Эмоциональная живопись с детьми

«Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников посредством ознакомления с портретной живописью»
презентация к уроку по рисованию (старшая группа) на тему

Доклад «Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников посредством ознакомления с портретной живописью»

Скачать:

Вложение Размер
doklad.docx 19.25 КБ
prezenetatsiya_portret.pptx 2.74 МБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте. Уважаемые коллеги.

Вашему вниманию представляю опыт работы

«Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников посредством ознакомления с портретной живописью»

Эмоциона́льный интелле́кт — способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.

Основными составляющими эмоционального интеллекта являются: самоосознанность, самообладание, мотивация , чуткость . Кроме того, развитие эмоционального интеллекта напрямую связано с коммуникативным развитием.

  • Дошкольный период в жизни человека является наиболее бурным этапом в развитии психической сферы и становлении личности. Этот период знаменуется психофизиологическим созреванием и формированием человека как социально зрелой, критичной личности. Незрелость эмоциональной сферы в детском возрасте порождает проблемы социализации подрастающего человека, поскольку адекватность поведения зависит от понимания субъектом происходящего.
  • Поэтому особенно актуальным в образовании дошкольников становится обращение к эмоционально-интеллектуальной сфере психики, которая в последнее время все чаще обозначается понятием «эмоциональный интеллект».

Предлагаются разные методы и средства развития эмоционального интеллекта, профилактики эмоционального неблагополучия детей, одним из которых являются средства изобразительного искусства.

С помощью изобразительного языка художник раскрывает внутренний мир человека, его душевное состояние в структуре эстетических чувств.

Процесс развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста будет эффективно реализовываться, если целенаправленно осуществлять интегративный подход, на основе ознакомления детей с портретной живописью.

Портрет — это, прежде всего изображение или описание какого-либо человека или группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности. Ценность портрета зависит от того, насколько глубоко художник сумел понять внутренний мир изображаемого человека, передать его характерные черты. Показав человека умным или глупым, гуманным или жестоким, хитрым или простодушным, можно как бы рассказать о всей его жизни.

В первую очередь, знакомя детей с портретным жанром, важно обращать внимание детей на характеристику изображенных персонажей, на их позы, жесты, выражения лиц, постановку фигур, а также на характерные детали, по которым лучше усваивается смысл изображенного. Например, цвет является средством передачи настроения. Описать его внешность.

Дети в состоянии воспринять и назвать эмоции, изображенные на портрете. Дети рассматривают портрет — лицо с ярко выраженной экспрессией (например, смеется, радуется, удивляется), где наряду с эмоциональным состоянием, выраженным на лице (мимика), представлены руки в каком-либо движении, жесте. С помощью особого художественного языка воспитатель обращает внимание детей на самое существенное в человеке среди многообразия его качеств — от физических и нравственно-эмоциональных до интеллектуальных проявлений.

Чтобы научить понимать и чувствовать произведения портретной живописи, необходимо помочь детям освоить особенности изобразительного языка данного жанра посредством систематических встреч с произведениями, организованных бесед, ООД, картотекой игр для развития ЭИ, обогащения РППС. Оформить в помещении группы мини- музей, центр художественно- эстетического развития. Задача создания центра стимулирование интересов детей к эмоциональным переживаниям. Хозяином развивающей среды является кукла- художник Карандашкин, помогающая детям войти в увлекательный мир искусства.

Не менее интересной составляющей интегрированного пространства это «Настроение и мимика в лицах», в котором представлены игры для развития эмоционального отклика на произведения портретной живописи. Интересны и эффективны для детей дидактические игры: «Добрые и злые герои», «Придумай и собери портрет», «Найди недостаток в портрете», «Двигающийся человечек», «Схемы настроения».

Интересным представляется уголок творческого экспериментирования «Сделаю сам, себе и Вам». Здесь представлено оборудование и материалы для смешивания красок, палочки, кисти, гуашь, цветные фоны для детских работ, пластилин. В уголке творческого экспериментирования дети рисуют музыку, свое настроение и своих друзей, выражают эмоции в поделках и рисунках.

В совместной деятельности педагога и детей в сфере воздействия портретной живописи на внутренний мир ребенка, расширении его эмоционального опыта, обучении понимания эстетического богатства жизни, формировании умения анализировать увиденное.

