Эмоциональная жизнь человека существенно отличается от эмоций животных

Отличие эмоций человека от эмоций животного

Главная > Реферат >Психология

У человека кроме наследуемого и стихийного прижизненно приобретаемого опыта есть еще сознательно регулируемый, целенаправленный процесс психического и поведенческого развития, связанный с обучением и воспитанием. Если, изучая человека и сравнивая его с животными, мы обнаруживаем, что при наличии одинаковых анатомо-физиологических задатков человек в своей психологии и поведении достигает большего, чем животное, уровня развития, значит, это является результатом научения, которым можно сознательно управлять через обучение и воспитание.

Так мы приходим к третьему отличию: человек способен обучаться в процессе своего развития, и в зависимости от его онтогенеза изменяются и его эмоции. С животными же такого не происходит.

Следующее отличие состоит в том, что у человека есть высшие нравственные чувства , которых нет у животных. Они, в отличие от элементарных эмоций, воспитываются и изменяются под влиянием социальных условий.

Чувства связаны с удовлетворением социально выработанных потребностей. Чувство долга, любви, товарищества, стыда, любознательности и т.п. формируются у человека по мере его включения в социальные связи, т.е. по мере становления индивидуума как личности. Переживая те или иные чувства, человек оперирует исторически выработанными нравственными и эстетическими понятиями («добро», «зло», «справедливость», «прекрасное», «безобразное» и т.д.),

Многие люди считают, что животные так же могут испытывать чувства. Это не так. Чувства зависят от высших потребностей, которых у животных нет. Рассмотрим несколько примеров.

Интерес — распространенная положительная эмоция, обеспечивает поддержание определенного уровня активации организма. Интерес организует внимание, управляет восприятием и мышлением. Это единственная мотивация, которая может поддерживать повседневную работу нормальным образом. Обуславливает исследовательское поведение, творчество, приобретение навыков и умений при отсутствии внешнего побуждения к этому. Устремленность интереса человека на определенные объекты, на определенные виды деятельности во многом определяется его системой ценностей. Интерес животного в исследовании какого-либо объекта заключается в ответах на вопросы «Не опасно ли это?», «Можно ли это съесть?» и т.д., то есть объясняется через биологические потребности.

Радость — основная положительная эмоция человека. Однако это переживание человек не может вызвать произвольным усилием. Радость может следовать за достижением или творческим успехом личности, но они сами по себе не гарантируют радости. Радость является побочным продуктом усилий, направленных на другие цели. Радость может успокаивать. Радость дает человеку ощущение способности справиться с трудностями и наслаждаться жизнью, облегчает повседневную жизнь, помогает справиться с болью, достигать трудных целей. Более счастливые люди более уверены в себе, более оптимистичны и более успешны в жизни, имеют более тесные и взаимообогащающие контакты с другими людьми. Они обладают чувством собственной значимости, владеют навыками и достижениями, необходимыми для достижения своих целей, получают огромное удовлетворение от самого процесса этого достижения. Радость позволяет почувствовать, что существуют разнообразные связи между человеком и миром, острое чувство торжества или сопричастности с объектами радости и с миром в целом. Чувство радости связано с реализацией человеком своих возможностей. Радость является нормальным состоянием жизни здорового человека.

Животные так же могут чувствовать радость. Здоровые животные, бегая, прыгая и играя, чувствуют удовольствие и всем своим видом показывают, что они счастливы. Очевидно, что многим животным нравится играть, и они используют любую возможность для игр с себе подобными. Можно объяснить с эволюционной точки зрения то, что щенкам нравится играть, потому что это помогает им развить навыки, которые впоследствии им пригодятся. Эту эмоцию у животных так же можно объяснить через биологические и, частично, социальные потребности.

Удивление — внешней причиной обычно является внезапное и неожиданное событие, которое оценивается как менее приятное по сравнению с теми, что ведут к радости. Оно характеризуется высоким уровнем импульсивности и расположенности к объекту. Удивление — быстро проходящее чувство. Оно выполняет функцию приспособления к внезапным изменениям во внешнем мире, побуждения к изменению, переключения внимания. Само по себе удивление просто тормозит текущую деятельность, переключает внимание на произошедшие изменения. Если человек часто испытывает удивление, которое он оценивает как неприятное, то у него может развиться боязливость и неэффективность в присутствии нового и необычного. Если же человек часто испытывает приятное удивление, то он обычно оценивает его как позитивную эмоцию. Животное так же может испытать удивление, но не может оценить его как эмоцию позитивную или негативную.

