Эмоционально чувственного развития детей

«ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЧУВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Н Н а фоне прогрессивных изменений в сфере образования (внедрения ФГОС) мы видим, что существующая модель воспитания меняется, несколько меняются и приоритеты воспитания и обучения детей в дошкольных учреждениях.

С развитием эмоционально-чувственной сферы у дошкольника чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению. Эмоционально-чувственная сфера человека развивается всю жизнь, особое значение имеет этап ее развития, приходящийся на период раннего детства. Маленький ребёнок не умеет управлять эмоциями. Его чувства быстро возникают и также быстро исчезают.

Наша задача, как педагогам, помочь маленькому ребёнку познать и испытать разные чувства и эмоции.

Развитие эмоционально-чувственной сферы у детей раннего возраста будет более успешным при следующих условиях:

Если с раннего возраста дети совместно со взрослыми будут обучаться способам выражения эмоций и приёмам саморегуляции;

Если в работе будут активно использоваться разнообразные формы и методы развития эмоциональной сферы в процессе воспитания и обучения, а также в повседневной деятельности;

Если в процессе развития эмоций будут задействованы все участники воспитательно-образовательного процесса.

Я пришла к решению о проведении углублённой работы по развитию эмоций детей раннего возраста в моей группе.

Решающая роль в создании эмоциональной атмосферы принадлежит мне, как воспитателю , моему собственному настрою эмоциональности поведения и, в частности , своей речи, а также моё любовное отношение к детям. Планируя свою работу, я стремлюсь, чтобы каждому малышу было по-настоящему весело и радостно в течение всего дня в саду. Создавая эмоциональную атмосферу в группе, проявляю теплое, сердечное и эмоциональное отношении к каждому малышу, в готовности в любой момент прийти на помощь. Важнейший сигнал положительного эмоционального состояния ребенка – выражение радости (улыбка, смех).

Особую роль в развитии эмоционально-чувственной сферы играет подкрепление эмоциональной реакции ребенка соответствующим действием: если ребенок ласкается, его обнимаю и поцелую, если он шалит – выражаю недовольство. Данный компонент предполагает организацию эмоционально-значимого общения между детьми в группе, играющего определяющую роль в развитии эмпатии, умении выражать свои чувства. Общаясь с малышом я организую контакт с ним «на уровне глаз».

Своим примером я показываю детям доброго и внимательного отношения к окружающим, поддерживаю и поощряю положительные поступки детей.

Когда я разговариваю, объясняю малышам, то делаю это бодро, весело, ласково, чтобы вызвать ответные положительные эмоции, желание заниматься. Стихи, потешки читаю живо , выразительно, чётко имитируя голоса животных, если они встречаются в тексте. Пытаюсь быть всегда весёлой, улыбчивой, ласковой, изобретательной и терпеливой -это и есть обязательное условие моей успешной работы с малышами. В моей «педагогической копилке» всегда есть запас, занимательных игр, шуток, прибауток , загадок, игровых приёмов.

Л.С. Выготский считал, что именно «игра является лучшей формой организации эмоционального поведения. Игра ребёнка всегда эмоциональна, будит в нём сильные ,яркие чувства, но она же учит ребёнка не слепо следовать эмоциям, а согласовывать их с правилами игры и конечной целью». Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте (Л.С.Выготский, А.Н. Леонтьев и др.) Мне, как воспитателю непросто соединить игровую- эмоционально развивающую- деятельность с дидактически ориентированной целью. Организация сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных игр способствует и эмоциональному возбуждению, и расслаблению, и развитию общения, и социализации ребёнка и т. д. Эффективность дидактических занятий с детьми раннего возраста во многом зависит от эмоциональности их проведения.

Игра создаёт благоприятную обстановку для эмоциональных проявлений, творческой самореализации.

Хочу поделиться опытом работы с (одним из моих игровых приёмов) ярким, красочным нетрадиционным материалом, который я использую в своей работе как одну из форм здоровье-сберегающих технологий. Это шарики Марблс, я много работаю над развитие общей и мелкой моторики рук, постоянно пытаюсь найти различный материал, который приводил бы воспитанников в восторг. Эти яркие разноцветные шарики успешно можно применять для создания сюрпризного момента, для релаксации. Работая с ними, у детей развивается память, мышление, внимание, воображение. А еще, немало важную роль они играют в создании эмоционально — положительного настроения. Играя с шариками, дети улыбаются, радуются. Самая главная цель при использовании этих шариков — это развитие общей и мелкой моторики рук.

