6 признаков эмоциональной депривации у детей
Представьте, что вы не получаете никаких проявлений любви от самых главных в вашей жизни людей. Именно так себя и чувствуют дети с эмоциональной депривацией. Будьте любящими родителями и заставьте своих детей почувствовать, насколько они важны для вас.
Поцелуи, объятия, ласка и добрые советы — это именно те признаки привязанности, которые родители должны демонстрировать своим детям. В противном случае, у них может возникнуть эмоциональная депривация. Это не пустая прихоть. Доказано, что демонстрация любви и заботы способствует хорошему психосоциальному развитию детей. Каким бы самостоятельным ни был ребенок, он практически полностью зависит от своих родителей или окружающих его взрослых.
Причем, не только с экономической или образовательной точки зрения, но и в эмоциональном и психологическом плане. Причины и последствия эмоциональной депривации у детей. Для нормального развития ребенка необходимо, чтобы родители демонстрировали ему свою любовь и понимание. Когда ребенок растет в здоровой эмоциональной среде, он перенимает хорошие привычки, которыми затем руководствуется в общении с другими людьми. Тем не менее, многие дети испытывают недостаток любви. В этом виновата либо семья, либо их непосредственное окружение. Когда происходит такая эмоциональная депривация, ее последствия непосредственно влияют на поведение детей. Эмоциональная депривация у детей и ее признаки.
В детстве дети нуждаются в знаках любви и принятия со стороны близких. Без этого они не могут чувствовать себя любимыми и защищенными. К сожалению, по мере того как ребенок растет, родители, как правило, проявляют все меньше признаков привязанности. Иногда усталость от работы и современный образ жизни, полный суеты, заставляют взрослых забывать некоторые из своих основных семейных обязанностей. Речь идет о том, чтобы демонстрировать детям любовь и заботу, напоминать им, насколько они важны. Эмоциональная депривация приводит к тому, что дети постоянно чувствуют себя одинокими или покинутыми. Связь между родителями и детьми ослабевает, и это сказывается, в том числе, на самооценке. Чтобы узнать, достаточно ли вашему ребенку проявлений любви и заботы, вам стоит проанализировать данные признаки: Ребенок постоянно испытывает беспокойство и имеет проблемы при взаимодействии с другими людьми. Он всегда занимает оборонную позицию и настороженно относится к тому, что происходит вокруг него. Ребенок страдает от стресса. Его иммунная система ослабевает из-за высокого уровня депрессии.
1. Неповиновение У детей с эмоциональной депривацией возникает потребность привлечь внимание любой ценой. Для того, чтобы их наконец заметили, дети демонстративно перестают слушаться родителей и ведут себя неадекватно в общественных местах. Например, закатывают истерику или плачут. Дети, которые хотят любви и внимания от своих родителей, часто устраивают сцены. Если они не достигают своей цели, то просто увеличивают интенсивность и частоту. Типичными признаками неповиновения у детей являются: слезы без причины агрессия гнев импульсивность внезапные перепады настроения
2. Агрессия В случае, когда дети проявляют агрессию, специалисты рекомендуют уделять им повышенное внимание и слушать, что они пытаются сказать. Таким образом, они будут чувствовать себя значимыми и обретут достаточную уверенность, чтобы рассказать о том, что их беспокоит.
3. Чувство незащищенности Столкнувшись с эмоциональным вакуумом, дети чувствуют себя крайне уязвимыми. У них появляются страхи при общении с другими людьми. Поскольку они не чувствуют себя в безопасности, то постоянно держат оборону. По этой причине недоверие со стороны ребенка является ясным сигналом о том, что что-то идет не так.
4. Страх Часто ребенок не способен самостоятельно справиться с эмоциональной депривацией. Из-за этого может возникнуть чувство пустоты и недоверия, которое будет усиливаться по мере взросления. Страх быть брошенным существует у каждого ребенка. Однако когда дети не видят знаков любви со стороны родителей, он лишь усиливается.