Источник

«Развитие эмоциональной сферы ребёнка дошкольного возраста, через инновационные техники изобразительной деятельности»

Елена Тютюнник
«Развитие эмоциональной сферы ребёнка дошкольного возраста, через инновационные техники изобразительной деятельности»

Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач детского поведения и эмоций, так как по своему характеру является художественной деятельностью.

Специфика занятий изобразительным творчеством дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности. Каждый вид изобразительной деятельности, кроме общего эстетического влияния, имеет свое специфическое воздействие на ребенка. Рисование имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Оно способствует формированию и развитию многих личностных качеств личности, ее психических и эстетических возможностей.

Маленькие дошкольники часто находятся «в плену эмоций», поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что может приводить к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми. Лишь по мере личностного развития у них постепенно формируется способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей, развивается произвольность поведения, чувства становятся более устойчивыми и глубокими.

Для успешного развитиядетей в данном направлении рекомендуется придерживаться следующих условий:

— обновить и обогатить окружающую среду детей самыми разнообразными новыми для них предметами и стимулами с целью развития их чувства прекрасного, создать условия для проявления творческой активности и развития изобразительных действий;

— широко использовать в работе нетрадиционные материалы и техники (рисование на смятой, мокрой, различных видах бумаги, рисование пальцами, ватой, колосками и др.);

— создать в группе благоприятную атмосферу. Предоставить детям возможность активно задавать вопросы, поощрять высказывание оригинальных эмоциональных идей;

— не сдерживать инициативу ребенка, не давать четких наставлений, помогать действовать независимо. Не делать за него то, что он может сделать (или научиться делать) самостоятельно. Давать задания по собственному эмоциональному замыслу;

— доброжелательно относиться к детям, учить детей симпатии. Воспитывать чувство коллективизма, давать задания на сплочение группы.

Таким образом, надо сказать, что развития у детей дошкольного возраста можно достигнуть чувства прекрасного, эмоционально – положительных чувств, равновесие в поведение и выплеск негативных эмоций через произведения изобразительного искусства.

Все дети в детстве рисуют, но это получается не у всех детей одинаково, одному ребёнку достаточно небольшой помощи, а другому требуется длительная тренировка. Не сформированность графических навыков и умений мешает ребенку выразить в рисунке задуманное и затрудняет развитие познавательных способностей и эстетического восприятия.

Сложной для дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Далеко не все дети справляются с поставленной перед ними задачей. Это влечет за собой отрицательное эмоциональное отношение ко всему процессу рисования и ведёт к детской неуверенности. Решить данные проблемы помогают нетрадиционные способы рисования.

Целью моей работы является изучение процесса развития творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования, помочь реализовать себя, уметь соединять в одном рисунке различные материалы для получения выразительного образа

Поставленная мною цель привела к решению следующих задач:

-Расширять представления о многообразии техник рисования.

-Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования.

-Создать условия для свободного экспериментирования с нетрадиционными художественными материалами и инструментами.

-Формировать эстетический вкус, творчество, фантазию.

-Развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение.

-Совершенствовать технические умения и навыки рисования.

-Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии

Занятия с детьми я начинаю со второй младшей группы. Использую разработки Р. Г. Казаковой. Начинаю со способов, не требующих от маленьких художников профессионально чётких линий, несущих важную художественную нагрузку. Неотъемлемой частью работы становятся экспериментирование с красками (создание новых оттенков) и совместное разрабатывание способов рисования.

Данный вид деятельности позволяет сделать работы детей более интересными, выразительными и красочными.

Дети особенно подвержены своим эмоциям. Возникающие в их непосредственном воображении образы и сюжеты поражают своим необъяснимым сочетанием цвета, формы, невероятностью событий. В их рисунках можно увидеть голубого слона, шагающий дом, красный дождь и многое другое. Что же побуждает человека к творчеству?

При организации работы по формированию творческих способностей я уделяю внимание социально – эмоциональному развитию. Важно стимулировать проявление детьми самостоятельности и творчества в изобразительной деятельности.

Результатами моей работы в данном направлении стали:

— активность и самостоятельность детей в изо деятельности;

— умение находить новые способы для художественного изображения;

— умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности

Коллаж, пальчиковая живопись, кляксография, монотипия и другие технологии нетрадиционного рисования способствуют развитию у ребенка творчества, пробуждают фантазию, активизируют наблюдательность, внимание и воображение, развивают ручные умения, чувства формы и цветоощущение, способствуют воспитанию художественного вкуса у детей.

