Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним. Обогащение и активизацию словаря необходимо начинать с самого раннего возраста ребенка. А в дальнейшем нужно еще более усовершенствовать его и увеличивать. Только у ребенка обладающего богатым словарным запасом, может сформироваться правильная грамотная речь. Задача воспитателя максимально оптимизировать процесс развития речи и обогащения словаря. Основную часть своего времени дети проводят в детском саду с воспитателями. Речь воспитателя является примером для детей. Именно на нее они ориентируются при произношении тех слов, которые они знают. Дети стараются копировать интонации преподавателя в зависимости от свойств описываемого события, так как это делает воспитатель в своих рассказах о таких же событиях. Чем правильнее будет звучать речь воспитателя, тем правильнее будет развиваться речь его подопечных. Воспитатель должен совершенствовать и развивать свою речь, произношение, так как его ошибки повлекут за собой сотни ошибок его воспитанников, которые легче исправить в раннем возрасте, чем в более взрослом.
Применяя различные методики преподавания развития речи и обогащения словаря можно добиться более ощутимых результатов, чем, если пользоваться шаблонными приемами. Детям интересна смена деятельности и поэтому процесс освоения знаний будет протекать более интересно, живо и без утомления дошкольников. Обладая развитой речью, ребенок, будет лучше готов к школе. Легче будут восприниматься знания, передаваемые ему преподавателями, меньше будет проблем при общении со сверстниками, ответами у доски.
Зная, что дети дошкольного возраста овладевают языком на основе устной речи, через общение с окружающими людьми, следует учитывать следующее. 1. Речь воспитателя является образцом для детей в широком значении этого слова, прежде всего – в разговорной речи, на основе которой происходит повседневное общение ребенка с воспитателем. 2. На занятиях дети, слушая речь воспитателя, упражняются в овладении русским языком. Недостатки, встречающиеся разговорной речи воспитателя, передаются детям, и потом дети с трудом избавляются от них уже в школе.
Речь воспитателя должна быть:
1) грамматически правильно построенной, связной;
2) с ясным и отчетливым произнесением всех звуков родного языка;
3) выдержана в определенном темпе, громкости;
4) интонационно выразительной;
5) доступной для понимания;
6) с правильным и точным использованием словесных обозначений.
Требования к речи педагога Правильность — соответствие речи языковым нормам. В общении с детьми воспитательиспользует основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения, а также нормы образования и изменения слов. Точность — соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Воспитатель должен обращать особое внимание на семантическую (смысловую) сторону речи, т. к. это способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления. Логичность — выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Воспитатель в общении с детьми учитывает, что в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутри текстовой связи. Чистота — отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание, воспитательзаботится о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.
Выразительность — особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи воспитателя является мощным орудием воздействия на ребенка. Владеющий различными средствами выразительности речи воспитатель (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др., способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.
Богатство — умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Богатый лексикон воспитателя способствует расширению словарного запаса ребенка, помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи, так как в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка.
Уместность — употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи воспитателя предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).
Некоторые недочеты речи педагога:
1) торопливость речи (ускоренный темп делает ее не четкой, смазанной, трудной для восприятия)
2) невнятность произношения;
3) монотонность речи (она утомляет слушателей, снижает интерес к содержанию);
4) повышенная громкость голоса (переходящая в крик).При необходимости (шум в группе напр.)следует несколько увеличив громкость, более четко произносить слова, заметлив при этом темп;
5) неточность произнесения отдельных звуков или слов;
6) нарушения лексика – грамматическое оформление;
7) употребление в речи слов – паразитов;
8) небрежное, неряшливое произношение (недоговариваются окончания слов, проглатываются отдельные звуки, невнятно произносятся согласные);
9)побуквенное произнесение некоторых слов: что (вместо што, его (вместо ево, счастье (щастье) и т. д. ; т. е. как пишем так и говорить;
10) речь с национальным акцентом,с характерными особенностями местных говоров: яканьем, цоканьем оканьем и др. ;
11) произнесение слов с неправильным ударением;
12) неблагозвучность голоса (сиплость, хрипота, гнусавость).
В качестве недостатков словаря (речи)воспитателей можно назвать:
1) часто употребление слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами (Танечка, чашечка, ручки и. т. п.);
2) засоренность речи лишними словами (ну, вот, так сказать, значит);
3) в общении с детьми постарше подлаживание под речь детей;
4) использование, употребление в речи новых слов, не учитывая возраст детей.
Таким образом, работая с детьми воспитательдолжен обратить внимание на следующее:
1) правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющиеся дефекты речи;
2) иметь ясную, четкую и отчетливую речь, т. е. хорошую дикцию;
3) использовать в своей речи литературное произношение, т. е. придерживаться орфоэпических норм;
4) стремиться правильно использовать интонационные средства выразительности с учетом содержания высказывания;
5) в общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса;
6) связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции (соответственно возрасту детей);
7) речь воспитателя должна быть спокойной, всегда уравновешенной, вежливой не только по отношению к детям, но и ко всем сотрудникам д/с (не допускаются грубые выражения).
Обогащение словарного запаса для развития связной речи ребенка. Не имея словарного запаса-нет связной речи,нет динамики в развитии повествовательной и диалогической речи. Работу над обогащением словарного.
Памятка для воспитателей. Приемы развития речи у детей в раннем возрасте. Одним из наиболее важных процессов в развитии детей раннего возраста является активизация речи и её развитие. На втором году жизни начинает.
Источник
Ирина Григорьева
Практикум: «Выразительность речи педагога ДОУ»
Одним из важнейших коммуникативных качеств является чистота и выразительность речи. Еще древние философы предавали огромное значение ораторскому искусству. Ораторы были самыми уважаемыми и почитаемыми людьми в Греции, Италии, Египте.