5. Плохая успеваемость Отсутствие внимания и любви может привести даже к проблемам с успеваемостью. Дети перестают уделять внимание учебе и делать домашние задания. По мнению психологов, у детей с эмоциональной депривацией часто появляются проблемы с речью и с учебой. В семьях, где не принято открыто проявлять любовь, как правило, дети начинают говорить гораздо позже. Кроме того, они испытывают проблемы с социализацией. Дети подвергают свои эмоции строгой цензуре и стараются избегать привязанности к кому-либо.
6. Зависимость от гаджетов Некоторые родители полностью передают воспитание цифровым устройствам. С практической точки зрения удобно, что дети тихо сидят, уткнувшись в планшет, телефон или телевизор. Однако, технологический пузырь, который их окружает, не оставляет места проявлению живых эмоций.
Заключение. Эмоциональная депривация у детей приводит к тому, что у них появляется страх потерять своих близких. В результате ребенок постоянно находится в напряжении. Он настороженно относится ко всему, что происходит вокруг него. Дети, которые растут в семьях, где не хватает любви, находятся в состоянии постоянной тревоги. Они постоянно стремятся к эмоциональным отношениям, которые могут удовлетворить их потребность чувствовать себя любимыми. Необходимо учитывать, что дети нуждаются в постоянном проявлении любви и привязанности. Они не могут нормально расти без ласки, поцелуев и объятий. Искренняя любовь и забота со стороны родителей имеют решающее значение для формирования личности и созревания мозга. Доказано, что если ребенок растет, не чувствуя любви, развитие нейронов идет медленнее, и это снижает познавательные способности. Эмоциональная депривация может привести к тому, что из ребенка вырастет очень неуверенный в себе человек. Он будет отличаться эмоциональной незрелостью, эгоизмом и проблемами идентичности. Когда дети растут в среде, где нет места проявлению чувств, у них в дальнейшем возникают проблемы с поддержанием стабильных отношений и часто случаются конфликты с окружающими.
Источник
Двигательная депривация детей дошкольного возраста с ОВЗ
Призова Надежда
Двигательная депривация детей дошкольного возраста с ОВЗ
Проблема двигательной депривациидетей дошкольного возраста в физическом воспитании стоит достаточно остро. Это объясняется тем, что количество детей с ограниченными возможностями ежегодно растет, так по данным Министерства здравоохранения развития в России проживает 1,6 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья. К ним относятся дети с нарушением восприятия, с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, дети умственно отсталые и с задержкой психического развития, дети с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, с тяжелыми нарушениями речи, а также со сложными, комбинированными недостатками в развитии.
Л. Н. Бережнова отмечает ключевые слова в понятии «депривация» — это лишение и ограничение, которое зависит не от самого человека, а от разных жизненных обстоятельств и факторов. Поэтому термин «двигательная депривация» прежде всего, рассматривается как состояние, испытываемое человеком при невозможности реализации потребности в движениях, а так же ограничение двигательной активности связанное с любыми факторами.
С двигательной депривацией человек сталкивается, чаще всего, тогда, когда есть ограничения в движениях (в результате травмы, болезни, или в других случаях). Такая депривация, не является непосредственно психической, оказывает тем не менее сильное воздействие на психическое состояние человека. Двигательная депривация влияет и на психическое развитие человека. В частности, в возрастной психологии получены данные о том, что развитие движений является одним из факторов формирования «образа Я». Ограничение детей в их стремлении бегать, лазать, прыгать, ползать приводят к возникновению тревожности, раздражительности и агрессивному поведению.
Л. А Ядвиршис в своих исследованиях, что основные причины возникновения депривации могут быть:
• внутренними – условия возрастного развития,
— недостатки в психическом развитии,
— недостатки в физическом развитии,
— недостаток двигательной активности, связанный со здоровьем;
• внешними – ближайшее окружение ребенка,
— невозможность реализации потребности детей в движении.
