Эмоциональная выразительность речи воспитателя

Речь воспитателя — главное воспитание ребенка в детском саду

Гульнара Нагаева
Речь воспитателя — главное воспитание ребенка в детском саду

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним. Обогащение и активизацию словаря необходимо начинать с самого раннего возраста ребенка. А в дальнейшем нужно еще более усовершенствовать его и увеличивать. Только у ребенка обладающего богатым словарным запасом, может сформироваться правильная грамотная речь. Задача воспитателя максимально оптимизировать процесс развития речи и обогащения словаря. Основную часть своего времени дети проводят в детском саду с воспитателями. Речь воспитателя является примером для детей. Именно на нее они ориентируются при произношении тех слов, которые они знают. Дети стараются копировать интонации преподавателя в зависимости от свойств описываемого события, так как это делает воспитатель в своих рассказах о таких же событиях. Чем правильнее будет звучать речь воспитателя, тем правильнее будет развиваться речь его подопечных. Воспитатель должен совершенствовать и развивать свою речь, произношение, так как его ошибки повлекут за собой сотни ошибок его воспитанников, которые легче исправить в раннем возрасте, чем в более взрослом.

Применяя различные методики преподавания развития речи и обогащения словаря можно добиться более ощутимых результатов, чем, если пользоваться шаблонными приемами. Детям интересна смена деятельности и поэтому процесс освоения знаний будет протекать более интересно, живо и без утомления дошкольников. Обладая развитой речью, ребенок, будет лучше готов к школе. Легче будут восприниматься знания, передаваемые ему преподавателями, меньше будет проблем при общении со сверстниками, ответами у доски.

Зная, что дети дошкольного возраста овладевают языком на основе устной речи, через общение с окружающими людьми, следует учитывать следующее. 1. Речь воспитателя является образцом для детей в широком значении этого слова, прежде всего – в разговорной речи, на основе которой происходит повседневное общение ребенка с воспитателем. 2. На занятиях дети, слушая речь воспитателя, упражняются в овладении русским языком. Недостатки, встречающиеся разговорной речи воспитателя, передаются детям, и потом дети с трудом избавляются от них уже в школе.

Речь воспитателя должна быть:

1) грамматически правильно построенной, связной;

2) с ясным и отчетливым произнесением всех звуков родного языка;

3) выдержана в определенном темпе, громкости;

4) интонационно выразительной;

5) доступной для понимания;

6) с правильным и точным использованием словесных обозначений.

Требования к речи педагога Правильность — соответствие речи языковым нормам. В общении с детьми воспитательиспользует основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения, а также нормы образования и изменения слов. Точность — соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Воспитатель должен обращать особое внимание на семантическую (смысловую) сторону речи, т. к. это способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления. Логичность — выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Воспитатель в общении с детьми учитывает, что в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутри текстовой связи. Чистота — отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание, воспитательзаботится о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

Читайте также:  При ээг четкая депрессия альфа ритма

Выразительность — особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи воспитателя является мощным орудием воздействия на ребенка. Владеющий различными средствами выразительности речи воспитатель (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др., способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

Богатство — умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Богатый лексикон воспитателя способствует расширению словарного запаса ребенка, помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи, так как в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка.

Уместность — употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи воспитателя предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).

Некоторые недочеты речи педагога:

1) торопливость речи (ускоренный темп делает ее не четкой, смазанной, трудной для восприятия)

2) невнятность произношения;

3) монотонность речи (она утомляет слушателей, снижает интерес к содержанию);

4) повышенная громкость голоса (переходящая в крик).При необходимости (шум в группе напр.)следует несколько увеличив громкость, более четко произносить слова, заметлив при этом темп;

5) неточность произнесения отдельных звуков или слов;

6) нарушения лексика – грамматическое оформление;

7) употребление в речи слов – паразитов;

8) небрежное, неряшливое произношение (недоговариваются окончания слов, проглатываются отдельные звуки, невнятно произносятся согласные);

9)побуквенное произнесение некоторых слов: что (вместо што, его (вместо ево, счастье (щастье) и т. д. ; т. е. как пишем так и говорить;

10) речь с национальным акцентом,с характерными особенностями местных говоров: яканьем, цоканьем оканьем и др. ;

11) произнесение слов с неправильным ударением;

12) неблагозвучность голоса (сиплость, хрипота, гнусавость).