Все перечисленные виды детской деятельности не только помогают детям понимать эмоциональные состояния свои и окружающих людей и дают представления о способах выражения собственных эмоций. Главное то, что дети моей группы развивают и совершенствуют способность адекватно управлять своими эмоциями.

Все созданные условия эмоционально-чувственного развития детей моей группы сделает жизнь, эмоционально-насыщенной, поможет в решении задач социально-эмоционального развития, обеспечит эмоциональный комфорт ребёнка в условиях детского сада.

Источник

Развитие эмоционально-чувственной сферы детей старшего дошкольного возраста

Олеся Александровна Плюснина
Развитие эмоционально-чувственной сферы детей старшего дошкольного возраста

Утром проснись и душой улыбнись

Всем улыбку дари, не стесняясь.

До друзей ты улыбкой своей прикоснись,

Читайте также:  Стресс с медицинской точки зрения

В путь с друзьями дневной собираясь.

Л. В. Выготский считал, что «эмоциональное развитие детей – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребёнка». Развитие эмоционально – чувствительной сферы детей является одним из условий их успешной социализации. На протяжении дошкольного возраста эмоции детей приобретают глубину и устойчивость. У детей старшего дошкольного возраста формируется умение конструктивно строить взаимоотношения с окружающими, навыки управления негативными эмоциями, осознанного отношения к нормам социального поведения. В состав эмоциональной сферы мы включаем: эмоции, чувства, самооценку, тревожность.

К сожалению, дети чаще выражают и понимают отрицательные эмоции, чем положительные. Но следует заметить, что чрезмерное воздействие отрицательных эмоций разрушает мозг и психику человека.

Сущностью эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста является: выражение эмоциональных форм в социальной сфере; чувство долга развивается в эстетических, интеллектуальных и моральных чувствах на психическое и физическое состояние ребенка. Ребенок шестого года жизни – пленник эмоций. Детей старшего дошкольного возраста отличает очень высокая эмоциональность, они ещё не умеют управлять своими эмоциональными состояниями. Но постепенно они становятся более сдержанными и уравновешенными. Интеллектуальные чувства ребенка этого возраста связаны с удовлетворением нарастающей его любознательностью и ненасытной жаждой знаний. Эмоции – специфическая форма отражения окружающего мира. Поэтому они развиваются там, где природа, среда, предметы быта могут удовлетворить эстетическую потребность. Но и этого мало – необходимо целенаправленное включение дошкольникав разные формы деятельности: слушание, наблюдение, игра, пение, рисование. В настоящее время существует много способов работы по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста: арттерапия (изобразительная, сказка, музыкальная); поведенческая терапия (различного вида тренинги, психогимнастика); игротерапия, мелотерапия, ипотерапия, изотерапия. А что мы знаем о положительных эмоциях: радости и счастье? Об улыбке и смехе? Мы все любим порой посмеяться, но о настоящей пользе смеха мы можем только догадываться. Смех имеет больше пользы, чем мы предполагаем. Вот несколько примеров пользы смехотерапии,для детского организма:

— повышает уровень серотонина в организме, что делает его счастливым;

— укрепляет иммунную систему;

— выступает как метод лечения некоторых психологических заболеваний, расслабляет мышцы;

— успокаивает мозг, содействует положительным мыслям;

— балансирует кровяное давление и помогает пищеварению.

— уменьшает стресс, устраняет тревогу, беспокойство, агрессивность и т. д.

Веселый радостный ребёнок создает вокруг себя атмосферу счастья и прекрасного настроения у окружающих.Улыбнулись — и началась цепная реакция: настроение поднялось, энергия пошла в плюс, метаболическая память начала делать свое дело, рождаются новые клеточки, которые восстанавливают абсолютно все, а главное — работоспособность! И ребёнок создаёт сам себя, как волшебник, с помощью такого прекрасного состояния, как улыбка!