Факторы влияющие на двигательную депривацию:
• детский фактор – не может выполнять упражнения, стесняется своего дефекта, с трудом вступает в контакт с окружающими, неуверенно выполняет упражнение, по отношению к другим проявляет агрессивность и ревность, нет интереса к упражнениям, не переносит упражнения в самостоятельную деятельности;
• родительский фактор – всегда за ребенка все выполняют, не видят пользы от физических упражнений, чрезмерно опекают, не дают развиваться его индивидуальности, стесняются дефектов ребенка, часто не замечают потребностей и желания ребенка в движении, перепоручают работу «профессионалам», не выполняют рекомендации дома, редко вникают в двигательные проблемы ребенка, не побуждают к самостоятельному выполнению, редко реагируют на эмоциональное состояние ребенка, редко организовывают социальные контакты;
• педагогические факторы – не используют различные формы физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня, опекают ребенка, спонтанные двигательные проявления ребенка не приветствуются, на прогулке запрещено бегать, играть в мяч боясь травм, не используются подвижные игры и спортивный инвентарь, не реагируют на эмоциональное состояние ребенка.
Способы преодоления последствий двигательной депривации, равно как и способы ее профилактики, очевидны — необходимо создавать условия, всемерно способствующие развитию двигательной активности ребенка:
• использовать реабилитационное оборудование, способствующее развитию движений детей с ОВЗ;
• организация специальных упражнений и занятий;
• построение организованной системы физкультурно-оздоровительной работы;
• организация подвижных игр;
• создавать эмоционально-благоприятную атмосферу при выполнении движений ребенка;
• поощрять самостоятельную двигательную активность ребенка.
Известный русский психолог и педагог И. А. Сикорский подчеркивал, что ребенку необходимо предоставлять свободу действий, поощряя его двигательную активность, чтобы давать ему повод как можно чаще и полнее напрягать и упражнять мышцы. Это позволит ребенку постоянно помнить о живущей в нем и таящейся силе, о внутренней крохотной, но необъятной мощи, о свежести и энергии всего организма и ощущать все это.
Консультация «Двигательная активность детей» Великая ценность каждого человека — здоровье, оно немыслимо без физической культуры. Дошкольный возраст является началом всех начал. Именно.
Двигательная активность детей посредством посещения зоопарка г. Ростова-на-Дону Зоопарк,как всем известно, это музей живой природы, в котором вы знакомитесь с представителями животного мира нашей планеты. Здесь изучают.
Двигательная активность детей в условиях дошкольного образовательного учреждения Главная цель педагогической работы в дошкольном образовательном учреждении — охрана и укрепление здоровья, полноценное физическое и психическое.
Двигательная активность детей во время прогулки. Подвижная игра «Боулинг» Цель игры: Развивать глазомер, меткость, координацию движений, укреплять мышцы рук и туловища у детей, умение.
Двигательная активность — залог здоровья детей! Фотоотчет из жизни малышей Двигательная активность необходима для растущего организма, неподвижность утомляет детей. Внутри каждого ребенка свой двигатель- моторчик.
Фотоотчёт «Двигательная активность детей на прогулке» Фотоотчёт «Двигательная активность детей на прогулке» В нашем ДОУ продолжается летний оздоровительный период. Дошколята больше времени.
Консультация для педагогов «Двигательная активность — средство полноценного развития детей» Консультация для педагогов «Двигательная активность – средство полноценного развития детей» Развитие двигательной активности ребенка в.
Подвижные игры как основная двигательная деятельность детей раннего возраста. Человек – это совершенство природы. Но для того, чтобы он мог пользоваться благами жизни, наслаждаться её красотой, очень важно иметь здоровье.
Проект «Журналисты» для детей старшего дошкольного возраста на тему «Здоровье и безопасность детей дошкольного возраста» Цель: Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Задачи: Закреплять умение соблюдать правила пребывания в детском.
Учим детей общению (игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста). Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста, обеспечивают эффективность общения и совместимость с другими людьми.
Источник
Причины возникновения, проявления и последствия депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей
яна балдина
Причины возникновения, проявления и последствия депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей
«Причины возникновения, проявления и последствия депривации у ребенка,
оставшегося без попечения родителей».
Особенности психического развития детей, воспитывающихся вне семьи, без попечения родителей (в домах ребёнка, детских домах и интернатах) – актуальная проблема нашего времени.
Темп развития таких детей замедлен по сравнению с детьми, воспитывающимися в семье. Их развитие и здоровье имеют ряд негативных особенностей, которые отмечаются на всех этапах – от младенчества до подросткового возраста и дальше.
Для воспитанников закрытых детских учреждений каждой возрастной ступени характерны специфические и различные комплексы психологических черт, отличающих их от ровесников, растущих в семье.
