстетическим ценностям. Вместе с тем эстетическая культура может быть представлена как многогранное системное образование, включающее в себя ряд сложных и многообразных тенденций. Поэтому в оценке эстетической культуры может выступать эстетическое отношение и совокупность эстетических ценностей, например природа и соответствующее эстетическое отношение к ней [1, с. 14].
Цель исследования: анализ и рассмотрение особенностей эстетической культуры и эстетического воспитания личности.
Материалы и методы исследования. Ядром эстетической культуры является культура художественная, или искусство. В результате художественной деятельности в произведении искусства объективируются эстетические и художественные ценности, господствующие в обществе. В состав эстетической культуры входят разные виды художественно-творческой деятельности – это народное творчество, разного рода дизайнерская деятельность, в том числе организация и эстетическая разработка предметно-пространственной среды. На сегодняшний день особое место в эстетической культуре принадлежит эстетике производства, т.е. дизайну и эстетике труда.
Таким образом, в центре внимания становятся комплексы, возникшие на границе экологии и эстетики. В результате этого взаимодействия возникло новое направление – это экологическая эстетика. Не менее важным звеном эстетической культуры стали различные виды средства массовой информации – это различная печатная продукция, телевидение и радио, не только осуществляющие функцию, связанную с трансляцией художественных ценностей, но и создающие постоянно действующую информационно-эстетическую среду, связывающую, в свою очередь, эстетические отношения с идейно-политическими. В итоге это может оказать немаловажное влияние на формирование и развитие ценностной ориентации зрителей, читателей, слушателей. Также значительное место в создании эстетической среды принадлежит современным электронным средствам Интернета.
Итак, что же касается эстетической культуры общества, то, на наш взгляд, важнейшей ее сферой является целостная система эстетического воспитания личности, т.к. эстетическая культура характеризует не только общество, но и индивида данного общества. И для того, чтобы стать носителем, субъектом эстетической культуры, каждый человек должен освоить сложившуюся до него систему эстетических отношений и ценностей [2, с. 89].
Возможным это может быть посредством эстетической деятельности, как части эстетического воспитания. М.С. Каган отмечал необходимую продолжительность периода эстетического воспитания личности: «Сложность процесса приобщения к культуре требует относительно длительного периода – детства, отрочества, юности…» [3]. Формирование эстетической культуры в раннем детстве наиболее оптимально начинать в процессе восприятия эстетической выразительности и красоты природы и творений человеческих рук. Красота или прекрасное – является важнейшей категорией эстетической культуры, теории и практики эстетического воспитания. В наиболее общем виде эстетическое воспитание можно понимать как формирование у человека эстетического отношения к действительности, в том числе и к искусству [4, с. 21].
Принято считать, что в процессе эстетического воспитания человек начинает ориентироваться и понимать эстетический идеал, художественную силу искусства в соответствии с представлениями того общества, где он живет. По-другому можно судить о приобщении личности к эстетическому идеалу и опыту, когда речь идет о народной традиции, пришедшей к нам из глубины веков. В данном случае стоит обратить внимание на особый – духовный характер приобщения человека к эстетическим ценностям произведений народного искусства.
В процессе эстетического воспитания личности важными аспектами являются: процесс формирования и развития эстетического восприятия, способность к сопереживанию, приобретение эстетического идеала и формирование эстетического вкуса, возникает качественная потребность в создании прекрасных творений, причем не только в сфере искусства, но и в трудовой деятельности, в быту, в отношениях, в поступках людей и их поведении [5, с. 49].
Суть эстетического воздействия на личность заключается в том, что оно способно вызвать тончайшие переживания, чувства радости, восторга, глубокого душевного волнения. Таким образом, красота и эстетическая выразительность действительности воздействуют на эмоциональную сферу человека, совершенствуют и развивают ее.
Сущностью же эстетического воспитания является овладение каждой отдельной личностью эстетической культурой общества, ориентация в мире эстетических ценностей, развитие способности восприятия прекрасного и выразительного во всех сферах человеческого бытия.
Что же касается ориентации в мире эстетических ценностей, то в воспитании личности данный аспект напрямую связан с формированием и развитием эстетического вкуса. В том случае, когда речь идет об анализе произведений искусств, то правомерно, что эстетический вкус может быть конкретизирован как художественный. Бытует мнение, что критерий оценки эстетического вкуса может иметь субъективный характер, поэтому часто может быть представлен на интуитивном уровне [6, с. 7]. Если речь идет об эстетическом вкусе, то спор в этом случае не только оправдан, но и необходим. Обоснование эстетической предпочтительности с точки зрения субъективного вкуса в результате сопоставления с общепринятым эстетическим идеалом дает более объективную оценку любому эстетическому объекту.