В качестве недостатков словаря (речи)воспитателей можно назвать:

1) часто употребление слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами (Танечка, чашечка, ручки и. т. п.);

2) засоренность речи лишними словами (ну, вот, так сказать, значит);

3) в общении с детьми постарше подлаживание под речь детей;

4) использование, употребление в речи новых слов, не учитывая возраст детей.

Таким образом, работая с детьми воспитательдолжен обратить внимание на следующее:

1) правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющиеся дефекты речи;

2) иметь ясную, четкую и отчетливую речь, т. е. хорошую дикцию;

3) использовать в своей речи литературное произношение, т. е. придерживаться орфоэпических норм;

4) стремиться правильно использовать интонационные средства выразительности с учетом содержания высказывания;

Читайте также:  Литература по теме типы темперамента

5) в общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса;

6) связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции (соответственно возрасту детей);

7) речь воспитателя должна быть спокойной, всегда уравновешенной, вежливой не только по отношению к детям, но и ко всем сотрудникам д/с (не допускаются грубые выражения).

Обогащение словарного запаса для развития связной речи ребенка. Не имея словарного запаса-нет связной речи,нет динамики в развитии повествовательной и диалогической речи. Работу над обогащением словарного.

Памятка для воспитателей. Приемы развития речи у детей в раннем возрасте. Одним из наиболее важных процессов в развитии детей раннего возраста является активизация речи и её развитие. На втором году жизни начинает.

Источник

Практикум: «Выразительность речи педагога ДОУ»

Ирина Григорьева
Практикум: «Выразительность речи педагога ДОУ»

Одним из важнейших коммуникативных качеств является чистота и выразительность речи. Еще древние философы предавали огромное значение ораторскому искусству. Ораторы были самыми уважаемыми и почитаемыми людьми в Греции, Италии, Египте.

В современном ДОУ речь взрослого выступает для ребенка моделью для наблюдения и подражания. Поэтому, педагогу важно критически оценивать свою речь, не допуская в неё: слова – паразиты, «мямленье» и монотонность.

Мы предлагаем вам практические упражнения для выразительности речи.

1 Артикуляционная гимнастика.

Разогрев артикуляционного аппарата, привести мышцы в норму. Ежедневная артикуляционная и мимическая гимнастика позволяет держать мышцы лица в тонусе. Даже артисты, перед выходом на сцену выполняют вокальные и артикуляционные упражнения. Артикуляционная гимнастика позволяет четко и понятно проговаривать свое выступление, сообщение. Для детей артикуляционная гимнастика необходима для формирования и развития артикуляционного аппарата, укрепления его мышц.

— Напишите языком свое имя в воздухе

-Вытянуть сомкнутые губы дудочкой вверх, обнажив зубы.

— Сомкнутыми губами сделать вращательное движение влево и вправо

— Острым кончиком языка прикоснуться внутри к одной щеке, к другой, к небу, загнуть его назад

— Вытянуть язык вперед, как жало у осы. Затем по очереди поднимать язык к кончику носа и опустить к подбородку

— Стуча карандашом,для ритма проговаривать отрывисто слоги:

2 Скороговорки. Это наследие наших родителей. Их ценность доказана временем.

— От топота копыт пыль по полю летит.

— Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

— Была у Фрола Фролу на Лавра наврала, к Лавру пойду Лавру на Флора навру.

3 Выразительная интонация.

Проговаривание знакомых стихов с разной интонацией:

-Уронили мишку на пол. Сначала без слов, мимически (угадайте, о каком стихотворении идет речь). А затем читаем по очереди с разным выражением: жалобно, деловой стиль, таинственно, радостно, требовательно, просительно, умоляюще, робко, испуганно, возмущенно, обиженно, уныло, удивленно, разочарованно, с любовью, с ненавистью, равнодушно, высокомерно, униженно, презрительно, многообещающе, таинственно, образец.

