Интонационная выразительность речи
Ледяева Ольга Сергеевна
Интонационная выразительность речи
Интонационная выразительность речи.
Природа наградила нас прекрасной возможностью передавать свои чувства и настроение с помощью интонации. «Хотя письменное искусство и очень разнообразно грамматически, оно совершенно беспомощно, когда речь идёт об интонации. Так, например, «…есть пятьдесят способов сказать «да» и пятьсот способов сказать «нет», в то время как написать это слово можно только один раз». (Б. Шоу).
Интонация — это сложный комплекс фонетических средств, выражающих смысловое отношение к высказываемому и эмоциональные оттенки речи. Интонация является средством эмоционально-волевого отношения говорящего к содержанию речи, обращенной к слушателям. Интонационная выразительность речи включает следующие компоненты:
— темп (ускорение и замедление скорости произносимых фраз);
— ритм (чередование ударных слогов);
— тембр (изменение эмоциональной окраски голоса);
— логическое ударение (выделение наиболее важных по смыслу слов);
— мелодика (повышение или понижение тона голоса в начале, середине и в конце фразы, одновременно с повышением и понижением голоса изменяется и его сила).
Игры на развитие силы голоса.
Игра № 1: «Покажи, как подают голоса разные животные, насекомые, птицы. Если они далеко? (тихо) Если они близко (громко?»
Игра №2. «Покажи, как гудит приближающийся самолет, поезд, машина и т. д. (Шепот; тихо; обычная; громко; очень громко, а затем удаляющийся».
Поезд – О О О О О (нарастание силы голоса)
Машина – А А А А А (нарастание силы голоса)
Самолет – У У У У У (нарастание силы голоса)
Игры по развитию высоты голоса.
Игра №1: «Лягушка и лягушонок»
Взрослый будет «лягушкой», ребенок – «лягушонком». Скажите малышу, что лягушки квакают громко: «КВА-КВА-КВА», а маленькие лягушата — тихо: «Ква-ква-ква». Поговорите друг с другом на «лягушачьем» языке: «КВА-КВА-КВА» – «Ква-ква-ква». Точно так же можно организовать «диалог» собаки и щенка, кошки и котенка и т. д.
Игра №2: «Три медведя».
Приготовьте три игрушечных медведя (большого, среднего и совсем маленького). Вспомните с ребенком сказку Л. Толстого «Три медведя». Предложите ребенку озвучить «толстым» (басистым) громким голосов слова папы–медведя (пусть малыш возьмет в руки большого медведя): «КТО ЕЛ ИЗ МОЕЙ МИСКИ?». Потом потренируйтесь с малышом говорить за маму-медведицу спокойным голосом: «Кто сидел на моём стуле?». И наконец, за Мишутку – тоненьким голоском: «Кто ложился в мою постель?».
Игры на развитие тембра голоса
Игра №1: «Сейчас произнесу предложение, а ты подумай, каким тоном оно было произнесено».
1. Скоро гроза! (недовольно)
2. Скоро гроза! (радостно)
3. Скоро гроза! (удивленно)
4. Скоро гроза, (грустно)
5. Скоро гроза! (со страхом, испуганно)
Игра №2: Перед ребенком раскладываются картинки с изображением людей разной возрастной категории (женщина, мужчина, ребенок, бабушка, дедушка) «Рассмотри внимательно картинки. Послушай и определи, чей голос звучит. Покажи подходящую картинку». Взрослый произносит любую фразу.
Игра №3: Сюжетная картинка с персонажем сказки «Колобок».
В предварительной беседе уточняется содержание сказки «Колобок», ее действующие лица. Выясняется, какими голосами они говорят – одинаковыми или разными. Если они говорят разными голосами, то что характерно для каждого из них.
Инструкция: «Вспомни, кто пугал колобка и хотел его съесть? Каким голосом говорили…
Заяц – // – (звонким, задорным, чистым голосом)
Волк – // – (грубым, низким голосом, с угрозой).
Медведь – // – (громким, низким, спокойным).
Лиса – // – (мягким, ласковым, хитрым голосом)
Игры на развитие темпа и ритма.
Игра №1. «Послушай и повтори так же».
-Представь, что по дорожке бежит козленок. Его копытца стучат вот так:
— — — — — (Громкие удары кулаками по столу с одинаковой силой, но через разные промежутки времени.)
А теперь на дорожке показался кролик. Он прыгает тихо-тихо, вот так:
\ \ \ \ \ (Тихие удары кончиками всех пальцев по столу, выполненные через разные промежутки времени)
А вот по дорожке побежал поросенок. Его копытца застучали так:
-\-\-\ (По очереди тихие и громкие хлопки в ладоши.)