Горе — обычно реакция на потерю, утрату — временную или постоянную, реальную или воображаемую, физическую или психологическую (это может быть утрата каких-либо привлекательных качеств в себе, позитивных установок на себя). Внутренняя работа, которую выполняет переживание горя, помогает человеку отдать дань потерянному, приспособиться к утрате, восстановить личностную автономию. Горе заразительно вызывает у окружающих людей сочувствие, способствует усилению групповой сплоченности. Животное может чувствовать горе в связи с утратой хозяина, детеныша, члена стаи. У животных эта эмоция носит социальный характер.

Причиной агрессии обычно является чувство физического или психологического препятствия чему-то, что человек очень хочет сделать. Это могут быть также правила, законы или собственная неспособность сделать то, что хочется. Разгневанный человек испытывает сильное напряжение, его мышцы напрягаются, кровь «кипит». Эмоция агрессии характеризуется импульсивностью выражения и высоким уровнем уверенности в себе. Состояние агрессии мешает ясному мышлению. Эволюционная функция агрессии заключалась в мобилизации энергии индивида для активной самозащиты. С развитием цивилизации эта функция агрессии почти исчезла, во многом превратилась в помеху — большинство случаев выражения гнева являются нарушением юридического или этического кодексов. О различии проявления агрессии у человека и животного было сказано выше.

Когда человек испытывает отвращение, он стремиться устранить объект, вызвавший это чувство или отстраниться от него самому. Отвращение способствует переключению внимания. У животного отвращение вызывается физиологическими факторами, которые оцениваются как «приятное — неприятное». Это может быть вкус, запах, звук и т.д. У человека отвращение как и гнев, отвращение может быть направлено на себя, вызывая самоосуждение и понижая самооценку или на других людей.

Презрение — чувство превосходства над каким-либо человеком, группой людей или предметом. Презирающий человек чувствует себя сильнее, умнее, лучше в каком-либо отношении, чем презираемое лицо, смотрит на него «сверху вниз», создает преграду между собой и другим. Презрение часто связано с ситуациями проявления ревности, жадности, соперничества. Оно может проявляться как сарказм, ненависть, жестокость к другим. Возможно, презрение эволюционно возникло как форма подготовки к встрече с противником, как демонстрация своей силы и непобедимости, стремление воодушевить себя и испугать соперника. У животных такая эмоция обусловлена социальными потребностями.

Читайте также:  Чувство страха это болезнь

Страх является опасным из всех эмоций. Ощущение страха варьирует от неприятного предчувствия до ужаса. Причиной его обычно являются события, условия или ситуации, сигнализирующие об опасности. Природными стимулами страха являются одиночество, внезапное изменение стимула, боль и др. Страх переживается как незащищенность, неуверенность, чувство опасности и надвигающегося несчастья, как угроза своему существованию, своему психологическому «Я». Страх уменьшает число степеней свободы в поведении, ограничивает восприятие, мышление человека замедляется, становится более узким по объему и ригидным по форме. Эволюционно — биологическая функция страха состоит в усилении социальных связей, в «бегстве за помощью». Страх служит предупреждающим сигналом и изменяет направление поведения человека или животного. О различиях в проявлении страха и осознании опасности у животных и у человека так же было сказано выше.

Стыд и вина считаются аспектами одной и той же эмоции, иногда рассматриваются как совершенно различные эмоции, не связанные друг с другом. Когда человек чувствует стыд, он, отводит взгляд, отворачивает лицо в сторону, опускает голову. Стыд может сопровождаться покраснением открытых частей тела, в частности лица. В то же время чувствуется общая несостоятельность, некомпетентность. Люди забывают слова, делают неверные движения. Стыд нередко сопровождается ощущением неудачи, поражения. Стыд и застенчивость тесно связаны с самосознанием, целостностью образа «Я». В некоторых случаях он играет защитную роль, делает человека сенситивным к чувствам и оценкам окружающих, к критике. Избегание его является мощным стимулом поведения. Стыд — очень болезненная эмоция, его трудно замаскировать или скрыть. Усилия по восстановлению и укреплению своего » Я» после пережитого чувства стыда иногда продолжаются несколько недель.

