Эмоциональная выразительность речи педагога

Выразительные средства в объяснительной речи педагога

Выразительные средства в объяснительной речи педагога

Профессор Л.И.Скворцов дает определение, согласно которому: “Культура речи – владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и т.д.), а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи”.

Речь педагога – основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для воспитанников.

Успешное овладение педагогической профессией невозможно без овладения культурой речи и культурой общения. Коммуникативная культура, основанная на речевой культуре, определяет потенциал всей системы образования, меру ее воздействия на развитие личности детей.

Значение культуры речи педагога.

По словам Н. И. Жинкина средством развития речи в широком смысле является культурная языковая среда. Подражание речи взрослых является одним из механизмов овладения родным языком. Внутренние механизмы речи образуются у ребенка только под влиянием систематически организованной речи взрослых.
М.М. Алексеева отмечает, что, подражая взрослым, ребенок перенимает «не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи». Поэтому, к речи педагога предъявляются высокие требования: содержательность и одновременно точность, логичность; соответствие возрасту детей; лексическая, фонетическая, грамматическая, орфоэпическая правильность; образность; выразительность, эмоциональная насыщенность, богатство интонаций, неторопливость, достаточная громкость; знание и соблюдение правил речевого этикета; соответствие слова воспитателя его делам.

Правильность – соответствие речи языковым нормам.

Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе.

Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли.

Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации

Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

Рассмотрим подробно выразительность речи педагога.

Известно, что речь выражает не только мысли, но и чувства, волеизъявления, эстетические переживания – весь комплекс духовного человеческого сознания. «Если речь построена так, что самим подбором и размещением средств языка… воздействует не только на ум, но и на эмоциональную область сознания, поддерживает внимание и интерес слушателя и читателя», то такая речь, по определению Б.Н. Головина, называется выразительной.

Б.Н. Головин называет ряд условий, от которых зависит выразительность речи отдельного человека. К ним он относит:

  • самостоятельность мышления,
  • деятельности сознания автора речи;
  • неравнодушие, интерес автора к тому, о чем он говорит или пишет, и к тем, для кого он говорит или пишет;
  • хорошее знание языка, его выразительных возможностей; хорошее знание свойств и особенностей языковых стилей;
  • систематическая и осознанная тренировка речевых навыков;
  • умение контролировать свою речь, замечать, что в ней выразительно, а что шаблонно и серо;
  • сознательное намерение автора речи говорить и писать выразительно, психологическая целевая установка на выразительность.
Читайте также:  Всех скорбящих радость что означает праздник

Выразительная речь наполнена эмоциональным и интеллектуальным содержанием. Для устной речи педагога очень важным является правильное использование интонационных средств выразительности: силы голоса, темпа , логического ударения , пауз , ритма , тембра , мелодии. Интонация делает речь живой, эмоционально насыщенной, мысль выражается более полно, закончено. Умение связно, интересно, в доступной форме донести до детей то или иное передаваемое в речи содержание является необходимым качеством речи педагога. Последовательно излагая мысли, воспитатель не должен загромождать свою речь непонятными словами, сложными оборотами, длинными фразами.

Итак, если взрослый стремится сделать свою речь наиболее выразительной, то он использует все интонационные средства:

  • фразовые и логические ударения;
  • паузы;
  • движение голоса по высоте, силе, тембру;
  • темп речи.
  • поза, мимика, жест, как известно, дополняют выразительность речи, усиливают понимание того, о чем говорится.

Имеет огромное значение, с каким выражением лица разговаривает педагог с детьми. Особенно это важно для малышей — ведь по выражению лица старшего им легче определить смысл сказанного. Мимика, так же как и жест, дополняет, углубляет понимание слова, усиливает его эмоциональный оттенок. И здесь воспитатель является как бы актером, который хорошо владеет искусством позы, мимики, жеста. Но, ни в коем случае нельзя переигрывать: малейшая фальшь может дать обратный результат.

Внешние проявления воспитателя должны соответствовать его душевным побуждениям, быть выразительны и одновременно сдержанны.

Положительно влияет на развитие детей речь воспитателя, изобилующая эпитетами и сравнениями. Сравнение — сопоставление двух предметов, действий или явлений, при котором одно из них поясняется другим, обычно более знакомым, понятным. Сравнение сильно тем, что оно позволяет сделать речь ярче, насыщеннее и интереснее. При помощи сравнения можно даже простые и понятные образы сделать более «выпуклыми» и запоминающимися. Например, работая с пластилином, воспитатель говорит: «Раскатайте пластилин, как толстую колбаску, раскатайте как шарик, сделайте блинчик и так далее».

