Эмоциональная стабильность дошкольника это

Формирование у детей эмоциональной стабильности

Шостак Анна
Формирование у детей эмоциональной стабильности

У детей значительно чаще, чем у взрослых, возникают различные патологические, но обратимые психические расстройства, вызванные стрессом, длительным нервным напряжением и т. д. Медицинская практика показывает, что многие такие нарушения со временем самопроизвольно излечиваются, другие же требуют серьезной терапии. «Нервность в детском возрасте, будучи неизлеченной, писал В. Н. Мясищев, закрепляется. И человек несёт невротический гнёт или предрасположенность к этой болезни через всю жизнь».

Почему психика одного ребёнка развивается нормально, а с другим ребёнком возникают различные проблемы? Почему это случается? – главный вопрос, стоящий перед родителями и воспитателями.

Известно, что главным источником информации о мире, о себе и другом служат для ребёнка взрослые, которые в буквальном смысле «определяют», кто он.

Семья с её своеобразным психологическим климатом оказывает решающее влияние на эмоциональное самочувствие ребёнка, формирование нравственных черт характера и процесс социализации. Наиболее существенными факторами, влияющими на социально-эмоциональное развитие ребёнка,являются:

– атмосфера в семье;

– наличие эмоционального контакта ребёнка с родителями;

– позиция ребёнка в структуре семьи;

На первых этапах развития ребёнка особенно важным является его взаимодействие с матерью: физиологическую потребность в пище при отсутствии молока можно удовлетворить и бутылочкой, но лучшим способом внушить ему ощущение безопасности, стимулировать его рост и обеспечить гармоничное психическое развитие – это проявлять материнскую любовь и ласку. Отсутствие эмоциональной связи с матерью – главная причина задержки психического развития детей. Если ребёнка любят по-настоящему, ласкают и говорят нежные слова, это позитивно влияет на развитие его мозга, ребёнок развивается быстрее, он менее пуглив, чем те дети, которыми не занимаются.

Эмоциональный мир ребёнка постепенно обогащается. На протяжении дошкольного и школьного возраста повышается устойчивость и сила эмоций, а характер их постоянно усложняется. Дети одинаково хорошо воспринимают все четыре основные эмоции (радость, гнев, страх и горе). Это указывает на то, что узнавание эмоций является важным аспектом восприятия окружающих. Неумение понять и направить в нужное русло эмоции детей может обусловить грубейшие ошибки в их воспитании. Ребёнок сначала развивается как эмоциональное существо, а после снижения остроты психоэмоциональных переживаний на передний план выступают поведенческие аспекты. В них-то и могут наблюдаться отклонения.

Для детей дошкольного возраста ведущими нарушениями психического развития являются расстройства поведения. Они проявляются признаками невнимательности, импульсивности, повышенной отвлекаемости на посторонние сигналы. Кроме того, расстройства поведения могут выражаться в том, что дети проявляют тревогу, нервность, склонны отвечать на угрозу, высмеивание или оскорбление уходом или плачем. Часто обижаемый ребёнок отличается низкой самооценкой и воспринимает себя неудачником.

Ребёнку необходимо помогать выражать свои чувства, учить снимать эмоциональное напряжение. Если ребёнок имеет возможность обсудить свои эмоции в беседе со взрослым, он начинает правильно осознавать ситуацию и испытываемые им переживания. Но когда этого не происходит, и ребёнок слышит сплошные замечания, нотации и требования, у него формируется противоречивость чувств. К примеру, если взрослые, к которым ребёнок испытывает чувство любви и привязанности, проявляют к нему невнимательность, то у него возникает обида. Если такая ситуация возникает, часто она становится причиной повышенной тревожности, заниженной самооценки, гипердинамических и других нервно-психических нарушений у ребёнка.

Известно, что умение радоваться облегчает человеку жизнь, делает её менее будничной. Повторяющаяся радость способствует формированию мотивации достижения труднодостижимых целей, уверенности и мужеству.

Если ребёнок плачет, оставленный один, а его потом наказывают за плач, вызывая его страдания, это может стать условным возбудителем его страха. Впоследствии ребёнок, испытывая страдания, всегда будет бояться. Он будет жить в страхе перед новыми ситуациями и неопределенностью.