В современном ДОУ речь взрослого выступает для ребенка моделью для наблюдения и подражания. Поэтому, педагогу важно критически оценивать свою речь, не допуская в неё: слова – паразиты, «мямленье» и монотонность.
Мы предлагаем вам практические упражнения для выразительности речи.
1 Артикуляционная гимнастика.
Разогрев артикуляционного аппарата, привести мышцы в норму. Ежедневная артикуляционная и мимическая гимнастика позволяет держать мышцы лица в тонусе. Даже артисты, перед выходом на сцену выполняют вокальные и артикуляционные упражнения. Артикуляционная гимнастика позволяет четко и понятно проговаривать свое выступление, сообщение. Для детей артикуляционная гимнастика необходима для формирования и развития артикуляционного аппарата, укрепления его мышц.
— Напишите языком свое имя в воздухе
-Вытянуть сомкнутые губы дудочкой вверх, обнажив зубы.
— Сомкнутыми губами сделать вращательное движение влево и вправо
— Острым кончиком языка прикоснуться внутри к одной щеке, к другой, к небу, загнуть его назад
— Вытянуть язык вперед, как жало у осы. Затем по очереди поднимать язык к кончику носа и опустить к подбородку
— Стуча карандашом,для ритма проговаривать отрывисто слоги:
2 Скороговорки. Это наследие наших родителей. Их ценность доказана временем.
— От топота копыт пыль по полю летит.
— Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
— Была у Фрола Фролу на Лавра наврала, к Лавру пойду Лавру на Флора навру.
3 Выразительная интонация.
Проговаривание знакомых стихов с разной интонацией:
-Уронили мишку на пол. Сначала без слов, мимически (угадайте, о каком стихотворении идет речь). А затем читаем по очереди с разным выражением: жалобно, деловой стиль, таинственно, радостно, требовательно, просительно, умоляюще, робко, испуганно, возмущенно, обиженно, уныло, удивленно, разочарованно, с любовью, с ненавистью, равнодушно, высокомерно, униженно, презрительно, многообещающе, таинственно, образец.
— Идет бычок (так же).
4 Выразительность мимики и жестов.
Поза, жест и мимика составляют важный элемент ораторского искусства. Жест и мимика оживляют речь, делают ее как бы зримой. Обычно считается, что жесты заключаются в движении рук, однако реально любое телодвижение с целью подчеркнуть значение произносимых слов тоже является жестом.
Начинающему преподавателю важно освоить правила жестикуляции.
• жесты должны быть непроизвольны, прибегайте к жесту только тогда, когда ощущаете потребность в нем;
• жестикуляция не должна быть непрерывной, не каждая фраза требует жеста;
• управляйте жестами, он не должен отставать от подкрепляемого им слова;
• вносите разнообразие в жестикуляцию, не пользуйтесь одними и теми же жестами во всех случаях;
• жесты должны отвечать своему назначению, их форма и интенсивность должны соответствовать произносимым словам;
• во время устного изложения материала не следует думать о жестикуляции.
Упражнения на жестикуляцию:
1. — Что означают те или иные жесты….Те жесты,которые мы употребляем в жизни: – предлагаем педагогамвспомнить бытовые жесты и их обозначение: грозим пальцем, разводим руки в стороны, качаем головой, подносим палец к губам, опускаем большой палец вниз, вверх, потираем руки, потираем между собой большой и указательные пальцы, смыкаем кисти рук вместе…
2 — Изобрази без слов (вас застал дождь, вы проспали на работу, вы встретили любимую подругу и заболтались с ней, и вдруг обнаружили, что опоздали на работу, гладите белье, засмотрелась в телевизор и вдруг прожгли дыру, смотрите телевизор и вдруг, почувствовали запах горелого ужина, пришли домой и обнаружили, что ваш ребенок провинился – разбросал вещи по квартире, пьете кофе в рабочее время, вдруг заходит заведующая, внезапная проверка, а вы потеряли конспект занятия)
5 Сила голоса (неожиданный громкий звук и тихий голос). Что привлекает к себе внимание слушателя. Когда ведете праздник и вдруг ситуация выходит из-под контроля. Что помогает нам в этой ситуации привлечь внимание? Сила голоса, или наоборот речевая пауза, резкое снижение голоса до шепота, резкий неожиданный звук.
6 Театральные этюды:
6.1- Волшебный мяч (передаем воображаемый предмет и изменяем его по указанию вежущего: Мяч — грудной ребенок- кастрюля с горячим супом — ароматный букет цветов- живая мышь- гантели на 15 кг- бабочка-алмаз на 10 карат — грязная тряпка-буханка свежего хлеба – мороженное). Затем «волшебные изменения» происходят на фантазию самих педагогов.
6.2- «Реклама».Убедите оппонента приобрести эту замечательную вещь: (стул, букет, кастрюля, шляпа, корзина, замок, ножницы, картошка, обезьяна, шариковая ручка и т. д.)/ Реклама должна длиться 1 минуту. Засекаем секундомером.
6.3- «Комплимент.» Педагоги становятся в круг.Проговаривают слова:
Кто у нас хороший, кто у нас пригожий
Мы тебя сейчас похвалим,комплимент тебе подарим:
(называем имя педагога. Он выходит в круг и остальные педагоги по очереди говорят ему комплименты)
Д/з: принести зеркало, секундомер.
Составили: Григорьева И. А.
Семинар-практикум для родителей Весной мы проводили семинар-практикум для родителей на тему «Играем – речь развиваем».Главной целью данного мероприятия было ознакомление.
Тантамареска — это чудо-кукла Тантамареска – это кукла, при помощи которой отрабатывается мимика, эмоциональная выразительность речи и жестикуляция, выразительность движений.
Источник