Эпитеты — художественные определения. Эти художественные определения придают образность, эмоциональность речи. Стихи, сказки, рассказы, прочитанные или рассказанные воспитателем с использованием этих средств , помогают детям лучше понять содержание , почувствовать силу и красоту родного языка.

При помощи эпитетов можно ярко и образно охарактеризовать вещь или же явление (добрый молодец, ясно солнышко). У педагога, обладающего искусством употребления эпитета и сравнения, ребята более чутки к слову, способны сами метко выразить то, что они наблюдают, что на них произвело впечатление. Старшие дошкольники говорят: «Зима — художница. Вон как разрисовала стекла»; «Шапочка у Дашеньки будто одуванчик — белая и пушистая»; «Ветки, как лапы»; «Огромный подсолнух, будто таз для варенья»; «Поле — ситцевое платье: яркое и пестрое»

Сказки, пословицы и поговорки, потешки.

Сказки издавна составляют важнейший элемент народной педагогики. Они признаны научной педагогикой и прочно вошли в детский быт.

В русском языке сложился ряд образных выражений, близких и доступных детям; они рождаются в живой разговорной речи, проникают и из сказок, песен, поговорок, отделяются от них, становятся самостоятельными. Например, конь вороной, коровушка-бурёнушка, алый цвет, маков цвет, красное солнышко, ясные звёзды, светлый месяц, травушка-муравушка, зимушка-зима, мороз трескучий, как буря налетел, засвистал соловьем и многие другие, образно характеризующие и явления природы, и поведение людей. Все эти, и многие другие выражения тесно связаны с национальными образами, с явлениями родной природы.

В народных пословицах и поговорках Л.Н.Толстой видел идеальное воплощение лучших качеств подлинной художественности: чувства красоты и меры, правды и простоты, общедоступности и выразительности, вызывающих «бесчисленное множество мыслей, представлений и объяснений». Точные и лаконичные, пословицы и поговорки заключают в себе красоту и силу родного языка, пробуждают в детях интерес к слову, литературе, истории.

Читайте также:  Если чувство что левая рука не своя

Такие средства выразительности как фразеологизмы, лексически устойчивое и целостное по своему значению словосочетание, готовая речевая единица, сложны для понимания детей дошкольного возраста, но это не значит, что педагог не должен использовать их в своей работе. Как отмечают лингвисты (В.В.Виноградов, В.Н.Телия, Н.М.Шанский, Д.Н.Шмелев и другие), они разнообразят нашу речь, делают ее выразительной, эмоциональной, живой, образной, придают ей национальные черты. Таким образом, работа с фразеологическими единицами в дошкольных учреждениях делает связную речь содержательной, точной; приобщает детей к истокам русской национальной культуры.

При рассказывании необходимо умело пользоваться сравнениями, эпитетами, которые делают речь выразительней, разнообразней, богаче по содержанию, шире использовать устное народное творчество ( пословицы, поговорки , потешки) , фразеологические обороты.

Источник

Особенности речевой выразительности и культуры речи воспитателя

Стрельникова Наталья
Особенности речевой выразительности и культуры речи воспитателя

Речь воспитателя, который находится постоянно в поле зрения детей, в общении с ними, является основным источником, из которого дошкольники получают образец родного языка, культурной речи. Поэтому она должна быть не только правильной, с ясным и отчетливым произношение, но и выдержанной в определенном темпе, громкости, должна быть интонационно выразительной, правильно оформленной грамматически, связной, доступной для понимания.

Дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, но и те несовершенства речи, которые встречаются у взрослых.

От культуры речи воспитателя зависит культура речи детей.

Педагог должен самокритично относиться к собственной речи и при наличии недочетов, стремиться к их устранению.

Чаще всего речь воспитателя страдает небрежным, неряшливым произношением, когда звуки и слова произносятся при недостаточно открытом рте (как бы сквозь зубы, не договаривают окончания слов, невнятно произносят согласные. Педагог должен придерживаться литературных норм произношения, устранять в своей речи имеющиеся акценты, влияние местных говоров, правильно ставить ударения в словах.

Речь воспитателя должна быть эмоционально насыщенной, богатой интонациями, не торопливой. Речь воспринимается лучше, если она протекает в слегка замедленном темпе. А ускоренный темп делает речь смазанной, не четкой. При чтении художественных произведений ускорение или замедление речи должно быть оправдано передаваемым в данный момент содержанием, являться средством художественной выразительности.

