Эмоционально экспрессивная функция общения младенца
Человек в своем возрасте и за его пределами
Из программы дисциплины
«Психология развития и возрастная психология»
I . Детство
Социальная ситуация детства. Общая характеристика детства. Сгущения и паузы в развитии. Историческая и онтогенетическая обусловленность границ детства.
1. Младенчество
Основные достижения: чувство доверия к человеку — вхождение в мир человеческих отношений; прямохождение; начало понимания речи.
1.1. Новорожденность
Предпосылки и условия психического развития новорожденного. Врожденные особенности и тенденции развития. Безусловные рефлексы и их значение для развития ребенка. Особенности развития органов чувств. Значение упражнения органов. Развитие эмоциональной сферы. Комплекс оживления.
1.2. Собственно младенчество
Общая характеристика. Роль взрослого. Движения и действия младенца. Манипулирование.
Общение в младенчестве. Подражание в общении. Эмоционально-экспрессивная функция общения и ее значение для развития младенца. Вхождение младенца в мир людей и чувство доверия к ним. Возникновение предпосылок овладения речью в процессе общения. Лицо младенца. Развитие движений и действий. Телесные удовольствия. Ползание. Хватание. Манипулирование. Развитие ориентировки в окружающем мире. Развитие и паузы в младенчестве.
Игрушка как средство общения и психологического развития младенца.
Познание в младенчестве. Сензитивный период развития восприятия. Восприятие как ведущая функция.
Сгущение и паузы в развитии.
Младенец как человеческий индивид. Младенчество как период развития предпосылок к формированию личности. Индивидуальные различия младенцев.
2. Ранний возраст
Основные достижения: развитие речи; развитие соотносящих и орудийных действий; освоение замещений; развитие знаковой функции сознания; вхождение в мир постоянных вещей.
2.1. Общение ребенка раннего возраста
Общение и речь. Развитие идентификации и обособления как механизм общения. Возникновение стремления к самостоятельности. Кризис в общении.
Нормальный аутизм в раннем возрасте: специфика обособления.
2.2. Познание в раннем возрасте
Многообразие вариаций предпосылок психического развития. Особенности развития познавательной сферы в условиях традиционной и научно-обусловленной организации присвоения психических функций человека.
Развитие предметного восприятия и наглядно-действенного мышления. Особенности развития воображения и памяти.
Сензитивный период развития речи.
2.3. Предпосылки формирования личности
Особенности первых представлений о себе: отношение к своему имени, идентификация с телом, узнавание отражения в зеркале и т.д.
Внешний образ. Лицо. Овладение телом. Прямохождение. Телесные удовольствия. Имя и его значение в раннем возрасте.
Возникновение элементов самосознания. Имя как первый элемент самосознания.
Особенности притязаний на признание. Опорные значения и смыслы: «Я хороший!»; «Я сам!»; «Да!» и «Нет!»; «Хочу!»; «Буду!»; «Не буду!».
Усвоение элементарных правил общения с людьми и правил обращения с предметами. Позитивные достижения и негативные образования в развитии личности.
Ребенок раннего возраста как своеобразный носитель культуры своего народа. Возникновение стремления к обособлению. Кризис трех лет.
2.4. Предметная деятельность
Психологические новообразования, развивающиеся в предметной деятельности. Вхождение ребенка в мир вещей. Развитие предметной деятельности. Игра и продуктивные виды деятельности.
Индивидуальные различия в раннем возрасте.
3. Дошкольный возраст
Основные достижения: развитие идентификации и обособления как механизма общения; развитие рефлексии; развитие знаковой функции сознания; вхождение в мир постоянных вещей; развитие представлений об относительности мира постоянных вещей; развитие знаковой функции самосознания; вхождение в мир природы. Особенности внутреннего мира.
3.1. Особенности общения
Место дошкольника в семье. Речевое и эмоциональное общение. Стили общения, предлагаемые взрослыми. Потребность в любви и одобрении. Страх перед угрозой одиночества. Развитие механизмов идентификации и обособления. Идентификация в форме сочувствия. Отчуждение в форме гнева, страха. Эмоциональное сочувствие ребенка в группе сверстников. Общение мальчиков и девочек. Общение и готовность ребенка к школе. Нормальный аутизм в дошкольном возрасте.