Что касается понятия «эстетический идеал», то его можно определить как вид «эстетического отношения», и с позиции конкретного общества он может выступать как образ должный и желаемый. Сущность же эстетического идеала может выражать его гуманистический и общечеловеческий аспект. По отношению человека к миру, по его собственным поступкам и реакции на поступки других людей, поведению и деятельности можно судить о том, каким идеалом человек руководствуется. Выразить эстетический идеал, объективировать его идеальные черты, материализовать его и тем самым предоставить возможность другим воспринимать его – это можно лишь в произведении искусства. Эстетический идеал в творческом, художественном процессе представлен образами героев произведений искусства, в которых сосредоточены те или иные идеальные черты, которым автор отдает свое предпочтение. Эстетические идеалы, культивируемые в обществе в разные времена и эпохи, в разных странах, в различных стилях и направлениях искусства, также были весьма различны, а порой и противоположны в идеализируемых качествах.
По мнению М.С. Кагана, процессы, связанные с воспитанием личности, могут быть представлены как некий способ влияния культуры общества на культуру самой личности. Таким образом, воспитание личности может быть представлено как процесс, состоящий из трех сфер, оказывающих активное влияние на личность. Первая сфера, имеющая непреднамеренный характер, порой стихийный – это влияние на жизненные условия личности среды, которая окружает человека, и условий его быта. Вторая сфера, имеющая специфический характер – это прямое воздействие на человека, который, в свою очередь, желает сформировать личность ребенка по заданной модели: это присуще родителям, учителям и т.д. Третья сфера может быть применима только в определенной возрастной категории, на основе развитого интеллектуального сознания и воли – это самовоспитание. Все вышесказанное можно применить в эстетическом воспитании личности, в художественном, и в том числе к некоторым конкретным видам деятельности. М.С. Каган в своих теоретических трудах определял это как процесс трансформации эстетической культуры общества в эстетическую культуру личности [3].
Развивая эту мысль, М.А. Верб указывает, что индивидуальная эстетическая культура складывается из трех взаимодействующих, взаимообогащающих компонентов: эстетического сознания, эстетических чувств, эстетических способностей. Автор в своем исследовании доказал, что формирование эстетического сознания, эстетических взглядов, вкусов, потребностей, идеалов осуществляется несколькими путями. Первый путь – знакомство личности с основами научных знаний по эстетике, развитие художественного кругозора. Второй путь – осмысление, систематизация и анализ личного эстетического опыта, сопоставление прекрасного и безобразного, формирование самостоятельных эстетических суждений и оценок. Третий путь – создание специальных воспитательных ситуаций, способствующих дать правильную оценку произведениям искусства, определить их эстетический идеал и выработать в дальнейшем свои эстетические убеждения [7].
Вместе с тем, руководствуясь мнением М.А. Верба, – воспитание эстетических чувств требует иной методики. Здесь главное – руководство непосредственными впечатлениями, показ образцов, тренировка глаза и уха, создание условий для ярких коллективных и индивидуальных переживаний. Именно такой путь выбрал, создавая свою программу художественного образования, Б.М. Неменский [8, с. 89]. Развитие эстетических чувств М.А. Верб предлагает начать с наблюдения природы, потом переходить к восприятию произведений искусства и собственному процессу художественного творчества [7]. От эмоционального отклика на звуки, формы, цвета необходимо вести личность к глубоким нравственно-эстетическим переживаниям и постижению таких душевных состояний, как чувство прекрасного, возвышенного.
Формирование эстетических способностей, в том числе и художественно-творческих, базируется на диагностике индивидуальных задатков личности, на создании положительных стимулов для эстетической и художественной деятельности. Что же касается методов эстетического воспитания личности, то к ним с полным правом можно отнести: анализ произведений искусства или эстетических объектов, решения ряда эстетических задач, упражнений, поощрения и др. Формы эстетического воспитания – это беседы и лекции, кинолектории, тематические вечера, дискуссии и коллоквиумы по истории искусств, встречи, «круглый стол», мастер-класс с художниками, конкурсы молодых дизайнеров и т.д.