Рассказ, прочитанный воспитателем с использованием средств художественной выразительности, вызовет у детей интерес, заставит сопереживать, а тот же рассказ, прочитанный сухо в быстром темпе, без эмоций, может вызвать лишь скуку и безразличие.

Дети учатся у взрослых не только правильно произносить звуки и слова, но четко пересказывать содержание текста, передавать собственные наблюдения, последовательно излагать мысли. Говоря, воспитатель не должен загромождать свою речь длинными фразами, непонятными ребенку словами. Но, тем не менее, нельзя ограничиться употреблением только простых предложений, важно уместно использовать сложные распространенные предложения и обороты.

Воспитателю в общении с детьми, необходимо использовать лексическое богатство родного языка, учитывая возрастные особенности детей.

Вот некоторые основные требования к речи взрослого:

— правильно произносить все звуки родного языка;

— иметь четкую, внятную дикцию;

— использовать литературное произношение;

Читайте также:  Мой цвет настроения синий кто поет

— стремиться правильно использовать интонационные средства выразительности с учетом содержания высказывания;

— в общении с детьми пользоваться только речью, слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса;

— связно и в доступной форме излагать содержание текстов;

— не допускать в общении грубых выражений!

ТЕХНИКА РЕЧИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ВЫРАЗИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ

Дыхание: является основой речи. От правильного дыхания зависит чистота, правильность и красота голоса. Прежде, чем начать говорить, необходимо сделать вдох.

— стать прямо. Плечи и шея расслаблены. Сделать небольшой вдох, задержать на некоторое время выдох. Выдохнуть, раскрыв рот, как при звуке «А», расслабиться.

Дикция: четкое, ясное произношение всех звуков языка, с правильной артикуляцией.

-свободно опускать нижнюю челюсть до тех пор, пока между зубами не будет промежуток в два пальца

— произносить гласные звуки на одном выдохе, беззвучно (с голосом)

— слитно и протяжно произносить несколько гласных на одном выдохе: А—Э, А— Е,

— смыкание и растягивание губ в улыбке, вытягивание трубочкой.

Интонация- усиливает значение слова, фразы.

Звучащая речь легко воспринимается, если она содержательна, правильна и интонационно выразительна.

Значение речи педагога в воспитаниидетей дошкольного возраста трудно переоценить: это и образец еще только усваивающих родную речь детей, и средство воздействия на них.

Помня об этом, воспитатель должен считать своим профессиональным долгом непрерывное совершенствование своей речи.

Речевой центр группы и пособие для развития речи и мелкой моторики «Лучший речевой центр группы и лучшее пособие для развития речи и мелкой моторики.» В ноябре месяце стартует конкурс на лучший речевой.

Активизация речевой деятельности у детей с нарушениями речи через дидактические игры Здравствуйте, уважаемые коллеги, хочу представить Вашему вниманию дидактические игры по развитию речи, сделанные из таких материалов, как.

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Фотоотчёт о выступлении на педсовете: «Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников» Фотоотчёт о выступлении на педсовете:«Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуре речи дошкольников». Речь – это самое.

Игры для развития звуковой культуры речи у детей 5–6 лет Игра «Придумай слово» В ходе игры ребенок придумывает слово по заданию: с заданным звуком в начале, середине, конце слова, с заданным количеством.

НОД по развитию звуковой культуры речи во второй младшей группе Звуковая культура речи: Звук [К].Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество». Цель: Развивать.

Опыт работы «Воспитание интонационной выразительности речи в логопедической группе» Художественные образы рассказов, сказок, стихотворений оказывают на детей глубокое воздействие и способствуют пониманию окружающей действительности.

План по самообразованию «Воспитание звуковой культуры речи в старшей группе» План по самообразованию на 2015-2016 учебный год. Воспитателя старшей группы №4 Кормителевой Лорэны Эдуардовны. Тема: «Воспитание звуковой.

Подборка методической литературы по теме «Развитие выразительности речи дошкольника» Выразительная речь – это сложная функция, ее развитие зависит от многих аспектов. Большую роль здесь играет влияние окружающих – ребенок.

Развитие выразительности речи у старших дошкольников средством поэтических произведений Обучение детей выразительности речи, начинается задолго до школы еще в дошкольном возрасте. С помощью выразительной речи значительно глубже.

Источник

Оцените статью