Возрастная психология
1.2. Собственно младенчество
Общая характеристика. Роль взрослого. Движения и действия младенца. Манипулирование.
Общение в младенчестве. Подражание в общении. Эмоционально-экспрессивная функция общения и ее значение для развития младенца. Вхождение младенца в мир людей и чувство доверия к ним. Возникновение предпосылок овладения речью в процессе общения. Лицо младенца. Развитие движений и действий. Телесные удовольствия. Ползание. Хватание. Манипулирование. Развитие ориентировки в окружающем мире.
Игрушка как средство общения и психического развития младенца. Познание в младенчестве. Восприятие как ведущая функция. Младенец как человеческий индивид. Младенчество как период развития предпосылок к формированию личности. Индивидуальные различия младенцев.
2. РАННИЙ ВОЗРАСТ
Основные достижения: развитие речи; развитие соотносящих и орудийных действий; освоение замещений; развитие знаковой функции сознания; вхождение в мир постоянных вещей.
2.1. Общение ребенка раннего возраста
Общение и речь. Развитие идентификации и обособления как механизм общения. Возникновение стремления к самостоятельности. Кризис в общении.
2.2. Познание в раннем возрасте
Развитие предметного восприятия и наглядно-действенного мышления. Особенности развития воображения и памяти.
2.3. Предпосылки формирования личности
Особенности первых представлений о себе: отношение к своему имени, идентификация с телом, узнавание отражения в зеркале и т.д.
Внешний образ. Лицо. Овладение телом. Прямохождение. Телесные удовольствия. Имя и его значение в раннем возрасте.
Возникновение элементов самосознания. Имя как первый элемент самосознания. Усвоение элементарных правил общения с людьми и правил обращения с предметами.
Ребенок раннего возраста как своеобразный носитель культуры своего народа.
Возникновение стремления к обособлению. Кризис трех лет.
2.4. Предметная деятельность
Психологические новообразования, развивающиеся в предметной деятельности. Вхождение ребенка в мир вещей. Развитие предметной деятельности. Игра и продуктивные виды деятельности.
Индивидуальные различия в раннем возрасте.
3. ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Основные достижения: развитие рефлексии; развитие знаковой функции сознания; развитие представлений об относительности мира постоянных вещей.
Предметная и орудийная деятельность дошкольника. Игра как ведущая деятельность дошкольника. Продуктивные виды деятельности — рисование, аппликация, конструирование и др. Обучение в дошкольном возрасте.
Источник
Экспрессивная функция
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .
Смотреть что такое «Экспрессивная функция» в других словарях:
экспрессивная функция — функция выражающая отношение говорящего к высказыванию. См. функциональное содержание речевой коммуникации … Толковый переводоведческий словарь
экспрессивная функция — 1. Общеязыковая когнитивная функция, связанная с передачей смысла предложения – результата мышления, конкретного содержания предложения 2. Вторичная, стилистическая функция, характерная, например, для публицистического стиля. (Примечание: [ <… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
Эмоционально-экспрессивная функция языка — Одна из базовых функций языка: предназначение языка быть одним из средств выражения чувств и эмоций. ♦ функции языка См. также: Поэтическая функция языка, Функции языка … Словарь социолингвистических терминов
эмотивная (эмоционально-экспрессивная) функция — Использование языка для выражения личного (субъективного) отношения к содержанию сообщения или к собеседнику … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
эмоционально-экспрессивная функция языка — Одна из базовых функций языка: предназначение языка быть одним из средств выражения чувств и эмоций … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
Эмоционально-экспрессивная функция языка — Одна из базовых функций языка: предназначение языка быть одним из средств выражения чувств и эмоций … Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник
Функция (в языкознании) — Функция в языкознании, способность языковой формы к выполнению того или иного назначения (нередко синоним терминам «значение» и «назначение» языковой формы); зависимость или отношения между единицами языка, обнаруживаемые на всех уровнях его… … Большая советская энциклопедия