Демонстративное презрение или безразличие к ребёнку, когда он плачет, может вызвать и привычку «сгорать от стыда» даже при одном упоминании о ситуации, вызвавшей плач. В этом случае страдание становится возбудителем стыда, а переживание страдания и стыда делает ребёнка тревожным, боязливым, застенчивым. Часто переживаемые страдания, связанные со стыдом, порождают у ребёнка неуверенность, робость и даже презрение к самому себе.

Ранний отрыв ребёнка от матери, инфантильное поведение родителей являются главными причинами формирования у него тревожности как черты характера.Проявления тревожности бывают разными: она может проявляться как трусость, мнительность, робость, осторожность, боязнь ответственности. Нередко родители начинают дергать ребёнка из стороны в сторону, то проявлять к нему отстраненное бесчувствие, то беспокоиться за малейшее проявление инициативы с его стороны. Это никак не способствует развитию у него чувства слитности со своим окружением, порождая в нём всё большую тревожность, что, в свою очередь, ведёт к заниженной самооценке, которая делает проблемной социальную адаптацию ребёнка. Ребёнок переживает тревогу как тягостное состояние, поэтому, чтобы избавиться от этого состояния, он может протестовать, быть агрессивным, отвергать предъявляемые ему требования. Такое поведение снимает его тревогу, так он отстаивает себя, свои прихоти, закрепляет свой способ социальной защиты. Такой стереотип поведения, формирующийся в раннем детстве, может закрепиться и проявляться и в более позднем возрасте. Кроме того, ребёнок, испытывающий тревогу, может привязаться к кому-то из взрослых или к одному из своих сверстников, который сам пробивает себе дорогу и является авторитетов в детской среде. Такой «союз» временно снимает тревогу ребёнка, однако, стоит потерять это прикрытие, и тревожность возвращается снова.

Читайте также:  Одичавшее чувство 7 букв

Таким образом, мы видим, что любое непродуманное действие взрослых способно породить в ребёнке различные негативные эмоциональные и поведенческие реакции, которые будут формировать его характер, а затем проявляться в будущем. Именно поэтому важно знать психические особенности ребёнка в различные периоды его онтогенеза, чтобы вовремя и адекватно оказать ребёнку помощь, понять и принять его.

Особое значение в развитии детей имеют адекватные возрасту и уровню интеллекта ребёнка сказки. Сказки, где действуют контрастные персонажи, наделенные положительными или отрицательными персонажами, где добро побеждает зло, вносят неоценимый вклад в развитие детской психики, помогают плавной адаптации к реальной жизни. Герои народных сказок поступают определенным образом, имеют стабильную нравственную характеристику и демонстрируют устойчивые модели поведения и поступков. Ребёнок идентифицирует себя с тем или иным сказочным персонажем. При этом его переживания и чувства являются своеобразным толчком к развитию у него индивидуальных мыслительных способностей и формированию морально-нравственных качеств. Особенно остро реагируют на сказки мягкосердечные, задушевные дети, у которых все их переживания отчётливо отражаются на лице, в мимике. Для них характерна слезливость, они плачут, слушая сказку, пересказывая кинофильм с печальным концом. Так же легко у них появляются слезы радости, растроганности, умиления. Особая чувствительность натуры таких детей ведёт к тому, что душевные потрясения оказывают на них болезненно глубокое воздействие и могут вызвать реактивную депрессию.

До 80% информации дети воспринимают по жестам окружающих, интонациям голоса и только 20% со слов. Ребёнок понимает наши слова буквально,и поэтому ни в коем случае нельзя ему кричать: «Ты что наделал! Убью, если еще раз увижу…» Вы скоро забудете о своей угрозе, а он будет ждать расправы. И это страшно! Подчинение ребёнка воле родителя или воспитателя дезорганизует его мыслительные процессы, тормозит развитие интеллекта и воли.

Особенно чревато негативными последствиями так называемое «маятниковое» воспитание, когда ребёнок попеременно испытывает преувеличенную строгость и мягкое, ласковое обращение. В этом случае ребёнок обречен на постоянные метания и неуверенность: исполнят его желание или наложат на него запрет. В итоге у него вырабатывается враждебность к тому из воспитателей, который проявлял строгость. Если один и тот же воспитатель «качается» подобно маятнику между тем и другим, то у ребёнка возникает чувство «ненависти-любви» к этому взрослому, его психика травмируется.

Удовлетворение разумных и насущных потребностей ребёнка, ощущение им своей психологической защищенности (состояния, не порождающего неуверенности и страха) определяют не только эмоциональное и физическое самочувствие, но и являются непременным условием нормального развития детской личности.