Могут ли животные испытывать стыд? Вряд ли. Вот типичная ситуация: кот разбил вазу и прячется под кроватью от хозяйки. Это гораздо больше похоже не на эмоцию вины за испорченную вещь, ведь животное не может осознавать ее ценности. Если животное уже попадало в подобную ситуацию, то скорее это эмоция страха перед наказанием. Многие любители животных могут сказать, что никогда не наказывают свих кошек и собак, однако они, если что-то испортили, «чувствуют вину», это определяется по характерным признакам: голова опущена, уши прижаты. Такое поведение легко объяснить. Животное, особенно собака, существо стайное, она видит в хозяине не человека, а вожака, того, кто стоит на социальной лестнице ступенью выше, и боится его неодобрения.

Заключение

Примерно до середины XVII столетия многие ученые считали, что между человеком и животными нет ничего общего ни в анатомо-физиологическом устройстве, ни в поведении, ни тем более в происхождении. Затем была признана общность механики тела человека и животного, но оставалась разобщенность психики и поведения (XVII—XVIII вв.).

В прошлом столетии теория эволюции Ч.Дарвина шатким мостиком перекрыла психологическую и поведенческую пропасть, веками разделявшую эти два биологических вида, хотя многие считали, что перекрыла чересчур.

Главное место в книге Дарвина «О выражении эмоций у животных и человека» отведено доказательствам психической и социальной однородности человека с животным миром. Уже в «Происхождении видов» Дарвин заявил себя сторонником психологии и социологии Г.Спенсера. Таковым он и показал себя в полной мере в указанных двух сочинениях. В главах по сравнительной психологии животных и человека есть интересные наблюдения, но нет глубоких идей. Тут все проблемы решаются путем иллюстраций, будто в человеке нет ничего качественно нового по сравнению с животными, а существуют лишь количественные различия, накопившиеся постепенно. Источники морали и общественного поведения людей — в общественных инстинктах животных. Ни разум человека, ни способность к совершенствованию и самопознанию, ни употребление орудий, ни речь, ни эстетическое чувство, ни вера в Бога, не говоря о более простых психологических категориях, как воображение, не представляют собою специфического достояния человека – все это налицо у животных и все это в человеке естественный отбор лишь усилил.

В начале XX века исследователей заинтересовали индивидуальные различия в темпераменте среди животных (И.П.Павлов), и, наконец, последние несколько десятилетий XX в. оказались связанными с поисками идентичности в коммуникации, групповых формах поведения и механизмах научения у человека и животных.

В данном реферате было проведено исследование по сравнению эмоций животного и человека, были раскрыты такие вопросы как сущность эмоций, их роль в жизнедеятельности живых существ, происхождение эмоций, их зависимость от биологических, социальных и духовных потребностей. Было выяснено, что человек, в своих психологических качествах и формах поведения представляется социально-природным существом, частично похожим, частично отличным от животных. В жизни его природное и социальное начала сосуществуют, сочетаются, иногда конкурируют друг с другом. В понимании подлинной детерминации человеческого поведения необходимо, вероятно, принимать в расчет в то и другое.

Из проведенной в данном реферате работы можно сделать определенные выводы о том, что разница между эмоциями человека и эмоциями животного достаточно велика, между ними есть существенные различия. Вытекающие из различия в потребностях человека и животного. Круг потребностей человека гораздо шире круга потребностей животного, следовательно, шире и круг его эмоций.

Вот принципиальные отличия эмоций человека от эмоций животного:

Эмоции животного напрямую зависят от его биологических потребностей, а эмоции человека зависят так же и от его социальных и духовных потребностей.

Человек наделен разумом и способен контролировать свои эмоции, оценивать их (правда, иногда не совсем верно), скрывать их или давать им волю, или даже симулировать их в зависимости от ситуации.

Человек способен обучаться в процессе своего развития, и в зависимости от его онтогенеза изменяются и его эмоции. С животными же такого не происходит.

У человека есть высшие нравственные чувства , которых нет у животных. Они, в отличие от элементарных эмоций, воспитываются и изменяются под влиянием социальных и духовных условий.

Литература:

Анохин П.К. Эмоции. — В кн. БМЭ, 1964 т.35 .

Бахур В.Т. Эмоции: плюсы и минусы. — М., Знание, 1975.

Большая Советская Энциклопедия, т. 49.

Голушко Л.Ф., Гилев А.П. О характере центральных серотонино-реактивных структурах, обуславливающих детерминирующее влияние 5 — ОТФ на реакции страха у кошек. 1969, №11, т.68 .

