Эмоциональные нарушения у детей
Эмоции ребенка связаны с его внутренним миром и различными социальными ситуациями, переживание которых вызывает у него определенные эмоциональные состояния. В результате нарушения социальных ситуаций (изменение режима дня, образа жизни и т.п.) у ребенка может возникнуть стрессовое состояние, аффективные реакции, страх. Это вызывает негативное самочувствие ребенка, эмоциональное неблагополучие.
Причины
Детские психологи полагают, что основными причинами возникновения эмоциональных нарушений у детей могут стать: перенесенные в детстве заболевания и стрессы; особенности физического и психоэмоционального развития ребенка, в том числе задержки, нарушения или отставания в интеллектуальном развитии; микроклимат в семье, а также особенности воспитания; социально-бытовые условия проживания ребенка, его близкое окружение. Нарушения в эмоциональной сфере у детей могут быть вызваны и другими факторами. К примеру, психологическую травму детскому организму могут нанести фильмы, которые он смотрит или компьютерные игры, в которые играет. Эмоциональные нарушения у детей проявляются чаще всего в переломные периоды развития. Ярким примером такого психически нестабильного поведения может служить так называемый «переходный возраст».
Виды эмоциональных нарушений
Эйфория — неадекватно повышенное, радостное настроение. Ребенка, находящегося в состоянии эйфории, характеризуют как импульсивного, стремящегося к доминированию, нетерпеливого.
Дисфория – расстройство настроения, с преобладанием злобно-тоскливого, угрюмо-недовольного, при общей раздражительности и агрессивности. Ребенка в состоянии дисфории можно описать как угрюмого, злого, резкого, неуступчивого. Дисфория является разновидностью депрессии.
Депрессия, в свою очередь, — аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном и общей пассивностью поведения. Ребенка с пониженным настроением можно охарактеризовать как несчастного, мрачного, пессимистичного.
Тревожный синдром – состояние беспричинной обеспокоенности, сопровождающееся нервным напряжением, непоседливостью. Ребенка, испытывающего тревогу, можно определить как неуверенного, скованного, напряженного. Этот синдром выражается в частой смене настроений, плаксивости, ослаблении аппетита, сосании пальцев, обидчивости и чувствительности. Тревога часто переходит в страхи (фобии).
Страх – это эмоциональное состояние, возникающее в случае осознания надвигающейся опасности – мнимой или реальной. Ребенок, испытывающий страх, выглядит робким, испуганным, замкнутым.
Апатия – безучастное отношение ко всему происходящему, которое сочетается с резким падением инициативы. При апатии утрата эмоциональных реакций сочетается с поражением или отсутствием волевых побуждений. Только с большим трудом можно ненадолго растормозить эмоциональную сферу, способствовать проявлению чувств.
Эмоциональная тупость — характеризуется не только отсутствием эмоций (на адекватные или неадекватные раздражители), но и невозможностью их появления вообще. Введение возбуждающих медикаментозных средств приводит к временному беспредметному двигательному возбуждению, но не к появлению чувств или контактности.
Паратимии или неадекватность эмоций – расстройство настроения, при котором переживание одной эмоции сопровождается внешним проявлением эмоции противоположной валентности. Необходимо отметить, что и паратимии, и эмоциональная тупость характерны для детей, страдающих шизофренией.
Синдром гиперактивности и дефицита внимания(СДВГ) представляет собой сочетание общего двигательного беспокойства, неусидчивости, импульсивности поступков, эмоциональной лабильности, нарушений концентрации внимания. Отсюда следует, что основные признаки данного синдрома – отвлекаемость внимания и двигательная расторможенность. Таким образом, ребенок, страдающий СДВГ, непоседлив, не доводит до конца начатое дело, у него быстро меняется настроение.
Агрессия – разновидность провокационного поведения, направленного на привлечение внимания взрослых или сверстников. Может быть физическая, вербальная (нецензурная брань), косвенная (смещение агрессивной реакции на постороннее лицо или предмет). Может проявляться в виде подозрительности, обиды, негативизма, чувства вины.
Кроме указанных групп эмоциональных расстройств можно выделить и эмоциональные трудности в общении. Они представлены у детей аутичным поведением и трудностями в адекватном определении эмоциональных состояний людей.
Лечение
Эмоциональные нарушения у детей лечатся также, как и у взрослых: сочетание индивидуальной, семейной психотерапии и фармакотерапии дают наилучший эффект.
Ведущим методом коррекции эмоциональных нарушений в детском возрасте является имитация детьми различных эмоциональных состояний. Значимость данного метода обусловлена рядом особенностей:
1) активные мимические и пантомимические проявления помогают предотвращать перерастание некоторых эмоций в патологию;
2) благодаря работе мышц лица и тела обеспечивается активная разрядка эмоций;
3) у детей при произвольном воспроизведении выразительных движений происходит оживление соответствующих эмоций и могут возникать яркие воспоминания о неотреагированных ранее переживаниях, что позволяет, в ряде случаев, найти первопричину нервного напряжения ребенка и нивелировать его реальные страхи.