3.2. Умственное развитие. Практическое овладение языком и осмысленность речи
Развитие словаря и грамматического строя речи. Развитие фонематического слуха. Осознание словесного состава речи. Развитие функций речи. Коммуникативная функция. Планирующая функция. Знаковая функция. Экспрессивная функция.
Сенсорное развитие. Сенсорные эталоны и их усвоение дошкольниками. Развитие действий восприятия.
Развитие ориентировки в пространстве и времени. Ориентировка в пространстве. Ориентировка во времени.
Восприятие рисунка. Общая характеристика развития мышления. Проблемные ситуации. Установление причинно-следственных связей. Значение усвоения знаний. Развитие мыслительных действий. Развитие образного мышления. Овладение моделями. Усвоение логических форм мышления. Предпосылки развития логических форм мышления. Логическое мышление и умственное развитие.
Особенности развития внимания, памяти и воображения. Между реальностью и воображением.
3.3. Детская личность
Имя и его значение. Внешний образ. Лицо. Формирование образа тела.
Притязание на признание: позитивные достижения и негативные образования. Детская ложь. Детская зависть.
Половая идентификация. Особенности формирования половой идентичности.
Психологическое время личности. Начало освоения своего личного прошлого и настоящего. Специфика отношения к будущему.
Социальное пространство личности. Роль моральных эталонов в формировании личности. Личностный смысл поступка как намеренного действия и идентификация с полярными эталонами. Развитие стремления к нравственному поступку.
Формирование системы мотивов. Соподчинение мотивов.
Особенности развития самосознания и самооценки. Динамика развития чувств. Возникновение воли как способности к управлению поведением.
3.4. Игра и другие виды деятельности
Общая характеристика игровой деятельности. Игровые отношения детей. Реальные отношения детей в ситуации игры. Влияние игры на развитие функций речи. Игрушка как средство психического развития ребенка.
Изобразительная деятельность. Развитие графических образов. Образование графических шаблонов. Использование цвета. Динамика развития содержания детского рисунка.
Индивидуальные различия в дошкольном возрасте.
4. Младший школьный возраст
4.1. Социальная ситуация в жизни младшего школьника
Проблема смены места ребенка в системе общественных отношений. Социальная ситуация развития ребенка, поступившего в школу. Обучение и воспитание в школе как основное условие психологического развития младших школьников. Место школьника в семье. Учитель и одноклассники.
Шестилетние дети в условиях школы. Деятельность в младшем школьном возрасте. Изменение объективных условий (социальной ситуации) психического развития с приходом ребенка в школу.
Учебная деятельность. Готовность к школе. Общая характеристика учебной деятельности. Структура учебной деятельности. Формирование системы отношений к школе, учителю, учебным обязанностям. Усвоение моральных норм и правил поведения. Осознание прав и обязанностей школьника.
Изменение отношения к учебе на протяжении младшего школьного возраста. Влияние стиля общения на формирование отношения к школе, сверстникам, учителю. Проблема оценки.
Влияние интереса к содержанию учебной деятельности младшего школьника.
Игра и учение в младшем школьном возрасте.
Психологические особенности трудовой деятельности младшего школьника.
4.2. Основные достижения
Развитие идентификации и обособления как механизма общения; развитие рефлексии; вхождение в мир постоянных вещей и в мир природы. Особенности внутреннего мира.
4.3. Особенности общения
Общение с родителями и другими взрослыми. Влияние стиля работы учителя на развитие общения детей.
Общение и речь в школе.
Социальная жизнь младшего школьника. Роль личности учителя в обучении и воспитании младшего школьника. Влияние стиля общения учителя на общение детей. Роль классного воспитателя в формировании у младших школьников общественной позиции. Общение мальчиков и девочек в классе.
Необходимость единства педагогических воздействий семьи и школы.
Особенности общения со сверстниками.
Специфика идентификации и обособления: позитивные достижения и негативные образования в общении.
4.4. Умственное развитие
Особенности формирования интеллектуальных процессов в условиях решения учебных и практических задач. Содержание обучения как источник умственного развития в школьном возрасте.
