Эмоциональная устойчивость педагога
учебно-методический материал
Эмоциональная устойчивость педагога
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
emotsionalnaya_ustoychivost_pedagoga.docx | 29.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Эмоциональная устойчивость педагога – необходимое психологическое условие
для оптимизации его профессиональной деятельности
У любой профессии есть побочные эффекты. У шахтеров больные легкие, у наездников и жокеев проблемы с ногами. От этого никуда не деться. Нечто подобное происходит и с учителями, воспитателями. Со всеми теми, кому приходится постоянно активно общаться с людьми. Это работа в сфере «человек-человек». Ученые заметили и выяснили, что работа в этой сфере меняет человека, деформирует его.
Как же это выражается? Сейчас я перечислю ряд признаков, которые такому изменению сопутствуют. А вы прислушайтесь к себе – может быть, что-то подобное происходит с вами:
- снижение восприимчивости — отсутствие любопытства в ответ на что-то новое, отсутствие страха в ответ на опасность;
- бессонница;
- постоянное сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
- пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности;
- повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
- переживание негативных эмоций, для которых нет причин;
- чувство беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);
- чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»;
- общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»);
- ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее;
- постоянно, без необходимости, берете работу домой, но дома ее не делаете;
- чувство бесполезности, неверие в улучшения, безразличие к результатам работы;
- эмоциональная холодность, безразличие к коллегам и детям.
Вышеперечисленное – это признаки такого явления как профессиональное выгорание.
Профессиональное выгорание — это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе, включающая психофизиологические и поведенческие компоненты.
Почему же это происходит? Происходит накапливание отрицательных эмоций. (Это не значит, что работа наша такая ужасная и иметь с ней дело невозможно. Это не так. Но небольшие огорчения, волнения, переживания — есть всегда). Профессия педагога относится к профессиям, требующим постоянного контроля над своими словами и поведенческими реакциями. Эта работа невозможна без определенных усилий, и, как следствие, возникает эмоциональное перенапряжение. В процессе своей трудовой деятельности педагог вынужден общаться с детьми, родителями, коллегами: внимательно выслушивать, сопереживать, быстро принимать решения, сдерживать свои чувства, подбирать слова, нести ответственность за жизнь и здоровье. И работая с детьми (да и их родителями), мы находится в таких условиях, что эти негативные переживания не могут найти свое проявления. Мы всегда должны оставаться спокойными, внимательными, понимающими, заботливыми. Всегда с хорошим лицом, потому что от нас зависят дети. Негатив накапливается, соразмерного выражения у него нет. Это истощает эмоционально-энергетические и личностные ресурсы. В результате работать становится труднее. Мы стараемся защититься, не работать на полную, не включаться всецело в общение с детьми, не сопереживать каждому из них, а лишь поверхностно воздействовать. Такая работа и самому педагогу не в радость, и для детей не полезно, и коллегам с таким человеком общее дело делать трудно. Все это приводит к тому, что эмоциональные весы личности педагога склоняются в сторону неблагополучия, нервного перенапряжения, а там до невроза один шаг.
Вполне естественно встает вопрос: что делать?
Чтобы педагогу не оказывать негативного влияния на тех, с кем он общается, и жить в мире с самим собой, следует разобраться с собой, со своими проблемами, то есть нужно начать с себя. Умение владеть собой, держать себя в руках — один из главных показателей деятельности педагога, от чего зависят и его профессиональные успехи и психологическое здоровье.
Психологические игры с педагогами (См. приложение)
Исследования психологов подтверждают, что самочувствие и состояние педагога имеют предел психического здоровья, и чтобы поддерживать его в норме, они должны уметь мудро тратить свою психическую энергию и знать, как ее можно восполнить и восстановить.
Человек, знающий себя, свои потребности и способы их удовлетворения, может более осознанно и эффективно распределить свои силы в течение каждого дня, недели, месяца, целого года, а значит, продлить срок своей успешной жизни.
1.Самодиагностика проявления признаков выгорания.
Присутствующим предлагается оценить себя по степени выраженности или частоте проявления того или иного признака. Оценка имеет субъективный характер, опирается на внутренние ощущения. Чем чаще или ярче признак проявляется, тем больше клеточек около него закрашивается. Поле самодиагностики заполняется самостоятельно.