Читайте также:  Что такое настроение воина

Громова Е.А. Эмоциональная память и ее механизм. М., Наука, 1980

Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М., Изд-во полит. литературы.1978.

Дольник В.Р. “Вышли мы все из природы”, М., 1996.

Изард К.Е. Эмоции человека. М., Изд-во МГУ, 1980.

Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., Изд-во полит. литературы, 1975.

Лук А.Н. Эмоции и личность. М., Знание, 1982.

Немов Р.С. Общие основы психологии. 4-е издание, М., Владос, 2002.

Общая психология — курс лекций. М., Владос, 1995.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002.

Симонов П.В. Что такое эмоции? М., Наука, 1966.

Советский энциклопедический словарь. 4-е издание, М., 1988.

Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности, Мн., Попурри, 1999

Источник

Эмоции человека и животного

Сравнивать проявление эмоций у животных и человека очень сложно. Трудность заключается в том, что первичные эмоции, имеющиеся как у животных, так и у человека, носят врожденный характер. Оба вида живых существ, по-видимому, их одинаково ощущают, однообразно ведут себя в соответствующих эмоциогенных ситуациях. У высших животных — антропоидов — и человека имеется много общего и во внешних способах выражения эмоций. У них же можно наблюдать что-то подобное настроениям человека, его аффектам и стрессам. Например, демонстрация оскала — широко распространенная у позвоночных инстинктивная программа (Приложение 1). Ее цель — предупредить при встрече с кем-либо, что вы вооружены и готовы за себя постоять.

Человек тоже скалит зубы при сильном страхе или гневе. Оказаться адресатом такой демонстрации неприятно и совсем не хочется. Но у программы показа зубов есть еще два куда более мягких варианта. Первый — заискивающая улыбка. Так улыбается человек, вступая в контакт с тем, кого побаивается. Второй — это широкая улыбка. Так улыбается другому спокойный, уверенный в себе человек. В сущности, он тоже показывает вам, что вооружен и готов за себя постоять и в вашем снисхождении не нуждается.

Первое отличие эмоций человека от эмоций животного состоит в том, что эмоции животного напрямую зависят от его биологических потребностей, а эмоции человека зависят так же и от его социальных и духовных потребностей.

Животные для удовлетворения всех своих потребностей часто идут на все, вплоть до убийства другой особи того же вида. Но человек – существо социальное, наделенное разумом. Он должен уметь подавлять часть своих желаний и думать, к каким последствиям может привести реализация той или иной его потребности.

Второе отличие — человек наделен разумом и способен контролировать свои эмоции, оценивать их (правда, иногда не совсем верно), скрывать их или давать им волю, или даже симулировать их в зависимости от ситуации.

Оба названных выше отличия можно проиллюстрировать на примере такой эмоции, как оборонительная агрессия.

Оборонительная агрессия есть реакция человека или животного на какую-либо угрозу. Проявляется эта эмоция у человека и у животного по-разному.

Можно сказать, что механизм оборонительной агрессии у человека мобилизуется не только тогда, когда он чувствует непосредственную угрозу, но и тогда, когда явной угрозы нет. То есть чаще всего человек выдает агрессивную реакцию на свой собственный прогноз.

Третье отличие: человек способен обучаться в процессе своего развития, и в зависимости от его онтогенеза изменяются и его эмоции. С животными же такого не происходит.

Четвертое отличие состоит в том, что у человека есть высшие нравственные чувства, которых нет у животных. Они, в отличие от элементарных эмоций, воспитываются и изменяются под влиянием социальных условий.

У человека и животного есть много сходных эмоций такие, как:

ü Интерес – это положительная эмоция, которая организует внимание на определённые объекты в данный момент времени или на определенные виды деятельности.

У человека эта эмоция обуславливается его системой ценностей. Интерес животного в исследовании какого-либо объекта заключается в ответах на вопросы «Не опасно ли это?», «Можно ли это съесть?» (Приложение 2).

Моя собака, когда видит какой-либо посторонний и неизвестный ей предмет, начинает испытывать к нему интерес. Подходя к нему тихо и осторожно, уже издалека, начинает принюхиваться. Если животное видит, что та или иная вещь не опасна, она подходит ближе.