Специфика развития детей, воспитывающихся в закрытых детских учреждениях, свидетельствует, что многие свойства и качества их познавательной сферы и личности сохраняются на протяжении всего рассмотренного возрастного периода, обнаруживая себя в той или иной форме. К ним можно отнести особенности внутренней позиции (слабая ориентированность на будущее, эмоциональную уплощенность, упрощенное и обеднённое содержание образа Я, сниженное отношение к себе, несформированность избирательности (пристрастности) в отношении к взрослым, сверстникам и предметному миру, импульсивность, неосознанность и несамостоятельность поведения, ситуативность мышления и поведения и многое другое.
Что такое депривация?
Психологи и психиатры встречаются с ребенком и его родителями, его семьей, чаще всего, когда неблагополучие ребенка сообщает о себе каким-либо из выраженных болезненных проявлений: страхи, навязчивости, невротические реакции, негативизм, агрессивность, нарушение сна, нарушение пищевого поведения, энурез, энкопрез, целый спектр психосоматических заболеваний, проблемы с общением, с учебой, проблемы половой, ролевой идентификации, девиантное поведение (побеги из дома, воровство) и мн. др.
И, несмотря на то, что каждый отдельный такой случай, каждая отдельная семья будет иметь свою особенную историю, общими для них становятся выявляемые в анамнезе опыт перенесения деприваций и нескомпенсированность их последствий.
Именно о депривации нам представляется чрезвычайно важным сегодня говорить. Что это такое?
Сам термин «депривация» стал широко известным в 40-50 гг. ХХ века – период массового сиротства. Исследования тех лет показали, что дети, лишенные материнской заботы и любви в раннем детстве испытывают задержку и отклонения в эмоциональном, физическом и интеллектуальном развитии. Кстати тогда же появилось понятие «анаклектическая депрессия»: множество младенцев, перенесших в самые первые месяцы своей жизни разлуку с матерью, вскоре переставали отвечать на общение, переставали нормально спать, отказывались от еды и погибали.
В современной научной литературе термин «депривация» (от лат. deprivatio – потеря, лишение чего-либо) активно используется и означает – «то психическое состояние, которое возникает в результате жизненных ситуаций, где человеку не предоставляется возможности для удовлетворения его важнейших потребностей в достаточной мере и в течение достаточно длительного времени». *
Т. е. соответственно, можно сказать, что депривация – это лишение человека чего-то сущностно ему необходимого, обязательно влекущее за собой некое искажение (разрушение, опустошение) жизни данного человека.
Психическое развитие детей, воспитывающихся вне семьи.
Психологические особенности детей, воспитывающихся в детском доме, доме ребёнка и интернате, и особенности их коммуникативной деятельности взаимосвязаны. Развитие общения у детей в большей степени обусловлено тем, как его организует и осуществляет взрослый. Взаимодействие со взрослым должно обеспечить ребёнку становление соответствующих его возрасту форм общения, его содержание. Лишенные попечения родителей, они, как правило, имеют потребность в общении, и потому при благоприятных условиях возможна сравнительно быстрая коррекция их развития. Таким образом, отклонения и задержки в развитии психики и личности ребёнка, воспитывающегося в доме ребёнка, детском доме и интернате, возникшие на ранних этапах онтогенеза, не являются фатальными.
Кратко формулируя особенности детей, оставшихся без попечения родителей,можно сделать следующие выводы:
1. Недостаточное интеллектуальное развитие ребенка может заключаться и выражаться в ослаблении или несформированности, неразвитости познавательных процессов, неустойчивости внимания, слабой памяти, слабо развитого мышления (наглядно-образного, абстрактно-логического, вербального и др., низкой эрудиции и т. д. Причинынизкого интеллектуального развития могут быть различны: от нарушения нормальной работы мозга, до отсутствия нормальной образовательно-воспитательной среды (педагогическая запущенность). Отсутствие должного внимания к интеллектуальному развитию ребенка может привести к серьезному отставанию в учебе.
