Эмоционально чувственный компонент патриотизма
Электронный научно-педагогический журнал. Издается с 7 ноября 1995 года.
Электронное научное издание. З арегистрирован о в Федеральном депозитарии электронных изданий ФГУП НТЦ «Информрегистр» Министерства связи и информатизации РФ .
Государственная р егистраци я # 042070003 1 от 2 7.11.200 6
Задруцкая Надежда Васильевна
аспирант кафедры педагогики Иркутского государственного педагогического университета, г. Иркутск
Компоненты и уровни сформированности патриотизма как качества личности старшего школьника
Анализ философских подходов к определению патриотизма убеждает в многогранности этого понятия. Его современная трактовка перекликается со взглядами таких мыслителей, как А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский, В.Г.Белинский, Н.А.Некрасов, Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский, педагогов — А.С.Макаренко и В.А.Сухомлинского, которые понимали патриотизм, прежде всего, как участие в гражданских делах.
В «Концепции патриотического воспитания» (А.К.Быков [1, С.41]) патриотизм рассматривается с позиции индивидуального самосознания, формируемого в условиях рыночной экономики и предполагающего рациональное соотношение общественного и личного в реализации конституционного долга гражданина по защите государственных интересов. Исследователь считает, что на уровне личностных качеств патриотизм – это любовь к большой и малой Родине, готовность выполнить конституционный долг, современное патриотическое мировоззрение, соответствующие установки и ценности, социальная (в том числе религиозная и национальная) толерантность, общественно значимые поведение и деятельность. Приведенный перечень личностных качеств коррелирует с основными компонентами патриотизма – сознанием, отношениями и деятельностью – и может рассматриваться как конечная цель патриотического воспитания в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности [1, С.41-42].
А.Д.Солдатенков [2, С. 46-52] полагает, что объективным показателем патриотизма является «моральное отношение индивида к окружающей действительности, к самому себе, к родному краю, героям войны, людям труда, к Родине». Формирование этической культуры (у подростков) и моральная направленность (у взрослых), конечно, могут быть показателем патриотизма. Как отметил О.Г.Дробницкий [3, С.15], «нравственность никогда не стоит особняком, но всегда находится в неразрывном сплетении с тканью многостороннего бытия человека в обществе. Она всегда соотносится с чем-то еще, соотносится особым, присущим только ей образом…».
Следует отметить, что с одной стороны, умение различать добро и зло, действовать в защиту кого-то или чего-то, уважение к другим и т.д. (т.е. категории, отражающие нравственные начала личности) — могут стать основой становления патриотизма. С другой стороны – патриотизм может быть тем интегративным полем, где проявляется нравственная культура личности. Эта взаимосвязь естественна, поскольку процесс нравственного воспитания человека предполагает усвоение нравственных норм как ценностей общего жития, готовности сохранять и оберегать все то, что дорого человеку, в том числе — Родину.
М.А. Терентий [4] считает, что о формировании патриотизма можно судить по содержанию, объему, систематичности приобретенных учащимися знаний в области патриотизма; степени самостоятельности патриотических суждений; качеству мировоззренческой убежденности, проявляющейся в делах и поступках школьника. Т.М. Суходолова [5] уточняет содержание знаний (знание боевой и трудовой славы народа) и вводит в качестве показателей участие в общественно-полезном труде, самовоспитание и т.д.
Обобщая перечисленные суждения, заключаем, что патриотизм интегрирует три взаимозависимых компонента:
когнитивный (знания об исторических корнях своей Родины, своего народа, своего края, осознание значимости этих знаний как личностных ценно),
эмоциональный (наличие чувства уважения к другим людям, любовь к своему отчему краю, проявление заботы и чувства хозяина в любой ситуации по сохранению богатства и ценностей своей страны),
деятельностный (стремление и способность проявлять себя в делах, проявлять волевые качества в отстаивании своей чести, чести своей школы, беречь памятники старины, реликвии своего рода, народное имущество, заботиться о пожилых людях и маленьких детях, проявление глубокой заинтересованности в сохранении окружающего мира и т.д).
Эти компоненты (когнитивный, эмоциональный и деятельностный) в единстве формируют патриота – знающего, чувствующего и действующего. Причем, именно в деятельности субъекта выстраивается смысловой ряд личностно значимых ценностей, происходит осознание своей значимости, полезности в обществе и самореализация.
