- Сообщение на МО «Развитие эмоциональной устойчивости у детей младшего возраста» материал по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Эмоциональная устойчивость школьника
- Состояние тревоги в младшем школьном возрасте
- Виды тревоги
- Причины возникновения тревоги
- Проявления тревоги
- Защитные механизмы
- Тревога и учебная деятельность
- Пути преодоления тревоги
Сообщение на МО «Развитие эмоциональной устойчивости у детей младшего возраста»
материал по теме
Эмоциональная устойчивость человека – это способность успешно осуществлять сложную и ответственную деятельность в напряженной эмоциональной обстановке, без значительного отрицательного влияния последствий на самочувствие, здоровье и дальнейшую работоспособность.
Эмоциональная устойчивость связывается с особенностями темперамента, силой нервной системы по отношению к возбуждению и торможению, подвижности, мобильности нервных процессов.
Эмоциональная устойчивость – это свойство темперамента, позволяющее надежно выполнять целевые задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshch_na_mo_2010.docx | 18.72 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие эмоциональной устойчивости у детей младшего возраста»
Эмоциональная устойчивость человека – это способность успешно осуществлять сложную и ответственную деятельность в напряженной эмоциональной обстановке, без значительного отрицательного влияния последствий на самочувствие, здоровье и дальнейшую работоспособность.
Эмоциональная устойчивость связывается с особенностями темперамента, силой нервной системы по отношению к возбуждению и торможению, подвижности, мобильности нервных процессов.
Эмоциональная устойчивость – это свойство темперамента, позволяющее надежно выполнять целевые задачи.
Польский психолог Я. Рейковский, останавливаясь на эмоциональной устойчивости как гипотетической особенности человека, говорит о двух её значениях.
1)Человек эмоционально устойчив, если его эмоциональное возбуждение, несмотря на сильные раздражители, не превышает пороговой величины.
2)Если в поведении человека не наблюдаются нарушений.
Эмоции – это психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении потребностной значимости внешних воздействий, их благоприятности или вредности для жизнедеятельности индивида.
Младший школьный возраст является сензитивным к эмоциональному развитию внутри личностного развития, что связано с развитием потенциала «Я» — концепции умственно отсталые младшие школьники имеют в этом направлении качественные особенности в развитии. Однако конкретными сведениями об этом специальная психология, можно сказать, не располагает.
В младшем школьном возрасте изменяется общий характер эмоций – их содержательная сторона, их устойчивость. В этом возрасте эмоции связываются с более сложной социальной жизнью ребенка, с более ясно выраженной социальной направленностью его личности.
В младшем школьном возрасте возникают новые эмоции (страх показаться смешным, неловким, трусливым).
Младшие школьники начинают обижаться уже на то, например, что товарищи высказывают им недостаточного уважения – не верят их словам, не доверяют их силе, ловкости и прочности.
Школьника радует, если товарищи признают его авторитет, оказывают ему доверие в каком – нибудь деле или в игре, ценят его качества как организатора, рассказчика и т.д.
В младшем школьном возрасте эмоции становятся более длительными, более устойчивыми и глубокими.
У школьника появляются постоянные интересы, длительные товарищеские отношения, основанные на этих общих, уже достаточно прочных интересах.
Эмоциональная сфера у детей с задержанием психического развития соответствует психическому складу детей с яркостью и живостью эмоций, детским поведением, преобладанием игровых интересов, внушаемостью и недостаточной самостоятельностью.
Дети восторженно и с удовольствием играют, но быстро пресыщаются интеллектуальностью. Поэтому в 1 классе им трудно подчиняться правилам дисциплины и у них возникают трудности при длительном интеллектуальном напряжении.
Младшие школьники отличаются большой эмоциональной неустойчивостью, частой сменой настроений, склонностью к аффектам, кратковременным и бурным проявлении радости, горя, гнева, страха. Чувства ребенка не контролируются разумом. Установлено, что он понимает только те чувства, которые переживает сам. Чужие переживания ему неведомы. Поэтому наши увещевания – а что бы ты чувствовал на месте обиженного товарища?- мало помогают. Нужно дать ребенку возможность самому пережить страх, позор, унижение, радость, боль – лишь тогда он поймет, что это такое. Лучше, если это произойдет в специально созданной ситуации и под контролем взрослых.
Учитывая, что многие дети с отклонениями в развитии «не доиграли» (особенно это относится к детям – сиротам), а также учитывая большое разнообразие функций игры, основным методом можно считать игровой. Игра помогает создавать благоприятную атмосферу общения.