2. Совместная деятельность и общение детей со сверстниками. В игре дети менее внимательны к действиям и состояниям партнера, часто вовсе не замечают обиды, просьбы и даже слез сверстника. Находясь рядом, играют порознь. Либо все играют со всеми, но совместные игры носят, в основном, процессуальный характер; отсутствует ролевое взаимодействие в игре; даже включаясь в какой-либо общий сюжет, дети действуют от себя, а не от лица ролевого персонажа. По операционному составу (по совершаемым действиям) такая деятельность очень напоминает ролевую игру, но по субъективному, психологическому содержанию существенно отличается от нее. Контакты в игре сводятся к конкретным обращениям и замечаниям по поводу действий сверстника (дай, смотри, подвинься и т. д.).
3. Проблема половой идентификации воспитанников интернатных учреждений. Стереотипы женского и мужского поведения входят в самосознание через опыт общения и идентификацию с представителями своего пола. В детских домах дети изолированы от этих ориентаций. Дошкольники уже хорошо знают о своей принадлежности к полу, стремятся утвердить себя как мальчика или девочку, в этом они мало отличаются от детей, воспитывающихся в семье. Однако качественно половая идентификация имеет существенные отличия. Если дети в семье идентифицируются с их родителями, с близкими родственниками и со сверстниками, то дети, лишенные родительского попечительства, идентифицируются, прежде всего, со своими сверстниками, т. е. мальчиками и девочками из группы.
4. Проблемы нравственного развития личности воспитанников. Проблемы нравственного развития начинаются с младшего школьного возраста и проявляются чаще всего в кражах, безответственности, подавлении и оскорблении более слабых, в снижении эмпатии, способности к сочувствию, сопереживанию и, в целом, в недостаточном понимании или непринятии моральных норм, правил и ограничений.
5. Социализация детей –сирот. Под трудностью социализации специалисты понимают комплекс затруднений ребенка при овладении той или иной социальной ролью. Осваивая эти роли, человек социализируется, становится личностью. Отсутствие нормальных для обычного ребенка контактов (семья, друзья, соседи и т. п.) приводит к тому, что образ роли создается на основе противоречивой информации, получаемой ребенком из различных источников.
6. Проблемы эмоционально-волевого развития воспитанников.Наибольшие трудности и отклонения от нормального становления личности воспитанников детских домов отмечаются всеми исследователями в эмоционально-волевой сфере: в нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, снижении самоорганизованности, целеустремленности, недостаточном развитии самостоятельности («силы личности», неадекватной самооценке. Нарушения подобного рода проявляются чаще всего в повышенной тревожности, эмоциональной напряженности, психическом утомлении, эмоциональном стрессе. Несмотря на наличие некоторых общих особенностей, характеризующих психическое развитие детей-сирот, следует иметь в виду, что в качестве субъекта психолого-педагогического сопровождения они представляют собой достаточно условную группу, внутренне дифференцированную. По существу, единственным основанием, позволяющим объединить воспитанников детских домов, является депривационный синдром. При этом, каждый ребенок имеет свою индивидуальную историю сиротства, свой опыт отношений со взрослыми, свой особый характер личностного развития, который не во всех случаях может быть квалифицирован, как отставание или задержка психического развития. В силу этих обстоятельств, психолого-педагогическое сопровождение психического развития ребенка, оставшегося без попечения родителей, может носить только индивидуальный характер. Также большое влияние на личность ребенка оказывает тот факт, что он развивается в условиях депривации.
2. Причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Психологические проблемы в развитии, как детей, так и взрослых чаще всего возникают в связи с переживанием ими лишений или потерь. Термин «депривация» используется в психологии и медицине, в обиходной речи означает лишение или ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей.
В зависимости от лишений человека выделяют различные виды деприваций – материнскую, сенсорную, двигательную, психосоциальную и другие. Охарактеризуем кратко каждый из названных видов деприваций и покажем, какое влияние оказывают они на детское развитие.
Материнская депривация.
Нормальное развитие ребенка в первые годы жизни связано с постоянством ухода за ним как минимум одного взрослого человека. В идеале – это материнский уход. Однако наличие другого заботящегося о малыше человека при невозможности материнского ухода также позитивно отражается на психическом развитии младенца. Нормативное явление в развитии любого ребенка – формирование привязанности к взрослому человеку, ухаживающему за ребёнком. Такую форму привязанности в психологии называют материнской привязанностью. Различают несколько типов материнской привязанности – надежную, тревожную, амбивалентную.