Функция — I Функция (от лат. functio совершение, исполнение) (философская), отношение двух (группы) объектов, в котором изменение одного из них ведёт к изменению другого. Ф. может рассматриваться с точки зрения следствий (благоприятных,… … Большая советская энциклопедия
экспрессивная (эмотивная) функция языка — Назначение языка выступать как средство выражения чувств и эмоций человека, его внутреннего состояния … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
Поэтическая функция языка — (Эстетическая функция языка) Производная от эмоциональной функции языка предназначение языка быть выразителем художественной творческой потенции, наиболее полно реализуемой в художественной литературе, особенно в поэзии. См. также:… … Словарь социолингвистических терминов
Источник
Экспрессивная функция
Она означает стремление партнеров по коммуникации выразить и понять эмоциональные переживания друг друга. Так, межличностная коммуникация всегда начинается с установления контакта между партнерами. При этом важно не только сообщить необходимую для общения информацию (представиться), выбрав для этого стереотипные вербальные высказывания, но и дополнить их невербальными средствами (улыбка, рукопожатие), которые должны показать нашу расположенность (нерасположенность) к контакту. Плохое первое впечатление может разрушить далеко идущие планы партнеров. Выражение эмоций очень важно и в дальнейшем общении, когда укрепляются намеченные связи между людьми, осуществляется какой-то совместный проект.
Экспрессивная функция проявляется в выражении чувств, эмоций в процессе коммуникации через вербальные и невербальные средства. Они связаны с выбранным стилем речевого общения, используемыми невербальными средствами коммуникации. В зависимости от того, какой способ передачи чувств и эмоций выбран, экспрессивная функция может значительно усилить или ослабить информационную функцию коммуникации. Особое значение экспрессивная функция имеет для творческих людей, создаюших произведения, которые должны быть оценены другими и в которых отражается их собственное образное восприятие мира и эмоциональное отношение к нему. В ходе осуществления этой функции в партнере возбуждаются нужные эмоциональные переживания, которые в свою очередь способны изменить собственное эмоциональное состояние.
Прагматическая функция
Эта функция позволяет регламентировать поведение и деятельность участников коммуникации, координировать их совместные действия. Она может быть направлена как на себя, так и на партнера, в ходе осуществления этой функции возникает необходимость прибегать как к побуждению партнера к выполнению какого-то действия, так и к запрещению каких-то поступков. Ведь человек общается ради достижения каких-то целей, для чего осуществляет определенную деятельность, которая в свою очередь нуждается в постоянном контроле и корреляции. Именно это и выполняет прагматическая функция коммуникации.
Интерпретативная функция
Она служит прежде всего для понимания своего партнера по коммуникации, его намерений, установок, переживаний, состояний. Лело в том, что различные средства коммуникации не только отражают события окружающей действительности, но и интерпретируют их в соответствии с определенной системой ценностей и политических ориентиров. Некоторые зарубежные исследователи называют это свойство коммуникации interpretation function, подчеркивая таким образом значение именно интерпретации информации, отбора и освещения фактов с определенных позиций. В то же время эта функция зачастую используется для передачи конкретных способов деятельности, оценок, мнений, суждений и т.д.
Задачи коммуникативного процесса.
Первая. Интеграция отдельных индивидов в социальные группы и общности, а социальных групп и общностей – в единую и целостную систему общества.
Вторая. Внутренняя дифференциация общества, составляющих его групп, общностей, социальных организаций и институтов.
Третья. Отделение и обособление общества и различных групп общностей друг от друга в процессе их общения и взаимодействия.
Четвертая. Создание предпосылок и основных компонентов для подготовки, принятия и осуществления управленческого решения.