— Идет бычок (так же).

4 Выразительность мимики и жестов.

Поза, жест и мимика составляют важный элемент ораторского искусства. Жест и мимика оживляют речь, делают ее как бы зримой. Обычно считается, что жесты заключаются в движении рук, однако реально любое телодвижение с целью подчеркнуть значение произносимых слов тоже является жестом.

Читайте также:  Если человек чувствует запах земли

Начинающему преподавателю важно освоить правила жестикуляции.

• жесты должны быть непроизвольны, прибегайте к жесту только тогда, когда ощущаете потребность в нем;

• жестикуляция не должна быть непрерывной, не каждая фраза требует жеста;

• управляйте жестами, он не должен отставать от подкрепляемого им слова;

• вносите разнообразие в жестикуляцию, не пользуйтесь одними и теми же жестами во всех случаях;

• жесты должны отвечать своему назначению, их форма и интенсивность должны соответствовать произносимым словам;

• во время устного изложения материала не следует думать о жестикуляции.

Упражнения на жестикуляцию:

1. — Что означают те или иные жесты….Те жесты,которые мы употребляем в жизни: – предлагаем педагогамвспомнить бытовые жесты и их обозначение: грозим пальцем, разводим руки в стороны, качаем головой, подносим палец к губам, опускаем большой палец вниз, вверх, потираем руки, потираем между собой большой и указательные пальцы, смыкаем кисти рук вместе…

2 — Изобрази без слов (вас застал дождь, вы проспали на работу, вы встретили любимую подругу и заболтались с ней, и вдруг обнаружили, что опоздали на работу, гладите белье, засмотрелась в телевизор и вдруг прожгли дыру, смотрите телевизор и вдруг, почувствовали запах горелого ужина, пришли домой и обнаружили, что ваш ребенок провинился – разбросал вещи по квартире, пьете кофе в рабочее время, вдруг заходит заведующая, внезапная проверка, а вы потеряли конспект занятия)

5 Сила голоса (неожиданный громкий звук и тихий голос). Что привлекает к себе внимание слушателя. Когда ведете праздник и вдруг ситуация выходит из-под контроля. Что помогает нам в этой ситуации привлечь внимание? Сила голоса, или наоборот речевая пауза, резкое снижение голоса до шепота, резкий неожиданный звук.

6 Театральные этюды:

6.1- Волшебный мяч (передаем воображаемый предмет и изменяем его по указанию вежущего: Мяч — грудной ребенок- кастрюля с горячим супом — ароматный букет цветов- живая мышь- гантели на 15 кг- бабочка-алмаз на 10 карат — грязная тряпка-буханка свежего хлеба – мороженное). Затем «волшебные изменения» происходят на фантазию самих педагогов.

6.2- «Реклама».Убедите оппонента приобрести эту замечательную вещь: (стул, букет, кастрюля, шляпа, корзина, замок, ножницы, картошка, обезьяна, шариковая ручка и т. д.)/ Реклама должна длиться 1 минуту. Засекаем секундомером.

6.3- «Комплимент.» Педагоги становятся в круг.Проговаривают слова:

Кто у нас хороший, кто у нас пригожий

Мы тебя сейчас похвалим,комплимент тебе подарим:

(называем имя педагога. Он выходит в круг и остальные педагоги по очереди говорят ему комплименты)

Д/з: принести зеркало, секундомер.

Составили: Григорьева И. А.

Семинар-практикум для родителей Весной мы проводили семинар-практикум для родителей на тему «Играем – речь развиваем».Главной целью данного мероприятия было ознакомление.

Тантамареска — это чудо-кукла Тантамареска – это кукла, при помощи которой отрабатывается мимика, эмоциональная выразительность речи и жестикуляция, выразительность движений.

Источник

Оцените статью