Отсутствие или нарушение материнской привязанности, связанное с насильственным отделением матери от ребенка, приводит к его страданию и негативно отражается в целом на психическом развитии. В ситуациях, когда ребенок не разлучен с матерью, но недополучает материнскую заботу и любовь, также имеют место проявления материнской депривации. В формировании чувства привязанности и защищенности определяющее значение имеет телесный контакт ребенка с матерью, например, возможность прижаться, ощутить теплоту и запах материнского тела. По наблюдениям психологов, у детей, живущих в негигиенических условиях, зачастую испытывающих голод, но имеющих постоянный физический контакт с матерью, не возникает соматических расстройств. Вместе с тем, даже в самых лучших детских учреждениях, обеспечивающих правильный уход за младенцами, но не дающих возможности телесного контакта с матерью, встречаются соматические расстройства у детей. Материнская депривация формирует тип личности ребенка, характеризуемый безэмоциональностью психических реакций. Психологи различают характеристики детей, от рождения лишенных материнского ухода и детей, насильственно отделенных от матери после того, как эмоциональная связь с матерью уже возникла. В первом случае (материнская депривация от рождения) формируется устойчивое отставание в интеллектуальном развитии, неумение вступать в значимые отношения с другими людьми, вялость эмоциональных реакций, агрессивность, неуверенность в себе. В случаях разрыва с матерью после сложившейся привязанности у ребенка начинается период тяжелых эмоциональных реакций. Специалисты называют ряд типичных стадий этого периода – протест, отчаяние, отчуждение. В фазе протеста ребенок предпринимает энергичные попытки вновь обрести мать или человека, осуществляющего уход. Реакция на разлуку в этой фазе преимущественно характеризуется эмоцией страха. В фазе отчаяния ребенок проявляет признаки горя. Ребенок отвергает всяческие попытки ухода за ним других людей, длительное время безутешно горюет, может плакать, кричать, отказываться от пищи. Стадия отчуждения характеризуется в поведении маленьких детей тем, что начинается процесс переориентации на другие привязанности, что способствует преодолению травмирующего действия разлуки с близким человеком. Сенсорная депривация. Пребывание ребенка вне семьи – в интернате или другом учреждении зачастую сопровождается переживанием им недостатка в новых впечатлениях, называемого сенсорным голодом. Обедненная среда обитания вредна для человека любого возраста. Исследования состояний спелеологов, подолгу находящихся в глубоких пещерах, членов экипажей подводных лодок, арктических и космических экспедиций (В. И. Лебедев) свидетельствуют о значительных изменениях в общении, мышлении и других психических функциях взрослых людей. Восстановление нормального психического состояния для них связано с организацией особой программы психологической адаптации. Для детей, переживающих сенсорную депривацию,свойственно резкое отставание и замедление всех сторон развития: неразвитость двигательных навыков, неразвитость или несвязанность речи, торможение умственного развития. Еще великий русский ученый В. М. Бехтерев отмечал, что к концу второго месяца жизни ребенок ищет новые впечатления. Бедная стимульная среда вызывает безучастность, отсутствие реакции ребенка на окружающую его действительность. Двигательная депривация. Резкое ограничение возможности движения в результате травм или болезней обуславливает возникновение двигательной депривации. В нормальной ситуации развития ребенок ощущает свою способность влиять на окружающую среду посредством собственной двигательной активности. Манипулирование игрушками, указательно-просительные движения, улыбка, крик, произнесение звуков, слогов, лепетание – все эти действия младенцев дают им возможность на собственном опыте убеждаться в том, что их влияние на окружение может иметь осязаемый результат. Эксперименты с предложением младенцам различных видов подвижных конструкций показали четкую закономерность – возможность ребенка управлять движением предметов формирует у него двигательную активность, невозможность воздействовать на движение игрушек, подвешенных к колыбели, формирует двигательную апатию. Неспособность изменять окружающую среду обуславливает возникновение фрустрации и связанных с ней пассивности или агрессии в поведении детей. Ограничения детей в их стремлении бегать, лазать, ползать, прыгать, кричать приводят к возникновению тревожности, раздражительности, агрессивному поведению. Значимость двигательной активности в жизнедеятельности человека подтверждается примерами экспериментальных исследований взрослых людей, которые отказываются от участия в экспериментах, связанных с длительной неподвижностью, несмотря даже на предлагаемые последующие вознаграждения.