Объединяет детей и взрослых, помогает в установлении контактов, снимает эмоциональное напряжение, улучшает психофизическое состояние и помогает настроиться на интенсивную работу.
Нужно научить детей правилам хорошего настроения:
«Подумай о хорошем и будет хорошо!».
Перечислить мысли, которые помогут испортить настроение(темные), а какие улучшают настроение(светлые):
«Темные» мысли: «Светлые» мысли:
Я плохой Я справлюсь
Я не умею Я научусь
Я боюсь Все будет хорошо
Использовать прием рефлексии, выражать свои эмоции через мимику (покажите без слов), при помощи музыки (определить настроение музыкального отрывка). При этом постоянно поощрять активность детей, желание отвечать, выполнять упражнения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование эмоционально волевой сферы является одним из важнейших условий становления личности ребенка, опыт которого непрерывно обогащается. Развитие эмоциональной сферы способствует семья, ш.
Правильный подбор фольклорного музыкального репертуара.
Цель: Повышение эффективности коррекционно – воспитательного процесса. Повышение уровня эмоциональной устойчивости учащихся. Подготовка учащихся к жизни в обществе.
Программа «Развитие эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста (индивидуальная форма)».
Программа «Развитие эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста (групповая форма)».
Памятка для родителей.
Программа Развитие эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста 4-7 лет.
Источник
Эмоциональная устойчивость школьника
Проблемы эмоционального неблагополучия у детей, в частности, проблема детской тревожности, несмотря на давнюю историю не теряет своей актуальности.
Известно, что тревога может являться источником многих нарушений здоровья в физической и психической сфере. Особенно вредно ее действие, когда она возникает в детстве и препятствует гармоничному развитию и самореализации личности.
По данным исследований психологов в последние годы растет число детей с трудностями поведения, тревожных, эмоционально неустойчивых. Раскрыв причины возникновения тревоги и условия воспитания в семье и школе, можно не только предупредить и преодолеть тревогу ребенка, но и превратить ее из препятствия в катализатор развития.
Состояние тревоги в младшем школьном возрасте
Тревогу определяют как “ощущение неконкретной, неопределенной угрозы, неясное чувство опасности. Особенностями тревожных переживаний являются ожидание надвигающейся опасности и чувство неизвестности – откуда может грозить эта опасность. В отличие от эмоции страха тревога не имеет определенного источника, охватывая человека “со всех сторон”; можно сказать, что тревога – “страх неизвестно чего”.
Виды тревоги
Выделяют два основных вида тревожности. Первый из них актуальная (ситуативная или реактивная), т.е. порожденная некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Данное состояние может возникнуть у любого человека в преддверии возможных неприятностей и жизненных осложнений; оно не только является вполне нормальным, но и играет свою положительную роль. Подобное состояние выступает своеобразным мобилизующим механизмом, позволяющим человеку серьезно и ответственно подойти к решению возникающих проблем.
Другой вид – личностная тревожность. Личностная тревожность характеризуется состоянием безотчетного страха, неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринимать любое событие как неблагоприятное и опасное. Ребенок подверженный такому состоянию, постоянно находится в настороженном и подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром, который воспринимается как пугающий и враждебный. Закрепляясь в процессе становления характера, эта черта приводит к формированию заниженной самооценки и мрачного пессимизма. А также может стать предвестником развития невроза.
Именно поэтому для профилактики невротических нарушений, невротически-тревожного типа развития личности, необходимо помогать детям находить адекватные, эффективные способы, с помощью которых они могли бы совладать с волнением, неуверенностью и другими проявлениями эмоциональной неустойчивости.
Не зная причин возникновения тревоги, механизмов ее развития, преобразования, превращения в другие состояния, зачастую просто невозможно разобраться в том, что происходит с младшим школьником, каковы истинные мотивы его поступков и, главное, как ему помочь.
Причины возникновения тревоги
Причиной возникновения тревоги всегда является внутренний конфликт ребенка, его несогласие с самим собой, противоречивость его стремлений, когда одно его сильное желание противоречит другому, одна потребность мешает другой.
Наиболее частыми причинами такого внутреннего конфликта являются:
- ссора между людьми, равно близкими ребенку, когда он вынужден принимать сторону одного из них против другого;
- несовместимость разных систем требований, предъявляемых ребенку, когда, к примеру, то, что разрешают и поощряют родители, не одобряется в школе, и наоборот;
- противоречия между завышенными притязаниями, нередко внушенными родителями, с одной стороны, и реальными возможностями ребенка, с другой;
- неудовлетворение основных потребностей, таких, как потребность в любви и самостоятельности.