Возрастные особенности и возможности усвоения знаний. Проблема интеллектуализации психических процессов: развитие восприятия и наблюдательности. Память младшего школьника, пути повышения ее эффективности. Особенности воображения и внимания.
4.5. Личность ребенка
Формирование личности младшего школьника. Особенности развития самосознания.
Имя. Внешний образ. Лицо. Тело. Центрация на имени и физическом «Я». Развития отношения к себе: идентификация с «Я».
Притязание на признание: позитивные достижения и негативные образования.
Половая идентификация: особенности развития гендерных представлений.
Психологическое время детской личности в младшем школьном возрасте.
Социальное пространство в самосознании ребенка младшего школьного возраста. Отношение к правам и обязанностям. Развитие моральных представлений. Развитие стремлений к нравственному поступку. Личностный смысл поступка.
Развитие чувств. Особенности воли. Формирование социальной активности младшего школьника. Значение формирования основ экологического сознания.
Психология формирования национального и интернационального самосознания.
Особенности развития личности в условиях психической депривации.
Индивидуальные различия в младшем школьном возрасте.
II. Отрочество
Достижения возраста: сензитивность к социальным явлениям; рефлексия на себя и других; потребность к идентификации со сверстниками и кумиром; потребность в обособлении.
1. Условия и образ жизни в отрочестве
1.1.Социальная ситуация в жизни отрока
Подросток в семье, школе и среди сверстников.
1.2. Основные достижения
Специфика развития идентификации и обособления; специфика развития рефлексии; особенности отношения к правилам в социальных ситуациях общения, в мире постоянных вещей и в мире природы. Особенности внутреннего мира.
1.3. Учебная деятельность и другие виды деятельности в подростковом возрасте
Стимулы и мотивы учения. Формирование учебных мотивов, их устойчивость.
Развитие моральных норм и правил поведения. Отношение к обязанностям школьника.
Изменения отношения к учебе на протяжении подросткового возраста.
Психологические особенности трудовой деятельности в подростковом возрасте.
Игры в отрочестве.
2. Особенности общения
2.1. Общение в отрочестве. Особая психологическая значимость общения
Особенности общения подростков с родителями и другими взрослыми. Общение с учителями в школе. Потребность в доверительном общении со взрослым. Общение со сверстниками. Дружба. Совместное отчуждение от взрослых. Максимализм в общении. Специфика идентификации и обособления в подростковом возрасте: позитивные достижения и негативные образования.
Потребность в развитии речи как средстве общения. Мир общения подростков. Автономная речь в подростковых группах. Эскапизм и аутизм в подростковом возрасте.
Развитие сензитивности к социальному окружению.
2.2. Общение со сверстниками
Общение со сверстниками как потребность и значимая деятельность. Особенности времяпрепровождения. Поиск друга.
Общение и половая идентификация. Психология сексуальных взаимодействий подростков. Психологические стрессы по поводу подростковой беременности. Первая любовь.
Особенности вербального и невербального общения.
Психологическое стремление к самостоятельности. Парадокс застревания на негативистических и конформистских позициях.
3. Умственное развитие
3.1. Развитие речи в младшем школьном возрасте
Вхождение в реальность знаковых систем языка. Верхний уровень речевой культуры. Школа, язык и индивидуализация. Подростковая языковая субкультура. Сленг. Значение жестов в общении подростков.
3.2. Развитие высших психических функций
Сенсорное развитие. Восприятие изобразительного искусства. Восприятия музыки. Развитие мышления и прогнозы будущего интеллектуального потенциала. Развитие внимания, памяти, воображения. Между реальностью и воображением.
4. Личность отрока
4.1. Особенности идентификации с собственным «Я»
Особенности формирования личности в подростковом возрасте.
Кризис личности в отрочестве. Кризис идентификации со своей внешностью и со своими представлениями о себе. Особенности обособления и отчуждения в подростковом возрасте. Особенности идентификации с собственным Я и с другими (взрослыми, сверстниками, кумирами).
4.2. Самосознание в отрочестве
Специфика самосознания. Отношение к себе физическому (лицо, тело; экспрессия).
Притязания на признание у подростков. Притязание на признание: позитивные достижения и негативные образования. Обострение потребности в признании. Особая значимость в притязании на признание своей уникальности. Амбивалентность в отношении двойственной позиции: «Быть как все» и «Не путайте меня с другим».