Эмоциональная депривация.
Потребность в эмоциональном контакте – одна из ведущих психических потребностей, оказывающих воздействие на развитие психики человека в любом возрасте. «Эмоциональный контакт становится возможным только тогда, когда человек способен к эмоциональному созвучию с состоянием других людей. Однако при эмоциональной связи существует двусторонний контакт, в котором человек чувствует, что является предметом заинтересованности других, что другие созвучны с его собственными чувствами. Без соответствующего настроя людей, окружающих ребёнка, не может быть эмоционального контакта». Специалисты отмечают ряд существенных особенностей появления эмоциональной депривации в детском возрасте. Так, присутствие большого количества разных людей ещё не закрепляет эмоционального контакта ребёнка с ними. Факт общения с множеством разных людей часто влечет за собой возникновение чувств потерянности и одиночества, с которыми у ребёнка связан страх. Это подтверждают наблюдения за детьми, воспитанными в домах ребенка, у которых обнаруживается отсутствие синтонности (греч. syntonia со звучность, согласованность) —особенность склада личности: сочетание внутренней уравновешенности с эмоциональной отзывчивостью и общительностью) по отношению к окружающей среде. Так, переживание совместных празднований детей из детских домов и детей, живущих в семьях, оказывало на них различное воздействие. Дети, лишенные семейного воспитания и связанной с ним эмоциональной привязанности, терялись в ситуациях, когда их окружало эмоциональное тепло, праздник производил на них гораздо меньшее впечатление, чем на эмоционально контактных детей. После возвращения из гостей, дети из детских домов, как правило, прячут подарки и спокойно переходят к привычному образу жизни. Семейный ребенок обычно долго переживает праздничные впечатления.
В жизни, безусловно, разные виды деприваций сложно переплетаются. Каждый раз важно, кто претерпевает депривацию (возраст, пол, актуальное состояние, актуальная жизненная ситуация, биографический «багаж» человека, его общая психофизиологическая устойчивость и т. д., а также свойства (сила, длительность, жесткость) самого депривационного события, какого уровня (соматического, психического или психологического) коснутся всегда разрушительные последствия того или иного вида депривации, в какой мере (эти последствиямогут охватывать всю шкалу психических отклонений: от легких особенностей реагирования до грубых нарушений развития интеллекта и всего склада личности, и целый спектр соматических изменений, и, будут ли следствия депривации реактивными или же отставленными по времени – множество курсов специальных дисциплин посвящено данным вопросам. И хотя единого взгляда на проблему нет, множество вопросов не разработано еще в полной мере, все же все исследователи без сомнений сходятся в одном, что депривации, переживаемые в детском возрасте, оказывают наиболее мощное патогенное действие.
Детство – особый, наиболее тонкий и хрупкий период, когда формируется в некотором смысле «ткань» всей последующей жизни человека. И поэтому бесконечно значимым становится все, что происходит и как происходит.
Мы никогда не знаем, с каким запасом сил приходит в жизнь ребенок, но должны знать, что любая депривация наносит ему ущерб, что любая депривация – это трата жизненных сил, трата витальной энергии. Мы должны хорошо понимать, что вся последующая взрослая жизнь нашего ребенка будет нести на себе следы детских деприваций (суть – история искажений).
Ребенок – крайне несвободное существо. Он приходит в мир, и этот мир явлен для него его родителями, его семьей. И именно семья становится тем пространством, которое может отчасти уже в самом себе содержать депривационные для ребенка риски, именно семья становится тем пространством, которое сможет амортизировать (смягчать) и компенсировать существующие и случающиеся депривации, или, напротив, будет их усиливать, утяжелять и длить, а то и вовсе – порождать и множить.