Источник
Особенности развития эмоциональной экспрессии у детей младшего дошкольного возраста
Елена Кузнецова
Особенности развития эмоциональной экспрессии у детей младшего дошкольного возраста
Знания и представления о чувствах, эмоциях у ребёнка формируются в основе своей в дошкольном возрасте и составляют часть его общего когнитивного развития. В норме ребенок должен интересоваться содержанием и проявлением различных эмоциональных состояний. Современное эмоционально-экспрессивное развитие дошкольника подразумевает наличие у ребёнка представлений об основных эмоциональных модальностях (радость, горе, страх, гнев, презрение, обида, зависть, вина).В структуру данных представлений входят: экспрессивное значение эмоции (выражение, импрессивное значение (переживание, ситуационное значение (содержание). Ребенок должен ориентироваться в признаках (мимических, пантомимических) различных эмоций и соотносить их определённым значением [25].
Е. И. Изотова и Е. В. Никифорова рассматривают восприятие относительно формирования перцептивного образа, т. е. организация воспринимаемого объекта в комплексе его свойств и качеств. Совокупность организованных признаков (мимика, жесты, позы, речь и др.) при восприятии является предметом опознавания, т. е. основой для определения модальности и содержания наблюдаемого экспрессивного поведения. Формирование перцептивного образа и сличение его с системой социально-перцептивных эталонов и есть суть процесса опознания. Идентификация эмоциональных объектов детьми дошкольного возраста по мнению автора имеет свою специфику. Возрастные особенности, прежде всего, определяют структуру идентификации эмоций у дошкольников. В неёвходят следующие компоненты: восприятие экспрессии, анализ соответствия экспрессивных признаков определённому эмоциональному содержанию, понимание эмоционального содержания, сопереживание (сочувствие) эмоциональному состоянию [29].
Изучение общих закономерностей эмоционально-экспрессивного развития, по мнению А. Д. Кошелевой, значительно углубляет понимание механизмов личностного и интеллектуального развития детей младшего дошкольного возраста. Одним из ключевых направлений процесса эмоционального развития автор рассматривает становление восприятия и воспроизведения младшими дошкольниками эмоциональных состояний. Установлены особенности расширения модального ряда эмоциональных переживаний, усложнение системы знаний об эмоциях у детей на разных этапах дошкольного детства [21].
Социальные чувства (эмпатия, сопереживание, любовь к близким) являются непреходящими новообразованиями дошкольного детства в развитии эмоциональной сферы. Около 3-4 лет у ребёнка начинает формироваться чувство долга. Моральное сознание, являясь основанием этого чувства, способствует пониманию ребёнком предъявляемых ему требований, которые он соотносит со своими поступками и поступками окружающих сверстников и взрослых [16].
Симпатии и сочувствия побуждают ребенка к совершению первых нравственных поступков. Даже 4-летний ребенок выполняет нравственные нормы, проявляя чувство долга, прежде всего, по отношению к тем, кому симпатизирует и сочувствует [54].
Г. А. Урунтаева у детей 4х лет отмечает их эмоциональную уравновешенность и жизнерадостность. Их настроение меньше зависит от состояния организма и значительно более стабильно [44]. Знакомые детям эмоциональные состояния (радость, грусть, злость, страх) рассматриваются в этой группе в более широком контексте с использованием не только сказочных персонажей, но и ситуаций из собственной жизни. Интенсивное развитие любознательности способствует развитию удивления, радости открытий. Эстетические чувства также получают своё дальнейшее развитие в связи с собственной художественно-творческой деятельности ребёнка. Автор указывает, что главными источниками эмоций становятся жизненные ситуации, система взаимоотношений, в которую попадает человек. Это любовь и вражда, страх и помощь, справедливость и несправедливость [44].
Постепенно дошкольниками осваиваются экспрессивные формы выражения эмоций – интонация, мимика, пантомимика. Овладение этими выразительными средствами помогают ему глубже осознать переживания другого [47].
На четвертом году в жизни ребенка появляются новые источники эмоциональных реакций. Отношения с другими людьми, в том числе со сверстниками, по мнению С. Г. Якобсон, начинают вызывать устойчивые и иногда очень сильные эмоции [49]. Такая возникающая чувствительность к состоянию другого отражается и в играх детей. Они теперь воспроизводят не игровые действия, а игровые ситуации, в которых всегда есть какие-то переживания.