Итак, Ю.К. Бабанский, занимаясь вопросами эстетического воспитания, рассматривал этот аспект как деятельность преподавателя, направленную на формирование эстетических вкусов, взглядов и представлений личности, потребности нести прекрасное в жизнь. Наряду с этим он высказывал мнение, что эстетическое воспитание личности – есть процесс, имеющий целенаправленный характер, где принимают совместное участие педагог и его воспитанники. И эта деятельность в конечном счете может быть использована в решении важной педагогической проблемы – в процессе воспитания эстетической культуры личности, в частности:
– умение проявлять эмоциональные чувства и отзывчивость на такие критерии, как: прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, комическое и трагическое во всех сферах жизни и искусства;
– обладать эстетическим восприятием и эстетическим идеалом, а также умением оценивать художественные достоинства произведений искусства;
– проявлять глубокий интерес и уважение к народной традиции, понимать и распознавать основные тенденции современного искусства;
– проявлять и совершенствовать свой творческий потенциал, а также интерес к эстетическому освоению мира;
– проявлять свою причастность в творческом процессе, в художественной деятельности, а также активно участвовать в создании прекрасного;
– проявлять стремление гармонично воспринимать жизненные позиции, с точки зрения закона красоты, а также стремиться утверждать эстетические идеалы в отношениях, поступках, в труде и т.д. [9].
Представленные компоненты эстетической культуры личности, по мнению Ю.К. Бабанского, одновременно могут выступать как критерии эстетической воспитанности. Если личность удовлетворяет большинству принятых показателей, то уровень его эстетического развития можно считать достаточно высоким. Для среднего уровня необходимо иметь хотя бы половину указанных критериев. Соответственно низкий уровень характеризуется почти полным отсутствием указанных эстетических проявлений.
Результаты исследования и их обсуждение. Таким образом, следует отметить, как важно сформировать положительно направленный эстетический идеал в современных условиях, когда влияние на эстетические предпочтения развивающейся личности в значительной мере оказывает агрессивная среда (реклама, телевидение, киноиндустрия), не всегда соответствующая идеям гуманизма и высокой нравственности.
Мировоззренческие аспекты художественного образования, в том числе формирование эстетических взглядов, художественного кругозора, эстетического идеала, в постсоветском периоде полностью ложатся на плечи педагога как в высшей школе, так и в общеобразовательной среде.
Со времени переустройства нашего общества нам вполне определенно продемонстрировали тот факт, насколько были утрачены прежние эстетические и художественные идеалы искусства. Жесткая, порой неблагоприятная социальная среда значительно изменила полярность взглядов. Социальные болезни переходного периода нашли выразительное отражение в картинах многих российских художников. Ушли в прошлое «герои нашего времени» советской эпохи. На современном этапе проблема положительного идеала в искусстве, в том числе изобразительном, полностью не решена. Вместе с чрезмерной социализацией и идеализацией образов советской тематики постепенно из художественного сознания подрастающего поколения ушли в прошлое героический пафос, патриотизм, гражданственность – качества, свойственные искусству той эпохи [10, с. 138].
Эстетический идеал — наиболее общее и цельное представление человека о прекрасном в природе, обществе и самом человеке, которое воспринимается как цель. Ему присущи не только образцово-нормативные признаки, но и социально-побудительные. Таким образом, наличие у подрастающего поколения представления об идеальном в различных проявлениях ведет к активизации творческой деятельности, направленной на достижения этого идеала. Специфический чертой эстетического идеала является его образность, имеющая эмоционально-чувственный и визуально-конкретный характер. Эстетический идеал как важнейший элемент структуры художественного мировоззрения формируется на протяжении достаточно длительного времени и не является окончательно оформленным образованием. Он меняется в течение всей жизни человека, но в главных, концептуальных приоритетах остается достаточно последовательным.
Формирование положительно ориентированного идейно-эстетического идеала в настоящее время по-прежнему связано с активным введением в содержание преподавания дисциплин по искусству регионального, художественно-культурного компонента. Возрождение национального самосознания, патриотизма, высокой нравственности, духовности наиболее оптимально начинать в общеобразовательной и художественной школе на примерах изображения малой родины, края, города или села, в котором проживает ребенок. Затем изучение истории и культуры родного края, традиции народов, его населяющих, способствует формированию в художественно-творческой деятельности такого идеала, в котором современный взгляд на жизнь проецируется на опыт и мудрость предшествующих поколений [11, с. 112].
Выводы
Резюмируя все вышесказанное, можно сделать вывод, что приобщение личности к эстетической культуре, именно в силу того, что искусство является ядром этой культуры, осуществляется через воспитание средствами искусства. Эстетическое и художественное воспитание в содержательном аспекте не являются понятиями идентичными. Эстетическое воспитание, как зачастую можно встретить в специальной литературе, нельзя сводить только к формированию отношения личности к искусству.
Эстетическое сознание, эстетические чувства, эстетическая деятельность как результаты эстетического воспитания относятся к самому широкому кругу окружающих человека явлений, предметов, процессов, в том числе и к искусству. Художественное воспитание – это только формирование отношения человека к искусству, формирование его способностей любить и понимать искусство, заниматься художественно-творческой деятельностью. А в искусстве, в свою очередь, отражаются не только эстетические, нравственные, но также политические и религиозные взгляды личности.
Источник