Претерпевая депривацию, ребенок испытывает состояние, которое можно сравнить с тем, что испытывает человек, стоящий на краю отвесной скалы, когда его внезапно что-то толкает… И он летит… В абсолютном одиночестве… Что там внизу? Подхватят ли, поймают ли? Быть может, все обойдется благополучно. Но мгновений такого полета достаточно, чтобы претерпеть нечто ужасное. И именно такого рода опыт переживания ужасного в полном одиночестве получает ребенок с особенной силой в ситуациях материнской депривации, которую иначе можно было бы поименовать депривацией любви.
Создание у ребенка чувства защищенности, психологического комфорта, выявление его истинных психических и физических сил, предъявление соразмерных им требований – важнейшие направления профилактики реакций дезадаптации.
Для обеспечения нормального формирования психики и предотвращения ее девиаций большое значение имеет динамическая оценка психического развития и при необходимости создание для него более благоприятных условий. Для гармонизации личностных черт в целом полезна пропаганда таких воспитательных воздействий в семье и детских учреждениях, которые бы способствовали умению бороться с трудностями, управлению своими эмоциями, ограничению своих притязаний в соответствии с возможностями и т. д.
Более старшим детям следует дать минимум знаний и навыков, необходимых для понимания психической деятельности и посильного ее регулирования. Не только забота о душевной жизни, но и внедрение физической культуры и спорта сделают детскую личность менее ранимой. Необходима также хорошая психологическая подготовка детей к общению с другими людьми, в том числе и противоположного пола. Все требования к детям, к их психическим и физическим возможностям должны быть сбалансированы в соответствии с возрастом и полом.
Психическое развитие детей-сирот. Методическое пособие. СПб. 1996г.
.С. Я. Рубинштейн Экспериментальные методики патопсихологии. АПРЕЛЬ ПРЕСС. Раздел Психология умственно отсталого школьника. М. 1999г.
.Интегрированный подход в психологии (новые исследования). Сборник научных трудов. Изд. РГПУ им. А. И. Герцена. СПб. 2004г.
.Л. М. Шипицына Необучаемый ребенок в семье и обществе. СПб. Изд. Дидактика Плюс. М. Институт общегуманитарных исследований. 2002г.
.Л. М. Шипицына Психология детей-сирот. Изд. Санкт — Петербургского университета. 2005г.
.Л. М. Шипицына, Е. С. Иванов, А. Д. Виноградова, Н. Л. Коновалова, Л. Л. Крючкова Развитие личности ребенка в условиях материнской депривации. СПб. 1997г.
Детские страхи: причины и последствия «ДЕТСКИЕ СТРАХИ: ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ» Известный психолог и врач А. И. Захаров определил страх как «аффективное (эмоционально заостренное).
Роль музыки в социализации воспитанников учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей …Понятие о прогрессе как источнике и цели исторического движения …должно быть прямым и непосредственным выводом из воззрения на народ и.
Консультации для родителей «Капризы и упрямство детей-дошкольников, причины их проявления» УПРЯМСТВО – это психологическое состояние, очень близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения человека, выражающаяся в.
Родительское собрание «Детские страхи и причины их возникновения» Цель:Беседа о детских страхах. Задачи: Познакомить с детскими страхами. Рассказать о причинах возникновения последних. Найти пути решения.
Консультация для родителей «Причины возникновения стресса у ребенка и как его избежать» Считается, что стрессы чаще возникают у взрослых на фоне нестабильной социальной или экономической ситуации. На самом деле стресс у ребенка.
Причины возникновения страхов у детей дошкольного возраста Как показывает большое количество исследований, большая часть фобий у людей были заложены в детстве, включая его самый ранний период. Что.
Программа по социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (для воспитанников 12–17 лет) 2 года Программа по адаптации и социализации детей «Социализация и адаптация детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Сценарий семейного часа для воспитанников центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Мужали мальчишки в бою» КГБУ «Кытмановский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» Сценарий семейного часа «Мужали мальчишки в бою». Бедарева В. А,.
Шахматный турнир для воспитанников школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Государственное казенное общеобразовательное учреждение Краснодарского края «Березанская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся.
Сообщение на семинар «Синдром гиперактивности с дефицитом внимания: особенности проявления, причины и диагностика» Синдром дефицита внимания с гиперактивностью хоть и является одним из распространенных психоневрологических расстройств у детей не включен.
Источник