Перечисленные выше компоненты могут проявляться на разных уровнях и в различных сочетаниях. В.Г.Максимов [6] отмечает, что уровней воспитанности по каждому качеству можно представить как минимум два и как максимум — неограниченное количество. Мы полагаем возможным выделить три уровня (высокий, средний и низкий) сформированности патриотизма старшеклассника:
высокий уровень – учащийся имеет глубокие знания содержания таких базисных понятий и категорий, как «патриотизм», «Родина», «Отечество», «героизм», «долг перед Родиной», положительное отношение к этим понятия, убеждение в их значимости, готовность и способность отстаивать общественно и личностно значимые идеалы. Данные знания и чувства проявляются в самостоятельности суждений, умении отстаивать свои позиции. Высоко развито стремление к самореализации через участие в мероприятиях патриотический направленности, в конкурсах, олимпиадах за честь школы и т.д.;
средний уровень – учащийся имеет достаточно хорошие, но неполные знания о сущности понятий «патриотизм», «патриот», «Отечество», «долг перед Родиной», однако данные знания не соотносятся с реальностью, оставаясь на уровне только общих умозрительных представлений, не проявляясь в суждениях. При понимании необходимости и полезности деятельности общественной направленности, участие в этой деятельности носит ситуативный характер, нуждается в стимулировании со стороны;
низкий уровень – знания о сущности понятий «патриотизм», «патриот», «Отечество», «долг перед Родиной» весьма поверхностны, наблюдается негативное отношение к этим знаниям. Наблюдается пассивное потребительское отношение к общественному достоянию, проявляется стремление всячески уклониться от патриотически-направленной деятельности, беспринципность, отрицательное поведение по отношению к природе, народному достоянию.
Рассматривая патриотическое воспитание школьников как целенаправленный, специально организуемый процесс формирования патриотических качеств (который предполагает освоение школьником определенной системы знаний и умений, необходимых ему для успешной ориентации и активно-деятельностной социальной самореализации) мы, в рамках предстоящего исследования, предполагаем уточнить современные формы и содержание патриотического воспитания старших школьников, определить потенциал сотрудничества различных социальных институтов в процессе патриотического воспитания, определить возможности адаптации некоторых образцов соответствующего зарубежного опыта.
1.Быков А.К. Проблемы патриотического воспитания //Педагогика, 2006. . –№ 2, . –с.3742.
2.Солдатенков А.Д. Опыт изучения результативности патриотического воспитания школьников// Советская педагогика. – 1974. — № 10. – С. 46-52/50.
3.Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности / О.Г. Дробницкий; АН СССР, Ин-т философии. – М.: Наука, 1977. – 333 с.
4.Терентий М.А. Теория и практика патриотического и интернационального воспитания подрастающего поколения. – Кишинев: Штиница, 1978. – 275 с.
5.Суходолова Т.М. Организационно-педагогические основы взаимодействия школы, семьи, общественности в патриотическом воспитании старшеклассников: Автореф. дис. канд. пед. наук. – Челябинск, 1975. – 27 с.
6.Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе: Учеб. Пособие для студ. Высш. учеб.заведений.—М.:Издательский центр «Академия», 2002.—272 с.
Источник
ЗНАЧЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
статья по теме
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
agapova_t.a._statya_2.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
значение содержания патриотического воспитания в начальной школе
Агапова Тамара Анатольевна
МБОУ «Начальная школа – детский сад №44»
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.
Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. Так, например, К. Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».
Истинный патриотизм по свой сущности гуманистичен, включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. В этом смысле патриотизм и культура межнациональных отношений теснейшим образом связаны между собой, выступают в органическом единстве и определяются в педагогике как «такое нравственное качество, которое включает в себя потребность преданно служить своей родине, проявление к ней любви и верности, осознание и переживание ее величия и славы, своей духовной связи с ней, стремление беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость» (И. Ф. Харламов. Педагогика. Курс лекций).
Приведенное определение позволяет уяснить содержание понятия патриотизма. Оно включает в себя:
– чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
– уважительное отношение к языку своего народа;
– заботу об интересах Родины;
– осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);
– проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
– гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
– гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;
– уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;
– ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;
– гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.
Истинный патриотизм предполагает, как видно из его определения, формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой этого развития являются духовно-нравственный и социокультурный компоненты. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством.
Природа, родители, родственники, Родина, народ – не случайно однокоренные слова. По определению А. Н. Вырщикова, это «своеобразное пространство патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, родства, укорененности и солидарности, любви, которая обусловлена на уровне инстинктов. Оно необходимо, ибо мы не выбираем родителей, детей, Родину, место своего рождения».
Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, религиозные организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения, корпоративные объединения, кровнородственные, диаспорные связи и отношения. Все это необходимо учитывать педагогам в процессе воспитания учащихся.