Источник
Эмоциональная устойчивость как показатель психологического здоровья будущего учителя
Дата публикации: 01.07.2020 2020-07-01
Статья просмотрена: 174 раза
Библиографическое описание:
Салеева, О. О. Эмоциональная устойчивость как показатель психологического здоровья будущего учителя / О. О. Салеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 27 (317). — С. 154-157. — URL: https://moluch.ru/archive/317/71826/ (дата обращения: 12.10.2021).
В статье рассмотрено понятие, сущность, основные компоненты эмоциональной устойчивости, а также дается предположение, что оно влияет на психологическое здоровье у будущих педагогов.
Ключевые слова : образовательное учреждение, педагог, эмоциональная устойчивость, образовательный процесс, психологическое здоровье.
The article considers the concept, essence, and main components of emotional stability, and also suggests that it affects the psychological health of future teachers.
Keywords: educational institution, teacher, emotional stability, educational process, psychological health.
Эмоции — уникальное творение природы, более универсально реализованное в человеке. Эмоции делают роль посредника в преобразовании вещественных наружных и внутренних воздействий в психологическую энергию.
Под эмоциональной устойчивостью личности понимают интегративное свойство, содержащее в себе систему «эмоциональных, волевых, интеллектуальных, мотивационных компонентов психической деятельности и способность подавлять эмоциональные реакции.
Главным критерием эмоциональной устойчивости для многих ученых становится эффективность деятельности в эмоциональной ситуации. О. А. Сиротин включает в определение эмоциональной устойчивости способность человека успешно решать сложные и ответственные задачи в напряженной эмоциональной обстановке6, с.54.
В данном высказывании за эмоциональную устойчивость по существу принимается способность подавлять эмоциональные реакции, т. е. «сила воли», проявляемая в терпеливости, настойчивости, самоконтроле, выдержке (самообладании), ведущих к стабильности эффективности деятельности.
Существует четыре основных подхода к рассмотрению эмоциональной устойчивости, которые реализуются в исследованиях некоторых психологов: первый подход основные психологические факторы эмоциональной устойчивости выносит за ее границы и усматривает их изначально в волевых качествах, а второй подход определяет ее следствием интеграции различных психических процессов и явлений, тогда третий подход при исследовании эмоциональной устойчивости имеет в виду резервы нервно–психической энергии, четвертый подход — определяет изначально качества и свойства самого эмоционального процесса в сложной для человека ситуации1, с.90.
Определяющую роль в поведении психологического здоровья педагога играет умение вести себя соответственно ситуации и проявлять адекватные эмоции, что является сложной задачей для большинства людей. Соответственно это нельзя осуществить без сформировавшегося психологического здоровья.
Словосочетание «психологическое состояние здоровья» было внедрено в общенаучный словарь И. В. Дубровиной, она выделяет многообразие этого термина, объединяющее собой две сферы — медицинскую и эмоциональную. Психологическое состояние здоровья, согласно И. В. Дубровиной, проявляется в совокупности индивидуальных качеств, а именно стрессоустойчивости, эффективной самореализации, и характеризуется хорошо сформированной рефлексией [5, с.189].
По мнению О. С. Васильевой и Ф. Р. Филатова — психологическое здоровье объединяет аспекты внутреннего мира и способы внешних проявлений личности в одно целое [2, с.211].
Таким образом, психологическое здоровье — это комплекс индивидуальных характеристик личности, являющихся предпосылками стрессоустойчивости, адаптации в обществе, успешной самореализации.
Можно выделить ряд базовых характеристик психологического здоровья человека [4, с.87]:
- Адекватная самооценка и чувство уважения к себе позволяют принимать адекватные решения;
- Способности:
адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям жизни;
эффективно удовлетворять потребности и умение компенсировать те, которые невозможно удовлетворить в данный момент;
сделать самостоятельный выбор, самостоятельно принять решение, придерживаться собственного жизненного плана, самостоятельно управляя своей жизнью;
мужественно преодолевать трудности и разочарования, не прибегая к алкоголизации, наркотизации;
заботиться о других людях, доброжелательно и доверительно относиться к окружающим;
эффективно действовать и получать удовольствие от сделанной работы.
Достижение базовых характеристик психологического здоровья человека, несомненно, совместимо с профессиональной педагогической деятельностью.
Также к компонентам психологического здоровья можно отнести следующие аспекты [5, с.106]:
- Ценностный. Это компонент, предполагающий, что человек осознает: он — ценный и уникальный, и не только он, но и окружающие его люди. Он способен принять себя и окружающих такими, какие они есть.
- Инструментальный. Это способность человека рефлексировать, концентрироваться на собственных мыслях, оценивая свои действия и поступки, анализируя собственную деятельность.