Имитация детьми эмоциональных состояний способствует расширению их системы знаний об эмоциях, дает возможность наглядно убедиться в том, что различные настроения, переживания выражаются в конкретных позах, жестах, мимике, движениях. Эти знания позволяют дошкольникам грамотнее ориентироваться в собственных эмоциональных состояниях и эмоциях окружающих
Источник
Эмоциональные вспышки у детей
консультация (младшая группа) на тему
Эмоциональные вспышки у детей — ознакомительный материал по психологии ребенка
содержащий некоторые советы для родителей столкнувшихся с этой проблемой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
emotsionalnye_vspyshki_u_detey.docx | 15.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Эмоциональные вспышки у детей.
Ваш малыш растёт и вместе с ним растёт его самостоятельность. Зачастую ограничения его самостоятельности приводят к плачу и вспышкам отрицательных эмоций. Во время таких вспышек ребёнок бросается на пол, кусается, дерётся и даже задерживает дыхание вплоть до потери сознания.
Вы не узнаёте своего милого малыша и пребываете в полной растерянности. Эмоциональные вспышки могут провоцироваться самыми незначительными поводами: не нравится еда, не нравится одежда, не нравятся игрушки. Дорогие родители, вам не стоит паниковать — это нормальная стадия развития. Эмоциональные вспышки отнюдь не результат плохого воспитания. Формируется нервная система, наступает самосознание собственного «Я», ваше сокровище «жить торопится и чувствовать спешит». Будьте терпимее, находите разумный компромисс, позволяйте ребёнку самому принимать решения.
Не наказывайте малыша за эмоциональные вспышки. Со временем кроха научится управлять своими чувствами и желаниями — приступы станут реже и к четырём годам возможно вовсе исчезнут. Когда малыш успокоится, поговорите с ним (мягко). Старайтесь не раздражаться, в такие моменты психика малыша тоже находится в критическом состоянии, он испытывает сильные психические перегрузки. Ваше терпение и любовь помогут крохе пережить такие сложные в его маленькой жизни моменты.
Обратитесь к врачу, если эмоциональные вспышки:
— сопровождаются задержкой дыхания, потерей сознания
— не проходят после четырёх лет
— сопровождаются травмами, которые ребёнок наносит себе или
окружающим, или порчей вещей
— сопровождаются ночными кошмарами, отклонением в поведении,
энурезом, и страхами.
Снизить частоту эмоциональных вспышек можно, если:
— не допускать переутомления, перевозбуждения ребёнка;
— не давать ему невыполнимых обещаний;
— ограничения должны быть разумными.
Эмоциональные вспышки чаще случаются у детей, когда родители либо слишком строги, либо когда, наоборот, ребёнку всё сходит с рук.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и игровые ситуации в воде для снятия агрессии, тревожности.
Предлагаемый курс занятий рассчитан на детей старшего дошкольного возраста, уровня их знаний и умений. Целью является обеспечение эмоционального развития ребенка на основе к.
Картотека игр по саморегуляции и снятиюпсихоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста (технология Н.Л. Кряжевой «Игротерапия — развитие эмо.
Данная презентация была подготовлена для Второго форума практикующих психологов Магаданской области и являлась частью проводимого мною мастер-класса на данном мероприятии, проходившем с 28 по 29.
Цель:Повышение психолого-педагогической компетентности участников мастер — класса в области использования различных методов работы для детей с ОВЗ в условиях ДОУ. Задачи:1.Знакомство с кинет.
С помощью подобных музыкальных игр и упражнений, способствующих развитию эмоциональной сферы, у детей значительно лучше и быстрее происходит развитие эмоциональной отзывчивости, способность управлять .
Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.Помимо того, что ребенок развивает ме5лкую моторику, а вместе с ней и память.
Источник
Раздражительность и эмоциональные вспышки у ребенка
Когда ребенку около 2 лет, ограничения его растущей самостоятельности часто приводят к плачу и вспышкам отрицательных эмоций. Во время таких вспышек ребенок порой бросается на пол, кусается, дерется и даже задерживает дыхание, вплоть до потери сознания (см. Как себя вести при задержке дыхания). Родители иногда пребывают в полной растерянности, поскольку приступы могут провоцироваться самыми незначительными поводами, например просьбой надеть шапку перед выходом на улицу или предложением манной каши на ужин. Когда у ребенка случается эмоциональная вспышка, вспомните, что это нормальная стадия развития и она не доказывает, что вы плохо воспитываете ребенка.