На изменение роли эмоций в деятельности дошкольника указывает С. Г. Якобсон. Если на предыдущих этапах онтогенеза основным ориентиром для него являлась оценка взрослого, то теперь он может испытывать радость, предвидя положительный результат своей деятельности и хорошего настроения окружающих. У детей младшего дошкольного возраста уже достаточно ярко выражена потребность в совместных играх со сверстниками, и общении с ними. Эта потребность является предпосылкой развития социальных эмоций. Происходит интенсивное формирование навыков и привычек культурного поведения. Как подчеркивает автор, ещё одним новым источником эмоций становятся события, происходящие в вымышленном мире с героями литературных и сценических произведений [49].
В период с трех до четырёх лет дети активно владеют речью. Они начинают разбираться в окружающих явлениях и давать элементарные словесные оценки. У детей младшей группы не только закрепляются эти представления, но и формируются новые. Речь детей обретает интонационное выразительное богатство, в ней появляются различные оттенки. Всевозможные позы, жесты, мимика передают разнообразные эмоции персонажа, которого изображает ребенок [49]. Дети учатся называть и передавать с помощью жестов и различных движений разные эмоциональные состояния, учатся подбирать слова синонимы. Именно дети младшего дошкольного возраста начинают отделять себя как причину своего настроения от внешнего мира, что приводит к постепенному ослаблению эгоцентризма. Совершенствование эмоциональной регуляции поведения непосредственно связано с развитием механизма эмоциональной децентрации, появлением эмоциональной синтонии и эмпатии, проявляющих себя в способности отстраниться от собственных эмоциональных переживаний, переключиться на восприятие и понимание эмоций других.
В младшем дошкольном возрасте эмоциональные реакции детей становятся более стабильными, уравновешенными. Если у ребенка нет актуальных причин для переживаний, он – жизнерадостный человек, который преимущественно пребывает в хорошем расположении духа. Дети не так быстро и резко утомляются, психически они становятся более выносливы (что связано, в том числе и с возрастающей физической выносливостью).
В данном возрасте у ребенка появляется принципиально новая способность: сопереживать вымышленным персонажам, например, героям сказок. Эта способность требует умения представить во внутреннем плане, в себе те душевные состояния, чувства, которые испытывают герои, попадая в ту или иную ситуацию. Детям становится доступна внутренняя жизнь другого человека. Следовательно, художественные образы развивают у ребенка способность в принципе воспринимать и сопереживать чувствам другого человека. На этой основе формируется и сопереживание разным живым существам, готовность помогать им, защищать, беречь [49].
Эти новые источники изменяют и содержание эмоций, и их динамику. События, происходящие с вымышленными персонажами, вызывают сопереживание – радость и беспокойство за одних, негодование в адрес других. Эмоции по поводу взаимоотношений не исчезают как огорчение из-за не доставшейся сейчас игрушки, а устойчиво живут в детской душе [49].
Дети четырех лет гордятся качественными показателями во многих видах деятельности: умением хорошо танцевать, быстро бегать, считать; проявлением моральных качеств (выдержки, послушания, гордятся родителями. Развитие гордости происходит не только под влиянием положительной, но и отрицательной оценки, вызывающей чувство стыда. Возникновение стыда находится в зависимости от развития гордости. Если ребенок гордится своим умением правильно говорить рассказывать стихи, быть аккуратным, то он стыдится ошибок в речи, неудач в воспроизведении стихотворений, стыдится показать себя как «грязнуля» [21].
Повышение роли образного понимания эмоциональных состояний – это начальный этап развития эмпатии, одно из условий овладения словесными обозначениями эмоций, условие эмоционального благополучия в группе сверстников. Н. С. Ежковой указывает, что переход образного понимания эмоциональных проявлений на уровень осмысления невозможен без их точной вербализации [12]. В младшем дошкольном возрасте сущность эмпатийных переживаний меняется в связи с дифференцированием (отделением) себя и партнёра как самостоятельных объектов общения и переживания. Ребенок в процессе общения со взрослыми и сверстниками начинает предвосхищать последствия возникающих ситуаций и эмоционально оценивать себя и других, т. е. начинает функционировать механизм эмоционально-когнитивной децентрации. Это стимулирует развитие более сложных форм эмпатии (сопереживание, сочувствие, содействие) [19].