Мною были составлены конспекты занятий по рисованию, и по нетрадиционному рисованию «Разноцветная радуга», «Добрым людям на загляденье», «Музыка русских узоров», «Волшебная страна красок» и т. д.

Совместно с родителями были подготовлены выставки детских рисунков :

«Мой любимый герой»;

«Город, в котором я живу»;

«Чёрное море моё» и другие

Моя работа проходила в тесном сотрудничестве с родителями

Для родителей подготовила несколько консультаций, памяток, буклетов

«Развитие любознательности», «Польза рисования», «В игры играем, восприятие развиваем», «Рисование пальчиковыми красками» и другие

Также проводилось анкетирование по разным темам.

В дружной обстановке творчества, выдумки, фантазии прошло родительское собрание «Развитие творчества у детей». На котором я провела мастер- класс «Опускаем руки в краску», пользуясь нетрадиционными техниками рисования, родители рисовали портрет своего ребёнка.

На педсоветах делилась опытом работы со своими коллегами, проводила практические занятия, познакомила с квилингом. Подготовила и показала презентации на тему «Мастер карандаш», «Развитие творческих способностей» и др.

Нетрадиционные методы рисования использую не только на занятиях по изо деятельности, но и на других занятиях и в свободное от занятий время.

Результатом моей работы являются результаты мониторинга по изо деятельности, которые показывают чему научились мои дети. Видеть окружающее, передавать чувства, настроение. Работая по этой методике, отметила, что у детей повышается интерес к изобразительной деятельности. Имея опыт рисования различными способами, дети уже сами предлагают их, стоит только предложить им тему рисования. А самое главное дети научились работать в коллективе, осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других детей.

Уголок «Умелые руки» [ же с раннего возраста у ребенка должно развиваться чувство прекрасного, высокие эстетические вкусы, они начинают овладевать разными видами.

Влияние дидактической игры на познавательную деятельность дошкольников Игра является ведущим видом деятельности дошкольников. В процессе игровой деятельности дети осваивают, отраженные в ней различные стороны.

Источник

Развитие чувственно-эмоциональной сферы дошкольников через применение различных техник рисования

Валерия Блохина
Развитие чувственно-эмоциональной сферы дошкольников через применение различных техник рисования

Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии (проблемы слуха, зрения, речи, задержка психического развития, умственная отсталость, нарушения опорно-двигательного аппарата) сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды? Как помочь им познать свое Я, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем?

Средством, которое воздействует на нравственно-этические, эстетические, коммуникативно-рефлексивные основы личности и способствует социокультурной адаптации с помощью искусства, является арттерапия, которая помогает детям справляться со своими психологическими проблемами, восстанавливать эмоциональное равновесие, переключаться с отрицательных переживаний на положительно окрашенные чувства и мысли.

Однако необходимо учитывать, что каждый изобразительный материал имеет определенный диапазон возможных способов действия с ним, стимулирует ребенка к определенным видам активности. Подбирая изобразительные материалы в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями ребенка, можно в какой-то мере управлять его активностью.

Например, в работе с гиперактивными и расторможенными детьми более уместно использовать изобразительные средства, требующие от них организации и структурирования своей деятельности,тонкой сенсомоторной координации и контроля над выполнением действия:

Отпечатывание — нетрадиционная техника изображения с помощью отпечатков. Она не дает возможности создавать стереотипные изображения, штампы. В младшем дошкольном возрасте детям я показываю разные способы отпечатывания. Для этого на любую поверхность наносим цветовое пятно, затем накладываем чистый лист бумаги. Получается отпечаток. Подрисовывая детали, ребенок придает ему определенный образ.

Мы с детьми используем отпечатки тюля, мешковины, на кусках бумаги, даже газетной с наложенными на ней трафаретами. Интересными являются изображения, созданные с помощью окрашенной нити. Для этого шерстяную или любую толстую нить намазываем краской, кладем между сложенными пополам листами, прижимаем и вытягиваем нитку за кончик. Лист раскрываем и дорисовываем к отпечаткам какие-либо элементы, создавая сказочные образы.

Такие упражнения снижают эмоциональную напряженность детей, помогают им осознавать свои чувства, переживания, учат управлять ими.

Рисование по точкам — техника рисования, когда я заранее готовлю схему рисунка, расставляя контурные точки. Ребенку предлагаю соединить точки линией. Получившийся контур дорисовать, раскрасить, придумать сюжет и дать название. Это такое интересное занятие, ведь у тебя нет картинки, и вдруг что-то получается.