Специфика половой идентификацииобособления в подростковом возрасте.
Особенности отношения подростка к своему прошлому, настоящему и будущему. Страх смерти. Подростковая суицидальность.
Социальное пространство личности отрока. Типология субъективной оценки социального пространства. Отношение подростка к правам и обязанностям. Воспитание чести, совести, чувства собственного достоинства – необходимое условие становления личности.
Противоправное поведение подростков. Алкоголизм и наркомания в подростковом возрасте.
Значение формирования основ экологического сознания. Психология формирования национального и интернационального самосознания.
Особенности развития личности отрока в условиях депривации.
Индивидуальные различия в отрочестве.
III. Юность
Достижения возраста: сензитивность к социальным явлениям; рефлексия на себя и других; ориентация на жизненные перспективы; потребность к идентификации с собственным Я, потребность в обособлении. Поиск смысла жизни.
1. Условия и образ жизни в юности
Социальная ситуация жизни в юности
Профессиональные ориентации. Жизнь в родительской семье. Создание своей семьи. Возрастные периоды юности.
Учебная деятельность в юношеском возрасте
Понимание необходимости учебы. Значение нерегламентированных условий приобретения знаний. Роль учения в формировании личности.
Познавательная сфера и творчество в юношеском возрасте.
Позитивные тенденции в развитии: стремление к знаниям и профессионализму, расширение интересов в сфере искусства. Негативные тенденции.
Трудовая деятельность в юношеском возрасте
Выбор профессии – обязанность и право в юношеском возрасте. Ответственное отношение к своему будущему и обществу при выборе профессии. Понимание необходимости трудовой деятельности. Роль труда в формировании личности.
2. Особенности общения
2.1. Общение в юности
Проблема отцов и детей. Потребность в общении с кумиром и референтной группой.
Потребность в освоении продуктивных приемов общения и развития речи. Мир чтения в юности.
Общение со сверстниками: приятельство; дружба; любовь.
Развитие потребности участия в общественной жизни, формальных и неформальных организациях. Условия формирования инициативы, принципиальности и ответственности в юношеском возрасте.
Притязание на уникальность и способы его удовлетворения в общении.
Специфика идентификации и обособления: позитивные достижения и негативные образования в общении.
Развитие сензитивности к социальному окружению: принципиальные достижения в понимании значения позитивного общения.
Специфика юношеской толерантности, максимализма и негативизма.
2.2. Общение со сверстниками
Особенности и времяпрепровождения. Дружба в юности.
Общение и половая идентификация. Психология сексуальных взаимодействий. Любовь в юности. Ранний брак.
Эскапизм и аутизм в юношеском возрасте.
3. Познавательная деятельность в юности
Познавательная деятельность как осознанная необходимость развития. Потребность в наблюдении и созерцании. Потребность в развитии мышления.
Познание и личность. Познание в сфере профессиональной деятельности. Потребность в познании. Личностное знание.
4. Личность в юности
4.1. Особенности идентификации с собственным «Я»
Особенности формирования личности в юношеском возрасте. Кризис личности в юности.
Идентификация со своей внешностью и со своим представлением о себе. Тело. Опьянение. Сексуальные влечения.
Особенности обособления и отчуждения в юношеском возрасте. Особенности идентификации с собственным Я и с другими (реальными людьми и героями художественных образов).
4.2. Самосознание в юности
Притязание на признание и формы участия в общественной жизни. Позитивные достижения и негативные образования личности на фоне притязаний на признание.
Специфика половой идентификации в юности: идентификация со своим телом и всем физическим обликом; психический склад; поведение и ожидания юноши (девушки). Психологическая нестабильность половой идентичности.
Психологическое время в структуре самосознания личности. Отношение к жизни и смерти. Юношеская суицидальность. Значение планирования своего будущего.
Социальное пространство личности в юности. Формирование образа своего места во всех реалиях человеческого существования: в предметном мире, в образно-знаковых системах, в природе, в реалиях социального пространства, в виртуальном мире.
Самовоспитание в юношеском возрасте. Формирование жизненной позиции и этнических убеждений. Воспитание чести, совести, чувства собственного достоинства. Чувство личности в юношеском возрасте. Развитие творческой активности как самовыражения. Юношеские дневники и их значение. Формирование мировоззрения.
