Эмоционально эстетическая функция это
Эстетическая функция (искусство как формирование творческого духа и ценностных ориентаций)
Еще в древности было осознано значение эстетической функции искусства. Индийский поэт Калидаса (прибл. V г..) выделял четыре важнейшие цели искусства: вызывать восхищение богов; создавать образы, почерпнутые из окружающего мира и жизни человека; доставлять множество высоких удовольствий с помощью эстетических чувств (рас): комизма, любви, сострадания, страха, ужаса и др.; служить источником всеобщего наслаждения, радости, счастья и всего прекрасного. Приведя это высказывание Калидасы, современный индийский ученый В. Бахадур отмечает, что «основная цель искусства — его облагораживающее влияние на духовную жизнь человека. Чтобы вдохновлять, очищать и облагораживать, искусство должно быть прекрасным» * .
* ( Bahadur W. An Aspect of Indian Aesthetics. Madras, 1956, p. 17.)
Эстетическая функция — ничем не заменимая специфическая способность искусства: 1) формировать эстетические вкусы, способности и потребности человека и тем самым ценностно ориентировать его в мире; 2) пробуждать творческий дух, творческое начало личности.
Формируя ценностное сознание человека, искусство учит его видеть жизнь сквозь призму образности. Весь мир перед художественно цивилизованным сознанием предстает как эстетически значимый в каждом своем проявлении. Сама природа выступает в глазах поэта как эстетическая ценность. Вселенная становится стихами, художественной галереей, художественным творением поп finita (незаконченным). И это ощущение эстетической значимости окружающей жизни передает искусство публике, давая людям ценностные ориентации в мире.
На первый взгляд может показаться, что эстетическая функция искусства малозначительна. Искусство оттачивает наши эстетические вкусы. Ну и что же в этом важного? Значит, оно всего лишь учит нас лучше обставить квартиру и выбрать самое красивое платье? Однако эстетическая функция искусства имеет гораздо более широкое значение. В. И. Ленин утверждал, что искусство должно пробуждать в людях художников. Здесь речь идет совсем не о пробуждении в каждом человеке пристрастия к художественной самодеятельности. Эту мысль следует прочесть в контексте положений К. Маркса о принципиальном отличии деятельности животного от деятельности человека, который всегда сообразуется с внутренней мерой каждого предмета. Поэтому человек осваивает мир по законам красоты. Изготовляя даже чисто утилитарные предметы (стол, люстру и т. п.), человек заботится и о пользе, удобстве и о красоте. У искусства нет монополии на красоту. По ее законам создается все, что производит человек. И ему необходимо чувство прекрасного. Горой одной из пьес А. Е. Корнейчука — хирург Платон Кречет любит играть на скрипке, И это по штрих, «утепляющий» образ. Кисть у хирурга должна быть такой же сильной, ловкой, натренированной, такой же чуткой, музыкальной, как у скрипача. Музыкальные пальцы хирурга — это деталь-образ, помогающая понять сущность героя в связи с делом, которым он занят.
По мнению К. А. Тимирязева, «материал», из которого слагается великий ученый, — это творчество поэта, диалектика философа, искусство исследователя. Отмечая большое значение искусства для духовной жизни, да и для самого процесса научного творчества, А. Эйнштейн говорил: «Мне лично ощущение высшего счастья дают произведения искусства. В них я черпаю такое духовное блаженство, как ни в какой другой области. Если вы спросите, кто вызывает сейчас во мне наибольший интерес, то я отвечу: Достоевский. Достоевский дает мне больше, чем любой научный мыслитель, больше, чем Гаусс!» * .
* ( Цит. по: Мошковский А. Альберт Эйнштейн. Беседы с Эйнштейном о теории относительности и общей картине мира. М., 1922, с. 162.)
Пробуждать в человеке творца, желающего и умеющего творить по законам красоты, — эта функция искусства будет возрастать с развитием общества. Человек грядущего не будет принуждаться к труду ни прямыми экономическими, ни внеэкономическими стимулами; единственным стимулом будет развитое творческое начало. А его-то и формирует искусство.
Источник
эстетическая функция
Словарь лингвистических терминов: Изд. 5-е, испр-е и дополн. — Назрань: Изд-во «Пилигрим» . Т.В. Жеребило . 2010 .