ü Радость — основная положительная эмоция. Эту эмоцию испытывает как человек, так и животные. Радость дает человеку ощущение способности справиться с трудностями и наслаждаться жизнью, облегчает повседневную жизнь, помогает справиться с болью, достигать трудных целей. Испытывая радость, человек громко и восторженно говорит, может прыгать от счастья и размахивать руками. Животные, бегая, прыгая и играя, чувствуют удовольствие и всем своим видом показывают, что они счастливы. (Приложение 2).

Поскольку собака стайное животное, то по возращению хозяина она бегает, прыгает и играет, чувствует удовольствие и всем своим видом показывают, что она счастлива каждому возвращению хозяина.

ü Агрессия ещё одна эмоция присуща как человеку, так и животному. Причина этой эмоции является раздражённость к какой-либо ситуации. Разгневанный человек испытывает сильное напряжение, его мышцы напрягаются, кровь «кипит», повышается голос, он может начать размахивать руками, чтобы устрашить соперника. Животное также, испытывая эту, эмоцию начинает рычать и показывать оскал, всем своим видом демонстрируя: «Я вооружён, не подходи» (Приложение 3).

Охраняя свою еду, животное будет скалиться и рычать, чтобы отогнать противника от своей добычи. Человек также будет повышать голос для того чтобы напугать соперника и показать, что он опасен.

Когда человек испытывает отвращение, он стремиться устранить объект, вызвавший это чувство или отстраниться от него самому. Отвращение способствует переключению внимания. У человека отвращение как и гнев, может быть направлено на себя, вызывая самоосуждение и понижая самооценку или на других людей. У животного отвращение вызывается физиологическими факторами, которые оцениваются как «приятное — неприятное». Это может быть вкус, запах, звук и т.д. (Приложение 3).

Когда моя собака слышит звук, раздражающий её, она пытается заглушить её своим воем, либо убегает из зоны его слышимости.

ü Горе обычно реакция на потерю, утрату — временную или постоянную, реальную или воображаемую, физическую или психологическую (это может быть утрата каких-либо привлекательных качеств в себе, позитивных установок на себя). Внутренняя работа, которую выполняет переживание горя, помогает человеку приспособиться к утрате. Горе заразительно вызывает у окружающих людей сочувствие, способствует усилению групповой сплоченности. Животное может чувствовать горе в связи с потерей детеныша, члена стаи.

Читайте также:  Лена матушкина седьмое чувство развитие лобных долей мозга

Потеряв хозяина, животное испытывает глубочайшее психологическое потрясение. Она может отказываться от еды, скулить, выть, находиться на одном месте, ожидая своего хозяина (Приложение 4).

ü Презрение чувство превосходства над каким-либо человеком, группой людей или предметом. Презирающий человек чувствует себя сильнее, умнее, лучше в каком-либо отношении, чем презираемое лицо, смотрит на него «сверху вниз», создает преграду между собой и другим. Презрение часто связано с ситуациями проявления ревности, жадности, соперничества. Оно может проявляться как сарказм, ненависть, жестокость к другим. Возможно, презрение эволюционно возникло как форма подготовки к встрече с противником, как демонстрация своей силы и непобедимости, стремление воодушевить себя и испугать соперника. У животных такая эмоция обусловлена социальными потребностями. (Приложение 5).

Проявление презрения часто можно наблюдать в том случае, когда крупного, уверенного в себе пса донимает пустым облаиванием не достойный внимания противник. Выражая свое презрение, собака как бы не замечает помеху, продолжая движение и занимаясь своим делом, при этом она активно обнюхивает и метит территорию, гребет задними ногами землю. Несмотря на кажущееся безразличие, хвост высоко поднят, уши напряжены, но морда не выражает агрессии, шерсть на холке не вздыблена. Однако если приставание перейдет границы дозволенного, собака может резко, с громким рыком наброситься и поставить нахала на место.

ü Страхявляется опасным из всех эмоций. Ощущение страха варьирует от неприятного предчувствия до ужаса. Причиной его обычно являются события, условия или ситуации, сигнализирующие об опасности. Природными стимулами страха являются одиночество, внезапное изменение стимула, боль и др. Страх переживается как незащищенность, неуверенность, чувство опасности и надвигающегося несчастья, как угроза своему существованию, своему психологическому «Я». Последствия страха: эмоциональные состояния неуверенности, сильное нервное напряжение, побуждающие личность к бегству, поиску защиты, спасения. Страх служит предупреждающим сигналом и изменяет направление поведения человека или животного (Приложение 6).