Игра №2: «Барабан»
Возьмите барабан (или палочку и коробку) и медленно стучите в барабан: БАМ, БАМ, БАМ. Потом постучите быстро: бам–бам-бам. Ребенку нужно голосом повторять звучание барабана – медленное или быстрое.
Игра №3: «Поезд»
Поиграйте с ребенком в движущийся поезд. Обозначьте «станцию», возле которой ваш «состав» будет замедлять ход. Встаньте с ребенком паровозиком возле «станции». И начинайте передвигаться по комнате, приговаривая: «Чух…-чух…-чух.», потом постепенно ускоряя темп движения: «Чух-чух-чух». При подъезде к «станции» «поезд» должен опять замедлить ход: «Чух…-чух…-чух.».
Учитель-логопед: Ледяева Ольга Сергеевна
Конспект открытого занятия по развитию речи «Путешествие в страну красивой речи» «Открытое занятие по развитию речи «Путешествие в страну красивой речи»» Цель: закрепить навыки правильного звукопроизношения Задачи:.
Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в страну красивой речи!» МБДОУ «Детский сад №21» Г. Усолье-сибирское Воспитатель подготовительной группы Татьяна Владимировна Бойкова Конспект ООД по развитию речи.
Конспект ООД по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи: звук [З]» Конспект ООД по развитию речи в средней группе на тему: «Звуковая культура речи: звук з-зь» Воспитатель: Соловьева Т. А. Цель: Познакомить.
Конспект ООД по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи» Конспект ООД по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи» Зарина Муртузова Конспект ООД по развитию речи в старшей.
Консультация для воспитателей «Музыка и выразительность речи детей дошкольного возраста» Что такое Новогодний утренник и для чего он нужен? Это, прежде всего мероприятие для детей, это праздник не только вашего ребенка, но и.
Мастер-класс с детьми школьного возраста «Пластическая выразительность» Сегодня мы с ребятами работали над сценической выразительностью с помощью тренингов и упражнений. ,что является основой игры актера. Говоря.
Методическая разработка урока «Выразительность и изобразительность в музыке» министерство общего и профессионального образования Ростовской области государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение.
НОД по развитию речи на тему «Звуковая культура речи. Звуки [л], [л’]» (средняя группа) НОД по развитию речи на тему «Звуковая культура речи. Звуки [л], [л’]» (средняя группа) Цель Упражнять детей в четком произнесении звука.
Тренинг с педагогами «Выразительность мимики и жестов» Тренинговое занятие «Выразительность мимики и жестов» Цель: формирование потребности в использовании выразительной мимики и речи, артистизма.
Занятие по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи: звук [ш]» Тема: Звуковая культура речи: звук ш. Задачи: -Упражнять в правильном произношении звука ш -Способствовать формированию умения четко произносить.
Источник
Интонационная выразительность речи
Роза Змановская
Интонационная выразительность речи
Интонационная выразительность речи
Все мы знаем о том, что устная речь имеет большой запас средств для передачи мыслей и чувств. Роль интонации в речи огромна.
Интонация – сложное явление,которое включает в себя следующие элементы:
а) мелодика (повышение или понижение голоса);
б) логическое ударение;
г) темп речи;
д) тон высказывания;
Выясним сущность каждого элемента.
Мелодика – понижение или повышение тона голоса.
Мелодика существенно влияет на значение высказывания, его смысл.
Например: Он пришёл (констатируем факт).
Он пришёл? (вопросительная интонация).
В любом предложении важное по смыслу слово выделяется голосом, ставится логическое ударение.
Способы выделения логически ударного слова в устной речи:
а) повышение или понижение тона на этом слове;
б) замедленное произнесение слова;
в) пауза перед логически ударным словом.
Способы выделения логически ударного слова в письменной речи:
а) выделяющийся шрифт;
б) прописные буквы;
в) восклицательный знак в скобках;
г) тире перед значимым словом.
Логически ударное слово, как правило, ставится в конце предложения. Чтобы правильно поставить логическое ударение, надо внимательно прочитать текст, вникнуть в его содержание. Постановка логического ударения зависит от смысла высказывания. А теперь поупражняемся в постановке логического ударения в трёх вопросительных предложениях.
Небольшая подсказка: правильно расставить логические ударения помогут слова во второй части предложений.
Вы сегодня приедете или кто другой?
Вы сегодня приедете или завтра?
Вы сегодня приедете или не приедете?
Следующие важные элементы устной речи – паузы, темп.
Паузы облегчают дыхание, позволяют сделать добор воздуха, собраться с мыслями. Физиологическая пауза вызвана необходимостью вдохнуть воздух. Желательно, чтобы физиологические паузы совпадали с логическими, синтаксическими.