- Потребностно-мотивационный. Это стремление человека к саморазвитию и личностному развитию, а также готовность брать на себя ответственность за собственную жизнь.
- Развивающий. Человек постоянно работает над собой, развивает свои психические и умственные процессы, социальные навыки, поддерживает свое психологическое и физическое здоровье.
- Социально–культурный. Это возможность индивида развиваться и действовать в сложившейся культурной и социальной ситуации, умение налаживать контакт с людьми и взаимодействовать.
Л. А. Курышовак показателям психологического здоровья личности относят феномен «психологической устойчивости», который обеспечивается феноменом «равновесия», т. е. гармонией взаимодействия различных сфер личности (ценностно–смысловой, когнитивной, рефлексивной, оценочной, аффективной), обеспечивающих целостность личности [3].
К факторам, влияющим на уровень психологического здоровья, относятся: система отношений человека, особенности восприятия других людей и стратегия сотрудничества с ними, личностные особенности человека.
Ни для кого не секрет, что профессия педагога относится к разряду стрессогенных и требует от него больших резервов самообладания и саморегуляции. По этой причине психологическое здоровье педагогов является необходимым условием здоровья детей, т. к. главным инструментом учителя выступает его психологическое взаимодействие с ребенком, а личность учителя является главным фактором труда учителя, определяющим профессиональную позицию педагогической деятельности и педагогического общения.
Высокая эмоциональная напряженность педагогического труда вызывается наличием большого числа факторов стресса: высокий динамизм, нехватка времени, рабочие перегрузки, сложность возникающих педагогических ситуаций, социальная оценка, необходимость осуществления частых и интенсивных контактов, взаимодействие с различными социальными группами и т. д.
В профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н сказано, что эмоциональная устойчивость относится к базовой личностной компетентности педагога и определяет характер отношений в учебном процессе, особенно в ситуациях конфликта, способствует сохранению объективности оценки обучающихся, определяет эффективность владения классом [4].
В связи с вышеизложенными фактами стоит вопрос об охране здоровья педагога, его профессиональном долголетии. Но как достичь этого? Как обеспечить профессиональное долголетие, укрепить здоровье педагогов?
Сохранению и восстановлению психологического здоровья педагога в значительной степени способствует формирование положительного самовосприятия, самопринятия, самоуважения, т. е. позитивной оценки себя как способного человека, достойного уважения.
Обладая адекватной самооценкой и позитивным самоотношением, педагог оказывает позитивное воздействие на самооценку и самоотношение детей, стимулирует у них стремление к успехам в деятельности, содействует развитию у них таких личностных качеств как доброжелательность, отзывчивость, уверенность в себе.
Важным свойством, характеризующим эмоциональную устойчивость педагога, считают количество знаний и умений саморегуляции эмоциональных состояний.
По этой причине психологическое здоровье педагогов является необходимым условием здоровья детей, т. к. главным инструментом учителя выступает его психологическое взаимодействие с ребенком, а личность учителя является главным фактором труда учителя, определяющим профессиональную позицию педагогической деятельности и педагогического общения. При этом психологическое здоровье напрямую зависит от эмоциональной устойчивости или неустойчивости педагога. Особенно это проявляется во время вузовского обучения, так как именно в этот период происходит формирование личности будущего педагога.
Эмоциональную устойчивость можно рассматривать как сложную характеристику личности, синтез отдельных качеств и способностей. Отсюда следует, что степень ее выраженности определена множеством личностных факторов и особенностей образовательной среды, и во многом зависит от ресурсов личности. Таким образом, факторы, влияющие на эмоциональную устойчивость к препятствиям самореализации, могут быть двух видов: личностные и средовые. Эмоциональная устойчивость педагога значится главным фактором воздействия и взаимодействия в педагогическом труде. От нее зависит успех эмоционального воздействия, она мобилизует учеников, мотивирует их к действиям, улучшает их интеллектуальную активность.
Помимо этого, эмоционально устойчивый педагог оказывает огромное воздействие на весь климат образовательного учреждения. Как показал проведенный нами теоретический анализ по данной проблеме, для большого количества педагогов свойственны эмоциональная неустойчивость, высокий уровень тревожности и напряженность.
Смена уровня эмоциональной устойчивости педагога в реальном педагогическом процессе возможно только тогда, если меняется восприятие и осознание им себя самого, своих жизненных позиций. Поэтому выбор технологий и методов повышения эмоциональной устойчивости у педагогов зависят от особенностей специфической деятельности тех, кому необходима помощь.
Источник