Смех – это настоящая дыхательная гимнастика. Когда мы смеёмся, у нас меняется дыхательный ритм (вдох делается более положительным, а выдох укорачивается, что резко улучшает кровоснабжение органов и тканей – для организма это равносильно прогулке в лесу или кислородному коктейлю. Следовательно, улучшается и самочувствие человека, и его настроение – организм смеющегося вырабатывает гармоны счастья. Исследования, осуществленные экспертами в этой сфере, неоднократно подтвердили, что смех положительно влияет на детскую психику и на гармонизацию развивающей личности в целом. А т. ж. специалисты обследования показали, что смех способствует повышению количества клеток – киллеров, которые убивают вирусы и уничтожают раковые клетки. Положительные эмоции улучшают работу иммунной системы. А т. ж. дети получают заряд положительных эмоций, радость и хорошее настроение в целом.

Установлена зависимость настроения: когда нам очень весело, хочется захлопать в ладоши. А мы знаем, что на ладони и пальцах рук находятся около 1000 биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов. Энергично хлопая в ладоши, мы активизируем работу печени (безымянный палец, желудка (указательный палец, головы (большой палец) и т. д. Кроме того, на внутренней стороне ладоней расположено множество нервных окончаний, так что аплодисменты профилактика неврозов.

Развитие эмоционально-личностной сферы старших дошкольников и ее влияние на психологическое благополучие ребенка Добрый день уважаемые коллеги!Хочу поделиться своим мастер – классом для педагогов «Развитие эмоционально – личностной сферы старших дошкольников.

Формирование у детей старшего дошкольного возраста эмоционально-чувственного восприятия окружающей среды Формирование эмоциональной сферы в процессе воспитания и образовательной деятельности детей всегда было в центре особого внимания отечественных.

Игры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста Ребёнок развивается в процессе общения со взрослым. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребёнка. Детям с ОВЗ.

Изучение эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста Актуальность В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: растет сеть альтернативных дошкольных.

Методы развития эмоционально — чувственной сферы детей старшего дошкольного возраста. Введение Современный человек достиг невиданных высот. Ему доступны тайны мироздания, он покорил Космос и морские глубины. Но осталась непознанной.

Читайте также:  Толпа не понимала как это могло случиться что столь быстро разрядилось общее гневное настроение

Программа эмоционально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста «В мире эмоций» Программа эмоционально – личностного развития детей старшего дошкольного возраста. «В мире эмоций» Педагог-психолог д\с №7: Коурова.

Комплекс упражнений для развитие моторной сферы у детей дошкольного возраста с ОНР Важную роль в развитии речи играет тесная взаимосвязь состояния речи и моторной (двигательной) сферы ребёнка, чем лучше у ребёнка развита.

Развитие эмоционально-волевой сферы по средствам песочной терапии у детей дошкольного возраста. Развитие эмоционально-познавательной сферы по средствам песочной терапии у детей дошкольного возраста. «Дети не любят игрушек неподвижных,.

В мире эмоций. Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Как помочь ребёнку осознать свои эмоции?Что бы ответить на этот вопрос, мы в нашей группе создали уголок эмоций. Подобрали материал, который.

Занятие на развитие эмоциональной сферы у детей среднего дошкольного возраста «Настроение и Я» ЗАНЯТИЕ на развитие эмоциональной сферы у детей среднего дошкольного возраста «НАСТРОЕНИЕ и Я» Подготовила: Михайлова Е. В. Педагог-психолог.

Источник

Эмоциональное развитие детей раннего возраста

Роза Мустафаева
Эмоциональное развитие детей раннего возраста

Эмоционально-чувственная сфера человека развивается всю жизнь, особое значение имеет этап развития ее, приходящийся на период раннего детства. Более корректно, возможно, было бы говорить о постоянной подпитывающей взаимосвязи эмоций и познавательных процессов.

При всей кажущейся простоте, распознавание и передача эмоций — достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний и определенного уровня развития.

Выделяют такие основные характеристики формирования эмоциональной сферы детей раннего возраста (1-3 года):

эмоциональностьобусловлена конкретной ситуацией: может ли получить предмет, успешно ли действует с игрушкой, помогает ли ему взрослый;

• отсутствует соподчинение мотивов;

• ребенок не в состоянии принять решение, сделать выбор;

• зарождается самосознание (узнавание себя в зеркале, называние себя по имени, переживание кризиса 3-х лет «Я-сам», употребление в речи местоимения «Я»);

• появляется первичная самооценка «Я хороший». Как правило, в этом возрасте она максимально завышена;

• восприятие аффективно окрашено;

• включаясь в действие, ребенок не предвидит последствий;

• важна оценка взрослого (похвала – порицание);

• реакция на оценку взрослого, аффект – последнее звено в цепочке реакций.