Смотреть что такое «эстетическая функция» в других словарях:
эстетическая функция художественной литературы — пробуждение и развитие эстетического чувства, умения воспринимать действительность по законам красоты, мыслить художественными образами; формирование у личности и общества эстетического идеала. Рубрика: Литература и ее функции в обществе Синоним … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
Эстетическая функция языка — См.: Поэтическая функция языка … Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник
эстетическая функция слова — назначение слова служить средством художественной выразительности … Толковый переводоведческий словарь
эстетическая роль художественной литературы — см. эстетическая функция художественной литературы … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
эстетическая (поэтическая) функция языка — Назначение языка выступать как средство выражения творческих потенций человека, соотносимое с эстетическими категориями прекрасное безобразное. См.: поэтическая функция языка … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
функция слова — цель и назначение воспроизведения в речи лексической единицы, ее актуализация (коммуникативная, номинативная, эстетическая) … Толковый переводоведческий словарь
Функция эстетическая — – см. Стилевые функции речевых разновидностей; Художественный стиль речи, или художественно изобразительный, художественно беллет … Стилистический энциклопедический словарь русского языка
Поэтическая функция языка — (Эстетическая функция языка) Производная от эмоциональной функции языка предназначение языка быть выразителем художественной творческой потенции, наиболее полно реализуемой в художественной литературе, особенно в поэзии. См. также:… … Словарь социолингвистических терминов
поэтическая функция языка — (ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ЯЗЫКА) Предназначение языка быть выразителем художественной творческой потенции, реализуемой в художественной литературе, особенно в поэзии … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
Поэтическая функция языка — (эстетическая функция языка) Предназначение языка быть выразителем художественной творческой потенции, реализуемой в художественной литературе, особенно в поэзии … Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник
Источник
Функции языка и их реализация в речи
Язык так же, как и документ, полифункционален. В определении функций (функция – это выполняемая роль) языка единства нет. В трудах по общему языкознанию, по стилистике, культуре речи выделяются следующие функции:
4)контактная (фатическая, контактоустанавливающая);
8)волюнтативная (регулятивная, императивная);
10) эмоциональная (эмотивная);
1) Функция сообщения, или информационная, состоит в том, что язык служит средством познания, сбора и оформления все тех знаний, которые накоплены людьми в процессе их сознательной деятельности. Передача и хранение всей этой информации, изучение этого богатства осуществляются посредством устных и преимущественно письменных текстов, т.е. через речь, речевую деятельность.
Информационную функцию выполняют научные и научно-учебные тексты, проявляется она и в официально-деловых документах: информационных письмах, сводках, справках и т.п.
2) Номинативная,илиназывная —одна из важнейших функций языка, которая позволяет человеку ориентироваться в пространстве и времени. Вся система понятий, которой обладает человек, основана на системе названий. Названия — это не только имена собственные, но и нарицательные. Предметы, окружающие человека, необходимые ему в его жизни и деятельности, обязательно получают наименования, которые закрепляются в языке. Для того чтобы предмет получил название, нужно, чтобы он вошел в общественный обиход, стал значимым. До какого-то момента можно обходиться описательным названием, но потом ему понадобится отдельное имя.
Со временем имя неразрывно связывается с самим предметом, становится его «заместителем». В древности у многих народов существовал запрет, табу, на употребление имен близких родственников, так как считалось, что произнесенное вслух имя может нанести вред человеку. Однако нельзя ставить знак равенства между именем, названием, и вещью, предметом. Распространенным является заблуждение, что многие наши несчастья, беды проистекают от неправильных наименований, и что стоит только изменить название, как сразу же все изменится к лучшему. Стремление к повальному переименованию особенно заметно в периоды социальных потрясений. Переименовываются города и улицы, вместо одних воинских званий вводятся другие, милиция становится полицией, техникумы и училища — колледжами и лицеями, институты — академиями и университетами.
3) Главное предназначение языка – служить основным средством обмена информацией, то есть средством общения. Следовательно, важнейшей функцией языка является коммуникативнаяфункция, которая заключается в способности языка служить средством общения между людьми. Без коммуникации общество не могло бы существовать, поскольку именно коммуникация создает это общество как социум.
Коммуникативная функция языка может выступать как самовыражение личности. Многие писатели, поэты создают свои творения для себя, и их литературные произведения – это самораскрытие духовного мира пишущего.
В языке имеются единицы, необходимые для построения сообщений, правила их организации. Кроме того, язык располагает также специальными средствами установления и поддержания контакта между участниками коммуникации.
Эта функция проявляется чаще всего в разговорной речи, в деловых беседах, переговорах, а также свойственна и письменным текстам некоторых служебных документов: письмам-запросам, письмам-ответам и др.
