Эмоционально экспрессивное развитие это

Диагностика эмоционально-экспрессивного развития детей младшего дошкольного возраста

Елена Кузнецова
Диагностика эмоционально-экспрессивного развития детей младшего дошкольного возраста

Актуальность исследования. Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. На протяжении детства эмоции проходят путь прогрессивного развития, приобретая все более богатое содержание и все более сложные формы под влиянием социальных условий жизни и воспитания.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) из ряда условий, направленных на создание социальной ситуации развития детей, на одно из первых мест ставит обеспечение эмоционального благополучия детей, подчеркивая этим значимость эмоционально-экспрессивного развития детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации [46]. Понимание эмоциональных состояний, владение экспрессивными средствами самовыражения позволит ребенку реализовать себя в общении.

Развитие личности ребенка младшего дошкольного возраста тесно связано с формированием эмоционально-волевой сферы, включающей интересы и мотивы поведения, что, в свою очередь, определяется социальным окружением и реализацией типичных для данной ступени развития отношений ребенка со взрослыми и сверстниками. Система личных отношений является эмоционально насыщенной для младших дошкольников, поскольку связана с его оценкой и признанием как личности.

Доказано, что проблема эмоционально-экспрессивного развития дошкольников находится на начальной стадии своего изучения. Эмоционально-экспрессивное развитие непосредственно связано с проблемой эмоционального развития детей, которая в последнее время приобрела в педагогике особый научный интерес и новое осмысление (Т. В. Гребенщикова).

Изучением проблемы эмоционального развития в дошкольном возрасте занимались Г. М. Бреслав [4], Т. В. Гребенщикова [10], Е. И. Изотова [15], Е. М. Листик [29], Н. Е. Разенкова [37] и др. Однако исследований, направленных на изучение эмоционально-экспрессивного развития детей младшего дошкольного возраста недостаточно.

Проведенный анализ научной литературы по проблеме исследования позволил обнаружить противоречие между признанием необходимости эмоционально-экспрессивного развития детей в период младшего дошкольного возраста, с одной стороны, и недостаточным изучением сущности и показателей эмоционально-экспрессивного развития детей, с другой стороны. Раскрывая проблему диагностики эмоционально-экспрессивного развития детей младшего дошкольного возраста, можно выделить недостаток в изучении сущности и показателей эмоционально-экспрессивного развития младшего дошкольника.

Обозначенное противоречие актуализируют проблему исследования, каковы методы диагностики эмоционально-экспрессивного развития детей в младшем дошкольном возрасте?

Исходя из этого,была поставлена цель исследования: определить наиболее оптимальные методы и методики диагностики эмоционально-экспрессивного развития детей младшего дошкольного возраста и частично их апробировать.

Объект исследования: эмоционально-экспрессивное развитие детей младшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: методы диагностики эмоционально-экспрессивного развития детей младшего дошкольного возраста.Гипотеза исследования: диагностика эмоционально-экспрессивного развития детей младшего дошкольного возраста будет результативной, при учете направленности на показатели их эмоционально-экспрессивного развития:

наличие внимания и интереса к эмоциям и экспрессии человека,

восприятие экспрессивных признаков (мимики, пантомимики,

понимание эмоции по экспрессии,

словарь обозначений детьми эмоционального состояния человека.

воспроизведение эмоций,

владение мимикой, пантомимикой, интонацией

Исходя из цели и гипотезы исследования,были поставлены следующие задачи:

1. Определить психолого-педагогическую сущность эмоционально-экспрессивного развития.

2. На основе теоретического исследования проблемы выявить показатели эмоционально-экспрессивного развития детей младшего дошкольного возраста.

3. Осуществить отбор методов диагностики эмоционально-экспрессивного развития детей младшего дошкольного возраста.

4. Провести эмпирическое исследование эмоционально-экспрессивного развития детей младшего дошкольного возраста.

В решении поставленных задач будет использован комплекс методов исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, педагогический эксперимент.

Занимательные игры для развития речи детей младшего дошкольного возраста Цель: -повышение профессиональной компетентности родителей по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми, пропаганда и распространение.

Читайте также:  Таблица эмоций стивена сигала

Диагностика детей младшего возраста по Правилам дорожного движения Диагностика детей младшего возраста по Правилам дорожного движения Развитие и воспитание детей школьного возраста в первую очередь определяется.

Диагностика развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста (3–4 года) Этап 1. • «Петушок» Ладонь вверх, указательный палец упирается в большой, остальные пальцы растопырены и подняты вверх. • «Кошечка».

Пособия для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста является важным аспектом для дальнейшего развития ребенка. В детских садах и центрах.

Картотека игр для развития сенсорики у детей младшего дошкольного возраста «Укрась бабочку» Цели: Учить детей группировать предметы по цвету. Закреплять знания о геометрической фигуре круг, о понятия много — один,.