Если эмоциональные вспышки нормальны в возрасте 1,5-4 лет, частые всплески отрицательных эмоций у ребенка школьного возраста уже заставляют задуматься. Если не сформированы навыки правильного поведения в обществе, у ребенка могут появляться вспышки жестокости и упрямства (см. Отклонения в поведении). Ребенок с таким типом поведения обычно с трудом уживается в коллективе.
Повышение голоса, потеря самообладания и тем более физическое наказание не помогают и только ухудшают ситуацию. Когда у ребенка начинается эмоциональная вспышка, лучше всего постараться не реагировать на нее и отвести ребенка в его комнату — необходима передышка. Если эмоциональные вспышки продолжаются после 4 лет, педиатр, скорее всего, порекомендует консультацию детского психолога.
Обратитесь к детскому врачу, если эмоциональные вспышки:
- сопровождаются задержкой дыхания, потерей сознания
- не проходят после 4 лет
- сопровождаются травмами, которые ребенок наносит себе или окружающим, или порчей вещей
- сопровождаются ночными кошмарами, отклонениями в поведении, энурезом, страхами и пр.
Предотвратить частые эмоциональные вспышки, можно, если не допускать переутомления, перевозбуждения, ребенка, не давать ему невыполнимых обещаний. Ограничения должны быть разумными: эмоциональные вспышки чаще случаются, когда родители либо слишком строги, либо когда, наоборот, ребенку все сходит с рук.
ЗАДАЙТЕ СЕБЕ ВОПРОС
Ребенок дошкольного возраста отвечает на все «нет!»? Отказывается от любимых продуктов? Слушает вас и делает наоборот? Часто плачет без причин?
Нормальная стадия развития, продолжается обычно от 1,5 до 4 лет
При возможности разумного компромисса чаще позволяйте ребенку самому принимать решения. Не наказывайте его за эти вспышки — приступы со временем станут реже. У ребенка должны быть игрушки — во время игры он находит выход своим отрицательным эмоциям. Будьте готовы пошутить и мягко поговорить с ребенком, когда он успокоится
Эмоциональные вспышки продолжаются после 4 лет? Ребенок не контролирует дефекацию в дневное время? Отстает в развитии от других детей?
Отклонение в поведении
Обратитесь за консультацией к педиатру. При необходимости он направит вас к другому специалисту
Эмоциональные вспышки происходят в школе? Ребенок агрессивно ведет себя по отношению к учителям и сверстникам?
Отклонение в поведении; трудности с учебой
Поговорите с учителями, чтобы попытаться выявить, что именно раздражает ребенка. Обратитесь к педиатру: возможно, трудности с учебой связаны с нарушением слуха или зрения. Учите ребенка разрешать конфликт словами. Проанализируйте, какие примеры поведения он получает дома. Педиатр, вероятно, порекомендует консультацию детского психолога
Как вести себя при эмоциональных вспышках
Когда ребенок начинает «заводиться», иногда помогает попытка отвлечь его: «Давай посмотрим, что здесь нарисовано» или что-то в этом духе. Если тучи продолжают сгущаться, выйдите из комнаты или постарайтесь не замечать поведения ребенка. Лучше дать ему возможность выплеснуть эмоции, а после того, как он успокоится, приласкать его и вернуться к прерванному делу. Не боритесь с ребенком — если он лягается и кусается, объясните, что человек не должен так себя вести, будь то ребенок или взрослый. Если эмоциональная вспышка происходит вне дома, спокойно отведите ребенка в другую комнату или на улицу, чтобы присутствие посторонних не усугубляло положения. Хотя эмоциональные вспышки нормальны в возрасте 1,5-4 лет, не стоит провоцировать их, ставя перед ребенком невыполнимые задачи. При возможности позволяйте ему чаще принимать самостоятельные решения, но выбор не должен быть слишком сложным для ребенка. Например, предложите ему выбрать яблоко или банан, но не что-либо из целой корзины фруктов. Помимо прочего, вы должны настоять на том, что вопросы, касающиеся здоровья или безопасности (к примеру, время отхода ко сну или пристегивание ремней в машине), не подлежат обсуждению. Когда ребенок сделал выбор, дайте понять, что за свое решение он должен нести ответственность. Будьте последовательны, но не несгибаемы. Смягчите дисциплинарные ограничения шуткой и помните, что эмоциональные вспышки — это нормальная стадия развитая, они пройдут со временем. Более старшему ребенку, после того как он продемонстрирует характер, объясните, что добиваться права на самостоятельность следует другим способом. Покажите, что, хотя вы не одобряете такого поведения, вы любите ребенка. Побыв какое-то время в своей комнате, ребенок успокоится. Будьте беспристрастны — убедитесь, что ребенок, который внешне не агрессии не обижает братьев или сестер и не плутует. Если у ребенка школьного возраста эмоциональные вспышки по-прежнему продолжаются, если они не поддаются никакому контролю или вы не уверены в своем самообладании, обратитесь за советом к педиатру или детскому психологу.
Источник