Что делает одного ребенка более устойчивым, а другого более ранимым по отношению к конфликтным ситуациям в семье и школе?
Нельзя исключить и влияние наследственных, конституциональных факторов. Но роль наследственности в возникновении детской тревоги не столь велика. Гораздо существеннее тот фон отношений, который окружает ребенка еще в первые месяцы его жизни. Огромную роль в становлении эмоционального мира ребенка играют впечатления первого года – первые ласки матери, первые улыбки окружающих людей. Устойчивое доброжелательное отношение создает у него прочный запас душевных сил, истощить которые вряд ли сможет рядовая конфликтная ситуация, даже если она затрагивает весьма близких и значимых людей.
Какие ситуации волнуют младших школьников? “Считается, что в дошкольном и младшем школьном возрастах мальчики более тревожны, чем девочки. В 9 – 11 лет интенсивность переживания у обоих полов выравнивается, а после 12 лет общий уровень тревожности у девочек в целом возрастает, а у мальчиков несколько снижается.
По содержанию тревога девочек отличается от тревоги мальчиков, причем чем старше дети, тем заметнее эта разница. Тревога девочек чаще бывает связана с другими детьми, их беспокоят отношение окружающих, возможность ссоры и разлуки с ними. То, что больше всего тревожит мальчиков, можно назвать одним словом: насилие. Мальчики боятся физических травм, несчастных случаев, а также наказаний, источником которых являются родители или авторитеты вне семьи: учителя, директор школы, милиционер. Если в ситуации оценки, проверки девочки боятся плохо проявить себя, не справиться с заданием, то мальчики волнуются только по поводу грядущего наказания. Такие нюансы отношений, как отвержение, стыд, чувство вины, переживания родных и близких, волнуют мальчиков значительно меньше”.
Проявления тревоги
Выделяют две группы признаков тревоги. Первая – внутренние, соматические, возникающие у человека под влиянием волнения, вторая – внешние, поведенческие реакции в ответ на тревожную ситуацию.
Внутренние признаки тревоги – это учащенное сердцебиение, поверхностное дыхание, сухость во рту, ком в горле, ощущение тяжести и боль в голове, чувство жара, слабость в ногах, дрожание рук, чувство собственной неловкости, неаккуратности, неуклюжести, зуд, покалывание и т.д. Эти ощущения объясняют то, почему ученик, идя к доске, тщательно трет нос, одергивает костюм, почему мел дрожит в его руке и падает на пол, почему во время контрольной кто-то запускает всю пятерню в волосы, кто-то не может прокашляться, а кто-то настойчиво просится выйти.
Если состояние тревоги повторяется, если ребенок не находит способа справиться с ним, эти внутренние проявления могут перерасти в симптомы серьезных нарушений.
Поведенческие признаки тревоги еще более разнообразны, причудливы и неожиданны, чем соматические. Отвечая у доски, девочка теребит и мнет свою одежду. Во время контрольной мальчик качается на стуле, вот-вот упадет, а сам даже не замечает этого. Иногда напряжение тревожного ожидания так велико, что человек невольно сам причиняет себе боль. Отсюда – изгрызенные ногти, исцарапанные руки, неожиданные удары, падения. Во избежание неприятностей ребенок порой прибегает к вранью, фантазиям, становится рассеянным, забывчивым. Но чаще такое поведение отражает не саму тревогу, а тщетные попытки справиться с ней.
Защитные механизмы
Эмоция тревоги отличается смутностью, неопределенностью. У детей, конфликт которых носит хронический характер, это чувство неопределенности особенно сильно. Не понимая причину тревоги, ребенок не может найти выход из положения.
Страх, ритуальные действия, фантазии, односторонние увлечения, агрессивное поведение, апатия, заболевание – это ряд способов, с помощью которых дети уходят от тревожных переживаний и, таким образом, приспосабливаются к жизни в условиях хронического душевного конфликта. Главное, что объединяет эти способы, – их не конструктивность. Такие неконструктивные способы защиты от тревоги привязывают к себе человека, не дают ему освободиться, вырваться за пределы порочного круга, который он сам же начертил.
Ни один из этих способов поведения не дает настоящего освобождения от тревоги. Можно предупредить опасность ритуалом, но, обрастая страхами, ритуал засасывает человека в болото мнимых угроз и столь же воображаемых защит. Можно уйти в мир фантазий, но, в конце концов, потеря контакта с реальностью только усугубит конфликтную ситуацию. Можно создать себе отдельный безопасный мирок, но в нем не будет ни друга, ни любви, ни возможности как-то раскрыть себя. Можно противопоставить себя людям и утверждать себя силой, но, в конечном счете конфликт с обществом неизбежно приведет к еще большей тревоге.