Ориентация на снижение чувства личности.
Противоправное поведение в юности. Алкоголизм и наркомания.
Экологическое сознание в юношеском возрасте.
Психология национального сознания.
Проблема позитивной социальной активности. Выбор жизненных целей и их реализация.
Особенности развития личности юноши в условиях депривации.
Индивидуальные различия в юности.
IV. Взрослость
Социальная ситуация жизни человека в период взрослости. Профессиональная и общественная деятельность. Семья. Характер одиночек.
Закономерности развития взрослого. Проблемы самореализации личности взрослого: на уровне высших духовных форм и на уровне «игры на понижение».
1. Общественно полезный труд как ведущая деятельность
Профессиональные и творческие достижения в различных видах деятельности взрослого человека. Стремление к новому и стереотипность в профессиональной деятельности.
Возможности учения в период взрослости. Формы и методы обучения взрослых.
2. Общение взрослых
Деловое и непосредственное общение. Общение в производственных группах и коллективах. Специфика общения мужчин и женщин. Любовь и семья как ценности. Дружеские объединения взрослых.
Самостоятельность, негативизм и конформизм взрослых в общении.
Толерантность и агрессивность в общении.
3. Познавательная деятельность
Познание в сфере профессиональной деятельности.
Познание как профессия (философия, наука, искусство и др.). Познавательные интересы взрослых, не связанные с профессиональной деятельностью. Познание как условие развития личности.
4. Личность взрослого
Особенности идентификации с собственным «Я». Социальная активность взрослого человека. Значение активности в профессиональной деятельности для развития человека как личности, субъекта деятельности и индивидуальности.
Притязание на признание в профессиональной деятельности, в общественной жизни. Притязание на признание в семье. Позитивные достижения и негативные образования личности на фоне притязаний на признание.
Стабилизация половой идентификации взрослых.
Психологическое время взрослых в разные возрастные периоды. Таинство мгновенной жизни.
Отношение к правам и обязанностям у взрослых: стабилизация позиции.
Значение ценностных ориентаций и мировоззрения в моральной устойчивости личности. Жизненные позиции и самостоятельность взрослого человека.
Проблема экологического сознания взрослого.
Особенности национального самосознания взрослых. Стереотипы, новое мышление и личность взрослого.
Взрослый человек как зрелая личность. Взрослый как консерватор. Взрослый как конформист.
Подведение итогов и перспективные планы жизни на разных этапах взрослости. Взрослость и проблема смысла жизни.
Разнообразие типов личности взрослого человека.
V. Поздний (пожилой и старческий) возраст
Социальная ситуация жизни людей пожилого и старческого возраста. Участие в профессиональной и общественной деятельности. Место в семье. Одинокая старость. Периодизация позднего возраста. Возрастные закономерности и психологические особенности нормального старения.
1. Деятельность в пожилом старческом возрасте
Творчество в пожилом возрасте.
Пожилой человек в общественной жизни. Старость и мудрость опыта жизни.
2. Общение в старости
Значение общения со сверстниками. Пожилой и старый человек в семье из трех-четырех поколений. Психология отношения пожилых к детям, молодежи и людям других возрастов.
3. Познавательная деятельность
Познание как профессия. Особенности познавательных интересов пожилых, не занятых прежде профессиональной и умственной деятельностью.
Феномен ясности мысли в старости.
Отношение к проблемам человечества. Умственное и эмоциональное переживание непреходящей ценности жизни и неизбежности физической смерти. Психология бессмертия человеческого духа.
4. Личность в пожилом и старческом возрасте
Значение социальной активности в позднем возрасте.
Кризис идентификации со своей внешностью и физическим «Я» в позднем возрасте.
Притязания и формы участия в общественной жизни.
Кризис предпенсионного и послепенсионного периода.
Особенности половой идентификации в позднем возрасте.
Новая представленность для пожилого человека его прав и обязанностей.
Эскапизм и одиночество в пожилом возрасте.
Суицидальность в пожилом возрасте.
Психологическая готовность к старости.
Психологические новообразования пожилого человека.
Психологически зрелая личность в пожилом и старческом возрасте.