Для формирования патриотизма в системе воспитательной работы в школе нужно знать не только его сущность и содержание, но и те внутренние психолого-педагогические компоненты, которые в своей совокупности выступают как носители указанного качества. Такими компонентами, по определению И. Ф. Харламова, являются потребностно-мотивационный, когнитивно-интеллектуальный, эмоционально-чувственный, поведенческий и волевой компоненты. Рассмотрим систему воспитательной работы по формированию каждого из этих компонентов.
Потребностно-мотивационный компонент патриотизма. Его формирование осуществляется прежде всего в системе учебных занятий, а также в процессе разнообразных форм внеклассной работы путем создания таких ситуаций, в которых бы учащиеся переживали чувства любви и гордости за свою Родину, восхищались ее героической историей, мужеством и храбростью патриотов, ее выдающейся ролью в развитии мировой цивилизации. Богатый материал по этим вопросам содержит учебная программа по истории.
Уроки истории всегда были призваны способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма учащихся. Познавая идею Родины, переживая чувство любви к ней, восторженности, испытывая тревогу за ее настоящее и будущее, школьник утверждает свое достоинство, стремится быть похожим на героев Родины. Благодаря патриотизму и героизму народных масс России удавалось выходить из самых тяжелых ситуаций в самые сложные периоды своей истории. Уроки истории призваны помочь школьникам пережить и осмыслить все положительное, что было в прошлом. Усвоение учащимися идеи любви к Родине, ко всему человечеству, привитие общечеловеческих норм нравственности является важнейшим этапом формирования гражданственности, воспитания Гражданина России. Это достигается тогда, когда идеи патриотизма раскрываются перед умом и сердцем воспитанника в ярких, эмоциональных образах, пробуждают в нем чувства сопереживания, благодарности к мужественным борцам за торжество правды, справедливости. В то же время знания о Родине должны вызывать не только гордость за ее достижения, но и сердечную боль, тревогу, озабоченность тем, что у нас не все ещё так, как должно быть.
История – это могучая и вечная живая сила, которая творит патриота, гражданина.
Огромное эмоциональное влияние на возбуждение потребностно-мотивационной сферы учащихся оказывают идеи патриотизма, которые раскрываются в художественной прозе и воспеты в поэзии (стихи А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, проза Л. Н. Толстого, Н. В. Гоголя, М. Шолохова, А. Твардовского и др.).
Реально переживают учащиеся чувства привязанности к своей родной земле, когда включаются в краеведческую работу, совершают походы по памятным местам родного края, встречаются с людьми, совершившими боевые и трудовые подвиги. Участие в этой работе, если она отличается высокой содержательностью и красочностью, вызывает у учащихся чувство восхищения, стремление (потребность) подражать таким людям.
Когнитивно-интеллектуальный компонент патриотизма. Этот компонент включает в себя углубленное осмысление сущности патриотизма и способов его проявления в различных видах человеческой деятельности. В этом плане широко используются возможности учебных занятий по всем предметам обучения, особенно по истории, литературе, русскому языку.
Немало возможностей для этого имеется во внеклассной работе: беседы, доклады, лекции на патриотические темы, литературно-художественные гостиные, фольклорно-этнографические вечера, организация поисковой работы следопытов. Такая работа способствует осознанию учащимися конкретных патриотических проявлений и качеств личности.
Эмоционально-чувственный компонент патриотизма. Этот компонент состоит из формирования у учащихся патриотических взглядов и убеждений. Устойчивость и зрелость морального сознания в вопросе патриотизма достигается только при условии, если знания учащихся приобретают характер взглядов и убеждений и выступают в качестве мотивов и установок поведения.
Для воспитания патриотических взглядов и убеждений важно, чтобы знания о сущности и способах проявления этих качеств были не просто усвоены учащимися, а приобрели личностный смысл, прошли через эмоциональные переживания и превратились в руководящие принципы их деятельности и поведения. Воспитательная работа в этом случае должна не только носить красочный и романтически приподнятый характер, но и отличаться глубиной и убедительностью фактического материала, быть насыщенной яркими примерами проявления патриотизма.
Большое значение имеет в данном компоненте патриотизма создание педагогических ситуаций, которые включали бы в себя элементы дискуссий, определенную борьбу мнений, отстаивание учащимися своих суждений, в результате чего у них начинает складываться своя внутренняя позиция.
Поведенческий и волевой компоненты патриотизма – это формирование у учащихся способности к волевым проявлениям в области патриотизма и культуры межнациональных отношений. Основным средством для решения этой важной и сложной задачи является включение учащихся в разнообразные виды практической деятельности и формирование у них навыков и привычек, опыта патриотического поведения. Сюда входят различные виды трудовой, спортивной и общественно полезной деятельности, туристско-краеведческая работа, историко-этнографические экспедиции, празднование историко-юбилейных дат, связи с воинскими частями, встречи с ветеранами.
Источник