Можно уйти от сложностей жизни с помощью таких болезненных реакций, которые облегчают конфликты ребенка с близкими людьми, но это значит обречь себя на болезнь, т.к. любое улучшение самочувствия будет означать нарастание тревоги.
Тревога и учебная деятельность
Само многообразие школьной жизни – в ней есть и учеба, и игра, и труд, и спорт, и общение с друзьями – позволяет надеяться, что школа смогла бы стать для тревожного ребенка местом обретения себя. Практика показывает, что часто школа лишь усугубляет тот эмоциональный дискомфорт, который был создан в семье.
Чувство тревоги неизбежно сопровождает учебную деятельность ребенка в любой, даже самой идеальной школе. Вообще никакая активная познавательная деятельность человека не может не сопровождаться тревогой. Ведь сама ситуация познания чего-то нового, неизвестного, ситуация решения задачи, когда нужно приложить усилия, чтобы непонятное стало понятным, всегда таит в себе неопределенность, противоречивость, а следовательно, и повод для тревоги. Полностью снять тревогу можно, устранив все трудности познания, что невозможно, да и не нужно. И учение, и развитие личности младшего школьника наилучшим образом протекают не тогда, когда тревога близка к нулю, а когда она находится на оптимальном уровне, и когда ребенок обучен адекватным способам борьбы с нею.
Следовательно, задача учителя заключается не в том, чтобы полностью изгнать тревогу и добиться абсолютного душевного спокойствия детей, а в том, чтобы, во-первых, удержать тревогу не выше определенного уровня, а во-вторых, дать младшему школьнику средство конструктивного преодоления ее, не допуская развития примитивных форм защиты.
Пути преодоления тревоги
Определенный уровень тревоги все же необходим для мобилизации эмоциональных, интеллектуальных и волевых ресурсов человека. Важнейшее качество, придающее тревоге конструктивность – умение анализировать тревожную ситуацию, спокойно, без паники разобраться в ней. С этим тесно связано умение анализировать и планировать собственные поступки.
“Неумение планировать собственные действия даже в простейших ситуациях – беда многих школьников. Чаще всего они приходят из таких семей, где родители контролируют каждый шаг. Как только внешнего контроля нет, эти дети оказываются совершенно беспомощными, а от этой беспомощности неадекватными, неуспешными. Не обучая детей способам саморегуляции, мы оставляем их беззащитными перед лицом не только серьезного жизненного конфликта, но и любой сколько-нибудь значительной трудности.”
Младших школьников нужно знакомить и с трудностями, и с неудачами, но самое главное – нужно знакомить их с путями преодоления этих трудностей. Тревога становиться конструктивной, если человек понимает, что любая ошибка, совершена ли она при решении школьной задачи или в реальной жизни – это не катастрофа, а стимул для дальнейшего поиска, и опыт ошибок и неудач в жизни человека играет не меньшую роль, чем опыт побед и радостных переживаний. Страшны не ошибки, страшен отказ от поиска, отказ от активности.
Чувство тревоги из препятствия может превратиться в источник их успеха. Это возможно только при прочной, надежной, не тревожной основе – глубинной уверенности в мире и в себе; при владении определенными навыками и умениями. У маленького ребенка таких навыков еще нет. Поэтому чем меньше ребенок, тем больше надо заботиться о снижении его тревоги.
Отличить конструктивную тревогу от деструктивной не так просто, здесь нельзя ориентироваться только на формальные результаты учебной деятельности. Если ребенок под влиянием тревоги начинает лучше учиться, это еще не значит, что его эмоциональные переживания конструктивны. Если тревога просто подхлестывает школьника, заставляет его напрягать все силы, то недолгий успех обернется скорым поражением. На смену эмоциональной неустойчивости придут вялость и безразличие.
Как правило, чем выше тревога, тем успешнее младшие школьники справляются с простыми заданиями, но тем труднее для них любое сколько-нибудь сложное и новое дело, требующее самостоятельности, инициативы и смекалки. Как только школьная жизнь, не говоря уже о жизни вне школы, предложит ребенку чуть более сложные задачи, его неуверенность в себе, боязнь совершить ошибку, недоверие к собственным возможностям моментально всплывут на поверхность, и его деятельность начнет катастрофически распадаться. Критерием конструктивности тревоги служат умение дать себе отчет в ее причинах, не растеряться, не впасть в отчаяние в сложной, запутанной ситуации, наметить разумные пути к выходу из положения.
Источник