Страхом у собаки может служить её поведение в ситуации, когда животное находится в состоянии полного покоя и рядом с ним, с полки падает неожиданно какой – либо предмет (книга). Собака в этот момент испытает страх, так как сработает реакция самосохранения. Таким образом, реакции страха вызываются сильными, внезапными, незнакомыми, неожиданными раздражителями.

ü Стыд и винасчитаются аспектами одной и той же эмоции, иногда рассматриваются как совершенно различные эмоции, не связанные друг с другом. Когда человек чувствует стыд, он отводит взгляд, отворачивает лицо в сторону, опускает голову. Стыд может сопровождаться покраснением открытых частей тела, в частности лица. В то же время чувствуется общая несостоятельность. Люди забывают слова, делают неверные движения. Стыд нередко сопровождается ощущением неудачи, поражения. В некоторых случаях он играет защитную роль, делает человека сенситивным к чувствам и оценкам окружающих, к критике. Избегание его является мощным стимулом поведения. Стыд — очень болезненная эмоция, его трудно замаскировать или скрыть. Усилия по восстановлению и укреплению своего «Я» после пережитого чувства стыда иногда продолжаются несколько недель.

Могут ли животные испытывать стыд? Вряд ли. Вот типичная ситуация: кот разбил вазу и прячется под кроватью от хозяйки. Это гораздо больше похоже не на эмоцию вины за испорченную вещь, ведь животное не может осознавать ее ценности. Если животное уже попадало в подобную ситуацию, то скорее это эмоция страха перед наказанием. Многие любители животных могут сказать, что никогда не наказывают свих кошек и собак, однако они, если что-то испортили, «чувствуют вину», это определяется по характерным признакам: голова опущена, уши прижаты. Такое поведение легко объяснить. Животное, особенно собака, существо стайное, она видит в хозяине не человека, а вожака, того, кто стоит на социальной лестнице ступенью выше, и боится его неодобрения. (Приложение 6).

Моя собака Харт, когда остаётся одна дома, обязательно что-нибудь да сделает неразрешенное. И после того, как я возвращаюсь домой, делает виноватый вид: поджимает уши, начинает давать лапу, жаться ко мне, в общем, показывает, что «чувствует вину».

Заключение

В данной работе проведено исследование по сравнению эмоций животного и человека, раскрыты такие вопросы как сущность эмоций, их роль в жизнедеятельности живых существ, происхождение эмоций, их зависимость от биологических, социальных и духовных потребностей. Было выяснено, что человек, в своих психологических качествах и формах поведения представляется социально-природным существом, частично похожим, частично отличным от животных. В жизни его природное и социальное начала сосуществуют, сочетаются, иногда конкурируют друг с другом.

Из проведенных наблюдений можно сделать следующие выводы о том, что между эмоциями человека и эмоциями животного есть существенные различия, вытекающие из различий в потребностях человека и животного. Круг потребностей человека гораздо шире круга потребностей животного, следовательно, шире и круг его эмоций.

Таблица 2. Принципиальные отличия эмоций человека от эмоций животного.

Собака Человек
Различия в эмоциях эмоции зависят от биологических потребностей эмоции зависят от социальных и духовных потребностей
не наделёна разумом, не способна контролировать эмоции наделен разумом, способен контролировать свои эмоции, оценивать их, скрывать их или давать им волю, или даже симулировать их в зависимости от ситуации
собака не способна обучаться в процессе своего развития способен обучаться в процессе своего развития
нет нравственных чувств есть высшие нравственные чувства; они, в отличие от элементарных эмоций, воспитываются и изменяются под влиянием социальных и духовных условий

Литература.

1. Карен Оверолл «Клинические методы коррекции поведения», глава10.

2. Симонов П.В. Что такое эмоции? М., Наука, 1966.

3. Бахур В.Т. Эмоции: плюсы и минусы. — М., Знание, 1975.

4. Лук А.Н. Эмоции и личность. М., Знание, 1982.

5. Материал из Википедии — свободной энциклопедии.

6. Изард К.Е. Эмоции человека. М., Изд-во МГУ, 1980.

7. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М., Изд-во полит. литературы.1978.

8. Бахур В.Т. Эмоции: плюсы и минусы. — М., Знание, 1975.

9. Большая Советская Энциклопедия, т. 49.

10. Якобсон П.М. Психология чувств. М., 1958.

11. Советский энциклопедический словарь. 4-е издание, М., 1988.

Источник

Оцените статью