Пластилиновое рисование — один из способов пальцевой живописи. При этом пластилиновые колбаски накладываем на карандашный рисунок и, если необходимо, размазываем пластилин по поверхности. Можно сделать коллаж из пластилина, если добавить в изображение бусины, камешки и прочий мелкий материал. «Пластилиновое рисование» использую тогда, когда необходимо отвлечь детей от грустных мыслей, депрессии. Оно отвлекает внимание детей на процесс «действования», моделирования новой, более конструктивной картины мира. С другой стороны, оно дает возможность «выплеснуть» агрессивные эмоции, сплющивая и размазывая пластилин по картону.

Напротив, детям, эмоционально «зажатым», с высокой тревожностью более полезны материалы, требующие широких, свободных движений, включающих все тело, а не только область кисти и пальцев. Таким детям следует предлагать краски, большие кисти, большие листы бумаги, прикрепленные на стенах, глину и пластилин, рисование мелом:

Графическая музыка — один из приемов арттерапии, когда ребенку предлагаю под музыку, закрыв глаза, проводить на бумаге линии в соответствии с восприятием мелодии. Затем найти в этих линиях образы и обвести их карандашами разного цвета (рыбка, черепаха, птица и др.). Рисование под музыку позволяет детям экстериорезировать (выносить вовне) свои эмоции и чувства (для многих детей это единственный способ самовыражения).

Дети получают реальную возможность «увидеть» на рисунке свой внутренний мир и донести свои переживания до другого. Рисование под музыку формирует навыки саморегуляции (рисуя, дети стабилизируют и структурируют свои внутренние процессы, регулируют себя). Существенно обогащается эмоциональная сфера детей, и совершенствуются способы регуляции собственных эмоций и чувств. Арттерапия в этом случае позволяет сублимировать даже негативные эмоции и отреагировать на них адекватным путем.

Танцующие руки — техника рисования с использованием большого листа оберточной бумаги (или старых обоев, которые раскладываются на полу. Детям предлагаю в каждую руку взять по цветному мелку любого цвета, затем лечь спиной на бумагу. Включается веселая музыка. Дети одновременно двумя руками рисуют по бумаге, двигая руками в такт музыке. Затем рисунки обсуждаются.

Сочетая изобразительную деятельность со специально подбираемым музыкальным сопровождением, можно стабилизировать и развивать эмоционально-волевую сферу детей.

Волшебный салют. На полу расстилаем газету, кладем большой лист бумаги. Нужны жидкие краски, кисти. Манипулируя любым образом кистью, брызгаем краску на лист бумаги, устраивая «волшебный салют». Великолепное зрелище!

Крупный масштаб. Создаем изображение, используя малярные кисти, губки, ноги, руки (отпечатки стоп, кистей, а может и подбородка, и даже носа). Рисование способствует развитию сенсорных ощущений, раскрепощает и гармонизирует детей.

Наскальная живопись. На специально отведенной стене крепится большой лист бумаги, где дети рисуют все, что хотят и чем хотят (цветными мелками, фломастерами и т. д.).

Работа с глиной (сжимание, разглаживание, формообразование, затем сплющивание). Работа с глиной оставляет приятные ощущения, помогает расслабиться, снять стресс, помогает выражению чувств, избавляет от избытка слов, если ребенок болтлив, и приобщает к социальной активности необщительных детей.

В своей деятельности я использую нетрадиционные техники рисования, облегчающие детям выражение их чувств:

Рисование кусочками поролона — нетрадиционная техника рисования «по сырому». Во время рисования сначала смачиваем поролоном с водой лист бумаги — тогда изображения получаться таинственными, расплывчатыми, с мягкими очертаниями. Мазки краски, ложась на влажную поверхность, расплываются, сливаются друг с другом, создают плавные переходы. Так можно добиться мягкости в передаче очертаний предметов, воздушности и пространственности изображения.

Рисунок на стекле-экране. Рисовать на стекле можно как красками, фломастерами, мелками, так и используя нетрадиционные методы рисования: пальчиками, ладонью, клубком. С обратной стороны листа можно подкладывать разноцветные листы бумаги (фон, из-за чего эмоциональное восприятие рисунка будет меняться. Такое рисование способствует снижению эмоционального напряжения, снижению тревожности, «выбросу» негативных эмоций.