Картотека игр для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста Мелкая моторика в младшем дошкольном возрасте влияет на развитие речи детей. Дети данного возраста изучают и познают мир. Они всё трогают.

Основные задачи развития речи и методика развития речи детей младшего дошкольного возраста Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его со взрослыми. Взрослые — хранители опыта, накопленного человечеством,.

Особенности познавательного развития детей младшего дошкольного возраста Дошкольный возраст — период активного познавательного развития. В этот период последовательно формируются и развиваются все психические.

Особенности развития восприятия детей младшего дошкольного возраста В дошкольный период происходит развитие многих человеческих способностей, усвоение знаний и умений. Под влиянием воспитания и обучения происходит.

Способы развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста Что такого особенного в этой моторике? Почему она – мелкая? Если мелкая, так, может, неважная? Нет, не так. Мелкая – значит, управляет движениями.

Источник

Эмоционально-экспрессивные игры как средства развития эмоциональной сферы детей раннего возраста в условиях дома ребенка

Оксана Самарина
Эмоционально-экспрессивные игры как средства развития эмоциональной сферы детей раннего возраста в условиях дома ребенка

В настоящее время остро встает вопрос о повышении эффективности адаптации и последующей интеграции в современном обществе детей-сирот и детей, лишившихся попечения родителей и живущих в домах ребенка.

В специализированные учреждения чаще поступают дети:

— уже давно лишенные родительского внимания;

— имеющие неблагополучную наследственность;

— имеющие множество заболеваний.

Следовательно, наиболее тяжелый след в психологической жизни ребенка оставляет «социальное» сиротство[5, c.14]. Чем раньше ребенок отрывается от родительской семьи, чем дольше и в большей изоляции он находится в учреждении, тем более выражены деформации по всем направлениям психологического развития. В результате недостаточности эмоционального опыта на ранних этапах развития у ребенка впоследствии возникают проблемы в адаптации, неспособность выразить словами и описать собственные эмоциональные переживания, неумение распознавать и учитывать чувства других людей (эмоциональная невосприимчивость)

Не случайно многие отечественные и зарубежные педагоги и психологи (Л. И. Божович, А. В. Запорожец, К. Э. Изард, М. И. Лисина и др.) утверждают, что эмоциональная сфера относится к базовым основам личности, к ее «центральному звену», к первичной структуре, осуществляющей регуляцию поведения и деятельности, ориентацию в окружающем мире[3, c.14].

Период раннего детства – наиболее значимый этап с точки зрения коррекционного воздействия, и возможности ребенка этого возраста очень велики. Более раннее начало коррекционной работы и создание адекватной коррекционно – развивающей среды в условиях дома ребенка, позволяет предупредить возникновение депривационных нарушений психического развития, преодолеть уже имеющиеся, и может послужить залогом дальнейшего полноценного развития ребенка.

Читайте также:  Как вернуть свое настроение

Начиная с полутора лет, оценка поведения ребенка взрослыми становится одним из важнейших источников его чувств. Ребенок непосредственно зависит от старшего. Уже с младенчества он настойчиво добивается положительных эмоциональных реакций. На фоне этой зависимости в условиях преимущественно положительных отношений и происходит первичное усвоение норм поведения. В повседневной жизни взрослые предъявляют к ребенку определенные требования, и чтобы быть признанным взрослым, ребенок стремится выполнить эти требования. Притязание на признание становится потребностью ребенка, определяющей успешность его развития[1, c.14].

Таким образом, изучение развития эмоциональной сферы детей-сирот и детей, лишившихся попечения родителей и живущих в домах ребенка является актуальным.

Объект исследования: эмоциональная сфера детей раннего возраста находящихся в доме ребенка.

Предмет: особенности развития эмоциональной сферы детей раннего возраста в доме ребенка.

Цель: развития эмоциональной сферы детей раннего возраста посредством эмоционально – экспрессивных игр

• познакомить детей с основными эмоциями: интересом, радостью, удивлением, грустью, гневом, страхом, стыдом;

• дать детям понятие о разделении эмоций на положительные и отрицательные;

• обогащать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения;

• научить соотносить эмоции с цветом, явлениями, предметами и выражать их художественными средствами.

• учить определять эмоциональное состояние других по мимике и пантомимике

развивать способность делиться своими переживаниями, описывать свои эмоции;

• формировать умение контролировать свои эмоциональные реакции

развитие умение услышать, увидеть, почувствовать и пережить различные эмоциональные состояния.

? развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста будет происходить успешно, если проводить эмоционально-экспрессивных игр и упражнения, направленные на дифференциацию и выражение эмоций, а также на осознание и принятие практических ситуаций во время режимных моментов.