Есть еще одно явление человеческой жизни, оказывающее влияние на формирование эмоциональной стабильности психики. Это страдание. «Чтобы уметь радоваться, сначала нужно научиться страдать», писал И. С. Тургенев. Страдание в меру приносит пользу. Очень важно, чтобы дети научились правильно распознавать его причины и оказывать им соответствующие противодействия. «Управляй своим настроением, ибо оно, если не повинуется, то повелевает» гласит латинское изречение. Нужно научить детей не бояться страдания, ведь чаще человек страшится не самого страдания, а боязни его. Когда взрослые предпринимают активные попытки уменьшить воздействие негативных стимулов, вызывающих страдание ребёнка, им удаётся его успокоить. Ребёнок будет больше доверять другим людям, с большей вероятностью станет честным, готовым прийти на помощь, научится сострадать, у него будет гораздо больший запас «прочности».

Читайте также:  Чем полезен стресс для организма человека

В условиях нездоровой нравственно-психологической атмосферы в семье дети всегда страдают первыми.На этой почве у них возникают различные психоневротические расстройства: тики, энурезы, заикание, страхи, потеря аппетита и т. д. Уродливое воспитание не только не формирует и не развивает детскую личность, но и подрывает психическое и соматическое здоровье ребёнка еще в начале его жизненного пути. Как отмечал Михаил Булгаков, «Инъекция нравственности делается только в детстве». Нужно помнить, что нравственная целостность и моральные устои закладываются с детства. Позже они станут внутренним фундаментом ребёнка в приобщении к миру культуры, труда, к достижению поставленной цели высоконравственным путем, самоотверженно, честно и открыто.

По материалам книги В. Н. Дружинина «Психическое здоровье детей»

Источник

Формирование личности дошкольника через эмоциональную стабильность
статья (старшая группа) на тему

Задача гармоничного развития детей дошкольного возраста предполагает не только определенный уровень развития широкого круга знаний и умений, способов овладения различным содержанием, но и обязательно достаточно высокий уровень развития его эмоциональной сферы.

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников и младших школьников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.

Скачать:

Вложение Размер
formirovanie_lichnosti_cherez_emocionalnuyu_stabilnost.doc 39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование личности через эмоциональную стабильность

Дошкольное детство — это время достижений и проблем не только одного ребёнка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей. На протяжении всего дошкольного периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей. В этом возрасте развиваются у детей элементарные представления о добре, отзывчивости, взаимопомощи, дружелюбии, внимании к взрослым и сверстникам, поэтому задача развития и воспитания детей данного периода жизни – воспитание доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, общению.

Задача гармоничного развития детей дошкольного возраста предполагает не только определенный уровень развития широкого круга знаний и умений, способов овладения различным содержанием, но и обязательно достаточно высокий уровень развития его эмоциональной сферы.

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников и младших школьников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.

При всей кажущейся простоте, распознавание и передача эмоций — достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний и определенного уровня развития.

С возрастом меняется не только способ выражения разных эмоций, но и сами вызывающие их ситуации. Маленький ребенок часто сердится, когда его заставляют одеваться и умываться. Причины, вызывающие гнев дошкольника, уже более утонченные – например, насмешки товарищей или проигрыш в соревновании.

Еще одна особенность эмоционального развития состоит в том, что в раннем детстве эмоции выражаются непосредственно, а позже эмоциональное поведение становится более адаптивным. Так, до года гнев ребенка проявляется почти исключительно криком и плачем, т.е. в форме эмоциональной вспышки, тогда как к 4-м годам – в форме агрессии, направленной на определенного человека или на какой-то предмет.

Важный компонент зрелости – эмоциональный контроль. Он выражается в способности подавлять бурные проявления эмоций и вести себя разумно в ситуациях, вызывающих сильные переживания. Эмоциональный контроль – это способность не только подавлять чувства, но и использовать их в качестве мотивации продуктивного поведения. Развитие эмоционального контроля может идти разными путями. Любая эмоция, способная привести к асоциальному или аморальному поведению, потенциально опасна для индивида тем, что такого рода поведение подвергается общественному порицанию или даже наказанию. Адаптация к подобной угрозе может принимать либо здоровую, либо нездоровую форму. Здоровая форма адаптации заключается в том, чтобы со всей полнотой переживать эмоциональные ситуации и в дальнейшем использовать полученный опыт, для формирования социально значимых ценностей.