Изображение своего настроения. Предлагаю ребенку выбрать по желанию цвет краски и на белом листе бумаги нарисовать цветовые линии, пятна, круги, узоры, выражающие его настроение в данный момент.

Победа над страхом. Ребенку предлагаю нарисовать то, чего он больше всего боится, а затем его рисунок обсуждается. После этого ребенку даю ножницы и предлагают разрезать (или порвать) свой «страх».

Некоторые игры-упражнения с изобразительными материалами я с детьми провожу в бассейне. Это позволяет в полной мере проявить свои желания, способности и возможности, не ограничиваясь в пространстве, не боясь испачкаться. Такие занятия доставляют детям огромное удовольствие, вызывая море эмоций.

Пальцевая живопись — нетрадиционная техника рисования, когда изображения создаются без помощи специальных инструментов (кисточки, стеки и т. д., одними пальцами. Для этого мы с детьми обмакиваем каждый пальчик руки в свой цвет (в жидкую гуашь) и рисуем на бумаге, проводя различные линии, или делая точки, мазки с помощью отпечатков кончиков пальцев, фаланг, ладоней. Данный прием активно используется в арттерапии, так как позволяет снять у детей страх перед совершением ошибки и неудачей.

Когда нам удается достигнуть гармонии в группе детей с разными индивидуально-психологическими особенностями, когда с помощью вышеперечисленных арттерапевтических средств гиперактивные дети стали спокойными и организованными, а «зажатые» дети наоборот стали свободными и раскрепощенными, можно использовать коллективное творчество. Такое творчество способствует развитию коллективизма, умений работать в парах, сотрудничать с другими детьми, договариваться, соотносить свои желания и эмоции с желаниями и эмоциями других.

При выполнении коллажей дети использую ранее полученные навыки и умения нетрадиционных техник рисования. Пробуждается фантазия ребенка и занятие превращается в увлекательную игру. А как великолепно смотрятся на стенах детского сада коллажи, созданные совместно всеми ребятами!

Арт альбом для дошкольников с 3-х лет Изучение основных цветов Развитие эмоциональной сферы Арт альбом для дошкольников с 3-х лет Изучение основных цветов Развитие эмоциональной сферы Составитель: педагог-психолог Войтра Мария Сергеевна.

Конспект открытого занятия «Развитие эмоциональной сферы дошкольников в театрализованной деятельности» Конспект открытого занятия по театрализованной деятельности «Развитие эмоциональной сферы дошкольников в театрализованной деятельности».

Дидактическая игра на развитие эмоциональной сферы дошкольников «Кубик эмоций» «Кубик эмоций» — это дидактическая игра на развитие эмоциональной сферы дошкольников. В ходе игры дети закрепляют знания различных эмоциональных.

Опыт работы «Развитие эмоциональной сферы дошкольников средствами музыкально-ритмических игр» Опыт работы на тему: «Развитие эмоциональной сферы дошкольников средствами музыкально – ритмических игр» Музыкальный руководитель.

Педагогический опыт «Применение техник нетрадиционного рисования в изобразительной деятельности» МКДОУ «Новоусманский Д. С №1 ОВ» Педагогический опыт на тему: применение техник нетрадиционного рисования в изобразительной деятельности.

Применение нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности дошкольников Доклад Борисенко С. А. на педсовете Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Очень часто отсутствие знаний, навыков, приемов рисования отталкивает ребенка.

Развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством восприятия музыки “Музыка – это звуки, но музыка – это также целая масса чувств, которые открываются в этих звуках для чутких людей”. А. В. Луначарский В.

Самообразование «Влияние различных техник нетрадиционного рисования и аппликации на развитие творческих способностей» ПЛАН ПО СОМООБРАЗОВАНИЮ Воспитателя Мокрушиной Оксаны Владимировны на 2016-2019 учебный год. ТЕМА: «ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ТЕХНИК НЕТРАДИЦИОННОГО.

Развитие изобразительной деятельности младших дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования В системе воспитания детей дошкольного возраста больше место отводится рисованию, имеющему важное значение для всестороннего развития личности.

Развитие эмоциональной сферы детей с ЗПР через театрализованную деятельность Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «детский сад №443 г. Челябинск» «Развитие эмоционально-волевой сферы у детей.

Источник

Читайте также:  Как изменить свои чувства с помощью мыслей
Оцените статью