Для достижения поставленной цели мы в своей работе используем: эмоционально-экспрессивные игры («Эмоциональные зверята», «Веселые – грустные», «Найди пару», «Облака») и упражнения, для научения детей распознавать чувства и эмоции по мимике лица взрослого и видеть изменения выражения своего лица в зеркало («Встретили знакомого взрослого» (улыбаются, «Испугались забияку» (приподнимают брови, широко открывают глаза, приоткрывают рот, «Удивились» (приподнимают брови, широко открывают глаза и т. д.) [6, c.21].

Позитивное влияние этих игр на эмоциональную сферу дошкольников обусловлено их особыми эмоциогенными свойствами: наличием воображаемых ситуаций, ролевых воплощений и игрового азарта, возможностью инсценировки движений, характерных для эмоционального состояния героя.

При проведении эмоционально-экспрессивныхигр необходимо учитывать:

— специфику моторного выражения каждой эмоции, побуждать детей демонстрировать различные эмоциональные состояния (радость, грусть, страх, удивление и т. д.);

— последовательность в усложнении игр,способов их организации: от игр, предполагающих повторение действий по образцу, к играм, предполагающим завершение начатых взрослым действий и к играм, побуждающим самостоятельные импровизации с реальными и воображаемыми предметами;

— последовательность во введении отдельных составляющих экспрессивного выражения эмоций: сначала игры с включением экспрессивных элементов, которые наиболее подвластны управлению и самоконтролю (жесты, мимика, затем – игровой материал, предполагающий принятие детьми различных поз, демонстрация голосовых импровизаций[4, c.8].

Руководящая роль педагога состоит в следующем:

— в непосредственном участии в игре, побуждающем детей к подражательным действиям, повтору действий за педагогом.

Читайте также:  День родов как себя чувствуешь

— в эмоционально – насыщенных комментариях,которые используются: перед проведением игры; в конце игры с целью выведения детей из воображаемой ситуации.

— в последовательном усложнении способов организации игр.

Таким образом, мы считаем, что эмоциональная сфера относится к базовым основам личности, к ее «центральному звену» (Л. С. Выготский, к первичной структуре, осуществляющей регуляцию поведения и деятельности, ориентацию в окружающем мире. Эмоции, оказывая влияние на все формы активности детей, окрашивают общение, процессы познания и отражения действительности[2, c.23].

Следует отметить, что чем младше ребенок и больше его беспомощность, тем сильнее он зависит от условий, в которых живет. Благополучие ребенка в период раннего детства тесно связано с особенностями окружающей его среды. Именно в эти первые годы жизни развитие ребенка в огромной степени определяется теми условиями и впечатлениями, которые он получает для своего развития.

Период раннего детства – наиболее значимый этап с точки зрения коррекционного воздействия, и возможности ребенка этого возраста очень велики. Более раннее начало коррекционной работы и создание адекватной коррекционно – развивающей среды в условиях дома ребенка, позволяет предупредить возникновение депривационных нарушений психического развития, преодолеть уже имеющиеся, и может послужить залогом дальнейшего полноценного развития ребенка [7, c.72].

1. Варфоломеева С. В. Эмоциональное развитие ребенка раннего возраста [Электронный ресурс] // ВАЛЕОЦЕНТР.— Режим доступа: http://www.valeocentre.ru/buklet_2.html

Игровые дидактические пособия своими руками для развития эмоциональной сферы дошкольников «Общительные игрушки» Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным,.

Дидактические пособия для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста Дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития у детей эмоциональной сферы. Эмоции — это своеобразный калейдоскоп впечатлений.

Игры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста Ребёнок развивается в процессе общения со взрослым. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребёнка. Детям с ОВЗ.

Игры для развития эмоциональной сферы дошкольников Эмоции играют важную роль в жизни детей. Дошкольники могут распознавать свое внутреннее эмоциональное состояние, эмоциональное состояние.

Картотека детских этюдов для развития эмоциональной сферы Цель – развитие эмоциональной сферы. Этюд на выражение удивления. «Фокусник» Девочка (мальчик) очень удивилась: она увидела, как фокусник.

Консультация для педагогов «Изобразительная деятельность как средство развития эмоциональной сферы дошкольника» Проблема развития эмоциональной сферы детей является насущной потребностью сегодняшнего времени. И дело здесь не только в необходимости.

Консультация для педагогов «Развитие эмоциональной сферы ребенка посредством театрализованных игр» Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным,.

Консультация для родителей «Средства развития мелкой моторики рук ребенка» Консультация для родителей «Средства развития мелкой моторики рук ребенка» Уважаемые родители! Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок был умным.

Мастер-класс по изготовлению дидактической игры на развитие эмоциональной сферы детей «Конструктор настроения» Предлагаю Вашему вниманию мастер – класс по изготовлению дидактической игры на развитие эмоциональной сферы детей «Конструктор настроения».

Наглядные средства и пособия для развития эмоциональной сферы детей Важную роль в полноценном личностном развитии ребёнка играет развитие его эмоциональной сферы. Недаром в настоящее время постепенно отходят.

Источник

Оцените статью