Эмоциональное благополучие формируется под влиянием воспитания и обучения, в ходе приобретения индивидуального жизненного опыта. Поэтому становление эмоций у детей нельзя отделить от проблем педагогики. Эмоциональная жизнь, эмоциональное благополучие, эмоциональное самовыражение и все высшие человеческие чувства развиваются в процессе воспитательно — образовательных воздействий.

Одним из главных условий, способствующих эмоциональному развитию детей, считают организацию в группах дошкольного учреждения эмоционально-развивающей среды.

Эмоционально развивающая среда – совокупность общих и специфических педагогических условий, обеспечивающих эмоциональную поддержку и стабилизацию эмоционально комфортной атмосферы в группе, создающих соответствующий эмоциональный настрой, разнообразно активизирующих развитие эмоциональной сферы детей и способствующих овладению навыками эмоциональной регуляции. При этом под педагогическими условиями понимается совокупность мер, оптимизирующих эмоциональное развитие детей, отвечая потребностям возрастного развития в период раннего детства.

Учитывая основные характеристики эмоционального развития ребенка раннего возраста – эмоциональную неустойчивость, реактивную непосредственность, слабую эмоциональную регуляцию и контроль, – была разработана следующая компонентная структура эмоционально — развивающей среды ДОУ:

– отношения между участниками совместной жизнедеятельности – т. е. эмоционально-поддерживающий компонент среды;

– режимные моменты, организующие процесс пребывания ребенка в группе детского сада – т. е. эмоционально-стабилизирующий компонент среды;

– внешняя обстановка (цветовое решение, удобство мебели и пр.) – т. е. эмоционально-настраивающий компонент среды;

– организация занятости детей – игры, занятия, сюрпризные моменты – т. е. эмоционально-активизирующий компонент среды ДОУ;

Эмоционально-поддерживающий компонент среды

К этому компоненту относятся эмоционально поддерживающие взаимоотношения между участниками совместной жизнедеятельности в ДОУ.

Особую роль в развитии эмоциональной сферы играет подкрепление эмоциональнойреакции ребенка соответствующим действием: если ребенок ласкается, его необходимо обнять, если он шалит – выразить недовольство. Эти эмоционально обусловленные действия закрепляются в сознании ребенка и, во-первых, влияют на мотивацию поведения а, во-вторых, играют роль в формировании умения «предчувствовать» реакции окружающих, т. е. в формировании «эмоциональной компетентности». Следует помнить, что возрастающее чувство самостоятельности не должно подрывать сложившегося базового доверия ребенка к миру. Контроль со стороны взрослых позволяет сохранить это чувство через разумное ограничение растущих желаний ребенка требовать, присваивать, разрушать, когда он как бы проверяет силу своих новых возможностей.

Эмоционально-настраивающий компонент среды

Под ним подразумевается особенности внешней обстановки – благоприятное цветовое оформление, удобная мебель, комфортный температурный режим, пространственное решение группы и пр.

Следовательно, для эффективного развития эмоциональнойсферы необходимо обеспечение различных сенсорных раздражителей и условий для двигательной активности: сенсорные уголки, яркие игрушки (заводные, звучащие, сделанные из разного материала, красочные эмоционально окрашенные предметные и сюжетные картинки, место для подвижных игр со сверстниками, детские книги, музыкальное сопровождение и т. п.

Читайте также:  Если плохо чувствуешь после сдачи крови

В этом возрасте дети не умеют хорошо взаимодействовать со сверстниками, предпочитая игры рядом. Поэтому стоит организовать игровые зоны одновременной игры для 2-3 человек, а также учесть возможность организации совместной деятельности взрослого и ребенка, т. к. взрослый – это основной партнер в играх и занятиях ребенка (большая мебель, удобный подход к игровому уголку). Все игрушки размещаются на открытых стеллажах. Замена игрушек делается периодически. Выкладывают их не много, чтобы не затруднять выбор ребенка и не пропадал интерес к ним.