Ритмические паузы выделяются в конце стихотворной строки.
Логические паузы (смысловые) связаны с логикой речи.
Если пауза сделана неправильно, может измениться смысл высказывания.
(Казнить, нельзя помиловать. Казнить нельзя, помиловать.)
Темп речи – это скорость произнесения слов и целых фраз. Темп бывает медленный, средний и быстрый. Средний темп составляет 120 слов в минуту.
Необходимо заметить, что темп речи – величина непостоянная. На протяжении дня у одного и того же человека темп речи меняется.Это зависит от многих факторов:
а) индивидуальность говорящего;
г) психологическое состояние.
Например, возбуждённый человек говорит быстрее, чем обычно. Человек усталый, чем-то подавленный, говорит вяло и замедленно. Темп зависит также и от содержания высказывания. Если рассказываем о стремительно развивающихся событиях, темп речи убыстряется. Если говорим о замедленных действиях, темп речи замедляется.Например: «Как долго тянется день! Как медленно он идёт, ползёт как черепаха!»
Темп речи зависит и от жанра высказывания и характера передаваемой информации. Например, репортаж о спортивных играх, обзор политических событий произносится достаточно быстро. Лекция, присяга, торжественное обещание произносится более медленно.
Встречаются люди, которые при всех обстоятельствах говорят очень быстро.Именно о них сложены пословицы: «Строчит, как из пулемёта», «За твоим языком не поспеешь босиком» и т. д. Быстрая речь, особенно, если это лекция, требует усиленного внимания, вызывает утомление. Кроме того, быстрая речь не всегда бывает понятной. Нежелательна и замедленная речь.О ней народ говорит: «У него слово слову костыль подаёт», «Слово за словом на тараканьих ножках ползёт». Замедленная речь расхолаживает слушателей, ослабляет внимание и тоже утомляет аудиторию.
Как видим, темп надо использовать умело. Это сильное оружие речевого общения.
В устной речи значительную роль играет и тон. Он отражает самые разнообразные чувства, переживания, душевные состояния человека. От чего зависит выбор тона?Он определяется многими причинами: и настроением, и ситуацией общения, и содержанием передаваемой информации, и, конечно, той целью, которую вы хотите достичь в процессе общения. Например, если ваша цель – похвалить кого-то, сделать комплимент, то и тон вашей речи будет ласковый, восторженный. Если ваша цель — попросить о каком-нибудь одолжении, покупке, то и тон у вас должен быть не приказной, не требовательный, а ласковый, способный растрогать человека.
Одним из качеств хорошей речи является её ритмичность, то есть, определённое, последовательное чередование звуков, слогов, слов и целых фраз. Такая упорядоченность речи делает её мелодичной, музыкальной. Чёткий ритм характерен, прежде всего, для стихотворной речи. Все перечисленные выше компоненты являются звуковой оболочкой речи.
Они взаимосвязаны и реально существуют в единстве. Педагоги дошкольных учреждений должны всегда заботиться о выразительной стороне речи. Особое значение речь взрослого приобретает в процессе обучения детей родному языку.
Дошкольник усваивает язык практически, по подражанию. Он заимствует у окружающих и словарь, и стиль, и тон, и манеру говорить. Дошкольный возраст оптимален для усвоения языка. Именно тогда дети владеют наибольшей чуткостью к языковым явлениям. Ребёнок, который свободно пользуется словом, получает удовольствие от своей речи. При передаче чувств он непроизвольно использует богатство интонаций, мимики и жестов. К сожалению, в каждой группе есть дети, у которых речь тусклая, вялая, тихая, невыразительная. Опыт показывает, что формирование выразительной речи можно осуществлять с помощью игры и игровых действий. В игровых ситуациях дети чувствуют себя увереннее и нередко полнее раскрывают свои когнитивные и творческие возможности.
Особо надо выделить театрализованные игры с сюжетным замыслом и ролевыми действиями. Одна из ведущих ролей в них принадлежит логопеду. Дети вначале будут только зрителями. Речь логопеда на этом этапе служит им образцом для подражания. Они стараются прочувствовать интонации, особенно построенные на контрастах. Постепенно творческая активность детей возрастает, у них развиваются мелодико-интонационная выразительность, плавность речи.
О формировании выразительности речи у дошкольников О формировании выразительности речи у дошкольников Вопрос о воспитании выразительности речи связан с общим процессом обучения. Чем богаче.
Развитие интонационной выразительности речи. Развитие интонационной выразительности речи. Интонационной выразительностью дети овладевают преимущественно к пяти годам. Но, как правило,.
Источник