С возрастом меняются взгляды ребенка на мир и отношения с окружающими. Способность сознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается. Её необходимо развивать.

Только психологически грамотное сопровождение естественного развития ребенка обеспечит максимальную реализацию всех имеющихся у него возможностей, позволит избежать многих трудностей и отклонений в ходе его психического и личностного развития.

Помимо этих проблем, существование комплекса личностных характеристик, является предпосылкой появления психосоматических заболеваний, которые в XXI веке заметно потеснили все остальные вследствие повышенного темпа жизни, увеличения эмоциональных перегрузок. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы очень актуальна и важна.

Исходя из этого, программа эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста по которой работаем, предполагает ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помочь прожить определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно обозначает, и дать ему словесное наименование.

На занятиях ребенок учится понимать и выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации. Развивается умение ставить себя на место другого человека, в известной мере представлять и ощущать его чувства и переживания. Это наполняет более глубоким содержанием чувство сострадания, сопереживания, являющееся вместе с совестливостью мерилом человеческой отзывчивости и благодарности. Умение предвидеть, прогнозировать и чувствовать себя на месте других людей создает основу для принятия и проигрывания межличностных ролей.

В интеллектуальной сфере необходимо дать детям представление о приоритетах толерантности, принципах отношений с людьми. При этом применяется, прежде всего, метод убеждения. Убеждение предполагает разумное доказательство необходимости толерантного поведения. Убеждение как метод в воспитательном процессе реализуется через различные формы: игры-занятия, созданные на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях, сочинение сказок и историй самими детьми, инсценировки сказок.

К 6 годам завершается для современных детей период дошкольного детства. Будем надеяться, что одна из основных задач родителей и педагогов выполнена — заложено помимо необходимых знаний и умений гуманное, человеческое начало в формирующейся личности ребенка.

Это означает, что дети 6 лет:

1. естественно (безболезненно) проходят фазы своего развития и решают закономерные возрастные проблемы;

2. испытывают чувства привязанности, нежности и любви в ответ на аналогичные чувства родителей, педагогов, сверстников;

3. реализуют свою потребность в авторитете и уважении, понимании со стороны близких и значимых для них лиц;

4. обладают устойчивым чувством «я», уверенностью и активностью, адекватной самооценкой, в том числе уровнем притязаний и возможностей;

5. способны к сопереживанию;

6. контактны и общительны, стремятся к взаимодействию со сверстниками и взрослыми.

Все эти приобретения личности — результат нашего разумного воспитания и любви к детям.

Воспитание приносит плоды только в том случае, когда оно осуществляется в правильном эмоциональном фоне, когда педагог сочетает требовательность и доброту.

В результате дети знают, что все люди отличаются друг от друга внешностью и поведением, но обладают и схожими чертами (строение тела, эмоции); им знакомы способы эмоциональной поддержки сверстника, взрослого; они понимают, что причинами конфликта могут быть противоположные интересы, чувства, взгляды, и имеют представление о возможных способах разрешения конфликтов. Дети могут понимать друг друга, осознавать собственную ценность и ценность других людей; проявлять эмпатию и толерантность; сознавать, какое чувство испытывают другие по отношению к их поступкам; выражать свои чувства и понимать чувства другого; находить конструктивное решение конфликта.

В заключение важно подчеркнуть: дошкольный возраст сенситивен для социального познания в связи с бурным развитием восприятия, памяти, мышления, воображения, речи ребёнка, стабилизацией его эмоционально-волевой сферы. Эти психологические достижения позволяют не только эффективно вписываться в мир людей, но и активно его осваивать.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ В ПОМОЩЬ ВОСПИТАТЕЛЯМ ДЛЯ РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ .

«Формирование и развитие духовно – нравственных основ личности дошкольников через игровую деятельность» «Без игры нет, и не может быть полноценного развития.Игра – это огромное светлое окно.

из опыта работы.

Дошкольный возраст, яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. В этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы. .

Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем о.

Конкурс работ на тему: «Осенние фантазии». Конструирование из природного материала поделок в процессе НОД и дома с родителями. Как итог — выставка работ в районной библиотеке и участие в осе.

В данной статье предложены формы работы с детьми дошкольного возраста в направлении развития эмоционально-волевой сферы.

Источник

Читайте также:  Настроение то вверх то вниз
Оцените статью