Эмоционально-стабилизирующий компонент среды

Основное содержание данного компонента – обеспечение стабильности окружающей среды, способствующее устойчивому чувству безопасности и эмоционального комфорта. Ощущение безопасности связывается с повторяемыми событиями, ежедневное чередование которых несет стабильность, уверенность. Именно поэтому для малыша 2-3 лет так важны режимные моменты. Кроме того, режим дня позволяет удовлетворить потребность ребенка владеть ситуацией (знать, что можно ожидать, какие события произойдут).

Ощущение стабильности окружающей среды и телесного благополучия способствует устойчивому чувству безопасности и эмоционального комфорта.

Эмоционально-активизирующий компонент среды

Предполагает эмоционально активизирующие занятия, игры, сюрпризные моменты и пр.

Лучшей формой организации эмоционального поведения детей является игра, поэтому целенаправленное использование различных игр является обязательным условием создания эмоционально развивающей среды ДОУ.Это могут быть:

• Игры, направленные на сближение детей друг с другом и с воспитателем;

• Игры с песком и водой;

• Игры-ситуации, активизирующие общение;

• Игры, направленные на развитие психической устойчивости;

• Физические упражнения, направленные на стабилизацию эмоционального состояния;

• Игры, активизирующие познавательные и творческие способности детей.

Не следует считать, что дети должны получать только положительные эмоции. Переживание только одинаково заряженных положительных эмоций рано или поздно вызывает скуку. Невозможно, да и не нужно, полностью ограждать ребенка от отрицательных переживаний. Их возникновение в образовательной деятельности может сыграть и позитивную роль, побуждая к их преодолению.Важной здесь является интенсивность: слишком сильные и часто повторяющиеся отрицательные эмоции приводят к разрушению усвоенных действий, и, становясь устойчивыми, приобретают невротический характер. Ребенку необходим динамизм эмоций, их разнообразие, но в рамках оптимальной интенсивности.

Эмоционально-тренирующий компонент среды

Основное содержание данного компонента – формирование навыков эмоциональной регуляции. Воспитание через эмоциональное воздействие – очень тонкий процесс. В раннем возрасте эмоции в основном зависят от процессов возбуждения, преобладающих над процессами торможения. Основная задача заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять. Для поддержания эмоционального комфорта ребенок должен «отыгрывать» свои эмоции, как положительные, так и отрицательные.

Для регуляции эмоционального состояния ребенка, в том числе и эмоции страха, специалисты рекомендуют использовать ритм – ритмические упражнения, стишки, потешки, детские песенки.

Таким образом, важнейшим для ребенка фактором, влияющим на его эмоциональное состояние, является окружающая его среда. Важно, чтобы воспитатели и методисты ДОУ были сориентированы не столько на создание предметно-развивающей, а на эмоциональной развивающей среде в группе, т. е. среде, способствующей разностороннему и полноценному развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка раннего возраста (как условия его дальнейшего успешного и гармоничного развития).

Развитие художественных способностей у детей раннего возраста. Развитие зрительного восприятия формы Ранний возраст – период, когда зарождаются продуктивные виды деятельности ребенка, в частности — рисование. Их возникновение также тесно.

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Из опыта работы Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 2 Артемовского городского округа «Развитие мелкой моторики.

Консультация для родителей детей раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста» Безусловно, ранний возраст является значимым для речевого развития ребенка, потому как он обладает огромными возможностями для формирования.

Познавательное развитие детей раннего возраста. Из опыта работы Познавательное развитие детей раннего возраста. (Из опыта работы). «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть.

Развитие двигательной активности у детей раннего возраста Вопрос поддержания здоровья наших детей всегда актуален. Наиболее распространённым детским заболеванием является сколиоз. Именно не врождённый,.

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста Благодаря современной науке, мы знаем, что мелкая моторика человека находится в прямой взаимосвязи с речью, определяя скорость овладения.

Развитие речевого слуха у детей раннего возраста «Как помочь ребенку заговорить?», сегодня мне хочется поделиться о том, с чего необходимо начинать и какую работу проводим мы по развитию.

Развитие познавательных интересов у детей раннего возраста (из опыта работы) В соответствии с требованиями ФГОС ДО содержание образовательной области «Познавательное развитие» направленно на развитие интересов детей,.

Самообразование «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» Актуальность: Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Сенсорное развитие ребенка.

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста на праздниках и развлечениях Эмоциональное развитие — один из важнейших элементов в системе разностороннего развития личности. Человек, умеющий ценить прекрасное,.

Источник

Оцените статью