4)Контактная (фатическая, контактоустанавливающая) функция обеспечивает связь времен и поколений, передачу культурных ценностей.
Древние знания, культура, дошедшие до нас в виде письменных текстов (летописи, хроники, мемуары, официальные документы, и пр.) фиксируют исторические и культурные события, жизнь отдельных людей и народов. В формах речи на разных языках осуществляется контакт с народами, чья культура, менталитет и сам язык очень далеки от наших. Сегодня выдвигаются и развиваются гипотезы языка межпланетных контактов, появился термин космическая лингвистика.
5) Функция формирования и выражения мысли – мыслеформирующая (мыслительная)– может быть признана важнейшей, так как без ее выполнения не могут быть реализованы информационная, коммуникативная, эмотивная и др. Мысль человека работает почти непрерывно, с различной степенью напряженности. Это и воспоминания, и раздумья, и подготовка к устным выступлениям, и формирование письменного текста, и творческая деятельность и т.п.
6) Функция накопления и сохранения информации – кумулятивная (аккумулятивная),реализуется прежде всего в письменных памятниках — летописях, мемуарах, художественной литературе, в произведениях устного народного творчества, в газетах, документах и т.п. Наиболее ценные с исторической, научной, практической и др. точек зрения письменные источники хранятся в государственных архивах; причем вполне вероятно, что какая-то часть материалов хранения никогда и никем не будет востребована; но хранить надо все документы: протоколы, переписку, дневники, воспоминания и др.
7) Познавательная (или когнитивная —от лат. соgпitiо: «познание», гносеологическая) функция является формой отражения окружающей человека действительности и самого себя, а также средством получения нового знания о действительности.
8) Функция воздействия, или волюнтативная (регулятивная, императивная), проявляется в способности языка оказывать воздействие на получателя информации, побуждать его к действию, к ответной реакции. Волюнтативная функция – это приоритетная функция для многих служебных документов – распорядительных (приказ, постановление, решение, указание и пр.), организационных (регламент, устав, положение, правила, инструкции и т.д.).
Волюнтативная функция языка проявляется в речи особыми лексическими средствами, морфологическими формами (особую роль здесь играет наклонение), а также интонацией, порядком слов, синтаксическим конструкциями. Волюнтативная функция направлена на создание, поддержание и регулирование отношений в человеческом обществе.
Разновидностью функции воздействия является агитационная.
9) Эстетическая функция предполагает, что сама речь и ее фрагменты могут восприниматься как прекрасное или безобразное, то есть как эстетический объект. Эстетическая функция превращает текст в произведение искусства: это сфера творчества, художественной литературы. Эстетическая функция характерна в первую очередь для поэтической речи, но не только для неё — эстетически совершенной может быть и публицистическая, и научная, и обыденная разговорная речь.
10) Эмоциональная (эмоционально-экспрессивная, экспрессивная), или эмотивная, функция — это функция выражения внутреннего состояния человека, средство выражения его чувств и эмоций. Она реализуется в художественной литературе, ораторском искусстве, в дискуссионной речи – споре, полемике, дружеской беседе, песне, опере, драматическом искусстве – в театре.
В письменной официально-деловой речи эта функция характерна лишь для избирательных документов: например, в дипломатическом подстиле — в личных и вербальных нотах при обращении к адресату и в комплиментарной части текста, в российской практике делопроизводства — в некоторых письмах (письмо-благодарность, извинение, приглашение и пр.).
11) Магическая (или заклинательная) функция реализуется в особых ситуациях, когда язык наделяется как бы нечеловеческой, «потусторонней» силой. Примерами могут служить заговоры, клятвы, молитвы, проклятия и некоторые иные ритуальные виды текстов.
Все эти функции объединяет то, что язык предназначен и существует не для отдельного индивида, а для определенного общества, в котором этот язык выступает в роли общего кода, с помощью которого люди способны понимать друг друга. В речи проявляются все функции языка.
Вопросы для самопроверки:
Какие функции языка характерны для текстов официального документа?
Каким образом проявляется номинативная функция в официальных документах? Приведите примеры.
Какие функции не свойственны для текста официального документа? Чем это обусловлено?
Какая функция языка является приоритетной для текстов официальных документов?
В каких документах может иметь место эмоциональная функция? Возможно ли выражение эмоций во всех без исключения служебных документах ?
Разновидностью какой функции является агитационная функция? Для каких документов эта функция характерна?
Как проявляется коммуникативная функция в устном и письменном деловом общении?
Источник