Е. И. Изотова и Е. В. Никифорова указывают, что становление эмоциональной регуляции общения и поведения в младшем дошкольном возрасте обуславливает появление эмоциональной децентрации, становления способности ребенка к эмпатии, проявляющей себя в последовательной смене форм ее проявления, от сопереживания к сочувствию, а от него к содействию [14]. С. Г Якобсон подчеркивает, что этот возраст подготавливает возникающую в пять лет способность осознавать и контролировать собственные эмоциональные состояния и реакции [49]. Развитие способности к эмпатии находится в прямой зависимости с уровнем развития у младшего дошкольника способности к дифференциации и идентификации эмоциональных состояний и совершенствуется на протяжении всего дошкольного детства.
На протяжении дошкольного детства происходит ряд закономерных изменений эмоциональной сферы, обусловленных ее усложнением и обогащением [21].
Т. В. Гребенщикова выделила критерии эмоционально-экспрессивного развития детей младшего дошкольного возраста:
• наличие внимания и интереса к эмоциям человека (3-4 года) / наличие внимания и интереса к экспрессии человека (с 4-х лет);
• восприятие экспрессивных признаков (мимики, пантомимики) (с 4-х лет);
• понимание эмоции по экспрессии;
• словарь обозначений детьми эмоционального состояния человека (словарь эмоций).
• воспроизведение эмоций (с 4-х лет);
• владение мимикой, пантомимикой (с 4-х лет).
Показателями этих критериев являются:
1. декодирование эмоций по экспрессии (восприятие и понимание эмоциональных состояний по экспрессивным признакам);
2. воспроизведение (кодирование) эмоций.
Итак, младший дошкольный возраст – период интенсивного эмоционально-экспрессивного развития, в ходе которого формируются важные возрастные новообразования в эмоциональной сфере. На основе анализа психолого-педагогической литературы, мы определили критерии (декодирование эмоций по экспрессии и воспроизведение эмоций, а также показатели эмоционально-экспрессивного развития детей младшего дошкольного возраста по каждому критерию.
Игра как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста «Играя, дети учатся, прежде всего развлекаться, а это одно из самых полезных занятий на свете» мыслитель XX века Эриха Фромма Игра представляет.
Картотека игр и упражнений, направленных на развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад №186» КАРТОТЕКА Игр и упражнений, направленных на.
Консультация для родителей «Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста» Речевое развитие ребенка – один из важнейших показателей его гармоничного продвижения вперед. Первое слово малыша незамедлительно попадает.
Особенности формирования фразовой речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития в игре Игра — основной вид деятельности дошкольников. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Игра, являясь.
Особенности познавательного развития детей младшего дошкольного возраста Дошкольный возраст — период активного познавательного развития. В этот период последовательно формируются и развиваются все психические.
Особенности развития детей младшего дошкольного возраста Младший возраст – важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям с взрослыми,.
Особенности развития восприятия детей младшего дошкольного возраста В дошкольный период происходит развитие многих человеческих способностей, усвоение знаний и умений. Под влиянием воспитания и обучения происходит.
Психологические особенности эмоционального развития детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью Психологические науки Архипова М. Г. студентка 2 курса магистратуры группы 580352 ТГПУ им. Л. Н. Толстого г. Тула, Российская Федерация.
Родительское собрание «Психологические особенности развития детей младшего дошкольного возраста» На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Развивается предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого;.
Особенности грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста Автор: Рожнева Людмила Александровна, воспитатель МБДОУ «ДС «Снежинка», Пуровский р-н, п. г. т. Уренгой. В младшем дошкольном возрасте.
Источник